Жизненно важные потребности по маслоу. Суть теории мотивации (пирамиды) Маслоу

«Пирамида Маслоу» — неофициальное название теории мотивации, разработанной в 1950-е годы ХХ века выдающимся американским психологом (1908-1970).

В основе теории мотивации (пирамиды) Маслоу лежит тезис о том, что поведение человека детерминировано рядом базовых потребностей, которые можно выстроить в определенной иерархии. С точки зрения Маслоу, эти потребности являются универсальными, т.е. объединяют всех людей независимо от цвета кожи, национальности, стиля жизни, привычек, манеры держаться и прочих внешних проявлений. Иерархия потребностей у Маслоу выстроена по принципу насущности их удолетворения для человека.

1. Физиологические потребности

Самые насущные, самые мощные из всех потребностей. Человек, живущий в крайней нужде, обделенный всеми радостями жизни, согласно теории мотивации Маслоу , будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический, а не эмоциональный голод. По мнению Маслоу, если в организме доминируют физиологические позывы, то все остальные потребности могут даже не ощущаться человеком. Желание писать стихи, приобрести автомобиль, интерес к родной истории, страсть к желтым ботинкам — на фоне физиологических потребностей все эти интересы и желания либо блекнут, либо пропадают вовсе, т.к. человека, чувствующего смертельный голод, не заинтересует ничего, кроме еды.

2. Потребность в безопасности

После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в стабильности, защите, свободе от страха, тревоги и хаоса, в порядке, законе, ограничениях). Согласно теории мотивации Маслоу , эти желания также могут доминировать в организме и узурпировать право на организацию человеческого поведения. Как отмечает Маслоу, потребность в безопасности здорового и удачливого представителя нашей культуры, как правило, удовлетворена. В нормальном обществе, у здоровых людей потребность в безопасности проявляется только в мягких формах, например, в виде желания устроиться на работу в компанию, которая предоставляет своим работникам социальные гарантии и т.п.В самом общем виде потребность в безопасности и стабильности обнаруживает себя и в консервативном поведении (большинство людей склонно отдавать предпочтение знакомым и привычным вещам). В свою очередь, как указывает Маслоу, неожиданно возникшая угроза хаоса у большинства людей вызывает регресс мотивации с высших ее уровней к уровню безопасности. Естественной и предсказуемой реакцией общества на такие ситуации бывают призывы навести порядок, причем любой ценой, даже ценой диктатуры и насилия.

3. Потребность в принадлежности и любви

После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности удовлетворены, согласно теории мотивации Маслоу, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей, жаждет теплых, дружеских отношений. Ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека. Стремительное развитие в современном мире разнообразных групп личностного роста, а также клубов по интересам, по мнению Маслоу, в какой-то мере продиктовано неутоленной жаждой общения, потребностью в близости, в принадлежности, стремлением преодолеть чувство одиночества. Невозможность удовлетворить потребность в любви и принадлежности, с точки зрения Маслоу, как правило, приводит к дезадаптации, а порой и к более серьезной патологии.

4. Потребность в признании

Каждый человек, по мнению Маслоу, (за редкими исключениями, связанными с патологией), постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств. Каждому из нас необходимы как уважение окружающих нас людей, так и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня Маслоу разделил на два класса. В первый класс входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей автор включил потребность в репутации или престиже, т.е. в завоевании статуса, внимания, признания, славы. Удовлетворение всех этих потребностей, согласно теории мотивации Маслоу , порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, собственной значимости и силы. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы.

5. Потребность в самоактуализации (самореализации)

Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности удовлетворены, по мнению Маслоу, человек вскоре вновь почувствует неудовлетворенность — оттого, что он занимается не тем, к чему предрасположен. Если человек хочет жить в мире с собой, он обязан быть тем, кем он может быть. Эту потребность Маслоу назвал потребностью в самоактуализации. В понимании Маслоу самоактуализация — это стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций. Это стремление можно назвать стремлением к идиосинкразии, к идентичности. Это наивысшая потребность человека, согласно иерархии потребностей Маслоу . Как правило, человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности всех нижележащих уровней.

В своих более поздних работах, изданных в 1960-70-е годы, Маслоу относит потребность в самоактуализации не к базовым потребностям, а к более высокой категории потребностей, которые он описал как «потребности (личностного) роста» (их также называют «ценностными» или «бытийными потребностями», либо «метапотребностями»). В этот список вошли также потребность в понимании и познании (когнитивная потребность) и потребность в прекрасном (эстетическая потребность), которые ранее упоминались вне основной иерархии, а также потребность в игре.

Предпосылки удовлетворения потребносте й

Маслоу выделяет ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей: свобода слова и самовыражения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком. Эти условия, по его мнению, нельзя отнести к разряду конечных целей, но люди часто ставят их в один ряд с базовыми потребностями. Как пишет Маслоу, люди ожесточенно борются за эти права и свободы именно потому, что, лишившись их, они рискуют лишиться и возможности удовлетворения своих базовых потребностей.

Мера жесткости иерархии

Маслоу отмечает, что иерархия потребностей вовсе не так стабильна, как это может показаться на первый взгляд. Базовые потребности большинства людей, в общем виде, подчиняются описанному порядку, но встречаются и исключения. У некоторых людей, например, потребность в самоутверждении проявляет себя как более насущная, чем потребность в любви. Это самый распространенный случай реверсии.

Мера удовлетворенности потребности

Ошибочно думать, что возникновение новой потребности возможно только после стопроцентного удовлетворения нижележащей. Как пишет Маслоу, процесс актуализации потребностей не внезапный, не взрывной, скорее следует говорить о постепенной актуализации более высоких потребностей, об их медленном пробуждении и активизации. Например, если нижележащая потребность А удовлетворена только на 10 %, то потребность более высокого уровня В может не обнаруживаться вовсе. Однако, если потребность А удовлетворена на 25 %, то потребность В «пробуждается» на 5 %, а когда потребность А получает 75 %-ое удовлетворение, то потребность В может обнаружить себя на все 50 % и так далее.

Замечания и комментарии FORMATTA

А была ли пирамида?

Образ пирамиды, широко распространенный во всем мире для иллюстрации теории мотивации Маслоу , в действительности является далеко не бесспорным. Сам Маслоу в своих работах о пирамиде не упоминает (ни в словесной, ни в изобразительной форме).

Напротив, в трудах Маслоу встречается иной визуальный образ — спираль (Маслоу так пишет о переходе индивида к потребностям более высокого уровня: «мотивационная спираль начинает новый виток»). Образ спирали, несомненно, лучше отражает основные постулаты теории мотивации Маслоу: динамичность, развитие, плавное «перетекание» одного уровня в другой (в противовес статичности и строгой иерархичности пирамиды).

Статья является реферативным изложением книги Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.) 
N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999, терминологическая правка В.Данченко, Киев: PSYLIB, 2004. Цитаты приводятся без кавычек, максимально близко к оригиналу.


Американского психолога 20-го века, до сих пор имеют огромный вес в психологии, педагогике, менеджменте, экономике и ее ответвлениях.

Наиболее известен он как создатель знаменитой пирамиды потребностей, каждая ступень которой обозначает определенную группу нужд человека.

В расширенной версии пирамиды Маслоу — 7 уровней , а в базовой — 5 уровней . Также существуют разработки других специалистов, основывающиеся на идеях Маслоу, например модель Хендерсон, включающая 14 потребностей . Расшифровка уровней будет представлена ниже.

Теория Маслоу — кратко

Что такое пирамида в теореме Маслоу?

Психологи и психотерапевты начала и середины 20-го века были нацелены преимущественно на исследование отклонений от нормы , а сферы, связанные с изучением психически здоровых людей, их потребностей, трудностей, особенностей развития, изучались не столь активно.

Абрахам Маслоу (на фото) был одним из тех исследователей, которые работали в области изучения психической нормы и всего, что с ней связано.

Абрахам родился в семье еврейских эмигрантов в 1908 году, и его детство было тяжелым: он был изгоем среди сверстников из-за ярко выраженных еврейских черт во внешности и большую часть свободного времени проводил за чтением книг.

Тяга к знаниям во многом помогла Абрахаму: он стал одним из наиболее выдающихся учеников в школе, а после поступил в юридический колледж. Но юристом ему было стать не суждено: он, осознав свою любовь к психологии, сменил учебное заведение.

Первоначально Абрахама привлекали идеи , но позднее он заинтересовался другими подходами и основал гуманистическую психологию.

Первая концепция потребностей человека была изложена Абрахамом Маслоу в начале 40-х годов 20-го века, но позднее он несколько раз возвращался к ней и дорабатывал .

Первоначально, описывая человеческие потребности, американский социолог Маслоу выделил ряд наиболее существенных и рассортировал их по уровням (см. картинку), в зависимости от степени важности для комфортного существования .

Если человек не удовлетворит должным образом более «низкие» потребности, не сможет полноценно удовлетворить «высокие» и в принципе может не почувствовать, что это необходимо делать. Сложно иметь потребность наслаждаться красивыми картинами, если постоянно голодаешь.

Позднее, по мере доработки, концепция стала более совершенной и получила два дополнительных уровня высших потребностей.

Классификация потребностей

Таблица с классификацией потребностей по Маслоу (7 уровней):

Уровни Описание Примеры потребностей, относящихся к каждому уровню
Первый Физиологические (витальные) потребности : те, которые необходимо удовлетворять для продолжения жизнедеятельности.
  • Дыхание: потребность в чистом воздухе.
  • Пища , причем такая, которая полностью удовлетворит потребность человека в калориях, полезных веществах и позволит ему заниматься привычной деятельностью.
  • Выделение : мочеиспускание, дефекация необходимы для удаления из организма ненужных и токсических веществ.
  • Сон: 7-9 часов сна необходимы каждому взрослому человеку в сутки. Отдых также необходим.
  • Реализация сексуального желания , которое тесно связано с естественной гормональной активностью.
Второй Нужда в безопасности , материальные потребности.
  • Гигиена : возможность быть чистым, опрятным.
  • Нужда в одежде : наличие одежды по сезону позволяет поддерживать температуру тела в норме и защищать здоровье.
  • Поддержание здоровья: наличие возможности обратиться к доктору, взять больничный, купить медикаменты и так далее.
  • Возможность избегать стрессовых ситуаций, различных опасностей , начиная от глобальных и заканчивая умеренными. Большинство людей стремятся жить спокойно и безопасно.
  • Потребность иметь крышу над головой.
  • Необходимость быть уверенным в собственном будущем : к примеру, нужда в получении достаточной пенсии в старости.
Третий Социальные потребности , стремление ощущать общность.
  • Семья, любовь, дружба. Возможность иметь близких людей и свободно общаться с ними, получать их поддержку, чувствовать себя любимым очень важна.
  • Нужда быть принятым. Люди, которых не принимает их микросоциум, ощущают себя несчастными.
Четвертый Потребность в уважении , в признании собственных достижений, стремление к престижности .
  • Собственная значимость. Человеку важно чувствовать себя полноценным членом общества, тем, кто смог достичь успеха.
Пятый Потребность в саморазвитии, в познании. Первая ступень духовных потребностей .
  • Возможность понять смысл жизни , найти новые смыслы в кризисные периоды.
  • Познание и саморазвитие (физическое развитие, моральное, интеллектуальное).
Шестой Эстетические потребности . Вторая ступень духовных потребностей .
  • Нужда найти гармонию, прекрасное в мире , иметь возможность насладиться красотой природы и художественных произведений.
  • Возможность создать прекрасное самостоятельно.
Седьмой Нужда в самоактуализации. Наивысшая потребность, также относится к духовным .
  • Достичь жизненных целей, полностью реализовать собственный потенциал. Маслоу считал, что до этой ступени потребностей добираются не более 2% людей.

Эти уровни как раз и представляют собой ту самую лестницу или диаграмму потребностей, с которой большинство людей ассоциируют Абрахама Маслоу. Первоначально в ней было только пять первых уровней, но после доработки их стало семь .

При этом пятиуровневая пирамида все еще активно используется, поскольку до шестого и седьмого уровня добирается не очень большое количество людей.

Рисунок иерархической шкалы потребностей по Маслоу — 7 уровней:

В медицине и сфере ухода за людьми распространена следующая модель, созданная Вирджинией Хендерсон на основе потребностей Маслоу и имеющая 14 потребностей, которые необходимо удовлетворять в повседневной жизни:

  1. Возможность полноценно дышать.
  2. Есть и пить в достаточном количестве.
  3. Испражняться.
  4. Нужда двигаться, изменять положение.
  5. Достаточно спать и регулярно отдыхать.
  6. Надевать и снимать одежду, иметь возможность подобрать ее.
  7. Поддерживать телесную температуру.
  8. Ухаживать за чистотой тела.
  9. Поддерживать собственную безопасность и не быть угрозой для окружающих.
  10. Комфортно общаться.
  11. Касается религиозных людей: соблюдать каноны религии, совершать нужные обряды.
  12. Иметь любимое дело и посвящать ему время регулярно.
  13. Развлекаться.
  14. Удовлетворять познавательные потребности.

Эта модель учитывается при работе с пациентами, в особенности с теми, которые требуют ухода, поддержки.

Первичные и вторичные

Первичные потребности — группа врожденных нужд, потребность удовлетворять которые в том или ином виде присутствует уже с момента появления на свет.

Главной опорой, своеобразным фундаментом для всех остальных потребностей являются физиологические нужды : те, благодаря которым человек имеет возможность продолжать жизнедеятельность. Если их прекратить удовлетворять, человека ждет гибель.

А их недостаточное удовлетворение приводит к возникновению соматических и психических отклонений, способных значительно сократить продолжительность жизни и ухудшить ее качество.

Также первичными являются потребности, которые находятся на второй ступени пирамиды Маслоу: нужда в безопасности, желание быть уверенным в том, что в будущем не произойдет ничего плохого. Эту группу потребностей еще называют экзистенциальными .

В основе вторичных потребностей лежат те нужды, которые возникают у человека под влиянием внешних факторов. Они не являются врожденными.

На формирование вторичных потребностей влияют:

К вторичным потребностям относятся:

  1. : желание быть принятым обществом, иметь тесные социальные связи, любить и быть любимым, ощущать общность, причастность к общему делу.
  2. Престижные: стремление добиться успеха, ощущать уважение окружающих, зарабатывать больше и так далее.
  3. : желание познать себя и мир вокруг, развиваться интеллектуально, физически, морально, наслаждаться прекрасным и создавать его, добиться всех поставленных целей и полностью раскрыть внутренний потенциал.

По мере развития у человека могут возникать новые вторичные потребности.

Нарушенные

— нужды, которые человек не в состоянии удовлетворить по каким-либо причинам.

Продолжительное неудовлетворение потребности может привести к серьезным отклонениям в психическом здоровье.

А если не удовлетворяются витальные потребности, то и в физическом, вплоть до летального исхода .

Наиболее пристально тему нарушенных потребностей рассматривают в контексте помощи людям с серьезными соматическими заболеваниями, которые по состоянию здоровья не могут обеспечивать себе уход.

Эту тема включена в программы медицинских и некоторых педагогических учебных заведений, курсов по обучению сиделок .

Задача человека, который ухаживает за больным, — выявить, какие потребности он не способен удовлетворять, и помочь ему: к примеру, обеспечивать чистоту тела, беседовать, читать вслух книги, помогать менять позу, кормить, давать лекарства.

Если больной не может должным образом объяснить, что ему требуется, человеку, который будет о нем заботиться, важно расспросить его родственников , ознакомиться с рекомендациями лечащих врачей и с медицинской картой, оценить обстановку в доме и общее состояние больного.

Даже относительно мобильные старики не всегда могут полностью удовлетворять свои потребности из-за проблем со здоровьем.

Поэтому важно, чтобы родственники интересовались их состоянием и помогали по мере возможности: устанавливали поручни и нескользящие покрытия в ванной комнате, приносили покупки, беседовали, выходили вместе с ними на прогулку.

В некоторых случаях нарушение потребностей наблюдается у людей, которые не имеют серьезных соматических заболеваний.

Часто это свидетельствует о наличии у человека психической болезни , например , при которой сил на выполнение элементарных действий может не быть.

В таких случаях важно как можно скорее обратиться к психотерапевту.

Своевременное удовлетворение потребностей даст возможность человеку чувствовать себя комфортно и получать удовольствие от жизни , поэтому важно чаще заботиться о себе и об окружающих людях, которым сложно удовлетворять собственные нужды самостоятельно.

О пирамиде потребностей Абрахама Маслоу в этом видео:

(“пирамида” А. Маслоу ) – теория мотивации, согласно которой все потребности индивида можно поместить в “пирамиду” следующим образом: в основании “пирамиды” располагаются наиболее важные человеческие потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека, на более высоких уровнях “пирамиды” располагаются потребности, характеризующие человека как социальное существо и как личность.

краткая информация по термину

Иерархия потребностей А. Маслоу – одна из наиболее известных теорий содержания мотивации – основана на результатах многочисленных психологических исследований. Потребности рассматриваются как осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности подразделяются на первичные, характеризующие человека как биологический организм, и культурные или высшие, характеризующие человека как социальное существо и личность.

Согласно теории А. Маслоу, потребности первого уровня – физиологические (потребность в пище, отдыхе, тепле и т.д.) – являются врожденными и присущи всем людям. А потребности более высоких уровней “пирамиды” могут появиться только в том случае, если достигнут определенный уровень удовлетворения потребностей предыдущего уровня.

Так, потребность в безопасности , защите и порядке возникает, если физиологические потребности человека удовлетворены не менее, ем на 85%.

Социальные потребности (в дружбе, уважении, одобрении, признании, любви) возникают при удовлетворении потребности в безопасности на 70%.

Социальные потребности также должны быть удовлетворены на 70% для того, чтобы у человека возникла потребность в самоуважении , которое подразумевает достижение определенного социального статуса, свободы действий.

При удовлетворении потребности в самоуважении на 60% личность начинает испытывать потребность в самоактуализации , самовыражении, реализации своего творческого потенциала. Эту последнюю потребность удовлетворить сложнее всего, и даже при достижении 40% уровня самоактуализации человек чувствует себя счастливым, но достигают этого уровня только 1–4% населения Земли.

С точки зрения управления персоналом и внедрения системы мотивации труда, крайне важно достичь необходимого уровня удовлетворения физиологических, социальных потребностей и потребности в безопасности, с тем, чтобы у работника появилась потребность в самовыражении, а также создать условия для ее реализации на данном предприятии.

Публикации

Брандин В.А. Персонал как заинтересованная сторона в системе менеджмента предприятия
Рассматривается роль персонала в эффективности деятельности предприятия. Мотивация персонала рассматривается как одна из главных составляющих менеджмента.

Мотивация и вознаграждение
Подборка материалов по мотивации и материальному стимулированию труда персонала.

Громова Д. Мотивация персонала в условиях антикризисного управления и реструктуризации
Рассматриваются подходы к мотивации персонала на ОАО “Волгоградский тракторный завод” на различных этапах(антикризисное управление, реструктуризация, осуществление реформ) деятельности этого предприятия.

Волгина О.Н. Особенности и механизмы мотивации труда в финансово-кредитных организациях
Рассмотрены и проанализированы как существующие принципы, так и новые подходы к усилению мотивации труда и наиболее эффективного использования потенциала наёмных работников финансово-кредитных организаций (на примере коммерческого банка).

План лекции:

    Сущность пирамиды потребностей Маслоу.

    Характеристика основных потребностей человека.

    Основные положения модели сестринского ухода В. Хендерсон, основанной на фундаментальных потребностях повседневной жизни пациента.

Существует множество самых разнообразных классификация потребностей, но наиболее популярной, доступной и полной является классификация американского психолога А.Маслоу.

Американский психолог русского происхождения Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 года в Нью-Йорке. Окончил Висконсинский Университет. Основные идеи Маслоу изложены в работе Мотивация и личность, опубликованной в 1954 году.

Согласно Маслоу, человеческая личность включает определенную иерархию потребностей, которая выглядит в виде пирамиды.

Потребности рассматриваются как осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности подразделяются на первичные, характеризующие человека как биологический организм, и культурные или высшие, характеризующие человека как социальное существо и личность.

Согласно теории А. Маслоу, потребности первого уровня – физиологические (потребность в пище, отдыхе, тепле и т.д.) – являются врожденными и присущи всем людям. А потребности более высоких уровней “пирамиды” могут появиться только в том случае, если достигнут определенный уровень удовлетворения потребностей предыдущего уровня.

Пирамида потребностей Маслоу.

Физиологические потребности являются основой жизни человека, без них невозможна жизнь в биологическом смысле слова. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, то он просто умрет, как любое живое существо на Земле. К потребностям в выживании относятся: дышать; есть; пить; выделять.

Вторую ступень пирамиды составляют потребности: спать, отдыхать; быть чистым; одеваться, раздеваться; поддерживать температуру тела; поддерживать состояние или быть здоровым; избегать опасности; двигаться.

На третьей ступени пирамиды Маслоу находятся потребности в принадлежности. Человеку на протяжении всей жизни необходимо иметь опору, принадлежать обществу, быть принятым и понятым этим обществом. Ему необходимо иметь информацию об окружающей среде. Этого человек достигает, удовлетворяя потребность в общении.

Жизнь в обществе привела к возникновению потребностей в достижении успеха: в работе, жизни, семье, стремлении к гармонии, красоте, порядку. На четвертой ступени пирамиды Маслоу представлена потребность иметь жизненные ценности.

И, наконец, вершину пирамиды, пятую ступень, составляют потребности в самосовершенствовании, обеспечивающие самореализацию человека и развитие его как личности. Это потребность учиться, работать и играть.

Характеристика основных потребностей человека .

Потребность в кислороде нормальном дыхании, одна из основных физиологических потребностей человека. При недостатке кислорода дыхание становится частым и поверхностным, появляется одышка, кашель. Продол­жительная гипоксия приводит к цианозу, кожа и видимые слизистые приобре­тают синюшный цвет. Поддержание этой потребности должно стать для сестры приоритетной задачей. Человек, удовлетворяя эту потребность, поддер­живает необходимый для жизни газовый состав крови.

Потребность в пище также имеет важное значение для сохранения здоровья и хорошего самочувствия. Рациональ­ное и адекватное питание помогает исключить факторы риска многих заболеваний. Например, ишемическая бо­лезнь сердца обусловлена регулярным употреблением пищи, богатой животными жирами и холестери­ном. Рацион, содержащий много круп и ра­стительной клетчатки, снижает риск рака толсто­го кишечника. Высокое содержание белка в пище способ­ствует заживлению ран.

Сестра должна обучить пациента и дать рекомендации по рациональному и адекватному питанию для удовлетворения данной потребности. Рекомендуется: ежедневно употреблять фрукты и ово­щи, каши, молочные продукты, обезжиренные мясо, рыбу, птицу, меньше сливочного масла, сливок. Ограничить: употребление яичных желтков, сахара, сладких продуктов, соли, алкогольных напитков.

Пищу лучше варить, печь, но не жарить.

Неудовлетворенная потреб­ность в пище приводит к нарушению здоровья человека.

Потребность в жидкости - это выпивание жидкости 1,5-2 литра ежедневно - вода, напитки, первые блюда, фрукты, овощи. Такое количество восполняет потери в виде мочи, кала, пота, испарений при дыха­нии. Чтобы сохранить водный баланс, человек должен употреблять жидкости больше, чем он выделяет, в про­тивном случае появляются признаки обезвоживания, но не более 2 литров, чтобы не вызвать нарушения функций органов и систем. От умения медсестры предвидеть опасность обезвоживания или образования оте­ков зависит здоровье пациента.

Потребность в выделении продуктов жизнедеятельно­сти. Удовлетворение ряда других потребностей мо­жет быть отложено, но нельзя отложить выделение про­дуктов жизнедеятельности на долгое время. Многие паци­енты считают данный процесс интимным и не обсуждают эти вопро­сы с персоналом. При удовлетворении нарушенной потребности медсестра должна обеспечить ему возможность уеди­нения, уважать право пациента на конфиденциальность.

Потребность в сне и отдыхе - при недосыпании умень­шается уровень глюкозы в крови, ухудшается питание мозга и замедляются мыслительные процессы; рассеивается вни­мание, ухудшается память. У человека, который не спал полночи, вдвое уменьшается количество клеток крови, отвечающих за фагоцитоз, иммунную защиту.

Больному человеку сон более необходим, поскольку способствует улучшению его самочувствия. Не­смотря на то, что восприимчивость человека к внешним раздражителям во время сна снижена, это достаточно ак­тивное состояние.

На сон человека могут оказывать влияние такие факторы, как физическое недомогание, лекарства, наркотики, образ жизни, эмоциональный стресс, окружающая среда и физическая нагрузка. Любое заболе­вание, сопровождающееся болью, физическим недомога­нием, тревогой и депрессией, приводит к нарушению сна.

Медицинская сестра должна ознакомить пациента с дей­ствием назначенных лекарственных средств и их влиянии на сон.

Отдых - состояние пониженной физической и психи­ческой активности. Отдыхать можно во время длительной прогулки, чтения книг или при выполнении специальных релаксирующих упражнений. В лечебном учреждении отдыху может помешать громкий шум, яркий свет, присутствие других людей.

Необходимость отдыха и сна для жизнедеятельности человека дадут возможность сестре оказать пациенту помощь и удовлетворить доступными ей средствами его потребность в сне.

Потребность в движении. Ограничение подвижности или неподвижность создают много проблем для человека. Та­кое состояние может быть продолжительным и постоянным. Оно может быть обус­ловлено травмой с последующим наложением шины, вытя­жением конечностей с применением специальных аппара­тов, болью при наличии хронических заболеваний, оста­точных явлений нарушения мозгового кровообращения (инсульта).

Неподвижность -- один из факторов риска развития пролежней, нарушения функции опорно-двигательного аппарата, работы сердца и легких. При длительной не­подвижности наблюдаются изменения в системе пищева­рения: диспепсия, метеоризм (вздутие живота), анорексия (потеря аппетита), понос или запо­ры. Интенсивное натуживание во время дефекации, к которому пациет должен прибегать, может привести к геморрою, инфаркту миокарда, тромбоэмболии легочной артерии, остановке сердца. Непод­вижность, особенно в лежачем положении, нарушает мочевыделение и может привести к инфекции мочевого пу­зыря, лоханок, к образованию камней в мочевом пузыре и почках.

Главная проблема неподвижности, что пациент не может общаться с окружающей средой, которая оказывает значительное вли­яние на формирование личности. От степени и продолжительности неподвижности у пациента могут появиться проблемы в психосоциальной сфере; падает способность к обучению, снижается мотивация, скудеют чувства и эмоции.

Сестринская помощь, направленная на максимально воз­можное восстановление подвижности, самостоятельности при движении с использованием костылей, палок, проте­зов, имеет огромное значение для улучшения качества жизни пациента.

Сексуальная потребность. Она не прекращается даже при заболевании или достижении преклонного возраста. На сексуальное здоровье человека могут влиять его болезнь, дефекты развития. Многие люди говорят на эту тему неохотно даже при нали­чии серьезных сексуальных проблем. Решение имеющихся или потенциальных сексуаль­ных проблем может помочь пациенту добиться гармонии во всех аспектах здоровья. Необходимо при беседе с пациентом иметь твердую основу знаний для понимания здоровой сексуальности и наиболее распространен­ных ее нарушений; понимать, как влияет на сексуальность ориентация, культура, религиозные убеждения че­ловека; научиться определять проблемы, выходящие за рамки сестринской компетенции, и рекомендовать пациен­ту помощь специалиста (врача-сексолога, сексопатолога, андролога).

Потребность в безопасности. Для большинства лю­дей безопасность означает надежность и удобство. Каж­дый из нас нуждается в крове, одежде и в том, кто мо­жет оказать помощь. Пациент чувствует себя в безопас­ности, если кровать, кресло или каталка зафикси­рованы, покрытие пола в палате и в коридоре сухое и на нем нет посторонних предметов, помещение в темное время суток достаточно освещено; при плохом зрении есть очки. Пациент должен быть одет соответственно погоде, а в жилище достаточно тепло, и при необходимости ему бу­дет оказана помощь. Пациент должен быть уверен, что он в состоянии не только обеспечить свою безопасность, но и не причинить вреда окружающим. Не должны провоцироваться стрессовые ситуации.

Социальные потребности - это потребности в семье, друзьях, их общение, одобрение, привязанность, любовь. Люди хотят, чтобы их любили, понимали. Никто не желает быть покинутым, нелюбимым и одиноким. Если это случилось, значит, социальные потребности человека не удовлетворены.

При тяжелой болезни, нетрудоспособности или в пре­клонном возрасте часто возникает вакуум, социальные контакты теряются. В таких случаях потребность в общении не удовлетворена, особенно у по­жилых и одиноких людей. Нужно всегда помнить о соци­альных потребностях человека, даже в тех случаях, когда он предпочитает не говорить об этом. Помогая пациенту решить социальную проблему, мож­но значительно улучшить качество его жизни.

Потребность в самоуважении и уважении. Общаясь с людьми, мы не можем быть равнодушными к оценке свое­го успеха со стороны окружающих. У человека появляется потребность в уважении и само­уважении. Труд должен при­носить удовлетворение, а отдых - быть насыщенным и инте­ресным. Чем выше уровень социально-экономического раз­вития общества, тем более полно удовлетворяются потреб­ности в самоуважении. Нетрудоспособные и пожилые па­циенты теряют это чувство, так как больше мало для кого представляют интерес, некому радоваться их успе­ху, а поэтому у них нет возможности удовлетворить свою потребность в уважении.

Потребность в самовыражении это наивысший уро­вень потребностей человека. Удовлетворяя свою потребность в самовыражении, каждый верит, что он делает лучше, чем другие. Для одного самовыражение -- это написание книги, для другого -- вырастить сад, для третьего - вос­питание детей.

Итак, на каждом уровне иерархии у пациента могут быть одна или несколько неудовлетворенных потребностей. Ме­дицинская сестра, составляя план ухода за пациентом, дол­жна помочь ему реализовать хотя бы некоторые из них.

Основные положения модели сестринского ухода В. Хендерсон, основанной на фундаментальных потребностях повседневной жизни пациента.

Модель, предложенная В.Хендерсон (1966), акцентирует внимание сестринского персонала на физиологических, психологических, социальных потребностях, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринского уходу. Одним из непременных условий этой модели является участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.

Пациент. Модель Хендерсон в настоящее время наиболее известна среди медицинских сестер. Согласно этой модели пациент имеет 14 жизненно важных потребностей, одинаковых для всех людей, которые выделены на основе теории А.Маслоу. Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей в удовлетворении этих потребностей. В то же время в период болезни, беременности, детства, старости, при приближении смерти он может быть не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно.

Именно в это время медицинская сестра помогает ему. В.Хендерсон утверждает, что сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости

человека.

Источник проблем пациента. Согласно модели источником проблем пациента являются обстоятельства, условия, перемены в жизни, когда человек не может осуществлять уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания. Физиологические и интеллектуальные возможности человека также могут влиять на способности человека удовлетворять свои фундаментальные потребности.

Цели и задачи ухода. В. Хендсрсон считает, что при восстановлении независимости пациента медицинской сестре следует ставить только долгосрочные цели. Краткосрочные и промежуточные цели гоже можно формулировать, но только при острых состояниях. В. Хендсрсон также рекомендует составлять план сестринской помощи письменно, изменяя его по мере оценки результатов. Приоритетной задачей медицинской сестры является восстановление независимости пациента при удовлетворении им 14 жизненно важных потребностей:

  1. Питание и употребление жидкости

    Физиологические отправления

    Двигательная активность

    Сон и отдых

    Способность самостоятельно одеваться и раздеваться

    Поддержание температуры тела и возможность ее регулирования

    Соблюдение личной гигиены

    Обеспечение собственной безопасности

    Общение с другими людьми, возможность выражать свои эмоции и мнение

    Возможность соблюдать обычаи и обряды согласно вероисповеданиям

    Возможность заниматься любимой работой

    Отдых и развлечения

    Потребность в получении информации

Роль медицинской сестры. В модели В.Хендерсон роль медицинской сестры представлена двояко. С одной стороны, это самостоятельный и независимый специалист, решающий вопросы по удовлетворению нарушенных жизненно важных потребностей человека; с другой - помощник врача, так как медицинская сестра выполняет его назначения.

Направленность сестринской помощи. Модель В.Хендерсон предполагает удовлетворение биологических, психологических, социальных потребностей пациента и его привлечение к планированию и осуществлению ухода.

Способы оказания сестринской помощи. Сестринская помощь включает контроль за приемом лекарственных средств и выполнение процедур, назначенных врачом, а также привлечение больного и его семьи к процессу ухода.

Оценка качества и результатов ухода. Поданной модели можно окончательно оценить результат и качество ухода только тогда, когда удовлетворены все жизненно важные потребности, в отношении которых были предприняты действия медицинской сестры.

Вопросы для самоподготовки

    Опишите сущность пирамиды А.Маслоу.

    Опишите возможность реализации потребностей низшего уровня у здорового и больного человека в:

    кислороде,

    жидкости,

    выделении продуктов жизнедеятельно­сти,

    сне и отдыхе,

    движении,

    сексуальной потребности.

    безопасности.

    Опишите возможность реализации потребностей высшего уровня у здорового и больного человека:

    социальные потребности,

    потребность в самоуважении и уважении,

    потребность в самовыражении.

    Назовите основные положения модели сестринского ухода В. Хендерсон, основанной на фундаментальных потребностях повседневной жизни пациента.

    Опишите роль медицинской сестры в модели В.Хендерсон.

Литература для самоподготовки:

Обязательная:

Учебники

    Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

    Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2008.

    Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2002. – (Медицина для вас).

    Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс. ∕Составитель С.Е. Хвощёва. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, 2001.

Дополнительная:

    Хетагурова А.К. «Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры» Приложение к журналу «Сестринское дело» № 1 2008 г.

    Шпирина А.И., Коноплёва Е.Л., Евстафьева О.Н. Сестринский процесс, универсальные потребности человека в здоровье и болезни ∕Уч. Пособие для преподавателей и студентов. М.; ВУНМЦ 2002.

Вас не повысили в должности на работе. Конечно, это вас расстроило, но еще хуже вам сделала ваша вторая половинка, которая вас бросила. К тому же вы опоздали на автобус и чуть не стали седыми пока шли по жуткому темному проулку. Но все ваши беды оказались ничтожно малы по сравнению с пустым холодильником, когда вы очень хотели есть. Действительно, наши потребности заменяют друг друга по значимости. И более высокие нужды меркнут, пока не удовлетворены основные. Этот факт говорит о том, что все наши желания, а вернее потребности, стоят в четкой иерархической последовательности. Понять какая потребность способна лишить нас сил, а без какой мы прекрасно обойдемся можно с помощью пирамиды потребностей Абрахама Маслоу.

Абрахам Маслоу - пирамида потребностей

Американский психолог Абрахам Маслоу в течение всей своей жизни пытался доказать тот факт, что люди постоянно находятся в процессе самоактуализации. Под этим термином он имел ввиду стремление человека к саморазвитию и постоянной реализации внутреннего потенциала. Самоактуализация является высшей ступенью среди потребностей, которые составляют несколько уровней в человеческой психике. Эта иерархия, описанная Маслоу в 50-х годах 20 века, получила название «Теория мотивации» или, как принято называть её сейчас, пирамида потребностей. Теория Маслоу, то есть пирамида потребностей имеет ступенчатую структуру. Сам американский психолог объяснил такое возрастание нужд тем, что человек не сможет испытать потребности более высокого уровня, пока не удовлетворит основные и более примитивные. Рассмотрим подробнее, что представляет собой данная иерархия.

Классификация потребностей

Пирамида потребностей человека по Маслоу основана на тезисе о том, что поведение человека определяется базовыми потребностями, которые можно выстроить в виде ступеней, в зависимости от значимости и насущности их удовлетворения для человека. Рассмотрим их начиная с самой низшей.

  1. Первая ступень - физиологические потребности. Человек не богатый и не имеющий многих благ цивилизации согласно теории Маслоу будет испытывать нужды, прежде всего, физиологического характера. Согласитесь если выбирать между нехваткой уважения и голодом, в первую очередь вы утолите голод. Также к физиологическим потребностям относятся жажда, потребность во сне и кислороде, а также половое влечение.
  2. Вторая ступень – потребность в безопасности. Хорошим примером здесь служат грудные дети. Еще не имея психики, малыши на биологическом уровне после удовлетворения жажды и голода ищут защиты и успокаиваются, лишь чувствуя рядом тепло матери. Во взрослой жизни происходит то же самое. У здоровых людей потребность в безопасности проявляется в мягкой форме. Например, в желании иметь социальные гарантии при трудоустройстве.
  3. Третья ступень - потребность в любви и принадлежности. В пирамиде человеческих потребностей Маслоу после удовлетворения нужд физиологического характера и обеспечения безопасности, человек жаждет тепла дружеских, семейных или любовных отношений. Цель найти такую социальную группу, которая удовлетворит этим потребностям, является у человека самой важной и значимой задачей. Стремление преодолеть чувство одиночества, по мнению Маслоу стало предпосылкой для появления всевозможных кружков и клубов по интересам. Одиночество способствует социальной дезадаптации человека, и возникновению серьезных болезней психики.
  4. Четвертая ступень - потребность в признании. Каждый человек нуждается в оценке обществом своих достоинств. Потребность в признании у Маслоу разделятся на стремление человека к достижениям и репутации. Именно достигнув чего-либо в жизни и заработав себе признание и репутацию, человек становится уверенным в себе и в своих силах. Неудовлетворение этой потребности, как правило, приводит к слабости, депрессии, чувству уныния, которые могут привести к необратимым последствиям.
  5. Пятая ступень – потребность в самоактуализации (она же самореализация). Согласно теории Маслоу - эта потребность является высшей в иерархии. Человек чувствует нужду в совершенствовании только после удовлетворения всех нижестоящих потребностей.

В этих пяти пунктах заключается вся пирамида, то есть иерархия потребностей Маслоу. Как отмечал сам создатель теории мотивации, эти ступени не настолько стабильны как кажется. Встречаются люди, порядок нужд которых является исключением из правил пирамиды. Например, для кого-то самоутверждение важнее, чем любовь и отношения. Посмотрите на карьеристов, и вы увидите, насколько распространен подобный случай.

Пирамиду потребностей Маслоу оспаривали многие ученые. И дело здесь не только в нестабильности созданной психологом иерархии. В нестандартных ситуациях, например во время войны или в крайней нищете люди умудрялись создавать великие произведения и совершали героические поступки. Таким образом Маслоу пытались доказать что даже не удовлетворив свои базовые и основные потребности люди реализовали свой потенциал. На все подобные нападки американский психолог отвечал лишь одной фразой: «Спросите у этих людей, были ли они счастливы».