Тит нат хан кто. Тик Нат Хан - Чудо осознанности: практическое руководство по медитации

Очень умиротворяющая книга, хотя это довольно странное описание. Но действительно, читая "Мир в каждом шаге" ты как-то успокаиваешься и расслабляешься. Хотя, честно говоря первую половину книги я читала в состоянии #рукалицо, многие фразы у меня вызывали саркастический смех, а в целом же текст казался каким-то примитивно-наивно-инфантильным.
Тит Нат Хан - мастер дзен, учит нас радоваться каждому мгновению нашей жизни, и что самое главное, осознанно проживать каждый миг. Очень часто мы живем мечтая о прекрасном будущем и сожалея о неудачах прошлого, забывая о настоящем, не обращая внимания на то, что происходит с нами в данный момент. Так вот, автор учит нас замечать все вокруг, получать удовольствие от каждой прожитой секунды, чем бы мы не занимались. В целом, посыл очень хороший, хотя, как по мне, иногда он доходил до абсурда. Вот например, Тит Нат Хан пишет о мытье посуды, "Я знаю, что, поторопившись вымыть тарелку, я сделаю время, отведенное на мытье посуды, неприятным для себя, и не стоящим того, чтобы его прожить. Это грустно, ведь каждая минута и секунда жизни - чудо. Как и сами тарелки и то, что я стою и мою их! Мытье посуды - одновременно процесс и результат: мы моем её не только чтобы сделать чистой, но и ради самого мытья, чтобы каждую секунду ощущать полноту жизни."
Автор говорит о важности постоянных медитаций, в частности он советует практики осознанного дыхания, и улыбки, которая расслабляет мышцы и приносит мир и спокойствие. Меня позабавила фраза "Если вы кому-то звоните, советую перед этим вдохнуть и выдохнуть три раза. Услышав гудки, вы подумаете, что, возможно, ваш будущий собеседник тоже практикует дыхание и улыбается, поэтому подождите третьего гудка. Говорите себе: "На том конце провода практикуют осознанное дыхание - и я тоже хочу!" И продолжаете дышать одновременно с абонентом. Разве это не великолепно?"
Когда же вы попали в пробку Тит Нат Хан советует "Не пытайтесь с нею бороться: все равно бесполезно. Откиньтесь на спинку сидения и сочувственно, с любовью и добротой улыбнитесь себе. Насладитесь моментом(!), подышите и улыбнитесь - и тем самым сделайте попутчиков счастливее."
Не знаю как у вас, у а меня эти цитаты вызывали только смех, думаю, мне еще далеко до такого духовного состояния))
Но, могу сказать, что вторая половина книги мне действительно понравилась, там встречались фразы, над которыми хотелось еще долго размышлять, очень полезными считаю советы автора по борьбе с чувством гнева, ненависти. Его мысли о войнах, голодающем населении, о загрязнении природы и т.д. все эти вещи очень важны, и то, что Тит Нат Хан обращает на это такое внимание, заставляет задуматься. Так же автор говорит о том, как важно научиться понимать других людей, слушать, стараться вникнуть в то, что нам хотят донести, ведь так часто мы сосредоточены только на себе, на своих проблемах и радостях, и не умеем искренне радоваться победам других, и всем сердцем переживать, за беды окружающих. А этому как раз нужно учиться в первую очередь.
"Если посаженный вами салат плохо растет, вы не обвиняете его. Вы ищете причины, по которым рост не происходит, но вы никогда не вините сам салат. Однако если у вас возникают проблемы с друзьями или родственниками, мы обвиняем именно их. Стоит научиться заботиться о них - и с ними все будет хорошо, как с салатом."

Его считают одним из самых влиятельных духовных лидеров современности. Мартин Лютер Кинг выдвинул его на Нобелевскую премию мира 1967 года, сказав: «Я не знаю никого более достойного Нобелевской премии мира, чем смиренный монах из Вьетнама». Речь о Тит Нат Хан - буддийском вьетнамском монахе.

Тит Нат Хан родился во Вьетнаме в 1926 году и в 16 лет принял монашество. Всего через восемь лет он стал сооснователем Ан-Куанга - буддийского института, центра духовной жизни Южного Вьетнама. Тит Нат Хан в 1961 году ездил в США, чтобы преподавать сравнительное религиоведение в Кодумбийском и Пристонском университетах, но вскоре уехал обратно на родину, чтобы вместе с вьетнамскими монахами противостоять разразившейся войне.

Тит Нат Хан был руководителем мирного движения сопротивления и основателем «маленького корпуса Мира». Он возглавил вьетнамскую буддийскую делегацию на переговорах в Париже и добился подписания мирного договора. После этого ему запретили посещать Вьетнам, но несмотря на это, по всей стране и по всему миру распространялись копии его книг. Тит Нат Хан посвятил свою жизнь просвещению и продолжал свою миротворческую миссию. Он написал более 100 книг по дзэн-буддизму, одни из популярных среди них - «Мир в каждом шаге» и «Тишина» .

Вот несколько советов от Тит Нат Хана:

Путь к осознанности

Грязная посуда, красный свет светофора, дорожные пробки и звонящий телефон - все эти и другие повседневные события могут помочь вам пройти путь к осознанности - подлинному сознательному присутствию в текущем моменте и реальности.

Помните, что ощущения счастья, гармонии и полноты жизни находятся буквально на расстоянии вытянутой руки, они всегда с нами.

Сохранять осознанность - это наука, -

Осознанное дыхание

Это упражнение легко усвоить и повторить любому человеку. Оно, как и любое дыхательное упражнение, важно для достижения осознанности, счастья, гармонии с собой и окружающим миром:

Вдыхая, концентрируйтесь на вдохе и говорите себе: «Вдыхая, я знаю, что вдыхаю». Выдыхая, концентрируйтесь на выдохе и говорите: «Выдыхая, я знаю, что выдыхаю».

Это упражнение позволит очистить разум и душу от негатива, ваша злость уйдет, вы станете более осознанным человеком. Дополнительным эффектом будет более четкая концентрация на чем-то одном - том, что вы делаете всегда в один момент без потери связанности слов, действий и мыслей, как это часто бывает у современного человека.

Начинайте день с улыбки

Если вы потеряли улыбку, но способны заметить, что ее для вас сохранил одуванчик, еще не все потеряно. У вас достаточно внимательности, чтобы заметить у него вашу улыбку.

Тит Нат Хан утверждает, что тот, кто начинает свой день с улыбки, способен сделать счастливым не только себя, но и весь окружающий его мир. Ведь улыбка для человека - одна из наибольших ценностей, не имеющая «осязаемой цены» - она стоит много и ничего.


Искренняя улыбка поможет осознанности, -

Это упражнение, как и предыдущее, достаточно легко выполнить. Оно направлено на то, чтобы вы привыкли начинать свой день с улыбки. Для того, чтобы это вошло в привычку, сделайте следующее.

Повесьте на видном месте воодушевляющую картинку или листок с ободряющими словами. В скором времени одно только пробуждение, ласковые лучи солнца или заливистая трель птиц будет вызывать у вас улыбку.

Если ваша улыбка пропала, знайте: все вокруг, включая одуванчик, может ее вернуть. Вам нужно только заметить, что ее хранят для вас.

Медитируйте при ходьбе

Следующий урок Тит Нат Хана для достижения осознанности и счастья - медитация при ходьбе. Сама по себе медитация - это способ восстановить внутренне равновесие, насладиться тишиной в своей голове (а не жужжание роящихся в ней мыслей).

Осознанная медитация способна сконцентрировать ваше внимание на прекрасном, важном моменте: красивом пении соловья, забористый смех детей на площадке, бесконечно красивый пейзаж заката. Медитация при ходьбе позволит вам проникнуться вглубь себя и подарить Матушке-Земле свое спокойствие и гармонию:

Прочувствуйте контакт подошв с Землей. Идите, словно целуя ногами Землю. Мы принесли Земле столько страданий - пришла пора позаботиться о ней. Мир и спокойствие, выращенные внутри нас, мы приносим на поверхность Земли.


Не вините других

Если вы посадили салат, и он не вырос, вы же не будете винить его в этом? Вы разбираетесь в причинах неудачи: возможно, салату не хватило солнца или не была удобрена почва. Но вам и в голову не приходит обвинять в этом сам салат.

Тогда почему, когда у вас проблемы с родными или друзьями, первым делом вы вините их? Такой подход никогда не приведет к хорошему результату. Перестаньте обвинять и упрекать. Вместо этого научитесь заботиться о людях.

Вглядитесь в человека, чтобы увидеть и понять его. В чем его потребности, проблемы? Какие у него желания и мечты? Когда вы поймете, почему человек ведет себя так или иначе, вы просто не сможете дать выход негативным эмоциям.

Смотрите на все живое с состраданием. Тогда вы разовьете в себе способность понимать других, и ваши отношения с людьми будут налаживаться.

Нат Хан Тит

Практика радости: как управлять гневом


© ANGER All rights reserved including the right of reproduction in whole or in part in any form.

This edition published by arrangement with Riverhead Books, an imprint of Penguin Publishing

Group, a division of Penguin Random House LLC.


Издание для досуга


© Автономова А.В., перевод на русский язык, 2018

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2019

* * *

Предисловие

Практика счастья

Быть счастливым для меня означает меньше страдать. Не будь мы способны преобразовывать всю ту боль, которая находится внутри нас, счастье было бы невозможным.

Многие люди ищут счастье вовне, но истинное счастье исходит изнутри. Наша культура учит нас, что счастье приносят деньги, власть и положение в обществе. Но если вы внимательно присмотритесь, то увидите: многие богатые и знаменитые люди несчастливы. Многие из них кончают жизнь самоубийством.

Будда, а также монахи и монахини его времен не имели никакого имущества, кроме трех ряс и одной миски. Но они были очень счастливы, потому что при этом у них было нечто чрезвычайно ценное – свобода.

Согласно учению Будды, свобода – первое необходимое условие счастья. Под этим словом мы понимаем не политическую свободу, а свободу от таких состояний ума, как гнев, отчаяние, зависть и заблуждения. Эти состояния ума Будда называет ядовитыми. Пока их яд остается в наших сердцах, счастье невозможно.

Чтобы освободиться от гнева, нужно практиковаться – и не важно, христиане ли мы, мусульмане, буддисты, индуисты или иудаисты. Мы не можем просить, чтобы Будда, Иисус, Бог или Мухаммед за нас освободили наши сердца от гнева. Есть совершенно четкие инструкции, позволяющие преобразовать свои вожделение, гнев и невежество. Если мы будем следовать этим инструкциям и научимся принимать свои страдания, то сможем помочь в этом и другим людям.

Измените ситуацию к лучшему

Предположим, в одной семье отец и сын сердятся друг на друга. Они больше не могут нормально общаться. Отец сильно страдает, страдает и сын. Они не хотят злиться друг на друга вечно, но не знают, как преодолеть свой гнев.

Хорошее учение – это такое учение, с помощью которого вы можете легко преобразовать свои страдания. Когда вы сердиты, вам так больно, будто вас обжигает адское пламя. Когда вы чувствуете, что вас захлестывает отчаяние или зависть, вы в аду. Вам нужно пойти к другу, который практикует осознанность, и спросить, что вам делать, чтобы преобразовать свой гнев, свое отчаяние.

Сострадательное слушание облегчает страдания

Если речь человека полна гнева, это означает, что он или она глубоко страдает. Страдания наполняют человека горечью, и он всегда готов жаловаться и обвинять других в своих проблемах. Слушать такого человека крайне неприятно, и вы пытаетесь его избегать.

Чтобы понять и преобразовать гнев, мы должны научиться практике сострадательного слушания и практике любящей речи. Есть бодхисаттва – это означает «великий» или же «пробудившийся» человек, – которая обладает способностью слушать людей очень внимательно и с большим состраданием. Ее зовут Гуаньинь (великая сострадающая), или Авалокитешвара. Мы все должны научиться слушать людей так же внимательно, как эта бодхисаттва. Тогда мы сможем предложить очень конкретные советы всем, кто приходит к нам за помощью, чтобы помириться с близкими.

Слушая с состраданием, мы можем помочь другому человеку, облегчить его боль. Однако, даже обладая наилучшими намерениями, мы не способны слушать достаточно внимательно, если не практиковались в искусстве сострадательного слушания. Если вы способны сесть и молча, с состраданием слушать пришедшего к вам человека в течение часа, вы сможете сильно облегчить его страдания. Слушайте лишь с одной целью: позволить говорящему выразить себя и облегчить страдания. Сохраняйте сострадание все время, пока слушаете.

Вы также должны слушать очень сосредоточенно. Сконцентрируйтесь на практике слушания со всем возможным вниманием, отдайтесь ей целиком: глазами, ушами, телом и умом. Если вы только делаете вид, что слушаете, и не отдаете себя практике на все сто процентов, другой человек это поймет, и ему не станет легче. Если вы знакомы с практикой внимательного дыхания и можете оставаться сосредоточенными на своем желании помочь страдающему человеку, то всегда сумеете поддерживать в себе сострадание во время слушания.

Слушать с состраданием – очень глубокая практика. Вы слушаете не для того, чтобы осуждать или обвинять. Вы слушаете просто потому, что хотите, чтобы другой человек меньше страдал. Этот человек может быть вашим отцом, сыном, дочерью, возлюбленным. Научившись слушать других, вы сумеете по-настоящему помочь им преобразовать гнев и страдания.

Бомба, готовая взорваться

У меня есть знакомая, она католичка и живет в Северной Америке. Она сильно страдала из-за своих сложных отношений с мужем. Оба они получили хорошее образование; оба имели научную степень. Несмотря на это, муж глубоко страдал. Он вел постоянную войну со своей женой и детьми. Он не мог говорить ни с женой, ни с детьми. Все в семье старались избегать его, потому что он походил на бомбу, готовую взорваться. Его гнев не знал границ. Он считал, что жена и дети презирают его, потому что никто не хотел к нему приближаться. На самом деле жена не презирала его. Дети тоже не презирали его. Они его боялись. Подходить к нему было опасно, потому что он мог взорваться в любой момент. Однажды жена решила покончить с собой, потому что больше не могла этого выносить. Она чувствовала, что не может продолжать так жить. Но прежде чем убить себя, она позвонила подруге и рассказала ей, что собирается сделать. Эта подруга практиковала буддизм и не раз звала ее на практику медитации, чтобы облегчить страдания, но женщина всегда отказывалась, объясняя, что она – католичка, и потому не может практиковать буддизм или следовать его учению.

Когда буддистка узнала, что ее подруга собирается убить себя, она сказала ей по телефону: «Ты называешь себя моей подругой, и ты на пороге смерти. Я прошу тебя только об одном: послушать лекцию моего учителя, но ты отказываешься. Если ты и правда мне друг, то, прошу тебя, возьми такси и приезжай ко мне послушать запись лекции, а потом уже можешь умирать».

Когда католичка приехала к ней домой, подруга посадила ее в гостиной, поставила лекцию учителя дхармы о том, как восстанавливать общение с близкими, и оставила ее одну. За те полтора часа, что женщина слушала лекцию, она пережила очень глубокое внутреннее преображение. Она многое осознала. Она поняла, что частично сама в ответе за свои страдания, а также то, что причинила много страданий своему мужу. Она поняла, что совсем не помогает ему. Более того, она с каждым днем утяжеляла его страдания тем, что избегала его. Из лекции о дхарме она узнала: чтобы помогать другим, нужно уметь слушать их внимательно, с глубоким состраданием. Она не делала этого вот уже пять лет.

Обезвреженная бомба

Прослушав лекцию по дхарме, женщина ощутила вдохновение и надежду. Она захотела поехать домой, чтобы внимательно выслушать своего мужа и скорее помочь ему. Но ее подруга-буддистка сказала: «Сегодня не стоит этого делать, потому что сострадательное слушание – это очень глубокая практика. Тебе придется как минимум две недели тренироваться, чтобы научиться слушать как бодхисаттва». И она позвала свою подругу-католичку на ретрит, чтобы та продолжила учиться.

На ретрит приехало четыреста пятьдесят человек – в течение шести дней они ели, спали и занимались духовными практиками. В эти дни все мы тренировались выполнять осознанное дыхание, обращать внимание на вдох и выдох, чтобы объединить ум и тело. Мы учились выполнять осознанную ходьбу, на сто процентов отдавая себя каждому шагу. Мы выполняли осознанное дыхание, ходьбу и сидение, чтобы наблюдать страдания в себе и принимать их.

Участники не только слушали лекции по дхарме; все мы практиковались в искусстве слушать друг друга и говорить с любовью. Мы старались слушать внимательно, чтобы понять страдания друг друга. Женщина-католичка изучала все эти практики очень серьезно, очень глубоко, потому что для нее это был вопрос жизни и смерти.

Вернувшись домой после ретрита, она была очень спокойна, и сердце ее было наполнено состраданием. Она искренне хотела помочь мужу избавиться от бомбы в сердце. Она двигалась очень медленно и следила за дыханием, чтобы не терять спокойствия и постоянно подпитывать свое сострадание. Она практиковала осознанную ходьбу, и муж заметил, что она изменилась. Наконец она приблизилась к мужу и тихо села рядом с ним – за прошедшие пять лет она ни разу не делала этого.

Долгое время она сидела молча, возможно, около десяти минут. Затем она мягко накрыла его руку своей и сказала: «Дорогой, я знаю, что в последние годы ты много страдал, и мне очень жаль, что так произошло. Я знаю, что во многом виновата в твоих страданиях. Я не только не смогла облегчить твою боль, я даже ухудшила ситуацию. Я сделала много ошибок и причинила тебе много страданий. Прости меня. Я хотела бы, чтобы ты дал мне шанс начать сначала. Я хочу сделать тебя счастливым, но раньше я не знала, как это сделать; поэтому я каждый день только ухудшала положение. Я больше не хочу, чтобы так продолжалось. Поэтому, мой дорогой, пожалуйста, помоги мне. Мне нужна твоя помощь, чтобы лучше тебя понять, чтобы лучше тебя любить.

Как часто можно услышать фразу: «Время - деньги!». Но время - это значительно больше, чем деньги. Время - это жизнь .

Наша редакция получила огромное количество комментариев от читателей, которые с нетерпением ждут анонсов новых книг издательства Манн, Иванов и Фебер . Вы дождались! Сегодня познакомимся с совершенно особенным персонажем. Ему 91, Тит Нат Хан - дзен-буддийский монах. Он является автором множества чудесных книг, но лишь некоторые были переведены на русский язык.

Тит Нат Хан

Самый большой страх любого человека - умереть. Размышления о том, что тело когда-нибудь подведет, постареет, заболеет, самые тягостные и неприятные.

Все мы боимся смерти в возможном будущем, следовательно, боимся будущего. Каждого из нас пугает неизвестность, потому мы находимся в напряжении и постоянном ожидании чего-то воистину ужасного. Тит Нат Хан дает 5 важных напоминаний , которые помогут преодолеть наши глубинные страхи.

Глубоко вдохни и произнеси про себя каждое из этих важных напоминаний. С выдохом ты почувствуешь, как изменилась жизнь.

Как освободиться от страха перед будущим


Мы всей редакцией в восторге от мудрости монаха Тит Нат Хана. Нашли потрясающий видеоролик с его участием! Вьетнамский монах рассказывает маленькой девочке о том, как избавиться от гнева…

Книгу «Бесстрашие» можно и нужно перечитывать. Возникло ли у тебя желание ознакомиться с произведением? Пиши в комментариях ниже! Завершить этот пост хочется еще одним изречением монаха:

«Занимаясь мытьем посуды, вы, наверное, думаете об ожидающем вас чае, стараясь сделать работу как можно быстрее, чтобы сесть и выпить чай. Но это значит, что вы не в состоянии жить, пока вы моете посуду. Пока вы моете посуду, самое важное - это вымыть посуду. Точно так же, когда вы пьете чай, самое важное - это чай».

+

Книга освобождает понятие любви от информационного шума и стрессов.

В ней вы найдете зерна мудрости, которые оказывают мощное целительное воздействие на нас в тот момент, когда мы начинаем их практиковать. Знаем ли мы, что значит быть присутствующим? Как культивировать любовь в себе и любимом человеке? Что является главным во взаимоотношениях? Если мы постигнем искусство любви, чудеса неизбежны. Практики создания подлинной любви позволят обрести взаимопонимание, а медитация любви («метта-медитация») – научиться состраданию.

«Вы – часть вселенной. Вы и ваш любимый сотканы из звезд», – говорит дзен-мастер Тит Нат Хан.

И открывает простые и вполне конкретные правила осознанной жизни, жизни – главного тренда нашего времени.

А чтобы вы, прочитав книгу, о них не забыли, внутри вас ждет дизайнерская закладка – «Возьми осознанность с собой». И удивительной красоты рисунки пером и тушью, выполненные Джейсоном ДеАнтонисом. Их можно раскрашивать, на них можно медитировать, с ними приятно...