Нужда, потребность и запросы. Базовые потребности человека Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями

Начиная с рождения, у человека появляются потребности, которые с возрастом только увеличиваются и могут меняться. Ни у каких других живых существ нет такого количества потребностей, как у людей. Для реализации своих нужд человек переходит к активным действиям, благодаря чему он лучше познает мир и развивается в разных направлениях. Когда удается удовлетворить потребность, человек испытывает положительные эмоции, а когда нет, то отрицательные.

Какие потребности есть у человека?

Первичные потребности есть у каждого, независимо от положения, национальности, пола и других характеристик. Сюда входит нужда в еде, воде, воздухе, сексе и т.д. Некоторые появляются сразу при рождении, а другие развиваются на протяжении жизни. Вторичные потребности человека еще называют психологическими, к примеру, это может быть нужда в уважении, и т.д. Некоторые желания являются как бы промежуточными, находясь на рубеже первичных и вторичных потребностей.

Наиболее популярную теорию, которая позволяет разобраться в этой теме, предложил Маслоу. Он представил их в виде пирамиды, разделенной на пять секций. Смысл предложенной теории заключается в том, что человек может реализовывать свои потребности, начиная от самих простых, которые находятся у основания пирамиды, и двигаясь к более сложным. Следовательно, невозможно перейти на следующий этап, если предыдущий не был реализован.

Какие бывают потребности человека:

  1. Физиологические . В эту группу входит нужда в еде, воде, сексуальном удовлетворении, одежде и т.д. Это определенная база, которая может обеспечить комфортную и стабильную жизнь. Такие потребности есть у каждого человека.
  2. Нужда в безопасном и стабильном существовании . На основе этой группы потребностей человека, была выделенная отдельная отрасль, которая называется психологической безопасностью. В эту категории входит как физическая, так и финансовая безопасность. Начинается все с инстинкта самосохранения и заканчивается желанием уберечь от неприятностей близких людей. Чтобы перейти на другую ступень потребностей, человек должен ощущать уверенность в завтрашнем дне.
  3. Социальные . В эту категорию входит нужда человека иметь друзей и любимого человека, а также другие варианты привязанностей. Как ни крути, но люди нуждаются в общении и контакте с окружающими, в противном случае они не могут перейти на следующую ступень развития. Эти потребности и способности человека являются неким переходным этапом от примитивных к высшим уровням.
  4. Личные . В эту категорию входят нужды, которые способны выделить человека из общей массы и отражают его достижения. Во-первых, это касается уважения со стороны близких людей и самого себя. Во-вторых, сюда можно внести доверие, социальный статус, престиж, карьерный рост и т.д.
  5. Потребности в самореализации . Сюда входят высшие потребности человека, которые имеют нравственный и духовный характер. В эту категорию можно отнести желание людей применять свои знания и , выражать себя при помощи творчества, достигать поставленных целей и т.д.

В общем, потребности современно человека можно описать таким образом: люди удовлетворяют голод, зарабатывают на жилье, получают образование, создают семью и устраиваются на работу. Они стараются достичь определенных высот, заслужить признание и уважение у окружающих. Удовлетворяя свои нужды, человек формирует характер, силу воли, становится более умным и сильным. Можно подвести итог и сказать о том, что потребности являются основой для нормальной и счастливой жизни.


У человека девять базовых потребностей. Эти потребности есть у каждого человека, даже если человек не чувствует их в себе.

Первые четыре потребности — это потребности для выживания:

1.тепло,

2.защита,

3.пища,

4.безопасность.

Удовлетворение этих базовых потребностей возвращает нам состояние комфорта и спокойствия.

Ещё пять потребностей:

5. в стимулах и поглаживаниях;

6. любви, создании круга близких людей, привязанности и принадлежности к определённой социальной группе;

7. самоактуализации (осуществлении своих способностей и талантов, творческих потенций, воплощении «себя»);

8. уважении и признании в значимом сообществе через самореализацию, которая одновременно доставляет удовольствие самому человеку и приносит пользу другим людям;

9. в духовном развитии.

Проблема неудовлетворённых потребностей связана с тем, что многие люди в детстве жили в семьях, где их права были подавлены. Где им запрещали (разными способами) требовать для себя всего необходимого. Где родители не умели научить ребёнка одновременной дисциплине, правильному (ограждающему от опасностей и деструктивного поведения в отношении своего тела, своего будущего, других людей и окружающего мира) самоограничению и удовлетворению своих потребностей (в том числе утверждению своих прав). Правильные ограничения воспринимались ребёнком как запрет проявлять себя вообще (в том числе просить, говорить о потребностях).
Кроме того, в каждом из нас уживаются разные по характеру и жизненной позиции эго-состояния. Поведение, склонности одних эго-состояний могут конфликтовать с поведением и склонностями других эго-состояний. Так что, в одних эго-состояниях мы повреждаем себя, тогда как в других испуганы за своё здоровье и будущее. Более того, те эго-состояния, которые имеют вредные привычки, отчаянно сопротивляются осознанию человеком (исполнительной частью личности) своих потребностей. Потому что это приведёт к новым правилам и этому эго-состоянию придётся подчиниться новой дисциплине. Это сопротивление имеет много уловок. Например, некоторые люди философствуют о том, что все их привычки, даже вредные, — это их индивидуальность, что эти привычки зачем-то нужны и если человек откажется от них, то «потеряет» себя.
В этом случае нам необходимо независимое решение – решение из Взрослого эго-состояния.

Для начала человеку необходимо решение о том, что у него есть эти девять потребностей.

Затем составить план удовлетворения каждой потребности. Вторым взрослым решением о потребностях должно быть решение о том, что человек будет делать для удовлетворения каждой потребности. И выполнять это решение независимо от внутреннего состояния.

1. Потребность в тепле. Это потребность в телесном температурном комфорте. Многие взрослые люди, как это ни странно, не умеют одеваться по погоде. Я часто вижу, как люди съёживаются от холода, идут по улице быстро, напряжённо, стараясь поскорее оказаться в помещении. Или, наоборот, потеют и мокнут, так что от них неприятно пахнет. При этом им самим некомфортно. Они делают себя неприятными для других, реализуя тем самым неосознанную сценарную установку «Не будь близким». Таким людям нужно осознать и научиться правильно удовлетворять потребность в тепле. Т.е. одевать себя так, чтобы не терять комфорт.

2. Потребность в защите. Эту потребность в детстве удовлетворяют родители. Для взрослых людей эту потребность удовлетворяют законы (конституция, гражданский кодекс, трудовой кодекс, жилищный кодекс и т.д.) и государство (участковый, милиция, суд, муниципальные органы, органы здравоохранения и т.д). Для удовлетворения этой потребности взрослый человек должен изучить законы, узнать о наличии и функциях государственных органов. Так, чтобы точно знать, куда и по какому вопросу обращаться. Требовать защиты от другого человека, например, от мужа, родителей и т. д. для взрослого человека ненормально. Мы можем попросить помощи у близкого человека в конкретной ситуации, но не должны «навешивать» на близких людей родительские функции и ожидания.

3. Потребность в пище. Для удовлетворения этой потребности недостаточно просто есть так, как приучили в детстве. Нужно добыть информацию о потребностях организма в определённых веществах, исследовать особенности своего организма, разработать для себя правила здорового питания и выполнять эти правила.

4. Потребность в безопасности. За удовлетворение этой потребности в детстве отвечают родители и собственный инстинкт ребёнка в самосохранении. Взрослому человеку нужно пересмотреть свой образ жизни и привычки (привычку переходить дорогу, водить машину, пользоваться острыми предметами, электроприборами и т.д.). Если есть привычки, которые потенциально могут привести к опасности, повреждениям, потере здоровья, нужно отказаться от них и научиться делать те же дела по-другому.

5. Потребность в стимулах и поглаживаниях. Для поддержания своей неопсихики (Взрослого эго-состояния), т.е. способности к произвольным усилиям и осознанности, в «рабочем» состоянии человеку необходимо постоянно тренировать её. Тренировка неопсихики происходит при стимулировании восприятия. Стимулирование восприятия происходит при взаимодействии человека с окружающим его миром с помощью органов чувств. Всего у человека пять органов чувств: глаза (орган зрения), уши (орган слуха), нос (орган обоняния), кожа (орган осязания), язык (орган вкуса). Человеку жизненно необходимы стимулы, иначе его неопсихика деградирует.

Вот цитата Эрика Берна о необходимости стимулирования неопсихики.
«….Способность человеческой психики поддерживать согласованные эго-состояния зависит, по-видимому, от меняющего потока сенсорных стимулов. Это наблюдение является психобиологическим основанием социальной психиатрии. Сформулированное в структурных терминах, оно состоит в том, что сенсорные стимулы необходимы для обеспечения целостности неопсихики и археопсихики. Если поток перекрывается или становится монотонным, видно, что неопсихика понемногу дезорганизуется («мышление человека ухудшается »); это обнажает нижележащую археопсихическую деятельность («он показывает ребячливые эмоциональные реакции »); в конце концов и археопсихическое функционирование тоже становится дезорганизованным («он страдает галлюцинациями »). Это описание эксперимента на сенсорную депривацию.
Можно показать, что у неопсихики наступает истощение катексиса в случае стимульной социальной и структурной депривации, сравнив пациентов, лежащих в плохих и хороших государственных больницах. По существу доказано, что результатом такой депривации является архаическая внушаемость, что делает ее сильнейшим оружием в руках жестоких лидеров в борьбе с непримиримыми личностями….»

Самые «качественные» для тренировки неопсихики стимулы человек получает в процессе общения. Никакая компьютерная игра (а в них люди играют как раз для получения стимулов) не сравнится в этом смысле с общением. Общение – самый эффективный тренажёр для неопсихики. Поэтому люди, не имеющие личностных расстройств, чувствуют жажду стимулов как жажду общения. В изоляции люди испытывают беспокойство и успокаиваются, когда получают «гарантию» общения. Гарантия общения – это признание нас другими людьми, внимание к нам со стороны других людей. Единица внимания, признания – это поглаживание.
Резюме. Потребность в стимулах является жизненно важной потребностью. Она называется жаждой стимула. Люди, не имеющие личностных расстройств, чувствуют жажду стимулов как жажду поглаживаний.

Подробнее об этой потребности можно прочитать в книгах:
1. Стюарт Я., Джойнс В. «Современный транзактный анализ». пер. с англ. СПб., 1996, глава «Жажда стимула».
2. Берн Эрик «Трансакционный анализ и психотерапия». Перевод с англ., СПб., издательство <Братство>, 1992, глава VIII СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ, раздел 1. Теория социальных контактов.

В настоящее время я работаю над продолжением статьи.

С уважением, Ирина Летова.

Все права на копирование текстов защищены и принадлежат мне, Ирине Летовой.

Информация от юриста. На основании Федерального закона Российской федерации «Об авторском и смежных правах» (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данном разделе, в архивированном виде, категорически запрещен.

Данные тексты представлены исключительно в ознакомительных целях. Копируя и сохраняя тексты, вы принимаете на себя всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ.

Если вы используете идеи или материалы статей Ирины Летовой, вы должны обязательно указывать источник информации — сайт www.сайт

У каждого существа, которое живет на нашей планете, даже у одноклеточных, есть определенные потребности, которые ему необходимо удовлетворять, чтобы чувствовать себя и жить.

Чем более развитым является существо, тем больше потребностей оно имеет.

Физиологические потребности человека — самые главные из всех, потому что, если их не удовлетворять, человек имеет стопроцентные шансы умереть . Даже кратковременный отказ удовлетворять их может приводить к серьезным нарушениям в работе внутренних органов.

Что это такое?

Потребность — некая нужда, которую нужно удовлетворить, чтобы человек чувствовал себя хорошо: был защищен, осознавал, что он важен для своего окружения и общества в целом, мог продуктивно функционировать, достигать своих целей, ощущать удовлетворения и так далее.

Физиологические потребности , которые также называются витальными, — разновидность потребностей, которые позволяют человеку поддерживать жизнедеятельность.

Если человек не сможет поддерживать их на должном уровне, возможность достигать более высоких целей будет нарушена. Если их полностью перестать удовлетворять, через некоторое время наступит смерть (за исключением потребности в удовлетворении сексуального желания).

В пирамиде потребностей Маслоу физиологические потребности являются основой для всех остальных, представляют собой своеобразный фундамент.

Что относится к физиологическим потребностям человека? Примеры витальных потребностей :

  • необходимость получать достаточно калорийную для поддержания существования и выполнения определенной деятельности пищу и жидкости;
  • потребность в отдыхе;
  • необходимость спать;
  • потребность в дыхании;
  • возможность удовлетворить сексуальное желание и продлить род.

Эти потребности считаются низшими .

В их удовлетворении нуждаются не только люди, но и животные, насекомые и другие существа.

У ряда простейших созданий список физиологических потребностей более короткий.

Значение и классификация

Современный мир ориентирован на достижения, поэтому практически каждый человек осознает, что от него требуется быть лучше, сильнее, умнее и, конечно, получать как можно более высокую зарплату.

Чтобы достичь большего, люди отодвигают удовлетворение физиологических потребностей на задний план.

Причем отодвигают подчас не только свои, но и потребности собственных детей, которых записывают в различные кружки и секции чуть ли не с рождения.

В итоге те могут просто не успевать поесть и отдохнуть. Все это приводит к появлению множества соматических и психических заболеваний.

Пища

Пища дает человеку энергию и полезные вещества, также она способна приносить удовольствие, спокойствие, удовлетворение.

Сытый человек обычно более уравновешен и счастлив , чем голодный.

Просто иметь возможность есть не всегда достаточно: важно, чтобы пища была достаточно калорийной и полезной.

Если человек занимается тяжелым физическим трудом или много тренируется, ему нужно потреблять больше калорий, чем тому, кто занимается умственным трудом и ведет умеренно подвижный либо малоподвижный образ жизни.

Что произойдет, если потребность в еде не будет удовлетворяться?

Организм человека ориентирован на запасание: он создает запасы энергии в виде жировых отложений и сохраняет полезные вещества в органах (к примеру, жирорастворимые витамины могут накапливаться в печени и некоторых других частях организма.

При длительном голодании организм начнет использовать созданные запасы, и человек продолжит жить некоторое время.

Без еды здоровый человек способен прожить от одного до двух месяцев , но при условии, что у него будет источник воды. Без жидкостей он проживет не более трех-семи дней.

В процессе голодания психика человека начинает работать с нарушениями: могут возникать галлюцинации, бредовые состояния, повышенная раздражительность, агрессивность. Нарушаются , разрушаются органы. Если голодает ребенок, его развитие замедляется.

Скрытое голодание — вид голодания, при котором пища есть, но она не содержит достаточное количество полезных веществ, — широко распространен в среде людей с финансовыми проблемами.

У таких людей чаще развиваются различные соматические заболевания.

Норма физиологической потребности в еде и жидкостях:

  • Вода — порядка 1,5-2,5 литров в сутки (значительная часть жидкостей поступает в организм с едой).
  • Килокалории — 2000-3000 и более, в зависимости от пола, веса, рода занятий и уровня физической активности. Норма для каждого человека может меняться.
  • Белок — 35-87 грамм в сутки.
  • Жиры — 60-150 грамм в сутки.
  • Углеводы — 255-585 грамм в сутки.

Отдых и сон

Человек, не имеющий возможности полноценно отдохнуть и выспаться, неспособен полноценно функционировать в обществе .

Во время сна мозг перерабатывает информацию, полученную в течение дня, поддерживает иммунитет (во время сна активируются Т-лимфоциты), позволяет организму отдохнуть должным образом. Также во время сна из мозга удаляются токсические соединения.

Отдых, не связанный со сном, тоже важен: человек не способен заниматься одним и тем же занятием без перерывов, поэтому время от времени нужно менять деятельность либо не делать ничего.

Что произойдет, если не удовлетворять потребность в сне и отдыхе?

Если человек будет регулярно отказывать себе в необходимости передохнуть либо ненадолго сменить деятельность, значительно возрастет вероятность развития различных психических нарушений, в особенности и . Также тем, кто отказывает себе в отдыхе, сложнее противостоять стрессам.

Если же человек будет систематически недосыпать (спать менее пяти-шести часов в день), его когнитивные способности значительно ухудшатся, увеличится вероятность возникновения различных инфекционных заболеваний, возрастет риск развития психических отклонений, возникнет эмоциональная нестабильность.

В долгосрочной перспективе систематический недосып может стать одной из причин возникновения:

  • ожирения;
  • онкологических заболеваний (повышается вероятность возникновения предраковых новообразований);
  • инсульта (риск в четыре раза выше, чем у людей, которые спят достаточно);
  • сахарного диабета второго типа;
  • сердечно-сосудистых болезней;
  • снижения количества сперматозоидов (почти на 30%);
  • ранней смерти.

Поэтому людям, которые страдают расстройствами сна, важно не откладывать визит к доктору.

Длительное отсутствие сна способно приводить к возникновению галлюцинаций, бредовых состояний .

Люди, которые долго не спят, способны заснуть на несколько секунд — это называется микросном, — и, если они в этот период ведут транспорт, может возникнуть ДТП. При этом они сами не осознают, что заснули на короткий промежуток времени.

Норма физиологической потребности во сне: индивидуальная. В среднем людям нужно спать не менее 7-9 часов в сутки.

Воздух

Не дышать люди в принципе не способны , и отсутствие воздуха, которым может дышать человек, убьет его за очень короткое время: большинство людей не проживут больше пяти минут, если лишить их возможности дышать.

Также важно, чтобы воздух, который вдыхает человек, был лишен токсических примесей, поскольку в противном случае возрастает риск возникновения множества соматических заболеваний, включая онкологические болезни.

Секс

Потребность в размножении и удовлетворении сексуального желания. Эту потребность важно ставить немного особняком: при ее неудовлетворении с человеком не произойдет ничего ужасного, он сможет продолжать свою жизнь, разве что ее качество может снизиться, особенно если у него сильно выраженное либидо.

Некоторые исследователи склонны причислять эту потребность не к физиологическим, а к физиолого-психологическим потребностям.

И на это есть причины: в современном мире необходимость активно размножаться практически исчезла , а секс стал прежде всего символом , близости, телесного удовольствия.

Еще сто-двести лет назад потребность быстро размножаться еще существовала, поскольку в противном случае человечеству грозило постепенное вымирание из-за инфекционных заболеваний и других негативных факторов.

Процесс эволюции ясно показывает, что высокую выживаемость имеют виды, которые способны производить много живучего потомства, поэтому секс и потребность в размножении обычно причисляют к физиологическим потребностям.

Что произойдет, если не удовлетворять потребность в сексе? Человек станет несчастнее. Отдельных людей это может толкнуть на совершение противоправных действий.

У некоторых людей потребность в сексе значительно снижена, поэтому они в принципе практически не испытывают сексуального желания.

Также существуют асексуальные люди : они не практикуют секс (либо практикуют, чтобы порадовать не асексуального партнера или чтобы зачать ребенка, поскольку асексуальность не означает, что человек причисляет себя к чайлдфри), хотя и могут создавать союзы с другими людьми.

А на вопрос, продолжать ли собственный род, каждый человек должен ответить самостоятельно.

Разница в физиологических потребностях ребенка и взрослого

Потребности ребенка незначительно отличаются от потребностей взрослого человека: детям также нужны качественная еда, достаточный и регулярный сон, отдых, чистый воздух.

До подросткового возраста потребность реализовывать сексуальное желание практически отсутствует, но ощущать определенные импульсы дети способны: часты случаи мастурбации в детском возрасте.

Они являются вариантом нормы (ребенок изучает свое тело, прислушивается к ощущениям), за исключением случаев, когда ребенок занимается этим очень часто и пренебрегает другими занятиями: в таком случае его нужно показать детскому психологу.

Норма физиологической потребности в еде для детей :

  • от года до четырех лет: 3-3,5 г белков на килограмм (вес ребенка умножается на указанное число), 3,5-4 г жиров и 10-12 г углеводов.
  • от четырех до семи лет: 3-3,5 г белков, 3 г жиров, 15-16 г углеводов.
  • школьный возраст: 2,5-3 г белков, 2,5 г жиров, 10-13 г углеводов.

Лучшая и максимально сбалансированная пища для ребенка до года — материнское молоко .

Если же возможности кормить ребенка молоком нет, важно совместно с доктором подобрать оптимальный вариант кормления, учитывающий индивидуальные потребности младенца.

Норма сна :

  • Первые полгода жизни: 16-20 часов в сутки.
  • От шести месяцев до полугода: 14-15 часов.
  • От года до семи лет: 12-14 часов.
  • От семи лет до совершеннолетия: 8-10 часов.

Также ребенку важно иметь достаточно возможностей для регулярного отдыха.

Как не позволить им перерасти в зависимость?

Существуют состояния, при которых человек испытывает чрезмерное желание удовлетворять определенные потребности , к примеру, много спать, часто и много есть.

В таких случаях нужно говорить не о зависимостях: как правило, подобные изменения сигнализируют о наличии у людей тех или иных проблем в психическом либо соматическом здоровье, с которыми нужно разбираться.

Специалисты выделяют целый спектр психических заболеваний, так или иначе связанных с едой. Эти заболевания называются РПП: расстройствами пищевого поведения.

К ним относятся анорексия, булимия, компульсивное переедание, орторексия, бигорексия и другие болезни. Их нужно лечить совместно с психотерапевтом.

РПП часто сочетаются с другими психическими заболеваниями , такими как депрессия, неврозы, ПТСР, обсессивно-компульсивное расстройство, и могут возникать на их фоне.

Также чрезмерный аппетит может свидетельствовать о наличии гормональных нарушений в организме.

Иногда он возникает на фоне приема некоторых лекарственных препаратов.

Если человек ощущает, что его аппетит неадекватно вырос без видимых причин и это сохраняется продолжительное время, ему важно обратиться в больницу.

Чрезмерная потребность в сне и отдыхе — частый признак различных психических и соматических нарушений. К примеру, люди с хроническими заболеваниями нуждаются в отдыхе больше, чем здоровые люди.

Существует термин «гиперсомния». Это состояние, при котором человек много спит и чувствует сонливость вне сна.

Она наблюдается и у здоровых людей (из-за стресса, после периода без сна, при приеме определенных медикаментов). Также она может наблюдаться при наличии следующих нарушений:

  • травмы головы;
  • депрессия;
  • уремия;
  • апноэ.

Чрезмерная потребность в сексе может быть признаком различных гормональных нарушений, наличия опухолей (и доброкачественных, и злокачественных), травм головы, осложнений после нейроинфекций, некоторых психических нарушений. Но также она может быть и нормой, особенно у подростков.

Чтобы не стать заложником собственных физиологических потребностей, важно прислушиваться к себе и при появлении тревожных сигналов обращаться к врачам , которые специализируются на соматике, либо к психотерапевтам.

Фрустация физиологических потребностей ребенка:

Потребности человека.

Отсутствие мотивации - величайшая духовная трагедия, разрушающая все жизненные устои. Г. Селье.

Потребность - это нужда, необходимость чего - либо для жизнедеятельности человека.

Проявление потребностей у животных связано с комплексом соответствующих безусловных рефлексов, называемыми инстинктами (пищевой, половой, ориентировочный, защитный).

Самым ярким примером человеческих потребностей являются познавательные. Человек стремится узнать мир не только в своем непосредственном окружении, но и в отдаленных областях времени и пространства, понять причинные связи явлений. Он стремится исследовать явления и факты, проникнуть в микро - и макрокосмос. В возрастном развитии человека познавательные потребности проходят стадии:

Ориентировки,

Любопытства,

Направленного интереса,

Склонности,

Осознанного самообразования,

Творческого поиска.

Потребность - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Состояние нужды в чем - либо вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетовренности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что - то предпринимать, что бы снять напряжение.

Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности.

Удовлетворение потребностей - процесс возвращение организма в состояние равновесия.

Можно выделить три вида потребностей :

Естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма.

Материальные, или предметно - вещные,

Духовные - порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.

Первым кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «иерархическая теория потребностей» А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших - биологических, до высших - духовных.

Эта схема так и называется «Пирамида потребностей» или «Пирамида Маслоу»

  1. Физиологические потребности - пища, дыхание, сон, и т.п.
  2. Потребность в безопасности - стремление защитить свою жизнь.
  3. Социальные потребности - дружба, любовь, общение.
  4. престижные потребности - уважение, признание членами общества.
  5. Духовные потребности - самовыражение, самоосуществление, самоактуализация, самореализация.

Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:

первичные потребности (врожденные ) — в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности, вторичные потребности (приобретенные) —социальные, престижные, духовные. С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии. Только удовлетворив свои потребности первого уровня (самые объемные по содержанию и значению), у человека появляются потребности второго уровня.

Потребности - это только один мотив деятельности. Выделяют еще:

  1. Социальные установки.
  2. Убеждения.
  3. Интересы.

Под интересами принято понимать такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него.
Когда мы говорим, что у человека есть интерес к кино, это значит, что он старается как можно чаще смотреть фильмы, читать специальные книги и журналы, обсуждать просмотренные произведения кинематографии и т. д. От интересов следует отличать склонности. Интерес выражает направленность на определенный предмет, а склонность — на определенную деятельность. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес к кино не обязательно влечет за собой возможность работать в качестве кинорежиссера, актера или оператора.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки

Немецкий ученый Макс Вебер отмечает, что различия в действиях зависят от богатства или бедности личного опыта, образованности и воспитанности, своеобразия духовного склада личности.

17.1 Понятие о потребностях

Потребность - есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта.

Эволюцию живых существ нельзя объяснить только приспособлением к среде обитания. Активность всегда перспективней, чем оборона. Потребности - источник активности живых существ. Это генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Одни люди отдают все свои силы карьере, другие самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят жизнь в философских поисках смысла жизни.

Особенности потребностей:

1. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности , которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

2. Потребности определяют избирательность восприятия мира , фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить («Голодной куме только хлеб на уме», «У кого что болит, тот про то и говорит».)

3. Наличие потребности сопровождается эмоциями : сначала, по мере усиления потребности - отрицательными, а затем - в случае ее удовлетворения - положительными.

4. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза . Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения - примитивные животные - высокоразвитые животные - человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный - грудной младенец - дошкольник - школьник - взрослый человек.

5. Потребности человека образуют иерархическую систему , где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

По мере осознания и реализации любой потребности, одновременно происходит и закономерное изменение мотивации, вызванное данной потребностью. Варианты изменения мотивации в процессе реализации потребности отображены на Рис. 17.1:

Штриховыми линиями показана эволюция мотивации при невозможности удовлетворения потребности.

17.2 Классификация потребностей

Существует множество классификаций потребностей. Первая классификация разделяет все потребности по происхождению на две большие группы - естественные и культурные (Рис. 17.2). Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.


Вторая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).

К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

Духовные потребности человека - это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «пирамида Абрахама Маслоу. Согласно идее этого американского психолога, нижний уровень ее составляют физиологические потребности, затем идут потребность в безопасности (реализуя которую человк стремится избевать эмоции страха ), выше - потребность в любви , затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды - стремление личности к самоактуализпации. Однако, этими потребностями далеко не исчерпывается набор актуальных потребностей человека. Не менее важными являются потребности в познании, свободе и красоте. Поэтому имеет смысл дополнить концепцию А. Маслоу еще несколькими потребностями (Рис. 17.3). Более подробно содержание потребностей каждого уровня описано в Табл. 17.3.

Табл. 17.3 Содержание уровней пирамиды потребностей

Уровень

потребностей

Физиологические (биологические) потребности

Потребность человека в еде, питье, кислороде, оптимальном температурном режиме и влажности воздуха, отдыхе, половой активности и пр.

Потребность в безопасности и стабильности

Потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.

Потребность к приобретению, накоплению и захвату

Потребность к не всегда мотивированному приобретению материальных ценностей. Избыточное проявление данной потребности приводит к жадности, алчности, скупости

Потребность в любви и принадлежности к группе