Факторы влияющие рынок образовательных услуг. Рынок образовательных услуг

В настоящее время образование становится одним из основных ресурсов развития национальных экономик. Гармоничное развитие личности и творческих способностей человека, создание интеллектуального, культурного и нравственного потенциала государства являются важнейшими предпосылками успешного социально-экономического развития государства и достойного его положения в международном сообществе.

Современное образование характеризуется большим выбором и высокой конкуренцией предоставляемых образовательных услуг со стороны как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений. Во многих регионах существует достаточно большое количество образовательных учреждений, которые предоставляют возможность получить среднее профессиональное, высшее или дополнительное образование с выдачей государственного диплома по одинаковым специальностям.

Особая роль образования подтверждается тем фактом, что средний уровень грамотности взрослого населения является важнейшим показателем развитости страны, залогом ее процветания и стабильности. Именно образовательный потенциал государства ложится в основу определения индекса человеческого развития и определяет место страны в мировых рейтингах.

Образование - это одна из отраслей национальной экономики, входящая в комплекс отраслей социальной сферы.

Образование, как и любая отрасль экономики, выполняет свою, только ему присущую специфическую роль - осуществляет образовательную деятельность.

Образовательная деятельность - это разновидность деятельности, связанной с организацией в государстве процесса обучения и воспитания людей, осуществляемой в интересах человека, общества, государства и направленной на: сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям; интеллектуальное, культурное и нравственное воспитание человека; подготовку квалифицированных кадров для всех отраслей экономики.

Продуктом образовательной деятельности являются образовательные услуги - это система знаний, навыков, информации, имеющих свою стоимость и пользующихся спросом на рынке товаров.

Субъектами образовательной деятельности являются:

Государство - заказчик образовательных услуг;

Учреждения образования - производители образовательных услуг;

Физические лица - потребители образовательных услуг.

Общеобразовательное учреждение можно рассматривать как предприятие с коллективом специалистов, соответствующей материальной базой, которое создает, тиражирует и предлагает населению специфические продукты -образовательные услуги.

Экономические отношения в образовательной сфере можно интерпретировать как отношения продавца (общеобразовательного учреждения), продающего покупателю (физическому лицу или государству) товар (знания, навыки, информацию).

Для рынка образовательных услуг характерна своя специфика, поскольку качество образовательной услуги как товара нельзя в полной мере оценить даже в процессе его потребления, не говоря уже о предварительной оценке. Кроме того, качество образовательных услуг зависит напрямую не только от условий их производства (использование современных образовательных и воспитательных технологий, наличие высококвалифицированных педагогов), но и от индивидуальных способностей детей, принятых на обучение.

Вместе с тем, образовательные услуги - это высоколиквидный (его производство позволяет быстро вернуть затраченные ресурсы) и социально значимый (важен не только для физического лица - потребителя образовательных услуг, но и для всего общества в целом) товар.

Жизненный цикл образовательной услуги, как и любого товара, включает 5 стадий:

1. внедрение - период медленного роста, когда услуга только начинает осваивать рынок; на этой стадии новая образовательная услуга становится впервые пригодной для рынка, люди могут проявлять осторожность, поэтому расходы велики, но нет большого числа конкурентов;

2. рост - период быстрого завоевания рынка; если новая образовательная программа удовлетворяет рынок, то она привлекает потребителей; в течение этой стадии необходимо поддерживать быстрый рост спроса, улучшая качество программ и акцентируя внимание на их новые особенности, находя новые рынки сбыта, используя рекламу и иные пути привлечения дополнительного внимания к образовательной услуге;

3. зрелость - период медленного роста, вследствие получения образовательной услуги большинством потенциальных потребителей; это, наряду со следующей, наиболее длительная стадия, с которой связаны наибольшие усилия при организации маркетинга;

4. насыщение -образовательную программу начинают предлагать и другие образовательные учреждения, спрос падает, возникает перепроизводство, что ведет к усилению конкуренции между учебными заведениями и снижению объема продаж;

5. спад - период, когда интерес потребителей падает; он может быть быстрым или медленным.

Продвижение (распространение) образовательной услуги - процесс, посредством которого образовательное учреждение делает свои программы и услуги доступными для своих целевых рынков.

Следует отметить, что рынок образовательных услуг значительно расширился и экономические отношения в образовании сегодня формируются в условиях сокращения государственного финансирования образования и развития рыночных отношений в сфере образования. Поэтому, в условиях конкуренции, в положении лидера окажется то учебное заведение, которое окажется способным предоставить востребованные образовательные услуги, подкрепленные квалифицированными кадрами и разумной ценовой политикой.

2.2 Рынок образования в Республике Беларусь

В настоящее время рынок профессионального образования активно развивается, что определяет необходимость использования методологии маркетинга:

Анализ рынка профессионального образования;

Теоретические основы маркетинга образования;

Маркетинговые исследования образования;

Маркетинговая среда образовательных учреждений;

Поведение потребителей образовательных услуг;

Маркетинговые коммуникации в сфере образования;

Управление маркетингом в образовательном учреждении.

Подготовка специалистов с высшим образованием в республике в 2005-2006 учебном году осуществлялась в 43 государственных и 12 негосударственных вузах. Число образовательных учреждений, обеспечивающих такого рода подготовку, имеет положительную динамику. Если сравнивать с 1990г., то произошло их увеличение более чем в 1,5 раза. Это говорит о престиже высшего образования в общественном сознании, так как лица, получившие его, занимают высокие места в социальной иерархии, являются более востребованными на рынке труда. Подтверждается это и анализом структуры безработицы в квалификационно-образовательном разрезе. Например, в 2006 году доля безработных с высшим образованием была самой низкой и составила 9,8% от обшей их численности. Это существенно влияет на желание студентов обучаться в вузах страны и не менять своих устремлений даже в случае не поступления на обучение на бюджетной основе. Возникающее противоречие - потребности в образовании и возможности его получения - разрешается посредством развертывания системы платных образовательных услуг. В последние годы происходит увеличение студентов, готовых самостоятельно оплачивать свое обучение. Гак, по сравнению с 2000 годом их доля в обшей численности в 2005 году увеличилась на 18,4% .

Увеличение потребности в высокообразованных кадрах на рынке труда и всевозрастающие возможности населения по оплате образовательных услуг приводят к расширению численности обучающихся в высших учебных заведениях. По сравнению с 1996 годом число студентов вузов в 2005 году возросло на 94% и составило 383 тыс. человека. Наибольшими темпами растет контингент студентов, использующих заочную форму обучения. На начало 2005 года их количество в стране составило 188,5 тыс. человек, при этом прием на заочные отделения вузов в данном учебном году почти сравнялся с приемом на дневные отделения. В настоящее время доля студентов-заочников в общем контингенте обучающихся в вузах составляет 49,3%. Предоставление услуг в области заочного обучения создает благоприятные возможности для продолжения образования, непрерывного расширения и обновления знаний, постоянного роста профессионального уровня, хотя нельзя не признать, что общий уровень теоретической подготовки студентов-заочников ниже, чем у студентов стационара. Данный недостаток заочной формы обучения нивелируется более глубокой связью обучающихся с реальными социально-экономическими процессами, происходящими в их трудовых коллективах, на конкретных рабочих местах (в данном случае важно, чтобы обучающиеся работали по специальности, выбранной в вузе).

Однако при наличии данных положительных тенденций существуют и определенные недостатки в сфере высшего образования, связанные, в первую очередь, с неадекватной структурной подготовки кадров в вузах в профессиональном разрезе. На сегодняшний день, в связи с переходом на инновационный путь развития, со становлением "новой экономики" на рынке труда наблюдается рост спроса на инженерные и другие естественнонаучные специальности, обусловленные внедрением в реальном секторе экономики новых информационных технологий. В этой связи, исходя из спроса на рынке труда, необходимо не просто наращивать подготовку кадров в вузах страны, а оптимизировать ее структуру на основании приоритетов экономической динамики. Актуальность решения этих задач подтверждается и результатами анализа последних тенденций изменения структуры подготавливаемых в вузах страны высококвалифицированных специалистов. Так, по всем группам специальностей, кроме гуманитарных, увеличение численности студентов исчисляется в лучшем случае несколькими тысячами человек, в сфере же общественных и гуманитарных наук этот показатель переходит уже в категорию десятков тысяч.

Все это привело к тому, что в 2005 году число студентов-гуманитариев превысило численность по естественным, техническим, медицинским и сельскохозяйственным специальностям вместе взятым.

Доля выпускников по естественнонаучным специальностям в общем объеме выпуска вузов сократилась за последнее десятилетие на 27,6%, а по экономическим специальностям возросла на 11 774 человека, то есть более чем в 3 раза. Однако следует отметить, что многие выпускники вузов не могут найти работу, соответствующую их квалификации, и работают не по специальности или на рабочих местах, в принципе не требующих такого уровня образования. Поэтому сегодня очевидна необходимость создания эффективного механизма взаимодействия системы образования с отраслями экономики при формировании структуры подготовки и трудоустройства молодежи .

В Беларуси к 2010 году планируется повысить индекс уровня образования в стране до 0,96, а к 2020 году - до 0,98 против 0,95 в 2003 году. Об этом говорится в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года.

Для достижения этих целей, отмечается в стратегии, необходимо повысить социальный статус учителя и его роль в обществе.

В частности, в 2011-2020 гг. ставится цель вывести национальную систему образования на уровень, соответствующий мировым стандартам. Особое значение будет придаваться развитию высшего образования. Планируется повысить качество и усовершенствовать структуру подготовки специалистов, максимально приблизить ее к требованиям рынка труда.

Кроме того, предстоит реализовать ряд организационных мер: оптимизировать сеть учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с учетом складывающейся демографической ситуации, развивать сеть учреждений образования нового типа, создавать университетские комплексы, сформировать эффективный механизм трансфера научно-технических разработок в производство по отраслям экономики и регионам. Также предстоит разработать системы дистанционного обучения на всех уровнях образования, мониторинга качества обучения и воспитания молодежи, повысить квалифицированный уровень преподавателей и эффективность использования кадров .

Однако для решения поставленных перед образованием целей и задач следует обеспечить его необходимое финансирование, создать условия для привлечения инвестиций в сферу образования, усилить роль рыночных механизмов хозяйствования. Необходимо создать цивилизованный рынок образовательных услуг, включить систему образования Беларуси в мировой образовательный процесс.

По оценке ЮНЕСКО, в 2003 году индекс уровня образования в республике составил 0,95 и сравнился с такими странами, как Швейцария, Польша, Латвия. Беларусь по этому показателю удерживает лидирующие позиции среди стран СНГ (Россия, Украина - 0,93; Казахстан - 0,92; Узбекистан - 0,91).

В настоящее время организации образования оказывают платные услуги по:

Подготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием, бакалавров, магистров, научных кадров высшей квалификации;

Переподготовке и повышению квалификации специалистов;

Дополнительному (сверх установленных учебными планами часов) обучению по отдельным предметам, дисциплинам, курсам;

Изучению (сверх установленных учебными планами) дополнительных предметов, дисциплин, курсов;

Подготовке в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, лиц с присвоением квалификации рабочего и служащего;

Обучению на подготовительных отделениях учреждений образования, обеспечивающих получение высшего образования;

Дополнительной подготовке (сверх учебного плана) детей к обучению в начальной школе;

Проведению занятий в объединениях по интересам сверх учебных планов, реализуемых в учреждениях основного и дополнительного образования, и др.

Министерством образования разработана нормативная правовая база, необходимая для организации и оказания платных образовательных услуг.

Доходы от оказания подведомственными организациями образования платных образовательных услуг за 2001-2005 годы в сопоставимых ценах увеличились в 2,5 раза (2001 г. - 63 млрд. руб., 2002 г. - 103 млрд. руб., 2003 г. - 155 млрд. руб., 2004 г. - 177 млрд. руб., 2005 г. - 251 млрд. руб.). Рост оказания платных образовательных услуг за указанный период составил 161,1%. Основная доля оказания платных образовательных услуг приходится на высшие учебные заведения.

На протяжении 5 лет рост объемов платных образовательных услуг достигался за счет роста подготовки специалистов на платной основе. В платных образовательных услугах удельный вес подготовки специалистов на платной основе увеличился с 73 до 85 процентов. Удельный вес переподготовки и повышения квалификации специалистов за это период составлял 3 процента, обучения на подготовительных отделениях, курсах - 3,5 процента, подготовки иностранных граждан - 1,5 процента.

За 2001-2005 годы удельный вес обучающихся на платной основе от общего количества обучающихся в государственных учебных заведениях республики увеличился с 35 до 46 процентов.

В последние годы удавалось увеличивать объемы платных образовательных услуг за счет подготовки специалистов по специальностям, которые пользуются повышенным спросом у населения (правоведы, лингвисты, психологи, экономисты), и возмещения обучающимися по указанным специальностям реальной стоимости подготовки.

Из-за складывающейся демографической ситуации в республике (количество выпускников школ в 2006-2008 годах уменьшится в два раза) прогнозируется снижение контингента обучающихся на платной основе. Кроме того, в соответствии с лицензией на образовательную деятельность каждому учебному заведению установлена предельная численность обучающихся.

За 2006-2010 годы необходимо обеспечить темп роста платных образовательных услуг в сопоставимых ценах на уровне 138,9-145,5 процентов (2006 г. - 109-110 процентов, 2007 г. - 106-107 процентов, 2008 г. - 106-107 процентов, 2009 г. - 106-107 процентов, 2010 г. - 107-108 процентов) .

В нашей стране накоплен значительный вузовский потенциал, позволяющий занимать высокие позиции в мировой образовательной системе. Однако, чтобы не только не утратить, но и приумножить эти достижения необходимо:

Оптимизировать структуру подготовки высококвалифицированных кадров в профессиональном разрезе в контексте приоритетов экономического развития;

Разрабатывать систему анализа и долгосрочного прогнозирования потребностей рынка в высококвалифицированных специалистах, от которых в наибольшей мере зависит инновационно-ориентированная реструктуризация экономики;

Совершенствовать механизм существующей целевой подготовки выпускников, постепенно выстраивая его и в направлении студентов, обучающихся за свой счет, но взаимоотношения с ними строить сугубо на договорной основе;

Расширить для студентов возможности научных коммуникаций;

Необходимо нацелить такой сильный инструмент государственного стимулирования, как выделение юсу дарственных образовательных грантов и кредитов, в первую очередь на те направления подготовки специалистов, которые в наибольшей степени отвечают потребностям инновационного развития.

Таким образом, рынок образовательных услуг в Республике Беларусь активно развивается, определены цели и задачи, пути совершенствования развития рынка.


Прогноз будущего спроса всегда приблизителен, но более эффективен, а спрос потребителей - родителей, имеющих детей дошкольного возраста.

Нами был проведен эксперимент, в котором было опрошено более 500 родителей, и на основании данных опроса и статистики отмечены факторы, влияющие на деятельность дошкольных учреждений. В результате построены различные модели системы дошкольного образования в новых экономических условиях. При разработке моделей учитывался характер политики в отношении дошкольного образования.

Первая модель строилась исходя из того, что государственная политика по отношению к сфере дошкольного образования будет ориентирована на защиту системы дошкольного образования от негативных влияний в переходный период.

Вторая модель предполагает, что госбюджет будет впредь находиться в критическом состоянии и государство вынуждено будет передать дошкольные учреждения в частную собственность. Разработанный проект «Реформирование государственного муниципального ДОУ в негосударственное дошкольное образовательное учреждение» соответствует данной модели.

Третья модель строилась на предположении, что государство возьмет на себя не только функции защиты дошкольного образования от негативного влияния рынка, но и будет создавать условия для того, чтобы дошкольные учреждения могли быть конкурентоспособными на рынках труда и могли использовать возможности этих рынков для своего развития.



Механизм функционирования системы дошкольного образования в условиях

Рыночной экономики

Дошкольные учреждения, функционируя в рамках рыночной экономики, будут ориентироваться, прежде всего, на фактический спрос, что в принципе способно подчинить их деятельность интересам потребительских услуг. Непосредственными объектами управленческих воздействий станут при этом процессы формирования и использования доходов. Управление, в первую очередь, должно обеспечивать финансовую поддержку их деятельности и нацеливаться на решение проблем, которые по той или иной причине не вполне удовлетворительно решаются рынком.

Регулирующая роль государства по отношению к дошкольным учреждениям будет в перспективе не в том, чтобы непременно помогать каждому из них сбалансировать доходы с расходами, одновременно достаточно использовать оставшиеся в бюджете средства, а в создании условий, при которых логика рыночного поведения учреждений станет побуждать их наиболее полно удовлетворять запросы потребителей.

Важнейшим условием развития системы образования в России является обоснованное и стабильное финансирование дошкольных образовательных учреждений. Действующее российское законодательство предусматривает финансирование дошкольных учреждений из разных источников. Преобладание того или иного источника финансирования дает специфическую форму существования дошкольного учреждения: государственные, частные, ведомственные.

Можно выделить ведущие источники финансирования:

Бюджетные и внебюджетные средства;

Собственные средства родителей;

Добровольные пожертвования, целевые взносы физических и юридических лиц;

Кредиты банков.

Проблемы финансового обеспечения всегда были необычайно острыми для дошкольного образования. Пресловутый остаточный принцип с особым размахом применяется именно здесь. Средства бюджета выделялись только на «простое воспроизводство», «функционирование образовательного процесса, или в лучшем случае покрывались частично традиционные образовательные услуги». Современная система дошкольного образования не может работать в таком режиме.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации дошкольные учреждения могут самостоятельно осуществлять финансово- хозяйственную деятельность, вместе с тем, Закон Российской Федерации «Об образовании» относит к компетенции органов местного самоуправления организацию, регулирование и контроль деятельности дошкольных учреждений в целях осуществления государственной политики в области дошкольного образования.

Поскольку большинство существующих на сегодня дошкольных образовательных учреждений являются государственными или муниципальными, важную роль в обеспечении играет бюджетное финансирование, даже тогда, когда дошкольное учреждение имеет весомые собственные средства (от оказания дополнительных услуг).

За последние годы в дошкольном образовании произошли большие изменения нормативно-правовых, административных, экономических условий, которые позволили дошкольным учреждениям реально проводить реформу своей деятельности.

Реально изменилась стратегия управления образованием и механизм его финансирования, заставляющие образовательные учреждения искать дополнительные финансовые ресурсы. Статус дошкольного учреждения оказался в непосредственной зависимости от мнения родителей и о качестве образования, которое оно обеспечит. Рыночные отношения проникли в сферу образования, привели к тому, что в условиях экономической и хозяйственной свободы, свободы творчества, многие дошкольные образовательные учреждения стали бороться за «потребителя» - детей и их родителей, вводя различные дополнительные услуги.

В наше трудное, нестабильное время, влекущее за собой финансовые затруднения в материальном плане, нам, руководителям, хочется хоть как-то изменить жизнь коллектива, повысить материальную заинтересованность, поэтому мы должны искать что-то новое в развитии материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения. Сама жизнь подсказывала нам эти пути.

На примере детского сада «Аленушка» - Центра развития ребенка поселка Мохсоголлох, мы покажем переход дошкольного учреждения на новые формы хозяйствования.

Десять лет дошкольное учреждение находилось в ведомственном подчинении, с 1 января 1994 года был передан в муниципальную собственность. Время показало, что если детский сад будет подчиняться поселковой администрации, он не сможет получить самостоятельность. По заявлению коллектива в администрацию вышли на самостоятельное финансирование. Открыли спецсчет в кассовом центре, в штатное расписание ввели две единицы бухгалтера, один из которых на правах старшего. Самостоятельно составили смету доходов и расходов, руководствуясь утвержденными нормативами бюджетного финансирования и отчислений средств в фонды экономического стимулирования.

При разработке сметы решали следующие задачи:

Определяли объемы финансовых ресурсов на предстоящий финансовый год;

Определяли источники привлечения необходимых средств;

Выявляли возможности мобилизации внутренних резервов учреждения.

Укомплектованность дошкольного учреждения является средством улучшения экономической деятельности системы дошкольного образования, а значит, обеспечения её жизнедеятельности. Как же привлечь в детский сад детей и родителей, если рядом функционирует точно такое же дошкольное учреждение?

Перед нами встал вопрос: как завоевать лидирующую позицию на развивающемся рынке образовательных услуг и не просто сохранить имеющийся контингент воспитанников, а еще привлечь новых детей?

Стремясь к стабильности положения, разработали свой план «внедрения» образовательных услуг родителям, сознавая, что необходимо не только приложить много сил для сохранения и обеспечения жизнедеятельности нашего дошкольного учреждения, но и успешно работать над созданием имиджа дошкольного образовательного учреждения в образовательном пространстве поселка и улуса. В целях обновления содержания образования избрали одно из приоритетных направлений своей деятельности: художественно-эстетическое, направление.

Следующим шагом была разработка нормативно-правовой базы учреждения, так как стали юридическим лицом:

Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения (в новой редакции);

Учредительный договор;

Договора с родителями воспитанников;

Договора с предприятиями по предоставлению теплоэнергии, электроэнергии на поставку продуктов;

Договор о сотрудничестве с шефствующими организациями.

Благодаря административной самостоятельности имели возможность более гибко, целесообразно решать вопросы кадрового обеспечения дошкольного образовательного учреждения в рамках штатного расписания. Самостоятельность в распределении финансовых средств позволила ввести в штат должность кондитера. Именно с этого момента начали оказывать платные услуги населению по выпечке тортов на заказ и стали зарабатывать деньги, которые перечисляли на спецсчет.

Не сокращая численности детей в дошкольном образовательном учреждении, переоборудовали одну группу под детское кафе «Лакомка», куда с удовольствием стремились дети, чтобы посмотреть мультфильмы и полакомиться вкусными трубочками, корзиночками из кондитерского цеха.

Кафе работало на платной основе, родители сдавали определенную сумму.

Это были первые пробные шаги к переходу на самостоятельную финансовую

деятельность. Понимая, что новые формы хозяйственной деятельности - это

веление времени, на Совете трудового коллектива решили, что для того, чтобы

начать заниматься предпринимательской деятельностью нужно решить:

На первом этапе:

Взвесить свои настоящие и предполагаемые возможности;

Определить потребителей в тех или иных услугах;

Проанализировать состояние помещений, оборудования, сырья, учебно-методических пособий, необходимых для оказания услуг, произвести расчеты;

Произвести модернизацию помещений и предметно-развивающей среды;

Решить вопрос по обеспечению необходимыми кадрами;

Заключить договора с потребителями;

Доработать имеющийся Устав дошкольного образовательного учреждения с учетом перечисления всех видов предпринимательской деятельности, в установленном порядке перерегистрировать в государственных органах.

На втором этапе:

Пройти лицензирование на право заниматься той или иной деятельностью;

Открыть собственный банковский счет (или субсчет в общем счете);

Определить стоимость товаров и услуг, сложив реальные затраты на сырье, материалы, аренду помещения, амортизацию оборудования, заработную плату всем участникам процесса в перерасчете на единицу товара и к полученному результату (себестоимости) добавить до 40% прибыли, получив таким образом цену товара;

Через средства массовой информации (устной и письменной) дать рекламу об услугах и товарах дошкольного образовательного учреждения;

Продумать систему сбора заказов, заявок, заявлений;

Разработать режим работы студий, секций, кружков оказания дополнительных платных услуг (магазин, парикмахерская, кафе);

Составить необходимую калькуляцию на услуги, товар;

Организовать работу с кадрами, занятыми определенной деятельностью (провести тестирование, психологические тренинги);

Разработать схему оформления бланковой документации, обеспечить строгую отчетность перед органами надзора.

На третьем этапе:

Разработать программу стратегического планирования на 5 лет;

Составить «Бизнес-план» на 5 лет с расчетом экономических, финансовых

показателей

Определили следующее:

Модернизировали предпринимательскую и коммерческую деятельность за счет введения новых платных услуг в дошкольном образовательном учреждении;

Качественно исполнили реализуемые услуги;

Рассчитали приемлемые цены для потребителей на дополнительные услуги;

Произвели сотрудникам доплату в размере 10-15% за расширение зоны обслуживания;

Использовали средства от предпринимательской деятельности на развитие дошкольного образовательного учреждения (игрушки, оборудование, методические пособия), обучение сотрудников в вузах, премирование.

В соответствии с действующим законодательством РФ образовательные учреждения самостоятельно осуществляют финансово-хозяйственную деятельность. Практика же показывает, что возникают определенные противоречия, когда законодательные акты определяют самостоятельность дошкольных учреждений в новых экономических условиях, а учредители ограничивают функции своих учреждений, в том числе и руководителей.

Возникшее противоречие сняли при утверждении учредительных документов дошкольного образовательного учреждения, которые детально разграничивали функции сторон в вопросах их административного и экономического воздействия. Наш учредитель делегировал часть своих прав дошкольному учреждению. В результате сформировалась «зона совместной деятельности», одной из которых и является экономическое планирование. В результате представилась возможность маневрировать материальными и финансовыми ресурсами в целях обеспечения наиболее высокой эффективности их использования. Даже при минимуме средств могли их распределять с расчетом конкретных ситуаций, в этом и состоит оптимизация управления, если рассматривать финансово-экономический аспект управления.

Расширив рамки для дополнительного получения финансовых средств, не нашло длительного применения изготовление сахарной ваты, хотя купили агрегат и освоили технологию; услуги по стирке белья профилакторию (согласно договору). Взвесив все аргументы, остановились на следующих видах деятельности:

Выращивание рассады (помидоры, огурцы, перец и т.д.);

Выращивание и реализация цветов;

Услуги детского кафе «Лакомка»;

Реализация швейных изделий;

Услуги мини-типографии (ламинирование, ксерокопирование);

Услуги парикмахерской;

Услуги кондитерского цеха (торты, тесто, выпечка);

Оздоровительные услуги (кислородный коктейль, массаж, фитотерапия);

Услуги стоматолога;

Реализация зелени с зимней теплицы;

Услуги фотосъемок.

Поступают денежные средства на спецсчет, которые в дальнейшем расходуются согласно сметы расходов внебюджетной деятельности. За счет собственных средств приобрели:

Видеокамеру «Хитачи»;

Музыкальный центр;

Тренажеры в спортивный зал;

Детскую мебель;

Оборудование детского театра и циркулярного душа;

Ткани для ателье мод;

Фотоаппарат;

Мебель для медицинского и методического кабинетов.

Все элементы бизнеса осваивали с «нуля», ни у кого не заимствовали никаких

идей. В будущем будем расширять рамки предоставления дополнительных услуг.

Какие результаты дал нам бизнес?

1. У дошкольного образовательного учреждения появилась способность к самостоятельному финансовому оздоровлению учреждения в период перехода на рыночные отношения.

2. Практическая значимость опыта, с которым мы делимся с коллегами и рекомендуем его в практическую деятельность образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия) и Российской Федерации, повышает статус дошкольного образовательного учреждения и имидж.

3. Новый механизм хозяйствования: бизнес-план, стратегическое планирование сметы, модернизация помещений повлек за собой рациональную организацию труда, что позитивно сказалось на качестве работы коллектива.

4. За счет собственных средств модернизировалась предметно-развивающая среда и материальная база дошкольного образовательного учреждения.

5. Улучшилось качество питания и ассортимент продуктов.

6. Повысилась заинтересованность коллектива в материальном стимулировании.

7. Высокий уровень финансово-экономической деятельности позволил ЦРР «Алёнушка» перейти в автономное ДОУ.


2. РАСПОРЯЖЕНИЕ ФИНАНСАМИ

Распорядитель кредитов

Переход дошкольных учреждений на хозяйственную самостоятельность повлек за со­бой изменения в содержании управленческой деятельности руководителя. Впервые за многие годы заведующий становится полноправным распорядителем кредитов от име­ни своего учреждения.

Распорядитель кредита - это юридическое лицо, в распоряжение которого выделены средства из государственного бюджета для использования по целевому назначению согласно утвержденным сметам расходов. От имени юридического лица выступает дол­жностное лицо (как правило, руководитель или его заместитель), имеющее право рас­поряжаться средствами в соответствии с их назначением. Распорядитель кредитов (пер­вая подпись) и главный бухгалтер (вторая подпись) имеют право подписывать докумен­ты на использование средств. Без этих подписей документы считаются недействитель­ными и к исполнению не принимаются.

Став распорядителем кредитов, руководитель, с одной стороны, значительно расши­рил свои административно-хозяйственные права, с другой стороны, взял на себя серь­езную ответственность за организацию работы учреждения, встал перед необходимостью управлять финансово-экономической деятельностью детского сада.

Источники финансирования

Основные источники финансирования дошкольных учреждений - местный бюджет (или ведомственный бюджет) и родительская плата. По действующему законодатель­ству размер родительской платы не должен превышать 20% от стоимости содержания ребенка, а для многодетных семей - 10%. Кроме этого, для различных категорий се­мей действует целый ряд льгот, согласно которым родительская плата значительно сни­жена или совсем отсутствует. Поэтому общая доля родительских средств в бюджете обычного детского сада, как правило, не превышает 10%. Таким образом, большая часть затрат на содержание детей в муниципальном учреждении покрывается местным (го­родским, районным) бюджетом.

Помимо основных источников финансирования, выделяют дополнительные, значение и роль которых в обеспечении жизнедеятельности учреждений возрастают после выхо­да на хозяйственную самостоятельность. Одновременно с этим расширяются и воз­можности привлечения дополнительных средств. К ним относятся:

Плата предприятий за долевое содержание детей (в тех территориях, где она вве­дена);

Плата родителей за дополнительные образовательные услуги;

Доходы учреждения от предпринимательской деятельности;

Благотворительные пожертвования предприятий и граждан;

Денежные выплаты из различных общественных фондов и другие.

Средства, полученные из дополнительных источников, называют внебюджетными.

Привлечение дополнительных источников финансирования - особое направление

работы заведующей, успешность которой во многом определяется уровнем компетент­ности и профессионализма руководителя, его умением устанавливать контакты с дру­гими людьми, умением быть находчивым, убедительным, обаятельным.

Смета расходов

Управление финансово-экономической деятельностью начинается с детального изу­чения индивидуальной сметы расходов дошкольного учреждения.

Смета расходов составляется по единой типовой форме на основании нормативных документов и методических рекомендаций по составлению смет, а также показателей работы по конкретному учреждению.

Производственные показатели отражают количество групп, число детей, число дней пребывания одного ребенка в детском учреждении.

По бюджетной экономической классификации, введенной в действие с 1 января 1995 года, все расходы в смете группируются по расходным статьям:

Код Наименование
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ
ЗАКУПКИ ТОВАРОВ И УСЛУГ
ОПЛАТА ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Основной оклад гражданских служащих
Надбавки к заработной плате гражданских служащих
Дополнительная оплата гражданских служащих
Оплата труда внештатных сотрудников
Прочие выплаты гражданским служащим
НАЧИСЛЕНИЯ НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ
Взносы на государственное социальное страхование с заработной платы рабочих служащих
Взносы в пенсионный фонд. Фонд обязательного медицинского страхования. Государственный фонд занятости с заработной платы рабочих и служащих.
ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ СНАБЖЕНИЯ И РАСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Канцелярские принадлежности, материалы и предметы для текущих хозяйственных целей
Медикаменты и перевязочные средства
Мягкий инвентарь и обмундирование
Продукты питания
Прочие расходные материалы и предметы снабжения
КОМАНДИРОВКИ И СЛУЖЕБНЫЕ РАЗЪЕЗДЫ
Компенсационные выплаты работникам
Прочие расходы по командировкам и служебным разъездам
ОПЛАТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
ОПЛАТА УСЛУГ ПО СВЯЗИ
ОПЛАТА КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
ОПЛАТА ПРОЧИХ УСЛУГ И ПРОЧИЕ ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ НА ЗАКУПКИ ТОВАРОВ И УСЛУГ
Оплата услуг научно-исследовательских организаций
Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря
Оплата текущего ремонта зданий и помещений
Прочие текущие расходы
ТРАНСФЕРТЫ НАСЕЛЕНИЮ
Выплаты пенсий и пособий
Прочие трансферты населению
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ
КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ В ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ
ПРИОБРЕТЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯИ ПРЕДМЕТОВ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ
Капитальный ремонт объектов социально-культурного и бытового назначения

Смета расходов состоит из трех разделов.

В первом разделе указывают наименование и адрес учреждения, раздел бюджетной классификации, по которому осуществляется финансирование и дается свод расходов с поквартальной разбивкой.

Во втором разделе рассчитывают производственные показатели и приводят общие сведения об учреждении (количество зданий, их площадь, объем).

В третьем разделе приводят расчеты к смете.

Смета расходов утверждается руководителем и является основным документом, оп­ределяющим объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, предназначенных на содержание учреждения.

Бюджетные ассигнования (выделение денежных средств) устанавливаются главными распорядителями кредитов на основании сметы расходов либо в соответствии с норма­тивом бюджетного финансирования на одного ребенка в тех территориях, где такой норматив утвержден.

Переход к рыночным отношениям в образовании обусловил необходимость формирования рынка образовательных услуг. Этому в значительной степени способствовало сокращение бюджетного финансирования образовательных учреждений, отмена централизованного распределения выпускников, а также предоставление вузам значительной правовой и организационно-экономической самостоятельности. Однако, по мнению специалистов, становление рынка образовательных услуг – процесс сложный и носит в нашей стране во многом стихийный характер. Так, в стране отсутствует единая информационная база рынка образовательных услуг, не сформированы органы управления рынком, его инфраструктура, отсутствует систематическое изучение состояния данного рынка и тенденций его развития.

В экономической теории рассматривались отдельные положения, определяющие содержание рынка образования, его особенности, сегментацию, маркетинговые исследования и ряд других вопросов, однако целостная картина, характеризующая рынок образовательных услуг, отсутствует. Все это определяет необходимость систематизировать информацию о рынке образовательных услуг и разработать его понятийный аппарат.

Исходя из классификации товарных рынков, рынок образовательных услуг является составной частью рынка товаров духовного производства, который в свою очередь является разновидностью товарного рынка. Исходя из определения товарного рынка, который представляет собой систему экономических связей, во-первых, с производителями и потребителями данного товара и, во-вторых, внутри групп производителей и потребителей, можно сформулировать определение рынка образовательных услуг. Так как рынок образовательных услуг является разновидностью товарного рынка, следовательно, его определение должно соответствовать определению товарного рынка с учетом специфики, связанной с характером услуг.

Следовательно, рынок образовательных услуг представляет собой систему экономических отношений, которые складываются между производителями образовательных услуг, потребителями и посредниками по поводу производства, обмена и потребления образовательных услуг и продуктов.

Есть и другое, более лаконичное определение рынка образовательных услуг, под которым понимаются "...все потенциальные потребители, стремящиеся удовлетворить свои потребности в образовании, способные вступить в отношения обмена с продавцом"

Рынок образовательных услуг выполняет следующие функции :

  • обеспечивает конкурентоспособность образовательных услуг и дифференциацию их производителей;
  • способствует сбалансированному воспроизводству и перераспределению высококвалифицированных кадров в условиях структурных изменений экономики;
  • учитывает общественно необходимые затраты на производство образовательных услуг и определяет цены;
  • создает условия для сбалансированного спроса и предложения на образовательные услуги.

Оценивая состояние российского рынка образовательных услуг, можно отметить, что общее количество образовательных учреждений за период 1998–2009 гг. возросло в 1,5 раза, причем рост числа негосударственных высших учебных заведений происходил более быстрыми темпами (практически в 2 раза), чем государственных (всего в 1,1 раза). За этот же период численность обучающихся в образовательных учреждениях возросла в 2,2 раза, в том числе в государственных в 1,8 раза, а в негосударственных – в 5,2 раза, что свидетельствует не только об увеличении числа негосударственных образовательных заведений, но и об их укрупнении. Число студентов, обучающихся на платной основе (рыночный сектор образовательных услуг) за указанный период возросло в 1,2 раза, в том числе за счет обучающихся в государственных вузах – всего в 1,06 раза. Если в 1998 г. доля студентов, обучающихся на платной основе, составляла 21,7% от их общего числа, то в 2009 г.– 57,4%, т. е. уже более половины обучающихся в российских вузах являются участниками рынка .

Необходимо отметить, что количественный рост и уровень обеспечения качества образовательной деятельности не всегда отвечают современным требованиям динамично развивающегося рынка труда.

Можно выделить следующие положительные и негативные факторы развития вузов в рамках рынка образовательных услуг.

К положительным факторам можно отнести:

  • организационно-экономическую самостоятельность вузов;
  • оказание государственными вузами дополнительных платных образовательных услуг;
  • предоставление обучающимся свободы поведения в получении и потреблении образовательных услуг;
  • развитие негосударственных образовательных учреждений;
  • применение новых компьютерных и телекоммуникационных технологий;
  • внедрение инновационных образовательных технологий;
  • внедрение многоуровневой системы подготовки и др.

К негативным факторам можно отнести:

  • опасность утраты собственно российского лица системы высшего профессионального образования в условиях объективно действующей тенденции к его интернационализации;
  • опасность того, что рынок предъявит образованию сугубо утилитарные, узко прагматические требования, не даст развернуться фундаментализации образования, гуманизировать его;
  • отсутствие практического опыта применения методологии и инструментария маркетинга;
  • отсутствие четкой специализации подготовки кадров;
  • нерегулируемый спрос на образовательные услуги;
  • игнорирование законов об образовании исполнительными и законодательными органами;
  • сокращение бюджетного финансирования вузов и других образовательных учреждений;
  • снижение социального статуса и экономического положения преподавателей и сотрудников вузов;
  • ликвидация системы распределения выпускников учреждениями высшего профессионального образования;
  • непрозрачность рынка образовательных услуг;
  • разрыв между теоретическими знаниями, которые студенты получают в вузах, и практическими навыками, которые требуются работодателям;
  • значительный временной промежуток между возникновением спроса на определенных специалистов и его удовлетворением;
  • сложности с организацией и прохождением студентами производственной практики, её кратковременность и др.

Рассмотрим более подробно приведенные выше положительные факторы.

Совершенствование законодательной базы обусловило внесение существенных корректив в управление системой образования и в правила экономического развития образовательных учреждений. В результате вузы получили значительную самостоятельность как в части ведения учебно-педагогического процесса, так и в части экономической деятельности. Им предоставлено право на основе действующих стандартов самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные программы и учебные планы, рабочие программы изучаемых курсов и дисциплин. Они получили возможность оперативно реагировать на изменения тех требований, которые предъявляет рынок к специалистам.

Закон "Об образовании" послужил основанием для введения государственными вузами дополнительных платных образовательных услуг. Практически все российские государственные вузы помимо бюджетного финансирования осуществляют набор абитуриентов на компенсационной основе.

При отсутствии бюджетного финансирования денежные средства, поступающие за счет коммерческого набора, оказывают значительную помощь в развитии материально-технической базы вузов, своевременной выплате заработной платы преподавателям и сотрудникам, оплате коммунальных услуг и пр.

Развитие негосударственных образовательных учреждений расширило возможности выбора специальности потребителям (абитуриентам и их родителям), приблизило учебные заведения к местам проживания учащихся (особенно в отдаленных регионах страны), что обусловило более низкие расходы на их обучение по сравнению с государственными вузами, расположенными в центральных регионах страны.

В последние годы число негосударственных вузов приближается к количеству государственных. Так, на конец 2010 г. в России функционировало 653 государственных и муниципальных учреждения высшего профессионального образования и 462 негосударственных вуза .

Одним из основных факторов развития рыночных отношений в сфере образования является внедрение в вузах современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, на базе которых стали развиваться инновационные образовательные технологии.

Новые информационные технологии в значительной мере содействуют развитию рыночных отношений в сфере образования в первую очередь потому, что их применение ведет к интенсивному расширению рынка образовательных услуг. Предоставляя возможность получить образование на рабочем месте, в домашних условиях или в учебном центре недалеко от дома и без отрыва от работы, новые технологии намного расширяют доступ к образованию. Наиболее распространенной формой образовательных технологий является дистанционное обучение.

Дистанционное обучение предполагает универсальную форму обучения, направленную в основном на самостоятельную подготовку студентов по индивидуальным учебным планам, базирующуюся на использовании спутниковой связи, компьютерных телекоммуникаций, мультимедийных обучающих систем и др., при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени.

Развитие дистанционного обучения позволит:

  • значительно расширить круг потребителей образовательных услуг, в том числе в регионах, удаленных от научных и культурных центров страны;
  • привлечь для создания учебных курсов высококвалифицированных преподавателей и тем самым повысить качество подготовки студентов;
  • обеспечить создание дополнительных рабочих мест, так как возникает потребность в программистах, методистах и прочих сотрудниках, обслуживающих дистанционное обучение.

Преимущества дистанционного обучения очевидны, и их перечень можно было бы продолжить, однако нельзя не учитывать проблемы, тормозящие его развитие. Так, некоторые вузы поторопились внедрить систему дистанционного обучения, не имея для этого достаточно подготовленных преподавателей и методистов, соответствующей оснащенности образовательных программ учебной и методической литературой, учебными электронными изданиями, аудио-видео учебными материалами.

Для того чтобы создать действительно эффективную систему дистанционного обучения, необходимо разработать новую инфраструктуру учебного процесса, скорректировать учебную нагрузку преподавателей и студентов, разработать систему материального стимулирования для преподавателей и сотрудников.

Еще одним положительным фактором, который закреплен в Законе "О высшем и послевузовском образовании", является создание многоуровневой и гибкой системы непрерывного образования. Она обеспечивает возможность любому претенденту получить образования соответствующей ступени вплоть до самой высокой ученой степени.

Таким образом, внедрение рыночных отношений в образование расширяет свободу выбора потребителем как образовательных учреждений (государственных или негосударственных), так и форм получения образования (очная, заочная, экстернат, дистанционная и пр.).

Рассмотрим также некоторые отрицательные факторы.

Мода на некоторые профессии и специальности привела к неоправданному спросу на них. Так случилось с рядом экономических специальностей, таких как финансы и кредит, бухгалтерский учет, менеджмент, коммерция, экономика, юриспруденция и др. А так как состояние и развитие рынка образования зависит от состояния рынка рабочей силы, то нерегулируемый спрос на образовательные услуги привел к избытку выпускников экономических и юридических специальностей.

Отрицательным фактором является и то, что подготовка этих специальностей осуществляется даже в тех вузах, где они не были профильными, что отражается на качестве подготовки специалистов. Кроме того, продолжается избыточный выпуск по невостребованным специальностям. Сами вузы не заинтересованы в свертывании подготовки по таким специальностям, поскольку от этого зависят объемы бюджетного и внебюджетного финансирования, а также число рабочих мест для преподавателей, что обусловливает существование нерегулируемого рынка образовательных услуг.

Важной проблемой, тормозящей развитие вузов на рынке образовательных услуг, является резкое уменьшение бюджетного финансирования. В целом потребность в финансовых средствах образовательных учреждений обеспечивается из бюджетных источников менее чем на четверть. Сохраняется тенденция сокращения реальных объемов ассигнований на нужды образования.

Сокращение бюджетного финансирования сказалось на состоянии материально-технической базы вузов, вызвало ухудшение экономического положения и снижение социального статуса педагогического персонала вузов.

Несмотря на некоторые усилия правительства по повышению заработной платы в высшей школе, среднемесячная зарплата профессорско-преподавательского состава занимает одно из последних мест в рейтинге профессий. Низкая заработная плата и неэффективная система оценки и стимулирования труда профессорско-преподавательского состава привели к падению престижа профессии. По этой же причине продолжается тенденция старения преподавательского корпуса.

К отрицательным факторам можно отнести и ликвидацию системы распределения выпускников: образовательные учреждения утратили ответственность перед потребителями кадров за количественные и качественные показатели подготовки специалистов.

Еще один из отрицательных факторов – непрозрачность рынка образовательных услуг. На эту проблему еще более 10 лет назад указывал А. П. Панкрухин. Он отмечал, что субъекты рынка, включая государство, никак не могут сформулировать и закрепить свои позиции на нем. Непонятен круг ответственности, отсутствует четкость в понятийном аппарате, ценообразовании образовательных услуг и продуктов. Следует отметить, что и в настоящее время ситуация практически не изменилась.

Не решена проблема разрыва между теоретическими знаниями, которые студенты получают в вузах, и практическими навыками, отвечающими требованиям работодателей. Этот вопрос тесно связан с проблемой прохождения студентами производственной практики, которая до сих пор остается нерешенной.

Не все предприятия согласны принять студентов на практику, многие из них относятся к прохождению студентами практики формально. Практически вся статистическая информация является коммерческой тайной, и студенты не имеют возможности ее получить для проведения аналитической работы. Получается замкнутый круг: предприятия хотят получить высококвалифицированных специалистов, не прилагая усилий и зачастую даже обвиняя сферу образования в недобросовестной подготовке.

Еще одним негативным фактором является увеличение временного лага между возникновением спроса на определенных специалистов и его удовлетворением. Это связано с тем, что скорость изменения структуры спроса на специалистов превышает имеющиеся адаптационные возможности системы образования, так как период получения высшего образования сегодня составляет от трех до пяти лет, по программам "Магистр бизнес-администрирования" (МБА) – полтора-два года.

  • Шевченко Ю. А. Маркетинговые стратегии ценообразования в вузе // Практический маркетинг. 2002. № 10 (68). С. 25–32.
  • Бажуткин Д. Г. Формирование и развитие рынка образовательных услуг высших учебных заведений: теория и методология: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Самара, 2010.
  • Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2010. gks.ru
1

Проведен анализ влияния факторов на эффективность образовательных услуг. Необходимость данного анализа вызвана изменением законодательства по вопросам высшего образования в России, а также сменой ориентиров общества и его требований к выпускникам вузов. Современный вуз поставлен в такие рамки, при которых он должен доказывать возможность своего существования на рынке образования. При этом доказательством будет являться эффективность выполняемых им услуг, на которую влияют множество факторов. Для определения наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на эффективность образовательных услуг вуза, а также всех существующих возможностей и угроз использовался метод SWOT – анализа. По результатам исследования, главными факторами обозначены объем государственного финансирования, возможность самостоятельного финансирования вузом своего ресурсного потенциала, а также соответствие управленческих решений миссии вуза. Только зная все факторы, оказывающие влияние на эффективность услуг, а также используя все имеющиеся возможности, современный вуз сможет активно развиваться, оказывать те образовательные услуги, которые от него сейчас ожидает общество и реальный рынок.

эффективность

образовательные услуги

современный вуз

1. Аналитическая справка о результатах мониторинга применения Федерального закона от 2августа 2009 года №217-ФЗ (по материалам ТПП России) [Электронный ресурс] / СМАО. - 2009. - URL: http://www.smao.ru/ru/tp/analytics/article_1080.html.

2. Астафурова И.С. Анализ рынка. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. - 120 с.

3. Бондаренко Т.Н., Латкин А.П. Эффективность взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-среды: теория, методология, практика. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010. - 188 с.

4. Кулакова М.Н. Высшее образование в России: современные тенденции и возможность стратегического анализа // Территория новых возможностей - Вестник ВГУЭС. - 2010. - № 2 (6). - С. 199-205.

5. О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования: Постановление от 9 апреля 2010 г. № 219 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс».

6. Полетаев В.Э. Государство и бизнес в России. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 281 с.

7. Полещук Т.А. Совершенствование организационно-экономического механизма управления воспроизводством активной части основных фондов промышленности: дис. ... канд. экон. наук: специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» [Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса]. - Владивосток, 2006. - 187 с.

8. Терентьева Т.В., Кулакова М.Н. Методика оценки устойчивости развития предпринимательского вуза // Сб. науч. трудов SWorld по материалам междунар. науч.-практ. конф. «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании». - Одесса, 2011. - Т. 21. Экономика. - С. 46-50.

Введение

Осуществляемые в России социальные реформы, несомненно, имеющие целью поддержание и развитие общественно значимых систем, обусловили возникновение многих проблем. Как показывает сложившаяся практика, такая важная часть социальной жизни страны, как высшее образование, столкнулась с наибольшим числом государственных преобразований. Законодательно вносятся коррективы в цели и задачи функционирования вуза, в методику преподавания дисциплин; общественные и рыночные реалии начали диктовать свои условия в части структуры выпускников по направлениям подготовки и их востребованности на рынке труда. Остро встал вопрос эффективности образовательных услуг вуза, их адаптации к требованиям рынка и общества. В русле данного вопроса ученые-экономисты начали исследовать факторы, влияющие на эффективность образовательных услуг.

Целью данного исследования является анализ и выявление ключевых факторов, влияющих на эффективность образовательных услуг современного вуза. Материалами исследования являются работы российских ученых по заявленной тематике. Методами исследования являются наблюдение, моделирование, абстрагирование и дедукция.

Фактор (от лат. factor - делающий, производящий) рассматривается как причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты. Комплексным анализом факторов занимались, наряду со многими учеными, и Полещук Т.А. и Астафурова И.С., которые в своих трудах доказали, что анализ факторов служит информационной основой для оценки эффективности любой экономической системы, в том числе и образовательных услуг вуза в современном обществе .

По своей природе все факторы, вне зависимости от объекта изучения, изначально подразделяются на факторы внутренней и внешней среды.

Факторы внутренней среды представляют собой совокупность переменных, которые находятся в области деятельности вуза и являются сферой непосредственного воздействия со стороны его менеджмента. Непосредственно факторы внутренней среды можно разделить на экономические и социальные факторы.

Базой определения экономических факторов внутренней среды является наличие экономического потенциала вуза. Под экономическим потенциалом понимается совокупность ресурсов и возможностей вуза, определяющих перспективы его деятельности при тех или иных сценарных вариантах внешних условий.

Первый, и самый основной фактор - наличие у вуза собственных источников финансирования своего технического развития; наличие материально- и научно-технической базы, современных технологий. Это позволит, во-первых, не отставать от изменяющихся условий рынка и конкурентов по предоставлению образовательных услуг; во-вторых, привлекать в своих стены новых абитуриентов.

Перечисленные факторы не сыграют свою роль, если не будет соответствия управленческих решений экономическим законам развития вуза и стратегического позиционирования его услуг. Данные факторы являются показателем того, к чему стремится вуз в своих начинаниях, чего хочет добиться, какие задачи перед собой ставит. Без постановки грамотной цели и знания ее невозможно грамотно управлять вузом, и уж тем более добиться эффективности образовательной деятельности.

На эффективность образовательной деятельности вуза влияет и наличие устойчивых взаимоотношений с партнерами: поставщиками, потребителями услуг и другими контрагентами. Вуз не может «вариться в собственном соку». Ему необходимы надежные связи с внешним миром, благодаря которым он не только сможет обеспечивать учебный и хозяйственный процесс, но и позиционировать себя в реальной бизнес-среде.

Базой определения социальных факторов внутренней среды является психологическая обстановка и уровень социальной обеспеченности коллектива. Поэтому к социальным факторам внутренней среды, в частности, можно отнести:

  • уровень компетентности руководства вуза и его работников;
  • создание системы социальной поддержки работников;
  • наличие системы поощрений и работы с персоналом;
  • обеспечение возможности самореализации работников;
  • нормальный психологический климат в трудовом коллективе.

Именно от того, как чувствует себя коллектив вуза, какие цели перед собой ставит каждый работник, такова и будет отдача в копилку эффективности образовательных услуг. Поэтому крайне важно руководству вуза обеспечить благоприятную среду для нахождения каждого работника и возможности его реализации.

Что касается факторов внешней среды, то под ними понимают любые факторы, находящиеся вне контроля вуза, т.е. вся совокупность факторов, которые воздействуют или могут воздействовать определенным образом на вуз и его цели и которые должны учитываться при оценке эффективности образовательных услуг.

Факторы внешней среды оказывают влияние друг на друга. Если раньше концентрировалось внимание преимущественно на экономических и технических обстоятельствах, то изменение установок людей, социальных ценностей, политических сил и сферы юридической ответственности заставили расширить спектр требующих учета внешних воздействий.

Внешняя среда традиционно делится на среды прямого и косвенного воздействия. Факторы, оказывающие немедленное влияние на вуз, относятся к среде прямого воздействия, все другие - к среде косвенного воздействия.

Под факторами прямого воздействия понимаются внешние источники, силы, которые напрямую оказывают воздействие на деятельность вуза и под требования которых вузу необходимо подстраивать свою деятельность или, если это возможно, менять такой фактор на другой, равнозначный ему. К внешним факторам прямого воздействия относятся: государственные органы (включая органы местного управления), их предписания или законы; партнеры и партнерские связи; конкуренты.

Что касается факторов внешней среды косвенного воздействия, то под ними понимаются внешние источники силы, которые оказывают воздействие на вуз или опосредованно (через какие-то другие факторы), или в определенных условиях. К таким факторам относятся политические факторы и социальные факторы (обстановка в обществе).

Помимо этого, действие факторов может отличаться продолжительностью. Однократным воздействием может быть, к примеру, получение государственного заказа или договор на подготовку специалистов для крупного предприятия.

Такие факторы в большинстве случаев являются не прогнозируемыми факторами внешней среды и могут иметь как позитивное, так и негативное влияние.

Если факторы оказывают влияние на определенном промежутке времени (например, сезонный характер), то такие факторы объединяются в группу временных факторов. Данные факторы являются прогнозируемыми факторами внешней среды.

Большинство факторов являются постоянно действующими. Постоянно действующие факторы являются прогнозируемыми факторами внутренней и внешней среды.

Факторы также могут быть управляемыми и неуправляемыми.

Управляемые факторы - всегда прогнозируемые и относятся к факторам внутренней среды. Неуправляемые факторы не подвержены никакому воздействию со стороны вуза, а снизить отрицательный эффект от их воздействия можно только путем учета их влияния в стратегиях развития. Неуправляемые факторы могут носить прогнозный или непрогнозный характер, но все они относятся к факторам внешней среды.

Многие факторы влияют друг на друга, усиливая или ослабляя эффективность образовательных услуг вуза. Для наиболее наглядной демонстрации влияния факторов проанализируем их с помощью метода SWOT-анализ.

Таблица 1 - SWOT-анализ для эффективности образовательных услуг вуза

SWOT -анализ для эффективности образовательных услуг вуза

Сильные стороны

  • Широкий спектр направлений подготовки
  • Большой объем НИР по договорам и грантам
  • Высокий уровень материально-технической базы
  • Компетентность ППС и административного персонала
  • Возможности непрерывного образования
  • Возможность привлечения внебюджетных средств, за счет оказания платных услуг
  • Широкое применение информационных технологий в учебном процессе
  • Широкая сеть филиалов
  • Использование современных методов оценки качества образования и эффективности деятельности вуза
  • Позитивный имидж вуза в регионе
  • Сотрудничество с предприятиями и организациями региона
  • Контакты с зарубежными вузами
  • Наличие мотивации у сотрудников и ППС
  • Стратегический подход

Слабые стороны

  • Недостаток учебных площадей
  • Старение материальной базы
  • Консерватизм ППС
  • Низкая эффективность деятельности в сфере интеллектуальной собственности
  • Дефицит преподавательских кадров
  • Недостаточное использование активных методов обучения - деловых игр и др.
  • Отсутствие системы постоянного мониторинга рынков труда и образовательных услуг
  • Недостаточно активная работа в соседних регионах
  • Непонимание ППС необходимости и целесообразности перехода на компетентностный подход из-за слабой педагогической подготовки
  • Отсутствие четких критериев достижения намеченных целей

Возможности

  • - Расширение диапазона образовательных программ и услуг
  • Открытие новых для региона направлений подготовки
  • Капитальное строительство учебно-лабораторной базы
  • Развитие докторантуры
  • Строительство жилья с целью привлечения и закрепления квалифицированных кадров
  • Дополнительное привлечение внебюджетных средств за счет развития системы реализации дополнительных образовательных услуг и расширения консалтинговой деятельности
  • Использование современных механизмов формирования товарной и ценовой политик
  • Расширение сотрудничества со средними профессиональными учебными заведениями
  • Переход на путь инновационного развития

Угрозы

  • Высокая конкуренция на рынке образовательных услуг
  • Отсутствие спроса на выпускников ряда направлений
  • Отток квалифицированных кадров
  • Сокращение бюджетного финансирования
  • Демографический и социальный кризис в стране и его последствия
  • Увеличение стоимости образования
  • Изменение законодательства по вопросам высшего образования, воинской службы и демографии
  • Разрозненные требования работодателей к компетенции выпускника
  • Отставание компетенций ППС от технического прогресса

По данным таблицы 1 можно заключить следующее. Несомненными сильными сторонами вуза являются широкий спектр направлений подготовки, высокий уровень материально-технической базы, информационные технологии в обучении, стратегический подход, наличие мотивации у ППС, позитивный имидж и т.д.

Однако есть и слабые стороны вуза. Основными слабостями вуза, по мнению автора, является низкая эффективность деятельности в сфере интеллектуальной собственности, недостаточное использование активных методов обучения и, самое главное, отсутствие четких критериев достижения намеченных целей как у руководства вуза, так и у его работников. Данные слабости вузу необходимо преодолеть в первую очередь для того, чтобы развиваться по пути инновационного развития, к которому сейчас его подводит общество и государство.

В заключение хочется отметить, что для преодоления слабостей, для повышения эффективности образовательных услуг вузу необходимо использовать все существующие возможности. Реализация возможностей позволит снизить, или же убрать многие угрозы, которым подвержены образовательные услуги сегодня. Однако главные угрозы, по мнению автора, стоящие перед вузом, это сокращение бюджетного финансирования и изменение законодательства по вопросам высшего образования, воинской службы и демографии. На данные факторы вуз повлиять не в состоянии. Их отрицательное воздействие можно уменьшить или заменить более сильным положительным влиянием реализуемой возможности.

Рецензенты:

  • Солодухин Константин Сергеевич, доктор экономических наук, доцент; профессор кафедры математики и моделирования, заведующий лабораторией стратегического планирования Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), г. Владивосток.
  • Мазелис Лев Соломонович, доктор экономических наук, доцент; заведующий кафедрой математики и моделирования, директор Института информатики, инноваций и бизнес-систем (ИИБС) Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), г. Владивосток.

Библиографическая ссылка

Терентьева Т.В., Кулакова М.Н. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7123 (дата обращения: 15.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»