Насилия над детьми. Консультирование детей жертв насилия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.А.КУЛЕШОВА

факультет педагогики и психологии детства

кафедра специальных психолого-педагогических дисциплин

Контрольная работа

по Кризисной психологии

Насилия над детьми. Консультирование детей жертв насилия. Физическое насилие и школьное насилие.

Выполнила: студентка 4 курса гр. «ПСО -42»

Факультета «ПиПД»

Лисова Н.П.

Проверил: кандидат психологических наук

Черепанова И.В.

Могилев 2015

Введение 3

Физическое насилие 7

Психологические последствия физического насилия и их преодоление 10

Психические особенности детей, пострадавших от насилия 15

Заключение 33

Список использованных источников 34

Введение

Понятия "насилие" или "жестокое обращение с детьми" (англ. - childabuse) и "пренебрежение" (англ. - neglect) являются достаточно новыми для специалистов, работающих с детьми в нашей стране. Понятно, что педагоги, врачи сталкивались со случаями жестокого обращения с детьми, но на государственном уровне эта проблема много лег просто замалчивалась .

Поэтому очень важно поначалу иметь точные определения жестокого обращения и его видов.

Жестокое обращение с детьми (насилие)- это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития.

В развитых странах пристальное внимание на проблему жестокого обращения с детьми обратили с начала 60-х годов. На теоретическом уровне этот вопрос рассматривался еще раньше. Анна Фрейд ещё в 1944 году писала:

"Всем уже давно известно, что нехватка некоторых продуктов, витаминов и т. д. в раннем детстве может вызвать физические недостатки в зрелом возрасте, даже если вредных последствий сразу не видно. Но не все знают, что то же самое бывает с психическим развитием ребёнка. Когда не удовлетворяются определённые потребности, последствиями могут быть.длительные психологические дефекты. Эти определённые потребности есть недостаток личных привязанностей, эмоциональной стабильности и непрекращающегося воспитательного воздействия" .

Уже в 1963-1964 годах в США появились первые законодательные акты о злоупотреблениях в отношении детей, По данным статистических исследований в США ежегодно подвергаются жестокому обращению около 1,5 млн. детей, из них 63% были жертвами пренебрежения и 43%-насилия.

В Европе (Англия) - около 90% детей наказываются шлепками или даже поркой, около 50% детей в возрасте 7 лет подвергаются жестоким физическим наказаниям .

В России массовых эпидемиологических исследований не проводилось. С.Я.Долецкий как педиатр-хирург занимался изучением избиваемых детей и описал "синдром опасного обращения с детьми". Под таким названием это явление вошло в литературу.

Школьное насилие

Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или – что в нашей культуре встречается крайне редко – учениками по отношению к учителю .

Школьное насилие подразделяется на:

    эмоциональное

    физическое.

Эмоциональное насилие – это хронические формы поведения, при которых ребёнка унижают, оскорбляют, высмеивают, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы. Психологическое насилие включает в себя продолжающееся, длительное и распространяющееся поведение .

Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, как правило, не получают никаких позитивных ответов или подкреплений со стороны родителей или опекунов. Всё хорошее, что делает ребёнок, как правило, игнорируется взрослыми, а любые негативные стороны поведения ребёнка всячески подчёркиваются, сопровождаются оскорблениями и суровыми наказаниями. В результате эмоции ребёнка развиваются односторонне, самооценка занижается, ребёнок не и состоянии понимать свои чувства, чувства других и не может выработать адекватное эмоциональное реагирование. Любое общение с родителями сопровождается эмоциональным напряжением, страхом, волнением. К психологическому насилию можно также отнести частые конфликты в семье, происходящие на глазах у детей, втягивание ребёнка в ситуацию развода или раздела имущества .

Выделяют 6 форм поведения родителей, приводящих к эмоциональному насилию:

1. Отказ родителей от детей.

2. Изоляция детей:

а) эмоциональная,

б) физическая.

3. Запугивание.

4. Постоянные оскорбления.

5. Игнорирование.

6. Развращение детей .

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы.

К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания .

Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:

– физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя;

– особенности поведения – замкнутые дети или дети с импульсивным поведением;

– особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма готовы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;

– неразвитые социальные навыки;

– страх перед школой;

– отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);

– болезни – эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;

– низкий интеллект и трудности в обучении .

Дети, воспитанные в условиях материнской депривации (то есть не получившие в грудном возрасте достаточной любви, заботы, с несформированной привязанностью к родителям – приютские дети и «социальные сироты»), позднее склонны к большему насилию, чем дети, воспитывающиеся в нормальных семьях .

Большая склонность к насилию обнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей (Olweus 1983):

1.Неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к сверстникам. Причем девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик.

2. Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие миру ребенка и школе, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи с этим проявление насилия у ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».

3 .Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.

4.Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения».

Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятие. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем прочие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации – приказному, рявкающему и повышенному тону, – оценивает его как нормальный. Следовательно, в покрикивании и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны детей, он не будет видеть ничего особенного.

5. Семьи с генетической предрасположенностью к насилию. У детей разная генетическая основа толерантности (переносимости) стресса. У детей с низкой толерантностью к стрессу обнаруживается большая предрасположенность к насильственным действиям .

Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия.

Исследования показали, что хорошие отметки по предметам прямо связаны с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них важнее успех в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др. видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью ..

Школьному насилию способствуют:

1. Анонимность больших школ и отсутствие широкого выбора образовательных учреждений.

2. Плохой микроклимат в учительском коллективе.

3. Равнодушное и безучастное отношение учителей. Школьное насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние.

Во-первых, длительные школьные издевки сказываются наЯ ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот – другие дети избегают дружить с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами, следуя логике: «Каков твой друг – таков и ты». В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».

Во-вторых, роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У такого ребенка выше риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств.

Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.

В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде .

Плохое внутреннее состояние ребенка бессознательно считывается другими детьми и провоцирует по отношению к себе агрессию более сильного «противника». Как бороться с насилием в школе, куда обращаться и каковы последствия?

«Привет. Павлик С. в больнице. Избили. Состояние тяжелое. Собираем одноклассников, чтобы поддержать его и родителей. Если можешь – приходи в субботу», – выскочило сообщение в Одноклассниках.

Слезы комом застряли в горле.

Не то чтобы мы с Павликом были близкими друзьями, но это самый добрый и дружелюбный мальчик в нашем классе. Где-то в груди дрогнула смесь жалости и раскаяния.

Павлика всегда обижали, били, унижали в классе. Насилие в школе – что делать? А он совсем не плохой или неприятный – наоборот. Просто он такой слабенький и беззащитный – любой может его обидеть. И, хотя сама я в этом не участвовала, защитить его тоже не могла.

Прошло время, но Павлик по-прежнему попадает в передряги. Это сейчас мы стали взрослые и способны поддержать его. А тогда мы были детьми и почему-то вели себя иначе.

Калейдоскоп вариаций

Количество причин, предположительно провоцирующих насилие в школах, столь велико, что в любой семье можно найти целый букет таких причин: появление второго ребенка, влияние СМИ, низкий социальный статус, развод, особенности здоровья или внешнего вида ребенка. Подростковый возраст – вообще палочка-выручалочка для объяснения всего на свете в жизни ребенка.

Все это звучит не всегда обосновано и размыто. И больше всего потому, что ни одна из этих причин не дает ключ к решению проблемы, когда .

Насилие в школе может проявляться по-разному. Не обязательно это только избиения. Принуждение к определенным действиям, игнорирование, обзывание, унижение – это тоже насилие. Насилие в школах может происходить не только между учениками, но и в отношениях с учителями. Но все эти явления будут иметь один корень – природа насилия одна.

Раскрыть эти причины значит решить проблему насилия в школе и для агрессора, и для жертвы, и для коллектива в целом. Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что если ребенок проявляет насилие в школе или является его жертвой – это серьезный сигнал, предупреждающий, что он развивается не в соответствии со своей природой.

Рождение агрессора и жертвы

Все начинается с аксиомы – человека определяют его желания. Мы так устроены: когда я хочу и получаю – я радуюсь жизни. Если я хочу и не получаю, то в желании возникает неудовлетворенность.

Каждому родителю знакома классическая история – когда ребенок не получает желаемую игрушку, он не просто плачет или истерит, в этот момент он не любит родителя. В этот момент он вообще никого не любит. Искренне. Если же он получает желанную игрушку, то он светится счастьем и любит родителя. И весь мир вместе с ним.

Это примитивная схема на удивление универсальна. Мы ведем себя так в течение всей жизни. Будучи реализованными в своих желаниях, мы счастливы и способны любить. Ненаполненные желания порождают в нас неудовлетворенность и неприязнь по отношению к другим людям. Эта неприязнь так или иначе выражается во внешнем мире. Подавить ее безболезненно для себя или для других практически невозможно.

Усугубляет ситуацию то, что дети живут по первобытным сценариям, так как еще не овладели социальными и культурными навыками, направляющими их неприязнь в допустимое для выражения русло. Они выражают ее непосредственно по отношению к другим людям. По-первобытному. И тут уж кто на что горазд. Если ребенок обладает достаточной физической силой или авторитетом в классе, он с легкостью сбрасывает свою внутреннюю неудовлетворенность на попавшуюся под руку жертву.

Если ребенок с накопленной внутренней агрессией физически слаб, он может действовать психологически – занять ряды подхалимов, сплетников, клеветников или даже сам стать жертвой насилия в школе. Его плохое внутреннее состояние бессознательно считывается другими детьми и провоцирует по отношению к себе агрессию более сильного «противника». Такие дети могут переходить из числа агрессоров в число жертв и обратно в зависимости от обстановки в коллективе.

О каких желаниях идет речь и почему они не наполняются

Может сложиться впечатление, будто родители должны удовлетворять каждое желание ребенка из разряда купи то, подай се, пошли туда. А иначе – неудовлетворенность, плохие состояния и случаев насилия в школе не избежать. Но речь о другом.

Прежде всего это психологическая проблема.

Удовлетворения требует не каждое желание, а только врожденные, данные нам природой для самореализации в обществе. Именно они формируют ценности, приоритеты, наклонности и таланты ребенка. Врожденные желания всегда подкреплены свойствами, которые в детстве необходимо развивать. Нормальное развитие и последующая реализация человека согласно его природным желаниям обеспечивает ему наибольшую адаптивность в социуме.

Очень часто родители воспитывают ребенка, ориентируясь на собственные концепции и предпочтения. Не учитывая врожденные свойства и желания ребенка. Это приводит к задержкам развития и неудовлетворенности ключевых желаний ребенка, неприязни и снижает его способность к адаптации в коллективе.


Неторопливый умник

Например, в семье родился усидчивый, неторопливый, терпеливый, послушный ребенок. Такие дети являются носителями . Они обладают аналитическим мышлением и особой склонностью к обучению. Их врожденное желание – накопление и передача знаний и опыта.

Потенциально в будущем это лучшие педагоги, наставники, профессионалы своего дела. У них золотые руки. Для того чтобы знания передать, их надо сначала приобрести. Именно для обучения таким детям от природы задана прекрасная память, усидчивость, медлительность. На самом деле, это и не медлительность вовсе, а особенность работы их аналитического мышления, которое позволяет разложить всю поступающую информацию «по полочкам» в голове уже на входе.

Если родители в попытке «развить» своего «медленного» ребенка пытаются его ускорить – постоянно подгоняют, заставляют заниматься неподходящими видами спорта, прививают ему так называемые лидерские качества, то они нарушают нормальный процесс развития. Как ни странно, именно попытки «ускорить» такого ребенка сбивают его с ритма и вводят в ступор. Ребенок становится еще более медлительным, упертым, обидчивым, теряет способность к сосредоточению.

Прервали, поторопили, перебили, не оценили усилий. Развитие свойств, необходимых ребенку для наполнения его врожденных желаний, затормаживается. В результате чего именно у детей с анальным вектором формируется склонность к физическому насилию, агрессии и проблема насилия в школе.

Что насчет насилия в школах со стороны учителей?

Этот же механизм работает и для учителей. Если педагог находится в состоянии фрустрации, то велика вероятность случаев насилия в школе с его стороны над детьми. Причем такой учитель вовсе не выглядит как страшный маньяк. Он может выглядеть очень интеллигентно. Распознать в нем склонность к насилию – задача взрослых. В первую очередь, родителей школьников. Это можно сделать буквально с одного взгляда и нескольких фраз, разбираясь в психическом человека. Именно такой навык развивает системно-векторная психология Юрия Бурлана – осознавать психику других людей.

Мама, я тебя не чувствую!

Еще одна базовая причина нарушения развития ребенка – потеря чувства защищенности и безопасности. Это чувство – основа основ, без которой ребенок останавливается в развитии. Чувство защищенности и безопасности ребенок получает, в первую очередь, через мать. В каком состоянии находится мама, в таком и ребенок. Если в силу каких-то причин, например, депрессии, болезни, развода, мама лишается чувства защищенности и безопасности, то и ребенок его теряет. То есть это психологическая проблема и взрослых тоже.

Также ребенок теряет чувство защищенности и безопасности, если в семье его бьют, унижают. Те, кто должны выступать гарантами безопасности и благополучия ребенка, в данном случае становятся источником опасности. – физическое и вербальное – это самый верный способ лишить их чувства защищенности и исковеркать их судьбу.

Часто такой ребенок имеет два сценария развития событий, в зависимости особенностей личности (векторов). Либо он становится объектом насилия в школе, либо пытается сбросить напряжение, объединяясь с такими же, как он, на неприязни против слабого. В этом случае дети могут совершать групповое насилие, физическое или психологическое, по отношению к объекту неприязни – против учителей, например, или против отличников.

Вечные жертвы

Есть один тип детей, которые не способны стать агрессорами. При неблагоприятном сценарии их развития они становятся исключительно жертвами насилия в школах. Это кожно-зрительные мальчики. задает им сильнейший врожденный страх смерти и, в потенциале, наибольшую способность любить и сострадать. Но для того чтобы избавиться от страха и научиться любить, им надо правильно развиться.

Эти мальчики от природы не способны драться, наносить вред другим людям. По поведению и внешнему виду они больше походят на девочек. Красивые, утонченные, мечтательные, эмоциональные, склонные реагировать слезами. При этом девочками они никоим образом не являются. Но и к мальчикам их не берут. В будущем они могут стать талантливыми певцами, актерами, танцорами. Но если в детстве не давать им развиваться в этом направлении, пытаться делать из них «настоящих мужиков», то трагедии не избежать.


Павлик был из таких, хрупкий, чувствительный, боязливый. Его родители старались дать ему все, даже отдали на борьбу, чтобы умел постоять за себя. Но несмотря на попытки родителей вырастить своего сына настоящим мужчиной, он постоянно оказывлася предметом издевательств и унижений.

Павлик не мог найти свое место в коллективе. По настоянию отца он пытался пристроиться к мальчикам, н о на их фоне его нежность только еще больше контрастировала и навлекала агрессию. С девочками тоже общаться не умел. Да девочки и не особо жаловали того, кто вечно забит. Его били, унижали, разбрасывали вещи, обзывали. Одним словом, сбрасывали свою агрессию на того, кто не мог защитить себя и к тому же вел себя «как девчонка». Как помочь ему – не знал никто. Вмешательства учителей не спасали.

Идти за свойствами ребенка

В моем классе был еще один кожно-зрительный мальчик, Вася. Такой же, как Павлик – добрый, нежный, улыбчивый. Более того, он был из неполной семьи («неблагополучной» в стандартном понимании). Он жил с мамой без отца. Но мама оказалась весьма мудрой женщиной и смогла обеспечить своему сыну . Кроме этого, она не подавляла его артистических свойств, а с ранних лет отдала на танцы.

Результат – его врожденные свойства получали развитие, а желания были наполнены. С ним хотелось общаться, а не гнобить. Он не пытался соревноваться с мальчиками на «мужском» поле. При этом прекрасно ладил с девочками. Занятия бальными танцами давали ему фору по сравнению с любым другим мальчиком в общении с одноклассницами. На фоне девочек акцентировались его мужские качества и он не чувствовал себя слабаком, как Павлик, который отчаянно пытался влиться в мужские ряды. У Васи не возникало сомнений в собственной мужественности.

Он нашел свое место, и ничего, что при этом он был ребенком из неполной и небогатой семьи, не имел классических «мужских» черт и золотых медалей. Умение адаптироваться в любом коллективе зависит от того, как проходит развитие ребенка, и от наличия чувства защищенности и безопасности, которое зависит от мамы.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Поговорим о том, что такое педагогическое насилие, и к каким тяжёлым последствиям для ребёнка оно может привести.

Педагогическое насилие

Поговорим о том, что такое педагогическое насилие, и к каким тяжёлым последствиям для ребёнка оно может привести.

Насилие над ребёнком - это любые действия, которые несут вред его физическому и психическому здоровью и ставят под угрозу его благополучие.

С физическим насилием всё более-менее понятно - если учитель бьёт детей, это не останется без внимания родителей, школьной администрации и социальных работников. Профессиональная пригодность такого специалиста довольно быстро будет поставлена под вопрос, а нанесение побоев может стать причиной для возбуждения уголовного дела.

Сексуальное насилие выявить труднее, потому что пострадавшие от него часто неохотно рассказывают о преступлении. Однако правильное информирование детей и грамотное сексуальное воспитание помогают им правильно оценить происходящее и поставить взрослых в известность, чтобы виновный понёс наказание .

Дела с психологическим насилием иногда обстоят ещё сложнее - даже если ребёнок сообщит о нём напрямую, его жалобу могут проигнорировать, а действия учителя - оправдать. В случае с эмоциональными воздействиями определить границы приемлемого бывает трудно, потому что многие преподаватели «старой закалки», а часто и некоторые родители не находят ничего дурного в том, чтобы накричать на ребёнка («ну а что такого?») или намеренно его унизить («зато не вырастет нюней»).

«Я взял папку и записал даты и время тех случаев, когда меня притесняли. Я отнёс эту папку директору школы. Он сказал: «Сынок, у тебя слишком много свободного времени, если ты успеваешь писать в этих папках. У меня есть более важные дела, чем заниматься тем, что произошло две недели назад». Я ответил ему: «Я просто хотел, чтобы у вас было представление о том, что происходит каждый день, обо всех притеснениях и оскорблениях». Он взял папку и выбросил её в мусор».

Ученик из Северной Америки, и сточник: сайт ООН

Как проявляется психологическое насилие?

Вот несколько способов проявления эмоционального насилия в классе. Рассмотрев их, учитель сможет сделать выводы о том, не демонстрирует ли он агрессивное и обидное поведение по отношению к собственным ученикам.

1. КРИКИ

Внимательное отношение к тембру и громкости заложено в нейробиологии человека. С помощью громких тревожных возгласов наши далекие предки предупреждали друг друга об опасности, а угрожающим рёвом сигнализировали о начале схватки с сородичем.

Поэтому, когда рядом кто-то кричит, мы тут же «подбираемся»: сердцебиение ускоряется, уровень адреналина растёт. Крики учителя могут производить очень гнетущее впечатление, чреватое психическими травмами - особенно если в семье ребёнка не принято повышать голос.

Голос как таковой - самый мощный инструмент воздействия в педагогическом арсенале, поэтому управление голосом очень важно . Если вы сомневаетесь в том, что слушатели верно считывают ваши интонации, возможно, имеет смысл взять несколько занятий по сценической речи или обратиться к психологу.

Сам крик и сопутствующая ему гримаса оказывают мощное психологическое воздействие.

2. СЕРДИТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА

Может показаться, что это мелочь, но дети очень чувствительны к эмоциям - они не только мгновенно их распознают, но и быстро, непосредственно реагируют . Агрессивное, злое лицо взрослого человека может заставить ребёнка замереть от ужаса. Сюда же относится язык тела: сцепленные руки, резкие движения, «давящая» поза надсмотрщика.

3. ОСКОРБЛЕНИЯ

Идея о том, что учителю не стоит обзывать детей, кажется слишком очевидной, однако такое всё равно регулярно случается. «Ты бестолковая», «ты что, совсем дурак?», «голова садовая» - все эти высказывания далеко не безобидны.

А если они сопровождаются сигналами из пунктов выше - это уже полноценная психологическая установка. И очень негативная. Вы просто выразили свои эмоции из-за конкретной ситуации, а ребёнок может искренне поверить, что он бестолковый, никчёмный дурак. Кстати, если это всё правда, то такому ребёнку и стараться на вашем предмете смысла нет.

4. НЕКОРРЕКТНАЯ КРИТИКА

Негативную характеристику можно давать только действиям ребёнка (если они того заслуживают), но не ему самому . Конечно, оценка необходима для самопроверки, но мы оцениваем то, что человек сделал или не сделал, а не его личность.

Как же тогда ругать учеников и оценивать их поведение (которое тоже часто оставляет желать лучшего), если «учителю ничего нельзя»? Используйте выражения, которые указывают на конкретное поведение: здесь было приложено мало усилий, тут можно ещё постараться, если хочется добиться большего. И уж тем более не стоит вообще как-то комментировать внешность ребёнка и его манеру говорить, упоминать его родственников или уровень достатка семьи.

Популярные в классическую эпоху «безболезненные» наказания: принуждение носить «дурацкий колпак», ослиные уши или табличку с обидным словом.

5. УНИЖЕНИЕ ДОСТОИНСТВА

Честь и достоинство есть и у первоклассника. Если не признавать их за ребёнком с ранних лет, это помешает сформироваться здоровой самооценке. Семилетний человек хочет примерно того же, чего и вы - уважения окружающих, признания своих успехов, самореализации.

Как бы вы себя чувствовали, если бы руководитель методобъединения приказал вам стоять на табуретке за неготовность планов или отправил в угол за разговоры с коллегой?

Никогда не нужно заставлять ребёнка бояться позора и намеренно вызывать у него чувство стыда.

Стыд - разрушительная эмоция, от которой человек кажется себе маленьким, недостойным и жалким, и, в конечном счёте, мечтает перестать существовать («провалиться сквозь землю»).

Здоровая соревновательность - это хорошо, ведь чужие успехи мотивируют и вдохновляют. Однако никогда не стоит осознанно унижать одних детей перед другими, с какими бы целями это ни делалось, давить на слабые места учеников и использовать их личную информацию в своих интересах.

6. САРКАЗМ

Может быть, у вас отличное чувство юмора, и саркастические замечания - ваш конёк. Однако существует очевидная разница между тонкими шутками и унижением, вызывающим чувство стыда (см. предыдущий пункт).

Под иронию и сарказм легко замаскировать откровенные оскорбления , ведь в любой момент можно сказать, что вы просто пошутили. Это одна из стратегий поведения школьных хулиганов. Тех самых, которые пытаются убедить вас на переменах, что «игра в собачку» (перебрасывание отнятой вещи через голову жертвы) - это просто развлечение, которое одинаково нравится всем участникам.

Кадр из сериала «Теория большого взрыва».

7. УГРОЗЫ

Например, учитель физкультуры кричит «Я вам вёдра на головы надену!» и искренне верит, что если он не намерен в действительности выполнять свою угрозу, она ничего не значит.

Агрессивные угрозы и спокойный прогноз - не одно и то же. «Если ты не сдашь ЕГЭ на 91 балл и выше, ты не сможешь поступить в этот вуз», - это информация к размышлению, которая не содержит в себе угрозы. В конце концов, вузов много. А вот высказывание: «Если ты не сдашь ЕГЭ на 91 балл, то станешь жалким неудачником, сопьёшься и умрешь под забором!» больше говорит о ваших эмоциях, чем о будущем подростка.

8. НЕОБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Некоторые преподаватели делят учеников на любимчиков и тех, на ком можно срываться.

Такой подход неэтичен сам по себе и вредит как первым, так и вторым. Кстати, психологи доказывают, что даже неправильная похвала может причинять вред . А попустительствуя лести и заискиванию, мы развиваем в детях не самые лучшие черты характера.

9. НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Отсутствие эмпатии само по себе не является насилием, но часто ведёт к нему. В ответ на ваши замечания ученик каменеет, молчаливо отказываясь выполнять просьбу? Легко принять это за неуважение и разгневаться ещё сильнее.

Но, возможно, вас вовсе не игнорируют, просто ученик парализован страхом . В опасной ситуации все живые существа, не исключая человека, непроизвольно реагируют двумя основными способами: идут на поводу у рефлекса «бей или беги» или замирают, не в силах пошевелиться.

Эмпатия помогает уловить состояние других и выбрать не связанную с эмоциональным давлением линию поведения. В данном случае вам стоит развеять ужас ученика и показать, что вы - человек, которому можно доверять, а не Пугало из комиксов о Бэтмене. Тогда и задание будет выполнено.

Страница комикса, где супрезлодей Пугало нападает на ребёнка.

Чем вредно эмоциональное насилие в школе?

Педагогическое насилие приводит к страхам и невротическим состояниям, плохо сказывается на успеваемости, стимулирует агрессивное поведение и может вызвать психологическую травму, депрессию и ПТСР.

Насилие вовсе не «закаляет характер». Следуя такой логике, следовало бы признать, что дети с самым твёрдым характером - это те, которые стали жертвами преступлений или постоянно сталкиваются с насилием в криминализированной среде. На самом деле такие дети нуждаются в дополнительной психологической помощи и заботе, и уж точно не могут служить примером для «нынешних домашних детей, на которых уже и прикрикнуть нельзя». То, что нас не убивает, далеко не всегда делает нас сильней - чаще просто травмирует психику.

Результатом систематических оскорблений неизбежно становятся озлобленность и эскалация внутренней агрессии. Буллинг, хулиганство, травля и притеснения - всё это следствие авторитарных насильственных отношений в школе, и учителя, которые ведут себя с детьми схожим образом, только закрепляют эти проблемы.

Нельсон - хулиган из «Симпсонов», детство которого не назовёшь счастливым.

Как предотвратить?

Общий ответ таков - следить за собой и создавать в педагогическом и ученическом коллективе здоровую атмосферу, которая позволяет поднимать вопрос и привлекать к нему внимание . Тему педагогического насилия полезно обсудить в классе (или дома, если вы - родитель).

Главный принцип преодоления педагогического насилия - отказ от выстраивания взаимоотношений «агрессор - жертва». Ни одна из ролей в жестоких отношениях не бывает приятной или почётной.

В материалах ООН, посвящённых праву на защиту от насилия, предлагаются сценарии занятий, направленных на предотвращение эмоционального насилия и налаживание диалога с теми, кто не считает это проблемой .

Вот одно групповое упражнение, которое можно использовать и на тренинге для учителей.

ЧТО ПОНАДОБИТСЯ:

Три высказывания (можно использовать приведённые ниже или придумать собственные):

    Физическое наказание (подзатыльники, шлепки) могут быть использованы, если они помогают детям учиться.

    Словесное наказание (брань, унижение) не обижают детей так сильно, как физическое наказание.

    Детям, которых дразнят , нужно учиться защищать себя.

Три знака, которые можно повесить на расстоянии нескольких метров друг от друга. Один знак с надписью «СОГЛАСЕН» , другой с надписью «НЕ СОГЛАСЕН» и третий с надписью «НЕ УВЕРЕН» .

ЧТО ДЕЛАТЬ:

Зачитайте высказывания о насилии в школах и предложите выполняющим упражнение встать возле знака, отражающего их мнение. Предложите участникам каждой получившейся группы обосновать своё мнение. Самое главное: каждый может перейти под другой знак, если услышит что-то, что заставит его изменить свою точку зрения.

Авторы предполагают, что это упражнение вовлекает учеников в мыслительный, речевой и двигательный процессы, помогает участникам слушать друг друга и развивает способность к сопереживанию .опубликовано

Казино, открывшееся в 2017 году. Игрокам доступно более 2000 развлечений от провайдеров с мировым именем. На первые 5 депозитов зачисляются бонусы до 200% и фриспины. За активную игру предусмотрены дополнительные поощрения. Есть программа лояльности с кэшбэком. Регулярно проводятся турниры и лотереи. Работает русскоязычная техподдержка в режиме 24/7. Кэшаут в среднем занимает сутки.

Один из популярных представителей знаменитой сети онлайн-казино. В ассортименте собрано более 500 игровых автоматов. Среди них есть слоты, барабаны которые гэмблеры крутили еще в наземных клубах Вулкан. Новым игрокам начисляются бонусы до 100% на первый депозит. Каждую неделю выплачивается кэшбэк. Проводятся турниры и лотереи. Есть «Зал славы», куда попадают самые лучшие игроки. Для них казино предлагает особо выгодные условия для игры. В режиме 24/7 работает техподдержка. Выплата выигрышей занимает от нескольких часов до 3 суток в зависимости от платежной системы.

Новое онлайн-казино, открывшее двери в начале 2020 года. В короткий срок площадка стала очень популярной благодаря привлекательным условиям для игры. На первые 5 депозитов зачисляются поощрения до 200% и бесплатные вращения. На последующие пополнения предусмотрены релоад-бонусы 20%. Для еще более выгодной игры Сол проводит турниры и лотереи. Есть программа лояльности с дополнительными поощрениями. В каталоге игр более 1500 развлечений. Техподдержка работает круглосуточно. Заявки на кэшаут обрабатываются в течение суток.

Онлайн-казино, взявшее старт в начале 2014 года. Игроков встречают приветственным 100% бонусом и 100 бесплатными вращениями. На последующие пополнения зачисляется до 50% к внесенной сумме и фриспины. Раз в месяц выплачивается кэшбэк. В каталоге игр более 1100 развлечений от ведущих провайдеров. Есть круглосуточный саппорт. Выплата выигрышей занимает от нескольких часов до 1 суток.

Азартный клуб, работающий с 2012 года. В каталоге развлечений игровые автоматы и настольные игры от мировых разработчиков. На первый депозит начисляется 100% бонус. Регулярно выплачивается кэшбэк. Игрокам предлагается участвовать в турнирах и лотереях. В рамках временных акций игроки получают релоад-бонусы, бездепы, фриспины. Работает круглосуточная техподдержка. Выигрыши выплачиваются в течение суток.

онлайн-казино, начавшее работу в 2014 году. Ведет сотрудничество с известными отечественными и зарубежными провайдерами. В каталоге свыше 2500 развлечений на любой вкус. На первый пять пополнений счета предусмотрены бонусы до 150% и бесплатные вращения. В дальнейшем ждут дополнительные поощрения и кэшбэк. Проводятся гонки и лотереи. Есть круглосуточный саппорт. Кэшаут занимает от 1 до 3 суток.

Онлайн-казино, открывшееся в 2016 году. Новых игрокам предлагается приветственный пакет бонусов до 100% на первые пять депозитов. В дальнейшем начисляется кэшбэк. В рамках временных акций ждут релоад-бонусы до 50%. Для игры доступно несколько сотен азартных развлечений. В любой момент можно обратиться в саппорт за консультацией. Вывод средств занимает 1-3 рабочих дня.

Азартный клуб, запустившийся в 2016 году. Игрокам доступно несколько сотен игровых аппаратов. Есть карточные игры и рулетки. На первый депозит ждет 100% бонус и 200 фриспинов. Активные игроки получают от казино специальные релоад-бонусы. Есть программа лояльности с кэшбэком. На день рождения зачисляются бездепы. Работает круглосуточная техподдержка. Сроки кэшаута: от 1 до 5 дней.

Казино нового формата, открылось в 2018 году. С момента основания игроков встречают стартовым бонусным пакетом на первые 5 депозитов. Последующие пополнения сопровождаются релоад-бонусами. Каждую неделю устраиваются гонки, проводятся лотереи. Для игры доступно более 1500 развлечений. К услугам игроков круглосуточная техподдержка. Выигрыши выплачиваются в течение 24 часов.

Казино с покерной направленностью открылось в 2014 году. Клиенты могут играть как в игровые автоматы, так и в покер с реальными соперниками. Новые игроки получают от казино 120 бесплатных вращений в качестве подарка. В дальнейшем ждут гонки и лотереи. Действует программа лояльности с кэшбэком. Работает саппорт. Выигрыши выплачиваются в течение нескольких часов на электронные кошельки

Азартный клуб, взявший старт в 2015 году. Главная особенность состоит в игре на внутреннюю валюту – франки. Испытать удачу предлагается в развлечениях ведущих брендов. На первый депозит ждет 100% бонус. Дополнительные поощрения зачисляются в рамках акций для постоянных игроков. Есть техподдержка. Кэшаут занимает около суток.

Еще один популярный представитель легендарной сети. На минимальный депозит зачисляется 10% бонус. Предусмотрены ежедневные квесты с различными поощрениями. Можно вращать Колесо Фортуны с призами. В игротеке более 300 автоматов от известных производителей. На сайте есть чат для связи с саппортом. Выигрыши выплачиваются в течение 1-3 дней.

Онлайн-казино 1999 года основания. В игротеке представлено свыше 200 автоматов и несколько десятков лотерейных скретч-карт. На первые три депозита начисляются бонусы до 200% и фриспины. В дальнейшем ждут другие поощрения в рамках акций. Проходят турниры. В режиме 24/7 игроков консультирую специалисты саппорта. Кэшаут занимает до 3 суток.

Азартный клуб, основанный в 2015 году. За регистрацию начисляется бездеп в виде фриспинов. На первый депозит ждет 100% бонус. На именины игроки получают отдельные поощрения от казино. Несколько раз в месяц проходят турниры и лотереи. Игротека включает более 400 слотов. Операторы саппорта консультируют игроков в круглосуточном режиме. Скорость выплат: 1-5 рабочих дней.

Одно из самых первых зарубежных онлайн-казино. Открытие состоялось в далеком 1997 году. На первый депозит поступает 100% приветственный бонус. Отдельные поощрения есть для игроков настольных игр. Коллекция развлечений насчитывает сотни аппаратов, лучшие версии блэкджека, покера и рулеток. Саппорт консультирует на русском по электронной почте. Сроки кэшаута: 1-5 дней.

Онлайн-казино, взявшее старт в 2012 году. Игрокам предлагаются ТОПовые азартные развлечения. На первые 5 платежей предусмотрены бонусы до 200%. К ним идут фриспины. Проводятся турниры, гонки, конкурсы. В любое время суток можно связаться с техподдержкой. Кэшаут занимает 1-2 часа.

Казино, работающее с 2014 года. Новых игроков встречает 100% бонусом на первый депозит. На платежи по понедельникам, средам и пятницам зачисляются дополнительные поощрения до 50%. В ассортименте развлечений несколько сотен слотов и настольных игр. Есть круглосуточный саппорт. Время кэшаута: 1-5 дней.

Азартное заведение, открывшееся в 2017 году. На первые 3 депозита ждут бонусы до 200%. Каждую неделю начисляется кэшбэк. Коллекция развлечений включает более 500 наименований. Для удобства игроков в режиме 24/7 работает служба поддержки. Вывод средств занимает от нескольких часов до 5 дней.

Игровой клуб, работающий с 2012 года. На первое пополнение действует 200% бонус. Предусмотрены поощрения на повторные депозиты и за активную игру. Игротека включает около 300 игровых автоматов. Работает круглосуточная служба поддержки. Заявки на вывод обрабатываются в течение 1-3 дней.

Европейское криптовалютное онлайн-казино, работающее с 2013 года. За регистрацию игроков ждут фриспины. На первые платежи зачисляются гарантированные бонусы до 100%. Игровой ассортимент составляет более 1800 развлечений. В техподдержку можно обратиться в любое время суток по электронной почте. Сроки кэшаута: 3-5 дней.

Каждый год открываются новые онлайн-казино, и вопрос о выборе лучшего места для игры становится все более актуальным. Найти честную площадку с выгодными условиями непросто. Нужно обращать внимание на многие критерии: от наличия лицензии и оригинального софта до бонусов и сроков кэшаута. С целью помочь в выборе подходящего места для игры, мы составили рейтинг самых лучших онлайн-казино. Предлагаем ознакомиться с ними и критериями их отбора.

Рейтинг современных онлайн-казино: как выбрать лучшее заведение

В одно время азартные заведения были распространены на территории России. Москву, Петербург и другие крупные города буквально наводнили сети игорных залов крупных операторов. Они пользовались большой популярностью среди любителей слот-машин.

В 2006 году правительство России приняло запрет на азартные развлечения. Закон вступил в действие в конце мая 2009 года. У игорных операторов был только один выход – перебраться в Рунет. В онлайне также законодательством РФ запрещены казино, но работающие в сети площадки ведут деятельность по международным лицензиям и вправе оказывать азартные услуги гэмблерам.

Играть в интернете оказалось проще – не требовалось выходить из дома, чтобы испытать удачу. Но сначала в виртуальных клубах был скудный ассортимент игр, возникали сложности в регистрации и выплате средств. Играть можно было только на доллары и евро.

Сегодня ситуация с онлайн-казино полностью изменилась. Известные клубы предлагают удобные и выгодные условия своим клиентам. Но не стоит забывать и о том, что наряду с надежными площадками работает много мошеннических заведений. И здесь задача игрока избежать выбора сомнительного клуба.

Часто мошенники экономят на дизайне и в оформлении, в отличие от именитых клубов как Вулкан Делюкс

ТОП надежных онлайн-казино: безопасность данных клиентов на первом месте

При выборе казино на первый план выходит надежность, поскольку игроку приходиться доверять клубу свои деньги. Если заведение работает нелегально, не имеет смысла изучать в нем условия игры.

Большинство надежных онлайн-казино работают на основании лицензий международного образца от игорной комиссии Curacao eGaming. Для получения документации на легальную азартную детальность заведения проходят многоэтапные проверки. За счет этого клиентам лицензионных азартных клубов гарантируется честная игра.

Документ от Curacao eGaming включает в себя несколько важных пунктов:

  1. Юридическое название и адрес регистрации компании, выступающей оператором онлайн-казино.
  2. Адрес электронной почты.
  3. Основной веб-адрес казино.
  4. Перечень услуг, который может оказывать оператор.
  5. Номер разрешительной документации.

Лицензионные казино не только на сайте публикуют скрин разрешительного документа, но и делают на него активную ссылку. Она перенаправляет на сайт Curacao eGaming, где можно удостовериться в подлинности выданной клубу лицензии.

Документ открывается при нажатии на значок лицензии

Правила казино часто имеют приоритет в английской версии. Перевод нередко оказывается неточным, что является причиной споров и отказов в выплатах. Лучше выбирать заведения с русскоязычной документацией. Тогда не возникнет лишних проблем.

Лучшие казино требуют от своих клиентов проходить верификацию. Процедура в первую очередь проводится с целью обезопасить игровые счета гэмблеров. Подтвердив свою личность и платежный метод, можно быть уверенным в сохранности средств. Никто кроме гэмблера не сможет вывести деньги с его игрового баланса.

Дополнительно верификация открывает перед клиентами больше возможностей и выгод от игры. Становится доступно больше акций, увеличиваются лимиты на вывод, сокращаются сроки кэшаута.

Самые честные казино онлайн сотрудничают с независимыми аттестационными комиссиями

Честные казино всегда сотрудничают с независимыми аттестационными комиссиями. Они проверяют работу генератора случайных чисел. Постоянный контроль ГСЧ и наличие сертификатов гарантирует беспристрастный игровой процесс.

Мировые онлайн-казино всегда публикуют в новостных разделах своих сайтов итоги независимых проверок. Выкладываются подтверждающие документы.

Не менее важно перед регистрацией в клубе изучить список производителей игровых автоматов и других азартных развлечений. Сотрудничество казино с известными провайдерами говорит в пользу надежности и предоставлении игр с максимальной отдачей.

Лучшие онлайн-казино на деньги не стремятся отобрать последнее

Известные и проверенные онлайн-казино не ставят целью забрать у игроков последние. Они создают все необходимые условия для азартного отдыха. Если среди клиентов оказываются лудоманы, им предлагается ответственная игра. Ее условия подробно описываются в соответствующем разделе официального сайта казино.

В частности, ответственная игра предусматривает возможность установить лимиты на игру, заблокировать аккаунт на некоторое время или навсегда. В разделе публикуются советы, которые могут помочь справиться с лудоманией.

Лучшие казино по выплатам средств

Популярные онлайн-казино предлагают клиентам удобные платежные методы, в их числе:

  • Visa;
  • MasterCard;
  • WebMoney;
  • Qiwi;
  • Skrill;

Хорошие игорные заведения не удерживают с игроков комиссии. Сборы могут взиматься лишь со стороны платежной системы. Некоторые казино берут с клиентов комиссии для использования денег в качестве поощрений, но это не выгодно. По сути, гэмблеры сами оплачивают себе бонусы.

Лучшие казино поддерживают платежи в нескольких валютах: евро, рубли, доллары, гривны. Таким образом, игрок сам выбирает тот вариант, в котором ему удобнее делать ставки и контролировать банкролл.

Многие клубы сегодня принимают оплаты криптовалютами

Важное значение имеют сроки вывода выигрышей. Популярные клубы предлагают клиентам быстрые выплаты денег. Кэшаут в среднем занимает 24 часа. Но есть и такие казино, где предусмотрен моментальный вывод – такой вариант еще более удобен для игроков.

Лучшие онлайн-казино 2020 года по выигрышам: отдача и коэффициенты

Выплачивающие деньги казино также должны давать клиентам возможность выиграть. Лучшие игорные заведения предлагают развлечения с отдачей от 95%. Таким образом, обеспечиваются выгодные условия для игры.

Например, если в течение дня в аппарат с уровнем отдачи в 95% сыграло 100 человек и вложило 100 000, то 5% от суммы пойдет в прибыль казино. Остальные деньги уйдут в пул игроков этого слота, где 95 000 будут распределены между ними случайным образом.

Рейтинг онлайн-казино 2020 года согласно мнениям пользователей

Теоретические данные всегда должны подкрепляться практикой и обеспечивают ее игроки. Гэмблеры активно оставляют отзывы на форумах, блогах и других площадках, типа rudy1970.livejournal. Там они рассказывают о реальной отдаче игровых автоматов, отмечают сроки кэшаута, преимущества и изъяны бонусной программы.

Мне кажется злую шутку сыграло с нами положение Макаренко о «воспитывающей силе коллектива». Эта воспитывающая сила коллектива в извращённом педагогическом сознании превратилась в то, что я управляю процессами через детей, а сам я нахожусь над схваткой.

То есть – управление индивидуальными, негативными, отклоняющимися от нормы формами поведения я совершаю с помощью того, что я организовал коллектив, а он уже оказывает влияние на личность.

Хотя у Макаренко всё принципиально по-другому – у него ключевой момент – это интересы ребёнка, в первую очередь; и создание общности коллектива на основе общественно-полезной деятельности, когда они включены в реальный процесс. Вот когда деятельность выхолащивается, ребёнок оказывается вне активного социального действия, тогда начинает развиваться эта форма агрессии (буллинга), когда коллектив травит другого человека.

Если же сравнивать прошлое время и нынешнее, понятно, что средства массовой коммуникации тут сыграли свою роль, потому что сцены насилия, агрессии очень часто проявляются на телеэкране. Более того, эта форма агрессии начинает транслироваться как нормальное социальное поведение. Если на телевидении это транслируется, то и мы сейчас это тоже сделаем, через сеть, и будем транслировать, как сам себе режиссёр.

У меня было исследование по восприятию фильма «Чучело» современными подростками. Восприятие этого фильма неоднозначно теми, кто подвергался буллингу, теми, кто был активен в буллинге, и теми, кто был свидетелем. Когда мы говорим о буллинге – вот эти три позиции очень важны, потому что это целостная система. Когда есть жертва, есть агрессор – зачинщик, и есть свидетели – пассивные участники. И этот опыт пассивного участия в буллинге, он тоже очень серьезный и очень негативный. Как сделать так, чтобы человек выработал в себе способность встать на защиту жертвы, не устраниться из этого, проявить сочувствие?

В наших исследованиях мы ставили несколько вопросов, чтобы определить опыт участия в буллинге. Был ли я жертвой буллинга, причем вербального или физического? И как часто? Постоянно, эпизодически, вообще не был. Только 42% школьников говорят, что они вообще не подвергались такому насилию. Каждый второй «практически нет», остальные в той или иной степени участвовали. Регулярно подвергались насилию и физическому, и психическому – около 4%. Можно, конечно, сказать – ну и что 4%?! У нас много детей. Но если пересчитать это на каждый класс, то получается, что практически в каждом втором классе есть один ребенок, который находится в ситуации постоянной травли. Это беда для школы и большая социальная проблема.

Буллинг бывает мужской, бывает женский. Мужской буллинг более жестокий. А психический буллинг, когда идет словесная агрессия, распространение слухов, порча вещей (там целая серия поведенческих моментов, которые связаны с травлей другого человека), встречается больше в женской среде.

Есть еще одна серьезная проблема.

Мы сравнивали детей по их социальному положению – дети из хорошо обеспеченных семей и дети из слабо обеспеченных семей. Дети из бедных семей чаще подвергаются буллингу, чем дети из семей хорошо обеспеченных. Отсюда вывод – школа как социальный институт не стоит на защите слабых социальных групп и слабых социальных слоев. И в этом проявлении буллинга очень серьезная социальная проблема современной школы.

Потому что человек проявляет агрессию, когда он сам испытал какие-то негативные явления извне и когда он не очень психически нормален. Должна быть педагогическая презумпция, что ребенок изначально хороший. Если ее нет, мы никуда не двинемся в педагогическом процессе.

И, конечно, существуют коллективы, где буллинга просто нет, потому что учитель занимает по отношению к ребенку партнерскую позицию и находится с ним на равных. Это не объект воспитания, не человек, которым я могу манипулировать. Это то, с чего я начал, создавая коллектив. Это человек, который в этих стенах должен полноценно прожить все возрастные этапы: детство, отрочество, юность – со всеми сложностями, которые здесь происходят. И ему важно, чтобы у него был позитивный опыт этой жизни.

Если у человека в школе нет позитивного опыта жизни как младшего школьника; подростка со всеми влюбленностями, старшеклассника, который находит свою идеологическую позицию и проходит очень сложное самоопределение – тогда мы поднимаем руки вверх и говорим: «Ну да, все так или иначе склонны к агрессии, к негативным проявлениям!»

Мне странно с таким отношением идти к человеку, я читал замечательные книги педагогов-новаторов, где в 80-е годыподнималась эта проблема партнерского отношения. Мы должны помочь человеку проявиться, откликнуться на его интересы, расширить круг этих интересов.

Что сделал Быков в «Чучеле»? Почему этот фильм так не принимала педагогика? Он взял корневую проблему этой школы – манипуляцию учениками. Они все там хорошие. Только там правды нет! Поэтому общественность, и особенно педагоги, очень сложно реагировали на этот фильм.

Он дал точный диагноз – как не надо строить школу. С ребёнком надо говорить. Да, у него сложные вопросы, их много, учитель перегружен, у него низкое социальное положение, сложнейшая сегодня профессия. И это подвиг человеческий.

Когда мы говорим о буллинге – это такая форма коллективного давления на индивидуальность, на личность. Это проблема конформизма. Поведение в буллинге тех, кто участвует в массовом давлении на одного человека – это проявление конформиста, который снимает с себя личную ответственность за то, что он делает.

У нас в исследовании был такой прожективный вопрос: «Чтобы вы сделали, если в вашем классе оказался человек, которого подвергают насилию?» И там были разные формы: сочувствие, поддержка, отстраненность. И те, кто пережил буллинг, гораздо чаще занимают позицию непричастности к тому, кто подвергается буллингу. Их страх быть рядом с человеком, который подвергся буллингу и который они сами пережили, делает для них позицию отстранения от беды самой безопасной. Это очень серьезный для педагогики момент.

Как выработать в человеке программу ответственности за свои поступки? А она начинается с очень простых вещей. Она лежит непосредственно в практике педагогического действия. Учебная деятельность. Я же отвечаю за свою учебу. Не кто-то другой, а я отвечаю за то, что я научился, не научился, сделал, не сделал. Вот эта проблема развивающего обучения, которую в свое время Василий Давыдов заявил: "Научить ребенка учиться – это задача школы".

Это и есть та педагогика, которая снимает вот эти возможности буллинга, потому что это субъектные отношения. Я субъект, я за себя отвечаю. Никто другой.

По материалам программы "Родительское собрание" подготовила Наталья Дюкова