Труд всегда связан с необходимостью. Воспитательское занятие "Труд - как потребность человека" план-конспект занятия (6 класс) на тему

Одной из главных функций труда является то, что труд служит способом удовлетворения человеческих потребностей.

Трудовое поведение членов общества определяется взаимодействием различных внутренних и внешних побудительных сил. Внутренними побудительными силами являются потребности и интересы, желания и стремления, ценности и ценностные ориентации, идеалы и мотивы. Все они представляют собой структурные элементы сложного социального процесса мотивации трудовой деятельности. Мотив - побуждение к активности и деятельности личности, социальной группы, общности людей, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. Мотивация - это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения реального трудового поведения.

Формирование этих внутренних побудительных сил трудового поведения представляет суть процесса мотивации трудовой деятельности. Мотиваторами можно назвать основания или предпосылки мотивации. Они определяют предметно-содержательную сторону мотивации, ее доминанты и приоритеты. Мотиваторами выступают стимулы социального и предметного окружения либо устойчивые потребности и интересы.

Потребности в самом общем виде можно определить как заботу индивида об обеспечении необходимых средств и условий для собственного существования и самосохранения, стремление к устойчивому сохранению равновесия со средой обитания (жизненной и социальной). Существует множество классификаций человеческих потребностей, основанием которых выступают: специфический объект человеческих потребностей, их функциональное назначение, вид реализуемой деятельности и т.д.

Наиболее полно и удачно иерархия потребностей разработана американским психологом А.Н.Маслоу, выделившим пять уровней потребностей.

1. Физиологические и сексуальные потребности - это потребности в воспроизводстве, пище, дыхании, физических движениях, одежде, жилище, отдыхе и т.д.

2.Экзистенциональные потребности - это потребности в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего человека социума, а в сфере труда - в гарантированности занятости, страховании от несчастных случаев и т.д.

3. Социальные потребности - это потребности в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности.

4. Престижные потребности - это потребности в уважении со стороны «значимых других», служебном росте, статусе, престиже, признании и высокой оценке.

5. Духовные потребности - это потребности в самовыражении через творчество.

Первые два уровня потребностей в своей иерархии А.Н.Маслоу называл первичными (врожденными), три остальных - вторичными (приобретенными). При этом процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому принцип иерархии вызывают также доминанты (господствующей в данный момент потребности). А.Н.Маслоу считал, что само удовлетворение не выступает мотиватором поведения человека: голод движет человеком, пока эта потребность не удовлетворена. Кроме того, интенсивность потребности определяется ее местом в общей иерархии.

Существует множество социальных и моральных потребностей, которые изучаются и учитываются в социологии с разных точек зрения. Определенная их часть имеет непосредственное отношение к проблеме мотивации труда, они обладают конкретными мотивационно-трудовыми значениями. Среди них можно выделить следующие: потребность в самоуважении (добросовестная трудовая деятельность независимо от контроля и оплаты труда ради положительного мнения о себе как о человеке и работнике); потребность в самоутверждении (высокие количественные и качественные показатели в труде ради одобрения и авторитета, похвалы, положительного отношения к себе со стороны других); потребность в признании (направленность трудового поведения на доказательство своей профессиональной пригодности и способностей вообще или в условиях жесткого контроля за качеством работы, аттестации рабочих мест на протяжении испытательного срока); потребность в социальной роли (хорошая работа как способ «быть кем-то», доказательство своей необходимости для окружающих, занятие достойного места среди них); потребность в самовыражении (высокие показатели в работе на основе творческого отношения к ней; работа как способ получения каких-то идей и знаний, проявления индивидуальности); потребность в активности (трудовая деятельность как самоцель к поддержанию здоровья через активность); потребность в продолжении рода и самовоспроизводстве (особая ценностная ориентация на такие цели, как благополучие семьи и близких, повышение их статуса в обществе; реализация через результаты труда сублимированного стремления к созиданию и наследованию чего-либо); потребность в досуге и свободном времени (предпочтение работать меньше и меть больше свободного времени, установка на работу как на ценность, но не как на основную цель жизни); потребность в самосохранении (потребность работать меньше в лучших условиях, даже за небольшую плату, в целях сохранения здоровья); потребность в стабильности (восприятие работы как способа поддержания существующего образа жизни, материального благополучия, неприятие риска); потребность в общении (установка на трудовую деятельность как на возможность общения); потребность в социальном статусе (четко выраженное подчинение трудовой деятельности целям карьеры с положительным и отрицательным эффектом для самой работы; карьера как решающий мотив поведения во взаимоотношениях с другими); потребность в социальной солидарности (желание «быть как все», добросовестность перед партнерами, коллегами).

Потребности играют одну из важнейших ролей в общем процессе мотивации трудового поведения. Они стимулируют поведение, но только тогда, когда осознаются работниками.

Труд играет исключительно важную роль в существовании и развитии человеческого общества и каждого его члена. Только в процессе труда человек создаёт блага, необходимые для его существования. Именно поэтому труд является основой жизнедеятельности и развития человека. В самой человеческой природе изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие жизни.

Вот как определял труд и его роль в жизни человека К. Маркс: «Труд как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, есть не зависимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т.е. не была бы возможна сама человеческая жизнь». И далее: «Процесс труда …есть целесообразная деятельность для созидания потребительных стоимостей, присвоение данного природой для человеческих потребностей, всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни».

Роль труда проявляется в выполняемых им функциях. Во всём многообразии выполняемых трудом общественных функций можно выделить ряд основных (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Функции труда

Первая и важнейшая функция труда – потребительская . Она проявляется в том, что труд выступает как способ удовлетворения потребностей. Основой удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей является производство материальных и духовных благ, созидание общественного богатства. В этом – созидательная функция труда. Удовлетворяя потребности и создавая богатство, труд лежит в основе всего общественного развития – он определяет социальный статус человека, формирует социальные слои общества и основы их взаимодействия, тем самым выполняя социальную функцию. Создавая все ценности человеческого бытия, выступая в качестве субъекта общественного развития, человек в ходе подготовки к труду и в самом процессе трудовой деятельности приобретает знания и профессиональные навыки, осваивает способы общения и взаимодействия, формирует себя как личность и как члена общества, постоянно развивается и совершенствуется. В этом – человекотворческая функция труда. Наконец труд выступает как сила, открывающая человечеству путь к свободе. Свободотворческая функция труда состоит в том, что именно в труде и с помощью труда человечество познаёт как законы природы, так и законы своего развития и, вооружённое их знанием может заранее учитывать всё более отдалённые естественные и общественные последствия своей деятельности.

Все функции труда важны и связаны между собой. Главное, что их объединяет – нацеленность на удовлетворение потребностей человека и общества. Всё, что делают люди в течение жизни, вся человеческая жизнь имеет только одну движущую причину – стремление к удовлетворению потребностей.

Следует отметить, что до настоящего времени не существует ясного и вполне бесспорного понимания сущности и определения понятия потребности. Наиболее часто потребность определяется как «нужда, надобность субъекта (работника, коллектива, общества) в чём-либо для своего нормального функционирования», как «объективное стремление человека к потреблению материальных и духовных благ».


Рис.1.4. Иерархия потребностей по А. Маслоу

Представляет интерес и такое развёрнутое определение потребности как «субъективное отношение личности (к явлениям и объектам окружающей среды), в котором переживается противоречие (между достигнутым и потенциально возможным в освоении ценностей – в случае духовных потребностей, или между наличными и необходимыми ресурсами жизнедеятельности – в случае материальных), выступающее источником активности».

Существует большое количество различных классификаций потребностей. Наиболее популярной является классификация, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу, включающая пять групп потребностей, условно подразделяемых на первичные и вторичные (рис.1.4). Более развёрнутая классификация предложена российским психологом С.Б. Кавериным (рис. 1.5). В её основе лежит принцип деятельности (всё, что

Рис. 1.5. Классификация потребностей по С.Б. Каверину

делает человек в течение жизни, исчерпывается и описывается всего лишь четырьмя основными видами деятельности: труд, общение, познание и рекреация) и принцип соподчинения .

Осознанная человеком потребность приобретает форму интереса – стремления каким-то путём удовлетворить потребность. Это стремление побуждает человека к определённым действиям. Внутреннее побуждение к активности и деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, называют мотивом, а процесс формирования таких побуждений – мотивацией . Побуждение к активности и определённой деятельности может носить и внешний по отношению к субъекту характер. В этом случае оно называется стимулом , а процесс создания условий, побуждающих индивидов действовать определённым образом – стимулированием . Многообразие стимулов трудовой деятельности может быть объединено в несколько классификационных групп (рис.1.6).


Рис.1.6. Классификация стимулов трудовой деятельности

Стремление субъекта удовлетворить осознанные им потребности определяет цели его деятельности. Представления человека, коллектива, общества в целом о главных и важных целях деятельности, а также об основных средствах достижения этих целей называют ценностями, а направленность на те или иные ценности – ценностной ориентацией .

Удовлетворение большинства потребностей так или иначе связано с трудовой деятельностью человека и оказывает самое непосредственное воздействие на качество и эффективность его труда (рис. 1.7).


Рис. 1.7. Механизм воздействия потребностей на трудовое поведение

От функций труда следует отличать функции (действия, операции, обязанности), которые люди выполняют в процессе труда. Как и по многим другим вопросам среди специалистов отсутствует единая точка зрения на состав и классификацию этих функций. Наиболее часто в процессе труда выделяют следующие функции:

· логическую (мыслительную), связанную с определением цели и подготовкой системы необходимых трудовых операций;

· исполнительскую – приведение средств труда в действие различными способами в зависимости от состояния производительных сил и непосредственное воздействие на предметы труда;

· контрольно-регулирующую – наблюдение за технологическим процессом, ходом выполнения намеченной программы, её уточнение и корректировка;

· управленческую, связанную с подготовкой, организацией производства и руководством исполнителями.

Каждая из названных функций в той или иной степени может присутствовать (или не присутствовать) в труде отдельного работника, но непременно свойственна совокупному труду. Совокупность распределённых между отдельными работниками действий, операций, функций, их взаимодействие и взаимосвязь формируют содержание труда. В зависимости от преобладания тех или иных функций в трудовой деятельности человека определяется сложность труда, складывается конкретное соотношение функций умственного и физического труда.

Изменение состава трудовых функций и затрат времени на их выполнение означает изменение содержания труда. Главным фактором, обусловливающим изменение содержания труда, является научно-технический прогресс.

Рис. 1.8. Классификация видов труда

Содержание труда отражает принадлежность конкретного вида труда к той или иной сфере деятельности (труд в сфере материального производства, в сфере услуг, науки, культуры и искусства и т.п.), отрасли (труд в какой-либо отрасли промышленности, в строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве), виду деятельности (труд учёного, предпринимателя, руководителя, рабочего и проч.), профессии и специальности (рис. 1.8). Содержание труда находит отражение в квалификационных и тарифно-квалификационных справочниках, положениях о подразделениях организаций, должностных инструкциях.

Главными элементами системы производственных отношений, определяющими характер труда, являются:

отношение трудящихся к средствам производства, форма собственности на средства производства (например, труд частный и труд наёмный);

способ соединения работников со средствами производства (труд принудительный и добровольный, подневольный и свободный);

связь между трудом индивидуума и совокупным трудом общества (труд личный и общественный, индивидуальный и коллективный);

отношение работников к труду (труд инициативный и безынициативный, добросовестный и недобросовестный);

степень социальных различий в труде, обусловленных социальной структурой работников, различиями в уровне их подготовки, содержанием выполняемых функций, условиями труда.

Содержание и характер труда тесно связаны между собой, так как выражают различные стороны одной и той же трудовой деятельности. Сочетание характеристик содержания и характера труда позволяет выделять различные виды (разновидности) труда, группировать их по тем или иным признакам. На рисунке 1.8 приведена примерная, не претендующая на полноту, классификация видов труда.

, «слава и спокойствие никогда не спят в одной постели». Жажда достижений даёт человеку радость жизни. […] Отсутствие мотивации - величайшая душевная трагедия, разрушающая все жизненные устои».

Ганс Селье, Стресс без дистресса, М., «Прогресс», 1979 г., с. 58.

Широко известно, что трудотерапия - лучший метод лечения некоторых душевных болезней, а постоянные упражнения мышц поддерживают бодрость и жизненный тонус. Всё зависит от характера выполняемой работы и от вашего отношения к ней.

Продолжительный досуг вынужденного ухода в отставку или одиночного заключения - даже если питание и жильё будут лучшими в мире - не очень привлекательный образ жизни. В медицине сейчас общепринято не назначать длительный постельный режим даже после операции. В томительно долгих плаваниях на старинных парусных судах, когда зачастую не было никакой работы в течение недель, матросов нужно было чем-нибудь занять - мытьем палубы или покраской шлюпок,- чтобы скука не вылилась в бунт. Те же соображения о порождающей стресс скуке относятся к экипажам атомных подводных лодок в длительных походах, к зимовщикам в Антарктике, лишённым возможности двигаться в течение месяцев из-за непогоды, и в ещё большей степени к астронавтам, которым предстоит продолжительное одиночество при отсутствии сенсорных раздражителей. Во время нефтяного кризиса трёхдневная рабочая неделя в Англии разрушила многие семьи, толкая рабочих в пивные для «проведения досуга». Многим старым людям, даже открыто объявляющим себя эгоистами, после выхода на пенсию невмоготу чувство собственной ненужности. Не ради заработка хотят они трудиться - ведь они слишком хорошо понимают, что конец близок и денег не возьмешь с собой в могилу. По удачному выражению Бенджамина Франклина , «ничего плохого нет в отставке, если только это никак не отражается на вашей работе».

Что такое работа и досуг! Согласно афоризму Джорджа Бернарда Шоу , «труд по обязанности - это работа, а работа по склонности - досуг».

Чтение стихов и прозы - труд литературного критика, а теннис и гольф - труд профессионального спортсмена. Но спортсмен может на досуге читать, а литератор - заняться спортом для перемены ритма. Высокооплачиваемый администратор не станет ради отдыха передвигать тяжёлую мебель, но с удовольствием проведет свободное время в гимнастическом зале фешенебельного клуба. Рыбная ловля, садоводство и почти любое другое занятие - это работа, если вы исполняете её ради заработка, и это досуг, если вы занимаетесь ею для развлечения.

Глава I. ТРУД КАК ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА./У

§ I. Социологическое понимание потребности.

§ 2. Потребность труда - основа всех потребностей человека.39~

§ 3. Труд как выражение деятельно-творческой и социальной сущности человека

Глава П. ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ТРУДА ВНУТРЕННЕЙ

ПОТРЕБНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА.88 46У

§ I. Социализм и освобождение труда

§ 2. Социально-экономическая неоднородность труда при социализме.

§ 3. Пути превращения труда в свободную творческую деятельность.

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Чуб, Людмила Ивановна

Актуальность исследования. На ХХУ1 съезде партии была выдвинута задача превращения труда в первую жизненную потребность. В Отчетном докладе ЦК КПСС подчеркивалось, что "Советское общество - это общество людей труда. Партия и государство прилагали и прилагают много усилий, чтобы сделать труд человека не только более производительным, но и содержательным, интересным, творческим. Важнейшую роль здесь призвана сыграть ликвидация ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда. Это не только экономическая, но и серьезная социальная проблема".""" Значимость процесса становления труда в качестве потребности личности обусловлена задачами построения материально-технической базы коммунизма, перехода от экстенсивных методов ведения хозяйства к интенсивным, повышения эффективности и качества выпускаемой продукции, повышения производительности труда, ускорения научно-технического прогресса и превращения науки в непосредственную производительную силу. Решение этих задач с одной стороны создает объективные предпосылки для превращения труда в первую жизненную по -требность, поскольку в процессе вышеперечисленных задач происходит изменение характера и содержания труда. С другой стороны, создание материально-технической базы коммунизма требует совершенствования субъективного фактора общественного производства, а именно самого человека, его сознательного и творческого отношения к.труду, дисциплины и чувства ответственности за порученное дело, высокой общеобразовательной и квалифицированной подготовки, идейной убежденности и коммунистической нравственности. Отсюда исследование специфики социальной сферы общества заключается в изуче

I. Материалы ХХУТ съезда КПСС. - М.: 1981, с.97. нии процесса воспроизводства и развития общественного человека, как конкретно-исторического субъекта общественной деятельности, поскольку общественный процесс - это прежде всего "развитие производительных сил человечества, т.е. развитие богатства человеческой природы как самоцель".* Необходимо всестороннее раскрытие положений К.Маркса о том, что основное богатство коммунистического общества не в вещах, а в свободном и.универсальном развитии человека, и эта целостность развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу, становится самоцелью общественного развития. В соответствии с этим возникает ряд проблем, требующих конкретно-научного, философского осмысления и решения. В их числе - исследование места и роли человека как субъекта общественных отноше -ний и деятельности, специфики субъективного мира человека, его социальной, творческой природы, развития способностей и потребностей.

Постановка и решение вопросов, связанных с различными сторонами проблемы потребностей, имеют актуальное значение для ведения эффективного идеологического противоборства с противниками марксизма-ленинизма. В ходе этого противоборства на основании сопоставления социально-экономической практики социализма и капитализма раскрываются преимущества социалистического общества в создании необходимых предпосылок для формирования, развития и удовлетворения потребностей личности, реализации ее творческих способностей, оптимизации индивидуальных и общественных потребностей.

Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать

I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.26, ч.П, с.123; см.также: т.12, с.711-812; т.25, ч.П, с.450, 385. их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики".^

Решение поставленной партией практической задачи целенаправленного формирования потребностей членов нашего общества предполагает наличие прочного теоретического фундамента, научного осмысления вопросов, связанных с пониманием возникновения потребностей, их становления и превращения в побудительные силы человеческой деятельности и их удовлетворения с помощью продуктов этой деятельности.

Актуальность подобных исследований обусловливается и логикой научных разработок, направленных на познание сущности, природы и закономерностей деятельности различных социальных субъектов - от иццивида до общества в целом.

Партия считает важнейшей задачей "воспитание у каждого человека потребности в труде, ясного сознания необходимости добросовестной работы на общее благо. Здесь имеет значение не одна лишь экономическая сторона. Не менее значима сторона идеино-нрав-о ственная".

Значимость таких исследований обусловливается тем, что "познание процесса коммунистического преобразования труда может послужить ключом к пониманию сущности и практических путей построе

1. Материалы ХХУТ съезда КПСС. - М., 1981, с.63.

2. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 года, с.35-36. ния коммунизма".* На основе нового отношения к труду формируется новое мировоззрение и ценностная ориентация личности, изменяется отношение людей друг к другу, утверждается новый тип общественных отношений в целом.

Степень научной разработанности проблемы. Впервые материалистическую, подлинно научную трактовку превращения труда в потребность человека дали в своих произведениях К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин. Основываясь на методологических положениях классиков марксизма-ленинизма, советские ученые-обществоведы продолжают исследовать основные тенденции, способствующие превращению труда в потребность человека.

Огромную важность приобретает проблема управления общественным производством, всей системой общественных отношений в целом. В общетеоретическом плане среди работ,наиболее многопланово освещающих этот вопрос, особого внимания заслуживают работы Г.С.Григорьева, Л.П.Буевой, В.Я.Ельмеева, А.Г.Здравомыслова, Д.Н.Кайда-лова, А.М.Ковалева, Б.В.Князева, Р.И.Косолапова, Н.В.Маркова, В.П.Ратникова, И.М.Рогова, В.Я.Суслова, И.Й.Чангли, Ф.Н.Щербака. Эти работы содержат разработку многих важных проблем, в том числе и проблемы превращения труда в потребность. Результаты социологических исследований, проводившихся в связи с решением этой проблемы, нашли отражение в научных трудах Л.П.Буевой, В.В.Водзин-ской, Ю.А.Замошкина, А.Г.Здравомыслова, Л.Н.Жилиной, Д.П.Кайдало-ва, В.Г.Подмаркова, К.К.Платонова, М.Н.Руткевича, В.А.Смирнова, Е.И.Суименко, М.Х.Титмы, В.Н.Шубкина, В.А.Ядова и др.авторов. Наряду с публикациями материалов конкретных социологических исследований издан и целый ряд работ, посвященных теоретическим аспектам проблемы превращения труда в потребность. Этот вопрос рассматривается как в специальных работах, посвященных изучению потребности в труде,* так и при рассмотрении отдельных аспектов, касающихся вопросов труда, таких как изменение его характера и содержания в условиях НТР. Так, Г.Б.Бадеева, И.Ф.Громов, Г.Н.Волков, Т.Й.Зинченко, А.П.Попов, В.К.Врублевский проблему превращения труда в потребность человека рассматривают в связи с научно-технической революцией, которая ведет к качественному преобразова-«нию характера и содержания труда и тем самым создает объективные предпосылки для формирования данной потребности.

На современном этапе обстоятельно развито ленинское положение об отличии социалистического труда от коммунистического; обращено внимание на необходимость отличать коммунистическое отношение к труду от собственно коммунистического труда изучена совокупность и иерархия факторов, влияющих на отношение различных категорий трудящихся к своему труду; многочисленными исследованиями подтверждается закономерность отношения к труду в зависимости от изменения характера и содержания самого труда; при этом отмечается усиление тенденции к ориентации на творческое содержание труда. Наблюдается, можно сказать, "этизация проблемы воспи

I. См.: Григорьев Г.С. Труд - первая человеческая потребность. Пермь, 1965; Косолапов.П.И. Коммунистический труд: природа и стимулы. М., 1968; Марков Н.В. Социалистический труд и его будущее. М., 1976; Разжигаев А.Ф. Труд как потребность. Челябинск, 1973; Суслов В.Я. Труд в условиях развитого социализма. Л., 1976; Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду. М., 1959; Чангли И.И. Труд. М., 1973; Человек-наука - техника. М., 1973; и др.

2. См., напр.,. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. Актуальные проблемы социологии труда. - М., 1977, с.144.

3. См.подробнее: Блинов Н.М. Удовлетворение человеческих потания коммунистического отношения к труду.* В литературе недостаточно внимания обращается на объективный характер формирования потребности в труде. Под последним имеется в виду объективная обусловленность процесса развития как трудовой деятельности, так и самого человека труда. Уровень или степень развития потребности в труде рассматривается преимущественно как результат воспитания. В частности, основанием для такого подхода является то, что формирование нового отношения к труду есть вроде бы возвращение последнему его изначального свойства быть источником радости и вдохновения, поприщем самораскрытия и самоутверждения личности, свойства иметь притягательную силу и вне связи с его результатао ми. В литературе коммунистическое отношение к труду, или отношение к нему как первой жизненной ценности, представляется преимущественно как исчерпываемое ориентацией на творческое содержание труда. В настоящее время следует, видимо, говорить лишь об отдельных элементах коммунистического труда в труде социалистическом. Мы должны трезво оценивать и то, что предстоит сделать на пути к достижению коммунистического труда. А путь предстоит длительный и нелегкий. Поэтому задача заключается в тщательном анализе потребности в труде, современных тенденций ее развития. Лишь на основе такого анализа можно представить превращенное труда в первую жизненную потребность как реальный процесс, и лишь с его требностей - важнейшая социальная функция труда при социализме. -Социологические исследования, 1378, I 2, с.46-47.

1. См.: Косолапов Р.И. Социализм. К вопросам теории. - М., 1975, с.277, 283.

2. См.: Чангли Й.И. Труд. - М.: Наука, 1973, с.77.

3. Человек и его работа. Под ред.А.Г.Здравомыслова, В.А.Ядо-ва, В.П.Рожина. М., 1969, с.289; Разжигаев А.Ф. Труд как потребность, с.120-122. помощью можно определить, на каком этапе этого процесса находится сейчас социалистическое общество.""" В этом аспекте процесс перерастания труда в потребность должен быть рассмотрен как свидетельство того, что сама потребность в труде достигла в своем развитии уровня, еще не высшего, но уже предшествующего ему. В соответствии с этим большую значимость имеет выявление путей и средств превращения труда в первую жизненную потребность человека в процессе совершенствования социалистического общества.

В настоящем исследовании труд рассматривается как потребность человека. Именно она, потребность трудиться, "делает" человека человеком.

Труд как потребность не есть что-то, лежащее вне труда, а собственный момент труда, как выражение деятельно-творческой, социальной сущности человека. Процесс обнаружения сущности человека средствами научного исследования предполагает понимание диалектического единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного, которое реализуется в деятельности и общественных отношениях человека. Мера их соотношения диалектична. Поскольку сущность человека носит общественный характер, то ее изучение предполагает выход за пределы индивида, рассмотрение его в широкой системе общественных связей, отношений со специфическим общественным миром.

Сущность человека не передается по наследству, биологически, а формируется в процессе жизнедеятельности. Включение индивида в жизнедеятельность определенных общностей является решающим условием такого формирования. При этом каждый индивид заново и по-своему развивает свои сущностные силы и способности, с большей или меньшей активностью участвует в творчестве новых общественных отношений, включаясь в деятельность. Вне процесса перевода общественного в индивидуальное, равно как и обратного ему процесса объективации сил в общественной деятельности и отношениях, сущность человека не проявляется, не развивается и вообще не существует.

Методологическим ключом в решении вышеуказанных вопросов является принцип единства деятельности, общественных отношений и сознания. Этот принцип необходим не только для раскрытия сущности социальных процессов и механизмов действия общественных законов, но и сущности законов формирования общественных субъектов деятельности.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является анализ труда как внутренней потребности. Выявление деятельного основания и форм единства человека и мира. Обнаружение всеобщих связей, определяющих способ человеческого бытия в такой же мере, как и способ бытия мира для человека. Рассмотрение обусловливающего влияния производства и потребностей друг на друга. Рассмотрение диалектики труда и потребностей на различных этапах развития марксистского учения, осмысление понятия потребности как социологической категории; исследование потребности в труде как основы всех потребностей человека, как выражение его деятельно-творческой, социальной сущности; изучение социально-экономических и научно-технических предпосылок превращения труда во внутреннюю потребность человека.

Методологической и теоретической основой исследования послу-служили произведения классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов и пленумов ЦК КПСС, программные документы партии, выступления и труды руководителей партии и Советского государства. Настоящее исследование в качестве своей исходной базы имеет труды советских философов, социологов, психологов и экономистов.

Научная новизна исследования. Анализ трудовой деятельности только в аспекте ее субъекта и объекта может дать лишь весьма абстрактные результаты, потому что без выяснения всех связей и оносредствований между субъектом и объектом, без исследования средств и орудий деятельности невозможно понять изменения в объекте, эволюцию целей и развитие самого субъекта трудовой деятельности. Диссертант исходит из того, что труд - самая неискоренимая потребность человека. Потребность - момент труда, выражение деятельно-творческой, социальной сущности человека. Труд рассматривается как деятельность и как система отношений. Сущностью человека в действительности является совокупность общественных отношений. Сущность человека развертывается в диалектике его деятельно-творческой природы и социальных форм трудовой деятельности, отношений. Труд становится действительным способом развертывания сущностных сил человека в меру своего освобождения. Свободный труд - не свобода от материальной деятельности, а от ее нужды, ее внешней целесообразности. Труд свободен, когда внешние цели его становятся целями, которые ставит перед собой сам индивид, полагаются как самоосуществление, как действительная свобода, деятельным творческим проявлением которой является труд.

Б настоящем исследовании мы рассматривали процесс социальной детерминации, осуществляющийся через деятельность, в которой сами субъекты являются с одной стороны активным, творческим началом всех изменении, а с другой - своеобразным "объектом" воздействия и взаимодействия самих субъектов, в ходе которых индивиды "как физически, так и духовно творят друг друга."."""

Мы стремились акцентировать свое внимание не столько на движении "от общества к личности", сколько на "обратном воздействии", на анализе того, что может внести и вносит личность, об ладающая субъективными творческими способностями, в объективные процессы, в реализацию общественных целей и в какой мере решение общественных задач зависит от меры активности личности, от ее творческого потенциала. Это дает возможность выявить творческий потенциал личности, ее способности и оптимально для общества и личности помочь ей найти свое место в жизни, а также показать значение субъективного мира личности, пути формирования всестороннего развития ее способностей, реализация которых зависит не только от благоприятных общественных условий, но и от активности и развитости личности. Единство этих-подходов выявляется в диалектике социального и индивидуального, всестороннее раскрытие которой позволит подойти к теоретическому и практическому решению проблемы становления человека самоцелью общественного развития.

Практическая ценность исследования состоит в том, что оно содержит характеристику труда как деятельности человека по производству своей общественной жизни, включая и производство общественной связи, в которую люди вступают в процессе созидания своей материальной и духовной жизни и производство самого человека как агента, субъекта общественного производства и воспроизводства производственных отношений. Производство жизненных средств есть фундамент производства и воспроизводства общественных отношений и потребностей самого человека. Практическая значимость данной диссертационной работы состоит и в том, что ее результаты могут быть использованы: при проведении конкретных социологических исследований в трудовых коллективах, при изучении возможностей и специфики формирования коммунистического отношения к труду; при осуществлении задач профессиональной ориентации учащейся молодежи; в лекционной пропаганде по формированию коммунистического мировоззрения и по коммунистическому воспитанию. В теоретическом плане они могут послужить для развертывания дальнейших исследований проблемы труда как потребности человека.

Апробация работы. Основное содержание исследования отражено в статьях, опубликованных автором, в выступлениях на научных конференциях Ленинграда и Владивостока. Диссертация была обсуждена на теоретическом семинаре и заседании кафедры исторического материализма философского факультета Ленинградского университета имени А.А.^данова.

Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях и выступлениях автора на конференциях:

1. К вопросу об изменении характера труда под воздействием научно-технической революции.-В сб.: Объективное и субъективное в общественном развитии. Владивосток, 1981, с.143-151.

2. Тезисы выступления на конференции "Взаимодействие общества, природы и техники". Дальневосточная секция при Проблемных советах Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР по материалистической диалектике и научно-технической революции. Владивосток, 1982 год. См.: Вопросы философии, 1983, 4.

3. Превращение науки в непосредственную производительную силу. Тезисы выступления на расширенном заседании секции исторического материализма Северо-Западного отделения философского общества СССР и Проблемного совета Минвуза РСФСР "Современная НТР и ее социальные последствия". См.: Информационные материалы философского общества СССР. Москва, 1983, № 4 (37).

Заключение научной работыдиссертация на тему "Труд как внутренняя потребность человека (социологический аспект)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Труд по самой природе своей есть непреходящая потребность человека, а процесс труда выступает как удовлетворение этой конечной потребности. Труд порождает, создает потребность трудиться, а последняя как цель определяет процесс труда. Потребность в труде - это продукт не природы, а истории, результат общественного развития. Природной предпосылкой (но только предпосылкой) этой потребности является естественная нужда здорового организма в расходовании энергии, в деятельности. Объективную основу потребности в труде составляет нужда человека в проявлении своих сущностных сил. Субъективной стороной этой потребности выступает наслаждение, которое может давать людям труд. Общественным стимулом ее становится осознание абсолютной необходимости труда.

2. Потребность в труде - это момент самого труда, основа и результат всех потребностей человека; выражение.деятельно-творческой, социальной сущности человека. В диссертации труд и потребность в труде рассматриваются в органическом единстве (в то время как в большинстве работ они анализируются как самостоятельные объекты исследования).

3. Потребление как необходимость, как потребность - само есть внутренний момент самого труда, выступает прежде всего как потребность трудиться. Исходным пунктом и господствующим моментом, к которому сводится весь процесс, есть труд. Сущностным выражением производства является труд. И если социальная потребность - потребление, а труд - суть общественного производства, то из этого следует, что потребность человека - внутренний момент основного вида его жизнедеятельности - труда.

4. Гуманизация материального производства и других сфер жизни предопределяет процесс превращения труда в потребность. Этот процесс завершается на наших глазах. Конкретные социологические исследования проблем труда свидетельствуют, что труд как потребность, играющая все более ванную роль в жизни советских людей, не только будущее завоевание коммунистического общества, но и реальность нашего сегодняшнего дня. Свободный труд не означает свободу от материального производства, а глубочайшую гуманизацию последнего, переориентацию его на человека в интересах развития личности. Эта гуманизация предполагает, во-первых, изменение социально-экономической сущности труда, качественные сдвиги в его содержании и характере, разделении труда, что является важнейшей предпосылкой всестороннего развития личности; во-вторых, гуманизация материального производства вносит существенные изменения в соотношение различных сфер общественной деятельности - все они становятся путями, средствами всестороннего развития личности; в-третьих, изменяются сами устои общества, природа его богатства, принципы экономики. В совокупности все это означает принципиально новое качество жизни трудящихся масс, которое отнюдь не сводится к материальному комфорту, а вбирает в себя весь спектр полнокровного человеческого бытия. Всестороннее и универсальное развитие личности обеспечивается ее производственно-трудовой деятельностью. Именно труд выступает основой развития всех способностей человека.

На высших ступенях развития общества технический прогресс должен обеспечить такое изменение производства, когда не непосредственный труд человека и не время, в течение которого он работает, а присвоение его собственной всеобщей производительной силы - развитие общественного индивида - будет определять развитие материального производства.

Труд мы рассматриваем как процесс между человеком и природой и труд как отношение между людьми, а потребность в труде

1) как потребность отношений в труде (момент трудовых отношений);

2) потребность как момент трудовой деятельности (труд как потребность); 3) потребность как выражение деятельно-творческой, социальной сущности личности.

Социализм создает предпосылки всестороннего развития человека, создает состояние, когда человек - не только работник, исполнитель определенного вида труда, но и личность во всем многообразии способностей и потребностей. В настоящее время осуществляется переход от формулы "производство - условия труда - человек" к формуле "человек - условия труда - производство".

Формирование нового человека происходит через разнообразные виды деятельности и главным образом через труд. В акте производства изменяются не только объективные условия, но и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая и преобразовывая самих себя, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения и новые потребности. Человек является не только агентом производства, но и в целом продуктом и субъектом общественного развития; он непрерывно находится в движении становления с точки зрения развития своих качеств, сущностных сил. При социализме и особенно коммунизме начинает действовать закон оптимальности человеческой деятельности, когда результаты действий все больше соответствуют поставленным целям и когда наиболее полно в деятельности человека раскрываются его внутренние и внешние качества. В настоящее время играет решающую роль не только количество людей, участвующих в труде, но и качество, т.е. совокупность определенных черт, характеристик и главным образом таких, как политическая и социальная зрелость человека, компетентность, наличие творческих способностей и возможностей, наличие организаторских способностей, дисциплинированности, организованности, устойчивости психики, умение быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке и др., так как интенсификация затрагивает не только науку и производство, но и человека. Ориентация на труд связана с потребностью человека в самоутверждении в различных сферах деятельности, стимулирует общественно-политическую активность, участие в социалистическом соревновании, формирует коллективизм, развивает потребность в труде, образовании и т.д. То обстоятельство, что ориентация на сам процесс труда оказывается единственным общим для всех основных социально-профессиональных групп нашего общества.фактором, подводит к мысли о развитии в зрелом социалистическом"обществе интегративной функции труда как основы образа жизни подавляющего большинства людей. С этим же связана и тенденция к массовому утверждению потребности в труде. Потребность в труде- это всеобщая необходимость труда, без которой немыслимо существование человечества. Творческая личность не мыслит собственного существования без потребности в труде, органически связанной с разумными индивидуальными потребностям"!.

Коммунистический труд помогает человеку адекватно отражать, успешно творить, научно объяснять и сознательно изменять объективный мир, На основе гармоничного соединения достижении НТР с завершающейся перестройкой совокупности общественных отношений на внутренне присущих социализму коллективистских началах осуществляется интенсивный процесс превращения труда во внутреннюю потребность человека. Труд как потребность - итог всеобщей эволюции труда, абсолютная и непреходящая ценность, приобретая относительную самостоятельность и полноту, все полнее раскрывает она творческие возможности масс, становится могучей движущей силой общественного прогресса. Процесс формирования потребности в труде объективный, но не стихийный процесс. При социализме он планируется, организуется, направляется. Поскольку потребность в труде - это не только главная сфера производства, но и беспредельная сфера потребления всесторонне образованных и профессионально подготовленных индивидов, постольку важно не только сформировать потребность в труде, но и создать адекватные производственно-технологические и социально-экономические условия для ее всесторонней реализации.

Список научной литературыЧуб, Людмила Ивановна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. Маркс К., Энгельс. Соч., т.2.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,"т.4.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Инструкция делегатам временного Центрального Совета по отдельным вопросам. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.16.

5. Маркс К. Нищета философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т.4.

6. Маркс К. Наемный труд и капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.6.

7. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.8.

8. Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13.

9. Маркс К. Наброски ответа на письмо В.И.Засулич. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.19.

10. Маркс К. Капитал, том первый. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23.

11. Маркс К. Капитал, том третий. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.25, чЛ и П.

12. Маркс К. Капитал, том четвертый. Маркс К.»Энгельс Ф. Соч., т.26, ч.I, П, Ш.

13. Маркс К. Людвигу кугельману, II июля. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.32.

16. Маркс К., Энгельс Ф. Эконошческо-философские рукописи 1844 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42.

17. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1863 годов. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.1 и П.

18. Маркс К. Экономические рукописи 1861-1863 годов. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.47.

19. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2.

20. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4.

21. Энгельс Ф. Похороны Маркса. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.19.

22. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т.20.

23. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20.

24. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21.

25. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20.

26. Ленин Б.И. Великий почин. Полн.собр.соч., т.39.

29. Ленин В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч.,т.33.

30. Ленин В.И. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Полн.собр.соч., т.35.

32. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. -Полн.собр.соч., т.41.

33. Ленин В.И. Доклад на I Всероссийском съезде трудовых казаков I марта 1920 г. Полн.собр.соч., т.40.

34. Ленин В.И. Доклад о работе ВЦИК и Совнаркома на первой сессии ВЦИК УП созыва 2 февраля 1920 г. Полн.собр.соч., т.40.

35. Ленин В.И. Доклад о субботниках на Московской общегородской конференции РКП(б) 20 декабря 1919 г. Полн.собр.соч., т.40.

36. Ленин В.И. Еще одно уничтожение социализма. Полн. собр.соч., т.25.

37. Ленин В.И. Задачи Союзов молодежи. Полн.собр.соч.,т.41.

38. Ленин В.И. Как организовать соревнование. Полн.собр. соч., т.35.

39. Ленин В.И. Карл Маркс. Полн.собр.соч., т.26.

40. Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма. Полн.собр.соч., т.20.

41. Ленин В.И.Лучше меньше, да лучше. Полн.собр.соч.,т.45.

42. Ленин В.И. Марксизм о государстве. Полн.собр.соч.,

43. Ленин В.И. Новая экономическая политика и задачи по-литпросветов. Полн.собр.соч., т.44.

44. Ленин В.И. Об едином хозяйственном плане. Полн. собр.соч., т.42.

45. Ленин В.И. О кооперации. Полн.собр.соч., т.45.

46. Ленин В.И. О "левом" ребячестве и о мелкобуржуазности. Полн.собр.соч., т.36.

47. Ленин В.И. О политехническом образовании. Полн. собр.соч., т.45.

48. О придании законодательных функций Госплану. Полн. собр.соч., т.45.

49. Ленин В.И. О работе Наркомпроса. Полн.собр.соч.,т.42.

50. Ленин В.И. От первого субботника на Московско-Казанской железной дороге ко Всероссийскому субботнику-маевку. -Полн.собр.соч., т.41.

51. Ленин В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. Полн.собр.соч., т.40.

52. Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн. собр.соч., т.36.

53. Ленин В.И. Первоначальный вариант статьи "Очередные задачи Советской власти". Полн.собр.соч., т.36.

54. Ленин В.И. Перлы народнического прожектерства. -Полн.собр.соч., т.2.

55. Ленин В.И. Письма из далека. Полн.собр.соч., т.31.

56. Ленин В.И.По поводу так называемого вопроса о рынках!- Полн.собр.соч., т.1.

57. Ленин В.И. Предисловие к книге И.И.Степанова "Электрификация РСФСР в связи с переходной фазой мирового хозяйства".- Полн.собр.соч., т.45.

58. Ленин В.И. Речь на П Всероссийском съезде работников медико-санитарного труда I марта 1920 г. Полн.собр.соч., т.40.

59. Ленин В.И. Речь на митинге, посвященном закладке памятника освобожденному труду I мая 1920 г. Полн.собр.соч.,т.41.

60. Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде Советов народного хозяйства 26 мая 1918 года. Полн.собр.соч., т.86.

61. Ленин В.И. Странички из дневника. Полн.собр.соч.,т.45.

62. Ленин В.И. Ш конгресс Коммунистического Интернационала 22 июня-12 июля 1921 г. Полн.собр.соч., т.44.

63. Ленин В.И. Успехи и трудности Советской власти. -Полн.собр.соч., т.38.

64. Ленин В.И. Фридрих Энгельс. Полн.собр.соч., т.2.

65. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов. Полн.собр.соч., т.1.

66. Ленин В.И. Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата. Полн.собр.соч., т.39.

67. П. Официально-документальные материалы

68. Программа Коммунистической партии Советского Союза. -М., 1976. 144 с.

69. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976. - 256 с.

70. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981. - 223 с.

71. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1977. - 62 с.25. 0 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 года. М., 1977. - 32 с.

72. О дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования. Постановление ЦК КПСС от 31 августа 197I г. -КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов, т.10. М., 1972.

73. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. -М.: Политиздат, 1979. 15 с.

74. Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации: Материалы майского Пленума ЦК КПСС 1982 г. М.: Политиздат, 1982. - III с.

75. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября 1982 г. М.: Политиздат, 1982. - 14 с.

76. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

77. II. Закон СССР "О трудовых коллективах и повышении Pix роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями". -Правда, 1983 г., 19 июня.

78. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 26-27 декабря 1983 г. М.: Политиздат, 1983 г.

80. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. 0 дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве. - Правда, 1980, 12 января.

81. Андропов Ю.В. Учение Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983, .£ 3,с.9-23.

82. Речь Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В.Андропова на встрече с московскими станкостроителями, Правда, 1983, I февр.

83. Карл Маркс и современность. М.: Политиздат, 1983.- 223 с.

84. Черненко К.У. Народ и партия едины. Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г.Москвы2 марта 1984 г. М.: Политиздат, 1984.

85. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "0 мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве".- Правда, 1983, 28 августа.

86. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда". Правда, 1984, 4 мая.1. Ш. Книги

87. Алексеев Н.И. Диалектика труда при социализме. - М.г Политиздат, 1979. 151 с.

88. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 339 с.

89. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. - 400 с.

90. Афанасьев В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М., 1972. - 431 с.

91. Афанасьев B.C. Великое открытие Маркса. М.: Мысль, 1980. - 267 с.

92. Афанасьев В.Г. Системность и общество. M., 1980. -368 с. .

93. Ахиезер A.C. Научно-техническая революция и некоторые социальные проблемы производства и управления. М., Наука, 1974.- 310 с.

94. Бадеева Г.В^ Влияние научно-технической революции на содержание и характер труда в развитом социалистическом обществе. M., 1976. - 38 с.

95. Батищев Г.С. Деятельная сущность человека как философский принцип. В кн.: Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969.

96. Батенин С.С. Человек в его истории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. - 295 с.

97. Батышев С.Я. Формирование квалифицированных рабочих кадров в СССР. M., 1974. - 383 с.

98. Блинов Н.М. Трудовая деятельность как основа социалистического образа жизни. М.: Наука, 1979. - 143 с.

99. Бляхман Л.С. Молодой рабочий 70-х годов: социальный портрет. M., 1977. - 64 с.

100. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. M., 1978.- 216 с.

101. Волкогонов Д.А. Научно-технический прогресс и развитие личности. M.: 1977. - 46 с.

102. Врублевский В.Н. Труд на пороге третьего тысячелетия.- Киев; Политиздат Украины, 1980. 450 с.

103. Гвишиани Д.М. Научные исследования и человеческие потребности: Материалы Моск.встречи экспертов по проекту ЮНЕСКО. -М.: ВНИИСИ, 1979. 112 с.

104. Гвишиани Д.М. Научно-технический прогресс: программный подход. М.: Мысль, 198I. - 238 с.

105. Григорьев Г.С. Труд первая человеческая потребность. -Б сб.: Диалектика процесса труда. Пермь, 1965, с. 159.

106. Герасимов Е.Н. Диалектика содержания и характера труда в условиях развитого социализма. Киев: Вища школа, 198I. -117 с.

107. Глезерман Г.Е. Рождение нового человека. Проблемы формирования личности при социализме. М.: Политиздат, 1982. -255 с.

108. Дилигенский Г.Г. Исследование человеческих потребностей: проблемы, методы, гипотезы. Будущее науки. Международный ежегодник. Вып.П, M., 1978.

109. Дитль Г.-М., Газе Г., Кранхольд Г.-Г. Генетика человека в социалистическом обществе. (Философско-этические и социальные проблемы). М.: Мысль, 198I. 206 с.

110. Дряхлов Н.И. Социальные проблемы научно-технической революции. М.: Изд-во МГУ, 1972. - 191 с.

111. Диалектика становления коммунистического труда. Киев: Наукова думка, 1978. - 303 с.

112. Ельмеев В.Я. Коммунизм и развитие человека как производительной силы общества. M., 1964. - 317 с.

113. Ельмеев В.Я., Полозов В.Р., Рященко Б.П.-Коммунизм и преодоление разделения между умственным и физическим трудом. -Л., 1965. 144 с.

114. Жилина Л.Н., Фролова Н.Т. Проблемы потребления и воспитание личности. M., 1969. - 175 с.

115. Зазерский Г.Д. Труд и его стимулы. (Проблемы стимулирования труда при социализме). Л., 1970. 158 с.

116. Зинченко Г.И., Попов А.И. Социалистический труд и качество работы. М.: Мысль, 1980. - 188 с.

117. Иванова Р.К. Перерастание социалистического труда в кошунис тиче с кий. М. : Наука, 1983. - 287 с.

118. Иванчук Н.В. Социологические проблемы изучения потребностей. Свердловск, 1975. - 135 с.

119. Изменение содержания и характера труда в условиях развитого социализма. - Л.: Изд-во ЛГУ, IS82. - 160 с.

120. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.- 328 с.

121. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. Актуальные проблемы социологии труда. М.: Экономика, 1974. - 238 с.

122. Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. -M., 1968. 148 с.

123. Ковалев A.M. Диалектика способа производства общественной жизни. М.: Мысль, 1982. - 225 с.

124. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культуры. М.: Знание, 1981. - 63 с.

125. Клотч Г., Кольсдорф А., Опитц Г. Свобода преимущество социализма. - М.: Политиздат, IS8I. - 119 с.

126. Козиков И.А. Соотношение социального и научно-технического прогресса в современную эпоху. М.: Изд-во МГУ, IS8I. -336 с.

127. Комаров В.Д. Научное предвидение общественных явлений.- Л., 1976.

128. Комаров В.Д. Научно-техническая революция и социальная экология. Л., 1977. - 104 с.

129. Кондратов В.Т. Коммунистическая форма труда. М.: Мысль, 1978. - 117 с.

130. Косолапов Р.И. Коммунистический труд: природа и стимулы. M. : 1968. - 88 с.

131. Косолапов Р.И. Социализм: к вопросам теории. М., 1979. Изд.2-е. - 598 с.

132. Косолапов Р.И. Развитой социализм: проблемы теории и практики. 3-е изд. М.: Политиздат, 1982. - 399 с.

133. Куделин Е.Г. Диалектика производства и потребления. -M., 1977. 175 с.

134. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М;: Политиздат, 1977. 304 с.

135. Леонтьев В.Г. Формирование духовных потребностей молодежи. Новосибирск, 1980. - 116 с.

136. Левин Б.М. Социально-экономические потребности: закономерности формирования и развития. M., 1974. - 316 с.

137. Левин Э.А. Труд становится потребностью. М.: Политиздат, 1963. - 64 с.

138. Марахов В.Г. Научно-техническая революция и ее социальные последствия. M., 1975. - 144 с.

139. Марахов В.Г. Научно-техническая революция: ее сущность, источники и факторы развития. M., 1976. - 46 с.

140. Марахов В.Г. Научно-техническая революция и коммунистическая цивилизация. Л.: Знание, 1981. - 36 с.

141. Маргулис А.В. Диалектика деятельности и потребностей общества. Белгород, 1972. - 96 с.

142. Марков Н.Б. Социалистический труд и его будущее. Некоторые проблемы развития труда в условиях научно-технической ре -волюции. М.: Политиздат, 1976. - 143 с.

143. Миженская Э.Ф. Личные потребности при социализме. -ГЛ.: Наука, 1973. 152 с.

144. Митин М.Б. Философия и социальный прогресс. М.: Наука, 1979. - 231 с.

145. Михайлов H.H. Социализм и разумные потребности личности. М.: Политиздат, 1982.

146. Мотяшов В.П. Формирование разумных потребностей. -В кн.: Молодежь: проблемы формирования и воспитания. М., 1978.

147. Мочалов Б.М., Соколов В.В. и др. Потребностеведение.- М., 1979. 79 с.

148. Мочалов Б.М. Экономический потенциал развитого социализма. М., 1982. - 278 с.

149. Народное хозяйство СССР в 1980 г. Статистический ежегодник. М.: Статистика, 198I. - 583 с.

150. Народное хозяйство СССР за 60 лет. Юбилейный статистический сборник. М., 1978.

151. Наумов C.B. Классики марксизма-ленинизма о сущности и содержании потребностей. В кн.: Молодежь и социальный прогресс. - Саратов, 1979, c.III-117.

152. Научно-техническая революция, человек, его природная и социальная среда. Л., 1977. - 216 с.

153. Научно-техническая революция и материальное производство. Л., 1976. - 119 с.

154. Научно-техническая революция и совершенствование социалистических общественных отношений. Л., 1976. - 183 с.

155. Научно-техническая революция и социализм. Под ред. акад.Кедрова Б.М. М., 1973.

156. Научно-техническая революция и социальная психология.- М.: Наука, 1981. 160 с.

157. Новоселов Н.С. О превращении труда в первую жизненную потребность. М.: ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1961. - 144 с.

158. Опарин А.И. Материя. Жизнь. Интеллект. М.: Наука, 1977. - 207 с.

159. Панкратов A.C. Совершенствование системы управления общественным трудом в условиях развитого социализма. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1980. - 126 с.

160. Петроченко П.Ф. Влияние научно-технического прогресса на содержание и организащш труда. М.: Мысль, 1975. - 230 с.

161. Пигров К.С. Научно-техническое творчество. (Согщаль-но-философские проблемы). Л.: ИздавоЛГУ, 1979. - 144 с.

162. Пигров К.С. Творчество и современность. Л.: Знание, 1982. - 16 с.

163. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. Изд.2-е, доп. М.: Медицина, 1970. - 264 с.

164. Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения. -М.: Изд-во Моск.ун-та, 197I. 246 с.

165. Плетников Ю.К. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М.: Наука, 198I. - 463 с.3J80. Плетников Ю.К. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М.: Наука, 1983. - 535 с.

166. Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. Социальные проблемы социалистического промышленного производства. М.: Мысль, 1973. - 318 с.

167. Подмарков В.Г. Социальные проблемы производства. -М.: Мысль, 1979. 272 с.

168. Подмарков В.Г. Человек в трудовом коллективе. М.: Экономика, 1982. - 175 с.

169. Проблемы этнографии и антропологии в свете научного наследия Ф.Энгельса. М.: Наука, 1972. - 182 с.

170. Радаев В.В. Потребности: социально-экономическая сущность и закономерности развития. М.: Знание, 1974. - 47 с.

171. Радаев B.B. Потребность как экономическая категория социализма. М.: Мысль, 1970. - 223 с.

172. Разжигаев А.Ф. Экономические проблемы становления труда как потребности. М.: Мысль, 1977. - 126 с.

173. Рогов И.М. Человек в условиях научно-технической революции. Л., 1978. - 184 с.

174. Рогов И.М. Научно-технический прогресс и развитие личности. (Социологические и методологические проблемы). Л.,1974. 136 с.

175. Роговин В.З., Волков Ю.Е. Вопросы социальной политики КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 286 с.

176. Роговин В.З. Социальная справедливость и пути ее реализации в социальной политике. М.: ИСИ, 1982. - Кн.1-я. 110с.

177. Сиземская И.Н. Человек и труд: условия гармонии и развития. М.: Политиздат, 1981. - 125 с.

178. Смирнов Г.Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности. М., 1980. - 463 с.

179. Смольков В.Г. Методологические проблемы труда. М.,1975. 48 с.

180. Социализм: диалектика развития производительных сили производственных отношений. (В.Г.Марахов, Н.Д.Колесов, В.А.Пе-шехонов). М.: Мысль, 1975. - 334 с.

181. Социальная природа познания. (Теоретические предпосылки и проблемы). Под ред.Мотрошиловой H.B. М.: Наука, 1979. -280 с.

182. Социальная структура социалистического общества и всестороннее развитие личности. (Буева Л.П. отв.ред.). АН СССР. Йн-т философии. - М.: Наука, 1983. - 231 с.

183. Суслов В.Я. Технический прогресс и изменение характера труда. Л., 1964. - 56 с.

184. Афанасьев B.C. Учение Маркса о двойственном характере труда и анализ капиталистических отношений. Общественные науки, 1981, Я 3, с.73-87.

185. Бестужев-Лада И.В. Социальные потребности и их прогнозирование. Общественные науки, 1979, I 4, с.21-34.

186. Блинов Н.М. Потребность в труде и ее эволюция. Коммунист, 1982, J£ II, с.44-55.

187. Волков Г.Н. К.Маркс и проблема человека в условиях научно-технической революции. Коммунист, 1975, № 13, с.47-57.

188. Гвишиани Д.М. Взаимодействие НТР и социального прогресса. Вопросы философии, 1976, të II, с.16-30.

189. Давыдова Г.А. Проблема отношения человека и природы в философско-исторической концепции К.Маркса, Коммунист,1983,5, с.73-85.

190. Григорьян Б.Т. Проблема человека в марксистско-ленинской философии. Коммунист, 1975, £ 3, с.48-57.

191. Дилигенский Г.Г. Потребности личности и общества. -Коммунист, 1975, Л 6, с.71-82.

192. Дилигенский Г.Г. Проблемы теории человеческих потребностей. Вопросы философии, 1976, $ 9, с.30-42.

193. Загладин В.В. Глобальные проблемы и социальный прогресс человечества. Вопросы философии, 1983, № 4, с.87-101.

194. Мелентьев А. Основной экономический закон социализма и превращение труда в первую }хизненную потребность. Коммунист, 1983, Я 2, с.37-43.

195. Печенев В. Возвышение потребностей и формирование нового человека. Коммунист, 1976, № 18, с.58-69.

196. Подмарков В.Г. Методологические аспекты стимулирования и мотивации труда. Вопросы философии, 1979, .£ 5, с.58-69.

197. Рогов И.М., Шаповалов Е.А. Социально-экологические проблемы современности и новая НТР. Л., 1981, с.95,97.

198. Сиземская И.Н. К вопросу о целостности общественного производства. Философские науки, М., 1983. 13 4, с.36-42.

199. Пигров К.С., Стукалова Г.Е. Научно-техническая революция и духовное развитие личности (две актуальные проблемы).

200. Б сб.: Научно-техническая революция и личность. Л., 1982, с.51-67.

201. Семенова Г.В. Диалектика объективного и субъективного в формировании разумных потребностей личности в условиях развитого социализма. В кн.: Философские проблемы развития общественного сознания в условиях социализма. М., 1981.

202. Смирнов Г.Л. За решительный поворот философских исследований к социальной практике. Вопросы философии, 1983, № 5,с.3-19.

203. Труд коллектив, личность: материалы круглого стола. - Вопросы философии, 1980, № 12, с.3-10; 198I, Ш 2, с.19-44.

204. Товмасян G.C., Экмалян A.M. Диалектика развития духовной потенции труда: методологический и социальные аспекты. -Вопросы философии, 1980, J,r II, с.76-86.

205. Человек как комплексная проблема. (Материалы Всесоюзной конференции). Вопросы философии, J; 10, с.37-48.1. V. Диссертации

206. Дроздовская Л.А. Теоретические проблемы профессионального разделения труда в условиях развитого социализма. Дисс. . канд.филос.наук. Л., 1980. - 197 с.

207. Раева Г.В. Превращение труда в первую жизненную потребность требование научно-технической революции. - Дисс. . канд.филос.наук. Уфа, 1979. - 153 с.

208. Разумный В.П. НТР -и гуманизация деятельности человека в сфере труда в развитом социалистическом обществе. Дисс. . канд.филос.наук. М., 1979. - 204 с.

209. Родионова Л.Н. Воздействие научно-технической революции на социалистический образ жизни (Аспект трудовой деятельности и потребностей). Дисс. . канд.филос.наук. Л., 1979. - 179 с.

210. Тигунцова Т.И. Диалектика объективного и субъективного в формировании моральной ценности коммунистического труда. -Дисс. . канд.филос.наук. М., 1980. 179 с.1. VI. Авторефераты.

211. Вюст О.Я. Взаимосвязь социальной активности и духовных потребностей личности в условиях развитого социализма. Автореф. дисс. . канд.филос.наук. М., 1980. - 19 с.

212. Гуськова Т.С. Труд как потребность личности в условиях развитого социализма. Автореф.дисс. . канд.филос.наук. М., 1982. - 16 с.

213. Мванчук Н.В. Формирование потребностей личности как социально-исторический процесс. Автореф.дисс. . д-ра филос. наук. Свердловск, 1980. - 35 с.

214. Ивановский В.П. Философский анализ сущности категории "потребность". Автореф.дисс. . канд.филос.наук. М., 1980.- 19 с.

215. Казнева A.M. Духовные потребности в структуре советского образа жизни. Автореф.дисс. . канд.филос.наук. Киев, 1980.

216. Куделин Е.Г. Превращение труда в первую жизненную потребность объективная закономерность коммунистического строительства. - Автореф.дисс. . д-ра филос.наук. Л., 1975. - 43 с.

217. Левшенкова Н.Ю. Воспитательная роль трудовых традиций социалистического производственного коллектива. Автореф.дисс. . канд.филос.наук. М., 1979. - 21 с.

218. Сизонов А.И. Моральные стимулы и стимулирование трудовой активности на социалистическом предприятии. Автореф.дисс. . канд.филос.наук. Л., 1979. - 19 с.

219. Цветков В.Н. Проблема человеческих потребностей. (Методологические и социологические аспекты). Автореф.дисс. . канд.филос.наук. Л., 1975. - 28 с.

220. Цапок С.А. Качество труда как социальная ценность в обществе развитого социализма. (Философско-социологический анализ). -Автореф.дисс. . канд.филос.наук. Львов, 1980.

221. Хвастунова П.И. Материальные потребности индивида: сущность и реализация. Автореф.дисс. . канд.филос.наук. Свердловск, 1979. - 17 с.

222. Хаав К.Р. Типологизация рабочих по удовлетворенности трудом. Автореф.дисс. . канд.психол.наук. JI., 1978. - 20 с.

223. Цымбал A.M. Роль НТР в интеллектуализации труда в условиях развитого социализма. Автореф.дисс. . канд.филос. наук. М., 198I. - 24 с.

Человек и труд – две категории, неразрывно связанные между собой .


Труд в узком смысле слова является объективным условием поддержания жизни индивида, сохранения ее смысла. Трудовая деятельность, являясь осознанной и целесообразной, выделяет человека из животного мира. Активность человека, осуществляемая с приложением усилий, затратами мыслительной или физической энергии позволяет человеку быть полноценным, а не только биологическим существом. Трудовая деятельность связывает индивида с другими людьми, внешним миром, вызывает его активность, поддерживающую жизненные процессы. В этом состоит индивидуальное значение труда как своеобразного признака жизни и как ее условия.


Труд в широком смысле слова есть способ обеспечения существования людей, человечества в целом. Непрерывно расходуемые в жизненных процессах продукты труда требуют своего воспроизводства в процессе труда. Возрастание и изменение потребностей людей приводит к разнообразию видов труда, совершенствованию его процессов, разнообразию трудовых технологий. В связи с этим трудовая деятельность является необходимым условием существования как отдельного индивида, так и общества в целом.


Труд является средством удовлетворения потребности в коммуникации. Процесс труда предполагает необходимость взаимодействия людей, групп, организаций в процессе совместной деятельности, которая сближает людей. Производственный коллектив часто становится для индивида референтной группой. На основе контактов в процессе общего труда возникают личные интимные чувства (дружба, любовь), поскольку у людей совпадают уровень образованности, социальный статус, интересы и значительную часть времени они проводят вместе. В результате труд объединяет разрозненных людей в социальные общности. Однако противоречия, возникающие в процессе трудовой деятельности, могут порождать острые конфликты.


Труд может стать формой самовыражения личности. Воплощая в труде свои личные особенности и достоинства, человек может достичь общественного признания. Это может стать условием для самоутверждения и самовыражения. Для многих людей труд превращается в непосредственную жизненную потребность. Такие люди участием в труде продлевают активную фазу своей жизни, делают ее наполненной смыслом.


Труд является способом выполнения людьми своего общественного долга. Поскольку руд есть условие существования общества, государства, то любой работоспособный гражданин должен вносить свою долю в общественный труд. В то же время государство, в условии отсутствия прямого принуждения к труду, должно использовать различные методы, позволяющие повышать заинтересованность индивида в труде.


В экономической психологии обоснованы три подхода, отражающие особенности восприятия работниками труда. Первые два из них разработаны американским социологом Д. Мак-Грегором.


Теория X утверждает, что все люди ленивы и каждому работнику, за небольшим исключением, свойственно отвращение к труду, отсутствие инициативы, безответственность. Чтобы работник исправно трудился, надо его всячески побуждать к деятельности, используя административные, психологические и экономические методы, прибегая к тактике «кнута и пряника».


В соответствии с теорией Y, труд соответствует естественному желанию человека. Люди испытывают естественную потребность в трудовой деятельности, проявляют заинтересованность в труде и его результатах, трудовую инициативу и творчество. Но и такую приверженность к труду нужно подкреплять денежными вознаграждениями.


Автор теории Z, японский социолог У. Оучи считает, что предрасположенность работников к труду зависит, прежде всего, от заботы руководителя о персонале. Проявляя интерес к работнику как человеку, заботясь о его потребностях, семье, карьере управленцы обеспечивают стабильную заинтересованность людей в трудовой деятельности и ее результатах.


  • Труд как объективная необходимость и внутренняя потребность человека . Человек и труд – две категории, неразрывно связанные между собой . Труд в узком смысле слова является объективным условием поддержания жизни индивида, сохранения ее смысла.


  • Труд как объективная необходимость и внутренняя потребность человека .
    Первый подход связан с содержательными теориями, которые анализируют, какие потребности человека вызывают тот или иной мотив поведения.


  • Труд как объективная необходимость и внутренняя потребность человека .
    Все люди должны были не просто участвовать в труде , а числится на государственной работе. В противном случае они считались тунеядцами и привлекались к суду.


  • Труд как объективная необходимость и внутренняя потребность человека .
    Адаптация человека к труду . Выбор человеком профессии является начальной стадией трудовой деятельности человека , одним из опред... подробнее ».


  • ...орудия труда и низкие производительные способности людей обусловили необходимость
    Существование социальной власти обусловлено объективной потребностью общества в
    Дружина в войско, на которое опирался царь в осуществлении внутренней и внешней...


  • Психика - совокупность психических явлений, составляющих внутренний мир человека
    Труд – это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на
    Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма...


  • Необходимость изучения личности преступника диктуется, прежде всего, потребностями практики борьбы с преступностью.
    В-третьих, потребности людей формируются в результате сравнения с жизнью других социальных групп и слоев.
    Характер труда , например, в...


  • Классификация потребностей : 1. Потребности , связанные с трудом (потребности познания).
    Потребность внутренний источник активности человека , мотив – внешний.


  • Потребности -объективная нужда в чем-либо необходимом для достижения жизнедеятельности человека и развития его личности. Потребительское поведение- процесс формирования спроса потребителей на разнообра.


  • Это стало возможным вследствие: во- первых, полета человека в космос, во-вторых, создания атомной
    Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных
    Наука возникла из потребностей практики и особым способом реализует ее.

Найдено похожих страниц:10