Как сформировать мотивацию. Методическое сообщение на тему "как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе" материал по психологии на тему

Инструкция

Прежде, чем думать над мотивацией, определитесь со своими желаниями. Вы уверены, что это именно ваше желание? Согласитесь, есть существенная между такими утверждениями как «Я хочу поступить в этот ВУЗ, потому что это престижно» и «Я хочу учиться в этом ВУЗе, потому что только там я смогу в полной мере освоить дело, которым заниматься». В первом утверждении ясно прослеживается влияние других людей на ваше желание: вы делаете это для того, чтобы заслужить признание окружающих, возможно, не обмануть их ожиданий относительно вас, возможно, доказать другим, что вы «чего-то стоите». В любом случае, это желание будет навязано вам извне, а «работающую» мотивацию можно создать только для тех желаний, осуществление которых значимо именно для вас.

Замените слово «надо» на слово «хочу». Обязательно сделайте это мысленно. Дело в том, что «надо» - это то, что вы вынуждены делать, а от вынужденного так велик соблазн увильнуть. А «хочу» - это то, что является вашей потребностью. Даже простая замена этих понятий сделает предстоящую работу более приятной и легкой.

Очень часто люди начинают мотивировать себя «от противного»: «Если я не сделаю этот отчет, меня могут уволить». Начинать с этого не стоит. Для начала создайте положительную мотивацию. Мысленно ответьте себе на вопрос: для чего вам хочется сделать то или иное дело? Что вы получите в результате? Какие «бонусы» приобретете?

Закройте глаза и перед своим мысленным взором нарисуйте картинку, максимально точно отражающую то, что вы получите в результате выполнения того или иного дела. Поместите на эту картинку свой образ – успешный, счастливый, обладающий теми качествами, которые вы хотите приобрести. Окружите этот образ символами того, что произойдет в вашей жизни, если вы исполните свои намерения. Используйте самые яркие, радостные краски, не бойтесь нафантазировать себе слишком радужную картину – пусть она будет настолько привлекательной, насколько это возможно. Полюбуйтесь на свое произведение, проникнитесь его духом, представьте, что все уже произошло, побудьте в этой приятной реальности. Поместите эту картинку в верхний правый угол вашего мысленного экрана.

А вот теперь настало время и для того, чтобы немного напугать себя. Представьте себе, что вы не сделаете то, что задумали. Снова нарисуйте картину перед своим мысленным взором. Пусть на ней будет ваш образ – такой, каким вы станете, если этого не произойдет. Окружите себя символами самых неприятных последствий вашего бездействия. Можете не бояться сгустить краски, пусть эта картина станет для вас гротескно-пугающей. Вживитесь в нарисованный вами мир, почувствуйте, насколько там некомфортно. Поместите его мысленно в левый нижний угол воображаемого экрана.

15.04.2011 8837 1614

… Чем более учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее, - тем сильнее будет его влияние на детей ….

Но горе учителю, который неосторожным своим поведением разрушил это обаяние. Как только нравственное доверие потеряно…, тотчас же и слово учителя теряет свою силу, … и то, что прежде охотно и радостно делалось – единственно из любви и уважения к нему, достигается уже не иначе как школьной тиранией, наказаниями и принуждениями.

Н.А. Добролюбов

Преподаватель – как фактор мотивации.

Часто бывает, что замечательные методики и педагогические приемы терпят поражение, современные технические средства не срабатывают из-за того, что отсутствует контакт преподавателя с учащимися. В педагогической технике общения главное – это личность педагога!

Преподаватель должен помнить:

· Педагогический подход «сверху вниз» редко приводит к возникновению желания учиться; для этого надо делиться с учащимися информацией, способствующей возникновению мотивации к учебной деятельности;

· Учитель – «тренер команды», а не хозяин классной комнаты;

· Нужно личным примером показывать каким должен быть современный образованный человек.

Общение как специфический вид учебной деятельности в значительной степени определяется мотивацией, а ее отсутствие порождает коммуникативные барьеры. Основным методом преодоления мотивационных барьеров является как можно более тесное связывание материала урока с жизненными потребностями учащихся и создание позитивного образа самого преподавателя.

Стремление произвести приятное впечатление, понравиться аудитории, это не заигрывание преподавателя с учащимися и не амбициозные притязания педагога, а профессиональная необходимость, служащая цели урока.

В создании положительного для аудитории имиджа педагога существенную роль играют следующие факторы:

1. Визуальность, то есть внешняя привлекательность. Она складывается главным образом из манеры поведения преподавателя (мимика, жесты, походка) и манеры одеваться, причесываться, умения пользоваться косметикой.

Что касается мимики и жестов, то здесь недопустима ни одна из крайностей. Их отсутствие создает впечатление скованности, «зажатости», неуверенности в себе. В то же время действует обратная зависимость: чем выше профессионализм человека, тем более сдержан он в мимике и жестах. Держитесь естественно: это производит наиболее благоприятное впечатление.

2. Выступающий не может чувствовать себя уверенно и управлять вниманием аудитории, пока «привязан к тексту», пока от задачи «что сказать» Ú не перейдет к задаче Ú «как сказать», «как оказать влияние на аудиторию». Ну а это предполагает свободное владение материалом своего предмета.

3. Завоевать расположение аудитории может человек, умеющий улавливать настроение людей, искренне сопереживающий их нуждам. Ученики по едва уловимым признакам четко улавливают реальное отношение к ним. Преподаватель ни в коем случае не должен демонстрировать свое превосходство над аудиторией, это не только не добавит ему уважения, но, напротив, вызовет антипатию, так как всякий человек болезненно воспринимает стремление унизить его и будет стремиться к восстановлению своей значимости путем отыскивания недостатков и промахов у преподавателя.

4. Язык выступления – визитная карточка педагога. Лаконичность, точность, выразительность языка способствуют удержанию внимания аудитории. Избегайте монотонности, повышайте и понижайте голос. Старайтесь избегать догматически – назидательного тона, не допускайте стилистических, орфоэпических ошибок. Спокойная речь усиливает сосредоточенность слушателей, создает впечатление знающего, уверенного в себе человека. Пространственные рассуждения, многословность наводят скуку.

5. Успешность делового общения во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать ученика. Нужно избегать типичных ошибок слушания: перебивать ученика, делать поспешные выводы, поспешные возражения, давать непрошеные советы. Эмоционально поддерживайте ответы учащихся: доброжелательное выражение лица, кивки головой, реплики типа: да, да … я слушаю … и т.п.

6. По мнению Л.Н. Толстого, ничто так не сближает людей, как хороший, безобидный смех. При установлении межличностных контактов безотказно действует «эффект юмора».

Конечно, есть объективные причины отсутствия интереса к материалу урока:

· место проведения занятий (духота, холод или шум и т.д.);

· естественное утомление внимания (следует понимать о периодах кризиса внимания группы: первый наступает через 15-20 минут после начала урока, второй на 30-35ой минуте);

· разрыв между скоростью словесного мышления (400 слов в минуту): вследствие этого у ребят появляется резерв времени, во время которого у них возникают посторонние мысли;

· устойчивость внимания зависит от возраста, эмоционального состояния, культурного уровня и т.п.;

· объем внимания учащихся ограничен: одновременно он может воспринять не более 4-5 не связанных между собой объектов.

Таким образом, мотивационными приемами преподавателя для создания эмоционального и интеллектуального интереса к своему предмету, уроку являются:

· организация контакта с группой, диалог с учащимися;

· расширение позитивно-ориентированных педагогических требований;

· постановка ярких, притягательных средств взаимодействия;

· речевые, невербальные средства взаимодействия (живой, образный язык, подвижная мимика, содержательный материал, использование новой, неожиданной информации…).

«Немало можно добиться строгостью, многого – любовью, но всего больше – знанием дела и справедливостью, невзирая на лица».

Учебная мотивация: структура и факторы.

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели.

Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не к другой цели, нельзя, следовательно, понять подменный смысл его действий.

Частный случай мотивации – учебная мотивация.

Учебная мотивация определяется следующими факторами:

1. Само образовательное учреждение.

2. Организация образовательного процесса.

3. Субъективными особенностями обучающегося (способности, уровень притязаний, самооценка самого учащегося и т.д.).

4. Педагог, его отношение к учащимся, к делу, характер и т.д.

5. Спецификой учебного предмета.

Отсюда можно сделать вывод, что толчком мотивации профессионального обучения является побудительная деятельность педагогов.

В структуру учебной деятельности входит:

1. Получение удовольствия от учебной деятельности, интерес;

2. Вознаграждение за учебную деятельность, мотив учения, эмоции;

3. Избежание наказания;

4. Значимость для учащегося непосредственного результата учебной деятельности, смысла деятельности;

5. Потребность в аффилиации то есть стремление быть в обществе других людей, в дружеском отклике, принятии группой;

6. Потребность в доминировании то есть принятии себя другими как лидера, самоутверждение.

Продумывая методы учебной деятельности необходимо учесть, что выделяются пять уровней мотивации:

1. Первый уровень – высокий уровень мотивации, учебной активности. (У таких ребят есть познавательный мотив, стремление. Учащиеся добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки).

2. Второй уровень – хорошая мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой).

3. Третий уровень – положительные отношения к учебному заведению, но привлекает таких ребят внеучебная деятельность. Познавательные мотивы таких ребят сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

4. Четвертый уровень – низкая мотивация. (Эти ребята предпочитают пропускать занятия. На уроке часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности).

5. Пятый уровень – негативное отношение к учебному заведению. (Такие ребята испытывают проблемы в общении с однокурсниками во взаимоотношениях с преподавателями. Место учебы воспринимается ими как враждебная среда).

Психологи определили и причины спада учебной мотивации:

1. Наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2. Отношение учащихся к преподавателю.

3. Отношение преподавателя к учащимся.

4. Личная значимость предмета.

5. Умственное развитие учащихся.

6. Продуктивность учебной деятельности.

7. Непонимание цели знания.

8. Страх перед учебным заведением.

Развитие мотивов учения – это психологическая проблема.

В психологии известно, что развитие мотивов учение идет двумя путями:

1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения.

2. Через саму деятельность учения учащимися, которая должна заинтересовать его.

Конкретные условия, вызывающие интерес учащихся к учебной деятельности:

  1. Активные методы обучения.
  2. Активная поисковая деятельность учащихся (интересные вопросы, задания).
  3. Проблемные ситуации.
  4. Осознание важности изучаемого предмета для собственной деятельности.
  5. Посильные задания.
  6. Новизна, показ неожиданного в привычном.
  7. Эмоциональная окраска, живое слово учителя.
  8. Самостоятельные творческие работы, задания.

Система образования должна придти в движение, … чтобы создать возможности для роста и развития опыта.

Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором – Учителем.

Г.К. Селевка.

Роль технологий обучения в мотивации

успешности учащихся.

Доминирующим мотивом учебной деятельности должны стать мотивы познания предмета. Важно, чтобы учащиеся овладевали действиями и способами этого познания, чтобы на первом месте были мотивы их самоосуществления себя как личности. Поэтому необходимо говорить о мотивации, как о результате внутренней потребности учащихся, их интересов и эмоций, целей и задач, наличии мотивов, направленных на активизацию их деятельности.

Успешность решения этой задачи зависит от правильного учета социально-психологических и педагогических факторов.

Важная роль в этом процессе принадлежит мотивации причин психологического характера, которые побуждают личность к деятельностной активности и могут меняться в зависимости от внешних условий.

Современные технологии обучения способны значительно повысить мотивацию обучения, настроить учащихся на осуществление учебной деятельности.

Среди побудительных причин возникновения и практического использования новых педагогических технологий можно выделить следующие:

· необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических особенностей обучаемых;

· осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным;

· возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия преподавателя и учащегося, обеспечивающих гарантированные результаты обучения;

· потребность снизить негативные последствия работы малоквалифицированного преподавателя.

Представление о технологии как о воплощении на практике заранее спроектированного учебного процесса предполагает:

1. Использование ее специалистами, обладающими высокой теоретической подготовкой и богатым практическим опытом;

2. Свободный выбор технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.

Урок есть искусство, его и надо возводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль в любом театре, - напряженные, красивые, драматически выстроенные. В педагогике не принято говорить о драматургии урока, а жаль: в хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, движение сложных линий, текст и подтекст.

С. Соловейчик

Урок как мотивирующая среда.

В современной педагогической литературе урок рассматривается как:

· инструмент воспитания и развития личности;

· основная форма организации УВП;

· живая, подвижная, постоянно изменяющаяся процессуальная система;

· более или менее законченный отрезок педагогического процесса, ограниченный хронологическими рамками, целями, содержанием, составом учащихся;

· урок – звено в цепи уроков по теме.

Объединяя все мысли, трактующие понятие «урок» можно сделать вывод, что современный урок – это урок, на котором преподаватель использует все возможности для развития личности учащихся, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, умений и навыков, для формирования ее нравственных основ.

Общеизвестно, что каждый урок направлен на разрешение триединой задачи:

· обучающей – осмысление и приобретение системы знаний, умений, навыков;

· воспитывающей – формирование у учащихся научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взглядов и убеждений;

· развивающий – развитие у учащихся в процессе обучения познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, познавательных способностей, речи, памяти, внимания, воображения, восприятия.

Мотивационным фоном, побуждающим учащихся к деятельности по достижению обозначенных дидактических задач урока является система методов обучения (основных видов деятельности преподавателя у учащихся, обеспечивающих формирование ЗУНов и необходимых для решения учебно-воспитательных задач).

Особое значение (основополагающее) в мотивации учебной деятельности приобретают системы методов, такая их совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они представляют систему управления разными методами познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач.

Сущность любого метода заключается в организуемом (мотивированном) способе познавательной деятельности учащегося, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.

Мы рассмотрим классификацию методов обучения, составленную по критериям степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку успех обучения в решающей степени зависит от внешний и внутренней мотивации обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критериям выбора метода.

В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:

· объяснительно-иллюстративный метод;

· репродуктивный метод;

· метод проблемного изложения;

· частично-поисковый или эвристический метод;

· исследовательский метод.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения – метод при котором учащиеся получают знания из лекций, из учебной или справочной литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы учащиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Самое широкое применение данный метод находит применение для передачи большого массива информации.

Репродуктивный метод обучения – метод, где применение изученного материала осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, то есть выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

Метод проблемного обучения – метод, при котором, используя самые различные источники и средства, преподаватель, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает, способ решения поставленной задачи. Учащиеся как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

Частично-поисковый или эвристический метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется преподавателем или самими учащимися на основе работы над программами (в т.ч. и компьютерными и учебными пособиями).

Исследовательский метод обучения – метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа учащиеся самостоятельно изучают литературу, другие источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

При такой классификации, методы стимулирования и мотивации являются составной частью каждого из вышеназванных методов, что обуславливает необходимость их самостоятельной систематизации.

Метод – способ упорядоченной взаимодеятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования.

Ю.К. Бабанский

Метод – способ организации познавательной деятельности учащихся.

Т.А. Ильина

Классификация мотивирующих

методов и приемов.

Любая деятельность будет результативна, если она основана на внутренней мотивации, оптимально сочетающейся с внешне организуемой мотивацией, а также на потребности личности вступать в полноценное общение с другими.

Таким образом, мотивирующие методы – это способ побуждения учащихся к учебно-познавательной деятельности.

Можно предложить следующую классификацию методов мотивирующих процесс познания:

Словесные:

· похвала,

· поддержка,

· поощрение, замечать и анализировать малейшие успехи учащихся.

Оценка – при оценивании ответов учащихся реализовывать в первую очередь, функцию мотивации, т.е. побудительное воздействие на личность учащегося, а затем функцию соотнесения, т.е. выставление отметки.

Формирование интереса к учебе:

· интересные, проблемные факты;

· связь с жизненным ответом;

· осознание важности изучаемого предмета для собственной деятельности;

· новизна, показ неожиданного в привычном;

· эмоциональная окраска, живое слово преподавателя;

· творческие работы, задания;

· активные методы обучения.

Ощущение успешности в учебной деятельности:

· понятная формулировка задания;

· посильность, доступность задания;

· четкая подача задания;

· поощрение малейшего успеха;

· постоянное сравнение собственных успехов учащегося;

· высказывание превосходящую успех оценку: «Я знаю, что у тебя все получится!», «Если захочешь, ты легко с этим справишься!» и т.д.

· постановка учащегося в такую ситуацию, в которой он имел бы успех от прилежания и пережил бы чувство удовлетворения;

· проявление терпимости к ошибкам;

· поддержка положительных эмоций и состояния уверенности в себе.

Проблемное обучение:

· использование приемов и методов, которые ставят учащихся в проблемную ситуацию, требующую самостоятельности решения;

· прежде чем излагать материал, ставится проблема, формируется познавательная задача, а затем, рас крывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показать способ решения.

Собственная точка зрения:

· поощрение собственного мнения учащегося;

· побуждение его отстаивания и доказательства.

Применение современных технических средств обучения:

· электронная презентация учебного материала;

· компьютерные обучающие программы;

· видеоматериалы.

Деятельностный подход в обучении:

· работа в парах, в группах;

· использование учебного оборудования;

· освоение современных технологий обучения;

· обучающие дидактические игры, ролевые игры.

Помните! Учебная деятельность мотивируется, прежде всего, внутренним мотивом – самоутверждение, престижность, успешность, достижения.

  1. Личностные качества преподавателя, высокий уровень общения с учащимися, профессионализм, заинтересованность преподавателя в познании учащимися предмета.
  2. Творчество в учебном процессе, наличие творческих заданий.
  3. Активные формы работы на занятиях.
  4. Требовательность преподавателя в сочетании с психологической поддержкой.
  5. Современный материал.
  6. Социальное партнерство, привлечение специалистов производства.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Как сформировать мотивацию к добровольческой деятельности у молодежи?

Юлия Качалова

Цель исследования заключалась в том, чтобы выработать рекомендации для общественных организаций, мотивирующих молодежь к добровольческой деятельности.

Состав участников

Было проведено 3 фокус-группы с молодыми людьми в возрасте от 18 до 23-х лет. Средний возраст участников каждой фокус-группы – 20 лет.

Первая фокус-группа, проходившая 26.04.02, состояла из молодых людей, главным образом студентов, проживающих в городе Москве и время от времени посещающих клуб им. Джерри Рубина. В составе группы было 5 мужчин и 2 женщины.

Вторая фокус-группа, проходившая 23.06.02, перед началом нашей образовательной программы, состояла из молодых сотрудников или добровольцев некоммерческих организаций, работающих с детьми и молодежью в городах Пенза, Самара, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Новороссийск, Москва. В составе группы было 3 мужчины и 6 женщин.

Третья фокус-группа, проходившая 29.06.02, после окончания нашей образовательной программы, состояла из молодых сотрудников или добровольцев некоммерческих организаций, работающих с детьми и молодежью в городах Пенза, Ростов-на-Дону, Новороссийск, Набережные Челны, Москва. В составе группы был 1 мужчина и 7 женщин.

Основные вопросы, обсуждавшиеся на фокус-группе:

Какой смысл участники вкладывают в понятие “стиль жизни”.

Как участники характеризуют собственный стиль жизни?

Что в стиле жизни помогает испытывать состояния эмоционального подъема?

Что побудило примкнуть к НКО и удерживает в организациях?

Что побуждает к совершению хороших, добрых дел?

Что могло бы побудить присоединиться к работе другой организации?

Что бы вы сделали, если бы получили 10000000 долларов?

Ниже приводится только анализ высказываний участников, а также выводы и рекомендации. С высказываниями участников фокус-групп с молодежью можно ознакомиться в Приложении 1.

1. Какой смысл участники вкладывают в понятие “стиль жизни”.

Понятие “стиль жизни”, очевидно, ввиду филологической непроясненности, вызвало затруднения во всех фокус-группах. Очень часто оно отождествлялось с понятиями «смысл жизни», «жизненная цель», «жизнедеятельность», «образ жизни», «ритм жизни». Часть участников не видит разницы между «образом жизни» и «стилем жизни». В то время как другая часть, хотя и не может ясно выразить разницу, подчеркивает более индивидуальный оттенок понятия «стиль жизни».

Если обобщить всю совокупность мнений, то можно определить стиль жизни как способ адаптации индивидуума со всеми его биологическими и психологическими особенностями и потребностями к конкретным социальным условиям, включающий совокупность:

ценностей;

идентификации (ий)

ощущений от жизни

отношения к окружающим людям, событиям, явлениям, миру в целом;

поведения; стереотипных реакций, действий, привычек.

При этом стиль жизни, с одной стороны, обусловлен определенными биологическими, психоэмоциональными и интеллектуальными особенностями человека, с другой стороны, определяется принадлежностью к определенной социально-культурной среде. Эта среда способствует накоплению у человека опыта вполне определенного сорта, на основании которого формируются(или корректируются при изменении среды) ценности, идентификации, представления, убеждения, поведение, отношение.

2. Как участники характеризуют собственный стиль жизни?

Из наиболее распространенных ответов участников молодежных фокус-групп следует, что для большинства молодых людей необходимость «поклоняться материальным ценностям» и предпринимать постоянные активные действия, чтобы соответствовать канонам общества потребления является источником внутреннего напряжения. Избавляются от этого напряжения разными способами.

Идентифицируют себя с неудачниками, однако слово «неудачник» начинает в собственной трактовке «звучать гордо»: я – неудачник не потому, что мне не удается ни одно дело довести «до ума», а потому что я ставлю себе слишком высокую планку.

Я не гонюсь за материальными ценностями, потому что на самом деле я отдаюсь своему творчеству.

Я вообще ни за чем не гонюсь и не задумываюсь. Вот еще!

Я не гонюсь за материальными ценностями и этим отличаюсь от других, а значит, являюсь не тривиальным и интересным человеком.

Я не гонюсь за материальными ценностями, потому что мне некогда – я и так все время в движении.

Я не гонюсь за материальными ценностями, потому что мне и так хорошо и весело, а это – главное.

При этом важно заметить, что в третьей фокус-группе часть участников не просто отвергает стиль жизни, определяемый погоней за ценностями общества потребления, но выдвигает альтернативный стиль, основанный на получении комплекса хороших ощущений от жизни: «проживать легко и радостно каждый день»; «любить людей и себя»; поддерживать «веселое отношение к жизни, чувство юмора».

Судя по высказываниям, наиболее привлекательными для молодых людей качествами авторитетного человека (лидера) являются:

Наличие духовных ценностей.

Целеполагание, упорство, умение достигать поставленных целей.

Ответственность.

Творческий характер и внутренняя свобода.

Самоощущение: безмятежность, спокойствие, способность замечать хорошее и радоваться

4. Что в стиле жизни помогает испытывать хорошие эмоциональные состояния?

Основным источником положительных эмоций для молодых людей, участвовавших во всех трех фокус-группах, является общение с людьми, которые:

Просто принимают тебя с твоими неудачами, и среди них чувствуешь себя не так одиноко.

Разделяют твои ценности (или не принимают те ценности, которые не принимаешь ты).

К чему-то стремятся.

Являются кладезем энергии, идей.

Поддерживают, доверяют, верят в тебя

Могут что-то у тебя перенять.

Кроме того, были упомянуты:

Новизна (новая идея, новая деятельность, новые знания, новая обстановка, новые ощущения)

Уверенность (в себе, своей правоте, своем деле, своих друзьях).

Достижение целей, маленькие победы.

Смех, юмор.

Возможность выражать разные аспекты собственной личности.

Активное движение.

5. Что побудило примкнуть к НКО и удерживает в организациях?

Ответы на эти вопросы помогают прояснить потребности, имеющиеся у молодых людей, которые они пытаются удовлетворить, приобщаясь к некоммерческим организациям. Это:

Потребность в постоянном общении, решающем проблему одиночества и скуки (поиск доступного места и людей, с которыми можно «убить время»)

Потребность в духовных ценностях, ощущение их острого дефицита.

Потребность в принятии, признании, поощрении

Потребность в новизне (новые люди, новая деятельность, новые идеи, новые навыки, новые места, новые ощущения и т.д.)

Потребность в самовыражении (как личности, как профессионала)

Если говорить о том, что удерживает молодых людей, то на первом месте подавляющим большинством участников фокус-группы была названа «атмосфера», созданная в организации. Ее отличительные черты опять-таки:

Принятие, естественность.

Возможность интересного общения

Доброта, духовность, культура

Признание, ощущение собственной нужности

Среди других удерживающих мотивов были упомянуты:

Привязанность к лидеру или кому-то из членов организации

Реализация собственных амбиций

Предмет (область) деятельности организации

Собственные силы, время и энергия, вложенные в организацию.

6. Что побуждает к совершению хороших, добрых дел?

Вопрос служил для уточнения мотивов вовлеченности молодых людей в деятельность НКО. Он был адресован участникам фокус-группы, проходившей 26.04.02, так как они, в отличие от участников стальных 2-х молодежных фокус-групп, были не «производителями» услуг НКО, а, скорее, их «потребителями». Полученные ответы частично совпадают с ответами, данными на предыдущий вопрос, однако дают более расширенное понимание того, каким образом можно мотивировать «неуспешную» молодежь присоединиться к НКО.

На первом месте стоит авторитет лидера организации и доверие к нему. Если он(а) пользуется у молодежи авторитетом и доверием, то очень высока вероятность, что молодые люди откликнуться на призыв присоединиться к тому или иному делу, акции, мероприятию. При этом лидер организации выступает гарантом того, что дело, на которое он(а) призывает, будет действительно полезным и добрым.

Вторым моментом, упомянутым практически во всех ответах, является наличие свободного времени, которое надо куда-то деть. При этом молодые люди охотно откликаются на призыв поучаствовать в добром деле, рассматривая его как альтернативу бесцельному «убийству времени».

Потребность делать добро действительно заложена в человеке, однако, молодые люди просто не знают, как ее удовлетворить. Что называется, «нет повода». НКО создает «повод», а также избавляет молодых людей от необходимости самим ломать голову и что-то выдумывать, все уже придумано и организовано – остается только присоединиться.

Еще один акцент был сделан именно на совместности действий молодых людей. Для мегаполиса с разобщенным, нуклеарным укладом жизни, при котором возможности завязывать и развивать отношения достаточно ограничены, предложение поучаствовать в каком-то деле совместно с другими молодыми людьми – кого-то лучше узнать, с кем-то познакомиться, с кем-то укрепить отношения, просто показать себя со своей сильной стороны – выглядит достаточно заманчивым.

Проблема отсутствия желания детей учиться, получать знания, актуальна во многих семьях. У одних детей мотивация к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.

Как мудрый родитель может помочь ребенку сформировать мотивацию к обучению? Давайте разберемся вместе.

Совет первый. Контролируйте процесс и учитывайте индивидуальные способности

Обычно родителям первоклассников советуют полностью контролировать учебный процесс во время адаптации ребенка в школе. Малыш еще не освоился, ему тяжело самостоятельно устанавливать режим дня, вовремя приступать к домашнему заданию, именно поэтому на помощь приходят взрослые. Но что если и у ученика среднего звена нет навыков организации учебной деятельности? Тогда нужно забыть о возрасте ученика, и снова помочь ему, как в начальной школе.

Родителям стоит учитывать индивидуальные особенности ребенка. Кому-то проще сесть за уроки сразу после школы, а кому-то обязательно нужен «тихий час», или смена учебной деятельности на какую-либо другую.

По сути, формирование учебных навыков должно начаться снова. Ребенок плохо пишет? Пусть делает упражнения для отработки письма. Не может пересказать текст? Терпеливо объясните, что для начала нужно составить план этого текста, выделить главную мысль и лишь затем приступить к пересказу.

Совет второй. Обозначьте краткосрочные перспективы, но не делайте ничего за ребенка

Не стоит ставить перед ребенком слишком отдаленные перспективы: «Будешь плохо учиться – никогда не найдешь нормальную работу». Дети не могут смотреть настолько далеко. Обозначьте ближайшую зону развития. Если у ребенка есть проблемы с математикой – нужно научиться решать типовые задачи, и уже это будет успехом. Ни в коем случае нельзя делать работу за ребенка. Можно проверить выполненное и обозначить, сколько в нем ошибок. А искать и исправлять их – дело школьника.

Психологами доказано, что у детей с низкой самооценкой снижается мотивация к обучению. Дети с завышенной самооценкой не признают своих ошибок, что тоже негативно сказывается на процессе обучения. Поэтому самооценка должна соответствовать способностям ребенка. Если она занижена – не забывайте подбадривать ребенка за , не касающиеся академических знаний. Если завышена – указывайте на ошибки. И не забывайте, что при любых требованиях к учебному процессу, ребенок должен получать от семьи любовь, заботу и тепло.

Слово и школьная «оценка» перекликаются, но это не одно и то же. Возможно, в школе успехи ребенка будут оценены, как неудовлетворительные. Но есть еще и личные успехи – больше или меньше сделано ошибок в задании, уверенно или неуверенно чувствовал себя при ответе ребенок. Поэтому не всегда стоит обращать внимание на цифры. Сосредоточьтесь на прогрессе. Это также поспособствует развитию у ребенка адекватной самооценки. Поддерживайте своё чадо, верьте в его успех. Без этого невозможно формирование мотивации.

Многие родители поощряют детей за хорошие оценки материально. Но это не всегда вариант, ведущий к успеху. А вдруг ребенок будет брать учебники в руки только за деньги? Поэтому оптимальное поощрение – это интересный совместный досуг, которому ребенок будет рад. Театр, кино, картинг или что-то еще – исходите из желаний вашего ребенка.

Формирование мотивации к учебе – дело не одного дня. Будут промахи, будут провалы. Но систематическая совместная работа родителя и ребенка над повышением мотивации к обучению – рано или поздно принесет свои плоды.

Родители не всегда смогут контролировать учебный процесс. А если речь идет о подростке, то контроль и вовсе должен был сведен на нет. Ребенок должен уметь проверять себя сам. Для того, чтобы развить внимательность, можно поиграть в игры, где ребенок является педагогом и сам проверяет домашнее задание. При этом, важно не превращать игру в упражнение. Не стоит раздражаться, даже если у ребенка что-то не получается.

В целом, мотивация ребенка на начальном этапе полностью зависит от родителей. Важно прислушаться друг к другу и объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться длительный, но необходимый. Не надоедайте малышу нотациями, а сделайте ставку на его любознательность. Тогда учеба станет для ребенка радостным открытием, а круг интересов постепенно расширится.

Владлена Ворона