Скачать презентацию мир в зеркале искусства. Мир в зеркале искусства Искусство как универсальный способ общения

Искусство как зеркало внутреннего мира человека.

«Красиво жить - не просто звук пустой,

Лишь тот, кто в мире красоту умножил

Трудом, борьбой - тот жизнь красиво прожил…

(Иоганесс Бехер).

В наиболее широком смысле искусство- это мастерство, продукт, итог от которого доставляет эстетическое удовольствие. Главное в том, что его нужно суметь заметить,разглядеть, понять.

Искусство очень многогранно …Это- душа человека, это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека... Искусство - это многоярусные, устремленные ввысь пагоды, изысканная вязь мусульманских орнаментов, скорбные лики богоматери, глядящие на нас с русских икон... Искусство - это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, буйство воздуха, света, жизни у импрессионистов, это загадки, которые нам загадывают разные события, эпохи.

Искусство - это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского. Искусство - то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.

Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это “образ” - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох.

Вопрос, какую роль играет искусство в жизни человека, является очень древним, как и самые первые попытки его теоретического осмысления. Все произведения искусства представляют собой особый мир, который предполагает восприятие, отличное от восприятия жизненной реальности. От остальных видов и форм социальной деятельности искусство отличается тем, что оно практически всегда обращено к эмоциональной сфере человека , которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей.

Художники разных эпох, когда изображают окружающую их действительность, всегда как бы посылают потомкам свои сообщения: в виде живописных, поэтических, музыкальных произведений, скульптуры , дворцы и храмы , приобщая нас, современных людей, к идеям, которыми они жили, к действительности, в которой они творили и которую они пропустили через свое сознание и свою чувственную сферу,ауру.

Для того чтобы получать эстетическое удовольствие от общения с этими художественными образами, необязательно иметь специальные знания по музыке , живописи , архитектуре .

Главное - при встрече с художественным творением сопереживать. Ведь произведение искусства достигает своей цели в том случае, если оно заставляет звучать струны души человека, если оно побуждает выражать собственное отношение к увиденному, услышанному.

Общение с произведением искусства дает возможность вступить в диалог с талантливым человеком другой эпохи, оставившим след в мировой культуре. А часто ли в повседневной жизни доводится общаться с неординарными личностями? Психологам известно хорошо, что иногда встреча с незаурядным человеком способна перевернуть жизнь, изменить судьбу. Значимой так же может оказаться и встреча с произведением искусства, если понимание языка позволяет вступить в информационную связь с его автором. Возможно тогда, внутренний мир гениального художника, композитора, писателя, откроет свои секреты.

Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Оно формирует, подчас безотчетно, неосознанно саму систему человеческих установок, действие которых проявится рано или поздно и зачастую непредсказуемо, а не просто преследует цель побудить человека к тому или иному конкретному поступку. Что такое искусство? Зеркало, в котором отражается картина мира? Скорее, зеркальная комната, где можно увидеть изобилие художественных форм. Часть зеркал на стенах этой воображаемой комнаты искривлена, но что именно они искажают? Сознание автора, его работу или наше восприятие? В них видно нечто странное, а создавшие это "нечто", оправдываются словами "я так вижу".

Последние сто лет работы, разрушающие привычные нормы восприятия и воплощения, принято называть современным искусством, но ведь современное - это произведение, созданное современным автором, а не изображение, помогающее поставить диагноз. Пик творческих экспериментов пришёлся на начало ХХ века, но ведь одновременно с новаторами, такими как Пикассо, Малевичем, Кандинским, Дали работали художники, чьи холсты стали жемчужинами лучших собраний - Поленов, Серов, Врубель, братья Васнецовы, Суриков и многие другие реалисты.

Художник, создавая своё творение, одновременно запечатлевает часть своей души. Но один живописец богатство и убогость внутреннего мира выражает в росписи свода храма, а другой - в изображении черного квадрата, кто-то при создании скульптуры ориентируется на непревзодённый по красоте античный канон, а кто-то сваривает беспредметную металлическую конструкцию.

Каждый зритель в зеркальной комнате искусства выбирает то отражение, которое ему ближе духовно. Если человек искренне любуется беспредметной картиной, возможно, он страдает расчленением сознания, так же как и автор? Если зритель, совершая усилие над собой, попытается любоваться такой картиной, стремясь "понять замысел художника", не вдохнёт ли он вирусы того же недуга, как у автора? И напротив, возможно, созерцая действительно достойные произведения, ограждая себя от тех, что разрушают целостность личности, человек создаёт в своей душе оазисы, помогающие сохранить умение воспринимать мир через прекрасное.

Зеркало всегда воспринималось как предмет мистический, а искусство как средство воздействия на душу зрителя. Выбирая лекарство для врачевания душевных неполадок надо быть не менее осторожным, чем при выборе таблеток от гриппа. "Не навреди! " И ещё одно: "Остерегайтесь подделок! "

Чем ближе человек к искусству, тем больше как, в зеркале видно как происходит накопление художественных ценностей. Социокультурные смыслы искусства подразумевают его бытие в культуре как способа чувственно-образного постижения мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей, специфического средства коммуникации и компенсации бессознательных импульсов, фактора духовно-нравственного развития личности.

Многие обращаются к искусству для того, чтобы получить удовольствие. В зависимости от степени овладения “языками искусства”, люди получают удовольствие от фильмов.. Наслаждение от художественных произведений - закономерное порождение восприятия эстетической организации звуков, форм, красок, движений. Но чувственное удовольствие можно считать лишь одной из граней более сложного эстетического восприятия.

Читая книги, смотря фильмы, слушая музыку, восхищаясь грандиозными архитектурными сооружениями мы тем самым расширяем наши знания о мире и о человеке, его чувствах и мировоззрении.

И, наконец, «приблизившись к искусству, мы учимся у искусства вечным ценностям - Истине, Добру и Красоте. Искусство воспитывает нас, “лепит” нашу нравственность. Это все то, что человек в итоге может увидеть в своем «ЗЕРКАЛЕ».

Дата_____________

Тема урока: Мир в зеркале искусства

Цели урока: разучить художников разных эпох, учить сопоставлять музыку с картинами, развивать эстетический вкус, воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: учебник, тетрадь, ноутбук, проектор, экран, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку

II. Актуализация ранее изученного

Тест по теме «Искусство открывает новые грани»

III. Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы с вами начинаем новую большую главу Искусство как универсальный способ общения.

Тема сегодняшнего урока «Мир в зеркале искусства»

IV. Изучение нового материала.

Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека, которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей.

Художники разных эпох, изображая окружающую их действительность, как бы посылают потомкам свои сообщения: живописные, поэтические, музыкальные произведения, скульптуры, дворцы и храмы, приобщая современных людей к идеям, которыми они жили, к действительности, в которой они творили и которую они пропустили через свое сознание и свои чувства.


Для того чтобы получать эстетическое удовольствие от общения с этими художественными образами, необязательно иметь специальные знания по музыке, архитектуре, живописи.

Главное - при встрече с художественным творением сопереживать. Ведь произведение искусства достигает своей цели в том случае, если оно заставляет звучать струны души человека, если оно побуждает выражать собственное отношение к увиденному, услышанному.

Общение с произведением искусства дает возможность вступить в диалог с талантливым человеком другой эпохи, оставившим след в мировой культуре. Психологам хорошо известно, что подчас встреча с незаурядным человеком способна перевернуть жизнь, изменить судьбу.

Такой же значимой может оказаться и встреча с произведением искусства, если, конечно, понимание языка произведения позволит вступить в информационную связь с его автором. И тогда, возможно, внутренний мир гениального художника, писателя, композитора откроет свои секреты.

Рассмотрите произведения различных видов изобразительного искусства, архитектуры, послушайте фрагменты музыкальных сочинений. В какую эпоху переносят нас их создатели? Какие особенности языка каждого вида искусства помогли вам это понять?

Музыка какого характера созвучна каждому из этих шедевров искусства?

Почему наше время и культуру сегодняшнего дня называют информационными?

Какая информация для современного человека заключена в этих памятниках культуры?

V. Закрепление

1.Какого совершенства добивается искусство в человеке?

А) спортивного Б) Эмоционального В) Умственного

2. Какова миссия художников разных эпох (живописцев, музыкантов, поэтов, архитекторов)? А) «Посылать» потомкам свои сообщения

Б) Прославлять свое творчество

В) Собственное обогащение

Г) Развитие профессионализма

3. Необходимо ли специальное образование для общения с произведениями искусства?

А) да Б) нет

4. Какая музыка созвучна следующим картинам?

Картина № 1 Музыка № 1

Картина № 2 Музыка № 2

Картина № 3 Музыка № 3

5. Что вам дает или может дать общение с незаурядным человеком? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VI. Итог урока. Рефлексия.

Что изучали на сегодняшнем уроке?

Понравился ли вам урок? Почему?

VII. Домашнее задание

Пересказ материала стр. 46-47

Искусство как универсальный способ общения

Мир в зеркале искусства

Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека, которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей.

Икона Владимирской Богоматери


Художники разных эпох, изображая окружающую их действительность, как бы посылают потомкам свои сообщения: живописные, поэтические, музыкальные произведения, скульптуры, дворцы и храмы, приобщая современных людей к идеям, которыми они жили, к действительности, в которой они творили и которую они пропустили через свое сознание и свои чувства.

Колизей. Рим

Гладиаторы


Для того чтобы получать эстетическое удовольствие от общения с этими художественными образами, необя зательно иметь специальные знанияпо музыке, архитектуре, живописи.

Главное - при встрече с художественным творением сопереживать .

М.Аникушин. Памятник А.С.Пушкину в Санкт-Петербурге


Произведение искусства достигает своей цели в том случае, если оно заставляет звучать струны души человека, если оно побуждает выражать собственное отношение к увиденному, услышанному.

Общение с произведением искусства дает возможность вступить в диалог с талантливым человеком другой эпохи, оставившим след в мировой культуре. А так ли уж часто в повседневной жизни доводится общаться с неординарными личностями? Психологам хорошо известно, что подчас встреча с незаурядным человеком способна перевернуть жизнь, изменить судьбу. Такой же значимой может оказаться и встреча с произведением искусства, если, конечно, понимание языка произведения позволит вступить в информационную связь с его автором. И тогда, возможно, внутренний мир гениального художника, писателя, композитора откроет свои секреты.

Оперный театр в Сиднее








Роль искусства в сближении народов

Музей (греч. museion - храм, музей) - учреждение, собирающее и выставляющее для всеобщего обозрения произведения искусства, предметы истории, науки, быта, которые располагаются в экспозиции по определенной системе.

Наглядным подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые), фестивали искусств.

Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур. По мнению академика Д. Лихачева, исследователя древнерусской литературы, «культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Чем больше человек окружен духовной культурой, погружен в нее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность».

Хранилищами художественных шедевров являются музеи. Во всем мире известны такие музеи, как Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), Эрмитаж, Русский музей (Санкт-Петербург), Лувр, Музей современного искусства (Париж, Франция), музей Прадо (Мадрид, Испания), Национальная картинная галерея (Дрезден, Германия), Британский музей (Лондон, Англия) и др.

Благодаря просветительской деятельности этих музеев, буклетам и альбомам, которые они выпускают, путешествиям их экспонатов по разным странам и континентам, знатоки и любители искусства могут любоваться такими шедеврами культуры, как Владимирская икона Богоматери, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Девочка на шаре» П. Пикассо, «Золотая осень» И. Левитана и др.

В 2008 г. в Сеуле (Южная Корея) на основе компьютерных технологий была создана виртуальная галерея шедевров в стиле хайтек (англ. high technology , high tech , hi - tech ). Этот стиль, в котором используются новые материалы и композиции, возник в архитектуре и дизайне в 80-е гг. XX в. Позднее его черты стали проявляться и в других направлениях художественного творчества. В этой галерее зрители могут общаться с персонажами более чем 20 картин и скульптур, среди которых «Тайная вечеря», «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Гибель Помпеи» К. Брюллова, «Дискобол» Мирона и др. Зрители могут задать им вопросы, увидеть, что делали они за миг до того, как их изобразил художник или скульптор, наблюдать их передвижения в пространстве.

Задания:

Рассмотрите репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных памятников на сайте "Искусство". Выберите одну из них, которая привлекла ваше внимание. С помощью каких особенностей языка, композиции созданы эти образы.

Какую эстетическую и нравственную ценность представляют эти шедевры для зрителей XXI в.

Музеи мира Обзор

Британский музей



Британский музей в Лондоне является одним из величайших музеев мира за всю человеческую историю. Его собрание насчитывает более тринадцати миллионов экспонатов со всех континентов, оно иллюстрирует и документирует историю культуры с самого начала цивилизации и до сегодняшних дней. Чудеса привозят в музей в Блумбсбери со всех самых потаенных уголков мира. Этот и современные шедевры и напоминания о тех народах, которые ушли в далекое прошлое: греках, ассирийцах, ацтеках, древних китайцах и индусах.


Метрополитен


Художественный музей Метрополитен коротко называют «Met» это один из самых больших музеев в мире. Он расположен в США в городе Нью-Йорк на восточной стороне Централ-парк в Манхэттене. В состав музея Метрополитен входит галерея «Cloisters», в которой выставлены произведения средневекового искусства. Постоянная экспозиция Метрополитена расположена в девятнадцати отдельных секциях, за каждым из которых стоит целый персонал кураторов, реставраторов и ученых.
В состав постоянной экспозиции Метрополитена входят более двух миллионов произведений искусства со всего мира. Тематические собрания начинаются от классики античности с ее греческими и кипрскими галереями и заканчиваются почти полным собранием европейских мастеров: их полотен и скульптур. В экспозиции представлено множество образцов американской культуры, расширенные собрания египетской, африканской, азиатской, средневосточной, византийской и мусульманской культуры. Здесь можно также увидеть энциклопедическую коллекцию музыкальных инструментов со всего мира. Отдел вооружения и доспехов покажет любопытному зрителю коллекцию античного оружия и доспехов, военные предметы искусства Европы, Японии, США, Среднего Востока. Каждая коллекция находится в своем временном отделении.
Впервые Художественный музей Метрополитен был открыт в феврале 1872 года в Нью-Йорке.


Музей Прадо. Испания город Мадрид



Одной из главных ценностей Мадрида является музей Прадо, Национальный музей живописи и скульптуры, или, как его уважительно величают испанцы, «Museo del Prado».

Крупнейшее художественное собрание Испании образовано в 1819 на основе испанских королевских и церковных коллекций. Сейчас живописная коллекция музея насчитывает более 8600 полотен. К сожалению, из-за недостатка местa, из них выставлено менее 2000.

Первым монархом, решившим сохранить свою художественную коллекцию для наследника, был испанский король Карлос I, он же император Священной Римской империи Карл V Габсбург (1500-1558).
Это был страстный коллекционер и собиратель, обладавший тонким художественным вкусом. Его любимым художником был Тициан. Его наследник Филипп II (1527-1598) продолжил начатое.

Карл V и Филипп II старались все лучшее из подвластных им территорий привезти в Испанию. Именно им музей Прадо обязан богатыми коллекциями ранней нидерландской и итальянской живописи. В Италии скупались полотна Мантеньи и Беллини, заказывались картины Тициану, Тинторетто и Веронезе.

Художественная коллекция Прадо содержит множество шедевров во всех жанрах живописи. Музей Прадо стал одним из символов Испании, как Лувр - Франции, ансамбль египетских пирамид в Гизе - Египта или Московский Кремль - России.



С амо здание музея является шедевром мирового искусства, в его стенах хранятся картины великих художников всего мира и именно это привлекает в Мадрид большинство путешественников и любителей культуры.


Здесь можно увидеть творения рук Тициана, Рубенса, Рафаэля, а так же многих других мастеров живописи. Но самой большой коллекцией остается испанская живопись со времен XII столетия и до наших дней.

Тут кроме картин можно увидеть фрески и готику времен Ренессана, полное собрание руки Веласкеса, Мурильо, творения великого Гойи, Эль Греко и других мастеров мирового уровня, взглянуть на которые мечтают многие, а иметь в своей коллекции – самые крупные музеи мира.

Знать картины

1. Рубенс (1577-1640-фламандский художник - ныне Бельгия) Сад любви



Рубенс довольно часто писал картины не на заказ, а для себя, для украшения своего дома, выбирая при этом темы, которые волновали его самого и отвечали его душевному настрою. Это в полной мере относится к полотну "Сад любви", созданному в пору творческой зрелости и в годы душевного подъема, когда он вступил во второй брак с юной Еленой Фоурман. Последние десять лет жизни она была для художника источником вдохновения.

В одной из пар Рубенс изобразил себя с молодой женой. Талант художника ко времени создания картины раскрылся в полной мере.

В картине "Сад любви" Рубенс представил счастье возлюбленных. На цветистой полянке на фоне парка с итальянской беседкой и фонтаном гуляют элегантные молодые люди, они отчаянно флиртуют, отдыхают. Эта картина изображает встречи на открытом воздухе в подернутой слабой дымкой томной атмосфере долгого теплого летнего вечера, а женщины в своих шелковых разноцветных одеждах похожи на цветы. Рубенс, вероятно, был вдохновлен модными в то время любовными поэмами, - грациозными, чувственными, остроумными стихами, - ибо не он сам назвал картину "Сад любви", он поставил другое название - "Модные беседы". Каким бы, однако, ни было название картины, совершенно ясно, что она - вклад самого Рубенса в прославление грациозности и галантности молодого поколения и его второй жены. Идея сада, предоставленного в распоряжение счастливых молодых возлюбленных, уходит своими корнями в средневековье, отражает тщательно соблюдаемые условности придворной любви. Французские художники XVI века возродили ее в своих веселых полотнах, которые Рубенс не мог не видеть во время своих посещений Парижа и Фонтенбло. Он вдохнул новую жизнь в давнюю фантазию, которая через влияние, оказанное его картиной, вернулась во Францию в виде модного сюжета в XVIII.

2. Эль Греко (1541-1614) Испания. Мужской портрет с рукой на груди

На закате XVI столетия в творчестве испанского художника Эль Греко (1541-1614) возникает новый тип портрета, в котором передается не обычная внутренняя сосредоточенность человека, интенсивность его духовной жизни, погруженность в собственный внутренний мир. Для этого художник использует резкие контрасты освещения, оригинальный колорит, порывистые движения или застывшие позы. Одухотворенностью и неповторимой красотой отличаются запечатленные им бледные вытянутые лица с огромными темными, словно бездонными, глазами.

3. Диего Веласкес (1599-1660) Испания Менины

Ателье Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, которые видны отраженными в зеркале, висящем на дальней стене его ателье. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита, которая по всей видимости только что вошла в комнату со своей свитой. Свет, также как и взгляды родителей, направлен на девочку. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего, персонифицированных в лице маленькой принцессы.

Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе, но очень неотчетливо, схематично. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является ее дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.

Действие, запечатленное на ней, происходит в одном из помещений дворца, превращенном в мастерскую живописца. В центре комнаты стоит маленькая белокурая принцесса Маргарита, которой одна из фрейлин подает кувшин с питьем. Другая фрейлина присела в почтительном поклоне. Сцена поднесения питья инфанте определяется дворцовым этикетом, строгим порядком церемонии и воспроизведена художником во всех деталях.

Молодых фрейлин, с детства служивших у принцессы, называли «менинами», отсюда название картины. Изображенная на полотне группа исполнена необычайной грации, а живая игра света и блеск красок придают ей вид изысканного цветника. Справа от принцессы – фигура любимой карлицы и мальчика-карлика, который толкает ногой большого сонного пса. Эта группа обрамляет центральную сцену справа. Слева изображена часть большого холста, повернутого к зрителю обратной стороной. Перед ним в задумчивости застыл живописец. Чуть дальше выделяются фигуры двух придворных, а в глубине картины, в дверном проеме, – силуэт еще одного человека, отводящего рукой занавес. Растворенная дверь углубляет пространство комнаты, оттуда струится свет, наполняющий комнату переливами красных, золотистых, розовых и зеленоватых тонов одежд. Стены комнаты украшены большими живописными полотнами. Почти все лица присутствующих обращены на зрителя.

Существуют различные толкования сюжета и жанра картины. Ее можно рассматривать как портрет инфанты Маргариты, младшей дочери короля, которая была всеобщей любимицей во дворце и всегда находилась в центре всеобщего внимания. Возможно, автор хотел представить одну из дворцовых сцен с инфантой, расширяя границы обычного портретного жанра. Но принцессу на картине окружают не просто придворные, а конкретные исторические лица, изображенные с достоверным сходством, и художник возле холста – это сам Веласкес. Все это позволяет говорить о картине как о групповом портрете.

Можно также рассматривать сюжет картины как одну из сцен повседневной дворцовой жизни или как творческий процесс создания живописного произведения. Но что изображает живописец, двойник Веласкеса, на огромном холсте? На кого направлены все взгляды присутствующих? Среди полотен, размещенных на дальней стене, одно словно светится изнутри. Это не картина, а зеркало, в котором отражается королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. Они незримо присутствуют за пределами картины, на них направлены почтительные взгляды придворных, в них, отступив от полотна, всматривается художник. Так художник расширяет сюжет картины, включая в реальное действие домысливаемый объект и самого зрителя. А сцена с инфантой становится лишь звеном в синтезе видимого и представляемого.

Среди всех действующих лиц живописец занимает довольно скромное положение, что соответствует его социальной роли, но то, что он изображен в процессе творчества, позволяет иначе взглянуть на его роль в общем замысле картины. Это благодаря ему все, изображенное на холсте, приобрело реальное существование. Он – истинный господин положения, а короли, призрачное отражение которых мерцает в зеркале, не являются высшей духовной силой и вынуждены быть лишь свидетелями триумфа Творчества. Великолепное разнообразие фигур, светлых и темных, обозначенных контуром и погруженных в полумрак, находится в зависимости от света и цвета, которые не только расставляют необходимые акценты, но и все объединяют.

Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека , которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей .

Художники разных эпох, изображая окружающую их действительность, как бы посылают потомкам свои сообщения: живописные, поэтические, музыкальные произведения, скульптуры, дворцы и храмы, приобщая современных людей к идеям, которыми они жили, к действительности, в которой они творили и которую они пропустили через свое сознание и свои чувства. Для того чтобы получать эстетическое удовольствие от общения с этими художественными образами, необязательно иметь специальные знания по музыке, архитектуре, живописи. Главное - при встрече с художественным творением сопереживать .

Ведь произведение искусства достигает своей цели в том случае, если оно заставляет звучать струны души человека , если оно побуждает выражать собственное отношение к увиденному,

услышанному. Общение с произведением искусства дает возможность вступить в диалог

с талантливым человеком другой эпохи, оставившим след в мировой культуре. А так ли уж часто в повседневной жизни доводится общаться с неординарными личностями? Психологам

хорошо известно, что подчас встреча с незаурядным человеком способна перевернуть жизнь, изменить судьбу. Такой же значимой может оказаться и встреча с произведением искусства,

если, конечно, понимание языка произведения позволит вступить в информационную связь с его автором. И тогда, возможно, внутренний мир гениального художника, писателя, композитора откроет свои секреты.

Рассмотрите произведения различных видов изобразительного искусства, архитектуры, послушайте фрагменты музыкальных сочинений. В какую эпоху переносят нас их создатели? Какие особенности языка каждого вида искусства помогли вам это понять?

Музыка какого характера созвучна каждому из этих шедевров искусства?

Почему наше время и культуру сегодняшнего дня называют информационными?