Генерал Максимус: экранный герой и исторический прототип. Гладиаторы Рима – история римских бойцов и имена лучших Сражался максимус

Ненавижу фильм "Гладиатор" с Кроу в главной роли. Основным критерием исторического фильма для меня является не бюджет, а достоверность. А фильм "Гладиатор" по количеству ляпов впереди планеты всей. Начиная от звания Максимуса - генерал - которое на самом деле появилось только в 16 веке во Франции, а в Риме легионы возглавляли легаты и консулы к качестве коммандующих. И Марк Аврелий умер от чумы в Виндобоне (Вене), а не был задушен Коммодом. Коммода зарезал раб, а не был он убит на ринге. Стремена появлись только в 6 веке с востока, а в фильме кавалерия скачет со стременами. По тем временам появление стремян у кавалерии может быть приравнена к появляению "атомной бомбы" в 40-х. Так что ляп существенный. И таких ляпов можно еще насчитать несколько десятков.

Во времена императора Марка Аврелия, последнего императора Золотой эпохи Римской империи, не было никакого Максимуса. По крайней мере в анналах мне никакие Максимусы не попадались. Но если смотреть биографию Максимуса по фильму, то его судьба сильно напоминает судьбу Гая Юлия Вера Максимина Фракийца. Судите сами:

Первый варвар на престоле Рима из «солдатских императоров» Максимин был родом из фракийского поселка, на границе с варварами; варварами же были его родители: отец происходил из страны готов, а мать из племени аланов. В раннем детстве он был пастухом, а также главарем молодежи, устраивал засады против разбойников и охранял своих от их нападений. Военную службу он начал в коннице при Септимии Севере. Он выделялся своим огромным ростом (почти 2,5 м), а также отличался доблестью, мужественной красотой, неукротимым нравом, был суров и высокомерен, презрителен в обращении, но часто проявлял справедливость. Причиной его известности послужило следующее событие. В день рождения своего младшего сына, Геты, Север устроил военные игры. Во время состязаний Максимин победил одного за другим шестнадцать противников. Затем император, желая испытать его выносливость в беге, приказал Максимину сопровождать его и пустил коня вскачь. Проехав достаточно большое расстояние (причем Максимин не отставал от него ни на шаг), Север предложил ему снова принять участие в состязаниях. Максимин вступил в борьбу и победил без передышки еще семерых самых сильных противников. Император наградил его золотой шейной гривной и взял в свою личную охрану. С этого времени он стал знаменитым среди воинов. Север всегда любил и выделял его. Под его покровительством Максимин сделал первые шаги в своей карьере. При Каракалле он в течение долгого времени нес службу центуриона.

На изображении: Враги Рима - германцы и даки

В правление Макрина, которого он сильно ненавидел за то, что тот убил сына его императора, он ушел с военной службы и приобрел себе земельные владения во Фракии. Когда Макрин был убит, Максимин пришел к Гелиогабалу и вновь попросился на службу. Но при этом грязном и недостойном человеке он не мог иметь никакого значения. Хотя ему и было дано звание трибуна, он большей частью находился в разъездах по своим делам и лечил мнимые болезни. Став императором, Александр Север сразу назначил Максимина легатом четвертого легиона. Несмотря на преклонный возраст, тот сохранил всю свою силу. Говорят, что он вызывал на борьбу и валил на землю по пятнадцати человек, а груженую телегу мог притянуть к себе одной рукой. Когда Александр Север был убит, возможно не без участия Максимина, германские легионы и преторианцы Севера провозгласили его императором. Сделавшись императором, Максимин действовал всегда очень хитро, и не только управлял своими воинами в силу своей доблести, но и внушал им величайшую любовь к себе путем раздачи наград. Но обладая такими достоинствами, он в то же время был так жесток, что одни называли его Циклопом, иные — Скироном, а многие — Тифоном. Одних он распинал на кресте, других заключал в тела только что убитых животных, иных бросал на растерзание диким зверям и засекал розгами — и все это, не обращая внимания на положение человека: казалось, он хотел, чтобы везде царила военная дисциплина. Он был убежден в том, что власть нельзя удержать иначе, как жестокостью. Вместе с тем он опасался, как бы вследствие его низкого, варварского происхождения его не стала презирать знать. Для того, чтобы скрыть прошлое, он уничтожил всех, кто знал о его роде, даже некоторых друзей, которые из жалости к его бедности многое ему дарили. Он не терпел около себя ни одного знатного человека (Капитолин: «Двое Максиминов»; 8—9). Вслед за тем Максимин отстранил всех, кто сопровождал Александра в качестве советников, избранных сенатом. Всю прислугу прежнего императора он также изгнал из дворца (Геродиан: 7; 1). Еще одно обстоятельство увеличило его жестокость: был раскрыт истинный или мнимый заговор некоего консуляра Магна, который предполагал убить императора после того, как он переправится на германский берег Рейна. Но едва Максимину стало известно об этом замысле, он велел схватить и перебить всех подозреваемых. Всего без суда, без обвинения, без доносов, без защиты было казнено около четырех тысяч человек. Поспешность, с которой все было сделано, привела к тому, что погибло много невинных. Да и вообще подозревали, что никакого заговора не было, просто император таким образом расправился со своими врагами (Капитолин: «Двое Максиминов»; 10). Другой мятеж произошел в Осроене, где группа влиятельных чиновников, верных памяти Александра Севера, облачила в порфиру Квартина. Но затем их предводитель, Македон, изменил свои планы и убил Квартина, что, впрочем, не помогло ему спасти собственную жизнь. После этих событий Максимин и озлобился и стал очень подозрителен. Он изгнал из армии всех офицеров сенаторского сословия и заменил их профессиональными военными, которых сам произвел в соответствующие чины. Все время своего правления Максимин провёл вне Рима в победоносной, но крайне жестокой борьбе с германскими племенами на Рейне и Дунае.

Одним из способов укрепления своего авторитета Максимин считал продолжение большой германской войны, которую так неудачно начал его предшественник. Ещё до Максимина на Дунае был сооружён понтонный мост, собрана большая армия, набранная, в основном, из фракийцев, паннонцев и иллирийцев. Участвовали также первоклассные сирийские стрелки и мавританские застрельщики. Это во многом и обусловило успех наступления. Когда римляне перешли через Рейн, они быстро сломили сопротивление германских племён, в основном, алеманнов. Германия подверглась страшному опустошению. Но когда римляне дошли до лесистой местности, они встретили более упорное наступление. Германцы укрылись за глубоким болотом и не давали сражения римлянам. Солдаты на время остановились. Тогда Максимин один на коне прыгнул в глубокую трясину, увлекая своим поступком всё войско. В болоте завязался упорный бой, окончившийся полным истреблением германского ополчения. Зимой 235-236 годов Максимин отвёл свою армию в Паннонию и стал оттуда готовить нападение на германцев. Он предполагал завоевать всю Германию вплоть до северных морей, но осуществить этот грандиозный план не удалось: военные успехи Максимина не примирили с ним верхушки римского общества, римляне ненавидили варвара.

Жестокость его методов и финансовые вымогательства его чиновников вызвали против него восстание сначала в Африке, потом в Италии и Риме. Максимин двинулся с войском на Италию, но при затягивающейся осаде Аквилеи был убит вместе с своим сыном и соправителем, тоже Максимином, восставшими легионерами. Его биография написана Капитолином. По свидетельству Геродиана, часть легионеров, лагерь которых находился у Альбанской горы, сговорилась между собой убить Максимина, чтобы избавиться от длительной и бесконечной осады и больше не опустошать Италию ради всеми осужденного и ненавистного тирана. Собравшись с духом, они в полдень приблизились к императорской палатке. Максимин вышел, чтобы поговорить с ними, но они, не дав ему даже раскрыть рта, тут же на месте умертвили и его самого, и его сына. Затем перебиты были все его полководцы и друзья, а трупы их брошены без погребения. Головы Максимина и его сына были отправлены в Рим. Изображения Максимина в скульптуре и на монетах подтверждают слова Геродиана о пугающем виде императора. Историк писал:

“Он был огромен; непросто отыскать равного ему среди известных греческих атлетов или лучших натренированных воинов варварских племен... При его вспыльчивости такая сила наводила на всех страх. Терпеливое и сдержанное управление Максимин заменил по-варварски жесткой автократией, хорошо зная о враждебном к себе отношении, причиной которому было то, что он стал первым императором, поднявшимся до высочайшего положения из самых низов. Максимин был варваром как по происхождению, так и по характеру, унаследовав от своих сородичей грубый и жестокий нрав... Его достижения обеспечили бы ему более высокую репутацию, не будь он слишком безжалостен даже к своим союзникам и подчиненным”.

Буккер Игорь 11.04.2019 в 8:00

Римский император с именем, напоминающим предмет мебели, хорошо известен по блокбастеру "Гладиатор". В конце голливудского фильма он гибнет на арене цирка от руки главного героя. Вот и вся крупица исторической правды - император Коммод не на шутку увлекался боями гладиаторов и даже погиб, задушенный своим спарринг-партнером. Только произошло убийство императора не на глазах публики, а в тени алькова. Давайте сопоставим прозу жизни и поэзию искусства.

Современники считали Коммода простодушным и недалеким, подверженным влиянию своих приближенных. А ведь был он старшим сыном "философа на троне", как называют императора Марка Аврелия, оставившего потомкам свои размышления в духе философской школы стоиков. Луций Аврелий получил свое имя в честь соправителя отца, Луция Вера Коммода. На всякий случай ударение ставится на первый слог.

В пятилетнем возрасте (166 год) был провозглашен цезарем, а когда ему исполнилось шестнадцать (в 177 году) - августом. Сын являлся соправителем отца до его смерти и после кончины последнего принял имя Марк Аврелий Коммод. В 180 году Коммод становится единоличным правителем и первым делом выпускает "декрет о мире". Он прекращает войну с германскими племенами маркоманов, квадов и сарматов, отказавшись от продолжения захвата новых территорий, успешно начатых при его отце, достигнув с ними такого соглашения, что оно устроило даже недовольных мирным договором.

Свернув преторий - палатку полководца, 20-летний юноша устремился в Рим, как полагал британский историк Эдвард Гиббон, за наслаждениями. Но вернувшись с берегов Рейна в Вечный город, Коммод едва не получил удар кинжалом. И от кого? От шайки убийц, подосланных его родной сестрой Луциллой! Заговорщиков казнили, Луциллу сослали на Капри, где она вскоре околела. Завистники и коллеги, как во все времена и у разных народов, наговаривали на не причастных к перевороту людей. Многих ждал палач.

Коммод отказался не только от агрессивной внешней политики, проводимой его отцом, но и от опоры Марка Аврелия на римских сенаторов. Свято место пусто не бывает, и его заняли любимчики и преторианские префекты. Словно для подкрепления высказывания, что "власть портит, а абсолютная власть портит абсолютно", Коммод решил переименовать Рим в Коммодиану, всячески поощрял распространение ближневосточных культов и был не прочь установить неограниченную самодержавную монархию.

Однако смерти императора возжелала его любовница (скорее всего, не единственная) Марция. К ней присоединился вольноотпущенник (libertus, libertinus - отпущенный на свободу раб) Эклект и преторианский префект Квинт Эмилий Лет. Эта далеко не святая троица случайно прознала, что Коммод готов отправить их к праотцам-ларам, решили предупредить столь неприятное для них самих событие. Древнеримскую мафию поддержали отцы-сенаторы. Они объявили Коммода врагом Отечества и запустили процесс уничтожения последнего представителя рода Антонинов.

Предлогом для чудовищного преступления послужило намерение Коммода в день празднования его вступления в консульскую должность выйти на церемонию в облачении гладиатора во главе процессии этих презренных смертных. Увы, Коммод обожал подвиги мифического героя Геракла и вроде бы любил оборачиваться в львиную шкуру и носить палицу, подражая этому полубогу. На монетах Коммода чеканили надписи, где Геркулес провозглашался основателем бывшего Рима - "Колонии Коммодиана" (Hercules Romanus Augustus, Hercules Commodianus ).

Атлет Нарцисс (не путать с "шоколадным зайцем и ласковым мерзавцем"), с которым Коммод тренировался во время занятий борьбой, задушил императора. Пока толпа крушила статуи Коммода и уничтожала надписи с его именем, префект Лет тайно предал тело преданного им императора земле.

Драмы Р. Скотта «Гладиатор». Этот фильм вышел на мировые экраны в 2000 году и сразу получил всеобщее признание, а также выиграл пять премий Оскар. Однако картина имеет сильные расхождения с историческими реалиями поздней Это касается и личности главного персонажа киноленты, который на самом деле никогда не существовал, хотя его образ имеет реальный прототип.

Первый солдатский император

Генерал Максимус - это персонаж, биография которого отчасти схожа с известным деятелем поздней Максимином. Он происходил из Фракии, отличался прекрасными физическими данными (как и герой в исполнении Р. Кроу) и вскоре поступил на императорскую службу, став одним из лучших воинов в армии который очень его любил, уважал и всегда выделял из сослуживцев. И здесь снова наблюдается параллель с судьбой вымышленного генерала, который также пользовался особым доверием у императора.

При одном из преемников Севера Максимин ушел со службы и стал землевладельцем, однако скоро снова вернулся в армию. В рассматриваемое время правители часто сменяли один другого, государственные перевороты были не редкостью для приходившего в упадок римского государства. В результате одного из таких переворотов Максимин был провозглашен императором.

Судьба правителя

Генерал Максимус, как и его исторический прототип, был очень храбр в бою и пользовался любовью и уважением своих солдат. Кроме того, он обладал незаурядным талантом стратега, под его руководством армия одерживала блистательные победы. Максимин также стремился добиться поддержки со стороны гвардии, и это ему отчасти удалось.

Однако он жестоко преследовал инакомыслящих, и вскоре его правление превратилось в настоящую тиранию. Он вел войны, но эти кампании уже не приносили ему успеха в обществе. Взяточничество, вымогательство чиновников также вызывали всеобщее неудовольствие, что привело к новому заговору. Максимин был убит собственными легионерами, вместе с ним погиб и его сын.

Экранный герой

В начале фильма генерал Максимус предстает перед зрителями блестящим полководцем, который сделал головокружительную карьеру и своими победами добился полного доверия императора, который даже решил сделать его своим преемником на престоле, несмотря на то, что у него был наследник - сын Коммод. Однако на самом деле последний с самого детства носил титул цезаря, поэтому его права на престол были неоспоримы. Как и его исторический прототип, главный герой фильма имел собственное поместье, которое режиссер иногда показывал зрителю в виде флэшбеков. Точно так же, как и Максимин, генерал однажды принимает решение уйти со службы. Однако если первый при этом руководствовался политическими соображениями (он был недоволен правлением нового императора), то экранный персонаж желал вернуться к своей семье - жене и сыну.

Политические интриги

В фильме Скотта римский полководец стал жертвой политических интриг. Его как предполагаемого будущего правителя похищают и чуть не убивают, однако герой чудом избегает смерти и попадает в руки торговца рабами.

В результате он становится гладиатором. Здесь следует отметить, что заговоры и перевороты были самым обычным делом во времена поздней империи, однако в фильме неверно показан конец правления Марка Аврелия. Дело в том, что по сценарию он погиб от руки собственного сына, хотя на самом деле умер от чумы в современной Вене. Что касается дальнейшей судьбы главного персонажа, то она показана довольно драматично и убедительно: его как лучшего бойца берут в Рим для участия в гладиаторских сражениях.

Гладиаторские бои

Так римский полководец волей случая оказался в положении раба и был вынужден сражаться на арене как самый обычный невольник. Впрочем, его полководческие способности пришлись весьма кстати: благодаря умелой организации боя рабы под его командованием одержали неожиданную победу над превосходящими силами профессиональных воинов.

Все сцены с битвами выглядят в картине весьма впечатляющими, однако при съемках был допущен целый ряд ошибок: во-первых, в боях с животными принимали участие только специально подготовленные бойцы, а во-вторых, герои наносят массивные рубящие удары мечом гладиус, который на самом деле был колющим оружием.

Кульминация

Римский генерал Максимус стал настоящим героем римской толпы, поэтому Коммод не решился убить своего давнего противника. Последний же вместе с его сестрой принял участие в заговоре с целью его низвержения. Следует отметить, что это исторический факт: Луцилла действительно стала организатором заговора против брата, однако тот, кто должен был его убить, раскрылся еще до того, как успел осуществить свое намерение. После этого Луцилла была сослана и через несколько лет умерла в изгнании. Самым же напряженным моментом в фильме является, безусловно, финальный бой между врагами.

Император предварительно серьезно ранил своего беззащитного противника, который, тем не менее, на арене сумел его одолеть, после чего умер сам. Коммод действительно участвовал в боях на арене, однако погиб совсем не так, как это показано в киноленте. Он был убит собственным рабом после 12 лет царствия.

Фон картины

Итак, генерал Максимус, история которого отчасти напоминает судьбу его прототипа, в целом получился довольно колоритным экранным героем. Многие критики и зрители отрицательно относятся к искажению исторической действительности, однако фильму нельзя отказать в интересном сюжете и колоритной атмосфере, которая, хотя и не соответствует духу эпохи, тем не менее, получилась весьма красочной. Создатели попытались заинтересовать публику событиями древней истории, и им это удалось. Максимус - генерал Марка Аврелия - стал визитной карточной актера Кроу, который до сих пор у многих ассоциируется именно с этим персонажем.

Ненавижу фильм "Гладиатор" с Кроу в главной роли. Основным критерием исторического фильма для меня является не бюджет, а достоверность. А фильм "Гладиатор" по количеству ляпов впереди планеты всей. Начиная от звания Максимуса - генерал - которое на самом деле появилось только в 16 веке во Франции, а в Риме легионы возглавляли легаты и консулы к качестве коммандующих. И Марк Аврелий умер от чумы в Виндобоне (Вене), а не был задушен Коммодом. Коммода зарезал раб, а не был он убит на ринге. Стремена появлись только в 6 веке с востока, а в фильме кавалерия скачет со стременами. По тем временам появление стремян у кавалерии может быть приравнена к появляению "атомной бомбы" в 40-х. Так что ляп существенный. И таких ляпов можно еще насчитать несколько десятков.

Во времена императора Марка Аврелия, последнего императора Золотой эпохи Римской империи, не было никакого Максимуса. По крайней мере в анналах мне никакие Максимусы не попадались. Но если смотреть биографию Максимуса по фильму, то его судьба сильно напоминает судьбу Гая Юлия Вера Максимина Фракийца. Судите сами:

Первый варвар на престоле Рима из «солдатских императоров» Максимин был родом из фракийского поселка, на границе с варварами; варварами же были его родители: отец происходил из страны готов, а мать из племени аланов. В раннем детстве он был пастухом, а также главарем молодежи, устраивал засады против разбойников и охранял своих от их нападений. Военную службу он начал в коннице при Септимии Севере. Он выделялся своим огромным ростом (почти 2,5 м), а также отличался доблестью, мужественной красотой, неукротимым нравом, был суров и высокомерен, презрителен в обращении, но часто проявлял справедливость. Причиной его известности послужило следующее событие. В день рождения своего младшего сына, Геты, Север устроил военные игры. Во время состязаний Максимин победил одного за другим шестнадцать противников. Затем император, желая испытать его выносливость в беге, приказал Максимину сопровождать его и пустил коня вскачь. Проехав достаточно большое расстояние (причем Максимин не отставал от него ни на шаг), Север предложил ему снова принять участие в состязаниях. Максимин вступил в борьбу и победил без передышки еще семерых самых сильных противников. Император наградил его золотой шейной гривной и взял в свою личную охрану. С этого времени он стал знаменитым среди воинов. Север всегда любил и выделял его. Под его покровительством Максимин сделал первые шаги в своей карьере. При Каракалле он в течение долгого времени нес службу центуриона.

На изображении: Враги Рима - германцы и даки

В правление Макрина, которого он сильно ненавидел за то, что тот убил сына его императора, он ушел с военной службы и приобрел себе земельные владения во Фракии. Когда Макрин был убит, Максимин пришел к Гелиогабалу и вновь попросился на службу. Но при этом грязном и недостойном человеке он не мог иметь никакого значения. Хотя ему и было дано звание трибуна, он большей частью находился в разъездах по своим делам и лечил мнимые болезни. Став императором, Александр Север сразу назначил Максимина легатом четвертого легиона. Несмотря на преклонный возраст, тот сохранил всю свою силу. Говорят, что он вызывал на борьбу и валил на землю по пятнадцати человек, а груженую телегу мог притянуть к себе одной рукой. Когда Александр Север был убит, возможно не без участия Максимина, германские легионы и преторианцы Севера провозгласили его императором. Сделавшись императором, Максимин действовал всегда очень хитро, и не только управлял своими воинами в силу своей доблести, но и внушал им величайшую любовь к себе путем раздачи наград. Но обладая такими достоинствами, он в то же время был так жесток, что одни называли его Циклопом, иные — Скироном, а многие — Тифоном. Одних он распинал на кресте, других заключал в тела только что убитых животных, иных бросал на растерзание диким зверям и засекал розгами — и все это, не обращая внимания на положение человека: казалось, он хотел, чтобы везде царила военная дисциплина. Он был убежден в том, что власть нельзя удержать иначе, как жестокостью. Вместе с тем он опасался, как бы вследствие его низкого, варварского происхождения его не стала презирать знать. Для того, чтобы скрыть прошлое, он уничтожил всех, кто знал о его роде, даже некоторых друзей, которые из жалости к его бедности многое ему дарили. Он не терпел около себя ни одного знатного человека (Капитолин: «Двое Максиминов»; 8—9). Вслед за тем Максимин отстранил всех, кто сопровождал Александра в качестве советников, избранных сенатом. Всю прислугу прежнего императора он также изгнал из дворца (Геродиан: 7; 1). Еще одно обстоятельство увеличило его жестокость: был раскрыт истинный или мнимый заговор некоего консуляра Магна, который предполагал убить императора после того, как он переправится на германский берег Рейна. Но едва Максимину стало известно об этом замысле, он велел схватить и перебить всех подозреваемых. Всего без суда, без обвинения, без доносов, без защиты было казнено около четырех тысяч человек. Поспешность, с которой все было сделано, привела к тому, что погибло много невинных. Да и вообще подозревали, что никакого заговора не было, просто император таким образом расправился со своими врагами (Капитолин: «Двое Максиминов»; 10). Другой мятеж произошел в Осроене, где группа влиятельных чиновников, верных памяти Александра Севера, облачила в порфиру Квартина. Но затем их предводитель, Македон, изменил свои планы и убил Квартина, что, впрочем, не помогло ему спасти собственную жизнь. После этих событий Максимин и озлобился и стал очень подозрителен. Он изгнал из армии всех офицеров сенаторского сословия и заменил их профессиональными военными, которых сам произвел в соответствующие чины. Все время своего правления Максимин провёл вне Рима в победоносной, но крайне жестокой борьбе с германскими племенами на Рейне и Дунае.

Одним из способов укрепления своего авторитета Максимин считал продолжение большой германской войны, которую так неудачно начал его предшественник. Ещё до Максимина на Дунае был сооружён понтонный мост, собрана большая армия, набранная, в основном, из фракийцев, паннонцев и иллирийцев. Участвовали также первоклассные сирийские стрелки и мавританские застрельщики. Это во многом и обусловило успех наступления. Когда римляне перешли через Рейн, они быстро сломили сопротивление германских племён, в основном, алеманнов. Германия подверглась страшному опустошению. Но когда римляне дошли до лесистой местности, они встретили более упорное наступление. Германцы укрылись за глубоким болотом и не давали сражения римлянам. Солдаты на время остановились. Тогда Максимин один на коне прыгнул в глубокую трясину, увлекая своим поступком всё войско. В болоте завязался упорный бой, окончившийся полным истреблением германского ополчения. Зимой 235-236 годов Максимин отвёл свою армию в Паннонию и стал оттуда готовить нападение на германцев. Он предполагал завоевать всю Германию вплоть до северных морей, но осуществить этот грандиозный план не удалось: военные успехи Максимина не примирили с ним верхушки римского общества, римляне ненавидили варвара.

Жестокость его методов и финансовые вымогательства его чиновников вызвали против него восстание сначала в Африке, потом в Италии и Риме. Максимин двинулся с войском на Италию, но при затягивающейся осаде Аквилеи был убит вместе с своим сыном и соправителем, тоже Максимином, восставшими легионерами. Его биография написана Капитолином. По свидетельству Геродиана, часть легионеров, лагерь которых находился у Альбанской горы, сговорилась между собой убить Максимина, чтобы избавиться от длительной и бесконечной осады и больше не опустошать Италию ради всеми осужденного и ненавистного тирана. Собравшись с духом, они в полдень приблизились к императорской палатке. Максимин вышел, чтобы поговорить с ними, но они, не дав ему даже раскрыть рта, тут же на месте умертвили и его самого, и его сына. Затем перебиты были все его полководцы и друзья, а трупы их брошены без погребения. Головы Максимина и его сына были отправлены в Рим. Изображения Максимина в скульптуре и на монетах подтверждают слова Геродиана о пугающем виде императора. Историк писал:

“Он был огромен; непросто отыскать равного ему среди известных греческих атлетов или лучших натренированных воинов варварских племен... При его вспыльчивости такая сила наводила на всех страх. Терпеливое и сдержанное управление Максимин заменил по-варварски жесткой автократией, хорошо зная о враждебном к себе отношении, причиной которому было то, что он стал первым императором, поднявшимся до высочайшего положения из самых низов. Максимин был варваром как по происхождению, так и по характеру, унаследовав от своих сородичей грубый и жестокий нрав... Его достижения обеспечили бы ему более высокую репутацию, не будь он слишком безжалостен даже к своим союзникам и подчиненным”.

Большинство гладиаторов были осужденными преступниками, попавшими в плен военными или презренными рабами. В неистовом смертельном бою против таких же несчастных, гладиаторы Рима пытались таким способом добыть себе свободу – ведь победитель кровавой схватки, вызывая восторг и уважение развлекающейся публики, мог рассчитывать на снятие наказания и восстановление в правах, если он являлся гражданином.

Наряду с этим, некоторые римские гладиаторы были свободными гражданами, которые рисковали своим правовым и социальным статусом, а самое главное – жизнью ради денег и славы.

Спартак – гладиатор, восставший против Рима

На протяжении столетий это имя, ставшее легендарным, вдохновляло многих политических мыслителей, а образ Спартака многократно использовался в литературе и киноискусстве как символ угнетенных и восставших в борьбе за свободу. Однако ни один исторический документ не указывает на то, что целью поднятого им мятежа, известного как восстание Спартака, было стремление положить конец рабству в Римской республике.

Большинство подробностей из его жизни связано именно с этими событиями и мало что известно о его юности. Греческий биограф и эссеист Плутарх описывает Спартака как «фракийца из кочевого племени», ставшего римским наемником и сражавшегося в Македонии. Железная дисциплина, царившая в римских легионах, подвигла его к попытке побега. Как отмечал древнегреческий историк и философ Аппиано Александрийский, Спартак вскоре был схвачен, признан дезертиром и осужден по римскому военному праву на порабощение. Около 75г. до н.э. он был продан Лентуло Батиато – ланисту, владевшему школой гладиаторов в Капуе, где Спартак сражался на арене амфитеатра Капуано. Спустя несколько лет 70 невольников, недовольные условиями содержания, бежали из школы. Вооруженные прихваченными оттуда кухонными ножами и сельскохозяйственными орудиями, беглецы разбили посланную вдогонку группу римских солдат из местного гарнизона и укрылись на склонах Везувия.

Имевшийся предыдущий военный опыт и знание тактики легионеров обеспечило Спартаку лидерство и первые успехи в боевых столкновениях с регулярными войсками, отправленными Римом для усмирения восставших.

Весной 72г. до н.э. армия Спартака, насчитывавшая уже более 30 тыс. человек, двинулась на север, намереваясь перейти Альпы и покинуть полуостров. Встревоженный мятежом сенат выставил против него восемь легионов хорошо обученных солдат во главе с Лицинием Крассом, который заставил отступить разбитые войска Спартака на юг. По словам Плутарха, римский гладиатор заключил сделку с киликийскими пиратами, чтобы перевезти остатки своей армии на Сицилию, однако те предали его. Последняя битва, в которой Спартак потерпел поражение и был убит, по мнению того же Плутарха, произошла в 71г. до н э. около г. Петелия, в Калабрии.

Гибель Спартака. Гравюра Германа Фогеля (1882)

Гладиатор Крикс

Соратник Спартака, уроженец Галлии, он также являлся одним из лидеров рабов, бежавших из школы ланистов в Капуе. Однако после первых успехов в сражениях с римскими легионами, часть восставших под предводительством Крикса, состоявшая из его соплеменников – галлов и германцев, отделилась от армии Спартака. Некоторые историки утверждают, что это был неправильный тактический ход, предусматривавший отвлечение части римских легионов; другие предполагают, что между двумя лидерами возникли определенные разногласия – Спартак хотел добраться до земель Галлии и распустить войско, в то время как Крикс, преследуя личные цели, намеревался разграбить Южную Италию. Так или иначе, это было началом конца.

Весной 72г. до н.э. консул Луций Геллио Публикола, посланный вслед за армией Крикса, в решающей битве у горы Гарган в Апулии, нанес ему поражение, уничтожив около 30тыс. непокорных рабов. Сам римский гладиатор, будучи раненым в грудь, опустившись на одно колено, дал легионеру возможность отсечь ему голову. По свидетельствам древнеримского историка Тита Ливия (59г. до н.э.-17гг. н.э.), экзекутором был сам претор Квинт Аррий – знаменитый политический деятель и военачальник, который после этого забрал голову Крикса в качестве трофея. Спартак почтил память о бывшем гладиаторе в манере римских аристократов – он устроил похоронные гладиаторские игры, в которых участвовало 300 римских военнопленных, вынужденных сражаться насмерть.

Гладиатричи – отважные женщины-гладиаторы Рима

О женщинах-гладиаторах (gladiatrice) известно немного – в мире существует всего лишь около десятка литературных фрагментов и найденный в Галикарнасе барельеф с эпиграммой, датируемый II веком н. э. и хранящийся сегодня в Британском музее.

Барельеф, найденный в Галикарнасе. I-II вв. н.э.

Впервые о них упоминает в своих трудах древнеримский историк и писатель Публий Корнелий Тацит. Согласно его описанию считается, что первые схватки на аренах между женщинами восходят к 63г. до н.э. Во времена правления Нерона вольноотпущенник Патробиус устроил для императора необычные бои гладиаторов, в которых участвовали женщины. Роскошное действо было приурочено к визиту царя Армении Тиридата I.

Древняя бронзовая статуэтка, изображающая женщину-гладиатора. Музей Искусств в Гамбурге

Одним из доказательств существования женщин-гладиаторов Рима может служить античная бронзовая статуэтка, найденная в запасниках Гамбургского музея искусств археологом университета Гранады Альфонсо Маньясом. Согласно его заключению, в руках изваяния находится сика (sica) – короткий изогнутый кинжал, являвшийся распространенным оружием у фракийцев и даков. Как отмечает сам историк, «появление на арене обнаженных женщин-гладиаторов производило на толпу возбуждающий эффект. Наблюдение за женщинами в нетипичной для них роли стимулировало мужское воображение и либидо».

Согласно некоторым легендам, женский список гладиаторов могла бы возглавить Герардеска Манутиус – двадцативосьмилетняя беглая рабыня, примкнувшая к восстанию Спартака. Обольстительная черноволосая красавица и бывшая куртизанка, она быстро овладела приемами ведения боя и сражалась наравне с мужчинами. После разгрома армии Спартака, плененную Герардеску, как и остальных беглых рабов, ожидала казнь. Однако сам Лициний Красс помиловал женщину, предоставив ей возможность сражаться на арене как римские гладиаторы. По разным свидетельствам, она одержала победу в двух сотнях поединков. Смерть настигла Герардеску на арене в схватке против двух карликов, один из которых подкрался к гладиатриче сзади и заколол ее, вонзив трезубец в спину.

История гладиатора Коммода

Древнеримская мораль требовала, чтобы выходившие на арену гладиаторы Рима были из низших социальных классов общества. Однако несмотря на это, по свидетельствам летописцев некоторые императоры также выступали на публике.

Император Коммод. Часть скульптурной композиции в Капитолийских музеях.Рим

Наиболее известным из них был Коммод (161-192гг.н.э) – восемнадцатый римский император, питавший фанатичную страсть к гладиаторскому бою. Подражая подвигам легендарного Геракла, он появлялся на арене в львиной шкуре, чтобы сразиться с дикими животными и однажды за один день даже убил сотню львов. Тем не менее, знаменитый древнеримский летописец Дион Кассий (155-235гг.н.э.) отмечал, что император был опытным лучником, умеющим поразить из этого оружия бегущего страуса прямо в голову. Обезглавив птицу, Коммод подносил ее голову к первым рядам амфитеатра, где восседали именитые особы и сенаторы. Однако те находили его действия более смешными, чем пугающими и часто жевали лавровые листья, чтобы не выдать себя смехом.

Коммод, будучи левшой, чрезвычайно гордился этим фактом и, выступая в схватках с гладиаторами, всегда побеждал. Однако римляне считали его бои позорными, так как в качестве предполагаемой жертвы на арену попадали больные или люди с физическими недостатками, а также плененные раненые солдаты, что вызывало гнев у военных чиновников Рима. Возможно, в дальнейшем это и послужило причиной убийства Коммода.

Максимус – гладиатор или вымышленный герой

Фильм «Гладиатор» (2000 г.) американского кинорежиссера Ридли Скотта ознаменовал своим выходом на киноэкраны возрождение жанра «pepulum», столь популярного на рубеже 50-60-х годов прошлого века.

Кадр из фильма «Гладиатор» (2000г.)

Однако достоверность фактов, изложенных в блокбастере, может ввести неискушенного в древнеримской истории зрителя в заблуждение. Поэтому хотелось бы отметить, что гладиатор Максимус – вымышленный герой. Его прообразом в киноленте, возможно, являлся Гай Юлий Вер Максимус (лат. – Gaius Julius Verus Maximus), сын римского императора Максиминуса Тракса (173-238гг.) и Цецилии Паолины.