Что нужно делать в Родительскую субботу (18 февраля): все важные правила. Родительские субботы и дни особого поминовения усопших 18 февраля день особого поминовения усопших

18 ФЕВРАЛЯ - ДЕНЬ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ.
МЯСОПУСТНАЯ ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
Роди́тельские суббо́ты – девять дней сугубого поминовения усопших православных христиан. Родительскими они именуются потому, что родители самые близкие нам люди, однако молятся в эти дни не только за родственников. Все родительские субботы, кроме одной (9 мая), имеют переходящую дату. В эти дни совершаются заупокойные богослужения - парастасы, панихиды, заупокойные литии. Необходимо иметь в виду, что общественные богослужения могут начинаться накануне вечером (т.е. в пятницу), т.к. богослужебный день начинается с вечера. Из девяти дней сугубого поминовения усопших, выделяются две Вселенские поминальные субботы: Мясопустная и Троицкая. Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех почивших православных христианах, независимо от их личной близости нам. Родительские субботы Великого Поста - 2, 3, 4 седмицы.

Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается,
если нет большого праздника. Следовательно и главное литургическое
поминовение усопших тоже совершается реже. Чтобы не лишать умерших
молитвенного представительства о них, Церковь установила эти три особых дня для молитвы о них.

Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все
живы (Лк. 20, 38), - сказал Христос Спаситель
неверовавшим в воскресение мертвых саддукеям.
Возлюбленные во Христе братия и сестры! Святая
Православная Христианская Церковь, твердо веруя этим
неложным словам Спасителя, всегда во всеуслышание
исповедует непререкаемую истину, что со смертью человека
жизнь его не прекращается. Что мы видим умирающим? Только
тело, которое взято из земли и опять возвращается в землю.
Плоть разлагается и обращается в прах, а сам по себе
человек, со всеми своими чувствами и со своей бессмертной
душой, продолжает жить, переходя только из этого мира в
другой, загробный. Следовательно, общение между живыми и
мертвыми смертью не разрушается, а продолжает
существовать.

На основании этой истины Церковь всегда, начиная со времен
Ветхозаветных, а особенно в Новозаветное время - время
Апостольское, совершала и продолжает совершать поминовение
и творить молитвы по усопшим единоверным своим братиям.
Святая Церковь, принося ежедневные молитвы за усопших
своих чад, побуждает к этому и всех верующих, чтобы они
едиными устами и единым сердцем возносили к Престолу Божию
пламенные молитвы с просьбой о упокоении усопших своих
сродников в местах блаженства. К молитве за усопших
побуждает нас христианская любовь, которая соединяет нас
взаимно во Иисусе Христе во единое братство. Усопшие
единоверцы - наши ближние, которых Бог приказывает нам
любить, как самих себя. Ибо Бог не сказал: любите ближних,
пока они живут на земле. Стало быть, Господь не
ограничивает любовь к ближним границами земного бытия, а
простирает ее и в вечный загробный мир. Но чем, как не
поминовением, чем, как не молитвою, мы можем доказать свою
любовь к перешедшим в жизнь загробную? Каждому из нас
желательно, чтобы по отшестии нашем из сей жизни наши
ближние нас не забывали и молились о нас. Чтобы это
исполнилось, надобно и нам поминать усопших. Какою
мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7, 2),
- говорит Спаситель. Поэтому тех, кто поминает усопших,
помянет Господь, помянут и люди по отхождении их из сего
мира. Велико утешение и велика награда тому, кто ближнего
спасает от временного несчастия, но гораздо большая
награда и большее утешение ожидает того, кто своими
молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение
грехов и перейти из мрачных адских темниц в светлые
блаженные обители.

Необходимы ли наши молитвы за усопших? Да, необходимы,
потому что оказывают им весьма большое благодеяние. Дело в
том, что после смерти есть две вечности: или вечное
блаженство праведников, или вечное мучение грешников.
Известно также и то, что нет на земле человека, который бы
пожил и не согрешил. Так что верно утверждение, что во
грехах мы рождаемся, во грехах проводим жизнь, во грехах и
оканчиваем свое земное существование. Но все ли
согрешившие приносят полное и искреннее раскаяние перед
смертью? Ведь иногда смерть настигает человека,
находящегося в состоянии такой тяжкой болезни, когда у
него и память теряется, и душевные силы приходят в полное
изнеможение. И ясно, что в таком состоянии человек не
может припомнить своих проступков и раскаяться в них, - и
он умирает со грехами. Часто смерть поражает человека
внезапно, и он, не принеся никакого покаяния, также
отходит со грехами. Сам он уже не может помочь себе
никакими средствами. Изменить свою участь человек может
только, когда он жив, творя добрые дела и моля о своем
спасении ко Господу. Вот в таких-то случаях молитва за
усопших весьма необходима и доставляет им величайшее
благодеяние.


Многих наших присных уже давно нет на земле, однако
любящее сердце не может забыть их, рвется к ним, даже,
быть может, больше, чем к живым. Подобным образом и
усопшие смотрят из потустороннего мира в нашу сторону,
горя любовью к тем, кто здесь их сердцу был особенно
близок. Если же кто из умерших достиг оправдания перед
Богом, то он, отвечая на нашу любовь взаимной любовью,
ниспосылает нам свыше небесную помощь; а тому, кто еще не
достиг оправдания, в облегчении его загробной участи может
очень помочь наша молитва. Придет время, когда мы увидимся
с ними. Как же радостно будет услышать от них слово
благодарности за молитву! Они скажут: "Вот ты помнил
меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей.
Благодарю тебя". И напротив: как горько будет
услышать упрек тому, кто не молился за умерших! "Вот
ты не вспоминал обо мне, не молился обо мне, не помог мне
в час нужды моей, упрекаю тебя".

Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по
очень опасной реке. Молитва за усопших - это как бы
спасательный канат, который бросает человек утопающему
ближнему. Если бы каким-нибудь образом перед нами
отворились врата вечности и мы увидели бы эти сотни,
тысячи миллионов людей, рвущихся к мирному пристанищу, -
то какое бы сердце не поразилось и не сокрушилось при виде
своих единоверных и единокровных близких, без слов
взывающих к нашей молитвенной помощи!

О том, насколько необходимы молитвы за усопших, и о том,
что существует общение с загробным миром, я приведу вам
сейчас чудесную, но истинную повесть из жизни одного храма
нашей Русской Церкви. В селе Лысогорка скончался батюшка.
На его место был прислан другой священник - молодой,
который за первой же службой неожиданно скончался - прямо
в алтаре. Прислали еще одного священника, но и с ним
случилось то же самое: в первый день его служения, после
того, как пропели "Отче наш" и причастный стих,
батюшка очень долго не выходил со Святыми Дарами, и когда
староста вошел в алтарь, то увидел священника, лежащего во
всем облачении у Святого Престола мертвым. Все ужаснулись,
узнав об этой таинственной смерти, и, не зная причины ее,
говорили, что какой-то тяжкий грех тяготеет над приходом,
если жертвою за него стали две молодые ни в чем неповинные
жизни. Слух об этом прошел по всей округе, и никто из
священников не решался идти на тот приход.

Согласие изъявил лишь один старец-инок. "Мне все
равно скоро умирать. Пойду отслужу там первую и последнюю
Литургию, смерть моя никого не осиротит".

Во время службы, когда допели до "Отче наш",
чувство самосохранения все же заявило о своих правах, и
старец распорядился, чтобы открыли и боковые двери, и
Царские врата. Во время запричастного стиха он увидел за
Горним местом какой-то силуэт. Этот силуэт выступал все
резче и резче, и вдруг за Престолом выделился мрачный
образ одетого в ризы священника, который был опутан по
рукам и ногам цепями.

Дрожа от страха, инок путал слова молитвы. Но через
некоторое время все же собрался с силами, укрепился духом
и вышел причащать верующих. Все поняли, что с ним
случилось что-то неладное.

А призрак все стоял, лязгая цепями, и скованными руками
указывал на стоящий в алтаре ящик.

По окончании Литургии иеромонах призвал старосту, и они
открыли ящик, в котором оказались... поминальные записки.
Дело в том, что когда покойному священнику подавали
поминальные записки, он их, не прочитывая, откладывал на
будущее время. Теперь старец понял причину видения и стал
ежедневно служить панихиды и прочитывать накопившиеся
записки.

В следующее воскресение он уже служил заупокойную Литургию
по душе усопшего батюшки. Когда запели запричастный стих,
силуэт умершего священника появился снова. Но он был уже
не трагичным, грозным, каким являлся в первый раз, а со
светлым, веселым лицом и без цепей на руках и ногах. После
того, как служивший старец-иеромонах приобщился Святых
Таин, призрак зашевелился, поклонился ему до земли и
исчез.

Мы с вами видим на этом примере, как молитвы за усопших
приносят им пользу и облегчают их участь. И не случайно мы
говорим об этом именно сегодня. Потому что сегодня Святая
Церковь отмечает особый день, называемый мясопустной
родительской субботой, и собирает православных для
совместной молитвы пред Престолом Божиим о единоверных
наших братиях, отошедших в жизнь вечную. А завтра Святая
Церковь воспоминает страшное Второе Пришествие Господа и
кончину мира.


Побуждая своих членов быть готовыми ко Страшному Суду,
Святая Церковь просит нас помолиться Праведному Судии об
усопших наших сродниках, да простятся им все согрешения и
да очистится пред ними путь перехода из мрачного
подземелья в светлые обители Отца Небесного.

Вознесем же, дорогие братия и сестры, молитву ко Христу
Богу и от всего сердца возовем: Со святыми упокой,
Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни
воздыхание, но жизнь безконечная. Аминь.

______________________________

Архимандрит Кирилл (Павлов) 4 марта 2005 г.
Молитва за всякого усопшего:
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго
преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя) , яко Благ и
Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и
огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих,
уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и
несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго,
верова, и Единицу в Троице и Троицу в Единстве православно даже до
последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Учение Православной Церкви о душе говорит о том, что смерть не является завершением земной жизни, а только переходом в иной мир. У Бога все живы — именно поэтому Церковь постоянно молится не только за живых своих членов, но и за всех почивших. Чтобы показать, насколько важна роль поминальных молитвословий, перечислим основные моменты их присутствия в богослужении:

1) молитвы об упокоении совершаются в Церкви ежедневно (на литургии, во время панихид);

2) по церковному уставу каждый из семи дней недели посвящен определенному событию и имеет свои особенности богослужения. Суббота посвящается памяти святых и всех почивших христиан;

3) частное поминовение умерших совершается в 3-й, 9-й и 40-й дни после смерти, а также на годовщину. Ежегодно панихиды по родным заказывают на именины или в день рождения покойного;

4) дни общего церковного поминовения именуются родительскими субботами. Две из шести родительских суббот (Мясопустная и Троицкая) носят название вселенских, так как полностью посвящены молитвословию о почивших во все времена и имеют исключительный богослужебный порядок.

В течение года количество заупокойных молитв разнится от наименьшего в предпраздничные и праздничные дни до наибольшего во вселенские родительские субботы, которые почти полностью состоят из заупокойных молитвословий.

Что такое родительские субботы?

Дни особого поминовения в Православной Церкви именуются родительскими субботами. Такое название объясняется тем, что в эти дни христиане молятся об упокоении своих родителей (это слово следует понимать шире — дедов, прадедов и всех предков своего рода (прародителей)), а также всех усопших православных христиан. Люди в эти дни посещают кладбища, ухаживают за могилами, заказывают панихиды в храмах или совершают богослужения над могилами самостоятельно — мирским чином (чтение литии).

Вселенские родительские субботы

Субботы перед Масленицей и Духовым днем (Пятидесятницей) — это дни, когда все православные христиане призываются к усиленной молитве об усопших членах Церкви — знакомых и незнакомых, далеких и близких.

Мясопустная суббота предшествует Неделе (воскресенью), в которую Церковь вспоминает о Страшном Суде и сугубо молится обо всех почивших. Это поминовение вообще всех умерших православных людей говорит о единстве Церкви, тело которой составляют души не только живых, но и мертвых, объединенные во Христе.

Троицкая суббота связывается с сошествием Святого Духа в пятидесятый день после Воскресения Христова. Это событие является одним из ключевых для понимания учения о спасении. Святой Дух, сошедший на апостолов, является для всего человечества свидетельством присутствия Божия рядом с людьми, обещанием спасения. Считается, что в день Пятидесятницы была образована апостольская Церковь.

Чин богослужения двух вселенских суббот составлен особенным, исключительным образом: некоторые произносимые в этот день молитвы не присутствуют ни в каких других службах. Если в этот день выпадает память святых, то она переносится на следующий день. Если же выпадает престольный или двунадесятый праздник, заупокойная служба совершается в отдельной части церкви — усыпальнице либо переходит на предыдущую субботу или четверг.

Нужно отметить, что в первую очередь во время вселенских суббот поминаются все усопшие от века православные христиане, а уже во вторую очередь — непосредственно наши сродники. Однако, чтобы дать людям помолиться более лично и усердно именно о своих родных, кроме поминовения на утрени и вечерне совершается еще и великая панихида. В чем отличие между этими поминовениями? Если утреня и вечерня совершаются по исключительному, специально составленному для двух этих дней порядку и носит всеобъемлющий характер, то во время панихиды произносятся молитвы более общие по содержанию и употребляющиеся также при других обстоятельствах (например, канон из обычных заупокойных субботних служб). Еще одним важным отличием является то, что на утрене поминание совершается без указания конкретных имен, но за всех «праотец, отец и братий...», а на панихиде оно происходит по церковным синодикам и личным помянникам.

Субботы Великого поста

Нарочитое (особенное) поминовение усопших совершается также в субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста. Эти субботы являются своего рода восполнением того, что во время Четыредесятницы практически не совершается литургическое поминовение. Перечисленные субботы также называются родительскими, но их чинопоследование не носит такого особенного характера, как в случае с Троицкой и Мясопустной субботами, поэтому родительские субботы Великого поста не называют вселенскими.

Еще одно отличие состоит в том, что во вселенских субботах на первый план выходит поминовение всех умерших во все века существования человечества, а в великопостные субботы главная роль отдается все-таки молитвам об усопших родственниках (совершается во время утрени и вечерни). Отдельная вселенская панихида в этот день не служится. Родительские субботы Великого поста отличает от вселенских и то, что в эти дни не отменяется прославление святых, а если суббота совпадает с Благовещением, престольным праздником либо полиелеем, то заупокойная служба не переносится на другой день, а просто опускается.

Частные родительские дни

Некоторые дни поминовения встречаются лишь в практике Русской Православной Церкви. К ним относятся Димитриевская суббота, Радоница, 9 мая (память погибших в Великой Отечественной войне) и 11 сентября (день памяти православных воинов, установленный указом императрицы Екатерины II, совершается нерегулярно).

Димитриевская суббота

Как гласит предание, этот день был утвержден благоверным князем Димитрием Донским в субботу перед днем памяти его святого покровителя — великомученика Димитрия Солунского (26 октября) — в год Куликовской битвы (1380). Тогда князь впервые повелел отслужить в обители преподобного Сергия Радонежского заупокойную службу в память воинов, павших на Куликовом поле.

Со временем связь этого дня с его историческим истоком ослабела, и сегодня Димитриевская суббота является поминальной родительской субботой, без частного соотнесения с событиями 700-летней давности.

Радоница

Радоница является, пожалуй, самым известным (даже в нецерковных кругах) днем поминовения усопших. В этот день всегда объявляется государственный выходной, чтобы все люди (как верующие, так и светские) имели возможность посетить родные могилы.

Дата Радоницы является переходящей — зависящей от даты Пасхи. Чаще всего она назначается на вторник (если не совпадает с важными праздниками) Фоминой седмицы (вторая неделя после Пасхи).

Установление такого особого дня поминовения связано с Великим постом. Дело в том, что на протяжении постных седмиц очень часто нарочитое поминовение умерших (которое всегда совершается в 3-й, 9-й и 40-й дни) не может быть совершено из-за особенностей великопостного богослужебного устава. Поэтому к концу поста накапливается множество неотслуженных панихид, которые переносятся на первый день, когда можно совершить полную литургию и панихиду. Таким днем и является Радоница.

Поскольку Радоница всегда совпадает с попразднством, в этот день нет никаких специальных заупокойных молитвословий ни на литургии, ни на утрени и вечерне. Поминальные молитвы присутствуют только на полунощнице, а также служится великая панихида после вечерни.

Суеверия, связанные со смертью и поминками

Удивительно, но факт: в мире победившей науки, где люди часто ставят под сомнение все мировые религии, всё еще невероятно сильны так называемые народные приметы, или суеверия.

Этимология слова «суеверие» говорит сама за себя: суетная вера, вера в нечто пустое, несуществующее.

Поскольку смерть для любого человека является темой, окруженной многими тайнами и вопросами, к ней, как к магниту, притягивается и такое же количество различных суеверий. Так, очень распространены многочисленные предрассудки, связанные с организацией поминок. Часто по усопшему устраивается настоящая тризна с большим количеством разнообразных яств и алкоголя. Однако церковные люди должны понимать, что поминки организуются главным образом для того, чтобы проявить милость к людям, которые присутствовали на отпевании и похоронах. Еда нужна живым, душа же покойного нуждается в молитвах.

Абсолютно бессмысленны и все приметы, связанные непосредственно с поминальной едой. Некоторые особенно суеверные люди считают, что еду с поминок нельзя уносить домой, потому что она «обладает отрицательной энергетикой». Это утверждение является ни на чем не основанным суеверием. Еда была приготовлена для того, чтобы накормить людей, и если она остается — ее можно и нужно раздать.

Масса суеверий связывается с подготовкой к похоронам. Часто приходится наблюдать, как в доме завешивают зеркала (чтобы случайно в них не увидеть покойника), переворачивают стулья, на которых стоял гроб (чтобы живые не сели на них) и многие подобные вещи. Как верующие христиане, мы должны всячески искоренять подобные языческие предрассудки в окружающем обществе, объяснять людям полную бессмысленность таких действий.

Абсурдной и одновременно неискоренимой является традиция приносить на кладбище еду или сладости, а также оставлять стопку водки «для покойника». Стоит ли говорить обо всей нелепости подобных обычаев? Душа, которая уже не имеет материальной оболочки, не нуждается ни в чем материальном, в том числе в пище. Чтобы почтить память наших родных, мы можем заботиться об их могилах, о поддержании их в чистоте и порядке. Можем приносить на кладбище цветы и венки. Но самое главное, что мы можем сделать, — это послужить над могилой литию, попросить Господа помянуть усопшего.

В христианстве нет места магии. Цель жизни христианина — очистить собственную душу. Цель его смерти — соединиться с Богом в Царстве Небесном. В отличие от бытовых суеверий и предрассудков, каждое религиозное действие имеет высокую цель. Об этом мы должны твердо помнить и отличать одно от другого.

Даты родительских суббот и дней поминовения усопших в 2019 году

«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38), - сказал Христос Спаситель неверовавшим в воскресение мёртвых саддукеям.

Возлюбленные во Христе братия и сёстры! Святая Православная Христианская Церковь, твёрдо веруя этим неложным словам Спасителя, всегда во всеуслышание исповедует непререкаемую истину, что со смертью человека жизнь его не прекращается. Только тело, которое взято из земли и опять возвращается в землю. Плоть разлагается и обращается в прах, а сам по себе человек, со всеми своими чувствами и со своей бессмертной душой, продолжает жить, переходя только из этого мира в другой, загробный. Следовательно, общение между живыми и мёртвыми смертью не разрушается, а продолжает существовать.

На основании этой истины Церковь всегда, начиная со времён Ветхозаветных, а особенно в Новозаветное время - время Апостольское, совершала и продолжает совершать поминовение и творить молитвы по усопшим единоверным своим братиям. Святая Церковь, принося ежедневные молитвы за усопших своих чад, побуждает к этому и всех верующих, чтобы они едиными устами и единым сердцем возносили к Престолу Божию пламенные молитвы с просьбой о упокоении усопших своих сродников в местах блаженства. К молитве за усопших побуждает нас христианская любовь, которая соединяет нас взаимно во Иисусе Христе во единое братство. Усопшие единоверцы - наши ближние, которых Бог приказывает нам любить, как самих себя. Ибо Бог не сказал: любите ближних, пока они живут на земле. Стало быть, Господь не ограничивает любовь к ближним границами земного бытия, а простирает её и в вечный загробный мир. Но чем, как не поминовением, чем, как не молитвою, мы можем доказать свою любовь к перешедшим в жизнь загробную? Каждому из нас желательно, чтобы по отшестии нашем из сей жизни наши ближние нас не забывали и молились о нас. Чтобы это исполнилось, надобно и нам поминать усопших. «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 2), - говорит Спаситель. Поэтому тех, кто поминает усопших, помянет Господь, помянут и люди по отхождении их из сего мира. Велико утешение и велика награда тому, кто ближнего спасает от временного несчастия, но гораздо большая награда и большее утешение ожидает того, кто своими молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение грехов и перейти из мрачных адских темниц в светлые блаженные обители.

Необходимы ли наши молитвы за усопших? Да, необходимы, потому что оказывают им весьма большое благодеяние. Дело в том, что после смерти есть две вечности: или вечное блаженство праведников, или вечное мучение грешников. Известно также и то, что нет на земле человека, который бы пожил и не согрешил. Так что верно утверждение, что во грехах мы рождаемся, во грехах проводим жизнь, во грехах и оканчиваем своё земное существование. Но все ли согрешившие приносят полное и искреннее раскаяние перед смертью? Ведь иногда смерть настигает человека, находящегося в состоянии такой тяжкой болезни, когда у него и память теряется, и душевные силы приходят в полное изнеможение. И ясно, что в таком состоянии человек не может припомнить своих проступков и раскаяться в них, и он умирает со грехами. Часто смерть поражает человека внезапно, и он, не принеся никакого покаяния, также отходит со грехами. Сам он уже не может помочь себе никакими средствами. Изменить свою участь человек может только когда он жив, творя добрые дела и моля о своём спасении ко Господу. Вот в таких-то случаях молитва за усопших весьма необходима и доставляет им величайшее благодеяние.

Многих наших присных уже давно нет на земле, однако любящее сердце не может забыть их, рвётся к ним, даже, быть может, больше, чем к живым. Подобным образом и усопшие смотрят из потустороннего мира в нашу сторону, горя любовью к тем, кто здесь их сердцу был особенно близок. Если же кто из умерших достиг оправдания перед Богом, то он, отвечая на нашу любовь взаимной любовью, ниспосылает нам свыше небесную помощь; а тому, кто ещё не достиг оправдания, в облегчении его загробной участи может очень помочь наша молитва. Придёт время, когда мы увидимся с ними. Как же радостно будет услышать от них слово благодарности за молитву! Они скажут: «Вот ты помнил меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей. Благодарю тебя». И напротив, как горько будет услышать упрёк тому, кто не молился за умерших! «Вот ты не вспоминал обо мне, не молился обо мне, не помог мне в час нужды моей, упрекаю тебя».

Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по очень опасной реке. Молитва за усопших - это как бы спасательный канат, который бросает человек утопающему ближнему. Если бы каким-нибудь образом перед нами отворились врата вечности, и мы увидели бы эти сотни, тысячи миллионов людей, рвущихся к мирному пристанищу, то какое бы сердце не поразилось и не сокрушилось при виде своих единоверных и единокровных близких, без слов взывающих к нашей молитвенной помощи!

О том, насколько необходимы молитвы за усопших, и о том, что существует общение с загробным миром, я приведу вам сейчас чудесную, но истинную повесть из жизни одного храма нашей Русской Церкви. В селе Лысогорка скончался батюшка. На его место был прислан другой священник - молодой, который за первой же службой неожиданно скончался - прямо в алтаре. Прислали ещё одного священника, но и с ним случилось то же самое: в первый день его служения, после того, как пропели «Отче наш» и причастный стих, батюшка очень долго не выходил со Святыми Дарами, и когда староста вошёл в алтарь, то увидел священника, лежащего во всём облачении у Святого Престола мёртвым. Все ужаснулись, узнав об этой таинственной смерти, и, не зная причины её, говорили, что какой-то тяжкий грех тяготеет над приходом, если жертвою за него стали две молодые ни в чём неповинные жизни. Слух об этом прошёл по всей округе, и никто из священников не решался идти на тот приход.

Согласие изъявил лишь один старец-инок. «Мне всё равно скоро умирать. Пойду отслужу там первую и последнюю Литургию, смерть моя никого не осиротит».

Во время службы, когда допели до «Отче наш», чувство самосохранения всё же заявило о своих правах, и старец распорядился, чтобы открыли и боковые двери, и Царские врата. Во время запричастного стиха он увидел за Горним местом какой-то силуэт. Этот силуэт выступал всё резче и резче, и вдруг за Престолом выделился мрачный образ одетого в ризы священника, который был опутан по рукам и ногам цепями.

Дрожа от страха, инок путал слова молитвы. Но через некоторое время всё же собрался с силами, укрепился духом и вышел причащать верующих. Все поняли, что с ним случилось что-то неладное.

А призрак всё стоял, лязгая цепями, и скованными руками указывал на стоящий в алтаре ящик.

По окончании Литургии иеромонах призвал старосту, и они открыли ящик, в котором оказались... поминальные записки. Дело в том, что когда покойному священнику подавали поминальные записки, он их, не прочитывая, откладывал на будущее время. Теперь старец понял причину видения и стал ежедневно служить панихиды и прочитывать накопившиеся записки.

В следующее воскресение он уже служил заупокойную Литургию по душе усопшего батюшки. Когда запели запричастный стих, силуэт умершего священника появился снова. Но он был уже не трагичным, грозным, каким являлся в первый раз, а со светлым, весёлым лицом и без цепей на руках и ногах. После того, как служивший старец-иеромонах приобщился Святых Таин, призрак зашевелился, поклонился ему до земли и исчез.

Мы с вами видим на этом примере, как молитвы за усопших приносят им пользу и облегчают их участь. И не случайно мы говорим об этом именно сегодня. Потому что сегодня Святая Церковь отмечает особый день, называемый мясопустной родительской субботой, и собирает православных для совместной молитвы пред Престолом Божиим о единоверных наших братиях, отошедших в жизнь вечную. А завтра Святая Церковь воспоминает страшное Второе Пришествие Господа и кончину мира.

Побуждая своих членов быть готовыми ко Страшному Суду, Святая Церковь просит нас помолиться Праведному Судии об усопших наших сродниках, да простятся им все согрешения и да очистится пред ними путь перехода из мрачного подземелья в светлые обители Отца Небесного.

Вознесём же, дорогие братия и сёстры, молитву ко Христу Богу и от всего сердца возовем: Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная . Аминь.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

В православном календаре есть особые дни для всецерковного поминовения усопших. Эти дни называются родительскими субботами.

В году несколько родительских суббот: субботы перед мясопустной неделей и перед праздником Троицы (Пятидесятницы) — их называют Вселенскими родительскими субботами.

Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью.

«Святые отцы узаконили совершать поминовение о всех умерших по следующей причине. Многие весьма нередко умирают неестественной смертью, например: во время странствования по морям, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, на пожарах, на войне, замерзают. И кто перечтет (перечислит) все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, — когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, — не лишился молитв Церкви».

Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем.

Троицкая родительская суббота - 3 июня 2017 года

В Троицкую родительскую субботу в православном мире принято поминать усопших. Эта традиция ведёт своё начало с апостольских времен. Троицкая суббота является вселенской и представляет собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей своей полноте Церкви Христовой в День Пятидесятницы.

Покровская родительская суббота - 7 октября 2017 года

В Покровскую родительскую субботу, накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, в православном мире принято поминать усопших. Покровская родительская суббота — это не повсеместная традиция, она совершается только в нескольких регионах России, поскольку связана с поминовением «погибших воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью» при завоевании Иваном IV Грозным Казани в 1552 году.

Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота - 28 октября 2017 года

8 ноября (по новому стилю) православная церковь чтит память великомученика Дмитрия Солунского. А в ближайшую субботу перед днем памяти Дмитрия Солунского совершается поминовение всех усопших — Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота.

Родительские субботы святой Четыредесятницы

Святой Четыредесятницей называют дни Великого поста, который продолжается ровно семь недель (седмиц). Начинается он обычно в феврале или марте и заканчивается в апреле-мае. В это время церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми людьми, но и с умершими, совершая о них молитвенные поминовения в назначенные дни. Поминальные дни во время Великого поста назначаются на субботы седмиц, поскольку во все остальные дни поминовения усопших (заупокойные ектении, литии, панихиды, третий, девятый и сороковой день по смерти, сорокоусты) в это время не совершаются - по той причине, что ежедневно не бывает полной литургии, с проведением которой связан этот ритуал. Как раз для того, чтобы не лишить умерших молитвы в дни святой Четыредесятницы, и установлены указанные субботы. Они называются Вселенскими родительскими субботами, а сами панихиды, совершаемые в эти дни, - вселенскими панихидами.

  • Родительская суббота второй седмицы святой Четыредесятницы Православные праздники - 11 марта 2017

  • Родительская суббота третьей седмицы святой Четыредесятницы Православные праздники - 18 марта 2017

  • Родительская суббота четвертой седмицы святой Четыредесятницы Православные праздники - 25 марта 2017

Также в эти субботы, помимо поминовения каждого умершего в отдельности, церковь творит поминовение всех «от века преставившихся отцов и братьев по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, будучи застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами церкви». В круге богослужебного года такими днями общего поминовения считаются субботы мясопустная и Троицкая, а также и субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста. Во все родительские субботы служба совершается по особому уставу.

Родительские субботы - дни особого поминовения усопших, когда своими молитвами мы можем оказать большую помощь своим родным и близким, ушедшим из земной жизни.

Родительские субботы - дни особого поминовения усопших, когда своими молитвами мы можем оказать большую помощь своим родным и близким, ушедшим из земной жизни. Пять из них отведены для поминания усопших родственников, еще две и совершаемые при этом панихиды называются вселенскими. Родительские субботы предполагают соблюдение определенных правил, о которых должны знать все верующие.

ГЛУБИННЫЙ СМЫСЛ РОДИТЕЛЬСКОЙ СУББОТЫ

Родительская суббота - особый день в православном календаре, когда принято вспоминать ушедших из жизни близких и совершать молитвы им в помощь. В первую очередь покойных родителей, а после и остальных дорогих сердцу людей. Уважительное отношение к родителям в христианских семьях должно формироваться у ребенка в самого детства.

Только в таком случае у уже повзрослевшего человека будет верное и полное понимание пятой заповеди «Чти отца твоего и матерь твою», на которой в своей тематической проповеди акцентирует внимание отец Августин.

«Чти отца и матерь, и благо тебе будет на земли и долголетие» - в этом простом предложении кроется глубокий смысл и ключевой принцип успешной жизни в жизни земной, а после и вечной жизни, как отдельного человека, так и всего его рода.

Истинное понимание значения почитания родителей позволяют раскрыть родительские субботы, которых в календаре семь. Две из них предназначены для того, чтобы почтить память и помолиться за всех христиан, что означает совершать молитву во вселенскую родительскую субботу.

Что нужно делать, когда приходит родительская суббота? В первую очередь, совершая принятые в этот день действия, посещая могилу близкого человека, или присутствуя на службе в храме, открыть свое сердце и искренне ответить самому себе на вопросы: каково мои истинное отношение к усопшему, во всем ли я его простил и какие чувства на самом деле испытываю? От вашей искренности в эти мгновения напрямую зависит эффективность вашей молитвы. Это главный ответ на часто возникающий вопрос, что делать в родительскую субботу в церкви.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СИЛА ЗАУПОКОЙНОЙ МОЛИТВЫ

Отец Августин говорит, что ребенок рождается от двух родителей не только физически, но еще и душой. Как физическое тело ребенка на генном уровне является носителем задатков двух родителей, так и его душа. Именно поэтому так сильна связь внутри каждого рода, именно поэтому так важно хранить память о своих предках и совершать им в помощь молитвы. В церкви слово «усопший» понимают, как «уснувший», а посещение могилы близкого человека - поминание места его последнего земного пристанища.

Сама же душа находится там, где нет пространства и времени. Вот почему так важно в дни родительских суббот правильно поминать близких: не только посетить кладбище, но еще и побывать на службе в храме, чтобы помолиться о душах родственников.

В первую очередь потому, что в ваших силах оказать помощь дорогому и любимому для вас человеку. Если человек переступил грань жизни, уже не в его власти изменить судьбу и он крайне нуждается в молитвенной поддержке членов своей семьи, своего рода, которые все еще пребывают на Земле.

Священник Николай Гулейко в ответах на вопросы для интернет-издания «Православие и мир» проясняет очень важный момент: нужно ли и как просить прощения у умерших родственников? Просить прощения необходимо при жизни человека, а после его смерти в православии принято только молиться за него.

В свою очередь священник храма во имя св. Димитрия Солунского в Сулажгоре отец Константин Савандер напоминает: «Церковь молится об упокоении и о прощении грехов усопших, надеясь на милосердие Божие. Хотя человек и был грешен и получил по смерти воздаяние Божие, но, когда будет последний суд над человечеством, то молитвы о нем будут воспомянуты Богом, и он может быть помилован».

ЧТО ДЕЛАТЬ В ХРАМЕ В РОДИТЕЛЬСКУЮ СУББОТУ

Верующие часто задают священникам вопрос: что нести в церковь в родительскую субботу и какие еще важные действия нужно совершить в храме. Перед началом Богослужения нужно подать записку с именами покойных родственников. Записки об упокоении можно подавать в те дни, когда служится литургия Иоанна Златоустого или Василия Великого. Это: субботы и воскресенья, Благовещение Пресвятой Богородицы, Четверг и Суббота на Страстной седмице.

После этого можно поставить за них свечи на панихидный столик, а после, слушая церковные песнопения, искренне молиться за усопших. Можно использовать такую короткую молитву: «Упокой, Господи, душу усопшего раба(ы) Твоего (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное».

В память о близких также принято совершать милостыню и творить добрые дела. Верующие, которые не располагают большими средствами, могут пожертвовать продуктами. В дни Великого поста, на который также приходится родительская суббота, в храм несут постные продукты и кагор. Их принято оставлять на особом столе, который стоит или перед или за панихидным столиком. Подробнее о правилах Великого поста читайте в разделе Календарь поста.

Обратите внимание, что крепкие спиртные напитки, к примеру, водку или коньяк, приносить в качестве пожертвования на принято.

При желании и возможности можно заказать панихиду и уже после совершения молитв разрешается посетить кладбище, привести в порядок могилу, заменить цветы, тем самым показывая, что храните память о близком человеке.

Как провести остаток дня в родительскую субботу и можно ли убираться? Протоиерей Александр Ильяшенко для интернет-издания «Православие и мир» на этот вопрос отвечает так: запрет на уборку дома в этот день - не более, чем суеверие, день, конечно, нужно начать с посещения храма, совершения молитв, посещения кладбища, а после при необходимости можно выполнять привычные домашние дела.

Еще один важный вопрос, волнующий верующих - можно ли крестить ребенка в родительскую субботу? Игумен Алексий (Владивостокская епархия) и другие священники Русской православной церкви напоминают простое правило - крестить ребенка можно во все дни без ограничений.

На период Великого поста в 2017 году выпадают такие родительские субботы:

  • 11 марта - Родительская вселенская суббота второй недели Великого поста
  • 18 марта - Родительская вселенская суббота третьей недели Великого поста
  • 25 марта - Родительская вселенская суббота четвертой недели Великого поста.