Егэ по русскому языку советы. Боюсь ЕГЭ: что делать? А теперь секретная тема – «серые кардиналы» на ЕГЭ по русскому языку

Обязательный экзамен, к которому готовятся абсолютно все школьники – русский язык. Лишь немногим удается получить заветное максимальное количество баллов. Ребята, у которых это получилось, делятся опытом.

РЕШАЙТЕ МНОГО ТЕСТОВ

Я сдавала три дополнительных экзамена, кроме математики и русского языка. При подготовке делала основной упор на них. С русским языком у меня никогда не было проблем. Мне кажется, это, прежде всего, заслуга моих учителей. Кроме того, я своевременно выполняла домашние задания. Самое главное, чтобы хорошо сдать экзамен, надо решать-решать-решать тесты. Как можно больше разных вариантов, конечно, с разбором допущенных ошибок.

Нас хорошо готовили в школе к этому экзамену, но я очень переживала из-за сочинения. Думала, что попадется какая-то редкая тема, и я не смогу придумать аргументы, но мне повезло – помогла книга, которую я прочитала ради развлечения за неделю до экзамена.

Нужно обязательно внимательно изучить структуру КИМа, читать книги, решать тесты и не ограничиваться подготовкой в школе, если нет уверенности в своих силах.

Конечно, этот год был очень напряженным. Подготовка к экзаменам, огромное давление (прежде всего, изматывала себя я сама, потому что хотела поступить на бюджет в СПбГУ, и мне нужны были высокие баллы), неизвестность впереди, а потом ожидание результатов. Весь год прошел, как в тумане. Постоянные репетиторы, учебники, репетиции к последнему звонку и выпускному. Часто бывало такое состояние, когда хотелось все бросить, просто посмотреть сериалы, даже начать заниматься физикой (хотя я гуманитарий), просто делать хоть что-то, чтобы не прикасаться к справочникам и КИМам. На самом деле я очень рада, что все это позади, потому что это был кошмар какой-то.

Когда узнала, что у меня 100 баллов, я не верила, пока сама не увидела результат в моей школе. Даже после мне казалось, что это какая-то ошибка или подвох. До сих пор не могу сказать, как так получилось!

«ВХОД-ВЫДОХ» НА ЭКЗАМЕНЕ

«И главное, если начнете паниковать – глубоко вдохните, вспомните, что вы знаете все, и за дело!» – с такими словами учительница по русскому и литературе провожала нас в соседнюю школу на сдачу ЕГЭ. Сейчас смешно вспоминать, с какими серо-зелеными лицами мы шли эти десять минут. И то ли огромные плитки шоколада, то ли еженедельное написание сочинений активизировали мозг, но пять человек из класса сдали более, чем на 90.

Когда нам впервые показали внушительное количество заданий по русскому, которые ежегодно обновляются на сайте ФИПИ, стало слегка не по себе. Список паронимов на первый взгляд не показался сложным, ведь большинство из них было на слуху, а пробелы в знаниях обнаруживались лишь во время решения тестов. Я тщетно пыталась запомнить столбики новых слов, пока кто-то не подал прекрасную идею: завести небольшую тетрадь и выписывать туда задания и предложения, которые были сложными. Как оказалось, с блокнотом общаться куда удобнее, чем с неорганизованной кипой бумаг.

К зиме мой небольшой блокнот был весь исчеркан пояснениями и примерами. Такая вещь должна стать вашим спутником на год. Когда станет скучно, просто пролистайте его. Что-нибудь запомнится. Здорово, когда на экзамене ты представишь нужную страницу своей книжки, и это поможет при выявлении неправильно поставленного ударения в слове.

К концу 11 класса решение тестов раз в две недели перешло в увлекательнейшее занятие. Очень помогла и заинтересованность одноклассников. Мы условились учить по пять ударений в день из имеющегося списка и проверять друг друга.

Вот и получается: если сделать из обучения праздник и пользоваться приобретенными знаниями в жизни, оклеить дом стикерами, учить ударения и паронимы заранее, то будет легче. Именно эти темы требуют зубрежки, поэтому лучше решать их больше и чаще. Задания в ЕГЭ однотипные, уже за полгода можно понять, какие из них войдут в КИМ, а какие нет. Задача сужается – остается лишь набить руку.

Что действительно может вызвать трудности – это сочинение. Никто не сможет научить вас с ходу приводить примеры из литературы, если вы не читаете. С сочинением все пройдет хорошо лишь у тех, кто знает хотя бы какие-то произведения. Тут подойдет и классическая литература, и качественная современная, даже фантастика может пригодиться.

Можно завести блокнот и разделить его по темам, которые встречаются чаще всего: война, любовь, природа, гуманизм и так далее. Еще раз выписать имена главных героев, фамилии, отчества писателей – не помешает. Это не только поможет, но и успокоит.

Высокий балл на ЕГЭ по русскому не предполагает очень глубоких знаний, не обязательно быть начинающим филологом, чтобы сдать на 98-100. Важно усердно учиться, решать как можно больше вариантов и писать-писать-писать сочинения, набирать аргументы.

Не стоит брать репетитора, весь материал можно найти самостоятельно.

Когда время экзамена истекло, я не о нем думала, а лишь панически пыталась вспомнить, через какую букву написала свое отчество. Во время же выполнения заданий эмоции отключились, такая минута спокойствия подарила ощущение того, что все не просто хорошо, а как нельзя лучше. Методика: «Вдох-выдох», безусловно, сработала. Когда люди спрашивают, как мне удалось получить 100 баллов, о которых я даже не мечтала, могу лишь сказать, что 90% успеха – труд, а 10% – настоящая удача. Она приходит, когда после множества решенных вариантов, попадается тот, который уже выполнял.

100 БАЛЛОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НЕ ГАРАНТИРУЮТ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗ

Вероника Стахмич, не поступила на бюджет даже со 100 баллами по русскому языку

Не могу сказать, что усердно готовилась к экзамену. Наверное, мне помогло то, что русский язык я учила все 11 лет в школе, пыталась и хотела что-то понять. У меня четыре раза менялись учителя, тогда я читала все дома самостоятельно, понимая, что язык знать нужно. Я начала готовиться к ЕГЭ в 10 классе, когда поняла, что хочу поступить в серьезный вуз, а для этого нужны хорошие результаты экзаменов. 100 баллов для меня были чем-то нереальным, неосуществимым. Но на собственном опыте я доказала, что ошибалась.

Все труды, тренировки написания сочинений и решения тестов по вечерам вылились в отличный результат, в который я поначалу не могла поверить. Увидев на сайте цифру 100, я какое-то время была в шоке. Но радость быстро сменило удивление.

Мне кажется, самое главное в 11 классе – это терпение, потому что ЕГЭ – это, конечно, стресс. Но экзамены не должны пугать, надо верить, что получится набрать высокие баллы и преодолеть этот жизненный этап. Самое главное – поставить цель, понять, чего хочется достичь и стремиться к этому. Ни напор родителей, ни усердие учителей не помогут так, как вера в себя.

Кажется, что 100 баллов обеспечивают поступление в университет мечты, но на деле это не так. Я – медалистка со 100 баллами, не поступила туда, куда хотела. Итог – никакого университета.

Санкт-Петербург – город отличных университетов, поэтому многие выпускники со всей России хотят учиться именно здесь. Но у нас строгая проверка при ЕГЭ, а, следовательно, результаты ниже по ряду предметов. Я сдала литературу на хороший балл, но это он не самый высокий по сравнению с абитуриентами из других городов, у которых максимальное количество за каждый предмет. Иногородние поступают, а петербуржцы нет.

Гарантируют ли 100 баллов по одному предмету поступление в университет? Нет!

До ЕГЭ по русскому языку остается чуть больше месяца. На что обратить внимание? Как правильно расставить приоритеты? Какие темы повторять в первую очередь? Несколько полезных советов выпускнику-абитуриенту дает репетитор TutorOnline Алина Иосифовна .

1) Без паники! Время еще есть!

2) Несомненно, вы хорошо представляете свой уровень подготовки, ведь в школе проводились диагностические тесты в самых разных формах.

3) Если в знаниях – пробелы, еще не поздно их ликвидировать. Мы ведь не сомневаемся, что трудные темы вы знаете наперечет. Более того, мы можем их перечислить!

Перечень сложных тем в орфографии:

  • правописание наречий и подобных им частей речи;
  • производные предлоги;
  • сложные слова;
  • суффиксы глаголов и причастий;
  • Н-НН в разных частях речи;
  • правописание НЕ с разными частями речи.

В список не входят словарные слова, т.к. работа над ними предполагается в течение всего периода обучения в школе.

Сложные темы из раздела "Пунктуация":

  • Причастный и деепричастный обороты (очень важно различать эти особые формы глагола, не путать их, ведь принципы их обособления различны).
  • Сложносочиненное предложение (в каких случаях – их только три- не ставится запятая между частями этого сложного предложения).
  • Сложноподчиненное предложение. Самый "ошибкоопасный" случай – отсутствие запятой на стыке союзов!
  • Запятые при однородных членах предложения (это несложно, главное – видеть ряд однородных и анализировать союзы, их соединяющие).
  • Вводные слова и словосочетания. Помнить о коварстве слов ОДНАКО и НАКОНЕЦ.

4) Несколько советов по поводу сочинения:

  • Здесь все не так просто, ведь, кроме общей грамотности, нужно владеть умением связно и логично оформлять свои мысли. Этому за месяц не научиться, к сожалению…
  • Важно быть начитанными, хотя бы в пределах школьной программы, так как главное условие сочинения – необходимость подтвердить свои рассуждения примерами из художественных произведений.

5) Задания, связанные с проверкой уровня культуры речи (знание орфоэпических, морфологических и синтаксических норм) не будут сложными, если вы общаетесь не только с помощью СМС.

6) Задания, требующие внимательного прочтения текста, обычно не создают проблемных ситуаций. Здесь важно вдумчиво читать и включать логику.

Будем рады узнать, что эти советы оказались полезными для вас. В онлайн-школе TutorOnline есть реальная возможность исправить ситуацию даже в течение этого последнего месяца. Например, вы можете записаться на экспресс-курс по трудным темам, рассчитанный именно на ОДИН месяц. Регистрируйтесь и занимайтесь с удовольствием!

Вы ищете подготовку к ЕГЭ по русскому языку с нуля? Давайте разберёмся, что это может означать.

Скорее всего, у вас есть некие базовые знания, которые вы получили в школе. Но они никак не привязаны к конкретным заданиям ЕГЭ по русскому языку.

Что же такое ЕГЭ по русскому языку?

ЕГЭ по русскому языку состоит из двух частей.
Первая часть – тестовая – включает в себя 25 заданий, за которые можно получить максимально 34 первичных балла. Да-да, по сравнению с 2017 годом, добавлено одно задание № 20 «Лексические нормы».
И вторая часть - сочинение, за которое мы можем максимум получить 24 балла.

Итого 58 первичных баллов. Они приравниваются к 100 тестовым баллам.

Так вот, в тестовой части ЕГЭ есть задания, абсолютно не привязанные к школьной программе. Есть задания на понимание текста – это так называемые «ловушки». Например, задания № 1 и № 21 без знания конкретных алгоритмов практически нереально выполнить. По статистике, абитуриенты делают в них максимальное количество ошибок.

Отметим также задание № 7
В тестовой части ЕГЭ по русскому языку это самое дорогое задание, и оно оценивается в 5 первичных баллов. Без подготовки его сделать просто невозможно. Даже школьные учителя не всегда с ним справляются. Это очень сложное комплексное задание, включающее в себя такие темы, как синтаксис, морфология и орфография. Хорошая новость – безупречное знание теории по этому заданию гарантирует грамотное написание сочинения-эссе в задании № 26 (то есть можно быть спокойным за критерии К7 и К 9, а это в сумме 5 баллов)

Есть ещё и задания, основанные на разборе текста. Это задания №№ 22-25, и для их выполнения учебников совершенно недостаточно. Нет единого школьного учебника, который можно открыть и подготовиться самостоятельно к ЕГЭ по русскому языку. Есть книги, в которых разберётся педагог, но не обычный ученик.
Вот что значит подготовка к ЕГЭ по русскому языку с нуля.

Как мы готовимся к ЕГЭ по русскому языку с нуля на наших курсах?

Мы берем каждое задание отдельно, начиная с задания № 1. Мы разбираем все методические приёмы и порядок их применения к данному заданию. Мы нарабатываем скорость, потому что ЕГЭ по русскому длится всего 3 часа 30 минут - и нужно успеть ответить на вопросы теста, и написать сочинение. Поэтому наша подготовка предполагает применение определённых алгоритмов к каждому заданию.

Например, задание № 8 - на правописание корней. Как его делает обычный ученик, опираясь на школьные знания? Вспоминает правила на чередование гласных в корнях, слова-исключения, вспоминает словарное это слово или нет. Затем подставляет все пропущенные буквы и выбирает правильный вариант. В итоге – тратит на это задание около пяти минут. А мы, по нашему алгоритму, делаем его за 30-40 секунд!

А теперь секретная тема – «серые кардиналы» на ЕГЭ по русскому языку

Есть в ЕГЭ по русскому задание № 26. Это сочинение-эссе, на которое приходится примерно 40 % тестовых баллов. Сочинение проверяется по 12 критериям, и вот здесь как раз самые таинственные моменты и начинаются. И они являются загадкой даже для очень сильных учеников, которые вдруг потеряли желанные 5-6 баллов на ЕГЭ.

В задании № 26 перед вами будет исходный текст, который принадлежит к одному из трёх книжных стилей - художественному, публицистическому либо научно-популярному. Каждый вид текста нужно анализировать своим способом!
По общей схеме выявляется проблема текста и позиция автора по этой проблеме. Только эти пункты плана сочинения берутся из исходного текста. Остальные – из головы.

Текст комментируется, причём двумя способами – пишется либо текстологический комментарий, либо концептуальный. Эту часть сочинения даже методисты считают самой сложной. Прокомментировать не всегда простые мысли и утверждения автора (к примеру, учёного-академика или фантаста) совсем не легко! А ведь комментарий оценивается так же, как и аргументы, в 3 балла!

Когда мы проанализировали текст, нам нужно сформулировать свою позицию по проблеме, в нём поднимаемой, и доказать эту позицию двумя аргументами. Сильные аргументы – это примеры из классической литературы, исторические факты или биографии писателей или учёных. И вот мы написали своё сочинение – а оно пишется очень энергично, кратко, сжато. Это аналитическое произведение, здесь есть минимум и максимум слов (150-300). Оно принципиально отличается от декабрьского сочинения по литературе. Но это не всё.

Затем мы проверяем свой текст по 12 критериям. Есть 3 критерия по стилистике. По ним проверяются лексические, грамматические и речевые нормы, точность словоупотребления, подбор синонимов. И не зря эти критерии К6, К9 и К10 зовутся «серыми кардиналами».

Причём критерий К10 - очень коварный! Если по нему идёт снижение на 1 балл, то автоматом идет снижение ещё и по К6. За одну ошибку снимается 2 первичных балла.

А знаний о том, как справиться с этими критериями, нет в школьных учебниках! Эти знания можно получить в университете на журналистских и редакторских специальностях.

Плохая новость – по стилистическим критериям практически невозможно отвоевать баллы на апелляции. Крайне сложно будет доказать, что именно это слово и этот синоним уместен в данном контексте либо в данной конструкции предложения. Вот такие они, «серые кардиналы» - с виду незаметные, но хитрые и коварные.

Когда школьники пишут сочинения, они обращают внимание на орфографию и на пунктуацию. А стилистика остается без внимания. И ребята даже не догадываются, что нельзя употреблять устаревшую лексику. Например, за выражение «до сего дня» можно получить снижение оценки на 2 балла сразу. Это он, «серый кардинал», критерий К10 – «речевые нормы и употребление лексики, не соответствующей данной исторической эпохе». И заодно снижается оценка по критерию К6.

Очень строго сейчас проверяется сочинение на соответствие критерию К11 («Этические нормы»). Раньше этот критерий формулировался как «пренебрежительное упоминание об авторе». Сейчас он расширен. Новая формулировка этого критерия: «унижение человеческого достоинства не только собеседника, но и самого говорящего». Это значит, что если ученик, приводя пример из жизни, пишет: «Мои одноклассники как бездельничали все 11 лет, так и продолжают этим заниматься», - то за слово «бездельничали» снижают оценку по критерию К11, поскольку это «пренебрежительное отношение к окружающим людям». И еще по критерию К10 (употребление просторечной лексики) и сразу автоматом по критерию К6! Итог - за одно неосторожное слово в сочинении можно сразу потерять 3 балла из 24.

Огромные трудности вызывает задание № 4, посвящённое орфоэпическим нормам, то есть ударениям в словах. К сожалению, в современной жизни разговорная и литературная нормы языка очень серьёзно расходятся. Мы часто слышим на улице или в своём окружении слова, которые произносятся неверно, и поневоле запоминаем их.

Много сложностей с глаголами. Например, в инфинитиве «включИть» - ударное «Ить», и это ударение переходит на личные окончания: ты включИшь свет, он включИт свет, а мы включИм свет. А теперь давайте вспомним – всегда ли мы так говорим? Не делаем ли ударение на первый слог, что нормам орфоэпии не соответствует?

Отдельная тема – произношение терминов. В торговле, как мы знаем, есть слово «опт», есть и «óптовый рынок». Для профессиональной лексики это нормальное произношение, но не для ЕГЭ по русскому языку! Мы должны говорить «оптóвый».

Русский государственный язык – это московский говор, это нейтральная лексика. За её пределами остаётся лексика профессиональная, диалектная, устаревшая и жаргонная. Поэтому мы должны говорить кóмпас, хотя все моряки говорят «компáс». Они не ошибаются и говорят правильно. Но это профессиональная лексика.

Есть в ЕГЭ такое задание № 6, которое подразумевает знание окончаний слов во множественном числе.

Например, слово «договор». Как правильно образовать от него множественное число?
Мы привычно говорим: «договорА». Так говорят бухгалтеры, менеджеры – очень многие люди. Но правильно, по нормам русского языка, «договОры» (мы выделили слог, на который падает ударение).

Все страховщики говорят: «полисА», «страховые полисА», для профессиональной лексики это нормально, но мы должны говорить: « пОлисы». В магазинах от продавцов мы часто слышим «джемперА» и «свитерА», а на самом деле - это «джЕмперы» и «свИтеры».

И когда ребята узнают нормы произношения – они часто говорят: «Мы никогда бы и не подумали, что правильно вот так».

Насколько это возможно – подготовиться к ЕГЭ по русскому с нуля? И сколько времени надо на такую подготовку?

Объем знаний, которыми нужно обладать, чтобы сдать ЕГЭ по русскому языку, действительно очень большой. На нашем курсе достаточно занятий в течение 9 месяцев, начиная с сентября, раз в неделю по 2 часа. При этом многое надо учить наизусть. ЕГЭ по русскому языку – это еще и зубрежка. Нормы ударения никак не объясняются. Все окончания слов – тоже. Просто учить наизусть.

В группах этот процесс идёт быстрее. Например, мы используем «кричалки». Не только читаем глазками, но и проговариваем всей группой трудные слова. Это очень весело и запоминается намного лучше. Когда мы видим слово в книжке, включается один вид памяти. Когда проговариваем его хором всей группой три раза – другой.
С нуля готовиться реально? Абсолютно реально! Надо в сентябре записаться в мини-группу, весело включиться в учебный процесс и до намеченных 90+ баллов – рукой подать!

О чем необходимо помнить перед ЕГЭ по русскому языку тем, кто пишет сочинение.

Если тупиковая ситуация, а часто так бывает, когда перед Вами художественный текст, то проблему определяете следующим образом: в тексте поставлена (рассматривается и т.д.) проблема нравственного (или безнравственного) поступка. Тогда позиция будет выглядеть таким образом: по содержанию и интонационной окраске текста делаю вывод о том, что автор осуждает такой поступок, или восхищается поступком героя, или… Ваши аргументы будут «накручены» согласно поступкам героя, но если вводите контраргумент, то будьте с ним аккуратнее, потому что контраргумент гораздо легче вводить, когда читаете публицистический текст.

Принципиальные советы : 1)надо, чтобы название проблемы прозвучало и первом аргументе, и во втором; проблему автор «не поднимает», а ставит и т.д. 2) в комментарии не увлекайтесь пересказом, чтобы из Ваших записей эксперт мог понять, о чем идет речь в предложенном тексте; 3) в комментарии можно цитировать, просто оформлять пример из текста как прямую речь; 4) в 4-ом абзаце, когда соглашаетесь с позицией автора или героя, обязательно объясните почему; 5) если есть проблемы с грамотностью, то старайтесь, чтобы аргументы не были большими: помните, что краткость - сестра таланта; 6)если есть два читательских примера, пишите два литературных аргумента; 7) если есть проблема с аргументами, то вспоминаем, что один из аргументов может быть показателем опоры на знания этой проблемы (как указано в задании 25: Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения) - просто небольшое рассуждение по тому, с чем Вы согласились и какое мнение по этому поводу высказали.

Избегайте повторений. Можно не указывать инициалы авторов текстов. Помните: если неправильно определили проблему, то… Поэтому внимательно читайте задания №№20 и 24, цепляйтесь за ниточки мыслей! Приветствуются восклицательные предложения (Ваша эмоциональность), наличие вводных слов как связующая нить логических рассуждений.

И ЕЩЕ… На ЕГЭ в тексте не будет «зашифрованной» проблемы, не будет проблемы, не отработанной, не проговоренной на уроке, - ищите ее, цепляйтесь за то, что автора в тексте волнует!!!

Это те аргументы, что мы с Вами составили с опорой на тексты и информацию, что прочитали.

Честь, нравственный поступок. 1)Примером человека чести можно считать Петра Гринева из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Он не раз сталкивался с трудностями на своём жизненном пути, но всегда с честью справлялся с ними, не отступая от своих моральных принципов. Например, когда Емельян Пугачев захватил Белогорскую крепость, Пётр не перешел на сторону врага и отказался присягать ему, сохранив собственную честь. Гринёв присягал на верность только императрице и остался верен присяге!

2)Главный герой рассказа В.Дёгтева «Аморальный приказ» - пример абсолютно противоположного характера. Он, капитан судна, перевозящего осужденных священников, получил приказ, требующий затопить корабль вместе со всеми заключенными. Более одной тысячи жизней были загублены, а главный герой, наряженный в парадный китель, стоял во главе команды судна и испытывал гордость за себя. Можно ли считать такой поступок честным? Уверена, что нет!

3) Примером человека чести для меня является император Александр II. Во время покушения на царя взрывом бомбы повредило карету. Кучер умолял государя не выходить из нее и скорее ехать во дворец, но император не мог бросить истекающих кровью охранников, поэтому вышел из кареты. В это время прогремел второй взрыв, и Александр II получил смертельное ранение. Я считаю этот поступок достойным государя!

4) Во время практики по огневой подготовке погиб майор Солнечников. Боевая граната после броска оказалась у ног солдат, но он быстро среагировал и заслонил ее своим телом. Солнечников поступил по чести, так как защищать людей - его долг как военного. Вечная память герою, ценой своей жизни спасшему десятки молодых солдат!

5) Предательство во все времена считалось гнусным по-ступком, позорящим честь человека. Так, например, провока-тору, который выдал полиции членов кружка Петрашевского (в числе арестованных был и великий писатель Ф. Достоевс-кий), пообещали в качестве награды устроить на хорошо оплачиваемую работу. Но, несмотря на усердные хлопоты по-лиции, все петербургские столоначальники отказались от услуг предателя.

6) Историки утверждают, что после отречения царя Николая II от престола некоторые офицеры, присягавшие на верность государю, покончили жизнь самоубийством, поскольку считали бесчестным служить кому-то другому.

7)К барьеру повёл Дантеса А. С. Пушкин, когда ему надо было защитить честь своей жены, семьи. На дуэль вызывает Грушницкого Печорин в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», защищая честь княжны Мэри и свою.

Чиновники. 1)В комедии «Ревизор» Н.В.Гоголь показал населяющих город чиновников - воплощение бесчинствующих в нём страстей. Эти люди далеки от народа, заняты только материальным благополучием. Писатель не только разоблачает их злоупотребления, но и показывает, что они приобрели ужасные духовные качества. Перед начальством чиновники готовы унижаться, а простых просителей за людей не считают.

2)В произведении Н.В. Гоголя «Мёртвые души» в одном из эпизодов описывается жизнь главного героя произведения Чичикова. Работая чиновником, он всегда старался извлечь как можно больше материальной выгоды из своего положения. Сначала, находясь в самом низу карьерной лестницы, Чичиков служил, во всем угождая начальнику. В то же самое время начались «строжайшие преследования всяких взяток». Но обойти эти преследования для него не составило труда: просто просители теперь должны были давать взятки не ему лично, а чиновникам более низкого ранга (писарям, секретарям), которые потом эту взятку делили с ним.

3)Наше общество перешло на новый виток управления, поэтому в стране изменились порядки, ведётся борьба с коррупцией, проверки. Грустно узнавать во многих современных чиновниках, политиках пустоту, прикрытую равнодушием. Гоголевские типы не исчезли. Они существуют в новом обличии, но с той же пустотою и пошлостью.

4)В.Маяковский неоднократно высмеивал и критиковал бюрократизм и чиновничий аппарат социалистического общества. Его стихи остаются актуальными и в наши дни. Стихотворение «Прозаседавшиеся», например, не теряет своей злободневности даже в нашем современном демократическом обществе. Хотя поэт и верил, что бюрократическая машина будет уничтожена, в данный момент это, к сожалению, не представляется возможным.

Отношение к старикам. 1)Недавно прочитал в газете «Известия» статью «ПАРАДОКСЫ ОТНОШЕНИЯ К ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ». Автор приводит данные соцопроса, в котором все респонденты сходятся во мнении, что «плохое отношение» к пожилым людям — отсутствие уважения или демонстрация этого. В чем проявляется негативное отношение к старикам? Так, молодые люди не уступают пожилым место в транспорте, не помогают донести сумку, перейти дорогу, не пропускают в очереди; в общении с пожилым человеком допускают неуважительный тон. Больно осознавать это, но отношение к старикам оставляет желать лучшего…

2)В рассказе Б.Екимова «Говори, мама, говори…» поднимается проблема отношения к престарелым людям. Каждое утро героиня рассказа ждет звонка от своей дочери. Но их разговор всегда не очень долгий: дочь куда-то спешит и просит мать говорить быстрее. Однажды раздавшийся в неурочное время телефонный звонок заставил старушку вздрогнуть, забеспокоиться. Звонила дочь, и на этот раз она хотела поговорить со своей мамой, выслушать её переживания, беспокойства. Что побудило дочь изменить отношение к своей старенькой матери? Ощущение хрупкости человеческой жизни, понимание, что в любой момент эта жизнь и эта связь могут прерваться. Страшно не успеть увидеть самого дорогого человека, обнять его, поцеловать морщинки на родном лице, поговорить, посмеяться вместе, погрустить. Как хорошо, что дочь главной героини рассказа вовремя поняла и осознала это!

3) Трагедия произошла в Краснодарском крае. В доме престарелых, где проживали больные старики, которые не могли даже ходить, начался пожар. На помощь инвалидам бросилась медсестра Лидия Пашенцева. Женщина вытащила из огня несколько больных, но сама выйти не смогла. Вот настоящий пример самопожертвования и правильного отношения к престарелым людям!

4) К своей бабушке я отношусь с глубочайшим уважением, ведь ей уже 81 год! Она живет одна, дедушки не стало несколько лет назад. Но я стараюсь навещать её как можно чаще, чтобы она не чувствовала себя одиноко, а если нет возможности прийти в гости, то обязательно звоню по телефону. Бабушке нужна помощь по дому и огороду, и в этом я всегда проявляю инициативу. Давайте же ценить наших бабушек и дедушек, ведь никто не знает, сколько еще времени отведено, чтобы быть рядом с ними!

Любовь к матери. Сила материнской любви. 1) Примером искренней любви к матери является герой рассказа И.Курамшиной «Сыновний долг». Главная героиня никогда не была хорошей матерью, уделяла ребенку мало внимания, почти не интересовалась его воспитанием. Но, тем не менее, узнав, что мать тяжело больна, сын рискует здоровьем и отдаёт ей свою почку. Он делает это, не размышляя о том, заслуживает ли его мама такой жертвы или нет. Вот как огромна сила любви сына к своей матери!

2)Герой рассказа Л.Куликовой «Свиделись» много лет не приезжал к матери. Его «закрутила» новая городская жизнь, в которой совсем не было места старушке из деревни. Когда он все-таки решил навестить мать, то просто не нашел слов, чтоб покаяться перед ней. Женщина сделала вид, что не узнала сына, ведь она понимала, что является для него обузой. Опять покинул герой отчий дом…теперь уже навсегда. Поражает такое равнодушие к слепой матери! Нельзя забывать своих родителей, нужно всегда поддерживать с ними тёплые отношения.

3) Свою маму я очень люблю и ценю. С самого детства мы с ней очень близки. Я точно знаю, что свои самые сокровенные секреты могу доверить ей! В трудные жизненные моменты именно она приходит мне на помощь, даёт поддержку и силы. За всё это премного благодарна моей самой родной, самой любимой, самой лучшей маме на свете!

4) Недавно прочитала в газете «Насущный вопрос» статью, которая не оставила меня равнодушной. Двое взрослых детей после смерти отца отправили свою мать в дом престарелых, чтобы продать её двухкомнатную квартиру и поделить полученные деньги. Дочь обманом заставила пенсионерку переписать квартиру на себя, а после выставила на продажу. Меня поражает ужасное равнодушие, подлость: разве можно так относиться к родной матери? Очень жаль, что в современном обществе мы часто встречаем подобные случаи.

5) Мать готова ради собственных детей на такие жертвы! Героиня рассказа Л.Куликовой «Свиделись» сделала вид, что не узнала сына, который не навещал ее более двадцати лет: понимая, что тот живет счастливо, не захотела быть обузой и осталась доживать в домике одна, слепая, немощная.

Трудолюбие. 1)Известный тренер по фигурному катанию Станислав Жук обратил внимание на девочку, которую все считали бесперспективной. Тренеру понравилось, что она, не обладая особым талантом, трудилась, не жалея себя, стремилась к успеху, к своей цели, надеялась, что у неё всё получится, если будет стараться не покладая рук. Жук поверил в нее, стал с ней заниматься, из этой девочки выросла самая титулованная фигуристка ХХ века Ирина Роднина. Упорство и трудолюбие порой являются единственными вариантами достижения успеха, и очень важно, чтобы такими качествами обладал каждый из нас.

2) В произведении А. И. Солженицына «Матрёнин двор» героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям, не требуя ничего взамен, постоянно проходила через тяжелые испытания. Главным в ее образе является доброта, побеждающая все тяготы и заботы. Никакие враги не могли надолго омрачить настроение Матрены. Она бескорыстна, трудолюбива, всегда готова прийти на помощь, способна искренне порадоваться за других. Праведница делает всё для людей и для того, чтобы сохранить свою душу в окружавшем ее бездуховном мире. Она не нажила никаких благ, но осталась духовно чистой, самой светлой среди людей.

3) Великое трудолюбие Л. Н. Толстого восхищает многих. Именно в этом он видел силу человека, его талант. Писатель известен своим трудолюбием и скрупулезным отношением к работе. Он по многу раз переписывал и правил свои произведения, доводя их до совершенства. «Война и мир» - величайшее творение, памятник эпохи. Известно, что автор переписывал роман восемь раз! Его отличали не только талант, но и колоссальная работоспособность.

Милосердие. Сострадание. Доброта . 1). У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны прошел через страшные испытания, потерял всех родных. Но однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Несмотря на всё, что Андрей Соколов пережил, он смог остаться человеком, не зачерствел. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе и двигаться дальше.

2) Мать Тереза - основательница Ордена Милосердия, лауреат Нобелевской премии, настоящая подвижница. Она посвятила жизнь самым страдающим на земле: заброшенным, умирающим от голода и болезней людям, нищим, больным, инвалидам. Мать Тереза основала детские приюты, школы; не гнушалась самой черной работы по уходу за больными, видела ужасную и отвратительную изнанку жизни и до конца своих дней была счастлива в своей бесконечной любви к Богу и людям. Это и было смыслом жизни!

3)Наверно, никто из нас не мог остаться равнодушным к судьбе Людочки в одноименном рассказе В.Астафьева. Любое человеческое сердце содрогнется от сострадания, но мир, который показывает писатель, жесток. Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая к оскорблениям и не видевшая в них ничего особенного. Мать, самый близкий и родной человек, тоже не чувствует боли дочери. Писатель призывает нас к состраданию, милосердию, ведь даже имя у девушки означает «людям милая», но как же жесток по отношению к ней окружающий мир! Астафьев учит нас: надо вовремя сказать доброе слово, вовремя остановить зло, вовремя не растерять себя.

4)Кажется, что со всех страниц романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» обездоленные люди просят нас о помощи: Катерина Ивановна, её дети, Сонечка. Горестная картина образа униженного человека взывает к нашему милосердию и состраданию: «Возлюби ближнего своего…». Автор верит, что человек должен найти свой путь «в царство света и мысли»; верит, что мир спасёт истинная красота, милосердие и доброта.

5) Доктор Лиза с риском для жизни вывозила раненых и больных детей из Донецка и Луганска и доставляла их в лучшие клиники Москвы. А еще она создала фонд помощи больным детям. Всю свою жизнь посвятила спасению других людей. Что двигало ее поступками? Конечно, любовь к детям, милосердие - те качества, без которых мы не можем представить себе порядочного, настоящего человека!

Книга в жизни человека. 1) Я считаю, что человек, который не читает книг, не может причислить себя к интеллигентам. Алексей Толстой в очерке «Родина» писал, что литература всегда была достоинством и умом народа, укрепляла его нравственный облик, была исторической памятью, наполняла глубоким содержанием жизнь людей, текущую по обрядам, обычаям и традициям, связанным с трудом, природой, почитанием отцов и детей. В этом отношении русская классика имеет огромное нравственное значение для подрастающего поколения!

2). Советую молодым людям прочитать рассказ Виктора Астафьева «Людочка», где описана жестокая реальность жизни. Автор поднимает проблемы, волнующие моих современников, - это загрязнение окружающей среды, падение нравственности и деградация личности, гибель русской деревни, душевное одиночество. Рассказ заставляет задуматься об окружающем нас мире, о безразличии и равнодушии. По-моему, «Людочка» — одно из лучших произведений русской литературы. Рассказ побуждает нас, юных читателей, задуматься о жизни, выборе пути, о нравственных проблемах общества.

3)Считаю, что роман Л. Н. Толстого «Война и мир» имеет огромное воспитательное значение для школьников. Перед нами проходят лучшие герои классика: Андрей Болконский, Наташа Ростова, Пьер Безухов. Они учат нас любить и защищать свою Родину, ценить семью, «призывают» к проявлению высших нравственных качеств. Произведение не может не трогать сердце современного читателя. В наш "жестокий" век нам есть чему поучиться у героев автора. Доброта и совестливость, душевная расположенность людей друг к другу, нравственное единение народов — эти идеалы писателя, обращенные к каждому человеку, заставляют задуматься о своей жизни и взаимоотношениях с другими людьми.

4) Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» произвел на меня очень сильное впечатление. Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление - убийство старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен до предела нищетой и нравственными мучениями. Он решил все взять в свои руки, направить ход событий по пути, предначертанному им самим. В конце романа герой приходит к переосмыслению нравственных ценностей, к истинному пониманию счастья, осознает свою ошибку. Книга учит нас правильно расставлять цели в жизни и в самый нужный момент оставаться человеком.

Человек и наука. Роль образования. 1)А.С.Грибоедов под руководством опытных учителей получил хорошее первоначальное образование, которое продолжил в Московском университете. Современников писателя поражал уровень его образования. Он окончил три факультета (словесное отделение философского факультета, естественно-математический и юридический факультеты) и получил учёные звания кандидата этих наук. Грибоедов изучил греческий, латинский, английский, французский и немецкий языки, владел арабским, персидским и итальянским языками. Александр Сергеевич увлекался театром. Это был один из прекрасных писателей и дипломатов.

2)М.Ю.Лермонтова мы относим к числу великих писателей России и прогрессивной дворянской интеллигенции. Его называли революционным романтиком. Хотя Лермонтов оставил университет, потому что руководство сочло его пребывание там нежелательным, поэт отличался высоким уровнем самообразования. Он рано начал писать стихи, прекрасно рисовал, музицировал. Лермонтов постоянно развивал свой талант и оставил потомкам богатое творческое наследие.

4)Григорий Перельман — российский гениальный математик, доказавший теорему Пуанкаре, над которой ученые бились долгое время. За решение этой задачи был удостоен награды в миллион долларов, но отказался принимать деньги. Он видел свою пользу в служении науке, её развитии.

Детство (детские воспоминания) . Роль семьи в становлении человека .1) Детство главного героя Обломова в одноименном романе И.А.Гончарова было счастливым, беззаботным. Маленького Илью все любили, баловали и излишне опекали. Родители подавляли в нем любознательность и интерес к жизни. Чрезмерная родительская опека привела к деградации личности Обломова: он ленив, апатичен и совершенно не приспособлен к жизни, даже любимую женщину отдаёт лучшему другу.

2) Детство Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» было счастливым и радостным. Она жила в прекрасной семье, где всегда были рады гостям, где родственные связи очень ценились. Впитав с детства любовь к доброте, порядочности и семейственности, Наташа становится прекрасной женой и матерью.

3) А вот детство главной героини рассказа В. Астафьева «Людочка» не было ни счастливым, ни радостным. Равнодушная мать, зачавшая её между запоями отца, захудалая, вымирающая деревенька и отчим, с которым она почти не общалась, - вот и всё, что осталось в воспоминаниях о доме. Жизнь Людочки была такой же несчастной, как и её детские годы.

4) Моё детство было счастливым и беззаботным: я была любима своими родителями, ни в чём не нуждалась, имела много друзей. Всё это отпечаталось в моей памяти. Детские впечатления помогают мне в трудные минуты жизни: плохо мне или грустно - вспоминаю улыбку мамы или заразительный смех друзей, и настроение сразу поднимается, на душе становится легко. Очень дорожу своими детскими воспоминаниями!

5) Я часто думаю о том, как же, наверно, тяжело жить детям в детских домах. Когда они поранятся, мама их не утешит и не пожалеет; папа не смастерит им качели и не научит кататься на велосипеде. Как же мало у них хороших детских впечатлений! Как важно иметь светлые воспоминания об этой прекрасной поре, но, к сожалению, детишки, не имеющие родителей, их лишены. Я бы очень хотела, чтобы у каждого ребёнка была любящая семья и счастливое детство!

6)В семье Ростовых в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» всё строи-лось на искренности и доброте, поэтому дети — Наташа, Ни-колай и Петя — стали по- настоящему хорошими людь-ми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравст-венные эгоисты.

Историческая память. Тоталитарный режим. 1) Проблема исторической памяти нашла отражение в творчестве А. И. Солженицына. Его рассказ «Один день Ивана Денисовича» потряс читателей знанием о запретном — лагерной жизни при Сталине. Каторжный лагерь — это опасная, безжалостная машина, уничтожающая всех, кто в нее попадает. «Один день Ивана Денисовича» призывает помнить о беспощадной тоталитарной системе и репрессиях сталинских времён.

2) М. Шолохов в рассказе «Наука ненависти» с потрясающей детальностью показывает читателю ужасы войны, чтобы напомнить людям о той цене, которую заплатила наша страна за Победу, за счастливую, мирную жизнь детей и внуков. Страшные картины изнасилованной и убитой девочки и зверски порубленных на куски красноармейцев - это напоминание о том, чего забывать нельзя.

3) Мой прадед воевал в Великую Отечественную войну. После войны подсчитали, что каждый день гибло несколько тысяч людей. Страшная статистика! Люди умирали от голода и на поле боя, в сожжённых деревнях, концлагерях, лазаретах. Холод, голод, раны, пытки в плену - всё это уничтожало людей тысячами. Война - это жестокая, беспощадная машина для убийства огромного количества людей, и помнить о ней необходимо так же, как дышать. Память о войне - это то, что должно храниться в сердце и душе каждого человека, чтобы сохранить мир.

4) Каждый год 9 Мая наша страна празднует великий праздник - День Победы! Это необычайно важная дата. В этот день звучат военные песни, показывают военные фильмы, на Красной площади проходит парад, в разных городах страны, даже самых маленьких, по улицам идут Бессмертные полки. Я считаю, что это святой день.

5) Человек остается таковым до тех пор, пока не теряет память. Забыть прошлое легко, но трудно на беспамятстве построить будущее. Именно поэтому мы должны помнить, какой ценой досталась Победа нашему народу; помнить об ужасах, о жертвах войны, чтобы никогда не допустить повторения трагических событий: «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»

6) Акция «Бессмертный полк» стала поистине международной. Люди идут с портретами участников Великой Отечественной войны, которые завоевали Победу и освободили мир от коричневой чумы. Вечная память и слава героям-освободителям!

Одиночество. 1) В рассказе В.Астафьева «Людочка» мы видим девушку, выросшую в вымирающей деревеньке и толком не получившую материнской любви. Героиня всю свою жизнь была одинока; даже когда с ней случилась беда, никто не поддержал её. Спасаясь от одиночества и душевных мук, она убивает себя. Жизнь героини - это пример того, как равнодушие окружающих и одиночество могут привести к трагедии.

2) В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» мы видим одинокого человека, умного и образованного, но не сумевшего найти цель в жизни. Печорин не находит себя в обществе, он скрытен и необщителен. Неумение дружить, любить, «принимать» людей делает Печорина одиноким настолько, что герой становится «лишним человеком».

3) Одиночество - это самое страшное, что может ждать человека в старости. Я часто вижу, как к дому престарелых в нашем городе подъезжают машины, из которых выходят люди, приехавшие навестить своих родителей. Самое ужасное, когда и приехать некому… Мне вспоминается слепая мать в рассказе Л.Куликовой «Свиделись». Сын, вполне устроенный в этой жизни, оставил свою больную, беспомощную мать умирать в деревне.

Природа. 1) О том, что такое природа и какое влияние она оказывает на человека, написал Ф. Тютчев:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

2)Природа в романе замечательного русского писателя Л.Н. Толстого «Война и мир» словно сочувствует героям романа, вызывая у них определенные состояния души и мысли, которые влияют на дальнейшее развитие событий. Вспомним встречу Андрея Болконского с дубом. Старое, безжизненное дерево, встреченное героем по пути в Отрадное, наполнило его душу горечью. Совсем другие чувства вызывает у Андрея Болконского тот же дуб, но уже на обратной дороге. Дерево, позеленевшее, распустившееся на солнце, помогает ему вдруг осознать, что жизнь еще не конче-на; впереди будет счастье.

3)В произведении В. Астафьева «Людочка» люди совсем не заботятся о природе городского парка: из грязной канавы торчат бутылки различных форм, из нее доносится ужасный запах, потому что туда бросают умерших поросят и котят. В таком месте и люди ведут себя по-звериному. Разрушая природу, человек разрушает самого себя.

4)Я могу гордиться тем, что в нашей школе организован экологический кружок. Раз в неделю мы все вместе выходим на борьбу за чистоту окружающей среды. Сколько же деревьев посажено нашей группой, сколько мусора убрано с городских улиц!

Ужасы войны. 1) В романе Л. Толстого "Война и мир" без прикрас переданы суровые военные будни, несущие людям кровь, смерть и страдания. В убитых французах и русских автор не видит врагов: они для него люди, которым война оборвала жизнь. Не случайно через весь роман проходит мысль о том, что война - это противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.

2)Вспомним произведение М. Шолохова "Судьба человека". Сколько ужасов выпало на долю Андрея Соколова! Фашистская бомба уничтожила его дом, в котором были жена и дочери, пуля немецкого снайпера оборвала жизнь старшего сына в день Победы. Война, забрав дорогих Андрею Соколову людей, разрушила надежды и мечты, нанесла тяжелую душевную травму.

3) Весь ужас войны передан в произведении М. Шолохова "Наука ненависти". Когда русские войска пошли в наступление, они увидели, какие зверства творили фашисты. Больше всего герою врезался в память труп пятиклассницы, сверстницы его дочери, изнасилованной и убитой. Потрясло зрелище места казни советских бойцов, где лежала куча нарубленного мяса, рядом с которой лежали пилотки.

4) "Война - это самое ужасное, что может произойти на Земле», - так обычно закачивал свой рассказ о военных буднях мой прадедушка. Он не любил вспоминать о том кошмаре, который ему пришлось пережить: о трупах на поле боя, о искалеченных навсегда людях, о тех боевых товарищах, которым не суждено было вернуться домой. Война оставила после себя "миллионы шрамов", которые, как мне кажется, не залечатся никогда.

5)Человек остается таковым до тех пор, пока не теряет память. Забыть прошлое легко, но трудно на беспамятстве построить будущее. Именно поэтому мы должны помнить, какой ценой досталась Победа нашему народу; помнить об ужасах, о жертвах войны, чтобы никогда не допустить повторения трагических событий: «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»

Воспитание. 1) Вспомним семью Ростовых в романе Л. Толстого "Война и мир". Атмосфера в доме этой семьи поражает! Здесь царят доброта, взаимопомощь и взаимоуважение. Неудивительно, что в такой семье были воспитаны достойные люди, такие, как Наташа, Петя и Николай. Все они - настоящие патриоты, всегда готовые прийти на помощь. Искренность, щедрость и естественность - это те качества, которые старшие Ростовы передали своим детям.

2) В романе Л. Толстого "Война и мир" мы можем окунуться в атмосферу дома семьи Болконских. Каждый из членов этого роды - талантливая и достойная личность. Старик Болконский - человек, который ценит умных, деятельных людей, поэтому в своих детях старался воспитать именно эти качества. Действительно, Андрей и Мария Болконские выросли благородными, честными, сильными духом личностями.

4) В произведении Д. Фонвизина "Недоросль" тема воспитания занимает центральное место. Почему Митрофанушка вырос таким грубым и жадным невежей и неучем? Нельзя сказать, что госпожа Простакова не любила своего сына, наоборот, именно чрезмерная опека женщины привела к плачевным результатам. Кроме того, Митрофанушка перенял все пороки матери: жестокость по отношению к людям, хамство, неблагодарность.

5)Я очень благодарна своими родителям за правильное воспитание, которое сделало меня достойным человеком. Неуважение к старшим, грубость и хамство - это не про меня! Мама и папа на собственном примере показывали мне, как правильно вести себя с другими людьми, они старательно закладывали в меня такие важные жизненные основы, как доброта, нравственность, щедрость и искренность.

Интеллигентность. 1) Во времена крепостничества каждый помещик считался носителем культуры и чести, человеком высокого умственного склада и исключительного благородства. Этот миф развеял в своем произведении «Мертвые души» Н. Гоголь. Рассказывая о неприятной стороне жизни русского дворянства, автор показывает, кого нельзя называть интеллигентными людьми.

2) Андрея Болконского можно отнести к людям высоких нравственных принципов. Честность, порядочность, доброта, отзывчивость - все это присуще герою романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Воспитанный достойными людьми, он всегда следует законам чести и благородства. Я считаю, что именно этот герой как никто другой является воплощением истинного интеллигентного человека.

Роль учителя. 1)Прекрасным примером роли учителя может служить произведение Ю.Бондарева "Простите нас!". Учительница математики многое дала своим ученикам. В одном из героев раскрыла способность к математике. Всех своих учеников она любила, помимо знаний, вела уроки жизни. За судьбой каждого из детей она следила, радовалась успехам бывших учеников. Вот именно таким должен быть настоящий учитель!
2) В произведении К.Ященко "Мой учитель" рассказывается о герое, который с душевной теплотой вспоминает учителя биологии, вспоминает, каким добрым, заботливым он был. Юрий Петрович давал своим ученикам очень многое: знания, воспитывал в них нравственные качества. Герой очень благодарен своему учителю за то, что тот сделал его таким благородным человеком!
3) Эту проблему подтверждают и примеры из жизни. Хочу рассказать о друге, который добился больших успехов в жизни, благодаря своему учителю. Еще с первого класса Анна Юрьевна говорила о том, что Роман - способный мальчик, что у него математический склад ума. Она помогала ему развить талант, дополнительно занималась с ним. А сейчас он работает главным инженером, и, я уверена, что очень благодарен своей учительнице!

4) Поэт Рождественский пророчески написал об учителях:

Вы знаете,

Мне по-прежнему верится,

Что, если останется жить земля, -

Высшим достоинством Человечества

Станут когда-нибудь учителя!

2)В романе И.Тургенева «Отцы и дети» показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим в кругу старших Кирсановых и даже своих родителей, которых искренне любит, но прохладным, высокомерным отношением приносит огорчения.
Хамство и невоспитанность .1)В произведении Фонвизина "Недоросль" Митрофанушка был очень грубым. Он перенял все плохие качества от своей матери: жадность, презрение к окружающим. Она не позаботилась о том, чтобы воспитать в нем нравственные качества, поэтому Митрофанушка такой же невоспитанный, как и его мать.
2) Хочу рассказать об одном случае, который поразил меня. Стала свидетелем сцены, когда в общественном транспорте молодой человек грубо разговаривал с пожилой женщиной, хамил ей. Разве ему в детстве не говорили, что старших нужно уважать? Думаю, что нет. Я, конечно, вступилась за оскорбленную женщину.

3)Грубым, невоспитанным людям я бы посоветовал перечитать роман Л.Н.толстого «Война и мир» и присмотреться к Андрею Болконскому, которого отличают высокая степень нравственности, воспитанности, общей культуры. Это пример для подражания!

Роль искусства. 1). Вот так о влиянии искусства на человека написала поэт и прозаик Елена Тахо-Годи:

И без Пушкина можно прожить,
И без музыки Моцарта тоже,
Без всего, что духовно дороже,
Без сомнения, можно прожить -
Даже лучше, спокойнее, проще,
Без нелепых страстей и тревог,
И беспечней, конечно, и дольше...
Только как этот вынести срок?

2)Роль музыки . 1)Когда я слышу музыку гимна России, то меня переполняет законная гордость за нашу могучую державу, за самый многонациональный народ, который проживает на огромной государственной территории.

2) Как много песен было написано в годы войны! Эти мелодии поднимали народ, будили чувство патриотизма, заставляли идти на защиту Родины. Всем известна песня «Священная война». Она стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. С этой песней советские люди, охваченные «яростью благородной», шли на смертный бой. Музыка войны оказала огромное влияние на стойкость наших солдат в сражениях, на их стремление к победе.

3) в) Я считаю, что музыка оказывает на нас сильное влияние. Так, после прослушивания классических произведений русских и зарубежных композиторов, таких, как Бах, Бетховен, Шостакович, Шопен, в человеке просыпаются самые прекрасные чувства: любовь, милосердие, доброта. Эта музыка очищает мысли, приносит удовлетворение, поднимает настроение.

4)При звуках «Священной войны» испытываю такой трепет, напряжение и чувство единения с моим народом! Представляю, как в годы Великой Отечественной войны эта песня объединяла людей в порыве ненависти к врагу, в желании дать отпор фашистам, прогнать их с родной земли!

Героизм. 1) Вспоминаю подвиг Александра Матросова в годы великой Отечественной войны. Из фашистского дзота строчил пулемет, Александр подобрался к амбразуре и бросил гранаты. Пулемёт замолчал, но только бойцы поднялись в атаку, как вновь был открыт огонь. Тогда Матросов рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру.

2) Выдающийся русский писатель Б. Васильев рассказал про доктора Янсена, который погиб, спасая детей, провалившихся в ка-нализационную яму. Человека, которого и при жизни почита-ли как святого, хоронил весь город.

3)А.Фадеев написал о подвигах юношей и девушек в годы Великой Отечественной войны роман «Молодая гвардия». Он рассказал, через какие пытки и издевательства прошли эти герои, которым мы благодарны за мирное небо над головой, за право жить счастливо.

Чистота русского языка. 1) Вот как о влиянии слова написал Ф.Тютчев:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

2)И.С.Тургенев призывал беречь святыню - чистоту русского языка. Конечно, это первостепенная наша задача, потому что язык - одна из составляющих национального самосознания

3)В годы Великой Отечественной войны Анна Ахматова от имени своего поколения поклялась:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Патриотизм . 1) О любви к Отечеству, о сознании его величия и национальной гордости писал Ф.Тютчев:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

2)Выдающемуся русскому хоккеисту В. Третьяку предло-жили переехать в Канаду и пообещали купить ему дом, платить большую зарплату. Третьяк показал рукой на небо, землю и спросил: «А это вы тоже для меня купите?». Ответ знаменитого спортсмена привел всех в замешательство, и больше никто к этому предложению не возвращался. Это и есть пример любви к Отечеству!

3) Лев Толстой в романе «Война и мир» раскрывает «военную тайну» - причину, которая помогла России в Отече-ственной войне 1812 года одержать победу над полчищами французских захватчиков. Если в других странах Наполеон сра-жался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, званий, национально-стей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могу-чей силой никто не может сладить. Это и есть патриотизм!

Смысл жизни. 1)Продолжая офицерскую династию, Андрей Болконский в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» видел для себя смысл жизни в служении Родине. Что может быть выше и святее этого?

2) Наташа Ростова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» видит свое предназначение в семье. Она живет интересами мужа и детей. Счастье близких - смысл ее жизни.

3)Русский математик Перельман, решивший задачу, над которой бились великие умы не одно столетие, отказался от миллиона долларов, потому что смысл жизни для него не в материальных благах, а в служении науке.

4)Доктор Лиза свое предназначение видела в помощи больным и раненым детям. Она создала благотворительный фонд и до конца жизни была верна избранному пути.

5)В романе И.А.Гончарова «Обломов» хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной и ранней физической смерти.

Сила любви, счастье. 1) Смысл жизни Наташи Ростовой в романе Л.Толстого «Война и мир» - любовь. Она стала по-настоящему счастлива только тогда, когда обрела счастье семейной жизни и материнства. Её интересы подчинены интересам мужа и детей, которых героиня безмерно любит.

2) В рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет» главный герой решает уйти из жизни, потому что для него любовь к замужней женщине стала таким испытанием, пережить которое он не смог. Сила чувства была такова, что остальные интересы потеряли всякий смысл.

3) Как жаль, что в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» нет счастливых героев! Ленский убит, Татьяна вышла замуж за нелюбимого человека, Онегин тоже несчастлив.

Преданность собак, человек и мир братьев наших меньших. У Эдуарда Асадова есть потрясающее произведение «Стихи о рыжей дворняге», где он рассказывает о преданности собак, о том, что они, как и люди, чувствуют и даже плачут.

Национальная вражда; толерантность. Наш великий Пушкин «создавал образы различных культур и эпох». В личности поэта не было национализма и ненависти к другим, он имел живой, непритворный интерес к представителям разных народов, их традициям. Поэтому по творчеству Пушкина мы учимся восприятию общечеловеческих идей. Образование и культура делают человека толерантным, открытым всему миру гражданином, воспринимающим как свои, так и чужие духовные ценности.

Дружба настоящая и ложная. 1)А.С.Пушкин умел дружить! Через всю жизнь пронес верность лицейским друзьям: Дельвигу, Кюхельбекеру, Пущину. А сколько стихотворений он посвятил товарищам, на которых всегда можно было положиться, которые не подведу, не предадут, не смалодушничают!

2) Искренние и теплые чувства связывают двух друзей - Андрея Болконского и Пьера Безухова в ро-мане Л.Н. Толстого «Война и мир». Встретившись среди лицемерных, лживых, при-творных гостей, они выражают искреннюю взаимную ра-дость, их разговор течет естественно и просто. Они доверяют друг другу самое сокровенное и важное.

О равнодушии . 1)Голубая акула вынашивает более пятидесяти детенышей. Но уже в чреве матери между ними начинается безжалостная борьба за выживание, потому что пищи на всех не хватает. На свет рождаются только двое - это самые сильные, самые безжалостные хищники, вырвавшие свое право на существова-ние в кровавом поединке. Мир, в котором нет любви, в котором выживает сильней-ший, - это мир безжалостных хищников, безмолвных, хо-лодных акул.

2)Мне кажется, что именно равнодушие привело героиню рассказа В.Астафьева «Людочка» к трагедии. Мать не расспросила дочь, не помогла ни советом, ни лаской; подруг не было, даже Гавриловна не прониклась сочувствием, а после смерти девушки власти города не забили тревогу.

Трусость, предательство. 1) Предательство во все времена считалось гнусным поступком, позорящим честь человека. Так, например, провокатору, который выдал полиции членов кружка Петрашевского (в числе арестованных был и великий писатель Ф. Достоевский), пообещали в качестве награды устроить на хорошо оплачиваемую работу. Но, несмотря на усердные хлопоты полиции, все петербургские столоначальники отказались от услуг предателя.

2) Рыбак в повести В. Быкова «Сотников» совершил предательство, потому что не хотел расставаться с жизнью. Он даже принял участие в казни своего боевого товарища. Но преодолеть свой страх всегда можно. Именно этому учит нас русская литература, отечественная история, наши воевавшие деды и прадеды.

Личность и история . 1)Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. Влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеону же в гениальности Толстой отказывает, так как считает его варваром.

2)Лев Николаевич Толстой - величайший писатель 19 века. Многие его произведения сегодня изучаются в школе. Роман «Война и мир» настолько плотно вошел в историю литературы, что даже сейчас это произведение остается актуальным. В нем раскрыты самые главные вопросы человеческой жизни: любовь, честь, совесть, дружба.

Бесчеловечное отношение к людям в тоталитарном государстве. 1)В рассказе Тендрякова «Хлеб для собаки» мы видим удручающую картину насилия «государственной машины» над человеком. «Куркули» истощены, голодны и вычеркнуты властью из жизни страны. Читать об этом без содрогания невозможно!

2) Главный герой романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» сжигает роман и попадает в психиатрическую больницу, потому что не может опубликовать свое произведение; его начали «травить» критики. В тоталитарном государстве отсутствует свобода слова и творчества.

Большая часть школьников имеет довольно поверхностные представления о том экзамене, который им предстоит сдавать. Редко доводится встретить выпускников или их родителей, в полном объёме владеющих информацией о процедуре сдачи ЕГЭ, несмотря на то, что в настоящее время большое количество информации можно найти в Интернете.

Относиться к ЕГЭ нужно как к предстоящей работе. Для этого следует узнать об этом экзамене как можно больше и тщательно к нему подготовиться.

Как подготовиться к экзамену?

Начинать подготовку следует как можно раньше. Усиленные занятия требуются примерно за год до сдачи. Подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку несложно, для этого достаточно:

  1. Составить график занятий. Для подготовки рекомендуется уделять как минимум час каждый день;
  2. Изучить структуру КИМ, которые будут представлены на экзамене;
  3. Приобрести несколько сборников с теоретическим материалом, а также с практическими заданиями. Повторив теорию по определенному разделу языка, рекомендуется выполнять ряд заданий по соответствующему разделу;
  4. Отмечать для себя наиболее труднорешаемые задания, повторять соответствующий теоретический материал, после чего снова к ним возвращаться;
  5. Подбирать примеры из литературных произведений для защиты своей позиции при написании сочинения. Лучше всего выбирать примеры, охватывающие сразу несколько проблем, которые могут затрагиваться авторами;
  6. По возможности подключить к процессу преподавателя, посетить курсы ОГЭ /ЕГЭ. Это позволит получить наиболее полную консультацию по вопросам, которые вызывают затруднения (как правило, наибольшие затруднения вызывает написание сочинения);
  7. Изучить: правила поведения на ОГЭ/ЕГЭ, правила заполнения бланков, «пороговый» балл. Это позволит избежать ненужных ошибок, не связанных непосредственно с заданием КИМ;
  8. Посещать различные Интернет-ресурсы по вопросам подготовки и проведения ОГЭ/ЕГЭ, в том числе форумы, где можно обсудить процедуру ОГЭ/ЕГЭ;
  9. По возможности писать «пробные» ОГЭ/ЕГЭ. Подобные «пробники» позволяют ученику оценить уровень своих знаний на протяжении подготовки.

Примечание: посещение различных курсов ОГЭ/ЕГЭ помогает:

  • «разложить по полочкам» уже имеющиеся знания;
  • закрепить имеющийся теоретический и практический материал;
  • подготовиться к заданиям повышенной сложности, которые не всегда даются без специальной подготовки.

Что еще требуется для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ по русскому языку?

Помимо формирования умения справляться с заданиями из различных разделов языка, рекомендуется также проводить работу в следующих направлениях:

  • развивать мотивацию к успешной сдаче экзамена (как говорится, мысли материальны);
  • вырабатывать положительное отношение к экзамену. Хороший настрой позволит чувствовать себя комфортнее, сосредоточиться на задании;
  • тренировать чувство самоконтроля (нельзя заставить человека делать то, чего он не хочет, поэтому нужно учиться контролировать себя самому);

Это поможет экзаменуемым лучше справиться как с подготовкой к ЕГЭ по русскому , так и со сдачей.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!