Русская православная церковь о ванге. Как Церковь относится к Ванге? Отношение церкви к ванге

Из книги А.Л. Дворкина «Афонские рассказы»:

«Мне кажется, что «бывших афонских монахов» не бывает. Если человек был насельником афонского монастыря, если он принял там монашеский постриг, он навсегда остается святогорцем, где бы он ни нес свое послушание — в Салониках, как свт. Григорий Палама, в далекой России, как преп. Максим Грек, в Молдавии, как преп. Паисий Величковский, или в Болгарии, как герой моего следующего рассказа — митрополит Неврокопский Нафанаил — человек строгой монашеской жизни, аскет, подвижник и настоящий пастырь, любящий своих овец и готовы положить за них жизнь (кстати, он был учителем — аввой — епископа Саратовского и Вольского Лонгина).
Несмотря на свой высокий сан, владыка очень прост в общении и готов даже физически послужить любому человеку. Никогда не забуду, как он дал мне подержать свой епископский жезл и полез по крутому склону горы, собирая мать-и-мачеху, чтобы заварить их от моего бронхита.
Так вот, широко известная «прорицательница и провидица» Ванга проживала на территории Неврокопской епархии, предстоятелем которой является владыка Нафанаил. До сих пор многие считают Вангу православной и уверяют, что она действовала с благословения и согласия священноначалия. Именно для таких людей и предназначен этот рассказ.
Однажды, незадолго до смерти Ванги, к митрополиту Нафанаилу прибыли посланцы от нее и передали ее просьбу приехать к ней. Ванга сообщала владыке, что очень нуждается в его совете и нижайше просит его снизойти к ее старости и болезни и приехать к ней. Владыка, надеясь, что, может быть, она желает покаяться, обещал приехать. Это вполне естественный поступок для доброго пастыря, пекущегося о каждой овце своего стада, тем паче о заблудшей.
Когда владыка через несколько дней приехал и вошел в комнату старухи, он держал в руках крест-мощевик с частицей Честного Креста Господня. В комнате было много народу, Ванга сидела в глубине, что-то вещала и не могла слышать, что еще один человек тихо вошел в дверь. Уж, во всяком случае, она не могла знать, кто это. Вдруг она прервалась и изменившимся — низким, хриплым — голосом с усилием проговорила: «Сюда кто-то зашел. Пусть он немедленно бросит на пол ЭТО!» «Что «это»?» — спросили у Ванги ошеломленные окружающие. И тут она сорвалась на бешеный крик: «ЭТО! Он держит ЭТО в руках! ЭТО мешает мне говорить! Из-за ЭТОГО я ничего не вижу! Я не хочу, чтобы ЭТО было в моем доме!» — вопила старуха, суча ногами и раскачиваясь.
Владыка развернулся, вышел, сел в машину и уехал».

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров)

Литература о Ванге довольно обширна. Однако знакомство с многочисленными публикациями удивляет однообразием. Всё сводится в основном к внешним событиям и эмоциональным впечатлениям. Всякая оценка предполагает внимательное и строгое отношение к фактам, насколько они доступны. К сожалению, даже самые подробные книги, написанные племянницей Ванги Красимирой Стояновой, нарочито неполные. «Некоторые случаи так фантастичны и выходят за рамки здравого смысла, что я не осмелилась включить их в книгу» (К. Стоянова. Ванга ясновидящая и исцеляющая, М.,1998, с.9). Но даже, несмотря на такую цензуру, воспоминания племянницы, жившей вместе с Вангой, многое приоткрывают.
Родители её – Панде Сурчев и Параскева – были земледельцами. Родилась она в Струмице (Македония). Девочка появилась на свет семимесячной и очень слабой. Согласно местной традиции новорожденному не давали имени, пока не было твердой уверенности, что ребенок будет жить. Поэтому девочка некоторое время оставалась без имени. Выбор имени определял местный народный обычай: выходили на улицу и спрашивали первого встречного. Бабушка новорожденной вышла из дома и от первой повстречавшейся женщины услышала имя Андромаха. Недовольная им, она спросила другую женщину. Та сказала ей – Вангелия.
Мать умерла, когда Ванге было три года. Поэтому с раннего детства она была научена трудолюбию, которое сохранялось у неё до самой кончины.
В 12 лет произошло событие, изменившее всю её жизнь. Когда Ванга возвращалась с двоюродными сестрами в деревню, страшный ураган поднял её в воздух и отнес далеко в поле. Нашли её, заваленную ветками и присыпанную песком. Кроме сильного испуга, была боль в глазах. Вскоре она ослепла. В 1925 году Вангу отвезли в город Земун в дом слепых. Она научилась вязать, читать, освоив азбуку Брайля, готовить еду. Годы эти были счастливые, но тяжелые жизненные обстоятельства заставили вернуться домой.
В 1942 г. она обвенчалась с Димитром Гуштеровым. С этого времени она жила в Петриче, а в конце жизни в Рупте. Умерла она 11 сентября 1996 г.
Необычные способности в ней стали проявляться еще Струмице, когда она жила в доме отца. В 1941 г. её второй раз посетил «таинственный всадник». С этого времени её сверхестественные способности стали проявляться постоянно. Множество людей приходило к ней ежедневно. Она могла рассказать прошлое человека. Открыть подробности, которые не знали даже близкие. Нередко она делала прогнозы и предсказания. Люди уходили под сильным впечатлением. Было ясно, что мир невидимый от неё не закрыт.
Человек, ограниченный физическим телом, не может собственными силами познавать потусторонний мир. Священное Писание и святые отцы говорят о двух источниках нашего знания мира сверхчувственного: Богооткровенный и демонический. Третьего нет. Кто давал информацию Ванге о мире невидимом? Откуда была изумляющая людей осведомленность? Ответ этот можно найти в книге племянницы Ванги.: «Вопрос: Ты разговариваешь с духами? – Ответ: Приходят много и все разные. Тех, которые приходят и постоянно рядом, я понимаю» (Правда о Ванге, М., 1999, с.187). Племянница вспоминает. «Мне было 16 лет, когда однажды в нашем доме в Петриче Ванга заговорила со мной. Только это был не её голос, да и сама она не была собой – это какой-то другой человек, который говорил её устами. Слова, которые я слышала, не имели ничего общего с тем, о чем мы говорили до этого. Словно какой-то другой человек вмешался в наш разговор. Голос произнес: «Вот, мы тебя видим…», а затем мне было подробно рассказано обо всем, что я делала в течение дня до этого момента. Я просто окаменела от ужаса. Мы были вдвоем в комнате. Вскоре после этого Ванга вздохнула и сказала: «Ох, отпустили меня силы», и как ни в чем не бывало, снова вернулась к предыдущему разговору. Я спросила её, почему она так неожиданно стала рассказывать мне, что я делала в течение дня, но она ответила мне, что ничего не говорила. Я рассказала ей о том, что слышала, а она повторила: «О, эти силы, маленькие силы, которые всегда рядом со мной. Но есть и большие, их начальники. Когда они решают заговорить моими устами, мне становится плохо, а потом я целый день как разбитая. Может, ты хочешь их увидеть, они готовы тебе показаться?». Я была крайне потрясена и громко закричала, что не хочу» (Ванга ясновидящая и исцеляющая, с.11-12). Во втором книге этот рассказ передается с небольшими отличиями. Ванга сказала: «Когда они начинают говорить во мне, вернее, через меня, я теряю много энергии, мне становится плохо, я долго пребываю в унынии» (Правда о Ванге, М., 1999, с. 9). Согласно учению святых отцов и вековому духовному опыту христианства, чувства угнетенности, уныния, о которых говорит Ванга, безошибочно указывают на то, что силы эти – падшие духи.
Другие демоны, бывшие источником феноменальной осведомленности Ванги о прошлом и настоящем своих многочисленных посетителей, являлись под видом их умерших родственников. Ванга признавалась: «Когда предо мной стоит человек, вокруг него собирается все умершие близкие. Они сами задают мне вопросы и охотно отвечают на мои. То, что я слышу от них, то и передаю живым» (Правда о Ванге, с. 99). Явление падших духов под видом умерших людей известно с древних библейских времен. Слово Божие решительно запрещает такое общение: Не обращайтесь к вызывающим мертвых (Лев.19:31).

Кроме духов, которые являлись Ванге под видом «маленьких сил» и «больших сил», а также умерших родственников, она общалась с еще одним видом обитателей потустороннего мира. Она называла их жителями «планеты Вамфим».

«Вопрос: Вправду ли посещают Землю те инопланетные корабли, которые называют столь примитивно «летающими тарелками»?

Ответ: Да, это так.

Вопрос: Откуда они прилетают?

Ответ: С планеты, которая на языке ее жителей называется Вамфим. Так, во всяком случае, слышится мне это непривычное слово – Вамфим. Эта планета – третья от Земли.

Вопрос: Возможен ли по желанию землян контакт с жителями загадочной планеты? С помощью технических средств или, быть может, телепатическим путем?

Ответ: Земляне тут бессильны. Контакт осуществляют, сообразуясь со своим желанием, наши гости» (там же, с. 13-14).

Когда человек вступает в общение с падшими духами, он оказывается в духовно-гипнотическом состоянии. Он не воспринимает даже самые простые вопросы здравого смысла. Почему этих космонавтов, которые были существами физическими, не могли видеть родственники Ванги, живущие с ней? Где они оставили свой космический корабль, который тоже должен был быть физическим объектом?
К. Стоянова сообщает различные подробности о том, как общалась Ванга с потусторонним миром. И здесь мы видим типичные медиумические опыты, известные уже много веков. «Лишь иногда мы не могли понять, почему наша тетя бледнеет, почему ей внезапно становится плохо и из уст ее неожиданно раздается голос, поражающий нас своей силой, непривычным тембром, словами и выражениями, которых нет в обычном словаре Ванги» (Ванга ясновидящая и исцеляющая, с. 11). И ещё свидетельство: «И вдруг заговорила со мной незнакомым голосом, от которого у меня мурашки по спине побежали. Она сказала буквально следующее: «Я душа Жанны Д’Арк. Я явилась издалека и направляюсь в Анголу. Там сейчас обильно льется кровь, и я должна помочь установить мир там». После короткой паузы тем же голосом Ванга продолжала: «Не обвиняйте ни в чем эту душу. Она не ваша. Она ничья. Тому свидетель родительница (наша мать – Любка), которая носила ее в корыте, когда носила на смертном одре. Тогда в один миг душа ее отлетела, а в тело вселилась другая душа. Твоя родительница выздоровела, чтобы продолжать свою земную жизнь. Но теперь уже ее душа неродственна вам, детям, и не может вас распознать». Снова короткая пауза, и Ванга продолжает: «Твоя родительница должна посетить Нотр-Дам де Пари, где ей надо провести ночь в молитвенном бдении, – таким образом, вам откроются тайны об окружающем мире» (с. 131-132). Вся эта речь достаточно фантастична. Ясно лишь то, что она придерживалась чуждого христианскому учению воззрения о возможности вселения души в чужое тело.
Из опытов Ванги и её высказываний видно, что она была близка к таким теософам как Е. Блаватская и Н. Рерих. В рассказе К. Стояновой о приезде писателя Леонида Леонова есть такая подробность: «У Ванги было тогда вдохновение, и она говорила о судьбоносных для его страны событиях. Осуществила связь с давно умершей ясновидящей русского происхождения – Еленой Блаватской. Мы действительно услышали удивительные вещи» (с. 191). Теософия Е. Блаватской (буддийское ее имя – Радда-бай) враждебна христианству. Факт этот тоже весьма показателен. Когда Вангу посетил Святослав Рерих, она сказала ему: «Отец твой был не просто художником, а и вдохновенным пророком. Все его картины – прозрения, предсказания. Они зашифрованы, но внимательное и чуткое сердце подскажет зрителю шифр» (с. 30). Известно, что Архиерейский Собор 2000 года отлучил Н. Рериха, Е. Блаватскую и др. от Церкви: «Господь судил нам жить во времена, когда «много лжепророков появилось в мире (1 Ин. 4, 1), которые приходят к нам «в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15)… Возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некой «древней мудростью», сокрытой от непосвященных. Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также «Агни-йогой».
Гадание при помощи магического кристалла известно с давних времен. В новое время Калиостро занимался предсказанием по магическому кристаллу. Для Ванги это был один из основных способом узнать тайное о приходившем человеке. «Сахар – тоже одна из тайн Вангинова дара, так как она требует у каждого, кто ее посещает, принести кусочек сахара, побывавший хотя бы несколько дней в его доме. Когда посетитель входит, она берет этот кусочек. Держит в руках, ощущает его и начинает гадать» (с. 189). Сахар был доступным для всех видом кристалла, который мог каждый принести, подержав его 2-3 дня под подушкой.

Все приведенные факты и свидетельства показывают, что «феномен» Ванги полностью укладывается в классические рамки опытов общения с падшими духами. Обитатели потустороннего мира открывали Ванге настоящее и прошлое людей. Будущее же, как учат святые отцы, демонам не ведомо. Демоны не знают будущего, известного Единому Богу и тем разумным Его тварям, которым Бог благоволил открыть будущее; но как умные и опытные люди из событий совершившихся или совершающихся предусматривают и предугадывают события, имеющие совершиться: так и хитрые, многоопытные лукавые духи могут иногда предполагать с достоверностью и предсказывать будущее (Vita sanct. Pachomii, cap. 49, Patrologiae, Tom 73). Часто они ошибаются; весьма часто лгут и неясными провещаниями приводят в недоумение и сомнение. Иногда же они могут предвозвестить событие, которое уже предназначено в мире духов, но между человеками не приведено еще в исполнение (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о чувственном и о духовном видении духов). Поэтому предсказания Ванги не только туманны, но и фантастичны.

– «В 1981 году наша планета была под очень плохими звездами, но в следующем году она будет заселена новыми «духами». Они принесут благость и надежду» (с. 167).

– «Мы являемся свидетелями судьбоносных событий. Два крупнейших руководителя мира пожали друг другу руки. Но пройдет еще много времени, много воды утечет, пока придет Восьмой — он подпишет окончательный мир на планете» (январь 1988 года).

– «Придет время чудес, наука сделает крупные открытия в области нематериального. В 1990 году мы станем свидетелями изумительных археологических открытий, коренным образом изменяющих наши представления о древних мирах. Все спрятанное золото выйдет на поверхность земли, но вода скроется» (с. 224).

– «В 2018 году поезда будут летать на проводах от солнца. Добыча нефти прекратится, Земля будет отдыхать».

– «Скоро придет в мир древнейшее учение. Меня спрашивают: «Скоро ли придет это время?» Нет, не скоро. Еще Сирия не пала!».

Богооткровенные пророчества святых людей всегда имели спасительные цели. Через покаяние и отвращение от греховной жизни, через молитву людям давалась возможность избежать надвигающихся больших и малых бедствий. Так Бог повелел пророку Ионе возвестить: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! (Ион.3:4). Пророк три дня ходил по городу и призывал к покаянию. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел. (Ион.3:10) .

В предсказаниях Ванги, которые она делала, присутствует какая-то фатальная обреченность. К. Стоянова спросила тетю:

«Вопрос:Если так получается, что ты видишь данным тебе свыше внутренним зрением близкое несчастье или даже кончину пришедшего к тебе человека, можешь ли что-либо предпринять, чтобы можно было избежать несчастья?

Ответ: Нет, ни я и никто другой уже ничего поделать не может.

Вопрос: А если неприятности, и даже катастрофические, грозят не одному лишь человеку, а группе людей, целому городу, государству, можно ли что-либо заблаговременно подготовить?

Ответ: Это бесполезно.

Вопрос: Зависит ли судьба человека от его внутренней моральной силы, физических способностей? Можно ли повлиять на судьбу?

Ответ: Нельзя. Каждый пройдет свой. И только свой путь» (Правда о Ванге, с. 11).

Сама Ванга не сознавала, что она общается с миром падших духов. Не понимали это и многочисленные ее посетители. От обольщения падшими духами спасает благодатная жизнь в многовековом опыте христианства, духовным нервом которого является искреннее и каждодневное исполнение заповедей святого Евангелия. Такая настроенность научает духовному трезвению и уберегает от пагубной прелести. Удержимся от невежественного, пагубного желания и стремления к видениям чувственным, вне установленного Богом порядка!… С благоговением подчинимся установлению Бога, покрывшего души наши густыми занавесами и пеленами тел на время нашего земного странствования, отделившего ими нас от духов сотворенных, заслонившего и защитившего ими от духов падших. Не нужно нам чувственного видения духов для совершения нашего земного, многотрудного странствования. Для этого нужен иной светильник, и он дан нам: Светильник ногама моима – Закон Твой, и свет стезям моим (Псалом 118, 105). Путешествующие при постоянном сиянии светильника – Закона Божия – не будут обмануты ни страстями своими, ни падшими духами, как свидетельствует Писание (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о чувственном и о духовном видении духов).

Важно знать Ваше мнение о способностях Ванги – дар ли это? Как к таким уникальным людям относится Церковь? (Ирина)

***

Литература о Ванге довольно обширна. Однако знакомство с многочисленными публикациями удивляет однообразием. Всё сводится в основном к внешним событиям и эмоциональным впечатлениям. Всякая оценка предполагает внимательное и строгое отношение к фактам, насколько они доступны. К сожалению, даже самые подробные книги, написанные племянницей Ванги Красимирой Стояновой, нарочито неполные. "Некоторые случаи так фантастичны и выходят за рамки здравого смысла, что я не осмелилась включить их в книгу" (К. Стоянова. Ванга ясновидящая и исцеляющая, М.,1998, с.9). Но даже, несмотря на такую цензуру, воспоминания племянницы, жившей вместе с Вангой, многое приоткрывают.

Родители её – Панде Сурчев и Параскева – были земледельцами. Родилась она в Струмице (Македония). Девочка появилась на свет семимесячной и очень слабой. Согласно местной традиции новорожденному не давали имени, пока не было твердой уверенности, что ребенок будет жить. Поэтому девочка некоторое время оставалась без имени. Выбор имени определял местный народный обычай: выходили на улицу и спрашивали первого встречного. Бабушка новорожденной вышла из дома и от первой повстречавшейся женщины услышала имя Андромаха. Недовольная им, она спросила другую женщину. Та сказала ей – Вангелия.

Мать умерла, когда Ванге было три года. Поэтому с раннего детства она была научена трудолюбию, которое сохранялось у неё до самой кончины.

***

Читайте также по теме:

  • - профессор ПСТГУ Александр Дворкин
  • Как Церковь относится к Ванге? - иеромонах Иов Гумеров
  • Ванга – несчастная женщина, жертва темных сил
  • Нет легкого пути к Богу - о лжепророках Ванге и Петре Дынов - иеромонах Виссарин Зографский
  • Церковь должна выразить свою соборную позицию по отношению к Ванге - протоиерей Ангел Ангелов
  • Ванга: кто дергал за веревочку? - Виталий Питанов
  • Ванга - Fornit

***

В 12 лет произошло событие, изменившее всю её жизнь. Когда Ванга возвращалась с двоюродными сестрами в деревню, страшный ураган поднял её в воздух и отнес далеко в поле. Нашли её, заваленную ветками и присыпанную песком. Кроме сильного испуга, была боль в глазах. Вскоре она ослепла. В 1925 году Вангу отвезли в город Земун в дом слепых. Она научилась вязать, читать, освоив азбуку Брайля, готовить еду. Годы эти были счастливые, но тяжелые жизненные обстоятельства заставили вернуться домой.

В 1942 г. она обвенчалась с Димитром Гуштеровым. С этого времени она жила в Петриче, а в конце жизни в Рупте. Умерла она 11 сентября 1996 г.

Необычные способности в ней стали проявляться еще Струмице, когда она жила в доме отца. В 1941 г. её второй раз посетил "таинственный всадник". С этого времени её сверхестественные способности стали проявляться постоянно. Множество людей приходило к ней ежедневно. Она могла рассказать прошлое человека. Открыть подробности, которые не знали даже близкие. Нередко она делала прогнозы и предсказания. Люди уходили под сильным впечатлением. Было ясно, что мир невидимый от неё не закрыт.

Человек, ограниченный физическим телом, не может собственными силами познавать потусторонний мир. Священное Писание и святые отцы говорят о двух источниках нашего знания мира сверхчувственного: Богооткровенный и демонический. Третьего нет. Кто давал информацию Ванге о мире невидимом? Откуда была изумляющая людей осведомленность? Ответ этот можно найти в книге племянницы Ванги.: "Вопрос: Ты разговариваешь с духами? – Ответ: Приходят много и все разные. Тех, которые приходят и постоянно рядом, я понимаю" (Правда о Ванге, М., 1999, с.187). Племянница вспоминает. "Мне было 16 лет, когда однажды в нашем доме в Петриче Ванга заговорила со мной. Только это был не её голос, да и сама она не была собой – это какой-то другой человек, который говорил её устами. Слова, которые я слышала, не имели ничего общего с тем, о чем мы говорили до этого. Словно какой-то другой человек вмешался в наш разговор. Голос произнес: "Вот, мы тебя видим…", а затем мне было подробно рассказано обо всем, что я делала в течение дня до этого момента. Я просто окаменела от ужаса. Мы были вдвоем в комнате. Вскоре после этого Ванга вздохнула и сказала: "Ох, отпустили меня силы", и как ни в чем не бывало, снова вернулась к предыдущему разговору. Я спросила её, почему она так неожиданно стала рассказывать мне, что я делала в течение дня, но она ответила мне, что ничего не говорила. Я рассказала ей о том, что слышала, а она повторила: "О, эти силы, маленькие силы, которые всегда рядом со мной. Но есть и большие, их начальники. Когда они решают заговорить моими устами, мне становится плохо, а потом я целый день как разбитая. Может, ты хочешь их увидеть, они готовы тебе показаться?". Я была крайне потрясена и громко закричала, что не хочу" (Ванга ясновидящая и исцеляющая, с.11-12). Во втором книге этот рассказ передается с небольшими отличиями. Ванга сказала: "Когда они начинают говорить во мне, вернее, через меня, я теряю много энергии, мне становится плохо, я долго пребываю в унынии" (Правда о Ванге, М., 1999, с. 9). Согласно учению святых отцов и вековому духовному опыту христианства, чувства угнетенности, уныния, о которых говорит Ванга, безошибочно указывают на то, что силы эти – падшие духи.

Другие демоны, бывшие источником феноменальной осведомленности Ванги о прошлом и настоящем своих многочисленных посетителей, являлись под видом их умерших родственников. Ванга признавалась: "Когда предо мной стоит человек, вокруг него собирается все умершие близкие. Они сами задают мне вопросы и охотно отвечают на мои. То, что я слышу от них, то и передаю живым" (Правда о Ванге, с. 99). Явление падших духов под видом умерших людей известно с древних библейских времен. Слово Божие решительно запрещает такое общение: Не обращайтесь к вызывающим мертвых (Лев.19:31).

Кроме духов, которые являлись Ванге под видом "маленьких сил" и "больших сил", а также умерших родственников, она общалась с еще одним видом обитателей потустороннего мира. Она называла их жителями "планеты Вамфим".

"Вопрос: Вправду ли посещают Землю те инопланетные корабли, которые называют столь примитивно "летающими тарелками"?

Ответ: Да, это так.

Вопрос: Откуда они прилетают?

Ответ: С планеты, которая на языке ее жителей называется Вамфим. Так, во всяком случае, слышится мне это непривычное слово – Вамфим. Эта планета – третья от Земли.

Вопрос: Возможен ли по желанию землян контакт с жителями загадочной планеты? С помощью технических средств или, быть может, телепатическим путем?

Ответ: Земляне тут бессильны. Контакт осуществляют, сообразуясь со своим желанием, наши гости" (там же, с. 13-14).

Когда человек вступает в общение с падшими духами, он оказывается в духовно-гипнотическом состоянии. Он не воспринимает даже самые простые вопросы здравого смысла. Почему этих космонавтов, которые были существами физическими, не могли видеть родственники Ванги, живущие с ней? Где они оставили свой космический корабль, который тоже должен был быть физическим объектом?

К. Стоянова сообщает различные подробности о том, как общалась Ванга с потусторонним миром. И здесь мы видим типичные медиумические опыты, известные уже много веков. "Лишь иногда мы не могли понять, почему наша тетя бледнеет, почему ей внезапно становится плохо и из уст ее неожиданно раздается голос, поражающий нас своей силой, непривычным тембром, словами и выражениями, которых нет в обычном словаре Ванги" (Ванга ясновидящая и исцеляющая, с. 11). И ещё свидетельство: "И вдруг заговорила со мной незнакомым голосом, от которого у меня мурашки по спине побежали. Она сказала буквально следующее: "Я душа Жанны Д’Арк. Я явилась издалека и направляюсь в Анголу. Там сейчас обильно льется кровь, и я должна помочь установить мир там". После короткой паузы тем же голосом Ванга продолжала: "Не обвиняйте ни в чем эту душу. Она не ваша. Она ничья. Тому свидетель родительница (наша мать – Любка), которая носила ее в корыте, когда носила на смертном одре. Тогда в один миг душа ее отлетела, а в тело вселилась другая душа. Твоя родительница выздоровела, чтобы продолжать свою земную жизнь. Но теперь уже ее душа неродственна вам, детям, и не может вас распознать". Снова короткая пауза, и Ванга продолжает: "Твоя родительница должна посетить Нотр-Дам де Пари, где ей надо провести ночь в молитвенном бдении, – таким образом, вам откроются тайны об окружающем мире" (с. 131-132). Вся эта речь достаточно фантастична. Ясно лишь то, что она придерживалась чуждого христианскому учению воззрения о возможности вселения души в чужое тело.

Из опытов Ванги и её высказываний видно, что она была близка к таким теософам как Е. Блаватская и Н. Рерих. В рассказе К. Стояновой о приезде писателя Леонида Леонова есть такая подробность: "У Ванги было тогда вдохновение, и она говорила о судьбоносных для его страны событиях. Осуществила связь с давно умершей ясновидящей русского происхождения – Еленой Блаватской. Мы действительно услышали удивительные вещи" (с. 191). Теософия Е. Блаватской (буддийское ее имя – Радда-бай) враждебна христианству. Факт этот тоже весьма показателен. Когда Вангу посетил Святослав Рерих, она сказала ему: "Отец твой был не просто художником, а и вдохновенным пророком. Все его картины – прозрения, предсказания. Они зашифрованы, но внимательное и чуткое сердце подскажет зрителю шифр" (с. 30). Известно, что Архиерейский Собор 2000 года отлучил Н. Рериха, Е. Блаватскую и др. от Церкви: "Господь судил нам жить во времена, когда "много лжепророков появилось в мире (1 Ин. 4, 1), которые приходят к нам "в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные" (Мф. 7, 15)… Возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые "новые религиозные движения", которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некой "древней мудростью", сокрытой от непосвященных. Усиленно пропагандируется "Учение живой этики", введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также "Агни-йогой".

Гадание при помощи магического кристалла известно с давних времен. В новое время Калиостро занимался предсказанием по магическому кристаллу. Для Ванги это был один из основных способом узнать тайное о приходившем человеке. "Сахар – тоже одна из тайн Вангинова дара, так как она требует у каждого, кто ее посещает, принести кусочек сахара, побывавший хотя бы несколько дней в его доме. Когда посетитель входит, она берет этот кусочек. Держит в руках, ощущает его и начинает гадать" (с. 189). Сахар был доступным для всех видом кристалла, который мог каждый принести, подержав его 2-3 дня под подушкой.

Все приведенные факты и свидетельства показывают, что "феномен" Ванги полностью укладывается в классические рамки опытов общения с падшими духами. Обитатели потустороннего мира открывали Ванге настоящее и прошлое людей. Будущее же, как учат святые отцы, демонам не ведомо. Демоны не знают будущего, известного Единому Богу и тем разумным Его тварям, которым Бог благоволил открыть будущее; но как умные и опытные люди из событий совершившихся или совершающихся предусматривают и предугадывают события, имеющие совершиться: так и хитрые, многоопытные лукавые духи могут иногда предполагать с достоверностью и предсказывать будущее (Vita sanct. Pachomii, cap. 49, Patrologiae, Tom 73). Часто они ошибаются; весьма часто лгут и неясными провещаниями приводят в недоумение и сомнение. Иногда же они могут предвозвестить событие, которое уже предназначено в мире духов, но между человеками не приведено еще в исполнение (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о чувственном и о духовном видении духов). Поэтому предсказания Ванги не только туманны, но и фантастичны.

– "В 1981 году наша планета была под очень плохими звездами, но в следующем году она будет заселена новыми "духами". Они принесут благость и надежду" (с. 167).

– "Мы являемся свидетелями судьбоносных событий. Два крупнейших руководителя мира пожали друг другу руки. Но пройдет еще много времени, много воды утечет, пока придет Восьмой - он подпишет окончательный мир на планете" (январь 1988 года).

– "Придет время чудес, наука сделает крупные открытия в области нематериального. В 1990 году мы станем свидетелями изумительных археологических открытий, коренным образом изменяющих наши представления о древних мирах. Все спрятанное золото выйдет на поверхность земли, но вода скроется" (с. 224).

– "В 2018 году поезда будут летать на проводах от солнца. Добыча нефти прекратится, Земля будет отдыхать".

– "Скоро придет в мир древнейшее учение. Меня спрашивают: "Скоро ли придет это время?" Нет, не скоро. Еще Сирия не пала!".

Богооткровенные пророчества святых людей всегда имели спасительные цели. Через покаяние и отвращение от греховной жизни, через молитву людям давалась возможность избежать надвигающихся больших и малых бедствий. Так Бог повелел пророку Ионе возвестить: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! (Ион.3:4). Пророк три дня ходил по городу и призывал к покаянию. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел. (Ион.3:10).

В предсказаниях Ванги, которые она делала, присутствует какая-то фатальная обреченность. К. Стоянова спросила тетю:

"Вопрос: Если так получается, что ты видишь данным тебе свыше внутренним зрением близкое несчастье или даже кончину пришедшего к тебе человека, можешь ли что-либо предпринять, чтобы можно было избежать несчастья?

Ответ: Нет, ни я и никто другой уже ничего поделать не может.

Вопрос: А если неприятности, и даже катастрофические, грозят не одному лишь человеку, а группе людей, целому городу, государству, можно ли что-либо заблаговременно подготовить?

Ответ: Это бесполезно.

Вопрос: Зависит ли судьба человека от его внутренней моральной силы, физических способностей? Можно ли повлиять на судьбу?

Ответ: Нельзя. Каждый пройдет свой. И только свой путь" (Правда о Ванге, с. 11).

Сама Ванга не сознавала, что она общается с миром падших духов. Не понимали это и многочисленные ее посетители. От обольщения падшими духами спасает благодатная жизнь в многовековом опыте христианства, духовным нервом которого является искреннее и каждодневное исполнение заповедей святого Евангелия. Такая настроенность научает духовному трезвению и уберегает от пагубной прелести. Удержимся от невежественного, пагубного желания и стремления к видениям чувственным, вне установленного Богом порядка!... С благоговением подчинимся установлению Бога, покрывшего души наши густыми занавесами и пеленами тел на время нашего земного странствования, отделившего ими нас от духов сотворенных, заслонившего и защитившего ими от духов падших. Не нужно нам чувственного видения духов для совершения нашего земного, многотрудного странствования. Для этого нужен иной светильник, и он дан нам: Светильник ногама моима – Закон Твой, и свет стезям моим (Псалом 118, 105). Путешествующие при постоянном сиянии светильника – Закона Божия – не будут обмануты ни страстями своими, ни падшими духами, как свидетельствует Писание (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о чувственном и о духовном видении духов).

Иов Гумеров , иеромонах

15 лет прошло со дня смерти болгарской ясновидящей Ванги. Можно было бы не обращать внимания на ажиотаж вокруг этой даты в светских СМИ, но в прошедшей по НТВ передаче «Русские сенсации» Ванга показана в окружении духовенства, во время крестин. Более того, еще при жизни она на свои деньги пострила в Рупите, где жила, храм в честь святой Петки. Многие нецерковные люди сравнивают ее с блаженной Матроной Московской. В чем принципиальное отличие между ними и как относится к Ванге Болгарская Православная Церковь?

Александр ДВОРКИН, завкафедрой сектоведения ПСТГУ:

Я уже писал в «Афонских рассказах» о митрополите Неврокопском Нафанаиле (Ванга проживала на территории Неврокопской епархии), как незадолго до смерти Ванги к владыке пришли посланцы от нее и передали, что Ванга нуждается в его совете и просит приехать к ней. Через несколько дней митрополит Нафанаил приехал и вошел в комнату Ванги. В руках он держал крест-мощевик с частицей Честного Креста Господня. В комнате было много народу, Ванга сидела в глубине, что-то вещала и не могла слышать, что еще один человек тихо вошел в дверь, и уж точно не могла знать, кто это. Вдруг она прервалась и изменившимся – низким, хриплым – голосом с усилием проговорила: «Сюда кто-то зашел. Пусть он немедленно бросит на пол ЭТО!» «Что «это»»? – спросили у Ванги ошеломленные окружающие. И тут она сорвалась на бешеный крик: «ЭТО! Он держит ЭТО в руках! ЭТО мешает мне говорить! Из-за ЭТОГО я ничего не вижу! Я не хочу, чтобы ЭТО было в моем доме!» – вопила старуха, суча ногами и раскачиваясь. Владыка развернулся, вышел, сел в машину и уехал.
Ванга была колдуньей, контактировала с темными силами. При жизни она, как любой человек могла покаяться, и именно на это надеялся митрополит Нафанаил, откликнувшись на ее просьбу. Но, увы, не покаялась, и, естественно, Болгарская Православная Церковь относится к ней отрицательно. Самой же ведьме очень хотелось показать свою связь с Православием, так как таким образом она рассчитывала привлечь новых «клиентов». Для этого и храм построила на территории своего поместья, но если внимательно посмотреть, его трудно назвать православным. Какие-то внешние формы соблюдены, но иконы ужасные, архитектура чудовищная, все грубо, аляповато, и вообще все построено вокруг Ванги. Поддерживали ее раскольнические или откровенно сектантские псевдоправославные группировки. Нарядиться в рясу может каждый, но от этого он не станет священником.
Ну а что она была у кого-то крестной, так бытовое православие, в котором соблюдаются лишь какие-то внешние формы, без связи с содержанием, а иногда и вопреки ему, в Болгарии распространено еще больше, чем в России. У нас тоже иногда крестными становятся некрещеные люди – нецерковные родители приглашают в кумовья своих друзей, даже не интересуясь, крещены ли они. В Болгарии часто происходит то же самое.
А вот что общего между Вангой и блаженной Матроной Московской, я не понимаю. Слепота? Так и Гомер был слеп. И венецианский дож Энрико Дондоло тоже ничего не видел. Тем не менее сумел привести 4-й крестовый поход к стенам Константинополя и руководил предательским взятием византийской столицы, невиданным грабежом и надругательством над ее святынями. Ванга открыто занималась колдовством, говорила об особом даре, который появился у нее после черепно-мозговой травмы, брала деньги за прием. Это был хорошо поставленный и отработанный бизнес, на котором наживалось немало людей – все окружение болгарской колдуньи. Блаженная Матрона лежала парализованная, смиренно несла свой крест и молилась Богу за людей, которые ее об этом просили.

Записал Леонид ВИНОГРАДОВ

В 12 лет Ванга ослепла при трагических обстоятельствах. Причем существует две версии, одна, так сказать официальная, (ослепла, попав в смерчь), которую рассказывала Ванга и ее последователи, и версия, извлеченная на свет из архивов полиции болгарской журналисткой Святославой Тодорковой (была изнасилована и ослеплена насильником).


Болгарская журналистка Святослава Тодоркова разыскала архивы метеонаблюдений начала 20 века.(0:11:40) «Я сделала справку в метеорологической службе. Мне сделали архивную справку с 1900 года: Были ли в этом районе какие-то стихийные бедствия? Торнадо или крупные ветры? И мне ответили, что ничего такого не было.

Также ей удалось разыскать рапорт полиции Новосела, где в то время жила Ванга «Из полицейского рапотра 1923 г, Струмица, Македония: Местными жителями на окраине Новосела без сознания найдена девочка примерно 12 лет. В больнице врачи подтвердили. Она была изнасилована. Более того, преступники выкололи ей глаза» (0:12:45) ...В рапорте не указано имя, но совпадений и так слишком много»

Пророчествовать, или как она сама говорит – «гадать», Ванга начала только в 30 лет, перед началом второй мировой войны. Причем, вот как она описывает свой первый контакт с потусторонними силами:

(0:19:23)Ванга: «Приходит незнакомец и спрашивает: Знаю ли я его? Я говорю – нет. Он говорит, что он святой Иоанн Златоуст. Сказал, что на следующий день будет война. И что скажет мне: кто умрет и кто останется в живых. Когда я начала предсказывать, все называли меня сумасшедшей, но уже через четыре часа... началась война».

(0:20:53) Корреспондент; «А мертвые говорят?» Ванга: «Да, они и сейчас говорят. Они здесь рядом стоят» Корреспондент: «Подождите, они здесь?» Ванга: «Да они стоят и сами рассказывают о себе. Например, кто-то приходит ко мне и ищет сына. Голос говорит мне: скажи ему, что сын умер»

Должен сказать, что этот опыт передачи информации в корне отличается от того, что, например, описывал Серафим Саровский:

"Серафим со смирением ответил: - Он шел ко мне, как и другие, как и ты, шел, яко к рабу Божию: я, грешный Серафим, так и думаю, что я – грешный раб Божий, что мне повелевает Господь, как рабу Своему, то я и передаю требующему полезного. Первое помышление, являющееся в душе моей, я считаю указанием Божиим и говорю, не зная, что – у моего собеседника на душе, а только веруя, что так мне указывает воля Божия для его пользы. – Как железо – ковачу, так я передаю себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли ни имею; а что Богу угодно, то и передаю.

Житие, наставления, пророчества преподобного Серафима Саровского чудотворца .(http://www..htm)

Хотя, конечно бывают и посещения святых, но на краткое время, для душеполезного общения. Но я не разу не слышал и не читал, чтобы в голове у святого звучали голоса. На это различие я не могу не указать. Тем более, что звучащие в голове Ванги голоса мучают ее, не дают ей покоя.

(1:06:49) Знакомая Ванги: «Она очень сильно уставала. И всегда говорила, что у нее голова болит. Вы, говорила, сейчас идете домой спать. А меня вот всю ночь будут мучить. Кто ее мучил, я не знаю»

Хотя, в фильме это объясняют как голоса не святых, а как души умерших. Что Церковь тоже не признает. Голоса умерших по учению Церкви и опыту святых, звучать сами по себе не могут. Являться из того мира могут только святые для помощи людям, но никак не простые умершие, чтобы поболтать с оставшимися на земле, через медиума.

Соседка Ванги Василка Стоянова (0:22:57) «Однажды к Ванге пришла женщина, у которой болел муж. Ванга приказала поймать птицу, выташить сердце, положить это сердце в бокал с вином и принести к ней, чтобы оно постояло у нее один вечер. После чего Ванга сказала: Это сердце должен съесть твой муж и выпить вино. Он так и сделал, после чего резко перестал болеть»

Отношение к людям

Ванга: (0: 29:15) «Слушай, гадаю я с 6 апреля 41го года, и до сих пор не видела ни одного бабника, а вот каждая вторая женщина потаскуха»

Гадание и Проклятие

Сама Ванга часто говорила, что на ней проклятие. Что все, кого она любит, умирают. Первый муж Демитр, спился и умер в 1962году. Перед тем как жениться на Ванге он бросил самую красивую девушку в деревне, с которой уже был помолвлен. Любовник Иван Благой, прелюбодействовавший с гадалкой имея жену и четверых детей – повесился (0:32:43 -0: 36:00)

Ванга знала что гадание смертный грех (1:14:10) «Она говорила посетителям, что гадание – это смертный грех. В минуты усталости жаловалась близким, что совершает не Богоугодное дело, и боится, что будет жестоко наказана. Провидица боялась смерти, и того, что ждет ее за гробовой чертой...»

И чтобы снять проклятие она решает построить храм и снять этим свое проклятие (0:36:05).

Надо сказать, что построенная Вангой церковь, весьма странная. Расписывал ее какой-то светский модернистский художник. В итоге получилось нечто не то что не церковное, но и даже просто ужасное, больше напоминающее насмешку над Церковью (см. фото внутри, и снаружи )

Но, мне кажется важнее отношение к самому строительству, к самой постройке церкви. Для чего она ее строила? Из разрозненных цитат становится понятно, что Ванга боялась смерти, боялась наказания за небогоугодное гадание. И считала, что она может загладить свою вину не личным покаянием, а этим самым строительством, и тем, что ее будут в этой церкви отмаливать.

(0:36:30) Ванга: «Церковь будет работать и днем и ночью. Вот... Это вам не городская церковь, чтобы по часам работала, открыта она весь день будет. И двое мужчин чтобы охраняли»

Причем желая очистить себя таким поступком, Ванга совершенно не желает принести плод личного покаяния. Не желает отказаться от гадания хотя это стало единственным условием со стороны Церкви. Покайся, откажись от гадания, и мы освятим твою церковь. Но этого не произошло. Показательно как ведутся переговоры между Вангой и представителем Церкви накануне предполагаемого освящения ее постройки

(1:18:31) Ванга: "служба будет в четверг вечером!» Священник: «Мы не можем прийти. Все люди могут, но священники, монахи не могут».... Ванга: «что вам нужно?! Чего вам не хватает?! Почему не хотите прийти?! Столько людей будет, а вас не будет?! Что это такое? ! В пятницу 14го церковь будем освящать!

Священник: «Священнику так нельзя. Церковь одна. Если ты чувствуешь себя частью этой Церкви, надо делать как положено»

Ванга: «В пятницу придешь освятить церковь! Всё! Да там просто приходишь, аллилуйя, аллилуйя и всё»

Священник поставил условие: храм будет принят и освящен в одном единственном случае: если Ванга покается, и навсегда отречется от предсказательства... Ванга отказалась, и храм так не освятили... тогда она самостоятельно открыла храм. Вместо икон на его стенах изображения самой Ванги»

Обратите внимание на тон с каким она говорит. Она приказывает священнику прийти, и освятить! Более того, по ее словам, это же так просто сделать «приходишь, аллилуйя, аллилуйя и всё» Ужасное поведение взбалмошной старушонки – иначе это не назовешь. Но тут надо понять, почему она себя так ведет. Чувствуется, что она крайне напугана. Ведь если «аллилуйя и всё», то можно и без священника обойтись. Построил и всё! Но нет же, она смертельно боится наказания, она смертельно боится остаться без прощения, без «защиты». Ей крайне нужно «запустить» церковь, заставить, чтобы там начались службы. Ей кажется, что в этом случае ей всё простится! И поэтому она раздражается, когда священник высказывает свой отказ прийти в назначенный Вангой день.

Надо указать на нехристианское поведение Ванги, на отсутствие смирения, гордыню, и самоуправство. Сама решила построить церковь, сама назначила день освящения, и приказывает прийти и освятить, хоть бы даже это была только видимость «приходишь, аллилуйя и всё».

Но еще один эпизод показывает, что Ванга относилась к строительству церкви как к магическому действу.

(1:17:30) «в 94м году за два года до смерти Ванги церковь наконец была построена. Родные рассказывали, что накануне открытия храма пророчица волновалась как никогда, и в последний момент даже заменила черезчур пышную церемонию открытия на камерное семейное торжество»

Прямая речь (1:17:46) «Завтра, когда освящать будем... мне страшно... чтобы я не упала в транс, когда войду...Поэтому не хочу, чтобы кто-либо был рядом... Никому не доверяю... Если упаду в транс в церкви, тогда всё!...»

Очевидно, ей кажется, что если она не впадет в транс, то значит ее простили, но если и в церкви на нее нападут потусторонние силы, «то всё». Она не понимает, что такое покаяние, и что строительство церкви, жертвование миллионов тут вовсе не причем, что нужно одно только сердечное раскаяние. И это говорит о том, что она крайне далека от Церкви. Замечу также, что нигде ни разу я не встречал, чтобы говорилось, что Ванга посещала службы или хоть раз причащалась. Поправьте меня если это не так. Однако, складывается впечатление, что она была очень далека от Церкви.

Последние годы жизни

(0:43:55) "В последние дни жизни Ванга чувствовала себя крайне плохо. Она мучилась от кошмарных видений, постоянно теряла сознание, и говорила какие-то бессвязные фразы. Это фрагмент ее предсмертного интервью. Ванга: «Ох какие вокруг клоуны. Оставьте меня хоть сейчас, чтобы у меня не тряслось сердце»

Ванга к концу жизни накопила большое состояние. Охранник Ванги Петр Костадинов говорит: (0:49:20) «Я лично вносил на счет Ванги 16 млн. левов. Это была лишь часть ее состояния»

(0:49:30) «Это фрагмент ее предсмертного интервью. В последние минуты жизни Ванга не говорила о глобальных вещах, не делала громких предсказаний. Пожилую женщину больше беспокоило: как родные будут делить ее наследство»

Я не брал самих предсказаний, я просто показал как жила Ванга, как она относилась к Церкви, и как она умирала. И могу сделать вывод, что святые ей являться не могли, а бесы – вполне. Тем более, что человек вне Церкви беззащитен перед духами злобы. Хотя бы потому, что совершенно забывает о том, что являются в виде ангелов и бесы тоже. Человек вне Церкви лишен дара различения духов злобы, и зачастую гибнет, отдавшись им.

Когда я смотрел этот фильм и писал статью меня не покидало чувство сострадания к этой женщине, и чувство сожаления к легковерным людям, готовым идти на поклон к любой пророчице. Несчастная обманутая бесами женщина умерла мучительной смертью от рака, и неизвестно где сейчас пребывает без покаяния. А тысячи людей продолжают как завороженные пересказывать бесовские предсказания, и даже называть ее святой.

И ее дару ясновидения.
К сожалению, высокопоставленные священнослужители Православной Церкви по данному кругу вопросов высказывались крайне редко. Их комментариев в печати было опубликовано очень мало.
Поэтому в настоящей «Энциклопедии ясновидящей Ванги» мы еще раз приводим выдержку из интервью нашего специального корреспондента Юрия Куликова, которое было опубликовано в журнале «Дружба» («Россияне»), № 6 за 1990 год.
На вопрос нашего специального корреспондента Ю.В.Куликова отвечает настоятель Болгарского подворья в Москве архимандрит Гавриил.

Вопрос: Отец Гавриил, к трудному сегодняшнему дню уже, кажется, все мы поняли простую и одновременно удивительно глубокую истину: не хлебом единым жив человек. Можно смело сказать: слово «духовность» нынче в большом ходу. Кто только не печется о возрождении духовности людей, народов, страны...
Но всегда ли свободен человек в выборе своих поступков? В воспоминаниях о «слепой пифии XX века», ясновидящей Ванге, очень многие очевидцы приводят поразительные факты предсказаний людских судеб. Но судьба-то как раз и складывается из поступков! И если человек ее заложник, то о какой свободе может идти речь?
Ответ: Вопрос о свободе воли всегда был камнем преткновения для рационалистически мыслящих умов. И разрешим лишь только в вере. «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода», — говорит Апостол. И в другом месте: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас». В такой — истинной! — свободе высочайшее достоинство человека, и Бог не налагает на нее оков. Человек свободен в своем произволении, то есть волен поступить так или иначе, но то, что на самом деле происходит в его жизни, происходит постольку, поскольку допускает Господь.
А о «феномене Ванги » скажу: во-первых, прорицания Вангелии далеко не всегда верны. Например, в предсказаниях моим родственникам она ошиблась. А во-вторых, Болгарская Церковь вовсе не утверждает, что дар Ванги от Бога. Он вполне может быть подобен тому, каким обладала рабыня, упоминаемая в «Деяниях святых Апостолов».
Вы, конечно, помните, что в одном из городов Македонии за Павлом и его учениками несколько дней подряд ходила служанка, одержимая духом прорицания. Она не переставала кричать: «Сии че-ловеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». Вроде бы чего страшного в соответствующих истине словах? Но Апостол, распознав их дух, пресек это славословие врага, вещающего ее устами, ибо враг что и делает, на первый взгляд, полезного для человека, то непременно с пагубной целью. Изгнал Апостол из нее этого духа, и она тотчас лишилась дара прорицания.
Правда, среди прочих даров Духа святой Павел упоминает и о даре пророческом. Такой ниспосылается некоторым святым. Но они, зная волю Божию, никогда не открывали людям о их судьбе все и вся, а только духовно полезное, спасительное на трудном пути людском.

Так высказался о ясновидящей Ванге настоятель Болгарского подворья в Москве архимандрит Гавриил. Так священнослужитель, занимающий одну из высших административных должностей, отозвался о предсказаниях Ванги .
Процитируем еще раз заключительные слова архимандрита Гавриила: «...они (святые. — Ред.) И, зная волю Божию, никогда не открывали людям о их судьбе все и вся, а только духовно полезное, спасительное на трудном пути людском».
Да, Ванга не посвящена в святые, на все воля Божия. Но то, что ясновидящая Ванга «никогда не открывала людям о их судьбе все и вся, а только духовно полезное» — это разве не факт?!
И, конечно, факт, говорящий очень о многом, — то, что в 1994 году по инициативе болгарского издательства церковной литературы Ванга была признана «проповедником года».
И самая последняя информация, как говорится, к размышлению. В сентябре — декабре 1996 года (после смерти Ванги) какая-то часть священнослужителей Болгарской Православной Церкви высказалась за то, чтобы ясновидящую Вангу канонизировать. Публикации об этом появились на страницах болгарской и российской прессы.
Однако высокопоставленные священнослужители Болгарской Православной Церкви идею о канонизации ясновидящей Ванги не поддержали.
Несостоятельна эта идея в корне? Или она пока просто преждевременна? Ответы на эти вопросы может дать только само Время?