Оценка эффективности электронного дистанционного обучения. Дистанционное образование: эффективное обучение или самообман? Эффективность дистанционного образования

Одной из особенностей современного педагогического процесса является широкое использование различных информационных технологий. Персональный компьютер и Интернет стали неотъемлемыми составляющими образования. Использование телекоммуникаций и сетевых технологий позволяет проводить обучение в тех случаях, когда учитель и ученик разделены значительным географическим расстоянием. Одна из основных современных информационных технологий в обучении, появившаяся в последнее время – дистанционное обучение. В настоящее время дистанционное обучение широко внедряется в образовательный процесс и становится актуальным определение его результативностии степени практического использования.

На основании опроса учащихся общеобразовательных учреждений и их родителей из различных регионов Россииможно сделать вывод, что большинство детей (64,17%) принимает участие в дистанционном образовании (рисунок 1).

При этом дети обучаются дистанционно в рамках подготовки к сдаче ЭГЕ и ГИА (27,13%), получения дополнительного образования (24,65%),подготовки к поступлению в ССУЗ и ВВУЗ (20,01%), в рамкахнаучно-исследовательской работы (14,99%), подготовки и участия в олимпиадах (7,77%), получения общего образования (4,58%).

Рисунок 1 –Участие школьников в дистанционном образовании

Однако большинство респондентов (50,01%) редко используют дистанционные технологии, лишь 23,8% постоянно пользуются дистанционными формами обучения, 22,91% - по мере необходимости (рисунок 2).

Рисунок 2 – Частота использованиядистанционных форм обучения

На рисунке 3 представлен график, характеризующий наиболее распространенные формы дистанционной работы учителя (преподавателя) с детьми:

Консультирование по учебным темам (26,88%);

Передача задания и получение результата по выполненному заданию (21,68%);

Проверка знаний с помощью тестирования (17,73%);

Организация работы над проектом (14,79%);

Проведение полноценных уроков (10,46%);

Обсуждение учебного материала(4,51%).

Рисунок 3 – Формы дистанционной работы учителя (преподавателя) с учащимися

На рисунке 4 представлен график, характеризующий наиболее распространенные средства, которыеиспользует учитель (преподаватель) в процессе дистанционного обучения. Проанализировав график можно определить, что в процессе дистанционного обучения 17,46% детей учителя (преподаватели) используют электронную почту; 16,79% – чаты в Интернет, 16,75% – электронную школу, 15,41%– скайп, 11,85% – школьный сайт, 10,47% – Интернет-форум, 8,71% –систему дистанционного обучения.

Рисунок 4 –Средства, используемые учителямив процессе дистанционного обучения

На рисунке 5 представлен график, характеризующий наиболее распространенные средства, которые использует учитель (преподаватель) для вовлечения родителей в образовательный процесс. 40,3% родителей указали, что учитель (преподаватель) для их вовлечения в образовательный процесс использует электронный дневник; 28,56% – электронную почту, 26,35%– скайп.

Рисунок 5 – Ответы на вопрос «Какие средства использует учитель (преподаватель) для Вашего вовлечения в образовательный процесс?»

При оценке эффективности использования в образовательном процессе видеоуроков большинство родителей и учащихся (91,54%) ответили, что использование в образовательном процессе видеоуроков эффективно в рамках отдельных учебных предметов (рисунок 6).

Рисунок 6 – Эффективность использования в образовательном процессе видеоуроков

На рисунке 7 представлен график, показывающий какие задачи, по мнению учащихся и их родителей, решает дистанционное обучение:

Рисунок 7 – Задачи, решаемые дистанционным обучением

Дистанционное обучение в первую очередь предоставляет возможность обучения в удобное время и в удобном месте (16,16%);

Дистанционное обучение развивает способности ребенка (16,10%);

Дистанционное обучение предоставляет возможность расширить круг своего общения (15,02%);

Дистанционное обучение формирует навыки работы с объемами информации, развивает самостоятельность в поиске и использовании необходимой информации (14,86%);

Дистанционное обучение повышает у ребенка уровень знаний, умений, навыков (13,88%);

Дистанционное обучение формирует мотивацию к самообразованию (11,79%);

Дистанционное обучение развивает навыки самоконтроля (10,58%).

Таким образом, дистанционное образование решает широкий спектр задач, однако заменить полностью традиционную форму обучения не сможет: большинство учащихся и родителей (46,61%) считают, что дистанционное обучение служит хорошим инструментом, дополняющим занятия в школе, а24, 98% – что дистанционное обучение не может заменить занятия в школе. Четверть опрошенных (27,34%) все-таки рассматривают дистанционное образование как полноценную альтернативу дистанционной форме обучения (рисунок 8).

Рисунок 8 – Возможности дистанционного обучения стать альтернативой занятиям в школе

При этом 67,75% родителей и учащихся указывают на эффективность применения дистанционных технологий в рамках дополнительного образования учащихся, и лишь30,48% – на эффективностьв рамках основного образования (рисунок 9).

Рисунок 9 – Эффективность применения дистанционных технологий в рамках основного и дополнительного образования

При определении основных элементов учебного процесса, реализуемых с помощью дистанционных технологий 32,45% учащихся и родителей указали, что образовательное учреждение в ходе реализации учебного процесса предоставляет доступ учащимся к электронным образовательным ресурсам, . 31,62% – организует участие школьников в олимпиадах, конкурсах, научных проектах и исследованиях, 31, 21% – использует видеоуроки по отдельным предметам (рисунок 10).

Рисунок 10 – Основные элементы учебного процесса, реализуемые с помощью дистанционных технологий

На рисунке 11 видно, что большинство (72,37%) учащихся и родителей считает, что текущий контроль знаний и промежуточную аттестациюлучшепроводить сочетая традиционные методы и систему компьютерного тестирования, 24,48% считают, что что текущий контроль знаний лучшепроводить с использованием традиционных методов оценки знаний.

Рисунок 11 – Проведение текущего контроля знаний и промежуточной аттестации

Результативность дистанционного обучения по мнению родителей и учащихся зависит от квалификации учителей, разрабатывающих видеоуроки (28,8%), от квалификации учителей, использующих в учебной деятельности видеоуроки и ЭОР (16,79%),качества самих идеоуроков и ЭОР (18,68%),от технических возможностей компьютера и качества интернет-связи (14,1%). В меньшей степени результативность зависит от мотивации ребенка к учебной деятельности (12,33%) и от возможностей самого ребенка (8,5%) (рисунок 12).

Рисунок 12 –Факторы, влияющие на результативность дистанционного обучения

25,17% респондентов считают, что наиболее эффективным инструментомдистанционного обучения является электронные образовательные ресурсы (ЭОР), 24,98% – консультации преподавателя в режиме реального времени (on-line), 22,63% – письменные консультации преподавателя по предварительному запросу (off-line), 12,37% – занятия под руководством преподавателей в виртуальных или удаленных лабораториях, 10,59% – видеоуроки, 1,63% – система контроля знаний (рисунок 13).

Рисунок 13 – Эффективные инструментыдистанционного обучения

При этом, эффективно ведение дистанционного образовательного процессапо таким учебным предметам: математика, геометрия, информатика (33,73%); география, обществознание, ОБЖ (31,29%); история, русский язык, литература, иностранный язык (27%). Эффективность ведения дистанционного образовательного процесса по естественным наукам (биология, химия, физика) очень низкая-4,62% (рисунок 14).

Рисунок 14 – Учебные предметы, по которым эффективно ведение дистанционного образовательного процесса

Дистанционное обучение эффективно при обучении детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (27,09%); для обучения детей, пропустивших занятия по болезни (19,34%), для обучения детей, не желающих посещать общеобразовательную школу (15,01%), в процессе выявления и развития способностей одаренных детей (14,25%) Есть родители и ученики (2,93%), которые считают, что дистанционное обучение является не эффективным (рисунок 15).

Рисунок 15 – Ответы на вопрос «На Ваш взгляд, дистанционное обучение является эффективным?»

Проанализировав полученные данные, можно судить о достаточно высокой эффективности дистанционного обучения в целом, так и эффективность применяемых способов, методов, видов, инструментов, направлений и моделей дистанционного обучения.

Дистанционное обучение предоставляет возможность получить намного больше информации, позволяющей оценить знания, навыки и умения, полученные в результате прохождения дистанционного обучения.

В том числе: время затрачиваемое на вопросы, количество попыток, вопросы или задания, которые вызвали наибольшие трудности и т.д. Наличие подобной информации позволяет намного гибче управлять проводимым обучением.

Еще одним достоинством дистанционного обучения в сравнении с традиционным очным обучением является его стоимость. Анализ показывает, что при достижении минимального количества слушателей дистанционного обучения, дистанционное обучение становится более дешевым по сравнению с традиционным очным обучением. При дальнейшем увеличении количества слушателей дистанционное обучение становится значительно дешевле по сравнению с традиционным очным обучением. Это связано с тем, что, не смотря на то, что запуск дистанционного обучения требует инвестиций, проведение дистанционного обучения значительно дешевле, чем традиционное очное обучение.

Еще одним важным преимущество дистанционного обучения является его эффективность. Эффективность дистанционного обучения во многом зависит от предмета дистанционного курса, но в большинстве случаев она выше эффективности традиционного очного обучения. Некоторые исследования показывают, что продолжительность обучения при проведении его в дистанционной форме может сокращаться на 30 - 40% по сравнению с традиционным очным обучением, а скорость запоминания материала возрастает на 10 - 30%. Необходимо обратить внимание, что данный тезис противоречит представлению большинства людей о дистанционном обучении. Это вызвано тем, что к сожалению, сегодня рынок дистанционного обучения в России не устоялся и мы очень часто сталкиваемся с некачественным дистанционным обучением.

Важным преимуществом дистанционного обучения является возможность его использования для проведения обучения лиц, имеющих ограниченные возможности. Также проведение дистанционного обучения позволяет предоставить доступ к качественному обучению лицам, по тем, или иным причинам, не имеющим возможности проходить обучение в традиционной очной форме. Например, в месте их проживания нет качественного учебного заведения.

Использование современных информационных технологий при дистанционном обучении позволяет выстроить эффективную систему управления обучением, построенную на возможности сбора значительно большей информации о прохождении обучения слушателем дистанционного обучения по сравнению с традиционным очным обучением. Но для этого необходимо следовать некоторым рекомендациям. При их соблюдении дистанционное обучение будет намного эффективнее.

Организация эффективного дистанционного обучения в условиях Интернета невозможна без учета, с одной стороны, особенностей телекоммуникационной среды, а с другой, особенностей поведения человека в этой среде. Интернет представляется участникам процесса дистанционного обучения (учащимся, преподавателям) в качестве новой коммуникационной среды, которая порождает новые ситуации и отношения.

Специфика общения в сети определяется тем, что в Интернете происходит смена ведущего сенсорного канала на визуальный. Следовательно, при создании различных средств обучения (образовательных веб-сайтов, веб-учебников, справочных систем и прочее) необходимо еще на этапе их проектирования, а также при использовании их в учебном процессе учесть наиболее важные психолого-физиологические особенности восприятия человеком информации, представленной в визуальной форме. С развитием мультимедийных средств, включенных в Интернет (например, видео- и аудиотелеконференций), становится актуальным и изучение особенностей восприятия информации в речевой форме. Это позволит не только повысить эффективность и качество дистанционного обучения, но и снимет лишние учебные нагрузки на учащихся.

Авторы и разработчики дистанционных курсов, а также преподаватели и координаторы, проводящие дистанционное обучение, должны взаимодействовать с психологами на всех этапах работы над курсом в целях повышения его эффективности.

Учебное заведение или организация системы дополнительного образования, осуществляющие дистанционное обучение, должны включить в штат своих сотрудников профессиональных психологов, владеющих в достаточной степени навыками работы со средствами новых информационных и коммуникационных технологий и выполняющих свои функциональные обязанности в новой среде обучения.

Главной целью психолого-педагогической поддержки учащихся является создание благоприятного психологического климата при проведении дистанционного обучения. Помимо этого не менее важной целью является оказание помощи учащимся в выработке индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное усвоение знаний, получаемых дистанционно. А также психолого-педагогическое сопровождение важно для формирования необходимых личностных качеств студентов в течение всего процесса обучения.

Одними из наиболее важных предпосылок успешного дистанционного обучения являются личностные особенности учащихся, поэтому необходимо применять методы психодиагностики при приеме абитуриентов в ВУЗ, диагностики их профессиональной направленности.

Низкий уровень контроля требует более сильной внутренней мотивации учебной деятельности, которую необходимо повышать в процессе обучения постоянно различными способами (как в принципе и усилить этот самый контроль). Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед студентом. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки студента. В противном случае многие студенты не закончат обучение.

При создании курсов ДО необходимо помнить и такие правила, как то, что студент с самого начала работы за компьютером должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в программе.

Изучение трудов классиков показали, что преподавателям- разработчикам дистанционных курсов будут полезны рекомендации, данные еще Ф. Дистервегом в его "Руководстве к образованию немецких учителей". Они остаются крайне актуальными и в наше время при самых современных педагогических технологиях. Вот некоторые из них:

Распределение каждого материала на известные ступени и небольшие законченные части;

Указывание на каждую ступень отдельной части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приведение из него отдельных данных, чтобы возбуждалась любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере;

Распределение и расположение материал таким образом, чтобы, где только возможно, на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее Ф. Дистервег "Руководстве к образованию немецких учителей"..

Для обеспечения доступа студентов к учебно-методическим и аттестационным материалам при проведении очных групповых занятий и аттестации, а также для обеспечения эффективной работы тьюторов и администраторов (кураторов) групп дистанционного обучения образовательное учреждение, реализующее дистанционное обучение, должно располагать новейшим техническим оборудованием с высокой скоростью интернета.

Для более успешного усвоения материала курс ДО должен быть разбит на относительно небольшие, логически замкнутые части (разделы). Основные требования к построению такой структуры: логичность выделения структурной единицы, обозримость ее с содержание раздела, наличие для учащегося возможности прямой навигации из любой структурной единицы в любую другую, логически с ней связанную, возможность перейти от данного раздела к другому разделу курса.

Методические пособия должны быть построены таким образом, чтобы студент мог перейти от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно, к максимальной замене преподавательского контроля самоконтролем. Поэтому они должны содержать подробное описание рациональных приемов описанных видов деятельности, критериев правильности решений, рекомендации по эффективному использованию консультаций.

Одна из наиболее распространенных ошибок при создании курсов ДО заключается в выполнении их в виде электронной копии стандартных печатных учебников. Информационные технологии предоставляют в распоряжение преподавателя мощный набор инструментов, которые должны эффективно использоваться для достижения целей учебного процесса при дистанционном обучении.

Учебник для ДО должен обладать следующими качествами:

Развитой гипертекстовой структурой в понятийной части курса (определения, теоремы), а также в логической структуре изложения (последовательность, взаимосвязь частей).

Удобной для пользователя системой навигации, позволяющей ему легко перемещаться по курсу, отправлять электронные письма преподавателю, переход в раздел дискуссий.

Использованием мультимедийных возможностей современных компьютеров и Интернет (графических вставок, анимации, звука если необходимо и др.).

Наличием подсистемы контроля знаний, встроенной в учебник.

Разбивкой курса на небольшие блоки (страницы).

Наличием глоссария (автономные справочные материалы) и ссылками на глоссарий, разрабатываемые для данного курса, отдельных его модулей или серии курсов.

Эффективной обратной связь с преподавателем, средствами для переговоров через Интернет в реальном масштабе времени, которое дает студентам и преподавателям возможность разговаривать с другими людьми во всем мире в режиме прямого диалога.

Немаловажно для ДО, чтобы четко определялись для студентов сроки выполнения заданий.

В настоящее время технологии дистанционного обучения проникли практически во все секторы обучения (школы, вузы, корпорации и т.д.). Тысячи компаний и университетов тратят немалую часть своих ресурсов на подобные проекты. Зачем они это делают? Какова отдача (прямая и косвенная)? Каков результат от этих инвестиций? Этими и многими другими подобными вопросами задаются сегодня многие руководители и участники образовательных проектов. Чтобы на них ответить, необходимо оценить такой существенный параметр, как эффективность этих проектов.

Существуют различные подходы к оценке эффективности разнообразных систем обучения. Остановимся сначала на тех из них, которые позволяют оценить относительную эффективность, основанную на анализе технологий обучения. Так, можно выделить следующие основные процессы, определяющие эффективность исследуемой системы обучения в целом: методологию формирования системы знаний, методологию формирования системы профессиональных умений и навыков, рентабельность образовательного процесса и разумную стратегию цен за обучение.

Сформулируем некоторые правила, которые позволяют перейти от методологических утверждений к более конкретным критериям оценки сравнительной эффективности систем обучения.

  • 1. Система обучения является более эффективной по сравнению с другой, если учебная нагрузка студента в течение рассматриваемого периода (семестр, год) в этой системе будет более равномерной, чем в сравниваемой. Это утверждение основывается на том, что в большинстве случаев невозможно сформировать систему знаний при неравномерной учебной нагрузке (например, только во время сессионных занятий).
  • 2. Система обучения более эффективна по сравнению с другой, если отношение числа часов занятий, формирующих умения и профессиональные навыки к общему числу занятий будет больше аналогичного отношения в сравниваемой системе. Другими словами, для того чтобы сформировать профессиональные умения и навыки, необходимо провести достаточное количество практических занятий, тренингов, деловых игр и других занятий, на которых отрабатываются сложные профессиональные умения и навыки. С учетом внедрения интерактивных сетевых заданий в технологии дистанционного обучения соотношение практических занятий к общему числу часов становится достаточно высоким и приближается к показателям очной формы обучения. Особенности организации и ведения заочного обучения не позволяют увеличить значение данного показателя до приемлемого уровня. В среднем отношение количества часов практических занятий к общему количеству часов, отводимому на изучение дисциплины, для различных форм обучения распределяется следующим образом: очная -- до 40 %, заочная -- до 10 %, дистанционная -- до 30 %.
  • 3. Система обучения должна быть рентабельной при разумной политике цен.

Таким образом, по критериям формирования знаний, умений и навыков, а также вследствие более равномерного распределения учебной нагрузки студента в течение года (рис. 3) технология дистанционного обучения сопоставима с очной формой обучения и значительно превосходит по качественным параметрам заочную форму обучения.

Рис. 3.

Достаточно высокая эффективность дистанционного обучения во многом достигается благодаря высокой степени его интерактивности, специфическим особенностям информационных и телекоммуникационных технологий, индивидуальному планированию и организации учебного процесса.

Это подтверждается экспериментом, который провел профессор социологии Калифорнийского государственного университета Дж. Шютте. В один из семестров профессор в произвольном порядке разделил группу студентов на две подгруппы. Студенты одной из них посещали занятия как обычно: слушали лекции, выполняли домашние задания и сдавали тесты, а студенты другой прошли аналогичный курс дистанционно. Последние получали задания и оценки через Интернет, брали необходимую информацию с сайта университета, задавали вопросы и отсылали профессору выполненные контрольные по электронной почте, а также с помощью Интернета участвовали в групповых дискуссиях. В аудитории они появились только для сдачи экзамена за семестр. И что интересно! «Сетевые» студенты продемонстрировали результаты в среднем на 20 % выше результатов своих однокурсников из обычной очной группы. Безусловно, в данном случае у «сетевых» студентов была более высокая мотивация и делать обобщающие выводы на основе одного эксперимента не стоит. Но конкретный результат говорит о многом. Кстати, относительная анонимность участия в дискуссиях по Интернету позволила многим студентам задавать те вопросы, которые они никогда бы не задали в реальной аудитории в присутствии своих друзей.

Начиная с 1960-х годов специалисты по обучению стали приходить к пониманию важности количественной оценки экономического эффекта от проектов в области образования, особенно при корпоративном обучении. Можно выделить четыре основных причины проведения оценки эффективности обучения в компаниях:

  • 1) обучение является инструментом бизнеса, одним из проектов, реализуемых организацией для увеличения своей производительности и доходности;
  • 2) обоснование целесообразности расходов на обучение вызывает необходимость проведения его количественного анализа;
  • 3) оценка эффективности помогает разработчикам улучшать обучающие материалы, так как без формальной оценки база для изменений чрезвычайно субъективна.
  • 4) оценка эффективности помогает выбрать наилучший метод обучения.

Эффективность корпоративного дистанционного обучения определяется сочетанием пяти ключевых факторов, позволяющих обучаемым удержать в памяти больше информации, увеличить свою осведомленность, добиться лучших результатов работы и тем самым увеличить коэффициент рентабельности инвестированного капитала. К этим факторам относятся: интерактивность, запоминаемость, гибкость в использовании, предоставление помощи и доступность.

Интерактивность . Внедрение интерактивности в процесс обучения делает участие обучаемого более активным, заставляет его стараться достигнуть максимального результата. Интерактивность помогает также преподавателям включить в курс более сложные материалы.

Интерактивность можно сочетать с имитированием в процессе обучения той среды, с которой должны познакомиться обучаемые. Например, если курс посвящен использованию компьютерной программы, изображение на экране должно соответствовать тому, которое отображается при работе этой программы, а обучаемому можно дать задание выполнить операцию, соответствующую одному из изучаемых вопросов. Для более сложных в этом отношении тем можно смоделировать бизнес-процесс и предложить обучаемому изучить его.

Запоминаемость . Чтобы лучше запомнить, обучаемые должны ощущать важность изучаемого материала. В этом помогает также структурирование заголовков изучаемых тем, обеспечивающее удержание в памяти необходимой информации. А это, в свою очередь, делает более вероятным применение ими полученных знаний в будущих реальных проектах. Кроме того, организация заголовков помогает избежать повторов, которые часто снижают эффективность электронного обучения.

Гибкость в использовании . В системе должна быть предусмотрена возможность обучения сотрудников с различным уровнем подготовки и различными возможностями. Необходимо, чтобы обучаемые могли легко двигаться по учебному курсу, следить за своим перемещением, а также могли вернуться на ту позицию, где находились при предыдущем сеансе обращения к учебному курсу.

По мере развития компании содержание курса редко остается неизменным, поэтому средства обучения должны позволять изменять учебный контент. Возможность таких изменений необходимо заложить в средства обучения в самом начале. Само внесение изменений необходимо планировать и следить за его осуществлением.

Предоставление помощи . Поскольку электронное обучение происходит обычно индивидуально, то необходимо, чтобы система обучения предоставляла обучающимся помощь. Им требуются инструкции по прохождению курса, средства навигации, подсказки для выполнения заданий, ссылки для получения определений, поддержка при возникновении технических вопросов и др. Кнопка вызова помощи должна быть доступна с любого слайда курса. Все это поможет сотрудникам сосредоточиться на обучении, а не отвлекаться на досадные помехи. Для гибкости работы обучаемых полезно предусмотреть раздел для часто задаваемых вопросов, а также глоссарий терминов, которые могут быть незнакомы обучаемым. Эти средства могут стать ценными справочными ресурсами для сотрудников даже после завершения обучения.

Доступность . Из-за загруженности обучающихся часто бывает трудно выбрать время для учебного процесса. Для решения этой проблемы необходимо использовать различные способы доставки учебного контента. Если учебный материал доступен через Интернет, то необходимо обеспечить возможность использования этих материалов вне работы. Для тех предприятий, где имеются затруднения с доступом к Интернету, для обучающихся, которые хотят изучать материал дома, а также для технического персонала, которому нужен справочный материал вне предприятия, можно предусмотреть создание версии учебного материала на компакт-дисках.

Для повышения экономической эффективности дистанционных курсов как в общем, так и в корпоративном обучении большое значение имеет маркетинговый подход к обслуживанию обучаемых для того, чтобы результаты образовательных проектов были максимально ориентированы на потребителя. Инструментами комплекса маркетинга должны учитываться не только требования рынка, но и способы активного воздействия на него. Результат деятельности службы маркетинга проявляется в организации оптимального набора студентов и в трудоустройстве подготовленных специалистов. При этом крайне важно, чтобы маркетинг был постоянно действующим процессом с обязательным участием всех вузов, входящих в систему открытого образования.

На что следует обратить внимание! При написании данной статьи автор пытался излагать материал насколько это возможно простым языком. Но, вполне возможно, это ему не удалось сделать в полной мере из-за очень сложной темы статьи.

Электронное дистанционное обучение прочно вошло в корпоративную систему обучения российских компаний. И не удивительно,- эта форма обучения позволяет оперативно повышать квалификацию большого количества работников непосредственно на рабочих местах, практически без отрыва от производственного процесса.

Следует отметить, что система дистанционного электронного обучения в целом состоит из множества различных электронных курсов. Эти курсы разрабатываются, тестируются на функциональность, после чего их запускают в эксплуатацию. При помощи электронных курсов персонал банка повышает свою квалификацию. От эффективности каждого в отдельности учебного курса зависит и эффективность всей СДЭО.

В течение пяти лет в банке «Возрождение» успешно функционирует система дистанционного электронного обучения (далее - СДЭО). Под выражением «успешно функционирует», понимаются показатели:

Количественные : количество разрабатываемых и принятых в эксплуатацию учебных курсов, количество сотрудников посещающих веб-портал «Обучения и развития», количество сотрудников, прошедших обучение по каждому учебному курсу.

Качественные : изменение уровня знаний до и после прохождения электронного учебного курса, оценка сотрудниками качества разработанных учебных курсов, оценка руководителями качества обучения подчиненных.

Сотрудники учебного центра банка постоянно проводят мониторинг вышеперечисленных показателей с целью контроля качества проводимого обучения. Но эти показатели не могут в полной мере отразить эффективность внедренной электронной системы дистанционного электронного обучения.

Как измерить эффективность СДЭО?

После того как СДЭО была внедрена в банке «Возрождение», был разработан первый десяток учебных курсов, началось регулярное обучение персонала, была определена необходимость в проведении оценки эффективности данной формы обучения.

Соответственно, перед ключевыми сотрудниками Учебного центра была поставлена задача разработать оценку СДЭО. В 2009 году не было найдено в деловой литературе у партнеров, которые занимаются аналогичной деятельностью необходимых образчиков оценки СДЭО, которые соответствовали бы следующим критериям: оценка должна быть максимально понятной, простой, объективной, практичной и гибкой.

Поэтому сотрудники Учебного центра самостоятельно занялись разработкой такой оценки.

    1. Вначале было дано определение термину «эффективность электронного дистанционного обучения».
    2. Составлена математическая модель расчета эффективности.
    3. Были определены критерии, влияющие на эффективность.
    4. Проведены пробные расчеты.
    5. После получения первых данных, модель расчета была немного доработана.
    6. После чего, модель была запущена в эксплуатацию.
Прежде чем детально описать модель расчета эффективности СДЭО, следует отметить, что полученные данные позволили в цифрах увидеть не только имеющиеся проблемные зоны дистанционного обучения, но и получить ответ, как их исправить. По результатам полученных данных процедура разработки учебных курсов была скорректирована.

ВАЖНО.

Данная модель расчета эффективности СДЭО была разработана исключительно для целей Учебного центра банка «Возрождение» и вполне возможно для других целей, и в других компаниях может быть неприменима.

Модель эффективность СДЭО Учебного центра банка «Возрождение»

Термин «эффективность системы дистанционного электронного обучения» означает процентное отношение протори (совокупность затраченных ресурсов, издержек) с полученными результатами.

Результатом этого отношения будет являться числовое значение между нулем и 100%.

Внимание! Чем ближе результат вычисления к нулю, тем выше эффективность, чем ближе результат вычисления к 100%, тем ниже эффективность.

Если протори равно нулю (ничего не вложено), а получаемый результат максимальный - СДЭО получается очень эффективным. Такое может быть?

И наоборот. Вложились на все 100%, а результата при этом нет, как такое может быть?

Экспериментальным путем, моделированием различных ситуаций было выявлено, что наиболее эффективной система СДЭО будет при получении расчетных данных близких к 30%. При получении расчетных данных близких к 80% и выше, СДЭО будет практически неэффективным.

Какие критерии объединены в категорию ПРОТОРИ?

Протори насчитывает пять критериев. Каждый критерий оценивается по десятибальной шкале.

Чем выше балл, тем протори будет выше, то есть затраты, издержки возрастают. Высокий протори необходимо всеми силами снижать.

Чем ниже балл, тем протори будет ниже – затраты, издержки уменьшаются. К низкому протори необходимо стремиться.

Опишем каждый критерий:

    1. Наличие документации к СДЭО
Если в компании существует детально прописанная нормативная документация к дистанционному обучению, то разработка учебного контента, создание учебных курсов, проведение обучения занимает минимум времени и ресурсов. Разработчики знают, что необходимо делать, как и в какие сроки. В этом случае этот критерий получает 10 баллов.
В случае полного отсутствия, в учебном подразделении, документов регламентирующих деятельность СДЭО, балл по данному критерию будет единица.

Какие документы необходимы, чтобы получить 10 баллов?

«Политика организации электронного дистанционного обучения» .

Чем детальнее прописаны процедуры и требования к данному типу обучения, тем проще встроить учебный процесс. Любой работник компании – от рядового сотрудника до руководителя подразделения – должен иметь возможность найти в этом документе ответы на все вопросы, касающиеся дистанционного обучения. Разделы, которые должны быть внесены в данную политику:

  • кто выступает организаторами обучения;
  • по чьей инициативе назначаются учебные курсы;
  • каким образом работникам назначаются (время, сроки, документы) учебные курсы;
  • где, как, когда сотрудник будет проходить обучение;
  • каким образом происходит контроль;
  • как, кто, когда, кому направляет отчеты с результатами;
  • зоны ответственности работников разных подразделений в области СДЭО.
«Политика разработки электронных учебных курсов» .

Документ, в котором перечисляются все стадии и требования к процессу разработки учебного курса. Целесообразно включить в эту политику следующие разделы:

  • кто может выступать заказчиками учебных курсов;
  • каким образом заказчик инициирует процедуру их разработки;
  • кто, как, когда формирует рабочую группу;
  • как устанавливаются сроки выполнения работ;
  • кто может выступать разработчиками курсов;
  • что может быть включено (не должно быть включено) в учебный материал;
  • как должен оформляться учебный курс;
  • какие методы дистанционного обучения существуют и как их использовать;
  • как будет тестироваться готовый курс;
  • каким образом курс будет принят в эксплуатацию;
  • как взаимодействовать с внешними провайдерами (в случае их привлечения).
    2.Сложность реализации электронного курса
Сложность реализации электронного курса - это критерий, который отражает насколько сложно с технической стороны реализован учебный курс.
В учебном курсе материал может быть подан различными способами:
1. В виде сплошного текста . Это самый непродуктивный способ с точки зрения обучения, но самый простой с точки зрения технической реализации.
2. В виде текстового материала и различных задач, которые помогают этот материал усвоить. (Достаточно верное решение, но при этом затратный подход). Логику задач необходимо продумывать, необходимо механизм задачи реализовать в электронном виде и самое главное необходимо описать задачу в курсе, чтобы участники поняли, что и как необходимо делать.
3. В виде бизнес-кейсов . Через решение бизнес-кейсов при помощи различных подсказок, наводящих тем, обсуждения правильных и неправильных решений участники получают наиболее устойчивые знания. Но этот подход один из самых сложных с точки зрения реализации. Как показывает опыт, для реализации такого подхода необходимы не только яркие и интересные идеи, которые как всегда в дефиците, но и грамотное техническое решение.

За наиболее простую реализацию, курс получает 1 балл. За наиболее сложную – 10 баллов. Безусловно, при создании учебного курса необходимо стремиться к наиболее простой реализации, но способ подачи учебных материалов является очень важным элементом.

ВАЖНО.

Сложность технической реализации бывает необоснованной и обоснованной. Необоснованная реализация - это когда очень простой материал «заливается» очень сложно технически. В программном продукте CourseLab компании WebSoft (работники банка «Возрождение» применяют только его), который предназначен именно для создания «заливки» учебных курсов, есть все необходимые встроенные средства для реализации очень интересных курсов. Использовать встроенные средства CourseLab - правильное решение с точки зрения «простой реализации». При этом некоторые работники, которые занимаются «заливкой» применяют программные коды, мультипликацию и дополнительные средства для придания «шарма» учебному курсу, что зачастую очень усложняет его реализацию.
Обоснованная реализация - это когда работникам необходимо передать сложные знания. Для передачи их придуманы соответствующие бизнес-кейсы, которые реализовать обычными средствами бывает невозможно.

Для того чтобы воочию оценить разные подходы к реализации учебных курсов, можно посетить сайт courselab.ru раздел «Конкурс 2011». В этом разделе сайта размещены учебные курсы, которые принимали участие в конкурсе на лучший электронный курс. Учебный курс «Проведение презентации» банка «Возрождение» занял в трех номинациях призовые места. Этот курс очень высоко интерактивен: в нем необходимо выполнять бизнес-кейсы, решать сложные задачи, искать решения. С точки зрения технической реализации он достаточно простой, потому как эта реализация осуществлялась стандартными средствами программы CourseLab.


    3. Уровень сложности знаний
Учебный курс предназначен прежде всего для передачи знаний участнику обучения. Эти знания могут быть общеизвестными: знание правил трудового распорядка в компании, корпоративной культуры, дресс-кода и др. В банковском бизнесе, многие знания являются специализированными: отличительные признаки поддельных банкнот, методы их защиты, стандарт безопасности данных индустрии платежных карт и др. Общеизвестные и специализированные знания могут быть, как простыми и сложными для изучения. В зависимости от уровня сложности знаний необходимо выбирать и методы их передачи. Для простых знаний балл будет единица, для очень сложных -10 баллов.

    4. Длительность разработки учебного курса
Те, кто занят разработкой курсов, знают, что на длительность создания курсов влияет множество факторов: понятная исходная документация(с ней быстрее можно разобраться), уровень подготовки разработчиков(они быстрее могут разработать контент и его залить), как много времени разработке курсов могут выделять эксперты бизнес-подразделений(один день в неделю или одни день в месяц) и т.д.

В банке «Возрождение» электронные курсы разрабатываются согласно утвержденному на один год календарному плану. На каждый курс отводится необходимое время.

Если время на разработку удалось значительно уменьшить относительно планируемого, тогда присваивается один балл. Если время превышено в несколько раз, тогда десять баллов.

    5. Квалификация специалистов – разработчиков курса
Для банка «Возрождение» была выбрана ролевая модель, когда разработкой всех курсов занимается собственная команда. В эту команду входят специалисты Учебного центра и специалисты, того подразделения, которое является заказчиком курса.

Очень кратко опишем, какие роли существуют?

Заказчик курса . Он ставит цели и задачи перед командой разработчиков; Принимает курс в эксплуатацию.

Архитектор курса . Архитектор курса является руководителем всего проекта. Он должен определять сроки, распределять ответственность, минимизировать возможные риски. И еще одна задача – создание сценария. Сценарий создается совместно с «Разработчиком контента». Что входит в понятие сценарий? Последовательность подачи материала, определение параллельных ветвей обучения, возможных ответвлений, когда и в каком объеме использовать проверочные вопросы. В Учебном центра банка «Возрождение» архитекторами курсов являются ведущие специалисты Учебного центра, так как они лучше других справляются с данной ролью.

Разработчик контента . Этот специалист должен знать в совершенстве банковский продукт и/или тот бизнес-процесс, о котором пойдет речь в учебном курсе и/или как работает банковская программа, и уметь на доступном языке описать все это на доступном языке. Описать таким образом, чтобы любой пользователь мог разобраться, что и как делать. Разработчиками контента выступают специалисты бизнес-подразделений.

«Заливщик» контента . В задачу данного специалиста входит правильное оформление учебных материалов, компоновка его в нужном порядке, программирование необходимого количества функций и в завершении - предоставление предварительно готовой версии курса для начала процедуры его проверки в целях работоспособности.

Тестировщик курса

Процесс создания электронного учебного курса очень похож по своей структуре на создание программного обеспечения. В завершении работы над курсом правильность его функционирования проверяет специалист в роли «тестировщика». Он должен проверить его функциональность, выявить возможные ошибки, неточности… Результаты своей работы он должен передать «заливщику». Для полноценной проверки курса желательно выделять наиболее квалифицированных специалистов из тех подразделений, специалисты которых и будут в дальнейшем проходить обучение.

Чем выше квалификация специалистов занятых разработкой курсов, тем выше балл – протори будет выше.

Чем ниже квалификация этих специалистов, тем ниже балл.

Как пример: если разработкой курса будет заниматься студент, то затраты будут достаточно низкими в этой категории. Не следует привлекать к написанию простых веб-шаблонов программиста самой высокой квалификации: с этой задачей можете справиться и вы сами, и выпускник колледжа.

Подведем итоги.

Протори необходимо снижать. За счет чего? Вот, на мой взгляд, наиболее важные пункты, влияющие на показатели повышения эффективности СДЭО. Это:

    1. Подготовка детальной документации по СДЭО, изучение которой позволяет качественнее разрабатывать любые учебные курсы.
    2. Упрощение технической реализации курса. Использование встроенных функций и методов программных средств по разработке учебных курсов.
    3. Соблюдение и уменьшение сроков разработки электронных курсов.
    4. Привлечение персонала требуемой квалификации. 5. Какие критерии были объединены в категорию результат?
Любое обучение должно приводить к какому-либо результату. Для определения общего результата по каждому курсу определены пять критериев.

Чем выше балл, тем результат будет выше.

Чем ниже балл, тем результат будет ниже.

Опишем каждый критерий:

Оценка курса участниками обучения.

Оценка участниками обучения - очень важный критерий. В банке «Возрождение» данная процедура была автоматизирована сразу после внедрения.

    1. Был создан опросный лист в электронном виде. Программа WebTutor компании WebSoft, на базе которой построена вся система электронного дистанционного обучения в банке, позволяет достаточно просто автоматизировать подобные процедуры.
    2. Опросный лист был встроен в процесс прохождения учебного курса.
    3. Прежде чем завершить обучение по курсу, сотрудник должен перейти на опросный лист и его заполнить – выставить оценки за учебный курс. Все оценки суммируются и в системе отражается балл, который показывает насколько участники обучения удовлетворены учебным курсом.

Если балл за курс 1, то это означает очень низкую удовлетворенность обучением. Выставленный балл 10, означает очень высокую удовлетворенность обучением.

Результаты проверки знаний

Одним из критериев, отражающим эффективность обучения, служит уровень остаточных знаний, который измеряется в промежутке от одного до трех месяцев после завершения обучения. В банке «Возрождение» измерение уровня знаний проводится при помощи модуля электронного тестирования программы WebTutor. Чем выше уровень полученных знаний, тем выше балл у данного критерия.

Прямое влияние знаний на бизнес

Перечень необходимых знаний, которыми должны владеть работники банка, достаточно обширен. Это и знания корпоративной культуры, банковского законодательства, требования, описанные во внутренней документации, стандарты обслуживания клиентов и другие.

При этом некоторые знания могут иметь слабое влияние на ведение бизнеса, а некоторые наоборот - очень сильное влияние на бизнес.

Как пример - знания управления продажами бизнес-подразделения.

    • Эти знания, если ими обладает рядовой сотрудник, который напрямую не занимается управлением продажами, слабо влияют на бизнес.
    • А в руках руководителя они превращаются в мощный инструмент достижения результатов.
Есл· знания, передаваемые в учебном курсе, имеют очень низкое влияние на бизнес, то выставляется балл один. Если знания, передаваемые в учебном курсе, имеют самое высокое влияние на бизнес, то балл выставляется 10.

Востребованность учебного курса

Высокая оценка востребованности учебного курса характеризуется высокой заинтересованностью со стороны заказчика, как правило, - это руководители бизнес-подразделений в разработке учебного курса. В случае, когда руководитель подразделения заинтересован в разработке учебного курса, им выделяется наиболее высококвалифицированный специалист, с предоставлением ему дополнительных полномочий, сам заказчик лично контролирует ход разработки курса и т.д.

При максимально высокой востребованности учебного курса балл будет 10, при противоположной ситуации балл будет – один.

Количество участников обучения (целевая аудитория)

В банке «Возрождение» работникам назначаются курсы исключительно по заявкам руководителей бизнес-подразделений. Заявки на обучение подаются в электронном виде через веб-портал «Обучения и развития». Поле этого в автоматическом режиме на основании поступивших заявок назначаются учебные курсы.

Так как этот процесс полностью автоматизирован, то очень легко контролировать весь процесс обучения, в том числе: количество участников обучения, количество тех, кто уже проходит обучение, количество тех, кто завершил учебный курс.

Чем больше участников обучения, тем выше балл. И наоборот.

О результатах проведенной оценки эффективности СДЭО.

С целью представления реальных результатов оценки эффективности СДЭО для данной статьи были выбрано семь различных учебных курсов. Они были разработаны в разное время, различными сотрудниками. Каждому курсу были проставлены баллы в разделе протори и в разделе результаты. В итоге получилась заполненная таблица «Экспертная модель расчета СДЭО».

Согласно полученным данным два учебных курса, курс №1 и №5, имеют хорошую эффективность. А курсы №6 и 7 предельно низкую эффективность.

Если посмотреть заполненную таблицу, то сразу становится видным, что:

    1. Курс №6 сложно реализован, в нем заложена подача сложных заданий, а в результатах - влияние на бизнес «низкое».
    2. Курс №7 сложно реализован и очень долго разрабатывался, а количество участников обучение небольшое.
А понимая, где имеются недоработки, можно их в дальнейшем исправлять.

Применяя такой подход в оценке эффективности СДЭО можно:

    1. Во время планирования разработки учебных оценивать их возможную эффективность.
    2. Во время разработки курсов оценивать получающуюся эффективность.
    3. По завершении обучения оценивать реальную эффективность.

Обучение персонала на современных быстроразвивающихся предприятиях требует значительных затрат как времени, так и денег. Это заставляет многие предприятия обратиться к электронному обучению, которое позволяет довести необходимые сведения до персонала в любом месте и в любое время через интернет, а также сделать это быстрее и дешевле.
Эффективность дистанционного обучения (ДО) определяется сочетанием пяти ключевых факторов, позволяющих обучаемым удержать в памяти больше информации, увеличить свою осведомленность, добиться лучших результатов работы и тем самым увеличить коэффициент рентабельности инвестированного капитала.
К этим факторам относятся:
- интерактивность,
- запоминаемость,
- гибкость в использовании,
- предоставление помощи,
- доступность.

Интерактивность
Внедрение интерактивности в процесс обучения делает участие обучаемого более активным, заставляет его стараться достигнуть максимального результата. Интерактивность помогает также преподавателям включить в курс более сложные материалы.
Интерактивность можно сочетать с имитированием в процессе обучения той среды, с которой должны познакомиться обучаемые. Например, если курс посвящен использованию компьютерной программы, изображение на экране должно соответствовать тому, которое отображается при работе этой программы, а обучаемому можно дать задание выполнить операцию, соответствующую одному из изучаемых вопросов. Для более сложных в этом отношении тем можно смоделировать бизнес-процесс и предложить обучаемому пройти через него.

Запоминаемость
Чтобы лучше запомнить, обучаемые должны ощущать важность изучаемого материала. В этом помогает также структурирование заголовков изучаемых тем, обеспечивающее удержать в памяти необходимой информации. А это в свою очередь делает более вероятным применение ими полученных знаний в будущих реальных проектах. Кроме того, организация заголовков помогает избежать повторов, которые часто снижают эффективность электронного обучения.

Гибкость в использовании
В системе должна быть предусмотрена возможность обучения сотрудников с различным уровнем подготовки и различными возможностями. Необходимо, чтобы обучаемые могли легко двигаться по учебному курсу, следить за своим перемещением, а также могли вернуться на ту позицию, где находились при предыдущем сеансе обращения к учебному курсу.
По мере развития компании содержание курса редко остается неизменным, поэтому средство обучения должно позволять изменять учебный контент. Возможность таких изменений необходимо заложить в средство обучения в самом начале. Само внесение изменений необходимо планировать и следить за его осуществлением.

Предоставление помощи
Поскольку электронное обучение происходит обычно не в группе, важно, чтобы система обучения предоставляла обучаемым помощь. Вашим сотрудникам потребуются инструкции по прохождения курса, средства навигации, подсказки для выполнения заданий, ссылки для получения определений, поддержка при возникновении технических вопросов и пр. Кнопка вызова помощи должна быть доступна с любого слайда курса.
Все это поможет сотрудникам сосредоточиться на обучении, а не отвлекаться на досадные помехи. Полезно также предусмотреть Для гибкости работы обучаемых полезно предусмотреть раздел для часто задаваемых вопросов, а также глоссарий терминов, которые могут быть незнакомы обучаемым. Эти средства могут стать ценными справочными ресурсами для сотрудников даже после завершения обучения.

Доступность
Из-за загруженности сотрудникам часто бывает трудно выбрать время для обучения. Для решения этой проблемы необходимо исполоьзовать различные способы доставки учебного контента.
Если учебный материал доступен через интернет, необходимо обеспечить сотрудникам пользоваться этим материалом вне работы.
Для тех офисов, где имеются затруднения с доступом к интернету, для сотрудников, которые хотят изучать материал дома, а также для технического персонала, которому нужен справочный материал вне офиса, можно предусмотреть создание версии учебного материала на CD-ROM, Расходы на создание такого учебного диска будут несопоставимы с затратами на расширение обучения.