"лютцов". Тяжелый крейсер лютцов - петропавловск- таллин- днепр Крейсер таллин модель палубные надстройки


Недостроенный немецкий тяжелый крейсер «Лютцов» во время буксировки в СССР

17 сентября 1942 года советские моряки и рабочие Балтийского завода провели уникальную операцию по скрытому подъему тяжелого крейсера «Петропавловск», потопленного немецкой артиллерией ровного год назад, 17 сентября 1941 года при первом штурме Ленинграда.


Прямо под носом у гитлеровцев «Петропавловск» был поднят и отбуксирован вверх по Неве в безопасное место. С помощью кессонов рабочие-судоремонтники заварили корпус корабля, получивший пробоины от 53 прямых попаданий 210-миллиметровых снарядов, восстановили основные и вспомогательные механизмы, пожарную, водоотливную и осушительную системы крейсера. Одновременно была введена в строй и артиллерия корабля. Уже в конце декабря 1942 года «Петропавловск» под командованием капитана II ранга С. Глуховцева вновь открыл огонь по гитлеровским укреплениям.

Тяжелый крейсер «Петропавловск», изначально носивший имя «Лютцов», был заложен 2 августа 1937 года на верфи фирмы «Дешимаг АГ Вессер» в Берлине и спущен на воду 1 июля 1939 года. Готовый лишь на 70% корабль был в конце 1939 года был продан СССР за 106,5 млн. золотых марок. 31 мая 1940 года германские буксиры привели корабль к верфи Балтийского завода, который приступил к его достройке. Несмотря на то, что немцы, не желая усиливать своего будущего противника, всячески задерживали поставки механизмов и вооружения для крейсера, а затем и вовсе отозвали инженерно-технический персонал, осуществлявший монтаж оборудования, к лету 1941 года корабль уже был практически закончен, хотя ни одно из его помещений не было окончательно достроено. Из вооружения корабля были установлены лишь 1-ая и 4-ая 203-мм орудийные башни и 1x2 - 37-мм и 8 - 20-мм зенитных автоматов. Крейсер хода не имел, но и в таком состоянии уже мог вести огонь. 15 августа 1941 года на «Петропавловске» был поднят советский военно-морской флаг. К этому времени его экипаж составлял 408 человек. 7 сентября 1941 года, когда немецко-фашистские войска подошли к Ленинграду, «Петропавловск», как и все корабли Краснознаменной Балтики, стал оказывать артиллерийское содействие сухопутным войскам.


Немецкий тяжелый крейсер «Лютцов» во время его осмотра советской приемной комиссией

11 сентября 1941 года во время боевой стрельбы на 22-ом выстреле взрывом снаряда в канале разорвало ствол левого орудия башни № 1. С каждым днем возрастала напряженность боев. В ночь на 17 сентября «Петропавловск» вел непрерывный огонь по войскам противника, которые вплотную подошли к Ленинграду. Утром 17 сентября гитлеровская артиллерия с дистанции три километра стала расстреливать неподвижный крейсер прямой наводкой. Не имея возможности маневрировать, корабль в этот день получил 53 прямых попадания 210-миллиметровых снарядов. Через пробоины площадью до 30 квадратных метров внутрь корпуса начала проникать вода. Медленно затопляясь, «Петропавловск» крепился на левый борт и через 6 часов с дифферентом на нос лег на грунт.

После подъема крейсер вернулся в состав Балтийского ВМФ. 1944 году крейсер участвовал в снятии блокады Ленинграда, когда 10 дней подряд сокрушал оборону врага. Им была проведена 31 артиллерийская стрельба и выпущено 1036 203-мм снарядов.

11 марта 1953 года крейсер был переклассифицирован в несамоходное учебное судно и переименован в «Днепр», а в конце 50-х годов пущен на слом.


Плавказарма "Днепр" (бывший крейсер "Петропавловск/Таллин") в середине 50-х годов.

Если у Вас есть дополнительная информация или фотоснимки, связанные с этим событием, просим публиковать их в комментариях этого поста.

Информация о фотоснимках.

Последний из заложенных германских тяжелых крейсеров ждала наиболее странная судьба. После спуска на воду, состоявшегося спустя два года после закладки, 1 июля 1939 года, его достройка значительно замедлилась. Причиной стал недостаток рабочей силы и первые сбои доныне работавшей как часы германской промышленности. С большими задержками поступили лопатки для турбин, что замедлило установку всех главных механизмов. Но судьбу корабля решила не техника, а политика. 23 августа 1939 года Германия и Советский Союз подписали пакт о ненападении, предусматривавший, в частности, интенсивный экономический обмен. СССР поставлял большое количество продовольствия и сырья, собираясь в ответ получить современную военную технику. В соответствии со вполне разумными соображениями Сталина: "Корабль, купленный у предполагаемого противника, равен двум: на один больше у нас и на один меньше у врага", особое внимание уделялось попыткам закупить большие боевые корабли. Обсуждалось приобретение чуть ли не всех крупных единиц германского флота, однако реально немцам пришлось поступиться только одним - «Лютцовом». Выбор этот еще раз показывает, что тяжелые крейсера представляли наименьший интерес для Гитлера, уже втянутого в войну с сильными морскими противниками и потерявшего надежду добиться морского паритета с Британией в традиционных сбалансированных флотах. Так что потеря корабля, не слишком пригодного для индивидуальных рейдерских действий вследствие своей энергетической установки, не могла сильно сказаться на планах немецкого флота, явно неспособного на прямое столкновение в бою с английским. С другой стороны, СССР получал один из самых современных и совершенных в техническом отношении крейсеров, хотя и в незаконченном состоянии.

11 февраля 1940 года состоялось подписание соглашения о закупке «Лютцова». За 104 млн. рейхсмарок СССР получал корабль, законченный по верхнюю палубу, имевший часть надстроек и мостика, а также две нижние башни главного калибра (впрочем, орудия были установлены только в носовой). На этом, собственно, заканчивается история немецкого тяжелого крейсера «Лютцов» и начинается история советского боевого корабля, сначала получившего обозначение "проект 53", а с 25 сентября и название «Петропавловск». 15 апреля «покупка» при помощи буксиров покинула верфь «Дешимаг» и 31 мая была отбуксирована в Ленинград, на Балтийский завод. Для продолжения работ вместе с кораблем прибыла целая делегация в составе 70 инженеров и техников, под руководством инженер-контрадмирала Фейге. Далее началась игра с нечестными намерениями. По германско-советским планам предполагалось ввести «Петропавловск» в строй к 1942 году, однако уже осенью работы заметно замедлились - по вине немецкой стороны. Война с Советским Союзом уже была решена, и усиливать противника немцы не хотели. Поставки сначала затягивались, а затем вовсе прекратились. Объяснения германского правительства заключались в многочисленных ссылках на затруднения в связи с войной с Англией и Францией. Но и после падения Франции постройка ничуть не ускорилась, даже еще более замедлилась. Целые вагоны с грузами для «Петропавловска» "по ошибке" попадали вместо Ленинграда на другой конец Европы.

Игра без правил продолжалась. Весной 1941 года контр-адмирал Фейге отправился в Германию в "отпуск по болезни", из которого уже не вернулся. Затем стали уезжать остальные специалисты; последний из них покинул Советский Союз 21 июня, всего за несколько часов до германского нападения. Неудивительно, что к началу Великой Отечественной войны тяжелый крейсер находился лишь в 75 %-й готовности, причем отсутствовала большая часть оборудования. Орудия имелись только в поставленных вместе с кораблем носовой и кормовой пониженных башнях; кроме того, из Германии прибыло несколько легких зениток (установлены 1 спаренная 37-мм установка и восемь 20-мм автоматов). Тем не менее, рабочие завода и команда во главе с капитаном 2 ранга А. Г. Ванифатьевым прилагали все усилия, чтобы привести крейсер хотя бы в условно боеспособное состояние. К июню 1941 года корабль полностью укомплектовали офицерским и старшинским составом и примерно на 60 % - рядовыми. После начала войны и угрожающего выдвижения противника к северной столице с 17 июля по приказу командующего Морской обороной Ленинграда силами экипажа и рабочих спешно вводилась в строй имевшаяся артиллерия и необходимое для ее функционирования силовое оборудование - дизельные генераторы. Одновременно корабль, которому явно не грозил выход в море, лишился значительной части экипажа. Из его состава сформировали и отправили на фронт 2 роты морпехоты. На крейсере остались только самые необходимые люди - артиллеристы, механики дизелей, электрики. Им приходилось круглосуточно работать со своим оборудованием, вводя его в действие. Помогали команде рабочие Балтийского завода, число которых едва ли не сравнялось с численностью оставшихся военных моряков.

15 августа на «Петропавловске» был поднят военно-морской флаг и он вступил в состав советского флота. В соответствии со своим состоянием крейсер включили в отряд вновь строящихся военных кораблей КБФ. К этому времени над корпусом возвышался первый уровень надстройки, основание носового и кормового мостиков, труба и временная нижняя часть грот-мачты.

Когда противник вплотную приблизился к Ленинграду, нашлась работа для 8-дюймовок новой единицы. 7 сентября «Петропавловск» впервые открыл огонь по германским войскам. Очевидно, немцы сочли в свое время, что снаряды без орудий не слишком опасны, и поставили весь боекомплект, нанеся себе двойной удар, сократив резерв боезапаса для своих тяжелых крейсеров и дав возможность вести стрельбу из четырех орудий советского корабля практически без ограничений. Только в течение первой недели с момента подключения «Петропавловска» к действиям против войск, он выпустил 676 снарядов. 16 сентября первые снаряды разорвались у борта крейсера. На берегу загорелись деревянные постройки, до того прикрывавшие «Петропавловск». Неприятельские снаряды разрушили и береговую подстанцию, питавшую корабль электроэнергией. Положение лишившегося энергии и находившегося теперь в прямой видимости противника крейсера стало угрожающим. Его командир, капитан 3 ранга А. К. Павловский, вызвал буксиры, а пока всю ночь крейсер продолжал вести огонь.

17 сентября с раннего утра немцы начали обстрел «своего» корабля. Один из первых снарядов попал в корпус и вывел из строя единственный источник энергии крейсера - помещение генераторов № 3. Команде пришлось не только прервать стрельбу; она оказалась беспомощной против огня от последующих попаданий, поскольку прекратилась подача воды в пожарные магистрали. Между тем в результате прямого попадания возник пожар в цистерне с соляром. Огонь начал распространяться по крейсеру. В течение несчастного дня 17 сентября беспомощный корабль получил 53 попадания снарядами разных калибров, преимущественно 210-мм - «норма», вполне достаточная для потопления даже полностью боеготового тяжелого крейсера. Экипажу пришлось покинуть корабль; первым делом на берег передали раненых. В корпус поступило много воды, и 19 августа крейсер сел на грунт. От опрокидывания его уберегла только стенка набережной, на которую «Петропавловск» навалился бортом. Повреждения оказались очень существенными; площадь отдельных пробоин достигала 25 кв.м. Команда потеряла 30 человек, в том числе 10 убитыми.

С корабля начали снимать легкую зенитную артиллерию; его автоматы установили на кораблях Ладожской флотилии. Тяжелейшее положение на фронте побудило командование еще больше «урезать» экипаж, который подвергся переформированию. На борту осталась небольшая группа специалистов-техников, в основном из состава электромеханической боевой части и несколько офицеров. После обследования было решено, что крейсер все же можно будет поднять и привести в боеспособное состояние его артиллерию, представлявшую значительную ценность для осажденного города.

Работы приходилось вести в основном ночью в обстановки максимальной скрытности и маскировки, поскольку противник находился всего в 4 км. К борту незаметно подошли корабли-спасатели ЭПРОНа, но, поскольку пришлось ограничиться самыми мелкими единицами, мощности их водоотливных средств не хватило для подъема «Петропавловска». Затем залив покрыл лед, и спасатели оказались вынужденными уйти. Между тем немногочисленный экипаж не прекращал борьбу. Было решено откачивать воду последовательно из каждого отсека, предварительно герметизируя его. Первоначально использовались только маломощные переносные насосы, но после осушения кормового машинного отсека удалось ввести в действие электростанцию № 1. Постепенно в ход пошли стационарные штатные насосы, расположенные в отсеках. Германская техника оказалась достойной этих поистине героических усилий (работы по-прежнему велись только в темное время суток), и корабль стал всплывать. Для маскировки каждое утро в часть осушенных отсеков вновь набирали воду, чтобы скрыть от немцев изменения в осадке. Корабельные насосы могли работать в полностью затопленных помещениях и осушали их достаточно быстро для того, чтобы ночью сделать очередной шаг к спасению корабля. Все эти работы велись в разгар холодной блокадной зимы 1941/1942 года. Личный состав страдал не только от холода и сырости, но и от нехватки еды: хотя паек на флоте оставался в приемлемых для поддержания жизни размерах, людям требовалось еще и много работать физически. Тем не менее, в течение зимы и весны в строй удалось ввести еще 2 дизель-генератора.

В полностью небоеспособном состоянии «Петропавловск» находился ровно год. Только 10 сентября 1942 года удалось полностью восстановить водонепроницаемость корпуса, а на следующий день произвести пробное всплытие. Утром его опять посадили на грунт. Операцию удалось провести настолько скрытно, что большинство личного состава находившейся рядом на берегу в окопах пехотной части ничего не заметило. Наконец, в ночь с 16 на 17 сентября крейсер окончательно всплыл и с помощью буксиров проследовал к стенке Балтийского завода.

По всем правилам ремонт следовало бы продолжить в доке, но довести крейсер до Кронштадта по полностью простреливаемому противником Морскому каналу оказалось невозможным. Пришлось проводить работы по старинке, как почти 40 лет назад в Порт-Артуре. На заводе изготовили огромный кессон размером 12,5 х 15 х 8 м, который поочередно подводили к пробоинам, откачивали воду и заделывали раны, нанесенные неприятельскими снарядами. Одновременно в помещениях и на палубе продолжались работы по восстановлению артиллерийского вооружения, электрооборудования и механики. А после их завершения оборудование пришлось ставить на консервацию: работы по корпусу велись слишком медленно.

Ремонт продолжался в течение всего следующего года, и уже в январе 1944 году с новой стоянки у Торговой гавани заговорили три оставшихся 203-мм орудия (левая пушка в носовой башне была полностью выведена из строя в 1941-м). Крейсер вошел в состав 2-й артиллерийской группы флота вместе с линкором "Октябрьская революция", крейсерами «Киров» и "Максим Горький" и двумя эскадренными миноносцами. Его артиллерией командовал старший лейтенант Я. К. Грейс. «Петропавловск» принял участие в Красносельско-Ропшинской наступательной операции, выпустив в первый же день, 15 января 1944 года, 250 снарядов. С 15 по 20 января это число увеличилось до 800. А всего за 31 обстрел по врагу было выпущено 1036 снарядов. Орудия корабля-калеки не слишком жалели: на его счет пришлось около трети проведенных стрельб и выпущенных 2-й артиллерийской группой флота снарядов. На окончательном вводе его в строй поставили крест, так что сбережение орудий и боезапаса уже не имело никакого смысла.

По донесениям береговых наблюдательных групп и наших войск действия артиллерии оказалось весьма эффективным. Только за 19 января на счет крейсера-батареи записали 3 орудия, 29 автомобилей, 68 повозок и 300 убитых солдат и офицеров противника. Но постепенно фронт отдалялся, и вести огонь становилось все более затруднительным. Последние залпы корабль выпустил 24 января 1944 года.

Так по сути дела закончилась боевая жизнь "русского немца". 1 сентября «Петропавловск» переименовали в «Таллин». Война приближалась к концу, но в судьбе многострадального корабля никаких изменений не происходило. После победы появилась принципиальная возможность завершить начатое пять лет назад дело, поскольку советские кораблестроители получили в свои руки поврежденный и недостроенный «Зейдлиц». Однако благоразумие возобладало, и чужеродный, уже устаревший крейсер так и не достраивался. Его некоторое время использовали в качестве несамоходного учебного судна, а затем - плавучей казармы (11 марта 1953 года переименован в «Днепр», а 27 декабря 1956-го получил обозначение ПКЗ-112).

3 апреля 1958 года бывший «Лютцов» исключили из списков флота и отбуксировали на корабельное кладбище в Кронштадте, где в течение 1959–1960 годов его разобрали на металл.


| |

«Лютцов» - пятый тяжёлый крейсер типа «Адмирал Хиппер», планировавшийся к принятию на вооружение германских Кригсмарине. Заложен в 1937 году, спущен на воду в 1939 году. В феврале 1940 года продан Советскому Союзу,

получил название «Петропавловск», в августе 1941 года в условно боеготовом состоянии включён в состав ВМФ СССР, участвовал в обороне Ленинграда от немецко-фашистских войск.

В сентябре 1944 года переименован в «Таллин», в 1953 году - «Днепр», в 1956 году - «ПКЗ-12». Достройка его закончена не была, в 1958 году корабль исключён из списков советского флота, а в 1959 - 1960 годах разобран на металлолом.

История создания и особенности конструкции

В июне 1936 года произошло утверждение начала постройки двух дополнительных больших крейсеров, аналогичных первым трём единицам типа «Адмирал Хиппер», но вооружённых 12-ю 150-мм орудиями.
Это был политический шаг, призванный продемонстрировать стремление Германии к нахождению в рамках правового поля международных морских договоров. В июле последовал заказ как на сами корабли, так и на башни и орудия к ним.

Конструкции оснований башен ГК были спроектированы согласно специальному требованию с диаметром, аналогичным таковому для 203-мм артустановок первых трёх кораблей типа «Хиппер».
Особым требованием предлагалось спроектировать основания башен таким образом, чтобы они имели тот же диаметр, что и двухорудийные 203-мм установки тяжёлых крейсеров.
Это делалось для того, чтобы при необходимости провести быстрое перевооружение на 203-мм орудия. Но уже в 1937 году крейсера, получившие литерные обозначения «К» и «L», было решено строить в качестве тяжёлых, изначально с 203-мм артиллерией.

Строительство

Пятый, и последний крейсер типа «Адмирал Хиппер» был заложен 2 августа 1937 года на верфи фирмы DeSchiMAG в Бремене, где уже находился в постройке его собрат «Зейдлиц». При постройке корабль имел литерное обозначение «L», при спуске на воду 1 июля 1939 года получил имя «Лютцов».
До этого это же имя в германском флоте носил линейный крейсер типа «Дерфлингер», погибший в ходе Ютландского сражения 31 мая 1916 года. Оба корабля были названы в честь Адольфа фон Лютцова - немецкого национального героя, барона, возглавившего партизанскую войну в тылу войск Наполеона, оккупировавшего Германию.

После спуска корабля на воду его достройка замедлилась, причиной чему послужил недостаток рабочей силы и некоторые сбои в германской промышленности. В частности, с большими задержками поступили лопатки для турбин, что замедлило установку всех главных механизмов.

После заключения Пакта о ненападении между Германией и СССР 23 августа 1939 года, активизировалось военно-техническое сотрудничество двух стран. СССР поставлял в Германию много сырья и продовольствия, в обмен же желал получить образцы новейшей военной техники.
11 февраля 1940 года крейсер «Лютцов», будучи в недостроенном состоянии (корабль был закончен по верхнюю палубу, имел часть надстроек и мостика, а также две нижние башни главного калибра с орудиями, установленными только в носовой из них), был продан Советскому Союзу за 104 миллиона рейхсмарок.
Крейсер, получивший обозначение «проект 53», c 15 апреля по 31 мая был отбуксирован в Ленинград, на Балтийский завод. Вместе с крейсером прибыла инженерная делегация из Германии для продолжения работ.
Однако в связи с планировавшейся войной с СССР Германия не желала усиливать своего будущего противника и поэтому всячески затягивала поставку основных комплектующих. К началу Великой Отечественной войны корабль находился в 70 % готовности.

Великая Отечественная Война

15 августа 1941 года на «Петропавловске» был поднят военно-морской флаг и он вступил в состав советского флота (в условно боеготовом состоянии, на самом деле корабль продолжал оставаться недостроенным). Командир - капитан 2 ранга А. Г. Ванифатьев.

В ходе войны крейсер применял установленные на нём 4 203-мм орудия по береговым целям. В сентябре 1941 тяжело повреждён многочисленными попаданиями снарядов. 1 сентября 1944 года «Петропавловск» переименовали в «Таллин».

После войны

После окончания Великой Отечественной Войны крейсер «Таллин» так и не был достроен. Некоторое время он использовался в качестве несамоходного учебного судна, а затем - плавучей казармы (11 марта 1953 года переименован в «Днепр», а 27 декабря 1956-го получил обозначение «ПКЗ-112»).
3 апреля 1958 года исключён из списков флота в течение 1959 - 1960 годов разобран на металлолом.

Основные характеристики:

Водоизмещение стандартное - 14 240 т, полное - 19 800 т.
Длина 199,5 м (по ватерлинии), 212,5 м (между перпендикулярами).
Ширина 21,8 м.
Осадка 5,9 - 7,2 м.
Бронирование борт - 40…80…70 мм,
траверсы - 80 мм,
палуба - 30 + 30 мм (скосы 50),
башни - 160…50 мм,
рубка - 150…50 мм,
барбеты - 80 мм.
Двигатели 3 ТЗА, 9 паровых котлов.
Мощность 132 000 л. с.
Скорость хода 32 узла.
Дальность плавания 6800 морских миль на скорости 16 узлов.
Экипаж 1400 - 1600 человек.

Вооружение:

Артиллерия 4 × 2 - 203-мм/60 SK C/34.
Зенитная артиллерия 6 × 2 - 105-мм/65, 6 × 2 - 37-мм/83, 10 × 1 - 20-мм/65.
Минно-торпедное вооружение 4 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата.
Авиационная группа 1 катапульта, 3 - 4 гидросамолёта.


Недостроенный "Лютцов" ведет огонь по наступающим на Ленинград немецким войскам

В 1940 году в рамках активного товарообмена с Третьим Рейхом, СССР прикупил за 104млн. рейхсмарок недостроенный тяжелый крейсер класса "Адмирал Хиппер". У немцев он назывался "Лютцов" (достаточно популярное у них название - в Первую мировую войну это имя носил линейный крейсер погибший в Ютландском сражении, во Вторую мировую - это имя уже после продажи тяжелого крейсера, получил карманный линкор "Дойчланд). У нас этот корабль назвали сначала "Таллин", а затем переименовали в "Петропавловск".

По достижению 100% готовности, "Лютцов" должен был бы обладать следующими ТТХ:

Водоизмещение стандартное 13900 т, 3 гребных винта, мощность трех турбозубчатых агрегатов 132 000 л.с., скорость хода 32 узла, Длина между перпендикулярами 200 м, ширина 21,6. среднее углубление 4,57 м. Дальность плавания 18-узловым ходом 6800 миль. Бронирование: пояс 127 мм, палуба 102 мм, башни 127 мм. Вооружение: 8 — 203 мм орудий, 12 — 105-мм зениток, 12 — 37-мм, 8 — 20-мм зениток, 12 торпедных аппаратов, 3 самолета.
www.battleships.spb.ru/0980/tallinn.html

Систершип "Лютцова", тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер". В ходе войны оба корабля оказались по разные стороны баррикад.

В соответствии со вполне разумными соображениями Сталина: "Корабль, купленный у предполагаемого противника, равен двум: на один больше у нас и на один меньше у врага" , особое внимание уделялось попыткам закупить большие боевые корабли. Дебатировались чуть ли не все единицы германского флота, однако реально немцам пришлось поступиться только одним - "Лютцовым". Выбор этот еще раз показывает, что тяжелые крейсера представляли наименьший интерес для Гитлера, уже втянутого в войну с сильными морскими противниками и потерявшего надежду добиться морского паритета с Британией в традиционных сбалансированных флотах. Так что потеря корабля, не слишком пригодного для индивидуальных рейдерских действий вследствие своей энергетической установки, не могла сильно сказаться на планах немецкого флота, явно неспособного на прямое столкновение в бою с английским. С другой стороны, СССР получал один из самых современных и совершенных в техническом отношении крейсеров, хотя и в незаконченном состоянии.

Немного о состоянии корабля:
К лету 1941 года крейсер уже находился в 70-процентной готовности. Однако ни одно из его помещений окончательно не было достроено. Из вооружения корабля были установлены лишь 1-я и 4-я двухорудийные башни главного калибра да малокалиберная зенитная артиллерия.
www.shipandship.chat.ru/military/c031.ht m
немцы обязались достроить его в Советском Союзе и в согласованные сроки укомплектовать недостающим оборудованием, вооружением и боеприпасами. Недостроенный крейсер был переведен в Ленинград. Поставки недостающего оборудования в 1940 году вначале шли исправно, по согласованному графику, но с начала 1941 года начались перебои. До нападения Германии на Советский Союз фирма поставила лишь половину артиллерии главного калибра, но при этом — полный боезапас к орудиям.
www.kriegsmarine.ru/lutzov_tallin.php

Стоимость.

Собственно, что мы видим, за солидные деньги (об этом чуть позже) у потенциального противника покупается дорогостоящий недостроенный корабль. Ничего не напоминает? Касательно цен - 104млн. рейхсмарок - много это или мало?
Скажем постройка одного из самых известных кораблей Второй мировой войны, линкора "Бисмарк" обошлась казне Рейха в 196,8млн. рейсхмарок.


Дорогостоящая игрушка Гитлера - линкор "Бисмарк"

Один тяжелый танк "Тигр" обходился в среднем в 800тыс. рейхсмарок. То есть, не трудно заметить, сколь дорогим игрушками были крупные боевые корабли основных классов. Собственно, в случае с пресловутым "Мистралем" не трудно установить, что цена покупки одного корабля - это десятки единиц той же бронетехники современных образцов
Разумеется, надо помнить, что стоимость постройки такого корабля в стране производителе и стоимость продажи его другой стране - это несколько разные вещи, поэтому не исключено, что в стоимости "Лютцова" есть некий торговый процент. Как собственно весьма вероятно такой процент заложен и в предлагаемом нам "Мистрале". Само собой, в этом отношение целиком и полностью понятно желание наших адмиралов строить эти корабли у себя - в этом случае помимо прочих выгод, можно избежать излишней переплаты.

Необходимость


Вопрос о том, зачем Сталину понадобился "Лютцов" весьма интересен. При всей слабости Кригсмарине, ВМФ СССР уступал ему по целому ряду показателей и даже покупка "Лютцова" мало что меняла. Тем более корабль был в средней степени готовности. Ход событий на Балтике, где Балтфлот был почти всю войну заперт на своих базах, это отлично показал - тяжелые корабли больше проявили себя в защите Ленинграда, нежели в сугубо морских операциях.
Крейсер "Максим Горький"
В результате этого, недостроенный крейсер использовался в ходе войны как плавучая батарея методично расстреливая по немцам поставленный ими же боезапас.

Когда противник вплотную приблизился к Ленинграду, нашлась работа для 8-дюймовок новой единицы. 7 сентября "Петропавловск" впервые открыл огонь по германским войскам. Очевидно, немцы сочли в свое время, что снаряды без орудий не слишком опасны, и поставили весь боекомплект, нанеся себе двойной удар, сократив резерв боезапаса для своих тяжелых крейсеров и дав возможность вести стрельбу из четырех орудий советского корабля практически без ограничений. Только в течение первой недели с момента подключения "Петропавловска" к действиям против войск, он выпустил 676 снарядов. Однако 17 сентября снаряд с немецкой батареи попал в корпус и вывел из строя единственный источник энергии крейсера - помещение генераторов №3. Команде пришлось не только прервать стрельбу; она оказалась беспомощной против огня от последующих попаданий, поскольку прекратилась подача воды в пожарные магистрали. В течение несчастного дня 17 сентября беспомощный корабль получил около 50 попаданий снарядами разных калибров. В корпус поступило много воды и 19 августа крейсер сел на фунт. От опрокидывания его уберегла только стенка набережной, на которую "Петропавловск" навалился бортом. Команда потеряла 30 человек, в том числе 10 убитыми.
www.wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Hipp er/11.htm

В строй, как полноценный тяжелый крейсер "Таллин/Петропавловск" так и не вошел - ни в ходе войны, ни после ее окончания.
Использовался в дальнейшей для различных не профильных задач, а потом логично разобран. Вот так вот - вроде бы купили дорогостоящий "недострой" весьма сомнительной ценности, достроить к войне не успели, по назначению не использовали. Это да, но ведь если посмотреть с другой стороны - ведь была от корабля и значительная польза, как оценить арт.поддержку оказанную в период обороны Ленинграда, когда судьба города висела на волоске? Во сколько обошлись те снаряды, которыми забрасывал немцев недостроенный крейсер? Вопрос риторический.

Сейчас идет много споров, зачем России "Мистраль". Надо понимать, что мы не Нострадамусы, и как пойдет история, мы с вами не знаем. Само собой, не исключен вариант, что вбухают в корабль массу денег, а отдачи от него будет с гулькин нос. Но надо так же и понимать, что возможны так же и ситуации, когда подобная покупка окупится с лихвой. Я не говорю, что покупка "Мистраля" однозначно правильная, но надо понимать, что такие весьма сомнительные покупки даже с точки зрения специалистов, в определенных обстоятельствах могут принести пользу. Ведь разумеется, когда брали у немцев "Лютцов" вряд ли могли себе представить, что пользу он принесет весьма неожиданным образом.
Касательно "Мистраля", важен конечно не только сам корабль, но и прилагающаяся к нему технологическая база, которую можно будет освоить (если нам конечно дадут) в ходе постройки кораблей этого класса на отечественных верфях. Собственно, можно вспомнить, что в 1939-1940 годах Советский Союз интересовался чертежами линкоров типа "Бисмарк", так как вопрос постройки крупных боевых кораблей был весьма актуален, как собственно и интерес к зарубежным аналогам. То есть интерес к иностранным кораблям, не есть прерогатива нынешнего правительства. Широко известны факты таких же дорогостоящих контрактов до 1917 года. Как видим, были такие факты и после Революции.


Дорогостоящий "кот в мешке"
Куда и как будут гонять наши адмиралы "Мистраль" вопрос конечно интересный - это уже от них зависит, как извлечь наибольшую пользу из дорогостоящей покупки. Собственно, лично я не вижу ничего криминального в таких закупках для наших ВМФ, особенно если удастся пробить контракт на постройку этих кораблей на наших верфях и доступ к технологиям французов.
В самом худшем случае, эти корабли позволят перебиться в период безвременья, пока у нас снова не запустят программы строительства крупных кораблей - уж лучше иметь хоть такие, чем вообще никаких. А серьезных крупных надводных кораблей до гипотетической реализации проектов по созданию АУГ и попыткам модернизации и ввода в строй атомных крейсеров типа "Орлан" у нас не предвидится. На безрыбье как говорится и рак рыба.
PS. Можно конечно попенять на развал нашей судостроительной промышленности, для которой по нынешним временам и постройка фрегатов с корветами почти подвиг, но это малопродуктивно. Корабли от этого не появятся, а они нужны уже сейчас, чтобы восполнять растущие дыры связанные с устареванием остатков советских ВМС. Так что лично я по поводу покупки испытываю осторожный оптимизм.

Вчера Дмитрий Нагиев нас немного "загрузил" свои участием в кинофильме о ползущем по лесу офицере госбезопасности...Это кончено, очень важный момент в истории Великой Отечественной войны...но все-таки предлагаю обратить внимание на другую тему.
Вот две выборки в Яндексе по "Петропавловск крейсер".

Первый источник:

(до покупки - «Лютцов», до 2.10.1940 г. крейсер «Л»), с 19.09.1944 г. «Таллин», с 11.03.1953 г. «Днепр»

Заложен 2 августа 1937 года на верфи фирмы «Дешимаг АГ Вессер» в Берлине. Спущен на воду 1 июля 1939 года Недостроенный крейсер в конце 1939 г. куплен СССР за 106,5 млн. марок золотом. Первоначально в советских документах он фигурировал под названием крейсер «Л».

31 мая 1940 года германские буксиры привели КР к бетонной стенке завода № 189 в Ленинграде. Завод приступил к достройке крейсера, которому 25 сентября 1940 года приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота было присвоено наименование «Петропавловск».

Несмотря на то, что немцы всячески задерживали поставки механизмов и вооружения для крейсера, а затем и вовсе отозвали инженерно-технический персонал, осуществлявший монтаж оборудования, к лету 1941 года корабль уже находился в 70-процентной готовности. Однако ни одно из его помещений окончательно не было достроено. Из вооружения корабля были установлены лишь 1-я и 4-я 203-мм башни и 1x2 - 37-мм и 8 - 20-мм зенитных автоматов. Крейсер хода не имел, но и в таком состоянии крейсер уже мог вести огонь. 15 августа 1941 года на «Петропавловске» поднят советский военно-морской флаг. К этому времени экипаж составлял 408 человек. 7 сентября 1941 года, когда немецко-фашистские войска подошли к Ленинграду, «Петропавловск», как и все корабли Краснознаменной Балтики, стал оказывать артиллерийское содействие сухопутным войскам. Он впервые открыл артиллерийский огонь и не прекращал его в течение одиннадцати суток.

11 сентября 1941 года во время боевой стрельбы на 22-м выстреле взрывом снаряда в канале разорвало ствол левого орудия башни № 1.

С каждым днем напряженность боев возрастала. В ночь на 17 сентября «Петропавловск» вел непрерывный огонь по войскам противника. Но, не смотря на большие потери, вражеские части вплотную подошли к Ленинграду. Утром 17 сентября гитлеровская артиллерия с дистанции три километра прямой наводкой стала расстреливать неподвижный крейсер. Не имея возможности маневрировать, корабль в этот день получил 53 прямых попадания 210-миллиметровых снарядов. Через пробоины площадью до 30 квадратных метров внутрь корпуса стала проникать вода. Медленно затопляясь, «Петропавловск» крепился на левый борт и через 6 часов с дифферентом на нос лег на грунт.

Через год 17 сентября 1942 крейсер был поднят и отбуксирован к стенке завода № 189. С помощью кессонов рабочие Балтийского завода заварили пробоины, восстановили основные, вспомогательные механизмы, пожарную, водоотливную и осушительную системы крейсера. Одновременно была введена в строй и артиллерия корабля. В декабре 1942 г. «Петропавловск» вновь вступил в строй в качестве плавбатареи и был отбуксирован к железной стенке Торгового порта, откуда 30 декабря 1942 года открыл огонь по германским войскам.

В 1944 году крейсер участвовал в снятии блокады Ленинграда. 15 января 1944 года обе башни крейсера в первые часы наступления произвели 250 выстрелов по позициям и укреплениям гитлеровцев на Вороньей Горе, в Дудергофе, узлам коммуникаций у Красного Села и Новых Вилози, наблюдательным и командным пунктам противника в Киргофе. Десять дней подряд сокрушал тяжелый крейсер оборону врага. Им была проведена 31 артиллерийская стрельба и выпущено 1036 203-мм снарядов.

После войны рассматривалось несколько вариантов достройки крейсера, но ни один из них не был осуществлен.Крейсер был возвращен на Балтийский завод, в январе 1949 года он был переклассифицирован в легкий крейсер, а 11 марта 1953 года - в несамоходное учебное судно и переименован в «Днепр». В декабре 1956 года его переформировали в плавучую казарму «ПКЗ-112». Приказом от 4 апреля 1958 года он был исключен из списков ВМФ и в течение 1959-1961 годов разрезан на металл на заводе «Вторчермета».

Второй источник: "Имя «Петропавловск» носил ещё один боевой корабль. Это был немецкий крейсер «Лютцов », заложенный в 1936 году на верфи «Дойчланд» в Бремене . В феврале 1940 года СССР подписал соглашение о его приобретении. Весной 1940 года «Лютцов » без вооружения был доставлен из Германии в Ленинград. Здесь на Балтийском заводе он находился на достройке. 25 сентября 1940 года корабль был переименован в «Петропавловск». К началу Великой Отечественной войны работы не были завершены, и было решено использовать его, как плавучую батарею . 7 сентября 1941 года крейсер открыл огонь по немецким войскам, подошедшим к Ленинграду. 17 сентября после тяжёлого повреждения, нанесённого немецкой артиллерией, «Петропавловск» лёг на грунт. В течение года на повреждённом крейсере велись спасательные работы, и в сентябре 1942 года корабль был доставлен в док Балтийского завода. В январе 1944 года крейсер принимал участие в прорыве блокады Ленинграда .

Поскольку в 1943 году линкору «Марат» было возвращено его предыдущее имя «Петропавловск», крейсер получил имя «Таллин». Корабль не достраивался, его корпус использовался как учебное судно , потом как плавучая казарма , а в 1958 году был исключён из состава флота."

Хотел бы обратить внимание на следующие моменты:

а) даты и место закладки (строительства) отличаются, но в обоих случаях - 1936 или 1937 годы!!! Может крейсер "Лютцев" был старым проектом - нет лучший крейсер в мире!

б) февраль-март 1940г как раз то время, когда было вынесено решение о расстреле польских военнослужащих, в марте 1940г завершилась финская компания (Германия и Финляндия были союзниками), целью финской компании было "вырубить" из игры Швецию - фабрику германского ВПК, при этом официальный союзник Советского Союза Великобритания находится в критическом положении - полностью блокирована с моря немецким флотом и молит Сталина о помощи и готова снять с себя "последнюю рубашку", только чтобы уговорить "Кобу" вступить в войну против Германии. Более того, первые конвои из Британии в Архангельск начали прибывать еще до начала войны в 1941 году - это когда там уже начали заниматься вандализмом - отправляли на переплавку ограды парков...

в) традиционная чехарда с переименованиями "Петропавловск" (до 1921г*) -"Марат" (до1943г) -"Петропавловск", соответственно этот "Петропавловск", который "Лютцов", стал "Таллин" потому, что то прежнее имя было уже занято, ... прокатилась по всем кораблям (первого ранга)* на Балтийском и Черноморском флотах - зачем посреди войны переименовывать десятки кораблей?

*) В связи с восстанием моряков недовольных политикой большевиков.

Обращаю внимание, что во многих источниках доморощенные военные историки подставляют фото другого типа ЛЕГКОГО крейсера типа "Михаил Кутузов" (см. ниже), как фото "Петропавловска"(аки Лютцов - ТЯЖЕЛЫЙ крейсер).

А теперь я откровенно "включаю дурака" и следующим постом публикую выдержки из внешнеэкономических договоров между СССР и Германией. Вот там будут "ягодки".

*) Исправлено по уточняющему вопросу читателя.