Николай михайлович рубцов. Николай рубцов: биография, коротко о жизни и творчестве Автор рубцов

Творчество поэта Николая Рубцова. Многие русские поэты охотно обращались к теме природы. Среди наиболее известных поэтов можно назвать Николая Рубцова. Его сборники издавались достаточно регулярно, творчество Рубцова, безусловно, было и остается хорошо известным широкой аудитории. Некоторые критики причисляла Николая Рубцова к «деревенским поэтам». Однако другие спорили с ними, считая, что творчество Рубцова гораздо глубже собственно «деревенской» тематики.

Безусловно, в зрелом возрасте поэт все чаще и чаще обращался к сельской природе, к деревне. Но при этом сам Рубцов возражал против обозначения себя как «деревенского поэта». К тому же молодые годы поэта не были связаны с деревней, он провел их в городах, был связан с морскими портами. Родиной Рубцова была деревня, но он покинул ее в возрасте 14 лет, а возвратился только в тридцать. Стихи вошли в жизнь Николая Рубцова очень рано. Как он признавался сам, писать начал еще в детстве. Первые серьезные стихи были созданы поэтом примерно в 18-19 летнем возрасте. Примечательно, что в первую очередь Николай Рубцов обратился к «морской теме». Но через некоторое время вместо «моряцких» стихов появились «городские». «Моряцкая» тема доминировала в творчестве Рубцова в 1957-59 годах, а в период с 1959 по 1962 годов преобладали «городские» стихи. «Деревенская» тема стала важной для поэта уже после поступления в Литературный институт, к этой теме он обратился уже будучи зрелым человеком.

В начале 60-х годов Рубцов с юмором говорил:

… Я выстрадал, как заразу,

Любовь к большим городам!…

Такая поэтическая характеристика относится к «городской» теме. Образ Города как макрокосма часто встречалась в творчестве разных поэтов. Николай Рубцов предлагает свое видение города. В 1962 году он написал очень интересные стихи «В гостях». Это произведение относится к циклу «городских» стихов. Образ большого города, Петербурга раскрывается весьма своеобразно. В восприятии Рубцова Петербург - это город Достоевского; и образ великого русского писателя всегда будет связан со всем, что есть в Петербурге. Впрочем, в момент написания стихотворения город носил название Ленинград.

Трущобный двор. Фигура на углу.

Мерещится, что это Достоевский.

И желтый свет в окне без занавески Гэрит, но не рассеивает мглу.

Гранитным громом грянуло с небес!

В безлюдный двор ворвался ветер резкий,

И видел я, как вздрогнул Достоевский,

Как тяжело ссутулился, исчез…

Не может быть, чтоб это был не он!

Как без него представить эти тени,

И желтый свет, и грязные ступени,

И гром, и стены с четырех сторон!… «Деревенская» тематика, безусловно, стала для Рубцова очень значимой. По словам В. Кожинова, именно деревня стала своеобразной «точкой отсчета» для Рубцова. В его стихах нередко встречаются особые характеристики деревни. Например, «Мать России целой - деревушка»; «И казалась мне эта деревня / Чем-то самым святым на земле…»

Однако Рубцов не только и не столько воспевает красоту родной природы. Его стихи намного сложнее. Критики это подмечали. Например, А. Ланщиков отмечал: «Пейзаж как таковой почти отсутствует в его стихах… У Николая Рубцова… то единство с природой, когда природа дает самочувствие вечной жизни, определяя нравственную меру вещей и явлений».

Действительно, у Рубцова практически нет описания красоты природы. Природа существует в неразрывной связи с человеком. И эта связь поэту кажется чем-то естественным, что само собой разумеется. Ему не приходит в голову отделять природу и человека, в данном случае гармония представляется наиболее правильным и разумным способом существования. На лоне природы поэт предается философским раздумьям: природа полностью «понимает» и «принимает» его. Эмоциональное состояние поэта воспринимается в зависимости от состояния природы, в зависимости от времени года. Рубцов очеловечивает природу, проводит параллель между собой и окружающим миром. Например, он сам себя видит как живое «выраженье осени». Время года, печальное и элегическое, не может оставить его равнодушным.

… Я с поникшей головою,

Как выраженье осени живое,

Проникнутый тоской ее и дружбой

По косогорам родины брожу…

Природа может представать как носитель истори-, ческого смысла. Бытие народа, его прошлое и настоящее, а также осознание себя, своего истинного назначения - все это связь природы и человека. У Рубцова есть удивительное стихотворение «О Московском Кремле»:

В твоей судьбе - о русская земля! –

В твоей глуши с лесами и холмами,

Где смутной грустью веет старина,

Где было все: смиренье и гордыня –

Навек слышна, навек озарена,

Утверждена московская твердыня!

В стихах «Привет, Россия…» мы снова сталкиваемся с упоминанием о «старине». Она предстает в неразрывной связи с небесным и земным простором.

… Весь простор, небесный и земной,

Дышал в оконце счастьем и покоем,

И достославной веял стариной,

И ликовал под ливнями и зноем!

Значение творчества Николая Рубцова огромно. Его стихи не только заставляют задуматься о месте человека в мире; о смысле человеческой жизни, но и позволяют проникнуться особым настроением, дают возможность забыть о суете повседневности и задуматься об истинных человеческих ценностях.

Реферат о жизни и творчестве Николая Рубцова

«Звезда полей»


План реферата

1.Введение

2.Биография

3.Из детства в путь

4.Литературный институт

5.Жизнь вне института

6.Звезда полей

7.Последние годы жизни

8.Вывод

Он был поэт.

Как критики твердят,

Его стихи лучатся добрым светом

Но тот, кто проникал в тяжёлый взгляд,

Тот мог по праву

Усомниться в этом.

Введение

Мир поэзии Николая Рубцова просторен и светел, холодноват и чуть прозрачен – таким обычно бывают дни бабьего лета.

Необычен и подчас неожидан этот мир, созданный самобытным поэтом. Тот самый мир, где мы живём, но далеко не всегда так пристально вглядываемся в него, мир о котором не всегда задумываемся.

Теперь мы уже привыкли к поэтическому миру Николая Рубцова, стихи его стали близки многим. «Мнится, - замечает Вадим Кожинов, - что стихи эти никто не создавал, что поэт извлёк их из вечной жизни родного слова, где они всегда – хотя скрытно, тайно пребывали».

Стихи Н.Рубцова рождались с естественной необходимостью, в них нет ничего искусственного, придуманного, рассчитанного на эффект. Но они вовсе не одноплановы, а имеют глубину.

Осмысливая образ Родины в лирике Рубцова, С.Кушеев первый подметил тот, теперь для многих очевидный, факт, что стихи Рубцова «естественно, незаметно вдруг переходят в песню, а в песенную стихию».

Не ослабевает интерес критики и в наши дни, популярность, среди читателей остаётся устойчивой, то есть можно говорить не о моде, а об истинном признании. Кстати, в пользу этого свидетельствует и ещё один важный момент: в народ пошли не только стихи, но и песни Н.Рубцова.

Около трёх десятков песен на стихи Рубцова написал композитор А.С. Лобзов, который в стихах его почувствовал, по собственному признанию «новую поэтическую стихию, выражающую духовные искания современного человека». Напевая поначалу стихи Н.Рубцова, А.С.Лобзов был удивлён своим открытием, - « сколько в них обнаружилось музыки, веры, надежды и света!». Поэт потряс его до глубины души « глубинным ощущением причастности к судьбам нашей Родины, мощью и искренностью чувства».

Пошли в народ песни Николая Рубцова, пошли. И верится, это только начало нового, но уже и проторенного пути. И чем полнее открывается перед нами поэтический мир Николая Рубцова, тем острее с годами становится чувство утраты.

Биография.

Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936года в посёлке Емецк на Северной Двине. Рубцов был пятым ребёнком в семье после трёх сестёр и старшего брата.

О родителях Николая Рубцова известно очень мало. Его отец – Михаил Андрианович Рубцов – работал начальником ОРСа, а мать – Александра Михайловна Рубцова – была домохозяйкой. По всей вероятности, они были вологжане, уроженцы Тотемского края. Перед самым началом войны семья Рубцова перебралась в родные места, в Тотьму на Вологодчине, где отец получил высокую должность в местной партии. Там отец Рубцова проработал около года, после чего в июне 1941 года началась Великая Отечественная война.

Эта война разрушила всё. Отец ушёл на фронт, а 26 июня 1942 года от хронического воспаления миокарда умерла мать Николая Рубцова. А через 2 дня умирает самая младшая сестра – полугодовалая Надежда Рубцова.

Николаю было всего 6 лет, когда он оказался в детском доме. Старших детей – Галину и Альберта тётка забрала к себе.

Уже позже в своих стихах Рубцов пишет:

Мать умерла. Отец ушёл на фронт.

Соседка злая не даёт проходу.

Я смутно помню утро похорон.

И за окошком скудную природу. («Детство»)

Единственным лучиком света для него была надежда на то, что после окончания войны отец вернётся с фронта и заберёт его, но этого не произошло. Его отец оказался подлецом: он женился во второй раз и вскоре у него появились новые дети. Про старых он забыл. Поэтому Рубцов упоминает отца коротко и сухо.

Детский дом.

20 октября 1943 года Коля Рубцов появился в Никольском детском доме. Учителя и воспитанники помнят, что Николай с ранних лет очень любил животных, что он хорошо учился и был трудолюбив. Это подтверждается школьными документами, похвальными грамотами, сохранившимися в архиве. Но каждый помнит Рубцова по – своему, например, Евгений Буняк вспоминает Колю: «Коля Рубцов был неровным по характеру: то дерзким, то тихим и задумчивым».

Учителя припоминают, что на переменах Николай был резвым, шустрым, что в нём не было дерзости, вреда никому не причинял. Николай Рубцов был далеко непростым человеком. В нём уживались самые, казалось бы, несовместимые черты – кроткость, доброта, острая тревога, угрюмость, подчас злость, - говоря короче, свет и тьма

Но годы летят, и подчас Рубцов осознаёт движение времени, которое с детства уходит в неведомую бесконечность, из привычного дружеского круга в мир большой и незнакомый.

Из детства в путь.

В 1950 году 12 июня, окончив семилетнюю школу и, едва получив диплом, он уезжает в Ригу. Мечта о море зовёт, он мечтает поступить в мореходное училище. Однако, его мечта так и не суждено было сбыться. Ему ещё не исполнилось 15 лет, необходимых для поступления. О своих переживаниях и разочарованиях Рубцов пишет в стихах:

Как я рвался на море!

Бросил дом безрассудно

И в моряцкой конторе

Всё просился на судно.

Умолял, караулил…

Но нетрезвые, с кренцем,

Моряки хохотнули

И назвали младенцем…

(«Фиалки»,1962г.)

Не поступив в мореходку, Рубцов 29 июня возвращается в Тотьму, Но устраивать жизнь как - то надо, и Николай поступает в Тотемский лесотехникуме. Экзамены сданы, и 30 августа Рубцов уезжает в Тотьму, расставшись с детдомом. Вряд ли учёба в лесотехникуме увлекала его, он просто коротал время до получения паспорта. Получив паспорт, в 1952 году он отправляется в Архангельск, где вскоре устроился помощником кочегара на тральщик.

В начале 1955 года Николай Рубцов приехал в Ленинград и стал здесь рабочим на заводе. Через полгода подошло время призыва в армию. Рубцов служит на Северном флоте. Что говорить, «держать удары», жизнь научила Рубцова, и суровая флотская жизнь едва пугала его.

На протяжении службы Рубцов пишет стихи, в большинстве своём стихотворения флотского периода написаны очень умело.

В конце мая 1959 года Н.Рубцов попал в госпиталь, здесь он много читает разнообразной литературы, но в это время он пишет новые произведения.

30 ноября 1959 года, вскоре после демобилизации Николай Рубцов был принят кочегаром на знаменитый Кировский завод.

В 1960 году Н.Рубцов без отрыва от производства поступает в 10 класс рабочей молодёжи. Здесь он участвует в работе литературного кружка при заводской газете «Кировец». В 1961 году несколько его стихов опубликованы в газете «Вечерний Ленинград.

Можно сказать, что к 1962 году, когда он окончил и подал заявление в Литературный институт, поэт стоял на пороге творческой зрелости.

Свои чётко определившиеся литературные и нравственные позиции Рубцов изложил в предисловии к своему первому, рукописному, сборнику « Волны и скалы», составленному из тридцати восьми стихотворений.

«Волны и скалы» - это великолепная, машинописная книга, которая до сих пор полностью не опубликована и не прокомментирована. Книга «Волны и скалы» была любимой книгой Рубцова на протяжении многих лет. Николай Рубцов сам выбрал 38 стихов для сборника.

Потом некоторые стихи этого сборника были опубликованы не раз и стали очень известны. Это, прежде всего «Элегия», «Берёзы», «Утро утраты», «Фиалки». В этих стихах Рубцов отразил все свои переживания, чувства, мысли. В большинстве своём эти стихи автобиографические.

С этой книгой Николай Рубцов прошел конкурс и поступил в Литературный институт (ему тогда было 26 лет)

Литературный институт.

При поступлении в Литературный институт, Николай Рубцов сдавал экзамены, как и все, в установленные сроки. Четвёртого августа он написал на «4» сочинение, 6 – го получил «5» по русскому и «3» по литературе, а также «4» по истории и «3» по иностранному языку.

Конечно, отметки были не блестящие, но это не помешало Рубцову поступить в институт.

Мнение цензоров и членов комиссии было единодушным: никому не известный ленинградец – настоящий поэт.

Через два месяца 23 августа 1962 года Н.Рубцов был зачислен студентом первого курса. При поступлении в институт у Николая Михайловича спросили: «Назовите любимых поэтов», - Н.Рубцов твёрдо ответил: « Пушкин, Блок, Есенин» - и подчеркнул «Из них Блок».

Действительно, по воспоминаниям друзей, по записям в дневнике семинара, по рубцовской лирике, очевидно, что в конце первого курса он переживает сильное увлечение Блоком, - цитирует стихи, много читает его произведений.

Но также в ранней поэзии Рубцова слышны отзвуки есенинской лирики, есенинской образности. Николай Михайлович пока только пытается уловить свою незаёмную интонацию. Молодой поэт ищет различные способы воплощения своего лирического «я», прибегая к объективно – повествовательной манере о третьего лица, широко пользуется приёмами «смещения» действительности – фантастикой, иронией. Как сборник внутренней организации поэтической речи особенно привлекает Рубцова аллитерация. Один из разделов сборника он так и озаглавил – «звукописные миниатюры».

Наиболее характерно в попытках «звукопись» стихотворение «Левитан», созданное по мотивам картины «Вечерний звон». В нём Рубцов стремится воплотить в слове перезвон соборных колоколов и одновременно звоны знойных летних полей.

Звон заокольный и окольный

У окон, около колонны.

Звон колоколен колокольный

И колокольчиковый звон.

(«Левитан»)

Для поэта самой главной задачей была передача мысли, взволновавшей его, живое чувство в его непосредственности. Поиск своеобразных поэтических решений мы найдём едва ли не в каждом из стихотворений ленинградского периода в многочисленных вариантах некоторых стихов на самые разные темы.

Неустанный в поисках поэтической выразительности, Николай Рубцов много читает, сопоставляет размышления о современной поэзии. Поэзия занимает его, прежде всего, как явление.

Что касается учёбы в институте, для Рубцова она была не стабильной. Он часто мог не появляться в институте, не посещал лекции, да и поведение Рубцова ожидало быть лучшего. За плохое поведение: пьяные драки, нецензурную брань, прогулы, 4 декабря 1963 года он был исключён из института.

Но Николай Рубцов пишет заявление на имя директора, в котором просит о восстановлении на учёбу, после чего 25 декабря Рубцова Н.М восстанавливают в число студентов первого курса

Жизнь вне института.

Как это не странно, но после отчисления из института Рубцов не впал в уныние. Этому было несколько объяснений. Во – первых, его личная жизнь складывалась тогда в полнее удачно. Летом он прекрасно провёл время с женой и дочкой. Во - вторых, в журнале «Юность» и «Молодая гвардия» появились первые крупные подборки его стихов.

Но счастливая жизнь длилась недолго. Деньги, полученные Рубцовым от издательства его стихов, закончились. Тёща была против, чтобы Рубцов сидел на шее у жены, не работая и не принося денег домой. Это дало трещину в семейных отношениях, и именно по этому, рубцов так и не зарегистрировался официально со своей женой.

В январе 1965 года Рубцов возвращается в Москву и благодаря стараниям своих друзей и самого себя, его восстанавливают в Литературный институт только на заочное отделение.

Вообще 1965 год для Николая Михайловича был очень удачен. Была опубликована книга о деревне «Лирика» (Архангельск 1965г.).

Она была выпущена трехтысячным тиражом и сейчас стала библиографической редкостью.

Открылась книжка, стихотворением «Родная деревня» с чётко названным адресом: «Люблю я деревню Николу, где кончил начальную школу». Это было началом развития темы «малой родины» в поэзии Рубцова. Несколько шире тема раскрылась в стихотворении «Хозяйка».

Но Рубцовым уже чётко определён путь, по которому будет развиваться его поэзия. Чувство исторического прошлого - главная составная часть его мироощущения в целом. Наиболее полно это выразилось в стихотворении «Видения на холме», где прошлое раскрывается в современном, настоящем, как бы получает обратную перспективу, - поэт проникает в нём в глубину прошедших веков:

Взбегу на холм и упаду в траву

И древностью повеет вдруг из дола!

Засвищут стрелы, словно наяву,

Блеснёт в глазах кривым ножом монгола!

(«Видения на холме»)

Так же жизнь поэта в этом году была замечена ещё одним событием. 9июня он подписал договор на издание книги «Звезда полей». Были написано более пяти стихов, то и положило основу для этой книги.

«Звезда полей»

Осенью 1967 года в издательстве «Советский писатель» вышла долгожданная книга Рубцова «Звезда полей». Это была его первая настоящее – весомая книга. Шла она нарасхват, поскольку имя её автора обладало известностью благодаря журнальным публикациям. Появились печатные отзывы на «Звезду полей».

Некоторые стихи, входившие в первый сборник, Н.Рубцов подверг частичной – как, например, «Видения на холме», - или коренной переработке. Так, «Русский огонёк» по сравнению с «Хозяйкой» - вариантом стихотворения, опубликованном в «Лирике», - стал чётче и строже. Вместо строчки «И тускло на меня опять смотрела» появилось «И долго на меня!.. «. Поэт убрал также резавшее слух слово «эпитафия», заново написанные начало и конец как бы заключили стихотворение в рамки. Огонёк крестьянского дома обрёл глубокий внутренний смысл «русского огонька».

В дальнейшем освоении Рубцовым темы родины у него уже появились особенности, которых в «Лирике не было: он почти всегда пишет о жизни с терпкой грустью, он последователен в ощущении зыбкости и скоротечности мира, его таинственной красоты и внутренней непостижимости природы.

Образ сельской родины у Рубцова, начиная со «Звезды полей», окрашен грустью, его душой всё чаще «овладевает светлая печаль, как лунный свет овладевает миром», и печаль эта возникает оттого, что поэт ощущает недолговечность, непрочность, зыбкость дорогого ему священного покоя.

Он с болью чувствует, что и сам порою теряет с ним контакт. Вот почему деревенский покой в его стихах вовсе не спокойный и не застывший – нет, он весь затаился в предчувствии грядущих перемен: над «родным селом» вьются тучи, над «избой в снегах» кружится и стонет вьюга, а ночи полны непонятным ужасом, подступающим прямо к «живым глазам» человека. Поэт испытывает гнетущее чувство одиночества, о котором можно было догадаться ещё тогда, когда он говорил спасибо «русскому огоньку» за то, что он говорит для тех, кто «от всех друзей отчаянно далек».

Голосом народа, выразителем его дум и чаяний делает поэта чувство Родины, даже если оно охватывает лишь скромную часть её в радиусе деревенской околицы: «мать России целой – деревушка, может быть, вот этот уголок». Умение увидеть большое в малом придаёт лирике Рубцова глубину и ёмкость:

Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…

Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли!

И разбудят меня, позовут журавлиные клики

Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…

Широко по Руси предназначенный срок увяданья

Возвещают они, как сказание древних страниц…

(«Журавли»)

Ощущение неразрывного единства с миром нашло своё законченное воплощение в стихотворении «Тихая моя Родина». Оно поражает удивительной достоверностью.

Доверительность интонации захватывает читателя и заставляет вместе с поэтом пройти по близким ему местам, проникнуться его чувствами. Казалось бы, что нового может он сказать об ивах над рекой, церквушке, соловьях на тихой своей родине? Но, читая эти строки, мы вновь и вновь испытываем радость открытия прекрасного, глубокое чувство эстетического наслаждения. Когда поэт называет приметы этой, именно своей родины, он словно бы не может остановиться, ему хочется показать как можно больше непритязательных, но таких дорогих примет, и они переходят из строки в строку: ивы, река, соловьи, погост, могила матери, церквушка, деревянная школа, сенокосные луга, широкий зелёный простор.…И - как осветившая все это вспышка молнии, как мощнейший разряд переполнившей душу любви – концовка стихотворения:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовый упасть

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь. («Тихая моя родина»)

Природу в своих стихах Рубцов показывает по особенному, было постоянное чувство «грозного бытия». Даже пейзажная лирика Рубцова запечатлена множеством картин летних гроз, наводнений, знобящих заморозков.

Внезапно небо прорвалось

С холодным пламенем и громом

И ветер начал вкривь и вкось

Качать сады за нашим домом.

(«Во время грозы»)

Изображение родной природы в рубцовской лирике всегда полно экспрессии и внутренней выразительности, оно всегда соотнесено с его душевным состоянием, миром его переживаний. Всё это есть в его сборнике «Звезда полей».

Внешне жизнь поэта ничем не изменилась, да и он остался таким же. Выслушал немало похвал, но остался к ним равнодушен. Высказывались о книге или нет – он знал, что её читали.

1968 год оказался для Рубцова богатым на события: радостные и грустные. В этом году умер его лучший друг писатель Александр Яшин. В этом же году Рубцова приняли в Союз писателей, он принял это как должное, без особых восторгов. Ему, наконец – то дали комнату в общежитии, у него, наконец – то появилась своя крыша над головой. И к институту он тоже охладел в то время, заканчивая его только по необходимости.

Весной 1969 года Николай Рубцов пришёл на Тверской бульвар, в Литературный институт, чтобы защищать дипломную работу. На защиту он предоставил сборник «Звезда полей», который, по общему мнению, получил высшую оценку – «отлично».

Летом этого же года Н.Рубцов уехал в Вологду, где он тогда жил и работал. Работал он очень много. Иногда создавалось впечатление, что стихи рождалось сами по себе. В работе в Вологодской организации писателей, в которую входил Рубцов, он принимал постоянное участие: бывал на собраниях, встречах с читателями, рецензировал рукописи, давал консультации.

В стихах, перепечатываемых из предыдущих сборников в последующие, Рубцов делает поправки, усиливающие минорные чувства. Интересна и показательна такая поправка в стихотворении «Опыление». В сборнике «Душа хранит» конец второй строфы этого стихотворения звучал так! «Но, глядя вдаль и вслушиваясь в звуки, я ни о ещё пожалел». Через год в книге «Сосен шум» строка оказалась изменённой: «я НИ О ЧЁМ ЕЩЁ НЕ сожалел». Заменена всего одна буква, а смысловое значение изменилось очень существенно: «пожалел» выражает краткое, ограниченное во времени действие, явление, так сказать, одноразовое, а несовершенный вид «сожалел» говорит о постоянном, неограниченно длительном чувстве, состоянии, а не действии даже. И таких замен у Рубцова немало.

Последние годы жизни Рубцова

На одном из семинаров молодых литераторов в Вологде читала свои стихи крупнотелая, с взбитой причёской женщина. Эту женщину звали Людмила Дербина. Вот с этой – то женщиной и свела его судьба. С ней связал он свою личную жизнь, хотел назвать женой.… И именно эта женщина сыграла роковую роль в жизни Н.Рубцова.

Отношение Рубцова и Дербиной развивались неровно: они то расходились, то сходились вновь. Их как будто притягивала друг к другу какая - то невидимая сила. В январе 1971 года всем стало понятно, что это была сила – тёмная, злая..

5 января Дербина после очередной ссоры вновь приехала на квартиру к поэту. Они помирились и даже более Того – решили пойти в загс и узаконить свои отношения. Там их какое – то время промурыжили (у невесты не было справки о расторжении предыдущего брака), но, в конце концов, своего они добились: регистрацию брака назначили на 19 февраля.

Но в ночь с 18 на 19 января 1971 года в крещенские морозы в ходе очередной ссоры на почве ревности Николай Рубцов был задушен Людмилой Дербиной.

Для многих смерть Рубцова была неожиданной, хотя сам поэт предсказал свою смерть, он писал:

Я умру в крещенские морозы.

Я умру, когда трещат берёзы.

(«Я умру в крещенские морозы»)

Но этим словам мало кто придал значение, а на самом деле это оказалось пророчеством.

Но даже после смерти поэта. Его стихи печатаются и читаются многими людьми.

Повторенный семь раз в одном стихотворении – «Прощальное» - эпитет «печальный» органично вписывается в контекст и не допускает никакой смысловой замены.

Да, неожиданным для друзей Рубцова было то, что случилось в злые крещенские морозы. Но даже в той трагической ситуации за Николаем Рубцовым – поэзия как доброе, светлое начало, определяющее его духовный мир, черты его живого облика.

До последнего дня чувствовал Рубцов живое дыхание поэзии. Он явно ощущал какой – то перевал в своём творчестве, иногда даже пугался этого. Наверное, потому, что очертания его будущих путей для него самого ещё не прояснились.

Жизнь поэта Н. Рубцова оборвалась. Но его духовное бытиё продолжается, судьба художника в рамки его жизни не укладывается.

Циклы последних стихов Рубцова во многих журналах, поэтические сборники «Зелёные цветы», «Последний пароход», «Избранная лирика»; наиболее полные издания – «Подорожники» в издательстве «Молодая гвардия» и однотомник из серии «Поэтическая Россия» издательства «Советская Россия» - вышли уже после смерти поэта. Но поэт жив, пока живы его стихи. А стихи Рубцова, судя по всему, станут в ряд созданий долговечных.

Из всех прочитанных мною стихов Рубцова, мне запомнилось и понравилось стихотворение « Звезда полей», написанное в 1964 году.

Звезда полей

И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь во мгле заледенелой.

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей.

Звезда у поэта – один из главнейших символов: звезда – судьба, звезда – красота, звезда – счастье, звезда – Русь, звезда- вся земля, всё человечество.

Основной темой этого стиха является торжество жизни, вечности,

прекрасного на земле.

От «звезды полей», от красоты родной земли он шёл к нравственным ценностям.

Стихотворение «Звезда полей» - четырёхстрофное. Строфа – это часть стихотворения, группа строк, объединенных поэтической мыслью, ритмом и определенным порядком рифм. Рассмотрим строфу из этого стихотворения.

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою..

Рифма этого стиха перекрестная: первая строчка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой.

Строчки: 1 .ой

Данное стихотворение Рубцова написано стихотворным размером ямб.

__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ Ямб

При написании стиха «Звезда полей» он использовал следующие выразительные средства языка - метафоры. Метафора – это употребление слов в переносном значении для изображения или характеристики предмета и явления. Например: звезда… смотрит в полынью, своим лучом приветливым касаясь, сон окутал родину мою.

А также эпитеты. Эпитеты – это художественные определения, служащие для обрисовки, пояснения, характеристики какого – либо свойства или признака предмета: мгла заледенелая, тревожные жители, приветливым лучом, золотом осенним, зимним серебром.

Звёзды у Рубцова дают больше света, чем солнце и луна. Свет этих звёзд ему нужен для прозрения. В свете ночной звезды ему всё виднее, чем в яркий солнечный день. Звёзды для Рубцова – всё!

Вывод.


Рубцов не успел раскрыться в полную силу своего поэтического дара, кое - что в его творчестве может показаться спорным и объективно неверным. Но он был большим русским поэтом.

Чудо поэзии Николая Рубцова прочно заняло своё место в русской литературе, и ценность его с течением времени, несомненно, будет возрастать.

Сегодня без творческих достижений Рубцова невозможно представить развитие русской поэзии в 60 – 70 – е годы. И с годами значение созданного поэтом, остаётся всё полнее. Большой талант всегда несёт новый взгляд на привычные явления, влияет на культуру, на культуру слова.

Поэзия Николая Рубцова, к пониманию истинного смысла и народности которой мы, может быть, только теперь приближается, даёт исток для новых творческих поисков.

Творчество Рубцова, ставшее значительным явлением в нашей литературе, будет способно подарить радость открытия и этнического наслаждения не только современному, но и грядущему читателю.

«Грозовое бытиё» Николая Рубцова освещено проникновенной, нежной и грустной любовью к родному Северу, к матери – России.

Эта любовь многообразно воплотилась в его элегических раздумьях, в его талантливых стихах. Проходят годы, и действительно всё выше над горизонтом стала подыматься скромная звезда Николая Рубцова, его прекрасная звезда полей….

P . S В 1973 году на могиле Н. Рубцова поставили надгробие – мраморную плиту с барельефом поэта. Внизу выбили надпись: Россия, Русь! Храни себя, храни!»

В 1996 году, к 60 - летию поэта, в Вологде открыли мемориальную доску на «хрущёвке», где он жил и погиб.

П амятник Рубцову в Тотьме .

Словарь

Аллитерация – это повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую интонацию и интонационную выразительность.

Эпитафия – надгробная надпись, короткое стихотворение, посвященное умершему

Библиография.

1 . Валерий Дементьев «Грани стиха» Москва 1979г.

2 . Журнал «Север» №1и №2 Петрозаводск Карелия 1992г.

3. Николай Коняев «Путник на краю поля» (Повесть о Н.Рубцове)

4 . Николай Рубцов «Стихотворения» Москва 1983г.

Николай Михайлович Рубцов (1936-1917) - советский лирический поэт, он родился 3 января 1936 г. в Емецке. В своих произведениях он воспевал природу, признавался в любви родной стране. Некоторые литературоведы сравнивают его с Сергеем Есениным. Оба поэта слишком рано погибли, а в их стихотворениях было невероятное количество боли. Произведения «В минуты музыки печальной», «В горнице моей светло» и «Я буду долго гнать велосипед» до сих пор помнят и любят многие читатели Рубцова.

Трудное детство

Коля появился на свет в семье начальника леспромхоза Михаила и его жены, домохозяйки Александры. В семье было пятеро детей, будущий поэт был самым младшим из них. Позже у Рубцовых родился ещё один сын Борис. А ещё через некоторое время две дочери погибли вследствие борьбы с болезнью.

Из-за работы отца семья часто переезжала. Через год после рождения сына они отправились в Няндому. Там Михаил стал руководителем потребительского кооператива. Но и в этом уютном городке Рубцовы надолго не задержались, поскольку отец получил предложение из Вологды. В 1941 г. он отправился туда вместе с семьёй, а уже в 1942 году Михаила призвали на фронт.

Незадолго до начала войны умерла мать Николая. Четверо детей остались без присмотра, когда отцу пришлось уходить на фронт. Он попросил свою сестру Софью взять опеку над ними, но она забрала только старшую дочь. Младшие сыновья отправились в Красковский дошкольный детдом.

В голодное военное время детдомовцам приходилось нелегко. Они недоедали, не доверяли взрослым и друг другу. Вскоре Коля остался абсолютно один, когда его перевели в Тотьму. Младшего брата оставили в Краскове, отец ушёл на войну, а другие родственники были уже давно мертвы. Из-за пережитого горя уже в шесть лет мальчик написал своё первое стихотворение. Его вдохновляла природа Вологодской области, позже эта тема постоянно проявлялась в его сочинениях.

Николай с детства отличался ранимым характером и обострённым чувством справедливости. Он часто плакал, а в детском доме поэта называли Любимчиком. Несмотря на это, люди тянулись к юноше. Он привлекал их своей образованностью, умением слушать и чувствовать.

Ещё в 1941 г. детям стало известно, что Михаил погиб во время военных действий. И только через несколько лет выяснилось, что он просто бросил семью. Мужчина женился на другой женщине и больше никогда не вспоминал о своих сыновьях, оставленных в детдоме.

Если верить другим источникам, отец вернулся с фронта в 1944, но не смог найти данных о местонахождении сына из-за потерянных архивов. По документам Николай был круглым сиротой. В 1955 г. внезапно на горизонте появился Михаил. Они встретились, но общение не сложилось. Больше отец с сыном не виделись, а через семь лет Михаил погиб от рака.

Образование поэта

Коля был одним из самых умных мальчиков в детском доме, даже был награждён похвальной грамотой. Он окончил семь классов, очень старался получить как можно больше знаний. Несмотря на то, что в их школе был один учитель на четыре предмета, дети были рады и этому.

В июне 1950 г. Рубцов получил диплом детдомовской школы. Он мечтал поехать в Ригу, чтобы стать студентом мореходного училища. Но вместо этого пришлось учиться в Тотемском лесотехническом техникуме. После его окончания юноша начал работать в траловом флоте треста «Севрыба», а затем его приняли в качестве разнорабочего на военный полигон в Ленинграде.

В 1953 г. Коля стал студентом Горно-химического техникума в Мурманской области. Но учёба ему не давалась, и уже на втором курсе юноша провалил сессию. В результате его призвали в армию. С 1955 до 1959 год поэт служил на Северном флоте, он был матросом. После демобилизации Николай работал кочегаром, слесарем и шахтовщиком в Ленинграде. Но он мечтал изменить жизнь, стать настоящим литератором.

В 1957 году стихотворение Рубцова впервые напечатали в областной газете Заполярья. После армии поэт начал пробивать себе дорогу к славе, в Ленинграде он завёл несколько полезных знакомств. Благодаря дружбе с Глебом Горбовским и Борисом Тайгиным литератор смог завоевать внимание публики. Летом 1962 вышел его первый сборник «Волны и скалы». Николай предпочитал делать всё самостоятельно, не обращаясь в издательство.

В том же году юноша поступил в Литературный институт в Москве. Там он подружился с Соколовым, Кожиновым и Куняевым. Коллеги неоднократно помогали поэту выпускать сборники, приглашали его на выступления и всячески поддерживали. Одновременно с этим учёба шла у Рубцова не так гладко. Он пристрастился к алкоголю, часто вступал в конфликты с преподавателями. Николая неоднократно отчисляли, затем восстанавливали. За годы обучения он выпустил ещё два сборника: «Звезда полей» и «Лирика».

Творческая деятельность

Рубцов отличался от поэтов-шестидесятников, популярных в то время. Он никогда не стремился следовать моде, втискивать свои произведения в какие-то рамки и стандарты. Лирика этого литератора была тихой, хотя иногда попадались крайне спорные строки. У него было не слишком много поклонников, но этого Николаю было вполне достаточно. Он нашёл свою нишу и оставался в ней до самой смерти.

В 1969 г. Рубцов окончил институт и начал работать в газете «Вологодский комсомолец». В то же время он выпустил сборник «Душа хранит». За год до этого поэт впервые в жизни получил отдельную однокомнатную квартиру, но долго жить в ней ему не пришлось.

Литератора помнят и уважают в разных уголках России. В Вологде его именем назвали улицу, поставили памятник поэту. В Тотьме и Емецке также были установлены скульптуры памяти Рубцова. Уже после его смерти были опубликованы сборники «Подорожники», «Последний пароход» и «Зелёные цветы». Последнее собрание сочинений, выпущенное при жизни автора, называлось «Сосен шум».

Многие произведения Николая превратились в музыкальные композиции. Ещё в восьмидесятые годы Сергей Крылов исполнил часть стиха «Осенняя песня». Аккомпанемент для него придумал Алексей Карелин. Позже Гинтаре Яутакайте спела «В горнице моей светло» под музыку Александра Морозова. В 1982 г. Александр Градский вдохнул новую жизнь в стихотворение «Звезда полей», положив его на музыку. В то же время группа «Форум» исполнила композицию «Улетели листья».

В конце восьмидесятых годов «выстрелил» хит Александра Барыкина «Букет». Поразительно, но основой для него также стало произведение Рубцова. Поэт написал этот стих ещё в 1958 году после встречи с Таей Смирновой. Он сразу же влюбился в девушку, но у неё был другой парень. В память об этих чувствах Николай всего за 15 минут написал бессмертное стихотворение «Я буду долго гнать велосипед».

Личная жизнь и смерть

В 1962 г. поэт познакомился в институте с Генриеттой Меньшиковой. Они начали встречаться, вскоре влюблённые сыграли свадьбу, но официально так и не расписались. Женщина родила Николаю дочь Лену. Она жила в Никольском, поэтому встречались супруги нечасто.

В 1963 г. состоялось также знакомство Рубцова с Людмилой Дербиной. Они не произвели впечатления друг на друга, однако через четыре года женщина влюбилась в его стихотворения. На тот момент она уже была в разводе и имела дочь Ингу. Несмотря на это, летом 1967 г. Люся переехала в Вологду к любимому.

Отношения у пары были насыщенными. Из-за пристрастия Рубцова к алкоголю влюблённые постоянно ссорились, даже несколько раз расставались. В январе 1971 они назначили дату свадьбы на 19 февраля, затем отправились в паспортный стол. Но женщину не хотели прописывать из-за дочери.

По пути из паспортного стола партнёры ругались, в итоге Николай встретил друзей и отправился на вечеринку. Через некоторое время Людмила присоединилась к нему в шахматном клубе. На тот момент поэт уже был изрядно пьян, он начал ревновать будущую супругу к журналисту Задумкину.

Мужчин удалось утихомирить, все отправились продолжать веселье в квартире Рубцова. Но после нескольких рюмок Николай снова начал устраивать сцены ревности. Они с Дербиной остались в комнате вдвоём, и поэт начал кричать на возлюбленную. Людмила пыталась уйти, но он начал ей угрожать, нападать и бить. В результате женщина случайно задушила его, пытаясь защититься. Её осудили на 8 лет, но выпустили через 6 по амнистии.

Биография

РУБЦОВ, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1936−1971), русский поэт. Родился 3 января 1936 в поселке Емецк Архангельской области; сын погибшего в войну политработника, с 6 лет потерял мать, воспитывался в детских домах. Учился в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962-1969 учился в Литературном институте им. М.Горького.

Печатался с 1962. Опубликовал сборники Лирика (1965), Звезда полей (1967), Душа хранит (1969), Сосен шум (1970), Зеленые цветы (1971). Посмертно издан его последний сборник Подорожники (1976). В сложной, тонко разработанной структуре поэзии Рубцова, многообразной ритмически и лексически, привлекают свежесть и острота восприятия, сопоставимая с художественным видением раннего В. В. Маяковского, философичность, заставляющая вспоминать о лирике Ф. И. Тютчева, фольклорная образность в духе поэтики С. А. Есенина («Топ да топ от кустика до кустика…» - стих. Подорожники), субъективно-эмоциональное ощущение постоянной связи с природой, родственное фетовскому. Сам поэт так определял свое творческое кредо: «Я переписывать не стану /Из книги Тютчева и Фета, /Я даже слушать перестану /Того же Тютчева и Фета… /Но я у Тютчева и Фета /Проверю искреннее слово, /Чтоб книгу Тютчева и Фета /Продолжить книгою Рубцова» - стихотворение Я переписывать не стану). Опора на традиции отечественной словесности не мешала яркой самобытности рубцовского стиха с его доминирующей «разговорностью», синтаксическими шероховатостями, необработанностью и впечатляющей непосредственностью почти лишенной эпитетов и метафор естественной речи, то задиристой, то приглушенно-плавной и раздумчивой («Высокий дуб. Глубокая вода. /Спокойные кругом ложатся тени. И тихо так, как будто никогда /Природа здесь не знала потрясений» - стихотворение Ночью на родине). Лучшие из не всегда ровных по мастерству стихов поэта-самородка ставят их автора в первый ряд русских поэтов 20 в. (Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны, Прощальное («Печальная Вологда дремлет…»), Тихая моя родина, Осенние этюды («Огонь в печи не спит, перекликаясь…»), Вечернее происшествие («Мне лошадь встретилась в кустах…») и др. В критике (первым открыл и дал адекватную оценку его поэзии В.В.Кожинов) справедливо отмечалось, что постоянная тема деревни у Рубцова - не самоцель, а форма поэтического мышления о мире в целом («В деревне виднее природа и люди… Виднее… на чем поднималась великая Русь»). Национальный характер творчества Рубцова проявляется не только в том, что в его стихах звучат мотивы русской природы и русской истории (стихотворения Видение на холме, О Московском Кремле и др.), встают образы А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского, А. А. Фета и С. А. Есенина, современных отечественных поэтов (стихотворения О Пушкине, Последняя осень - о Есенине, Сергей Есенин, Последняя ночь - о Д. Б. Кедрине, и др.). Национален сам лирический герой Рубцова, с его исповедальностью и мужественной самоиронией, удалью и нежностью, жизнелюбием и тоской, с всеохватностью приятия мира и катастрофическим ощущением непонятости и внутреннего одиночества, с неизменным при этом осознанием «корневой» связи своей судьбы с судьбой России. Поэт занимался также художественными переводами. Умер Рубцов в Вологде 19 января 1971.

Рубцов Николай Михайлович (1936-1971) - русский поэт. Родился 3 января 1936 года в деревне Емецк Холмогорского района Северного края. Через год семья Рубцовых переехала в Няндом, где прожила около 2 год. Отец Николая устроился на работу начальником горпо. В 1941 году Рубцовы перебрались в Вологду. Отец ушел на фронт, а через год умерли мать и сестра Николая, остальные дети попали в интернаты. Тогда было написано первое стихотворение Николая Рубцова в возрасте 6-ти лет. Вначале он был распределен в Красовский детский дом, в 1943-1950 гг. был переведен в Никольский детский дом в Вологодской области. Там он окончил 7 школьных классов. Отец вернулся с фронта в Вологду в 1944 году, но из-за потери документов в детдоме не смог найти сына, и только в 1955 году они увиделись. В деревне Никольское Николай Рубцов жил в гражданском браке с Г. Меньшиковой, и у них родилась дочь Елена.

В 1950-1952 гг. получал образование в Тотемском лесотехническом техникуме, по окончанию которого на протяжении года работал в Архангельске кочегаром в траловом флоте треста «Севрыба». В 1953 году едет в Кировск и становится студентом горно-химического техникума Минхимпрома. Но через два года был отчислен за неуспеваемость. В 1955-1959 гг. поступил на службу матросом Северного флота на эсминец «Острый». В этот период впервые публикуется в газете «На страже Заполярья» его стих «Май пришел». По возвращению из флота начал жить в Ленинграде и работать на Кировском заводе.

В 1962 году переезжает в Москву и поступает в Литературный институт им. М. Горького, который оканчивает в 1969 и приступает к работе газете «Вологодский комсомолец».

Николай Рубцов был убит 19 января 1971 года в Вологде в результате бытовой ссоры со своей невестой Людмилой Дербиной.

Зимой 1936 года в небольшом городке Емецк родился будущий советский поэт Николай Рубцов, кроме Николая в семье было еще трое детей. Он рано потерял родителей – в начале войны он узнает о гибели отца, а вскоре умирает и мать – поэтому в шестилетнем возрасте он попадает в детский приют в небольшом поселке Никольское Вологодской области. Судьба сыграла с Рубцовым злую шутку, его отец был жив, однако из-за утери документов во время войны он не смог найти Николая, их встреча состоялась только в 1955 году. В Никольском он оканчивает семь классов и знакомится со своей будущей гражданской супругой Генриеттой Меньшиковой, от которой у него была дочь Елена.

С 16 лет Николаю пришлось путешествовать почти по всему Советскому Союзу, он сменил множество профессий, так он работал в библиотеке в кочегарке, ходил в море на судне Северного флота. В 1950-1962 году поэт учится сначала в Тотемском лесотехническом техникуме, однако там он не доучился и спустя некоторое время становится студентом горно-химического техникума, однако снова учебное заведение он не окончил.
Первые свои стихи Рубцов начинает издавать в 1957 году, в газете публикуется стих «Май пришел», а в 1962 году выходит первые его сборник «Волны и скалы», в 1965 выходит сборник Лирика». В это же время он вступает в объединение литераторов «Нарвская застава». После окончания Литературного института в Москве, Рубцова берут на роботу в газету «Вологодский комсомолец». Несмотря на постоянные публикации его стихов в газете и издательства сборников, признание таланта к Рубцову пришло не сразу. Официальным признанием литературного таланта Рубцова стало выделение ему однокомнатной квартиры в Вологде в 1968 году.

Жизнь молодого поэта трагически оборвалась девятнадцатого января 1971 года. Точные обстоятельства, которые привели к смерти Николая Рубцова, неизвестны, однако после ссоры с Людмилой Дербиной, начинающей поэтессой, которая должна была вскоре стать его женой, Николай был найден мёртвым. Следствие установило, что поэт умер от насильственной асфиксии – удушения руками. Невеста не призналась в убийстве, заявив, что Рубцов умер сам, от инфаркта, однако суд не взял это во внимание и девушку осудили на восемь лет. Считается, что в одном из стихов поэт сам предсказал своё будущее: «Я умру в крещенские морозы…»

Главной темой творчество Рубцова была его «малая родина» - Вологодский край. Все его стихи были пропитаны любовью к русской самобытности края. Несмотря на довольно простую стилистику и тематику его произведений они обладают внутренней глубиной и творческим натурализмом. При жизни Николай успел издать четыре своих сборника стихов: «Лирика», «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», посмертно вышло еще четыре его сборника.