Парламент в англии. Парламентская процедура и внутренняя организация палаты общин Кто возглавляет парламент великобритании

За века своего существования английский парламент оброс многочисленными традициями. Некоторые из них актуальны и представляют собой правила поведения в верхней и нижней палатах, другие же устарели и сохраняются только из любви к традициям.

Каждое заседание нижней палаты парламента Великобритании начинается с молитвы. Члены палаты молятся стоя, повернувшись лицом к стене за их спинами (молиться, стоя на коленях, члены палаты не могли, когда было принято носить мечи в парламенте) священник читает молитвы вслух. С 1997 года читается дополнительная молитва в те дни, когда один из членов парламента умирает. Эта традиция берет свое начало в 1558 году, когда члены палаты начали молиться перед заседанием, а двадцать лет спустя она уже твердо устоялась и молитвы читал специально приглашенный священнослужитель.

Выражения, употребляемые в палате, должны подчиняться особым правилам. В английском парламенте нельзя произносить слова и выражения, которые могут оскорбить других членов парламента, нельзя употреблять грубые выражения, намекать или откровенно заявлять о том, что другой член палаты лжет или пьян, и перевирать слова других. Если же кто-то нарушил эти правила, спикер попросит этого кого-то забрать их назад. Если же его не послушаются, то виновник может быть наказан и даже отстранен от заседаний на определенный срок.

В час окончания заседаний в парламенте полицейские кричат "Кто идет домой?". Эта традиция началась в те дни, когда в еще не было центрального освещения улиц, и парламентарии шли домой небольшими группками, снижая риск быть ограбленными на темных улицах города. Кстати, наверное, актуально и сейчас, тем более что по расписанию вечерние заседания заканчиваются в 22 часа, но могут продолжаться далеко за полночь. Полицейские не входят в зал заседаний до тех пор, пока обсуждение не закончится.

Члены нижней палаты обычно кланяются спикеру, когда покидают зал заседаний. Предполагается, что этот обычай произошел от тех времен, когда Палата Общин заседала в часовне Святого Стивена , где спикер сидел рядом с алтарем и члены парламента кланялись именно алтарю, а не спикеру. После завершения очередной сессии парламента, а особенно после его роспуска перед новыми выборами, члены нижней палаты, покидая зал заседаний, жмут руку спикера.

Официальная одежда членов парламента представляет собой костюм, который одевают на деловую встречу или переговоры. Однако, в последние годы некоторые члены парламента были замечены в Вестминстерском дворце не только без галстуков, но даже без пиджаков. В XVIII веке было принято носить парики , но до наших дней парики остались лишь на головах спикера и клерков, однако действующий спикер Палаты Общин не носит парик.

Шляпы были другим атрибутом парламентского этикета. Их носили в зале заседания, но снимали при входе и выходе из зала, а также во время высказываний. Шляпа также служила отличным способом занять место на скамье в зале заседаний, так как без шляпы человек не мог далеко уйти, и, соответственно, должен был обязательно вернуться. Эта система была разрушена теми членами палаты, которые носили с собой по две шляпы. В наше время шляпы необходимо носить всем парламентариям-мужчинам во время обращения к спикеру. Женщины могут не носить шляпы. Медали и другие знаки отличия, показывающие благосклонность или благодарность монарха, нельзя носить в английском парламенте.

Другой пережиток прошлого в парламенте - нюхательный табак, предоставленный для пользования членам нижней палаты парламента и остальным клеркам палаты. Табакерка лежит у входа в палату. Однако, очень немногие пользуются этой возможностью, хотя нюхательный табак - это единственный вид табака, разрешенный в палате и комитетах. Курение было запрещено еще в 1693 году.

Собаки, за исключением собак-поводырей, не допускаются в здание английского парламента . Один из членов нижней палаты парламента, Дэвид Бланкетт, лишен зрения, поэтому он постоянно приводит с собой свою собаку-поводыря Люси.

Процесс принятия нового закона требует, чтобы текст Билля был принят обеими палатами парламента. Передача Билля из палаты в палату всегда происходит по определенному порядку, при котором для сообщения результатов обсуждения Билля другой палате вот уже более 200 лет используются фразы на норманнском французском языке.

Лорд-канцлер в Палате Лордов сидит на мешке с шерстью. Этот обычай вышел из средних веков, когда Англия была главным экспортером шерсти и шерстяных изделий в Европу и считалась ведущим производителем как по качеству, так и по количеству материала. Символизируя национальное достояние страны, Лорд-канцлер сидел и по-прежнему сидит на мешке, набитом шерстью. Единственное изменение традиции - мешок набивают шерстью не только производства Великобритании, но и других стран Содружества, что символизирует единство этих стран.

Британская парламентская система - одна из наиболее продуманных и стройных политических систем мира; именно британский парламентский опыт положен в основу парламентских систем многих других стран. Впрочем, и у британского парламента есть немало странностей, сформировавшихся в ходе более чем внушительной истории Соединенного Королевства.

Отсутствие конституции

Или, точнее, отсутствие документа, излагающего принципы управления государством. Великобритания - одно из немногих государств без официально написанной конституции (к таким странам относятся также Израиль, Новая Зеландия и республика Сан-Марино). Вместо единой конституции в основу управления государством легло огромное количество отдельных законов и традиций, формировавшихся на протяжении столетий.

Удивительно большое число ключевых моментов британской политической системы на деле являются не более чем обычаями. Так, например, конституционный порядок не требует назначения премьер-министра - эта роль сформировалась лишь со временем. Отсутствие единой конституции, скорее всего, в самом ближайшем будущем может превратиться в причину серьезных политических дебатов, поскольку британская партия либерал-демократов уже начала кампанию за конституционные реформы.

Королевская санкция

Прежде чем билль станет законом, королева Великобритании должна дать свое одобрение или так называемую королевскую санкцию. У королевы до сих пор сохраняются права на принятие, отказ от принятия или откладывание вступления в действие любого нового законопроекта, предложенного парламентом.

В реальности же ни один из британских монархов не накладывал вето на билль, предложенный парламентом, с далекого 1708 года. Сегодня одобрение королевы любого билля, разработанного парламентом, считается чем-то само собой разумеющимся.

Количество голосов, получаемое партией, и количество мест, получаемое партией в парламенте, практически не зависят друг от друга. Избиратели выбирают кандидата от своего района и политик, набравший наибольшее количество голосов, получает место в парламенте. Если кандидат выигрывает с 60% голосов, остальные 40% голосов обесцениваются.

Система голосования в Великобритании достаточно проста, однако при условии действия трех крупных партий не раз демонстрировала свою неэффективность. Те самые обесценивающиеся голоса поднимаются и могут привести к достаточно странным результатам: например, в 2005 году в результате неэффективности системы голосования партия лейбористов набрала только 37% голосов, однако получила 55% мест в парламенте, а партия либерал-демократов завоевала 22% голосов, получив, тем не менее, всего 9% мест в парламенте.

Выборы премьер-министра

Граждане Великобритании не имеют права вмешиваться в выборы премьер-министра - все, что остается, это голосовать за члена парламента от своей партии и надеяться. Как и можно было ожидать от системы, построенной на старинных обычаях, процесс выбора премьер-министра весьма далек от простоты и прозрачности. После опубликования официальных результатов всеобщих выборов лидер партии с наибольшим количеством членов парламента отправляется в Букингемский дворец и испрашивает у королевы разрешения на формирование нового правительства. К счастью, согласно еще одному, не менее старинному обычаю, королева никогда не откажет лидеру самой крупной партии.

Систему выборов премьер-министра никак нельзя назвать полностью демократичной: на самом деле в большинстве выборов менее 40% всех избирателей голосуют за самую крупную партию.

«Подвешенный парламент»

Обычно система голосования гарантирует значительное превосходство победившей на выборах партии, однако иногда образуется ситуация, когда голосование не определяет настоящего победителя. Такое положение в парламенте, при котором ни одна из партий не получила большинства в Палате общин, принято называть подвешенным парламентом. Из неудобного положения британские политики выходят, заключая соглашения: иногда две партии соглашаются сотрудничать до следующих выборов.

Если же ни одна из партий не может сотрудничать с другой, образуя тем самым превосходящее большинство, предыдущий премьер-министр, согласно очередному обычаю, остается на своем посту.

Назначение выборов

В Великобритании нет определенного периода времени между выборами. По закону выборы должны проходить, по меньшей мере, каждые пять лет, однако на самом деле назначить выборы можно в любой момент в течение этого промежутка времени. У королевы Великобритании есть право на досрочный роспуск парламента, однако обычаи позволяют выбирать, когда это должно случиться, действующему премьер-министру.

Когда премьер-министр выбирает время для назначения выборов, он обращается к королеве с просьбой распустить парламент. Такая система очень выгодна для правительства, которое обычно дожидается пика популярности и лишь затем назначает выборы.

Палата лордов

Члены парламента, заседающие в Палате общин - не единственные политики в парламенте. Система британского парламента предусматривает также верхнюю палату, или Палату лордов, члены которой назначаются королевой по рекомендациям правительства и 26 самых влиятельных епископов англиканской церкви.

Все законопроекты, успешно прошедшие через парламент, обсуждаются и ратифицируются в Палате лордов. Лорды имеют право - и зачастую пользуются этим правом - на отказ от принятия законопроекта, однако настоящая власть сосредоточена в руках членов Палаты общин, которые могут сослаться на Парламентские акты 1911 и 1949 года и добиться принятия законопроекта, несмотря на отказ Палаты лордов. С 1911 года такая крайняя мера использовалась всего семь раз - последний раз в 2004 году для запрета охоты с собаками.

Поскольку верхняя палата британского парламента не обладает и долей той власти, которая сосредоточена в руках членов Палаты общин, многие парламентарии не раз предлагали изменить систему по аналогии с Конгрессом США, сделав вторую палату выборной.

«Непарламентский» язык

Во время заседаний членам парламента запрещено пользоваться лексикой, которая могла бы «оскорбить достоинство» парламента. Это правило включает любые виды мата, личные оскорбления и, самое серьезное, обвинения члена парламента в непорядочности. В список запрещенной лексики в парламенте входят даже такие, казалось бы, общеупотребительные слова, как «трус», «хулиган», «лжец», «предатель», «изменник», «негодяй».

Многие политики добились изумительных высот в «искусстве» оскорбления без использования «непарламентской» лексики: так, например, прямые обвинения во лжи скрываются за ироничной характеристикой человека «экономящего на правде».

Церемониальный жезл

Жезл Палаты общин представляет собой золотой жезл с затейливой резьбой, устанавливаемый в центре зала во время парламентских сессий. Церемониальный жезл символизирует власть королевы; без жезла заседание палаты считается недействительным.

Жезл Палаты общин за внушительную историю британской парламентской системы не раз выступал в роли оружия: его швыряли, вырывали и даже прижимали им к земле одного политика, попытавшегося опротестовать решения парламента. В 2009 году член парламента Джон МакДоннелл был арестован за попытку сорвать дебаты по расширению лондонского аэропорта Хитроу посредством снятия жезла.

Парламентские выборы

Палата общин пользуется старинным и весьма эксцентричным методом голосования. После того, как голосование было объявлено спикером парламента, присутствующим членам парламента дается восемь минут на то, чтобы проследовать в одну из двух комнат: комнату «да» или комнату «нет». Когда отведенное время заканчивается, двери комнат закрываются, и количество политиков в каждой из комнат подсчитывается.

Государственные секретари и даже премьер-министр, принимающие участие в голосовании по важному вопросу, вынуждены вместе со всеми членами парламента выбирать одну из двух комнат. Хотя на первый взгляд такая система голосования кажется до нелепости устаревшей, на самом деле она предоставляет парламентариям отличную возможность встретиться и побеседовать с премьер-министром и остальными членами правительства.


В Великобритании монарх возглавляет парламент, может его созывать и распускать, ежегодно открывает парламентскую сессию в палате лордов, одобряет законы - без королевской санкции закон не имеет юридической силы

Состав парламента Великобритании

Нижняя палата (палата общин)

Формируется на основе прямых выборов тайным голосованием сроком на 5 лет.

650 депутатов в соответствии с количеством избирательных округов:
533 от Англии
59 от Шотландии
40 от Уэльса
18 от Северной Ирландии

Функции палаты общин

Принимает законопроекты и передает их (все, кроме финансовых) на согласование в палату лордов. Принимает бюджет и рассматривает финансовые билли. Обладает исключительным правом согласовывать налогообложение, правительственные расходы.

Около 1550 человек

Партийный состав

Согласно последнему, 55 созыву (2010 год)

306 консерваторов
258 лейбористов
57 либеральных демократов
8 демократов-юнионистов
6 шотландских националистов
5 ирландских республиканцев (Шинн Фейн)
3 валлийских националиста (Плайд Кимру)
3 от партии социал-демократов и лейбористов
1 от «Альянса»
1 от партии зеленых
1 независимый депутат
1 спикер

Спикер - председатель палаты общин, руководящий заседаниями и представляющий палату в ее отношениях с королевой, палатой лордов и другими государственными органами. После отставки получает титул виконта и место в палате лордов.


Верхняя палата (палата лордов)

Формируется на невыборной основе

774 человека , имеющих право принимать участие в работе палаты

Функции палаты лордов

Рассматривает и вносит поправки в законопроекты, принятые палатой общин, за исключением финансовых биллей. Рассматривает апелляции на решения судов по гражданским и уголовным делам. Вердикт палаты лордов является окончательным.

Количество обслуживающего персонала - около 450 человек

Состав

26 духовных лордов (Lords Spiritual ) - представители духовенства англиканской церкви
87 наследственных пэров (титул получен по праву рождения: герцог, маркиз, граф, виконт или барон)
661 пожизненный пэр (титул без права наследственной передачи присвоен монархом за особые заслуги перед государством)

Старейший парламент мира - исландский альтинг - был основан в 930 году. Созданный в 979 году парламент острова Мэн - тинвальд - самый древний непрерывно работающий.

Почти 50 лет в сенате США существует традиция «конфетного стола» . В 1965-м ее ввел сенатор-сладкоежка Джордж Мерфи, который угощал коллег. За рабочим столом сменилось много последователей Мерфи, и все они кормили сенаторов, которыми в настоящее время съедается около 180 кг конфет и шоколада в год от спонсоров.

Территория, на которой стоит австралийский парламент , занимает 32 га. Здание состоит из 4500 комнат общей площадью 250 000 м 2 .

В палате общин британского парламента едят в два раза больше, чем 20 лет назад : в начале 1990-х готовилось 4000 блюд ежедневно, а в 2010-х их количество выросло до 8000.

В Сан-Марино две главы государства - капитаны-регенты, выбираемые Государственным советом (однопалатным парламентом) на 6 месяцев из конкурирующих партий.

Численность парламента

14 членов - Конгресс Федеративных штатов Микронезии (самый малочисленный парламент мира)
63 - Альтинг, Исландия
100 - Сейм, Латвия
601 - 2-е Учредительное собрание Непала
620 - Федеральное собрание РФ (170 - в Совете Федерации, 450 - в Государственной думе)
687 - Верховное народное собрание КНДР
2987 - Всекитайское собрание народных представителей (самый многочисленный парламент мира)

Зарплата парламентариев

(в долларах США и в рублях в месяц)

~ 21 000 $ (~ 750 000 руб.) - в Японии (самые высокооплачиваемые депутаты в мире)
~ 15 300 $(~ 546 500 руб.) - в Австралии
14 500 $ (~ 517 650 руб.) - в США
~ 11 765 $ (420 000 руб.) - в РФ (с 1 сентября 2014 г.)
~ 11 060 $ (~ 395 000 руб.) - в Германии
~ 9445 $ (~ 337 000 руб.) - в Великобритании
6250 $ (~ 223 100 руб.) - в Кении (в 2013 году была урезана с 10 000 $)
370 $ (~ 13 200 руб.) - в Зимбабве (одна из самых маленьких зарплат)

Количество партий, представленных в парламенте

1 - КНР (коммунистическая)
3 - Андорра
4 - Российская Федерация
5 - Замбия
13 - Австралия
13 - Бельгия
22 - Бразилия

Количество принятых законов и поправок за последнюю сессию

295 - в Госдуме РФ
187 - в парламенте США
89 - в парламенте Сингапура
25 - в парламенте Канады
11 - в парламенте Пакистана
6 - в парламенте Тринидада и Тобаго
3 - в парламенте ЮАР

Довольно часто соединенное королевство Великобритании - самую известную из ныне существующих монархий - называют "старушкой Англией". И в этом есть некий смысл, ведь как государство она сформировалась достаточно давно. А ее парламент является одним из старейших в мире, по его образу формировались законодательные органы и во многих других странах. Итак, Парламент Великобритании: структура, порядок формирования, особенности, полномочия. Что из себя представляет один из старейших законодательных органов в мире?

Три ветви власти в Великобритании

Соединенное Королевство возглавляет королева, это известно практически каждому современному человеку. Формально она же руководит тремя основными системами государства: законодательной, исполнительной и судебной. На деле эти ветви власти представлены отдельными органами и фактически не подчиняются монарху, деятельность которого сводится к участию в церемониальных мероприятиях.

Функции законодательного органа несет британский двухпалатный Парламент, исполнительной - премьер-министр и его Кабинет. Третья же ветвь представлена несколькими судами, занимающимися различными по областям права делами.

Подобная структура власти существует во многих современных государствах, но в Великобритании есть одна особенность. Де-юре монарх может отказаться подписывать закон, принятый Парламентом, или вовсе распустить его, отправить в отставку или назначить премьер-министра, вмешаться в дела судебной системы. Де-факто этого не происходит. На практике политическим лидером страны является премьер-министр, а остальные ветви власти действуют независимо от него.

История Парламента

Законодательный орган Великобритании является одним из старейших действующих в мире, хотя и несколько уступает исландскому. Он был впервые сформирован в 1265 году, а через 30 лет, в 1295, преобразован в двухпалатный. До этого существовал такой институт, как королевский совет, который серьезно ограничил власть монархии во время правления Иоанна Безземельного, подписавшего знаменитую "Великую хартию вольностей". Но главное отличие Парламента от этого органа состояло в порядке его формирования - он стал выборным.

За прошедшие столетия в структуре и функциях этого института не происходило кардинальных изменений. После объединения Англии и Шотландии был сформирован единый Парламент Великобритании, а позднее к ним присоединилась и Ирландия. Были проведены некоторые реформы, в основном касавшиеся избрания участников и способов передачи их власти. Именно по такой системе и проходит порядок формирования Парламента Великобритании до сих пор.

К слову, именно в Парламенте хранятся все документы и принятые акты, начиная с XV века. Здесь есть и оригинал "Билля о правах", закрепившего ограничение королевской власти и приведшего к современному строю конституционной монархии.

Структура

Как уже было упомянуто, Парламент Великобритании состоит из двух частей или палат. По-другому его можно назвать бикамеральным. По этому же подобию работают законодательные органы во многих странах мира, в том числе США, России, Германии и т. д.

Так называемую нижнюю часть именуют Палатой общин, а верхнюю - лордов. Каждая из них имеет председателя-спикера, который избирается из числа наиболее уважаемых участников. Кандидатура должна быть согласована с лидерами всех партий, представленных в Парламенте, а утверждена монархом. Согласно старой традиции, спикер сохраняет свою должность до тех пор, пока он не потеряет мандат или не уйдет в отставку по собственной инициативе. После этого он получает титул барона и место в Палате лордов.

Спикер формально не принадлежит ни к одной из партий, не выступает и не принимает участия в голосованиях, кроме определенных случаев. Его функции состоят в обеспечении взаимодействия Парламента с остальными институтами власти, а также решении общих организационных вопросов. Кроме того, у него есть три заместителя - вице-спикера, которые в его отсутствие занимаются проведением заседаний. Они также лишены права голосовать и обсуждать законопроекты, равно как и принадлежать к партиям.

В верхней палате в роли руководителя выступает лорд-спикер. Эта должность была введена около 10 лет назад, когда были проведены реформы. В их результате лорд-канцлер передал часть своих обязанностей спикеру, а сам стал одновременно со своей должностью совмещать полномочия министра юстиции.

Что очень интересно, Парламент Великобритании много значения придает различным процедурам, сопутствующим его работе. При этом они нигде письменно не закреплены, более того, они незначительно меняются в зависимости от созыва и сессии. В общем и целом работа органа регулируется лишь неписаными правилами и вековыми обычаями.

Нижняя палата

Структура Парламента Великобритании предполагает, что в этой части происходит первичное обсуждение предложенных биллей, вносятся некие правки, после чего происходит голосование. Участники Палаты общин, как она называется, попадают в нее в результате выборов и занимают свое место в течение 5 лет. Традиционно лидер победившей партии становится премьер-министром, хотя формально Парламент не имеет никакого отношения к формированию правительства. Из числа же избранных в Палату общин людей формируется Кабинет.

Члены Парламента, принадлежащие ко второй по численности партии, становятся официальной оппозицией и формируют теневое правительство. Его функции состоят в контроле исполнения решений и работы основного Кабинета Министров.

Также нижняя палата Парламента может подразделяться на различные комитеты и образования, призванные заниматься вопросами в разных отраслях. Они могут быть специальными, общими или объединенными. Также существует комитет всей палаты - режим работы, когда все члены участвуют в рассмотрении законопроектов, как правило, финансовой направленности. После одобрения в нижней части Парламента законопроект перемещается в верхнюю. Она функционирует совершенно по другим принципам.

Верхняя палата

Интересно то, что эта часть на современном этапе имеет гораздо меньше полномочий, чем избираемые члены Парламента. Практически все последние реформы, касающиеся ее деятельности, были направлены на ограничение власти этого органа и повышение его легитимности.

Дело в том, что верхняя палата Парламента - не избираемый напрямую орган. Здесь заседают так называемые лорды духовные и светские (или пэры). В составе находятся высшие чины духовенства (их 24), а также люди, получившие право участвовать в законодательном процессе по наследству или пожизненно. Таким образом, формирование светской части палаты происходит по достаточно сложной системе, включающей голосование всех участников, а также членов партий, представленных в Парламенте. При этом численного ограничения нет, сейчас пэрами являются 763 человека. Причем передача этой привилегии от отца к сыну, которая раньше была крайне распространена, фактически уходит в прошлое - сейчас это право даруется пожизненно и не может быть унаследовано.

Что касается полномочий, у Палаты лордов их гораздо меньше, чем у Общин. Право вето в результате нескольких последних реформ было заменено на возможность отложить рассмотрение тех или иных законопроектов. При этом некоторые из биллей не могут быть задержаны на длительные сроки. Кроме того, формально пэры не имеют возможности противодействовать политике действующего Кабинета и вносить существенные поправки в финансовые законопроекты. Впрочем, иногда Палата общин делегирует им это право.

Взаимосвязь ветвей власти

Изначально премьер-министр Великобритании, как и созданный им Кабинет, были подотчетны Парламенту. Де-факто сейчас этого не происходит из-за мажоритарной системы выборов - согласно ей, правящая партия имеет большинство голосов в Палате общин. В общем и целом законодательная власть довольно слабо контролирует правительство. Тем не менее история XX века знает три случая, когда Палата общин выражала недоверие действующему правительству, которое представлял премьер-министр Великобритании.

Однако законодательная и исполнительная власть все-таки связаны. По традиции, премьер-министра, а потом и его Кабинет собирают именно из представителей нижней палаты Парламента. Впрочем, это совершенно не обязательное условие, которое тем не менее соблюдается очень давно.

В общем и целом ветви власти в Великобритании скорее разделены, чем взаимосвязаны, чего и требует современное международное законодательство. Возможно, именно в этом и состоит немалая доля стабильности и устойчивости Соединенного Королевства как государства.

Законотворческая функция

Полномочия Парламента Великобритании в первую очередь касаются законотворчества. Как правило, в ходе очередной сессии участники заседаний рассматривают билли, предложенные их коллегами или министрами. Эти законопроекты могут касаться самых разных сторон жизни, именно поэтому и необходимы уже упомянутые формирования, комиссии и комитеты. Но как организовывается весь процесс?

Законотворчество - основная функция, которую выполняет вся структура Парламента Великобритании. Этот процесс начинается с предложения на рассмотрение билля, как правило, это делают королевские министры, но на это имеет право и любой член как нижней, так и верхней палаты.

Далее происходит несколько этапов обсуждения, в ходе которых может возникнуть необходимость в корректировке и дополнении документа. В процессе билль может быть отклонен, но если этого не случилось, он отправляется в комитет. Он разбирает законопроект постатейно и предлагает очередные поправки. После одобрения в третьем чтении билль отправляется в Палату лордов, где в него также могут быть внесены корректировки. Если их нет, то законопроект передается монарху на одобрение, но если одна часть Парламента не соглашается с поправками другой, то речь о принятии идти не может. В некоторых случаях Палата общин может утвердить билль без одобрения лордов. Но это, скорее, исключение из правил.

Последний этап - одобрение или отклонение сувереном. В теории монарх может наложить вето на тот или иной билль, но на практике этого уже давно не происходило. Последний случай был в 1708 году. Законотворчество, таким образом, - это сложный процесс, требующий рассмотрения и одобрения у всех трех частей Парламента. Но на этом его функции не заканчиваются.

Судебные полномочия

Парламент Великобритании обладает еще одной довольно любопытной особенностью. В некоторых случаях он выполняет судебные функции, пришедшие к нему со времен древнего обычая подавать прошения об исправлении несправедливости. В первую очередь это касается Палаты лордов. Например, до 1948 года именно Парламент рассматривал дела о государственной измене пэров. После 2005 года с Палаты лордов эта функция была снята. Тем не менее весь Парламент может инициировать другую судебную процедуру - начать процедуру импичмента. Несмотря на то что последняя попытка предпринималась несколько столетий назад, некоторые надеются возобновить данную традицию.

Порядок формирования

Выборы в Парламент возможны, лишь если речь идет о Палате общин. Причем избираться могут граждане, не принадлежащие к каким-либо партиям. Но есть и ограничения. Например, быть выбранным в Парламент Великобритании не может человек младше 21 года, иностранец, гражданин, отбывающий наказание за государственную измену, член Палаты лордов, госслужащие и военные, лица, страдающие психическими заболеваниями и некоторые другие категории.

Выборы могут быть как общими, так и промежуточными, связанными с освобождением одного из мест. Число депутатов определяется количеством избирательных округов, в 2010 году их было 659. Действует мажоритарная система относительного большинства, то есть выигрывает кандидат, набравший максимальное, по сравнению с конкурентами, число голосов.

Полномочия Парламента Великобритании длятся 5 лет после выборов или до момента роспуска, который бывает крайне редко. Впрочем, иногда палата может принять такое решение самостоятельно или наоборот - продлить срок своей работы, что тоже происходит нечасто. В целом формирование Парламента уже много лет проходило без серьезных проблем.

Местонахождение

Парламент Великобритании уже много столетий располагается в одном и то же здании - Вестминстерском дворце, расположенном на северном берегу Темзы. Изначально это была королевская резиденция, но в 1530 году монарх перенес ее в Уайтхолл, так что законодатели получили здание в свое пользование целиком. Самые старые его части были построены еще в XI веке, но очень многое не сохранилось из-за пожара 1834 года. Так что здание в общем было построено и реконструировано в XIX веке. Его визитной карточкой, а также символом Лондона стала башня с часами под названием Биг-Бен, которую непременно фотографируют туристы.

Внутрь Вестминстерского дворца в качестве туриста попасть довольно сложно. Во время работы Парламента количество посетителей строго ограничено, даже не все граждане могут прийти без предварительного согласования. Исключение составляет период летних каникул, когда можно попасть во дворец с организованной группой.

Традиции

Несмотря на то что подобные английскому законодательному органы структуры существуют в большинстве современных государств, британский интересен еще и своими церемониями и этикетом.

Например, перед каждым заседанием нижней палаты проводится общая молитва. Участники стоят отвернувшись к стене, они не могут стоять на коленях, поскольку традиция берет начало во временах, когда в Парламенте носили мечи. В дни, когда умирает один из членов, проводится еще и дополнительная молитва.

Еще одна особенность - запрет ношения во время заседаний медалей и других знаков благосклонности монарха. Кроме того, в процессе выступления и обсуждения можно выражать свои мысли только крайне корректно, используя специальные выражения. В ином случае спикер может попросить докладчика покинуть зал.

В процессе принятия нового закона происходит обмен биллями между палатами. При этом используются фразы на нормандском французском. Еще один интересный факт - лорд-канцлер (сейчас спикер) верхней палаты сидит на мешке с шерстью. Эта традиция берет начало во временах, когда Англия была основным поставщиком этого продукта в Европу. Сейчас мешок набивают шерстью, произведенной не только на островах, но и в других странах Содружества - это символизирует их единство.

Соединенное королевство Великобритании - удивительно консервативная страна. Здесь царят традиции и приметы, но при этом страна умудряется идти в ногу со временем и оставаться островком относительного спокойствия и стабильности в мировом хаосе.

Парламент - распространенный избирательный орган власти в любой демократической стране. Он может называться по-разному. В Российской Федерации это Дума, в Израиле - Кнессет, в Германии - Бундестаг. История возникновения этого органа власти происходила в разных странах по одним и тем же историческим законам. На примере британского правительства попробуем рассказать, где и когда появился парламент в Англии.

Предпосылки возникновения

Возможность проследить за зарождением выборной системы на Британском полуострове прослеживается с момента отступления из этих мест римских легионеров. Этапы становления государственности были очень медленными, а королевская власть - слабой. Развитие городов повлекло за собой рождение нового класса - буржуазии, которая пытается отстаивать свои интересы наряду с крупными землевладельцами на государственном уровне.

В хрониках некоторых английских графств были представлены доказательства того, что шерифы этих мест отправляли благородных рыцарей консультировать королей касательно налогообложения и других финансовых вопросов. Королям, естественно, не нужны были мысли рыцарей и горожан по этому поводу, а требовалось полное согласие с мнением короны. Но с мнением подданных все-таки приходилось считаться. Именно в этих условиях в Западной Европе возникают представительные собрания, которые оказывали сдерживающее воздействие на аппетиты своих монархов - Генеральные штаты Франции, рейхстаг Германии и парламент Англии. История Британии связывает возникновение этого института власти с именем одного из самых влиятельных лиц того времени - Симона де Монфора.

Королевские амбиции

Обострение между тремя правящими классами Англии достигло своего пика в начале XIII века. Властью баронов был признан главой Англии сын короля Иоанна Генрих III. Он был слабым и трусливым монархом, который всегда оказывался под чьим-то влиянием. Раздаривая земли и богатства иностранцам, он вызвал возмущение среди всех слоев населения. К тому же ради амбиций собственной семьи Генрих собирался ввязаться в войну за Сицилийскую корону, которая нужна была ему для сына. Для ведения войны он потребовал треть всех доходов страны.

Первый парламент в Англии к тому времени не был создан, поэтому королю никто не мог оказать твердого и разумного сопротивления. Отрывки из хроник того времени говорят, что бароны были настолько возмущены непомерными аппетитами собственного короля, что у них «звенело в ушах». Нужно было предпринимать решительные меры.

На вопрос о том, где и когда появился парламент в Англии, ответ можно получить в средневековых хрониках, которые в большинстве своем пылятся в архивах публичных библиотек. В них можно найти упоминания о событии, которое произошло в Оксфорде в 1258 году. Тогда бароны, возмущенные самоуправством своего монарха, собрали королевский совет в этом городе. В историю он вошел под названием «Бешеный (неистовый) совет». Согласно решению баронов, власть иностранцев в стране ограничивалась, владение землями и замками переходило к английским дворянам, а все важные дела король должен был обязательно согласовывать с крупными землевладельцами.

Рыцарь и революционер

Добившись уступок от короля, бароны и не подумали позаботиться о простых рыцарях и буржуазии. В стране вспыхнули протесты. Наиболее радикальное крыло мятежников возглавил Симон де Монфор. Поначалу войско короля потерпело поражение, а сам монарх и его сын Эдуард попали в плен. Монфор вошел в Лондон и стал править Англией.

Представительные собрания

Монфор понимал, что его власть, не подкрепленная никакими правами, крайне непрочна. Для того чтобы править страной в его положении, нужно было заручиться поддержкой широких слоев общества. Решение Монфора уже отвечает на вопрос о том, с какой целью создан парламент в Англии. Это в первую очередь поддержка общества, получение очередных финансовых вливаний, укрепление королевской власти на местах.

В 1265 году в Лондоне было созвано собрание трех имущественных классов средневековой Англии. На него были приглашены духовные и светские магнаты, а также представители рыцарства и городской буржуазии. Языком общения благородных господ тогда, как и много лет спустя, был французский, а английской простонародной речью пользовались лишь крестьяне и ремесленники. Поэтому и парламент был назван на французский манер. Корнем этого слова является французское «парлё», что значит «говорить».

Конец Монфора

Большинство захватчиков недолго пользуются дарами своих побед. Так и Монфор быстро потерял власть и был убит в борьбе со сторонниками принца Эдуарда. Власть короля была восстановлена, и урок из произошедшего был получен.

Выборное собрание осталось государственным органом власти даже после Монфора. А вот где и когда появился парламент в Англии после этих событий - совсем другая история.

Лондон и парламент

Знать и королевские власти на собственном примере убедились, что без поддержки рыцарей и горожан Англией управлять будет нелегко. Даже после смерти Монфора парламент жил и выполнял определенные функции. Например, дабы избежать новых народных волнений, в 1297 году королем Эдуардом был подписан указ, согласно которому, ни один налог не может быть введен в королевстве без одобрения его парламентом.

Последний был построен на принципах соблюдения условий договоров - тем самым были заложены принципы современной юстиции. Прозрачные условия сделки между государственной властью и королевскими подданными гарантировали, что соблюдать соглашения будет выгодно и той, и другой стороне. Только форма выборного собрания с тех пор несколько изменилась.

Как был устроен парламент в Англии

Как постоянно действующий орган власти, парламент в Англии в средние века полноправно функционировал, начиная с 1265 года. Представители титулованной знати и высшего духовного сословия получали именные документы, позволявшие им принимать участие в работе парламента, а для простых рыцарей и горожан существовало общее приглашение.

Как был устроен парламент в Англии, можно увидеть и в современном британском правительстве - ведь за 900 лет в устройстве этого органа власти практически ничего не изменилось. Весь парламент разделен на две большие палаты. В первую - Палату лордов - входят потомки тех самых баронов, что участвовали в «Бешеном совете». Это представители титулованного дворянства и духовной знати. В XIV веке духовенство покинуло собрания парламента, но позднее вернулось в его ряды. Нижнюю палату - Палату общин - занимают наследники тех, кому в далекие времена отсылались «общие приглашения». Это потомки рыцарей и богатых горожан. В настоящее время представители включают в себя депутатов из местного дворянства, которым общество на местах доверило представлять свои интересы в столице.

Возможность напрямую контролировать власть дала толчок развитию местного самоуправления - в различных графствах создавались местные собрания, а городские интересы отстаивались в советах.

Надеемся, что из этой статьи станет ясно, где и когда появился парламент в Англии. Мы подробно рассмотрели, какое влияние имела выборная система самоуправления на английских королей в средние века.