Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе

Технологическая карта занятия изостудии в рамках внеурочной деятельности

Тема: «Цветоведение. Семицветное чудо»

Цель: создание условий для творческого выполнения рисунка по теме «Семицветное чудо».

Задачи: 1. Формирование знаний и умений в последовательном изображении цветов радуги;

2. Формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи для достижения творческого успеха;

3. Развитие образного мышления;

4. Сохранение и поддерживание индивидуальности обучающихся;

5. Содействие развитию эстетического вкуса, способности воспринимать эстетику природных объектов, выражать своё отношение художественными средствами;

6. Воспитание интереса к предметной области «Изобразительное искусство».

Оборудование: листы А4, акварельные краски, кисти, ноутбук и мультимедийная презентация, полоски (части радуги) для работы в парах.

Формируемые УУД:

Предметные: Знать понятия «цвет», «тон»; «бесцветные краски»; овладевать основами языка живописи; различать основные и составные, тёплые и холодные цвета Овладевать на практике основами цветоведения. Умение использовать перечисленные краски для изменения характера основных и составных цветов.

Метапредметные: формирование умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;научиться преобразовывать практическую задачу в познавательную; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

Личностные: воспитание ориентированного взгляда на мир в разнообразии природы; уважительного отношения к иному мнению; эстетических потребностей; формирование навыков сотрудничества.

Этапы занятия

Задачи этапов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

    Организационный. Самоопределение к деятельности.

Общая готовность детей к занятию; настрой, концентрация внимания обучающихся.

Приветствие. Проверка готовности к занятию. Выбор эффективного способа (приёма) концентрации внимания детей и создание эмоционального настроя на совместную работу.

Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на очередном занятии изостудии. Давайте улыбнёмся друг другу и мне и получим заряд положительной энергии, так необходимой нам на сегодняшнем занятии. Звучит музыка из мультфильма «От улыбки…».

Самоконтроль по готовности.

Реакция на слова и действия педагога; на музыку.

Личностные: способность к самоорганизации.

Регулятивные: способность регулировать свои действия.

    Этап мотивации и актуализации знаний.

Привлечение внимания детей к выявлению темы занятия. Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения у творческий процесс.

Организация активного диалога.

Предлагает догадаться по прослушанной мелодии о теме занятия.

Организует погружение в тему:

Вы высказали свои предположения о теме нашего занятия. Чтобы убедиться в правильности этих предположений, отгадайте загадку:

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них не въехать,

Ни войти! /радуга/

Эмоционально-образный настрой на занятие.

Определяют тему занятия, высказывают свои предположения.

Слушают и отгадывают загадку, подтверждают высказанные гипотезы о том, что занятие посвящено радуге.

Формулируют тему занятия.

Познавательные: умение осознанно строить своё высказывание.

Личностные: развитие эмоционально-нарвственной отзывчивости; мотивация к изучению нового.

Регулятивные: контролируют правильность и точность ответов сверстников.

3.Постановка цели и задач.

Организация обсуждения детей при постановке целей и задач данного занятия.

Подводит ребят к выявлению целей и задач данного занятия.

Кто из вас видел радугу в природе?

А какие условия необходимы для возникновения радуги? Предположите: что нам предстоит сегодня узнать, вспомнить.

Как вы думаете, о чём ещё на сегодняшнем занятии пойдёт речь?

Давайте попробуем составить план нашего занятия.

Внимательно слушают слова педагога и сверстников.

Высказывают свои предположения.

Дают чёткие ответы на поставленные вопросы.

Определяют цели и задачи занятия.

Совместно обсуждают примерный план действий при выполнении работы.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений; развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

Регулятивные: Взаимоконтроль правильности высказываний. Планирование действий.

Личностные: осознание выбора; личностное переживание.

Коммуникативные: осуществление сотрудничества с педагогом и сверстниками.

    Систематизация знаний по теме.

Обобщение и систематизация знаний о цветах радуги; об открытии Ньютона о порядке их расположения.

Сообщает обучающимся о том, кем и когда было выявлено, какие цвета «спрятались» в радуге.

Предлагает запомнить расположение цветов в радуге с помощью ассоциаций.

Организует работу в малых группах, направленную на запоминание цветов радуги и их расположения.

Вы уже из собственного жизненного опыта вспомнили, какие условия необходимы для возникновения радуги. Это замечательное природное явление привлекало к себе внимание не только простых наблюдателей, но и настоящих учёных. Так, английский учёный Ньютон тоже заинтересовался, как происходит это явление. Он пропустил луч солнечного света через стеклянную призму и выяснил, что солнечный свет, кажущийся нам прозрачным, на самом деле состоит из 7 цветов. Ньютон подметил, что эти цвета всегда расположены в определённом порядке. Последовательность цветов радуги легко запомнить, если выучить фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»(по первым буквам цветов радуги)

Предлагаю вам поработать в парах и составить из полосочек свою радугу, применив полученные знания.

Внимательно слушают слова педагога и сверстников.

Запоминают порядок расположения цветов.

Просматривают слайды презентации.

Отвечают на поставленные вопросы.

Взаимодействуют в парах при выполнении задания.

Познавательные: применение полученных знаний в собственной деятельности.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи; в соответствии с ними планировать свою деятельность.

Коммуникативные: умения слушать и вступать в диалог; обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием.

    Творческая практическая деятельность.

Выполнение рисунка по теме занятия с соблюдением правил выразительных средств. Отработка приема: проведение

непрерывных красочных линий

Использование перечисленных красок для изменения характера основных и

составных цветов.

Развитие творческих способностей обучающихся.

Организует деятельность обучающихся по применению новых знаний. Во время выполнения практической работы выполняет фронтальный, индивидуальный, предупредительный контроль.

Итак, у вас на партах появились замечательные радуги. Не забывайте, что у каждого цвета своё настроение. Как вы думаете: какое настроение у красного цвета? У голубого? И т.д.

А теперь попробуем изобразить радугу с помощью акварельных красок.

Перед работой вспомним правила художника (правила работы на занятиях изо, с кистью, с красками и т.д.)

Можем приступать!

Для тех, кто выполнить раньше остальных, дополнительное задание: дорисовать фон и украсить лужайку.

Звучит приятная музыка, настраивающая на творчество.

Дают полные и чёткие ответы на поставленные вопросы.

Проявляют фантазию и творческое воображение.

Вспоминают и правильно формулируют известные им правила художника.

Выполняют творческое задание.

Регулятивные: организовывать самостоятельную художественно- творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритм деятельности; применять знания в своей собственной художественно- творческой деятельности; использовать различные средства художественной выразительности для передачи собственного замысла.

Личностные: умение различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к искусству.

    Контроль усвоения, обсуждение выполненных работ.

Анализ выполненных работ. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Организует выставку детских работ.

Знакомит с критериями оценивания творческой работы.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Формирует умение адекватно оценивать работы собственные и чужие.

Анализируют работы собственные и одноклассников в соответствии с критериями.

Высказывают собственное мнение.

Личностные: нравственно-эстетическая оценка творческой деятельности; толерантное принятие работ других.

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку педагога и отзывы сверстников; оценивать результат своей работы в ходе занятия.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении содержания и выразительных средств творческих работ.

    Рефлексия.

Формирование умения оценивать себя. Подведение итогов занятия.

Предлагает вернуться к цели и задачам этого занятия и сделать выводы по занятию. Оценить своё эмоциональное настроение после работы.

Как вы думаете: удалось ли нам выполнить всё запланированное?

Достигли ли мы поставленных целей и задач?

Определите своё эмоциональное состояние после творческой работы: с помощью «Цветка настроений».

Что для вас было нового на занятии?

Что удалось легко?

В чём испытали трудность?

О чём бы по этой теме вам хотелось ещё спросить у взрослых или прочитать в книгах?

Вспоминают цели и задачи занятия, поставленные в начале. Анализируют и делают выводы. Оценивают свои знания, умения и навыки по данной теме.

Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; способность и заинтересованность в наблюдении за природными явлениями.

Регулятивные: способность адекватно оценивать результат своей работы.

Познавательные: понимать значение искусства в жизни человека.

Занятие по внеурочной деятельности «Этика: Азбука добра» «Вежливость и внешний вид»

Данный материал будет полезен учителям начальных классов, предназначен для учащихся 4 классов; может быть использован на занятиях по внеурочной деятельности и во внеклассной работе.
Цель: закрепить различные средства выражения вежливости; прививать детям стремление одеваться соответственно гигиеническим требованиям; воспитывать у школьников культуры внешнего вида: аккуратность, чистоплотность, опрятность.
Формирование УУД
Познавательные:
воспроизводить основные требования к внешнему виду человека практических и жизненных ситуациях; оценивать внешний вид человека оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Коммуникативные:
формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; использовать доброжелательный тон в общении;
Регулятивные:
овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; способов решения проблем творческого и поискового характера; начальных форм познавательной и личностной рефлексии; начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Личностные:
формировать готовность и способности обучающихся к саморазвитию, мотивацию к обучению и познанию; уважительное отношение к иному мнению.
Оборудование урока: интерактивная доска, презентация (содержание слайдов указано в ходе занятия)
Ход занятия

I. Организация внимания
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Улыбка может улучшить всем настроение. А хорошее настроение, говорят, всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем занятии.
II. Постановка учебной задачи, вызывающей проблемную ситуацию
Учитель читает стихотворение Лившица « Неряха » слайд 1
Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик.
Он портфель нести не хочет, -
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок.
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, непонятно –
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
И расстегнут воротник?
Кто он – этот ученик?
- Как вы ответите на этот вопрос? слайд 2
- Что именно поразило автора?
- Как всё это можно назвать? (внешний вид)
- Сегодня мы поговорим о внешнем виде учеников слайд 3
- Каким, по вашему мнению, должен быть внешний вид ученика, и каким - ни в коем случае?
III. Закрепление знаний изученных раннее
Учитель: Но сначала повторим изученные правила вежливости, выполним тест. Для этого возьмите листочки.
(Дети выполняют тест) слайды 4-14
(Проверяют выполнение теста и обсуждают ответы) слайд 15, 16
IV. Актуализация знаний
- Возвращаемся к нашей теме занятия. Давайте вспомним тему (Вежливость и внешний вид). Каким, по вашему мнению, должен быть внешний вид ученика, и каким - ни в коем случае?
- Предлагаю обсудить этот вопрос в парах (каждой паре выданы карточки с вариантами ответов с целью обогащения словарного запаса и направления беседы в «нужное русло»). Соедините ученик должен и ученик не должен слайд 17
Обсуждение:
чистый,
опрятный,
аккуратный,
неряшливый,
иметь всевозможные украшения,
в одежде для прогулок,
в спортивном костюме,
в бальном платье,
в шортах,
в джинсах с модной вышивкой,
без сменной обуви,
подстриженный,
с распущенными волосами,

С грязными руками,
следить за личной гигиеной,
в мятых вещах,
в отглаженных вещах,
с накрашенными ногтями, глазами,
в школьной форме,
одетым в то, что больше нравится
с убранными в косу волосами
со второй обувью
b]V. Усвоение новых знаний
- Отгадайте загадку: слайд 18
На дворе мороз и стужа
Одеваться тепло нужно
Это поймет любой невежда
Зимняя нужна … (Одежда)
- В школе мы проводим не всё время. Какая ещё одежда нам нужна?
А каково главное назначение одежды? Для чего она нужна?
(удерживать тепло тела человека)
- Что такое одежда, для чего она предназначена мы сейчас узнаем.
Одежда – совокупность предметов, покрывающих тело человека слайд 19
Одежда:
- защищает человека от неблагоприятных условий климата;
- поддерживает нормальное, здоровое состояние организма;
- служит украшением.
ВИДЫ ОДЕЖДЫ слайд 20
Рабочая;
Торжественная;
Национальная;
Домашняя;
Спортивная;
Специальная;
Ведомственная;
Театрально-игровая.
(Далее показ слайдов) 21-31
Физминутка (игра «Пожалуйста») (Учитель говорит любые движения, но ученики выполняют лишь в том случае, если учитель в конце фразы говорит: "Пожалуйста!")
- Ребята, скажите, пожалуйста, а какую одежду вы носите в школе? (форму)
Когда появилась школьная форма, мы сейчас узнаем, для этого отправимся назад в прошлое слайд 32
В школах Древнего Египта учиться могли только благородные египетские юноши: дети фараона и его семьи, дети жрецов и высокопоставленных чиновников, или лишь изредка те, кто очень хотел учиться. Школьной формы как таковой еще не было.
слайд 33
Первая известная школа в Древней Греции была создана известным философом и ученым Пифагором и названа в его же честь – Пифагорейская школа.
В школе формой одежды был короткий хитон и легкие доспехи с художественной отделкой и хламиды - это кусок плотной ткани, набрасываемый на плечи и скрепляли на плече, груди. На протяжении веков такая форма оставалась неизменным образцом для обучающихся мальчиков.
слайд 34
В Риме государственная школа, открытая для всех желающих, появилась в период империи, а точнее, во второй половине I века н.э. Никакой формы однако не было, общепринятыми были лишь одежды для гимнастических упражнений. Но если во время занятий обнаруживалось, что одежда ученика неопрятна, его наказывали, а при многократно повторяющихся случаях неряшливости с позором выгоняли из школы.
слайд 35
Уже в период правления династии Хань (1-е тысячелетие) в Китае стала формироваться трехступенчатая система школ, состоявшая из начальных, средних и высших учебных заведений. К этому же времени относятся первые упоминания о школьной форме. Вид ее напоминал одежду буддистских монахов.
слайд 36
С начала нашей эры в Японии и до наших дней сложилась особая традиция. Почти каждая школа имеет свою форму. Сейчас почти всегда школьная форма в Японии «сэйлор-фуку» - это матроска, юбка и банты у девочек. Она уже стала своеобразным символом. Для современных японских девочек - это уже больше, чем просто школьная форма, - это полноценный стиль одежды. «Гакуран» носят в Японии мальчики - это брюки и пиджак темного цвета с воротником-стойкой. В разных школах Японии цвета формы отличаются и выделяют учащихся.
слайд 37
Единая одежда для учеников школ в Европе впервые с античного времени появилась в Англии: в 1552 году была основана школа Christ’s Hospital для сирот и детей из бедных семей. Для учеников был введён костюм из тёмно-синего жакета с фалдами до щиколотки, жилета, кожаного пояса и брюк чуть ниже колен. Этот опыт с введением одинаковой одежды для всех учеников в XVIII веке пригодился директорам английских школ. В то время дети из богатых семей ходили в школу в дорогой одежде, подшучивали над скромно одетыми одноклассниками и учителями.
Слайд 38
В России в 1834 году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. Но тогда форма была введена лишь для мальчиков и имела полувоенный вид.
Слайд 39
Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.
Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. И обязательный атрибут - ранец.
Слайд 40
Когда появились женские гимназии, в 1896 году, также ввели форму для девочек. Воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки - чёрный в учебные дни и белый по праздникам. Парадная форма дополнялась белым отложным воротником и соломенной шляпкой. Если в городе было несколько женских гимназий, то в них, как правило, форма была разного цвета.
Слайд 41
Гордились
В гимназиях учились дети состоятельных родителей, форма подчёркивала их принадлежность к высшему сословию
Не гордились
Форму обязывали носить и после уроков (если гимназистов «засекали» в неположенных местах – им приходилось несладко)
- Как относились гимназисты 19 века к своей форме?
Слайд 42
Однако в 1918 был издан декрет, полностью отменявший ношение школьной формы. Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. Период «бесформенности» длилось до 1949 года. Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной войны.
В СССР вводится единая школьная форма (показ слайдов 43-44 ).
Слайд 45 В современной России нет единой школьной формы, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы, имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.
Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, существуют правила ношения одежды.
-А какая форма в нашей школе?
Слайд 46
Великий русский полководец А.В.Суворов писал: « Чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость - ПОБЕДА, СЛАВА!»
Он в один ряд со смелостью и храбростью поставил чистоту и опрятность, считая их необходимым условием победы и славы. Неряшливый, грязный, небрежно одетый человек обычно бывает и внутренне несобранным, недисциплинированным, не умеет или плохо умеет контролировать свои поступки.
Быть аккуратно и чисто одетым - значит уважать людей находящихся рядом. С красиво хорошо одетым человеком приятно общаться, хочется дружить. Соблюдая этикет, мы надеваем тот вид одежды, который наиболее соответствует возрасту, занятию, сезону.
-Как вы думаете, кто должен следить за сохранностью и чистотой своей одежды и обуви?
(За сохранностью и чистотой своей одежды и обуви каждый следит сам).
VI. Повторение изученного
слайд 47 А теперь «Замысловатые вопросы» :
1. Какие 4-е предмета нужны, чтобы содержать зубы в порядке? (Вода, щетка, паста, зубочистка)
2. Как превратить грязную одежду в чистую? (Постирать, почистить)
3. Чем начищают обувь? (Щеткой с кремом)
4. «Чистюля» - это чистая кастрюля? (Человек)
5. Что делает парикмахер?
6. У людей когти или ногти?
7. Сколько раз в неделю нужно купаться?
8. Зачем стричь ногти?
9. Ноги моют утром или вечером? - Молодцы!
слайд 48
Игра «Доскажи словечко»
1. В нашем класс есть закон:
Вход грязнулям … (запрещён).
2. Чтобы грязь не собирать,
Ногти надо … (подстригать)
3. Даже маленькие хрюшки
Обожают чистить … (ушки)
4. Тело мылом мыть не лень,
В душе губкой каждый… (день)
5. Для красивенькой прически
Носим мы всегда взято с… (расчески)
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
- Для чего нужна одежда?
- Какая бывает одежда?
Какая должна быть моя одежда?
слайд 49
Я называю варианты ответа, а вы поднимаете руку, если да, а если нет -ничего.
Я считаю, что моя одежда должна быть, прежде всего:
1. Дорогой
2. Опрятной
3. Модной
4. Чистой
5. Новой
6. Аккуратной.
Так какой должна быть наша одежда? (опрятной, чистой, аккуратной )
слайд 50- Каков же должен быть ваш внешний вид, чтобы вы стали интересны и приятны окружающим?
слайд 51
Кто аккуратен, тот людям приятен.
слайд 52
А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке.
Раскрасьте тем цветом, который слайд
соответствует вашей оценке
- - очень хорошо занимался, все получилось сегодня;
- старался, но были некоторые ошибки, что-то не получилось;
- был не в настроении сегодня, получится на следующем занятии.

В поисках новых идей для проведения внеурочных занятий непременно посетите данный тематический раздел на МААМ. Литература и искусство, фольклор и художественный труд, хореография и театрализации, спорт и здоровьесбережение – вот примерный перечень тем, мероприятия по которым представлены на этих страницах.

Кружки, секции, факультативы призваны раскрывать склонности и интересы учащихся, поощрять их стремление к самостоятельной продуктивной деятельности по своему выбору. Материалы, собранные в этом разделе, помогут Вам сделать эту работу более разнообразной, интересной и эффективной.

Вам в помощь – положительный опыт по организации внеурочной деятельности.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 292 .
Все разделы | Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе

Занятие по внеурочной деятельности в 3 классе «Да здравствует книга!» Тема «Да здравствует книга!» Цель данного занятия : -создание условий для определения значения книги в жизни человека, формирование читательских и речевых умений, осознание важности и необходимости чтения; -формирование культуры сотрудничества, культуры работы с информацией, -...

Внеурочная деятельность «Музей в твоем классе. Знакомство с творчеством А. Саврасова «Грачи прилетели» Цель : - учить анализировать произведения изобразительного искусства на примере картины А. Саврасова «Грачи прилетели» : видеть то, что изображено и реконструировать то, что вышло за рамки изображения, развивать творческую фантазию, воображение, внимание. Задачи : - познакомить...

Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе - Конспект занятия по внеурочной деятельности в 4 классе. Мастерская речевого творчества «Давайте жить по совести»

Публикация «Конспект занятия по внеурочной деятельности в 4 классе. Мастерская...» Конспект занятия по внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества» Тема: «Давайте жить по совести» Дети рассажены в две группы. На столах толковый словарь, конверт с таблицей «Путь к слову СОВЕСТЬ», карточка с афоризмами и сигнальные карточки для рефлексии -фигурки...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Реализация системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности О.А.Селиванова ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» г Новый Оскол. Реализация системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности. Вызовы современности предопределили введение Федерального государственного образовательного стандарта. ФГОС...

Консультация для педагогов «Организация внеурочной работы с одарёнными детьми» Организация работы с одаренными детьми Организация внеурочной работы с одаренными детьми Детское время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Жизнь детей должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают...

Конспект внеурочного занятия с психологом «Мужество и трусость: что мы о них знаем?» для учащихся 5–6 классов Знакомство с темой. Иногда мы сталкиваемся с ситуацией, когда какой –то человек начинает на нас давить и заставлять что-либо делать. Давайте попробуем перечислить такие ситуации. В обсуждении необходимо привести ребят (иногда с помощью подсказок учителя, что бывают ситуации...

Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе - Рабочая программа по внеурочной деятельности логопедического кружка

«Речецветик» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Абаканская общеобразовательная школа – интернат» УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от _ 20 _ года протокол № _ Председатель _ Табатадзе Т.А. Рабочая программа По внеурочной деятельности...

Внеурочные занятия в школе. Конспект «Здравствуй, Зимушка-зима» для 1–2 классов Клубный час «Зимушка-зима» 1-2 класс Цель: Обобщение знаний детей о зиме; формирование умений и навыков в конструировании изделий в технике аппликации Задачи: Образовательные: - расширять представления о зиме, как о времени года; - совершенствовать умение детей анализировать...

МКОУХМР СОШ с. Селиярово

Федорченко Татьяна Анатольевна

учитель начальных классов

2013-2014 учебный год

План – конспект внеурочного занятия

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛЬНИК БУДУЩЕГО»

Общеинтеллектуальное направление – «Хочу все знать»

1 класс

Тема занятия: «Природа - наш общий дом»

Тип занятия: открытие новых знаний.

Технология занятия: технология проблемного обучения. здоровьесберегающая технология, ИКТ.

Цели: повторить знание царств животных (птицы, рыбы, звери, насекомые), изученных на уроках окружающего мира; способствовать развитию связной речи, произвольного внимания, логического мышления, пробудить интерес и любовь к окружающей природе, научить ре бят общению с ней, формирование чувства личной ответственности за происходящее вокруг. Развивать исследовательские навыки. Воспитывать культуру поведения при работе в группе, любовь и бережное отношение к животным.

Формирование УУД

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3 ) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение и выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Основные понятия: «живая и неживая природа», « экология».

Под землей их добывают,

Приложив немалый труд.

Уголь среди них бывает,

Нефть, и газ, и много руд. (Полезные ископаемые)

Посмотрите внимательно на свои карточки, на какие две группы можно разделить слова-отгадки? Займите места за столами по группам. (Ставлю карточки-таблички для групп: живая природа и неживая природа, учащиеся, которые остались без жетонов - работают у доски.)

Распределите слова на доске.

Какая бывает природа? ( живая и неживая - прикрепляю таблички ).

природа живая

неживая

солнце

камни

почва

вода

воздух

полезные ископаемые

3. Создание проблемной ситуации.

Перед вами стаканчики: с землей и семена растений.

1-ая группа "Живая природа" (пакетики с семенами)

2-ая группа "Неживая природа" (стаканчики с почвой).

Сможете ли вы вырастить растения? Что для этого необходимо?

Вывод: надо соединить объекты живой природы с объектами неживой природы, чтобы через 5-7 дней убедиться в том, что растение - живой организм? (В конце занятия заложить опыт ).

СЛАЙД 3

Достаточно ли того, что мы сделали, чтобы наши растения выросли? (Нет, надо будет их поливать, рыхлить землю. Надо продолжать о них заботиться. )

У кого дома есть домашние животные? Как вы за ними ухаживаете? (Кормим, наливаем в миску молока.)

Что будет, если вы перестанете ухаживать за растениями и животными?

(Погибнут, завянут.)

А ухаживаем мы за растениями и животными, живущими в природе?

Значит растения и животные должны погибнуть, потому что мы за ними не ухаживаем?

4. Поиск решения (открытие нового знания)

Они не погибают. Почему? (О них заботится сама природа. Солнце дает растениям тепло, дождь - влагу, почва - полезные вещества. Животным в лесу тепло и уютно, лес их кормит.)

Может ли существовать живая природа без неживой? ( нет ).

Сможет ли человек жить один на Земле? Без птиц, животных, насекомых, рыб, деревьев, цветов, ягод, грибов и т.д.? Может ли человек жить без природы? (Вода нужна, чтобы жить, воздухом мы дышим, почва даёт нам пищу. Природа нас обувает, одевает, в общем, даёт нам жизнь.)

Как вы считаете звери, птицы, насекомые, обитатели водных просторов имеют дом? (Да)

Где их дом? (в небе, в земле, в воде, среди лесов, полей, льдов и снега.)

Значит их дом можно назвать одним словом……….. (природа).

СЛАЙД 4

Игра «Земля, вода, огонь, воздух».

Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры. Условие - называем только тех представителей живой природы, которые обитают в нашем крае.

5. Формулирование темы занятия.

Работа со сказкой.

Приготовьтесь слушать сказку «Как зайчик свой дом искал».

Как зайчик свой дом искал.

Жил в одном лесу зайчик. Играл он как-то раз на поляне с другими зверятами, но наступил вечер, и все они разошлись по домам. «А у меня нет дома, - грустно подумал зайчик, - пойду-ка я его искать». Шел-шел и увидел белочку. «Белочка, у тебя есть дом, пусти меня к себе», - попросил он. «Вот смотри, какой у меня дом, у тебя должен быть свой дом, к себе не пущу». Пошел зайчик дальше, увидал мышонка, но и мышонок домик свой показал, а к себе не пустил. Дошел зайчик до деревни, встретил Петю, посмотрел и на Петин дом и совсем загрустил. Но вдруг откуда-то из-под ног слышит голос: «Я – твой дом». Покрутил зайчик головой – нет никого. «Кто ты?» - испугался зайчик. «Я – планета Земля. Я – твой дом, и белочки, и мышки, и Пети, и всех людей, животных и растений. Я – твой дом. Я защищаю тебя». Обрадовался зайчик и побежал рассказать об этом Пете, мышонку, белочке и всем людям, животным и растениям. (О.Хухлаева)

Вопросы:

1. Зайчик нашел свой дом?

2. Как называется его дом?

3. Что зайчик побежал рассказывать Пете, мышонку, бельчонку?

Можно ли назвать жителями планеты деревья, кусты, цветы, птиц, рыб? (прикрепляют к доске изображения животных, растений )

А людей? Да, конечно, люди тоже являются жителями планеты Земля. (прикрепляют к доске ).

Мне очень нравиться картина, которая получилась у нас на доске. А вам?

Давайте придумаем ей название. (Подводит к названию - "Природа наш общий дом" ).

Ребята, мы с вами живем на прекрасной планете Земля, для нас земля – родной дом, который нас защищает, кормит, радует. На нашей планете много жителей. Вы все их правильно назвали. Посмотрите, сколько нас много. Мы все разные, но с другой стороны мы похожи, потому что живем на одной планете, дышим одним воздухом.

6. Анализ проблемной ситуации.

Как вы думаете, им в этом доме приятно? Безопасно? (не всегда).

Просмотр мультфильма "На лесной тропе".

СЛАЙД 5

Как вели себя лисы, когда приехали отдыхать?

Что могло случиться из – за их поведения?

Что же может угрожать нашему дому?

(Браконьеры ловят много рыбы, нельзя разводить костры в лесу-пожар может уничтожить всё живое, нельзя РАЗБИВАТЬ ПУСТЫЕ БУТЫЛКИ-МОЖНО ПОРЕЗАТЬСЯ, нельзя ловить птиц и диких зверей, выдергивать с корнем цветы, уничтожать бабочек! Надо чтобы был чистым воздух, нельзя разбрасывать мусор, если не беречь природу- может исчезнуть все живое )

СЛАЙД 6

Хотя человек на Земле - это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом и его беда. Человек на самолете летает выше орла, экскаватором копает землю глубже крота, на поезде едет быстрее оленя, дом строит из кирпичей крепче бобра и т.д. Но из-за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы: загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов растений и т.д.

7. Физкультминутка.

Вот Земля, наш общий дом.(«рисуют» руками круг)

Много есть соседей в нём.

И пушистые козлята, (показывают рожки)

И весёлые котята, (прыжки)

И извилистые речки, (изобразить сложенными ладонями речку)

И кудрявые овечки.(крутят кудряшки)

Травка, птички и цветы,

И, конечно, я и ты. (показывают на себя и детей)

В этом славном доме нужно (руки друг другу на плечи)

Жить со всеми очень дружно.

Никого не обижать, (хлопки)

Всех соседей уважать.

8. Работа в группах. Применение знаний.

Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым Человеком.

Итак, мы отправляемся в лес не на простую прогулку, а отправляемся в экологический поход.

Экология. В переводе с греческого языка «экос» - дом, «логос» - учение, т.е. учение о доме.
Как вы думаете, а какой дом изучает экология?
(общий для всех дом – нашу планету, нашу природу).

СЛАЙД 7 -15

Викторина «Юные защитники природы»

Учитель. Перед вами вопросы-задания и три варианта ответа на каждый из них. Внимательно выслушайте вопрос, подумайте и выберите правильный ответ. Покажите цифру, обозначающую выбранный ответ – 1,2 или 3. За каждый правильный ответ вы возьмёте из наборного полотна фишку. По окончании тестирования подведём итоги: кто же в нашем классе достоин звания «Юный защитник природы».

Задание 1. Какой цветок зацветает раньше?
1 – клевер;
2 – подснежник;
3 – одуванчик.
Задание 2. Можно ли рвать такие цветы, как ландыши, кувшинки, венерин башмачок?
1 – да, чтобы узнать, как они называются;
2 – нет, может, они редкие;
3 – да, они такие красивые.
Задание 3. Где взять дрова для костра? 1 – набрать сухого валежника;
2 – наломать еловых веток;
3 – обломать молодые деревца.
Задание 4. Куда деть пустую консервную банку?
1 – бросить в костёр;
2 – бросить в кусты;
3 – унести с собой и выкинуть в мусорный бак. Задание 5. Что будет, если разорить муравейник?
1 – ничего не будет: муравьи его опять построят;
2 – некому будет кусаться;
3 – деревьям и животным станет хуже. Задание 6. Зачем в лесу комары?
1– ни к чему;
2 – чтобы люди меньше в лес ходили;
3 – в природе нет ничего лишнего. Задание 7. Что делать, если ты нашёл птичье гнездо?
1 – подойти поближе и внимательно рассмотреть;
2 – уйти как можно быстрее;
3 – попрыгать, покричать и уйти.
Задание 8. Что делать, если ты нашёл птенца?
1 – посадить обратно в гнездо;
2 – взять домой и вскормить;
3 – не вмешиваться, не трогать. Задание 9. Какой из этих грибов съедобен?
1– мухомор;
2– бледная поганка;
3– шампиньон.

Учитель. А теперь подсчитаем, сколько у вас фишек.
Если
9 – отлично , вас можно с полным правом назвать юными защитниками природы.
Если фишек
7 или 8 – это хороший результат , вы достаточно много знаете о том, как вести себя в природе.
Если фишек меньше 7-ми – вам надо постараться, как можно больше узнать о природе и её обитателях, ваших знаний явно недостаточно.

СДАЙД 16

Игра «Если я приду в лесок»

Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру “Если я приду в лесок”. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй.

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь!

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай, (да)

И почаще вспоминай:

Мусор с травки убирать! (да)

Зря цветы не надо рвать! (да)

Из рогатки не стрелять, (да)

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, (да)

Топать, хлопать, палкой бить. (да)

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги.

9. Итог занятия.

Рефлексия

Ребята, я сегодня получила очень странное письмо. После прочтения мы с вами решим,что делать и как помочь автору письма.

« Здравствуйте, дорогие ребята!

Обращаюсь к вам.Потому что больше не могу терпеть то, что происходит со мной. Человек –это самое развитое существо в мире. Ему подвластны все мои ресурсы, но он в последнее время перестал задумываться, что он сам часть меня. И поэтому он творит со мной непоправимые вещи: безжалостно вырубает мои леса, убивает животных, чистой воды в моих водоемах почти не осталось, из-за этого стало мало рыбы Уважаемые дети, я понимаю, что многое зависит не от вас, но и вы часто рвете цветы, ломаете ветки, прямо себе под ноги бросает мусор. Все это тоже загрязняет меня и постепенно уничтожает. Помните, что брошенная вами газета будет год, а то и два года размокать и смешиваться с землей. С консервной банкой это произойдет через несколько десятков лет. Стеклянная бутылка будет меня обезображивать веками.

Очень прошу вас остановиться и задуматься! Мы с вами одно целое и должны беречь друг друга. Надеюсь на ваше понимание.

Ваша …(Природа).

Закончи предложение.

Наша природа должна быть экологически чистой, всегда оставаться голубоглазой, с красивейшими реками, озёрами, лесами и полями.

Для этого я…

СЛАЙД 17

Видеоклип "Живет повсюду красота"

( Ребята, вода уникальное вещество. Учёные доказали, что слова Любовь и Благодарность очищает воду. Не случайно в сказках говорится о живой и мёртвой воде.

Сейчас мы все вместе скажем слова Любовь и Благодарность воде в леечке, польём наше деревце и посмотрим как оно оживёт.

во время прослушивания песни посадить семена растений).

Надежда Сегляник
Конспект по внеурочной деятельности общекультурной направленности «Приветствие и обращение»

Тема занятия : Обращение и приветствие .

Цели :

Развитие у детей навыков общения , соблюдение правил точности, деликатности и вежливости;

Развитие речи детей : обогащение словаря.

Развитие умения работать в группе.

Цели для детей :

С чем сегодня познакомимся на занятии?

Чему сможем научиться?

Вступительное слово учителя :

Трудно представить себе человека, который не хотел бы держаться уверенно, раскованно, свободно в любом обществе и компании . Каждый мечтает нравиться, привлекать к себе окружающих манерами, внешностью, умением чувствовать себя свободно в самой сложной ситуации. Как добиться этого? Очень просто - овладеть искусством этикета общения .

С чего начинается вежливый человек? (ответы детей)

Конечно, с привычки здороваться , постоянно употреблять волшебные (вежливые) слова.

Коллективное чтение стихотворения :

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети,

Когда повсюду говорят : (слова напечатаны на полосках бумаги,

Здравствуйте, каждая группа читает по очереди)

Спасибо,

Простите,

Прошу вас,

Извините,

Пожалуйста,

Слова коротенькие эти

Везде слышны уже с утра,

Они века живут на свете,

Запомни их ты навсегда!

А сейчас заглянем в коллекцию хороших манер.

Вот история происхождения двух правил : Когда входишь в дом, снимай головной убор и, здороваясь, снимай перчатку.

1 ученик :

Уезжая из дома в дальний путь, рыцарь обязательно надевал на себя тяжелые латы, железные рукавицы, железный шлем с забралом, закрывающим лицо.

Но вот на пути дом, где живет добрый человек. Переступая порог, странствующий рыцарь, снимает шлем и держит его в руке.

«Я тебя не опасаюсь,- говорит он этим жестом,- моя голова открыта, потому что я доверяю тебе».

2 ученик :

Сняв железную рукавицу, человек показывает, что в его ладони не спрятано оружие. Да к тому же в железной рукавице непросто пожать руку

А сейчас попробуем «решить несколько задач не на сложение, а на уважение» :

(у детей карточки с заданиями)

1. Одна девочка жаловалась мне :

Во дворе один мальчик зовет меня Лидкой.

А как ты его зовешь?- спросила я.

- Я ему просто кричу : «Эй ты!»

Скажите, права ли Лида? Что вы ей посоветуете? Как вы ей об этом скажете? (Я считаю, что ты не права)

2. Мальчик крикнул прохожему : «Скажите, сколько сейчас часов?»

Мальчик допустил 4 ошибки. Какие это ошибки?

(не следовало кричать, а надо спросить спокойно : сколько времени или который час, пожалуйста, спасибо)

3. Ты идешь с товарищем по улице. Он приостановился и поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли здороваться и тебе?

4. Два мальчика, 8 и 11 лет столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу?

5. Сейчас холодно. Ребята надели теплые куртки. Прежде чем идти в класс, нужно раздеться в гардеробе.

Федя спешит. Он вбегает в гардероб и, наталкиваясь на своего одноклассника Игоря, наступает ему на ногу. Игорь даже вскрикнул от боли. Но Федя не обратил на него никакого внимания. Он повесил куртку и побежал в класс.

Какие ошибки в своем поведении допустил Федя? (Не поздоровался с товарищем, не извинился)

Посчитайте, со сколькими людьми вы общаетесь в течение дня :

С мамой, бабушкой, братом, сестрой…;

В школе,

В магазине,

В столовой,

В транспорте,

На прогулке,

В кружке, секции, в библиотеке, в раздевалке.

Бывают встречи разные : грустные, веселые, приятные, неприятные, желательные, полезные и т. д. но наверно вам хочется, чтобы встречи оставляли только приятные воспоминания.

Как мы обращаемся к человеку ? Как мы его приветствуем ? Очень важно научиться это делать так, чтобы никого не обидеть, иначе может получиться так, как в этой истории.

Учитель читает рассказ «Как от Тошки отвернулась кошка» (Ирина Они. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Стр. 63)

Вопрос перед чтением : Отчего не везло Тошке?

Обсуждение после чтения.

Как выглядела Тошка?

Почему она не могла ни с кем поладить?

Почему не везло Тошке?

Какое правило этикета не знала Тошка?

Как обращаться к людям ?

Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься , то лучше начни фразу со слов : «простите, пожалуйста…» или «будьте добры, скажите, пожалуйста…

К знакомым взрослым нужно обращаться по имени и отчеству , на «вы» . Обращение «дядя» , «тетя» годятся только для близких родственников или близких друзей родителей, которые позволяют тебе так их называть.

А как ты обращаешься к друзьям ?

А нравится ли тебе когда кто-то дает тебе кличку?

В толковом словаре слово «кличка» объяснено так :

1) имя домашнего животного, например : корова Буренка;

2) имя конспиратора (человек, который что-то скрывает.) .

Но ведь мы с вами не конспираторы и не животные . Так зачем нам клички?

История «Отдайте мое имя»

В одном детском саду произошел такой случай. К ребятам из средней группы стали ходить вожатые из школы. Каждый малыш получил кличку, а его имя школьники забыли. Но один мальчик, когда к нему обратились по кличке , заплакал и потребовал : «Отдайте мое имя!»

Анаконды, жирафы, калачи! Не отзывайтесь на клички! Может, тогда ваши обидчики вспомнят ваше имя?

Давайте вспомним, о каких правилах обращения мы с вами сегодня говорили.

(каждая группа сформулирует свое правило)

При встрече обязательно здороваться, если подаешь руку, то сними перчатку.

Обращайся к человеку по имени , отчеству, если ровесник- то по имени.

Не давай людям клички и не обращайся по кличкам друг к другу.

Если тебя поприветствовали , то обязательно ответь на это приветствие .

Если ты идешь с другом и с ним поздоровался встречный (пусть даже незнакомый тебе человек) ты тоже обязан поздороваться.

Итог :

Давайте всегда помнить о доброте. Все мы разные, но у каждого из нас найдется много хороших качеств. Давайте будем помогать друг другу почаще их проявлять и как можно реже показывать свои плохие качества.

Рефлексия :

В нашем уголке вы видите солнышко, тучку.

Считаете ли вы, что не напрасно провели этот час , приобрели необходимые знания для жизни – то на листочке нарисуйте солнышко.

Если вы считаете, что пришли зря на это занятие, ничего нового и полезного для себя не взяли - нарисуйте тучку.

Спасибо за работу на занятии.