Наука и психическое здоровье альфреда. Основы

Рассмотрим классический пример. Дуализм волна-частица. Как объект может быть одновременно и волной и частицей? Или, говоря другими словами, как объект может быть одновременно и локальным и нелокальным?

Очевидно, примерно так же, как и движущееся изображение на экране вашего ноута на самом деле состоит из неподвижных кадров. А движение это всего лишь иллюзия в вашем мозге. Более того, само изображение состоит из мельчайших неделимых частичек, называемых пикселями.

Напишем в матлабе программу для круговой волны на поверхности воды от брошенного камня. Нарисуем вокруг места падения камня 100 поплавков, равномерно расположив их по окружности. Бросаем камень. Пошла круговая волна. И что мы видим?

Волна дошла до поплавков, но качнулся только один из них. Ага, только один из 100. А сама волна исчезла. Ага, она отдала всю свою энергию этому поплавку и... сколлапсировала. Произошёл коллапс волновой функции. Она же редукция волновой функции. Именно так ведёт себя фотон. Ага, в нашей реальности.

Выведем эту программу на 1000 экранов. Может быть, тогда нам удастся увидеть и другие колеблющиеся поплавки? И точно, примерно на каждых 10 экранах из 1000 будет колебаться каждый из 100 поплавков. Но, опять же, на каждом экране будет только по одному колеблющемуся поплавку.

Таким образом, мы только что убедились, что фотон ведёт себя и как классическая круговая волна, которая колеблет все поплавки. Почему же мы видим только один экран, а о других можем только догадываться? И, более того, почему мы все видим один и тот же экран?

Оставим пока эти вопросы без ответа. Нет, нет, там нет ничего сложного. Да и навряд ли в наблюдаемой области Вселенной есть что-то такое, что могло бы представлять сложность для квантовых физиков-теоретиков. Сейчас заострим внимание на другом.

Можно ли описать этот объект словами языка? Можно. Просто надо понимать при этом, что любое описание будет лишь проекцией этого объекта. Проекцией на что? Да на что угодно. Например на представления о мире конкретного человека. Таким образом, чем больше будет описаний, хороших и разных, тем лучше мы сможем представить этот объект.

Причём, эти описания, зачастую, будут взаимоисключающими. Нарушается ли при этом классическая логика? Конечно. И это один из главных выводов. Все категорические формулировки и заявления являются верными лишь при соблюдении определённых условий.

Меня часто спрашивают мои студенты:

Мордехай Израилевич, а вы смогли бы объяснить устройство нашего мира, например, Пушкину?

Э-хе-хе, дорогие мои, обычно отвечаю я. А вы знаете, что во времена Александра Сергеевича не было ни макбуков, ни айфонов? И на сколько же вы счастливые, что живёте в наше время! Иначе, как бы мне, старому еврею, удалось объяснить вам основы мультиверсологии?

Да, наличие в нашем мире компьютеров это, поистине, счастье и Провидение Господне! Ведь, здесь жи сама собой напрашивается аналогия между устройством компа и устройством Мультиверса. Так возрадуемся жи, братья, и вознесём наши молитвы к Богу! Аминь.)

В Образование и А.К.

..........
Оригинал взят у olegmatveev в Образование и А.К.

Перевод текст - на правой странице первой картинки и на левой странице второй. :) Остальное оставил для контекста. Это было опубликовано по случаю смерти А.К. - ОМ.

А.К. - его наука продолжает жить

Веселый и лысый как коленка гений, любивший похабные анекдоты и экспрессивное пение Этель Мерман "Я могу что угодно делать лучше, чем ты", и основавший науку, которую многие эксперты считают самой великой надеждой человека на мир, умер на прошлой неделе в возрасте 70 лет.

Его имя: Альфред Коржибский.
А его наука называется Общесемантика.

Все большее число преподавателей, психиатров и мудрейших руководителей компаний считают, что Общесемантика Коржибского способна помочь нам сделать нашу повседневную жизнь такой же крепкой и разумной, как хорошо построенный мост. В отличие от "семантики" - этот термин обычно обозначает узкую область, изучающую значение слов - Общесемантика рассматривает существование человека в целом. Она оценивает взаимоотношения между словами и фактами, и влияние всего этого на нервную систему человека. Она показывает, как перевоспитать индивидуума таким образом, чтобы его убеждения и поведения лучше согласовывались с реально подтверждаемыми фактами.

Многие эксперты ставят Коржибского вровень с Эйнштейном. Известный математик и философ из Калифорнийского университета К.Дж.Кайзер сформулировал это лучше всего: "Целью Коржибского является создание фундамента того, что обязано стать и, если человечество не самоуничтожится, обязательно станет величайшей из всех наук - Наукой о Человеке. . .".

О книге Коржибского по ОС "Наука и здравомыслие", он сказал следующее:

"Вне всяких сомнений, это наиболее значительный и переломный вклад в наше знание и понимание сути и сущности природы Человека. . .".

Поскольку теории Коржибского являются математически точными, их довольно трудно выразить кратко. Но если попробовать это все же сделать, то три базовых постулата их состоят в следующем:

1) Слова не являются тем, что они собой обозначают,
2) Слова не могут выразить всё о чем бы то ни было,
3) Возможно говорить слова о словах, слова о словах о словах, и так далее, или реагировать на свою реакцию, и так далее.

Любимый фокус Коржибского состоял в том, чтобы перед всем классом безо всяких видимых причин дать пощечину красивой девушке (на фотографии выше, слева) , а затем спокойно спокойно повернуться к студентам и прочитать им лекцию о том, что возникший у каждого из них ужас представлял собой отождествление наблюдаемого факта со своими внутренними ложными убеждениями и догмами. Например, догадками о том, что этот поступок был вызван:

1) Тем, что она разрушила его жизнь,
2) Тем, что он был пьян,
3) Тем, что он был болен,
4) Желанием провести научную демонстрацию - и верным был последний вариант.

Более 7000 солдат, получивших психиатрический диагноз после участия в войне в Европе, были успешно исцелены методами ОС. Врачи отчитывались, что они использовали ее для лечения импотенции, фригидности, нимфомании, алкоголизма и гомосексуальности. Но самое важное применение ОС, по мнению ее сторонников, заключается в ее способности помочь каждому человеку обрести более здоровую личную, семейную, общественную и даже международную жизнь.

Книгу поместил в магазин бесплатно:

Альфред Коржибский, «Наука и психическое здоровье», Книга II,
Русский перевод 2007, Олег Матвеев http://olegmatveev.org

ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ В НЕ-АРИСТОТЕЛЕВЫ СИСТЕМЫ И ОБЩУЮ СЕМАНТИКУ

Аристотель уникален тем, что его последователи поклонялись не только его лучшим качествам, но также и его недостаткам, чего он никогда не делал в отношении кого-либо, живого или мертвого; за что и был не раз он порицаем - за непоклонение. (354) AUGUSTUS DE MORGAN

Имеется один очень важный факт, в отношении которого нельзя испытывать ни малейших сомнений, и состоит он в том, что ни одна из существующих дедуктивных теорий не имеет какой-то одной системы фундаментальных понятий и какой-то одной системы фундаментальных предпосылок; обычно имеются несколько равновозможных, то есть таких систем, из которых с одинаковой вероятностью можно правильно вывести все теоремы. . . . Данный факт очень важен, так как он показывает, что сами по себе не существуют ни неопределяемые понятия, ни недемонстрируемые предпосылки; они являются таковыми только относительно определенного принятого порядка, и прекращают (по крайней мере частично) быть таковыми, если принимается другой порядок. Это уничтожает традиционную концепцию фундаментальных идей и фундаментальных истин, фундаментальных в абсолютном и существенном смысле этого термина. (120) LOUIS COUTURAT

В этом направлении мы не стремимся к окончательности, ибо она, очевидно, недостижима. Всё, что мы можем сказать - процитировать одного ведущего аналитика: «данная точность достаточна для текущего момента». (23) E.T. BELL

В математике именно новые способы рассмотрения старых предметов кажутся наиболее обильными источниками перспективных открытий. (23) E.T. BELL

Первое покажет нам то, что изменения языка достаточно для того, чтобы обнаружить обобщения, доселе остававшиеся вне подозрений. (417) H. POINCARÉ

В итоге всё, что ученый на самом деле создает - это язык, которым он это возвещает. (417) H. POINCARÉ

Эта длинная дискуссия приводит нас к конечному выводу, что конкретные факты природы - это события, которые проявляют определенную структуру в своих взаимных отношениях и собственном определенном характере. Задача науки - выразить эти отношения между их характером в терминах взаимных структурных отношений между событиями, характеризуемыми таким образом. (573) A.N. WHITEHEAD

Мы прекращаем искать сходства; и в первую очередь посвящаем себя различиям, и среди этих различий мы сначала выбираем наиболее подчеркнутые, не только потому, что они являются наиболее явными, но и потому, что они оказываются наиболее поучительными. (417) H. POINCARÉ

Материалистическая теория обладает всей завершенностью средневекового мышления, у которого был полный ответ на все, будь то на небе, в аду или в природе. И она очень изящна - со своим мгновенным настоящим, своим исчезнувшим прошлым, своим несуществующим будущим и своей инертной материей. Эта изящность весьма средневекова, и мало соответствует жестоким фактам. (573) A.N. WHITEHEAD

Наличие аналогий между основными чертами различных теорий подразумевает существование общей теории, которая лежит в основе частных теорий и объединяет их в отношении этих основных черт. * E.H. MOORE

Одного только авторитета человека или одного только авторитета факта самого по себе недостаточно. Вселенная в том виде, как она нам известна, является совместным проявлением наблюдателя и наблюдаемого; и каждый процесс открытия в естественной науке или других отраслях человеческого знания обретает наилучшую свою форму, когда находится в соответствии с этим фундаментальным принципом. (82) R. D. CARMICHAEL

Очевидно, что если мы примем эту точку зрения на концепции, а именно, что должное определение концепции дается не в терминах ее свойств, а в терминах реальных действий, то нам не придется бороться с опасностью столкнуться с необходимостью пересматривать наши суждения относительно природы. (55) P.W. BRIDGMAN

Утверждение о том, что факты непознаваемы - это оправдание своего личного невежества. Невежество, однако, может и не быть пороком. Оно им становится только тогда, когда индивидуум позволяет себе начать его оправдывать, то есть маскировать его, что в результате блокирует его способность пользоваться разумом, который бы в противном случае вполне мог бы разрешить поставленную перед ним задачу. (241) SMITH ELY JELLIFFE

Символ A не соответствует ничему такому, что было бы нам знакомо в обычной жизни. Ребенку буква A показалась бы ужасно абстрактной; поэтому мы вместе с ней даем ему какую-нибудь знакомую концепцию. «A - это Арбуз, полосатый снаружи и красный внутри». Это преодолевает трудность, которая у него сразу возникает; но он не сможет продолжать серьезный прогресс, если у него вокруг букв будут скакать и вертеться Арбузы, Бананы и Волки. Буквы абстрактны, и рано или поздно он должен это осознать. В физике мы уже выросли из рамок арбузно-банановых определений фундаментальных символов. И в ответ на вопрос о том, что же такое на самом деле электрон, мы можем только ответить: «Это часть азбуки физики». (149) A.S. EDDINGTON

Ни одна из ранее существовавших систем мышления не создала надлежащим образом работающей гипотезы, объясняющей, почему тому или иному человеку необходимо «подняться на три шага, или же страдать от запоров», «или принимать таблетки по три штуки за раз», или другие аналогичные симптомы, которые будут возникать у читателя, и которые в поразительном изобилии обнаруживаются во всех патологических случаях, будь то истерия, навязчивый невроз, фобия, шизофрения или еще что-то подобное. (241) SMITH ELY JELLIFFE

Тем временем Соня. . . продолжил: «...которые начинались с буквы П, вроде порошка, пара, памяти и порожнего - знаете как говорят, что вы переливаете из пустого в порожнее... Вы когда-нибудь видели как наливают из пустого в порожнее?»
«Ну, вот теперь вы меня спрашиваете», - сказала Алиса, она была явно в затруднении. - «Я не думаю...»
«Раз вы не можете думать, то и сказать вам нечего», - сказал Шляпник. ** ЛЬЮИС КЭРРОЛ

4.1212 То, что можно показать, нельзя высказать. (590) L. WITTGENSTEIN


Http://www.e-puzzle.ru

Альфред Коржибский - Наука и психическое здоровье (книга 2)

Русский перевод © 2007, Олег Матеев http://olegmatveev.org

ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ В НЕАРИСТОТЕЛЕВЫ СИСТЕМЫ И ОБЩУЮ СЕМАНТИКУ

Аристотель уникален тем, что его последователи поклонялись не только его лучшим качествам, но также и его недостаткам, чего он никогда не делал в отношении кого-либо, живого или мертвого; за что и был не раз он порицаем - за непоклонение. (354) AUGUSTUS DE MORGAN1

Имеется один очень важный факт, в отношении которого нельзя испытывать ни малейших сомнений, и состоит он в том, что ни одна из существующих дедуктивных теорий не имеет какой-то одной системы фундаментальных понятий и какой-то одной системы фундаментальных предпосылок; обычно имеются несколько равновозможных, то есть таких систем, из которых с одинаковой вероятностью можно правильно вывести все теоремы.... Данный факт очень важен, так как он показывает, что сами по себе не существуют ни неопределяемые понятия, ни недемонстрируемые предпосылки; они являются таковыми только относительно определенного принятого порядка, и прекращают (по крайней мере частично) быть таковыми, если принимается другой порядок. Это уничтожает традиционную концепцию фундаментальных идей и фундаментальных истин, фундаментальных в абсолютном и существенном смысле этого термина. (120) LOUIS COUTURAT

В этом направлении мы не стремимся к окончательности, ибо она, очевидно, недостижима. Всё, что мы можем сказать - процитировать одного ведущего аналитика: «данная точность достаточна для текущего момента». (23) Е.Т. BELL

В математике именно новые способы рассмотрения старых предметов кажутся наиболее обильными источниками перспективных открытий. (23) Е.Т. BELL

Первое покажет нам то, что изменения языка достаточно для того, чтобы обнаружить обобщения, доселе остававшиеся вне подозрений. (417) Н. POINCARE

В итоге всё, что ученый на самом деле создает - это язык, которым он это возвещает. (417) Н. POINCARE

Эта длинная дискуссия приводит нас к конечному выводу, что конкретные факты природы - это события, которые проявляют определенную структуру в своих взаимных отношениях и собственном определенном характере. Задача науки - выразить эти отношения между их характером в терминах взаимных структурных отношений между событиями, характеризуемыми таким образом. (573) A.N. WHITEHEAD

Мы прекращаем искать сходства; и в первую очередь посвящаем себя различиям, и среди этих различий мы сначала выбираем наиболее подчеркнутые, не только потому, что они являются наиболее явными, но и потому, что они оказываются наиболее поучительными. (417) Н. POINCARE

Материалистическая теория обладает всей завершенностью средневекового мышления, у которого был полный ответ на все, будь то на небе, в аду или в природе. И она очень изящна - со своим мгновенным настоящим, своим исчезнувшим прошлым, своим несуществующим будущим и своей инертной материей. Эта изящность весьма средневекова, и мало соответствует жестоким фактам. (573) AN. WHITEHEAD

Наличие аналогий между основными чертами различных теорий подразумевает существование общей теории, которая лежит в основе частных теорий и объединяет их в отношении этих основных черт.2* EH. MOORE

2 * Введение в форму Общего анализа. Издательство Йельского университета

Одного только авторитета человека или одного только авторитета факта самого по себе недостаточно. Вселенная в том виде, как она нам известна, является совместным проявлением наблюдателя и наблюдаемого; и каждый процесс открытия в естественной науке или других отраслях человеческого знания обретает наилучшую свою форму, когда находится в соответствии с этим фундаментальным принципом. (82) R. D. CARMICHAEL

Очевидно, что если мы примем эту точку зрения на концепции, а именно, что должное определение концепции дается не в терминах ее свойств, а в терминах реальных действий, то нам не придется бороться с опасностью столкнуться с необходимостью пересматривать наши суждения относительно природы. (55) P.W. BRIDGMAN

Утверждение о том, что факты непознаваемы - это оправдание своего личного невежества. Невежество, однако, может и не быть пороком. Оно им становится только тогда, когда индивидуум позволяет себе начать его оправдывать, то есть маскировать его, что в результате блокирует его способность пользоваться разумом, который бы в противном случае вполне мог бы разрешить поставленную перед ним задачу. (241) SMITH ELY JELLIFFE