Талисманы и символы древнего египта. Египетские фараоны были белокожими Подбор имени по автоматической программе

Известно, что древние египтяне пользовались словесно-слоговым письмом. Знаки древнеегипетского письма получили названия «иероглифы», то есть буквально в переводе с греческого ‘священные высеченные знаки’. Один иероглиф мог передавать отдельный слог или целое слово. Причем слоговой знак обычно обозначал конкретный согласный в сочетании с любым гласным или без него. Огласовка многих древнеегипетских слов неизвестна; ученые пользуются в этих случаях так называемым условным чтением, добавляя в слоги гласный [е]. Ниже приводятся древнеегипетские имена в иероглифической записи с их условным чтением и принятыми русскими соответствиями.

Имена богов:

Титулы фараонов:

Имена царей и фараонов:

Задание 1. Прочтите имя фараона:

Задание 2. Запишите имя фараона Менхепер-Ра.

Примечания.
1. В транскрипции обозначает один придыхательный звук.
2. Иногда в именах могли обозначаться и гласные знаками близких по звучанию согласных
3. Знаки упорядочивались так, чтобы запись выглядела красиво: не обязательно друг за другом, мелкие знаки могли выписываться под другими, как бы заполняя вместе невидимый квадрат.

Подсказка 1

7) Теперь можем записать имя Менхепер-Ра, используя знаки в картуше в следующем порядке: /rā-m-n-kheper/, то есть диск - шахматная доска - волна - жук, что дает в транскрипции .

8) Но тогда верно ли мы прочли имя фараона в первом задании? Ведь имя бога выносится на первое место только в записи, а в произношении присутствует в конце. А в начале данной записи стоит имя Амон (даже без Ра). Если прочесть в инвертированном порядке, получается /t-u-t-ānkh-imen/, что уже позволяет узнать имя фараона .

Знак анх (анкх) представляет собой оберег, изображая пояс, завязанный узлом; его вариантом предположительно является и картуш, заключающий имена фараонов.
Действительно, фараон Эхнатон как раз и известен как учредитель культа единого бога Атона-Ра, чье имя и включено в состав его собственного имени (прежнее его имя Аменхотеп IV; Эхнатон буквально "дух, угодный Атону’). Этот культ сменил предшествующий культ многих богов, возглавляемых верховным богом Амоном-Ра, другим воплощением Ра. Вернул культ Амона-Ра фараон Тутанхамон.

Послесловие

Для словесно-слогового письма, каким пользовались древние египтяне, характерно разнообразие способов передачи звучания. Один иероглиф мог передать целое слово с его привычным звучанием и смыслом, а мог передать лишь набор звуков по принципу ребуса (в слоговом чтении). Слоговыми знаки названы условно: ведь они, будучи производными от иероглифов, могли соответствовать не одному слогу, а двум или даже трем - в соответствии с тем словом, которое обозначал иероглиф. Причем гласные внутри слогов могли меняться или вовсе отсутствовать. Таким образом, в системе фонетических знаков были знаки односложные, двусложные и трехсложные; односложных было немного - около трех десятков; иногда их еще называют «древнеегипетским алфавитом».

Таким образом, для передачи звукового облика имен писец имел выбор: он мог использовать полностью разложенное написание односложными знаками или же предпочесть более компактную запись, включающую дву- или трехсложные знаки. Например, слог в составе имени бога Хепри заключен в чтении знака «жук» , а в имени фараона Эхнатона передается расчерченным диском. Выбор мог подчеркивать и смысл имени: жук-скарабей считался одним из воплощений бога Ра (можно вспомнить, как он блестит на солнце). В задаче звук имеет и другие графические воплощения: в знаках (‘жизнь’) и (‘корона’), причем сами знаки в составе титулов «дающий жизнь» и «владелец корон» имеют словесный характер.

В задаче представлены как будто бы два способа передачи звука [u]: знаком цыпленка в имени Тутанхамон и тремя чертами в слове ‘корон’ - . Очевидно, знак цыпленка используется как слоговой, а три черты - скорее всего, как смысловой, передающий множественность. Этот знак выступает, таким образом, как своего рода детерминатив множественного числа, не имеющий собственного чтения, но подсказывающий чтение основного знака.

Египетский писец выбирал наиболее подходящий вариант записи, ориентируясь на возможности материала. И главное - в соответствии с принципом египетского письма, которое должно было говорить не только сердцу (оно считалось вместилищем ума, а не чувств), но и глазу.

Согласно записям Платона, древние египетские жрецы указывали, что священный род фараонов происходит из Атлантиды.

Первые египетские фараоны в Додинастический (конец V тыс. - ок. 3100 до н. э.) и Раннединастический период (3120 по 2649 годы до н. э.) истории Древнего Египта, вплоть до 4 династии фараоны известны только под единственным Хоровым именем, так как фараон считался земным воплощением небесного бога Гора-Хоруса , символом которого был сокол. Хор - бог неба, царственности и солнца. Хорус от ведического: Харшу - hṛṣu – Агни, огонь; солнце; . По ранним египетским мифам Сокол приносил с неба сому - священный напиток богов.

В конце Древнего царства имя фараона связывается с мифом об боге Осирисе. Слово фараон (англ. Pharaoh ; греч. Φαραώ; слав. Перун, от «Пъро» - «потомок Солнца» .)


Фараоны Древнего Египта вели свою родословную от богов, инцест рассматривался, как приемлемая мера для сохранения святости царского рода. Родословная Тутанхамона довольно сложна, в его семье были кровосмесительные браки.

Тутанхамон родился в 1341 году до нашей эры и умер в 1323 до н.э. в возрасте 19 лет.
Его отцом был Аменхотеп IV, который провозгласил в Египте единобожие, единым богом – Солнце, а себя – его сыном, и взял себе имя Эхнатон -«сын Солнца» (годы правления: 1351 и 1334 до н.э.).

Как показал генетический анализ останков мумии Тутанхамона (мумия KV35YL), его матерью была сестра Эхнатона. Тутанхамон родился слабым ребёнком, так как его родители были братом и сестрой.

Мачехой Тутанхамона была белокожая . В 1348 до н.э. у Нефертити и Эхнатона родилась дочь Анхесенамон - сводная сестра Тутанхамона. В возрасте десяти лет Тутанхамона женился на ней, своей сводной сестре.

Имя Тутанхамон (Tutenkh-, -amen, -amon) , по-египетски: twt-nḫ-ı͗mn; принадлежал к 18-й династии египетских царей, правящих с 1333 г. до н.э. -. 1324 г. до н.э. Этот период египетской истории называют «Новое царство».
Тутанхамон означает «живой образ Амона» . Тутанхатон (Tutankhaten), означает «живой образ Атона» - бога Солнца.

Исследователям удалось выявить ряд мумий из родословной Тутанхамона. Результаты исследований основаны на компьютерной томографии и двух летних исследованиях ДНК 16 мумий, включая Тутанхамона.
Фараон Аменхотеп III (мумия KV35EL), возможно, был дедом Тутанхамона.
Фараон Эхнатон (мумия KV55) отец Тутанхамона.

Тейе — жена фараона Аменхотепа III, мать Эхнатона и бабушка Тутанхамона.

Мумия KV35YL - мать Тутанхамона, хотя её личность до сих пор окутана тайной, анализ ДНК показывает, что она была дочерью Аменхотепа III и Теии, а также она была родной сестрой своего мужа Эхнатона, правившего древним Египтом в 1351-1334 годах до н.э.

Тейе (Teje) — жена фараона Аменхотепа III, Мать Эхнатона, бабушка Тутанхамона

После смерти отца Эхнатона, Тутанхамон стал фараоном в возрасте 10 лет в 1333 г. до н.э. , и правил в течение всего девяти лет вплоть до своей смерти.
В возрасте 12 лет Тутанхамон женился на своей сводной сестре Анхесенамон -дочери Эхнатона и Нефертити, но у пары не было выживших детей.


Тутанхамон был одним из последних царей Египта 18-й династии и правил в критический период истории, после смерти отца Эхнатона египетские жрецы и священники вернули свои полномочия и, отвергая монотеизм (единобожие) вернули культ многобожия, поклонения нескольким божествам древнего Египта.

Открытие могилы Тутанхамона в 1922 году принадлежит британскому археологу Говарду Картеру. В гробнице Тутанхамона было найдено более 5000 уникальных экспонатов.

В 2009 и 2010 году в Цюрихе в центре ДНК-генеалогии (iGENEA) швейцарские учёные генетики провели расширенные исследования ДНК мумии Тутанхамона и других членов его семьи. В феврале 2010 года результаты исследований Y-ДНК были опубликованы лишь частично, информация о результатах Y-ДНК была закрытой.

Оказалось, что Y-ДНК мумии Тутанхамона, его отца Эхнатона и его деда Аменхотепа III принадлежат к Y- хромосомной гаплогруппе R1b1a2, широко распространённой в Италии, на Пиренейском полуострове и западной Англии и Ирландии.

До 70% испанских и британских мужчин принадлежат к той же Y- хромосомной гаплогруппе R1b1a2, что египетский фараон Тутанхамон. Около 60% французских мужчин принадлежат к гаплогруппе R1b1a2.
Около 50% мужского населения в странах Западной Европы принадлежат к гаплогруппе R1b1a2. Это указывает на то, что они имеют общего предка.

Согласно результатам исследования швейцарского центра ДНК-генеалогии (iGENEA) среди живущих в Египте современных египтян гаплогруппа R1b1a2 составляет менее 1%. Очень немногие современные египтяне связаны с древними фараонами.

Директор Центра iGENEA Роман Шольц заявил, что фараон Тутанхамон и члены царской семьи, правившие Египтом более 3000 лет назад, принадлежали к генетической гаплогруппе R1b1a2, распространённой среди современных европейцев, и не существующей ныне среди современных египтян.

Фараон Тутанхамон принадлежит гаплогруппе R1b1a2, как и более чем 50% всех мужчин в Западной Европе , а это означает, что Тутанхамон был «белым» -«Caucasian», то есть человеком европейского вида, а не «кавказцем», как переводят некоторые умники.


Древние египтяне использовали для бальзамирования различные синтетические смолы, от которых мумии чернели. Это создавало ложное впечатление, что древние египтяне были африканцами. В самом деле, белокожие фараоны считались высшей кастой господствующей над темнокожим египетским населением, состоящим из разных племён. Вероятно, белая кожа фараонов также сыграло свою роль в их обожествлении 3000 лет назад. Чем светлее цвет кожи, тем выше статус человека в обществе.


Исследователи iGENEA считают, что общий предок людей, носителей генетической гаплогруппы R1b1a2, жил на Кавказе примерно 9500 лет назад. Гаплогруппа R1b1a2 происходит от гаплогруппы R1b и R1a , представители которой из Причерноморья и Кавказа пришли в Африку (Египет) через Малую Азию во времена неолита (Neolitic population). Гаплогруппа R1a - это Прото-Индоевропейцы и… и легендарные Арии, согласно ДНК их современных потомков.

Самые ранние миграции людей с гаплогруппой R1b1a2, возникшей в регионе Чёрного моря около 9500 лет назад, расселились по всей Европе с распространением сельского хозяйства в 7000 до н.э.


В Египте найдена новая гробница, высеченная в пустынных скалах близ египетского города Фивы, датированная примерно 1290 г. до н.э. — временем после царствования Тутанхамона. В гробнице захоронены принцессы, правящих династий, включая дочерей фараона Тутмоса IV. В этой же гробнице захоронен начальник полиции и его жены , что свидетельствует о высоком статусе этой государственной должности, обеспечивающей спокойствие и порядок в египетском обществе. Не смотря на то, что «гробница принцесс» была разграблена в древние времена, археологам удалось раскопать помещения, где не побывали грабители, и найти уникальные изделия из слоновой кости, ритуальные сосуды и украшения, дающие возможность увидеть богатство и великолепие фараонов Египта.

На барельефе, найденной в Фиванской «гробнице принцесс» изображены принцессы Египта, совершающие священные ритуалы очищения перед фараоном Аменхотепом III в честь его юбилея. Барельеф датируется примерно 1390-1352 до н.э.

Придёт время и фараоны оживут. Как и хотели

Йоханнес Краузе (Johannes Krause), палеогенетик из университета Тюбингена сообщил в журнале Nature Communications, что из 151 одной мумии, с которыми работали немецкие исследователи, геном трёх мумий удалось восстановить полностью, так как их ДНК хорошо сохранилась . Дожили до наших дней, как выразился учёный. Сохранилась, несмотря на жаркий египетский климат, высокую влажность в местах погребения и химические вещества, использованные для бальзамирования.

Полное восстановление генома трёх мумий сулит - пусть в отдаленной перспективе — восстановление и их владельцев путём клонирования. Это вполне устроит древних египтян, которые рассчитывали как-нибудь и когда-нибудь восстать из мертвых, ради этого их и мумифицировали! Они словно предвидели , что останки плоти и костей пригодятся.

Фараон, посредник между людьми и богами, был необходим для благоденствия египетского общества. В этой статье мы расскажем вам о его титулах и различных именованиях.

Пример титула царя: Тутмосе (1506-1493)

Гор, Сильный бык, возлюбленный Маат; Две Госпожи, Увенчанный уреем, чья мощь велика; Золотой Гор, чьи годы прекрасны; Тот, Кто оживляет сердца; Царь Верхнего и Нижнего Египта, Великое проявление ка Ра, Сын Ра, Тутмос, живущий вечно и во веки веков!

Числа, следующие за именем некоторых правителей, таких как Аменемхет IV, Тутмос III, Аменхотеп II, Рамсес II, Птолемей VIII и другие, не использовалась египтянами; их ввели современные историки, чтобы упростить именование этих царей.

С конца Древнего царства фараон носил особый титул: он состоял из пяти частей, за каждой из которых следовало имя, менявшееся от фараона к фараону. У личных имен могли быть общие элементы, но два разных царя не могли именоваться одним и тем же титулом. Из этого титула чаще всего использовались два последних имени, которые вписывались в картуш. Расскажем подробнее о каждой из частей титула.

Гор (Нг)

Это самое древнее именование царя, употреблявшееся еще с додинастической эпохи. Оно уподобляло фараона богу-соколу Гору. Имя, следовавшее за этим титулом, часто заключалось в прямоугольник, который символизировал ограду царского дворца.

Две Госпожи (Nbty)

Этот титул обеспечивал правителю покровительство двух богинь-хранительниц Верхнего Египта (Нехбет из Эль-Каба) и Нижнего Египта (Уаджит из Буто).

Золотой Гор (Hr nwb)

История происхождения этого титула нам неизвестна. Более позднее его истолкование говорит о победе Гора над Сетом из Ком-Омбо (города в Верхнем Египте), по-древнеегипетски именовавшимся, что объясняет изображение сокола на золотом ожерелье.

Царь Верхнего и Нижнего Египта (nsw bjty)

Титул сообщает о власти фараона над Верхним и Нижним Египтом.

Этот титул может заменяться или сочетаться с другими: Владыка Двух Земель, Владыка обрядов или Совершенный Бог.

Сын Ра

Фараон провозглашается сыном солнечного бога Ра.

Этот титул мог сочетаться с титулом Владыка корон.

Прочие именования царя

Картуши произошли от знака «шен» (sn) изображающего связанную кольцом веревку. Это символ пространства, через которое проходит солнце, то есть символ вселенной. Чтобы вписать в него имя царя, египтяне удлиняли знак так, что он превращался в

Полный царский титул использовался в надписях на храмах и в подписях к важным государственным документам, и мог изображаться как на стелах, так и на папирусе. Много чаще встречается сокращенный титул, состоящий из трех частей: Гор, Царь Верхнего и Нижнего Египта и Сын Ра.

Также для именования фараона использовался ряд специальных слов и выражений. Одно из самых распространенных — «царь» (nsw). Также его часто называли «владыкой» или «принцем».

Однако самое знаменитое именование — это, бесспорно, «фараон». Это слово произошло от выражения первоначально означавшего «великий дом», то есть царский дворец.

Только в эпоху Среднего царства царя стали называть фараоном, и это выражение преодолело границы Египта: оно было отмечено сначала в Библии, затем в греческих текстах и используется до сих пор. В те времена оно часто заключалось в картуш.

И наконец, царя называли «Величеством»; в третьем лице о нем говорили как о «Его Величестве», а обращаясь к нему напрямую, называли «Твое Величество», так как обращение на «Вы» в Древнем Египте не существовало. Сам же фараон называл себя «Мое Величество».

Атрибуты и символы Древнего Египта

Древний Египет обязан своей высокоразвитой культурой Нилу. Из-за циклических наводнений в стране сформировалась ярко выраженная вера в потусторонний мир, образцом для которой служил естественный круговорот возникновения, исчезновения и возрождения жизни.

Древние египтяне были народом, чрезвычайно ориентированным на жизнь, который в значительной мере пытался вытеснить мысль о возрасте и смерти. Вместо нее на первый план было поставлено представление о жизни в потустороннем мире и о возрождении.

Мышление древнего египетского народа было не рационально - логическим, а образно - символическим. Действовал магический принцип, что все совершенные, великие вещи имеют отражение в чем-то малом, внешне невзрачном - как вверху, так и внизу, макрокосмос равен микрокосмосу. На этой основе жук-скарабей стал символом восходящего солнца, а небо могло быть изображено в качестве коровы. Таким же образом можно было посредством символических действий и рисунков оказывать влияние на важные процессы, происходящие в мире Богов и в потустороннем мире. Самим символам приписывалась присущая им внутренняя сила, что-то вроде сущности или души.

Типология символики древнеегипетского искусства очень обширна: это символизм формы и размера, месторасположения и материала, цвета и числа, иероглифического значения и жеста. Интерпретировать зачастую амбивалентный символ, стараясь добиться максимально верного результата - задача первостепенной важности и колоссальной сложности. Подчас графический символ имеет живую, антропоморфную форму: так, имеющий руки символ жизни анх несет священное опахало за царем, а столб джед, олицетворяющий бога Осириса и несущий в себе значение стабильности и прочности, снабжен глазами и поддерживает в ладонях диск солнца.

Символы жизни древнего Египта

Анкх с древних времен является в Египте символом вечной жизни в этом и потустороннем мире. Он настолько связан с традицией, что был заимствован коптскими христианами (этноконфессиональная группа египетских арабов, исповедующих христианство, потомки доарабского населения Египта) в качестве креста. На многих изображениях Боги держат анкх в руке или передают его людям. Здесь речь идет о ставшем видимым дыхании жизни, так сказать о божественной искре, благодаря которой жизнь вообще может возникнуть. Кроме того, анк олицетворяет дарующие жизнь свойства элементов воздуха и воды. Происхождение его формы до сих пор не объяснено. Возможно, речь идет о магическом узле, где, вероятно, также играют роль сексуальные отношения. Возможна интерпретация формы креста, как соединение креста Осириса в форме буквы Т с овалом Исиды в ключ, который раскрывает тайны жизни. Анкх один из важнейших древнеегипетских символов со значением «жизнь» («бессмертие»), известный также как «крукс ансата». Знак очень прост, но могущественен. В нём объединены два символа - крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности. Их сочетание обозначает бессмертие. Анкх может быть истолкован как восходящее солнце, как единство мужского и женского начал (овал Исиды и крест Осириса), а также как ключ к эзотерическим знаниям и бессмертной жизни духа. В иероглифическом письме этот знак символизировал «жизнь»; он же являлся частью слов «благосостояние» и «счастье». Египтяне считали, что изображение анкх продлевает жизнь на земле. С этим же амулетом и хоронили, чтобы быть уверенными в том, что усопших ждет жизнь в другом мире. Именно такую форму, по представлениям древнего мира, имел ключ, которым можно было открыть ворота смерти. Этот символ также ставили на стенах водных каналов в надежде, что он убережет от наводнений. Позднее, анкх использовался колдуньями в ритуалах, ворожбе, гадании, врачевании и помощи роженицам. Во времена движения хиппи, в конце 60-х годов XX века, анкх был популярным символом мира и правды. Все значения символа невозможно перечислить. Знак счастья, благосостояния, неиссякаемой жизненной силы, вечной мудрости. Такую петлю жизни часто носил простой народ как амулет, в виде узла. Как и анкх, она обозначает вечность и бессмертие.

Знак Тет, который также называли «кровь Исиды», часто давали усопшим в виде амулета. Он похож на анк, ручки которого опущены вниз. В соединении со столбом Джеда на стенах храмов и в саркофагах он указывает на объединение противоположных сил и вместе с тем на вечно обновляющуюся жизненную силу.

Шену - кольцо Шена и одновременно иероглиф, обозначающий вечность. Его часто изображают на настенных картинах с божественными животными.

Эту эмблему в виде овала с прямой линией на торце часто называют картуш. Внутри располагается написанное иероглифами имя (например, имя фараона), которое овал символически оберегает.

Всевидящее Око - Уаджет. Раскрашенное изображение глаза со спиралевидной линией под ним - это, как правило, эмблема сокологолового бога неба Гора, символ всевидящего ока и единства космоса, целостности мироздания. Согласно древнеегипетскому мифу, лунный глаз Гора был вырван Сетом в битве за первенство среди богов, однако после победы Гора в этом сражении вырос снова. Этот миф стал причиной чрезвычайной популярности глаза Гора в качестве отводящего зло амулета. Око также часто изображали или высекали на египетских надгробных камнях - для помощи мертвым в загробной жизни. Спираль под глазом (напоминающая формой галактику) символизирует энергию и вечное движение.

Глаз Гора также ассоциировался с исцелением, поскольку древнеегипетские врачи часто рассматривали болезнь как аналог битвы Гора и Сета. В математике Око имело любопытную функцию - оно использовалось для обозначения дробей. Согласно одной из версий мифа, Сет разрезал вырванный глаз Гора на 64 части, поэтому неполное его изображение символизирует какое-то дробное число: зрачок - 1/4, бровь 1/8 и т. д.

Скарабей - один из популярнейших египетских символов. Известно, что жуки-навозники, к числу которых относится и скарабей, умеют искусно лепить из навоза шарики, катя их перед собой. Эта привычка, в глазах древних египтян, уподобляла скарабея богу солнца Ра (навозный шарик в этой аллегории - аналог солнечного диска, перемещающегося по небу). Скарабей считался в Древнем Египте существом священным; фигурки этого жука, выполненные из камня или глазированной глины служили печатями, медалями или талисманами, означавшими бессмертие. Такие амулеты носили не только живые, но и мертвые. В последнем случае жука клали в саркофаг или внутрь мумии - на место сердца, при этом на обратной, гладкой стороне его писали священные тексты (часто - тридцатую главу книги мертвых, убеждающую сердце не свидетельствовать против покойного на загробном суде Осириса). Часто фигурки скарабея изображали только верхнюю часть жука, без лапок, а ровная овальная основа статуэтки использовалась для нанесения различного рода надписей - от отдельных имен и афоризмов нравоучительного характера до целых рассказов о выдающихся событиях из жизни фараонов (охота, заключение брачного союза и проч.)

Крылатый солнечный диск. Согласно мифу именно такую форму принял Гор во время битвы со злым богом Сетом. По обеим сторонам диска находится изображение змеи, означающей баланс противоборствующих сил. Вся композиция символизирует защиту и мировое равновесие. Этот знак часто изображался над входом в гробницу фараона; в этом случае диск в центре символизировал Гора, крылья - оберегающую его Изиду, а змеи - Нижний и Верхний Египет.

Сесен - цветок лотоса, знак солнца, творчества и возрождения. Из-за того, что по ночам цветок лотоса закрывается и упускается под воду, а утром снова поднимается, чтобы распуститься на поверхности, и возникла эта ассоциация. Один из космогонических мифов гласит, что в начале времен из вод хаоса поднялся гигантский лотос, из которого в первый день существования мира появилось солнце. Цветок лотоса также считается символом Верхнего Египта.

Перо Маат. Эмблема символизирует истину и гармонию. Маат - это дочь и око Ра, богиня справедливости, правды и миропорядка. Вместе с отцом она участвовала в сотворении мира из хаоса. Подобно своему греческому аналогу, Фемиде, Маат изображается с завязанными глазами. Голову богини украшает страусовое перо, которое является ее символом и иероглифом. Согласно представлениям древних египтян, в загробном мире на одну чашу весов клали сердце покойного, а на другую - статуэтку Маат. Если оба предмета уравновешивались, то это означало, что умерший достоин блаженства на полях камыша Иару (в противном случае его пожирало чудовище с головой крокодила и туловищем льва). Статуэтка Маат на груди была неизменным атрибутом судьи.

Кошка. Кошка для египтян являлась земным воплощением Бастет - богини солнечного тепла, радости и плодородия, защитницы беременных женщин и детей, хранительницы домашнего очага и урожая. Бастет, олицетворявшая такие качества как изящество, красота, ловкость и ласковость, считается египетским аналогом Афродиты и Артемиды. Ее скульптурные и живописные изображения использовались для защиты дома от злых духов. Естественно, что к кошкам в Древнем Египте относились с большим почтением, а за их убийство карали смертной казнью. При жизни этот зверь был равноправным членом семьи, а после смерти его бальзамировали и клали в саркофаг, который помещали в особый некрополь.

Цапля. Цапля считалась символом воскресения и вечной жизни (прообразом птицы Феникс) и олицетворяла Бену - одного из изначальных, никем не сотворенных богов вроде Ра или Атума. Согласно мифу, в начале творения Бену появился сам собой на возникшем из водного хаоса камне. Этот камень - Бенбен - был одним из фетишей бога.

Исида. Богиня плодородия, воды, ветра и семейной верности Исида, облегчительница родовых мук и защитница детей, была одной из главнейших и древнейших богинь египетского пантеона. Ее культ как богини матери отразился и на христианстве. Исида изображалась в виде женщины (часто крылатой), увенчанной иероглифом «трон», или соколицы. Иногда - в виде женщины с рогами коровы и солнечным диском на голове. Исида была женой Осириса и матерью Гора. Отождествляется с такими греческими богинями как Деметра, Персефона, Гера.

Ра. Аналог греческого Гелиоса, верховное божество древнеегипетского пантеона, отец богов. Титул Сына Ра также носили все фараоны. Священным животным Ра считался сокол, в виде которого он часто изображался. Другой вариант - мужчина с головой сокола, увенчанной солнечным диском или двойной короной.

Ибис. Священная птица ибис символизировала Тота - бога науки и магии, изобретателя астрономии, медицины и геометрии, автора «Книги мертвых». Тот также служил небесным летописцем и покровителем Луны (календарь составлялся на основе лунных фаз). Изображался в виде ибиса или человека с головой ибиса, увенчанной лунным диском. Примерно соответствует греческому Гермесу.

Атрибуты древнего Египта

О египетских коронах:

Орёл на египетской короне означает, что фараон, царь, бог - относится к Верхнему Египту.

Змея на египетской короне означает, что фараон, царь, бог - относится к Нижнему Египту.

Если же на короне изображены и змея, и орёл, это означает, что фараон, царь, бог - относится к Верхнему и Нижнему Египту (Такая корона появилась при слияние Верхнего и Нижнего Египта в едино).

Корона в форме солнечного диска относится к богам: Ра, Атум, Амон, Амон-Ра, Аах, Хонсу, Хатор.

Три короны Египта: 1. Белая корона Верхнего Египта. 2. Красная корона Нижнего Египта. 3. Пшент, или двойная корона объединённого царства.

О Египетских атрибутах:

Хека (Крюк): - это скипетр, который носили не только боги и цари, но также и высшие чиновники. Более ранняя, иногда в человеческий рост, форма жезла была первоначальна палкой пастуха и стала атрибутом пастушьего бога Ацепти; отсюда развилась известная форма меньшего размера и сильно искревлённая. Знак-картинка этого скипетра служил для обозначения слова «править». Во времена Среднего царства крюк как знак Осириса помещался на фризах гробниц.

Нехех (Плеть): Так называемая плеть (по-египетски «нехех») состоит из короткой рукоятки с двумя или тремя свисающими полосками или нитками жемчуга. Она толковалась как пастуший кнут, который стал знаком власти через бога Анецти, «Главы восточных номов». Другое первоначальное значение плети - опахало от мух. Плеть - постоянный атрибут богов Осириса и Мина. Уже в древнем царстве она располагается на спинах у животных, освящённых богами. Плеть как символ власти служит также царям.

Уас (Скипетр Уас): Уас был в древние вр. видом фетиша, в котором, как подразумевалось. заключены целебные силы подземного демона, похожего на собаку или шакала. Уас состоит из раздвоенной внизу палки, которая вверху оканчивается головой животного (шакал). В руках богов он становится скипетром благополучия и символом здоровья и счастья. До Среднего царства умершему давали с собой в могилу деревянный скипетр уас, чтобы тот мог применить его для пользования божественными благами. Позднее этим символом украшали фризы на стенах гробниц. Популярным мотивом во все времена было изображение двух скипетров уас, которые окаймляли по краям поле картины или надписи и своими головами поддерживали идеограмму «небо». Украшенный небом и пером скипетр уас был знаком фиванского нома и носил имя уасет.

Цвета Древнего Египта

В основном Египтяне использовали: тёмно-зелёный, чёрный, красный, светло-синий, жёлтый (золото), белый цвета. Если немного поразмыслить о том, почему эти цвета играли определённую роль в Древнем Египте, то можно понять, что каждый цвет означает маленький кусочек природы, а что может быть красивее природы…

Из книги В тисках мирового заговора автора Кассе Этьен

Древнее Древнего Египта Первой моей реакцией было самому поехать в Западную Сахару и отыскать потерянный город. Раскопки обещали быть интересными. Но, обратившись в официальные органы, я получил обескураживающую информацию: мне категорически не советовали отправляться

Из книги Мистические ритмы истории России автора Романов Борис Семёнович

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

Пирамиды Древнего Египта Почти каждый человек при упоминании Древнего Египта вспоминает в первую очередь конечно пирамиды. Что же они из себя представляли? Сначала рассмотрим чисто архитектурное строение пирамид. В додинастический период в Египте были распространены

Из книги Тайны происхождения человечества автора Попов Александр

Обелиски Древнего Египта Обелиски, высокие и узкие каменные монументы, установлены обычно парами перед храмами Солнца. Благодаря своей высоте, варьирующейся между 10 и 32 метрами, монолитной природе и великолепной гармонии с архитектурой храма, обелиски производят очень

Из книги Магия реинкарнации автора Вечерина Елена Юрьевна

Папирус Древнего Египта Египетское слово «папирус» первоначально означало «то, что принадлежит дому». В приблизительно то же самое время, когда древние египтяне перешли от предыстории к истории, развивая письменный язык, они обнаружили, что возникла потребность не

Из книги автора

Боги Древнего Египта Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог Атум. Согласно легенде он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару бога Шу и богиню Тефнут. Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и

Из книги автора

Медицина Древнего Египта Медицина древнего Египта тесно связана с мифологией и врачеванием. Исторически, медицину древнего Египта можно разделить на три периода:царский (XXX–IV вв. до н. э.)греко-римский (332 г. до н. э. - 395 г. н. э.)византийский (395–638 гг. н. э.)По

Из книги автора

Математика Древнего Египта Знание древнеегипетской математики основано главным образом на двух папирусах, датируемых примерно 1700 до н. э. Излагаемые в этих папирусах математические сведения восходят к еще более раннему периоду - ок. 3500 до н. э. Египтяне использовали

Из книги автора

Химия Древнего Египта Около II тысячелетия до п. э. в странах Междуречья, а также в Египте появились и фаянсовые изделия. Древнеегипетский фаянс по составу значительно отличался от обычного фаянса и приготовлялся из глины в смеси с кварцитным песчаником. До настоящего

Из книги автора

Астрономия Древнего Египта Астрономия как целостная система взглядов, элементы которой взаимообусловливают друг друга, в Древнем Египте никогда не существовала. То, что мы называем астрономией, представляет, скорее, мозаичное соединение не связанных между собой

Из книги автора

Астрология Древнего Египта Свой расцвет астрология приобретает в древнем Египте. Это не случайно: его природные условия были таковы, что в них ярко выражалась цикличность - время наводнений сменялось временем роста посеянных зёрен, а затем наступало время зноя, вновь

Из книги автора

Скульптура Древнего Египта Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила для скульптуры

Из книги автора

Письменность Древнего Египта С угасанием египетской цивилизации был утерян ключ к чтению египетского письма. Последняя иероглифическая надпись была высечена в 394 г. н. э. в храме Исиды на острове Филе. Самый поздний известный текст - демотическая надпись - относится к

Из книги автора

Музыка Древнего Египта Древнеегипетские тексты - первый письменный и, пожалуй, наиболее важный источник наших представлений о музыке и музыкантах той эпохи. К этому роду источников непосредственно примыкают изображения музыкантов, сцен музицирования и отдельных

Из книги автора

Из книги автора

Мифы Древнего Египта Египет – одна из наиболее древних цивилизаций, которая явилась основой для многих других культур в последующем.Древний Египет состоял из множества номов (административных единиц), которые являлись независимыми и плохо между собой сообщались. В

Символика древнего Египта

Древний Египет обязан своей высокоразвитой культурой Нилу. Из-за циклических наводнений в стране сформировалась ярко выраженная вера в потусторонний мир, образцом для которой служил естественный круговорот возникновения, исчезновения и возрождения жизни.

Древние египтяне были народом, чрезвычайно ориентированным на жизнь, который в значительной мере пытался вытеснить мысль о возрасте и смерти. Вместо нее на первый план было поставлено представление о жизни в потустороннем мире и о возрождении.

Мышление древнего египетского народа было не рационально - логическим, а образно - символическим. Действовал магический принцип, что все совершенные, великие вещи имеют отражение в чем-то малом, внешне невзрачном - как вверху, так и внизу, макрокосмос равен микрокосмосу. На этой основе жук-скарабей стал символом восходящего солнца, а небо могло быть изображено в качестве коровы. Таким же образом можно было посредством символических действий и рисунков оказывать влияние на важные процессы, происходящие в мире Богов и в потустороннем мире. Самим символам приписывалась присущая им внутренняя сила, что-то вроде сущности или души.

Древнеегипетская религия содержала огромное число божеств с многообразными формами проявления. Богам - как, впрочем, и людям - полагалось большое количество различных качеств характера, так что одно и то же божество могло быть изображено во всевозможных воплощениях.

Символы жизни древнего Египта

Анкх с древних времен является в Египте символом вечной жизни в этом и п отустороннем мире.

Он настолько связан с традицией, что был заимствован коптскими христианами (этноконфессиональная группа египетских арабов, исповедующих христианство, потомки доарабского населения Египта) в качестве креста.

На многих изображениях Боги держат анкх в руке или передают его людям. Здесь речь идет о ставшем видимым дыхании жизни, так сказать о божественной искре, благодаря которой жизнь вообще может возникнуть. Кроме того, анк олицетворяет дарующие жизнь свойства элементов воздуха и воды. Происхождение его формы до сих пор не объяснено. Возможно, речь идет о магическом узле, где, вероятно, также играют роль сексуальные отношения. Возможна интерпретация формы креста, как соединение креста Осириса в форме буквы Т с овалом Исиды в ключ, который раскрывает тайны жизни.

Анкх один из важнейших древнеегипетских символов со значением "жизнь" ("бессмертие"), известный также как "крукс ансата". Знак очень прост, но могущественен.

В нём объединены два символа - крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности. Их сочетание обозначает бессмертие.

Анкх может быть истолкован как восходящее солнце, как единство мужского и женского начал (овал Исиды и крест Осириса), а также как ключ к эзотерическим знаниям и бессмертной жизни духа.

В иероглифическом письме этот знак символизировал "жизнь"; он же являлся частью слов "благосостояние" и "счастье". Египтяне считали, что изображение анкх продлевает жизнь на земле. С этим же амулетом и хоронили, чтобы быть уверенными в том, что усопших ждет жизнь в другом мире. Именно такую форму, по представлениям древнего мира, имел ключ, которым можно было открыть ворота смерти.

Этот символ также ставили на стенах водных каналов в надежде, что он убережет от наводнений. Позднее, анкх использовался колдуньями в ритуалах, ворожбе, гадании, врачевании и помощи роженицам. Во времена движения хиппи, в конце 60-х годов XX века, анкх был популярным символом мира и правды.

Все значения символа невозможно перечислить. Знак счастья, благосостояния, неиссякаемой жизненной силы, вечной мудрости.

Такую петлю жизни часто носил простой народ как амулет, в виде узла. Как и анкх, она обозначает вечность и бессмертие.

Знак Тет , который также называли "кровь Исиды", часто давали усопшим в виде амулета. Он похож на анк, ручки которого опущены вниз. В соединении со столбом Джеда на стенах храмов и в саркофагах он указывает на объединение противоположных сил и вместе с тем на вечно обновляющуюся жизненную силу.

Шену

И одновременно иероглиф, обозначающий вечность. Его часто изображают на настенных картинах с божественными животными.

Эту эмблему в виде овала с прямой линией на торце часто называют картуш. Внутри располагается написанное иероглифами имя (например, имя фараона), которое овал символически оберегает.

Всевидящее Око - Уаджет

Раскрашенное изображение глаза со спиралевидной линией под ним - это, как правило, эмблема сокологолового бога неба Гора, символ всевидящего ока и единства космоса, целостности мироздания. Согласно древнеегипетскому мифу, лунный глаз Гора был вырван Сетом в битве за первенство среди богов, однако после победы Гора в этом сражении вырос снова. Этот миф стал причиной чрезвычайной популярности глаза Гора в качестве отводящего зло амулета. Око также часто изображали или высекали на египетских надгробных камнях — для помощи мертвым в загробной жизни. Спираль под глазом (напоминающая формой галактику) символизирует энергию и вечное движение.

Глаз Гора также ассоциировался с исцелением, поскольку древнеегипетские врачи часто рассматривали болезнь как аналог битвы Гора и Сета.

В математике Око имело любопытную функцию - оно использовалось для обозначения дробей. Согласно одной из версий мифа, Сет разрезал вырванный глаз Гора на 64 части, поэтому неполное его изображение символизирует какое-то дробное число: зрачок - 1/4, бровь 1/8 и т.д.

Скарабей

Скарабей - один из популярнейших египетских символов. Известно, что жуки-навозники, к числу которых относится и скарабей, умеют искусно лепить из навоза шарики, катя их перед собой. Эта привычка, в глазах древних египтян, уподобляла скарабея богу солнца Ра (навозный шарик в этой аллегории - аналог солнечного диска, перемещающегося по небу).

Скарабей считался в Древнем Египте существом священным; фигурки этого жука, выполненные из камня или глазированной глины служили печатями, медалями или талисманами, означавшими бессмертие. Такие амулеты носили не только живые, но и мертвые. В последнем случае жука клали в саркофаг или внутрь мумии - на место сердца, при этом на обратной, гладкой стороне его писали священные тексты (часто - тридцатую главу книги мертвых, убеждающую сердце не свидетельствовать против покойного на загробном суде Осириса). Часто фигурки скарабея изображали только верхнюю часть жука, без лапок, а ровная овальная основа статуэтки использовалась для нанесения различного рода надписей - от отдельных имен и афоризмов нравоучительного характера до целых рассказов о выдающихся событиях из жизни фараонов (охота, заключение брачного союза и проч.)

Крылатый солнечный диск

Согласно мифу именно такую форму принял Гор во время битвы со злым богом Сетом. По обеим сторонам диска находится изображение змеи, означающей баланс противоборствующих сил. Вся композиция символизирует защиту и мировое равновесие.

Этот знак часто изображался над входом в гробницу фараона; в этом случае диск в центре символизировал Гора, крылья - оберегающую его Изиду, а змеи - Нижний и Верхний Египет.

Сесен

Цветок лотоса, знак солнца, творчества и возрождения. Из-за того, что по ночам цветок лотоса закрывается и упускается под воду, а утром снова поднимается, чтобы распуститься на поверхности, и возникла эта ассоциация. Один из космогонических мифов гласит, что в начале времен из вод хаоса поднялся гигантский лотос, из которого в первый день существования мира появилось солнце.

Цветок лотоса также считается символом Верхнего Египта.

Перо Маат

Эмблема символизирует истину и гармонию. Маат - это дочь и око Ра, богиня справедливости, правды и миропорядка. Вместе с отцом она участвовала в сотворении мира из хаоса. Подобно своему греческому аналогу, Фемиде, Маат изображается с завязанными глазами. Голову богини украшает страусовое перо, которое является ее символом и иероглифом. Согласно представлениям древних египтян, в загробном мире на одну чашу весов клали сердце покойного, а на другую - статуэтку Маат. Если оба предмета уравновешивались, то это означало, что умерший достоин блаженства на полях камыша Иару (в противном случае его пожирало чудовище с головой крокодила и туловищем льва). Статуэтка Маат на груди была неизменным атрибутом судьи.

Кошка

Кошка для египтян являлась земным воплощением Бастет - богини солнечного тепла, радости и плодородия, защитницы беременных женщин и детей, хранительницы домашнего очага и урожая. Бастет, олицетворявшая такие качества как изящество, красота, ловкость и ласковость, считается египетским аналогом Афродиты и Артемиды. Ее скульптурные и живописные изображения использовались для защиты дома от злых духов.

Естественно, что к кошкам в Древнем Египте относились с большим почтением, а за их убийство карали смертной казнью. При жизни этот зверь был равноправным членом семьи, а после смерти его бальзамировали и клали в саркофаг, который помещали в особый некрополь.

Цапля

Цапля считалась символом воскресения и вечной жизни (прообразом птицы Феникс) и олицетворяла Бену - одного из изначальных, никем не сотворенных богов вроде Ра или Атума. Согласно мифу, в начале творения Бену появился сам собой на возникшем из водного хаоса камне. Этот камень - Бенбен - был одним из фетишей бога.

Исида

Богиня плодородия, воды, ветра и семейной верности Исида, облегчительница родовых мук и защитница детей, была одной из главнейших и древнейших богинь египетского пантеона. Ее культ как богини матери отразился и на христианстве.

Исида изображалась в виде женщины (часто крылатой), увенчанной иероглифом «трон», или соколицы. Иногда - в виде женщины с рогами коровы и солнечным диском на голове.

Исида была женой Осириса и матерью Гора. Отождествляется с такими греческими богинями как Деметра, Персефона, Гера.

Ра

Аналог греческого Гелиоса, верховное божество древнеегипетского пантеона, отец богов. Титул Сына Ра также носили все фараоны. Священным животным Ра считался сокол, в виде которого он часто изображался. Другой вариант - мужчина с головой сокола, увенчанной солнечным диском или двойной короной.

Ибис

Священная птица ибис символизировала Тота - бога науки и магии, изобретателя астрономии, медицины и геометрии, автора «Книги мертвых». Тот также служил небесным летописцем и покровителем Луны (календарь составлялся на основе лунных фаз). Изображался в виде ибиса или человека с головой ибиса, увенчанной лунным диском. Примерно соответствует греческому Гермесу.

Материал подготовлен по информации сети интернет