Прикосновение к Афону (дневник паломника). В монастыре Дионисиат

Монастырь Дионисиат

Обитель Дионисиат считается пятой по чести в афонской иерархии. Дионисиат, посвященный святому Иоанну Предтече, стоит на юго-восточном побережье полуострова между монастырями Григориат и святого Павла. Дионисиат построен на узкой полосе отвесного камня, на высоте 80 метров над уровнем моря. Из-за этого обитель иногда называют «Неа Петра» (Новая скала).

Монастырь Дионисиат был основан в XIV веке. Точная дата неизвестна: примерно около 1370 или 1375 года обитель основал преподобный Дионисий Корис из селения Корисос около Кастории. На место, где следовало построить монастырь, преподобному Дионисию указал столп света.

Преподобный Дионисий начал строительство сам, но так как его собственных средств было недостаточно для завершения работы, его брат Феодосий, митрополит Трапезундский, обратился за помощью к правителю Трапезундской империи – императору Алексею III Комнину. Личность святого Дионисия произвела такое впечатление на императора, что он назвал его «ангелом, посланным Богом с благой вестью о спасении» и охотно даровал ему просимое. В связи с этим благодеянием Дионисиат часто называли «монастырем великого Комнина». В обители до сих пор хранится трехметровый царский хрисовул – хартия с императорской золотой печатью. Император кроме других пожертвований передал преподобному Дионисию и чудотворную икону «Похвала Пресвятой Богородицы», по преданию, написанную евангелистом Лукой.

Вскоре после окончания работ на монастырь напали пираты. Они захватили в плен большинство монахов и держали их до тех пор, пока император и святой Дионисий не собрали деньги для выкупа.

Патриарх Антоний IV официально даровал монастырю именование Патриаршего в 1389 году, и, таким образом, он начал самостоятельную жизнь на Афоне. С обителью связана жизнь святителя Нифонта, Патриарха Константинопольского, принявшего монашество здесь в середине XV века и после многих превратностей возвратившегося сюда, где и преставился.

В 1535 году после страшного пожара правители Византии и Молдо-Валахии помогли восстановить монастырь. Также ущерб монастырю нанесли землетрясения 1585 и 1765 годов и сильнейший снегопад 1600 года.

В XVII веке Дионисиат опустел и стал особножительным. Общежитие было восстановлено в 1805 году. Тяжелым испытанием стало время греческого восстания 1821 года – в обители обосновались турецкие войска. Монахи преследовались и вынуждены были покинуть монастырь.

Массивное каменное здание монастыря опоясано вдоль ряда келий хрупкими деревянными балконами, зависшими над простирающимся далеко внизу морем. Собор монастыря Дионисиат посвящен святому Иоанну Предтече – это типично афонская базилика с покрытыми свинцовой обшивкой куполами. Поскольку монастырь стоит на узкой полоске скалы, постройки размещены очень компактно. Из-за этого в храме темно даже днем, так как соседние здания загораживают окна.

Собор Дионисиата расписан известным мастером XVI века Цорзисом, художником критской школы. Они были написаны Цорзисом в 1546 – 47 годах в традиции Феофана Критского. В храме замечательный деревянный иконостас, отделанный золотом, с тонкой, богатой деталями резьбой. В трапезную, расписанную монахами Даниилом и Меркурием, ведет великолепная резная дверь. Большое впечатление производят фрески XVI века с наружной части трапезной, написанные по таинственным сюжетам Откровения Иоанна Богослова. Эти фрески изображают картины современной нам войны, в том числе атомные бомбы, бомбоубежища, самолеты-истребители и огнеметы. Там есть изображения некоего «космического луча». Впервые на эти фрески обратили внимание солдаты и офицеры немецких войск во время оккупации 1941 года. Их поразила точность этих изображений.

В Дионисиате, как и в любом афонском монастыре, несколько параклисов: в честь Пресвятой Богородицы на хорах, святых Архангелов, евангелиста Иоанна Богослова, святителя Иоанна Златоуста, великомученика и Победоносца Георгия, святителя Николая, святых бессребреников Космы и Дамиана, святителя Нифонта, Патриарха Константинопольского, и преподобного Дионисия – основателя обители. По дороге к Агиу Павлу находится костница, а при ней храм Всех Святых. Это древнее здание было построено в византийскую эпоху, о чем свидетельствуют сохранившиеся росписи XVII века. Вне монастыря 18 церквей.

Колокольня Дионисиата считается одной из древнейших сохранившихся в обители построек, на ней часы XVIII века.

В конце подъема от пристани к монастырю находится поклонное место, построенное в память о чудесном заступничестве Иоанна Предтечи, спасшего обитель от пиратов.

Главная святыня обители Дионисиат – чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Приветствие Богородицы», или «Акафистная», вылепленная из воска и мастики. По преданию, этот образ Матери Божией был одним из тех семидесяти, которые написал евангелист Лука. Считается, что это тот самый образ, с которым в 626 году Патриарх Сергий во время нашествия авар и славян совершил крестный ход по крепостным стенам Константинополя, вдохновляя защитников города. Позднее перед ним впервые был прочитан Акафист Божией Матери. Так же, во время освобождения Константинополя от крестоносцев, эта икона предшествовала войскам императора Михаила VIII Палеолога.

Монастырю икона была подарена императором Алексеем III Трапезундским в честь основания.

В 1592 году икона была похищена пиратами. Их вожаку во сне явилась Сама Царица Небесная и приказала вернуть образ в обитель. Когда в Дионисиате вынимали икону из ящика, он был полон благоухающего мира. Это так поразило пиратов, что двое из них тут же приняли иночество.

В XVIII веке после молитвы у чудотворной иконы от злокачественной опухоли излечился лидер традиционно-просветительского движения, выдающийся церковный деятель Евгений Булгарис.

В 1767 году икона снова была украдена, на этот раз бандитами из Далмации. Их задержали греческие пастухи и передали икону на остров Скопелос. Жители этого острова не хотели отдавать икону, но после того, как остров охватила эпидемия, икону пришлось вернуть монахам.

В обители также хранятся и другие святыни: часть Животворящего Креста Господня, часть одежды Спасителя, часть пояса Богородицы, часть десницы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, частицы мощей апостолов Иасона и Сосипатра, святого Дионисия Ареопагита, святителей Иоанна, епископа Колонийского, и Григория, епископа Акрагантийского, святых Космы и Дамиана, священномучеников Власия и Антипы, святителей Иоанна Молчальника, Модеста Иерусалимского, Нифонта Константинопольского, Петра Александрийского, Василия Великого, Иоанна Златоустого, Фотия,

Патриарха Константинопольского, великомучеников Артемия и Пантелеймона, священномучеников Харалампия, Мины, Евстратия, Елевферия, Кирика, Мардария, Никиты, Димитрия Трипольского, мученика Христофора, мучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата, великомученицы Варвары, апостола Луки, святой Параскевы, мучениц Кириакии, Фомаиды, благоверной царицы Феофании, святого Иоанна Милостивого, первомученика архидиакона Стефана, миро великомученика Димитрия Солунского, кровь великомученика Георгия Победоносца и узы первоверховного апостола Петра. И еще одна чудотворная икона – святого Иоанна Крестителя, уцелевшая после пожара.

Также внимания заслуживают резное распятие из слоновой кости X века, священные сосуды и облачения.

В монастырской библиотеке хранятся 1200 рукописей и уникальная реликвия – стул, на котором над своими книгами работал преподобный Никодим Святогорец.

Сегодня в монастыре живут 50 монахов. Он считается одной из наиболее строгих обителей Святой Горы. Устав Дионисиата стал образцом для многих монастырей.

Из книги Святая Анна автора Филимонова Л. В.

Из книги Грейс Келли. Принцесса Монако автора Мишаненкова Екатерина Александровна

5. Монастырь Я - не экстраверт, но и не отношусь к людям недоброжелательным. Мне не свойственны повышенная эмоциональность и чрезмерная общительность, но не люблю читать о себе, что я - бесчувственная и необщительная. Я не считаю себя такой. Осенью 1934 года родители

Из книги «Волшебные места, где я живу душой…» [Пушкинские сады и парки] автора Егорова Елена Николаевна

Святогорский монастырь Ветер дышит всё спокойней. Ночка майская светла. Месяц встал над колокольней И глядится в купола. Утопает в цвете вишен Монастырь в Святых Горах. Звук молитв полночных слышен. Эхо их - в иных мирах. Над могилою поэта Пролегает Млечный путь. В волнах

Из книги Афон и его святыни автора Маркова Анна А.

Монастырь Ватопед Монастырь Ватопед второй по почитанию после Лавры преподобного Афанасия в иерархии святогорских монастырей. Этот монастырь – один из самых древних, богатых и обширных на Святой Горе. Он расположен на восточном побережье полуострова между

Из книги Пушкинский некрополь автора Гейченко Семен Степанович

Монастырь Дохиар Дохиар занимает десятое место в иерархии афонских обителей. Монастырь расположен в юго-западной части полуострова, между монастырями Зограф и Костоманит, на крутом склоне холма, спускающегося к морю. Дохиар похож на старинный фрегат, рассекающий

Из книги автора

Монастырь Григориат Обитель Григориат занимает семнадцатое место в святогорской иерархии.Находится в юго-восточной части Афонского полуострова, между монастырями Симонопетр и Дионисиат, на выступающей в море скале.Обитель основана в XIV веке и связана с именами

Из книги автора

Монастырь Костамонит Обитель Костамонит занимает последнее, двадцатое, место в святогорской монастырской иерархии. Но это обстоятельство никак не умаляет достоинство, и в самом деле, небольшой обители. Монастырь Костамонит расположен в лесу на юго-западном склоне

Из книги автора

Данилов монастырь Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды - И чей-нибудь уж близок час. А. С. Пушкин Расположен Данилов монастырь на юге Москвы, в районе Даниловской площади (площади Серпуховской заставы). Основан он в 1282 году

Из книги автора

Новоспасский монастырь И мне печаль могил понятна и близка, И я родным преданьям внемлю. И. Бунин Монастырь этот существует с 1490–1491 годов на месте Васильцева стана на левом берегу Москвы-реки, у нынешнего Новоспасского моста. Пройти к монастырю ближе всего от станции

Из книги автора

Покровский монастырь Вес тихо: мертвый сон в обители глухой. Но здесь живет воспоминанье: И путник, опершись на камень гробовой, Вкушает сладкое мечтанье. К. Батюшков Покровский (Покрова Пресвятыя Богородицы) монастырь находился возле Абельмановской заставы (Таганская

Из книги автора

Симонов монастырь Мне так сочувственны могилы, В земле так много моего, Увядших благ, увядшей силы, Что мне кладбище – берег милый, Что мне приветлив вид его. П. А. Вяземский Симонов монастырь расположен в юго-восточной части Москвы, неподалеку от станции метро

Из книги автора

Донской монастырь Бантыш-Каменский Дмитрий Николаевич (1788–1850) – историкБулгакова Екатерина Александровна (р. 1811) – фрейлинаБулгакова Наталья Васильевна (1785–1841) – ее матьБюлер Федор Андреевич (1821–1896) – барон, действительный тайный советникВасильчикова Александра

Из книги автора

Данилов монастырь Арсеньев Дмитрий Николаевич (1779–1846) – полковник, камергерВенелин (Хуиа) Юрий Иванович (1802–1839) – филолог-славистДмитриев Михаил Александрович (1796–1861) – поэт, племянник поэта-баснописца И. И. ДмитриеваЗавалишин Дмитрий Иринархович (1804–1892) –

Из книги автора

Новоспасский монастырь Балк-Полев Петр Федорович (1777–1849) – русский посланник в Бразилии, действительный тайный советникБоборыкина Мария Дмитриевна (1782–1871) – знакомая КарамзиныхГагарин Иван Алексеевич (1771–1832) – князь, действительный тайный советник, сенатор, муж

Из книги автора

Покровский монастырь Батурин Сергей Герасимович (1789–1856) – генерал-майор, сенатор, родственник семьи ПушкиныхБатурина Анна Николаевна (1760–1839) – его матьЛевашева Екатерина Гавриловна (ск. 1839) – двоюродная сестра декабриста И. Д. ЯкушкинаЛевашев Николай Николаевич

Из книги автора

Симонов монастырь Аксаков Сергей Тимофеевич (1791–1856) – писатель (перезахоронен на Новодевичьем юг)Аксакова Ольга Семеновна (1793–1878) – его женаБологовский Дмитрий Николаевич (1775–1852) – генерал-лейтенантВеневитинов Алексей Владимирович (1806–1872) – четвероюродный брат А.

Монастырь Дионисиат стоит на узкой и крутой скале на высоте 80 метров над уровнем моря, между монастырями Святого Павла и Григориат. Основателем монастыря был преподобный Дионисий из селения Корисос около Касторьи. Дионисий с большим трудом смог собрать средства для основания обители во второй половине XIV века. Общение со святым Дионисием произвело сильное впечатление на императора Алексия III Комнина, который с радостью помог святому в строительстве монастыря. Впоследствии обитель поддерживали щедрыми вкладами императоры династии Палеологов и многие господари Молдо-Валахии. Патриарх Антоний IV в 1389 году официально даровал монастырю именование Патриаршего.

С обителью связана жизнь свт. Нифонта, патриарха Константинопольского, принявшего здесь монашество в середине XV века.

В 1535 году после опустошительного пожара, правители Византии и Молдо-Влахии помогали восстановить обитель.
Собор монастыря, освященный в честь Рождества Иоанна Предтечи, это типично афонская базилика с покрытыми свинцовой обшивкой куполами. Стены собора украшены великолепными фресками известного мастера критской школы Цорзиса, писанными в 1546 году.

Наружные фрески трапезной тоже покрыты уникальной росписью, которая представляет из себя удивительное пророчество. Созданные в XVII веке фрески изображают апокалипсические картины войн века XX, в том числе - атомные бомбы, бомбоубежища, самолёты-истребители, огнемёты. Изображён на этих фресках и некий космический луч, с которым человечество до настоящего времени не знакомо.

Монастырю принадлежат 14 небольших храмов и часовен, 7 келий и ферма.
В Дионисиате находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы, известная под названием «Приветствие Богородицы», вылепленная из воска и мастики. Предание гласит, что эта икона была создана самим апостолом Лукой и что именно эту икону патриарх Сергий или один из его епископов обносил вокруг Константинополя во время осады города войсками авар и славян в 626 году.

Среди святынь монастыря - множество святых мощей, наиболее важными из которых являются десница Иоанна Предтечи и святителя Иоанна Милостивого, мощи свт. Нифонта, святого апостола Луки, святой Параскевы, святого мученика Антипы, святого Власия из Армении, святителя Модеста, Патриарха Иерусалимского, мученицы Фомаиды.
Здесь подвизались святые Дионисий и Домеций, мученики Макарий и Иоасаф, святой Леонтий Мироточивый, святой Филофей, мученики Геннадий, Иосиф, Христофор и Павел, святительНифонт, патриарх Константинопольский и святой Никодим Святогорец.

Библиотека монастыря содержит 1100 рукописей, некоторые из них украшены миниатюрами, и более чем 15 000 книг, включая бесценные инкунабулы. Сегодня братия насчитывает около 50 монахов.

В юго-восточной части Афонского полуострова на скале с обрывающимися в море отвесными склонами уже семь веков стоит Дионисиат, один из самых известных и авторитетных монастырей Афона, средоточие множества православных реликвий и уникальных рукописей. Устав общины Дионисиата лёг в основу уставов многих монастырей православного мира.

Преподобный Дионисий

Основателем монастыря был преподобный Дионисий, живший в XIV веке. Он родился в Греции, в селении Корис вблизи Кастории в бедной семье. Дионисий был известен своим благочестием и строгим соблюдением религиозных предписаний, о его жизни рассказывали много чудесных историй. Учителем Дионисия был Серафим, прот Афона (игумен Кареи, занимавший первое место в иерархии афонских настоятелей).

Дионисий немало странствовал по Греции, совершил паломничество в Иерусалим. Патриарх Иерусалимский предлагал ему остаться в Святом граде, намереваясь подготовить из него своего преемника. Однако преподобный отказался и вернулся в Грецию, где провёл долгие годы в отшельничестве на Афоне и горе Олимп.

Афонские монахи неоднократно просили подвижника возглавить ту или иную общину. Однажды Дионисий согласился стать игуменом монастыря Филофей, видя бедственное положение обители. Настоятель лично отправился в Константинополь для сбора милостыни и вернулся со значительными средствами. Одновременно Дионисий попытался изменить монастырский устав, приведя его в соответствие со своими аскетическими взглядами. Это вызвало ропот у части монахов, и Дионисий покинул обитель, чтобы не вносить раздор в общину.












Часть братии удалилась вместе с ним в скит Антония Великого, основателя монашества. Скит был известен своим суровым уставом и строгим соблюдением церковных канонов. Возможно, наличие столь преданных последователей натолкнуло Дионисия на мысль основать монастырь, устав которого соответствовал бы учению Антония и его собственным взглядам.

История Дионисиата

В 1370 году строительство обители было начато. Однако собранных Дионисием денег не хватило, и он обратился за помощью к своему брату Феодосию, митрополиту Трапезунда. Феодосий рассказал о Дионисии императору Трапезунда Алексею III из династии Великих Комнинов. Алексей, тративший немалые средства на поддержку монастырей, пожелал встретиться с Дионисием. После беседы с преподобным император, поражённый его благочестием, выделил нужную сумму.

В 1375 году строительство было завершено. Центром комплекса стал собор, освящённый в честь Иоанна Предтечи. Вокруг него были возведены жилые здания. В 1389 году патриарх Антоний IV придал общине официальный статус, и Дионисиат вошёл в сообщество афонских монастырей.

Дионисий в течение ряда лет возглавлял общину нового монастыря. В преклонном возрасте он оставил обитель и удалился на Олимп. Год смерти его неизвестен, Успение преподобного Дионисия отмечается 24 января.

За свою долгую историю Дионисиат пережил немало бедствий. Вскоре после завершения строительства монастырь подвергся нападению пиратов. Большинство монахов было пленено, и освободили их лишь после того, как Дионисий с помощью императора Алексея внёс большой выкуп.

После захвата турками Салоник в 1430 году Афонский полуостров стал частью Порты. Первые султаны проводили политику веротерпимости, и все привилегии, которыми монастырь пользовался при византийских императорах, были сохранены.

Расцвет Дионисиата приходится на середину XVI века и связан, как ни парадоксально, с пожаром 1534 года, когда были уничтожены практически все постройки монастыря. Дионисиат пришлось возводить буквально заново.

Заслуга восстановления монастыря принадлежит господарям Валахии и Молдавии, которые всегда поддерживали Дионисиат. Был заново отстроен соборный храм, возведены каменные жилые здания, построен водопровод. Стены собора расписал известный живописец критской школы Цорзис, а на стенах трапезной один из его учеников изобразил 21 сцену Апокалипсиса.

Удивительно - за все века, прошедшие с момента завершения работ над росписями Дионисиата, в монастыре ни разу не было сколько-нибудь серьёзного пожара.

В 1566 году указом султана Селима II монастыри Афона были лишены своих имений. Дионисиат приходит в упадок, а к концу XVI века обитель почти опустела. Монастырь стал особножительным, то есть монахи должны были сами обеспечивать себя всем необходимым.

Уже в XVII веке Дионисиат возвращает былое значение. Паломники приезжают приобщиться к хранящимся здесь реликвиям, многие богатые люди вступают в общину и завещают монастырю всё своё состояние.

Тяжёлым испытанием стали годы после греческого восстания 1821 г., когда турецкие войска разместились в монастыре, а монахи были изгнаны из своих келий. Конец преследованиям положил разгром Турции Россией в войне 1828-1829 гг. Греция получила автономию, началось возрождение афонских монастырей.

Реликвии и достопримечательности обители

Дионисиат занимает 5-е место в официальной иерархии монастырей Афона. Устав его отличается строгостью, что, вероятно, объясняет небольшое число живущих здесь монахов – их около 50.

Помимо соборного храма, на территории монастыря находится ещё 14 небольших церквей и часовен, а также кельи монахов. Строения расположены столь компактно, что в центральном храме темно даже днём.

Манускрипт XIII-го века

В Дионисиате хранится множество реликвий, бесценные иконы, рукописи и печатные книги. Главной реликвией монастыря является, безусловно, правая рука Иоанна Предтечи. Также здесь хранятся мощи апостола Луки, святого Нифонта, патриарха Константинопольского, многих других православных святых, а также части Креста Господня.

В ряду икон Дионисиата особое место занимает чудотворная икона «Приветствие Богородицы» (Акафистная). Предание приписывает её авторство апостолу Луке. Она написана в редкой технике энкаустики (воск и мастика). Это подарок Алексея III монастырю в честь основания обители.

Считается, что именно эта икона спасла Константинополь во время осады аварами и славянами в 626 году. Икону пронесли по стенам города, после чего в войсках осаждающих началась эпидемия, и они отступили. Через 900 лет икона была похищена пиратами, однако разыгравшийся шторм едва не разбил пиратский корабль о скалы и прекратился только после того, как пираты вернули икону в Дионисиат. Ещё одна попытка завладеть иконой относится к XVIII веку, когда правивший здесь паша отнял образ у монахов, однако вернул икону на место после того, как ему во сне явилась Богородица.

Славится монастырь и своими фресками. Самая знаменитая из росписей – сцены Апокалипсиса на стенах трапезной. Это наиболее полное изображение Конца света в мире. Детали фрески поражают зрителя. Многие усматривают в росписях изображения самолётов, огнемётов, бомбоубежищ, даже атомного взрыва. Первыми это хронологическое несоответствие заметили немецкие солдаты, занявшие монастырь в 1941 году. С тех пор фрески трапезной являются предметом неустанных споров и привлекают самых пристальный интерес во всём мире.

Дионисиат вправе гордиться своей библиотекой, насчитывающей свыше 1100 манускриптов и около 15 тысяч книг, среди которых уникальные первопечатные инкунабулы. Самой старой рукописью является Афонский кодекс IX века, состоящий из 259 листов пергамента и содержащий тексты четырёх канонических евангелий.

Дионисиат привлекает множество посетителей. Это и паломники, желающие прикоснуться к святыням, и учёные, приезжающие со всего мира поработать в монастырской библиотеке, и туристы, интересующиеся старинной архитектурой и искусством. Монахи обители никому не отказывают в беседе и добром слове. Красноречивая деталь – это единственный из монастырей Афона, в котором посетители могут воспользоваться тёплым душем.

  • Почтовый адрес, индекс – 63087 Дафни Святая Гора Афон
  • Телефон монастыря - (+30) 2377023687
  • Факс - (+30) 2377023686
  • Телефонный центр - (+30) 2377023688
  • Представительство монастыря в Кариесе (Столица Афона) - (+30) 2377023272
  • Представительство монастыря в Салониках -
  • Факс -
  • Престольный праздник – Рождество Иоанна Крестителя, Предтечи Господня
  • Дата основания – 1370-1374 года
  • Иерархическое место – 5/20
  • Монастыри с которыми находятся в управлении в Парламенте Афона –Дионисиат, Зограф, Свято-Пантелеимонов, Констамонит.
  • Общежительный строй монастыря с – 1805 года, Благословение Патриарха Каллиника Ε′
  • Игумен – Священно Архимандрит Пётр (1989)
  • Количество монахов – 45 монастырских, 8 келлиотов
  • Кельи и Кафисмы (отшельнические поселения) принадлежащие монастырю – 8 Келий, 1 Кафисма

История и современность

Дионисиа́т (греч. Μονή Διονυσίου; также Неа Пе́тра - букв. «Новая скала») - один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 5-е место. Находится на юго-западной стороне Афонского полуострова; основан в XIV веке святым преподобным Дионисием из селения Корисос (около Кастории), и назван его именем. Монастырь освящён в честь Рождества Иоанна Крестителя.

Византийский период

Дионисиат расположен на юго-западном побережье и построен на непреступной скале, на высоте 80 м над уровнем моря. Он был основан в середине XIV века преподобным Дионисием. Преподобный монашествовал в окружении учеников в местечке под названием Пальос Продромос, но после явившегося ему видения спустился ближе к морю, чтобы основать монастырь похожий на крепость, способный противостоять набегам пиратов, от которых уже пострадали монастыри Симонопетра и Пантократор. Здесь, на вершине скалы, Дионисий основал обитель под названием Нэа Петра (Новый Камень) около 1362 года. На пожертвования и собственные средства ему удалось построить башню и стены, но он так и не смог завершить строительство монастырского комплекса.

Его брат Феодосий, игумен монастыря Филофей, бал захвачен в плен турками, но после его освобождения удостоился чина митрополита Трапезунды. Дионисий отправился в Трапезунду, и при ходатайстве своего брата был представлен императору Алексею Комнину III (1350-1390). Император сделал щедрое пожертвование и назначил ежегодную субсидию на содержание монастыря. Дионисий, в свою очередь, должен был присвоить монастырю название «Великого Комнина», но и по сей день монастырь известен как Дионисиат.

После своего возвращения Дионисий с новыми силами приступил к строительным работам, заложив здания келий, главного храма и водопровода. В 1378 году ему снова пришлось отправиться в Трапезунду, а когда он вернулся, он обнаружил монастырь, разграбленный турецкими пиратами, более того, все монахи были взяты в плен. Дионисию снова пришлось отправиться в путь, чтобы найти, выкупить монахов и вернуть их в обитель. Во время одной из своих поездок в Трапезунду он скончался, предположительно в 1386 году. На посту игумена Дионисия сменил его преемник Дометий.

Турецкое владычество

Этот монастырь сыграл особую роль в пробуждении интереса правителей стран Дуная к Святой Горе, вследствие своих связей с преподобным Нифоном. Бывший патриарх Нифон, после того как оставил свой трон и удалился от дел в Валахии, обосновался в этом монастыре, как простой, никому не известный монах. Личность его была впоследствии, конечно, раскрыта, а его останки, после смерти переправлены в Валахию. Правители Молдавии также не обделили вниманием Дионисиат и способствовали процветанию обители, благодаря чему со временем она занимает прочное четвертое место в иерархии монастырей Святой Горы. Перепись 1808 года относит к Дионисиату 58 монахов, из которых 46 жили в его стенах.

Наши дни

Монастырь построен на огромной скале, на высоте 80 м над уровнем моря, на юго-западном побережье полуострова. Впечатление крепости от монастырского комплекса усиливается при виде скалистого ландшафта. Громоздкие и тяжёлые здания подступают к величественной башне, находящейся на севере. Войдя в монастырь, путник оказывается на узком дворе, в центре которого расположился главный храм. Вследствие ограниченности территории, крепостная стена, окружающая обитель, перегружена различными пристройками, проходами и галереями. Гостиница монастыря находится в северном крыле монастырского комплекса.

Главный храм, посвящённый Рождению Иоанна Предтечи, был завершён в своём сегодняшнем виде около середины XVI века (1537- 1547) и заменил ранее существовавший храм меньших размеров. Фрески храма принадлежат кисти великого Джорджи. Храм возвышается в самом центре внутреннего двора, украшенный пятью куполами. В отличие от других святогорских храмов, этот храм имеет некую архитектурную особенность: в его восточной части, по обеим сторонам от центральной ниши, образуются два дополнительных помещения, имеющих округлую форму внутри здания и восьмиугольную снаружи; они также украшена куполами.

В правом нефе храма сохранились ктиторские изображения воеводы Петра Рареша и его отпрысков.

Резной деревянный иконостас датируется началом XIX века, но некоторые иконы были созданы гораздо раньше. В другой части храма сохранились иконы предыдущего иконостаса, изображающие Иисуса Христа и Богородицу, а также большой крест.

Монастырь располагает 8 часовнями на своей территории и 6 за ее пределами. Особо стоит отметить купольный храм Богородицы, пристроенный к главному храму. Здесь хранится старейшая икона Богородицы.

Трапезная монастыря не могла быть построена в своем привычном месте, напротив главного входа в храм, поэтому она находится на юго-западе от храма и имеет непривычную форму неправильный буквы Т. Фрески, которыми расписана трапезная, показывают влияние критской школы на иконописцев XVI и XVII века. Врата трапезной украшены барельефами. Галерея, соединяющая трапезную и главный храм, расписана сценами Откровения. Ограниченная территория внутреннего двора не способствовала строительству купели.

Монастырь располагает в семью кельями в Карьесе и на близлежащих территориях. Келья Святого Стефана используется как представительство. Участок, принадлежащий монастырю, под названием Моноксилитис, славится своим вином.

Сегодня в монастыре живут 50 монахов.

Библиотека монастыря содержит 804 рукописи и более 4 000 печатных книг. Самая старая рукопись датируется IX веком (Афонский кодекс Дионисиев).

Путеводитель по монастырю

Вход в монастырь находится в восточном крыле и украшен галереей с куполом и фреской Рождества Честного Иоанна Предтечи 1837 года, перед которой всегда горит лампада. Врата находятся в северном крыле.

Двор небольших размеров и представляет собой в сущности 3 прохода вокруг главного храма обители. Вследствие не крупного масштаба внутреннего двора также отсутствуют купель. При входе справа располагается источник XIX века. В отличие от других источников в монастырях, украшенных в соответствии с традициями восточного искусства, украшение этого источника следует классическим строгим мотивам.

Башня встроена в северное крыло и датируется 1520 годом. Это четырехугольное и четырехэтажное сооружение высотой 24 м. Башня была отреставрирована несколько лет назад и на сегодняшний день здесь располагается библиотека.

В восточном крыле находится колокольня. Это трехэтажное сооружение с встроенными часами с западной стороны - одна из старейших построек всего монастыря. Внизу колокольни располагался старый главный вход в монастырь.

Главный храм обители построен прямо в скале. Это удивительный храм с пятью куполами, выкрашенный в пурпурный цвет и украшенный позолотой. Длина здания 28 м, ширина - 18, а высота до вершины центрального купола составляет 20 м. Храм был построен в период с 1535 по 1547 год и был расписан в этот же период на средства воеводы Петроса Рареса (1527-1528), который изображается на фреске правого нефа вместе со своей семьёй.

Внешний притвор храма выступает над скалой и растянулся на всю ширину главного храма и часовни Богородицы Акафистной. На фресках изображаются 24 икоса (части) акафиста и житие мучеников и святых.

Притвор весь украшен фресками, которые, также как и фрески главного храма, были очищены в 1995 году. Над главным входом в храм изображается сцена под названием Недреманное Око. Изображения Гостеприимство Авраама и Три отрока в пещи огненной символизируют Святую Троицу. Пол притвора, также как главного храма, выложен белыми и чёрными прямоугольными плитками из мрамора конца XIX века.

Крыша притвора поддерживается двумя колоннами. Створки царских врат представляют собой выдающийся пример византийского искусства резьбы по дереву.

Главенствующее изображение Иисуса Христа Вседержителя на центральном куполе окружено изображениями Иерархии Ангелов с Богородицей и Иоанном Предтечей.

На северной стене изображаются 5 святых мучеников. Святые воины изображаются не в доспехах, а в одеяниях знатных вельмож. Эти фрески - работа великого художника Джорджи. Небольшие различия в передаче лиц приводят к выводу, что над фресками работали также и ученики великого живописца из его мастерской.

На правой колонне перед иконостасом находится главная икона монастыря - . Рядом с колонной - искусно выполненный проскинитарий 1707 года. На колонне за троном находится икона " ", спасённая из пожара 1535 года. На этой же колонне находится икона Богородицы работы священнослужителя Иммануила Скордилиса. Напротив, на левой колонне, находится икона Богородицы Животворящий Источник 1669 года.

Отдельного внимания заслуживает светильник внушительных размеров с двадцатью четырьмя лампадами и двумя уровнями святых и ангелов. Конструкция светильника является одной из старейших на Святой Горе и датируется 1600 годом; здесь могут разместиться 72 лампады и 12 маленьких двухсторонних икон.

Резной позолоченный иконостас был создан из дерева в 1796 году, позолота была добавлена позднее в 1803 году. Примечательной особенностью этого иконостаса является искусное украшение растительным орнаментом.

Старый иконостас 1553 года был создан на средства воеводы Александра. На сегодняшний день сохраняются лишь части этого иконостаса, которые были помещены за новым сооружением. Рядом с входом в часовню Богородицы сохранилось также Распятие старого иконостаса. Изображения 12 праздников на иконостасе датируются XVI столетием и относятся к ярким примерам Критской Школы. Новейшие иконы были созданы в XIX веке в период с 1805 по 1818 год.

Икона Собор Архангелов была написана святым мучеником Иосифом Зографом. Крупные иконы Христа и Богородицы датируются XVI веком и происходят из старого иконостаса. Икона Иоанна Предтечи, созданная в начале XVII века, украшена рельефным серебряным нимбом.

В алтарной части располагается икона Божьей Матери Млекопитательницы, происходящая из Румынии, а также чудотворная икона Иоанна Предтечи с полуострова Халкидики. Здесь же в алтарной части находится мощевик Святого Нифона и его посох.

Часовня Богородицы Акафистной пристроена слева от притвора. Это сооружение с одним единым помещением и куполом. Изначальные фрески были покрыты новым слоем изображений в 1890 году. Здесь, в правой части искусного иконостаса находится икона . Икона украшена ризой из серебра с позолотой 1786 года. Эта икона считается самой старой чудотворной иконой Святой Горы, иногда она источает миро. Это бесценное сокровище и особое благословение Божьей Матери монастырю. Считается, что это та самая икона, которую держал в своих руках Патриарх Сергий, шествующий крестным ходом вокруг стен столицы Византийской империи, моля об упокоении душ воинов, защищающих Константинополь от нашествия иноземных захватчиков в 624 году, в то время как император Ираклий отсутствовал в военном походе против персов. Богородица совершила свое чудо, и весь флот врага был потоплен ужасным штормом. На обратной стороне иконы сохранилось изображение передачи образа императором Алексеем третьим Комниным преподобному Дионисию в 1374 году. Икона была выкрана пиратами, но после очередного шторма в море, Богородица явилась предводителю пиратов и выразила свое желание навсегда остаться в монастыре. Тут же образ стал источать миро и устрашенные пираты вернули икону в монастырь, а два из них даже стали монахами. Часовня открыта ежедневно, а по большим праздникам икона переносится в главный храм обители, где устанавливается в особый проскинитарий слева от царских врат.

Над притвором располагаются часовни преподобного Дионисия 1960 года и Архангелов, построенная в тоже время, что и главный храм и расписанная фресками конца XVI начала XVII века. Фрески были созданы монахами иконописцами Меркурием и Германом. В стенах монастыря располагаются также часовни Святых Бессребреников на скале под главным храмом, с фресками XVII века, покрытыми новым слоем изображений XIX столетия румынским иконописцем; Святого Иоанна Богослова с уникальным иконостасом и фресками, датируемыми с XVI по XVII век; Святого Николая в колокольне с фресками XVII века; Святого Иоанна Златоуста 1695 года; Святого Нифона 1783; Святого Георгия 1609 года рядом с предыдущей, с фресками иконописца монаха Даниила; а также Святого Нектария. Рядом с хранилищем икон недавно была создана часовня Святого Никодима Святогорца, в иконостасе которой можно разглядеть детали XV века, а также икону Иисуса Христа с архангелами XV века и икону Богородицы, периода правления Палеологов.

Храм на кладбище посвящен Всем Святым и находится левее монастыря на тропе ведущей в монастырь Святого Павла. Храм датируется, вероятно, эпохой основания самого монастыря. Это небольшой храм без притвора, украшенный фресками 1627 года. Большинство сцен относится к жизни Богородицы, поэтому, вероятно, храм изначально был посвящен именно Божьей Матери. Костница обители находится под храмом. Южнее храма расположилась могила Святого Нифона со сценой его успения.

Трапезная монастыря находится в южном крыле, напротив главного храма обители. Очертание трапезной напоминают букву Т. Часть трапезной, параллельная главному храму, является самой старой. Фрески изображают сцены Евангелия и сцены из жизни Иоанна Предтечи. Также изображается Второе Пришествие и святые Дионисий и Нифон. Южная часть трапезной была пристроена позднее, в 1568 году на средства Александра Лепушнина и Роксандры. Эта часть также украшена фресками и завершается конхой, где изображается Тайная вечеря. На восточной стене изображаются Иерархи в монашеских одеяниях, а на противоположной стене - святые мученики сентября и октября. На этой же стене находятся два больших изображения 1603 года: Собор небесных сил бесплотных, Падение светоносного ангела и Небесная лестница. У Западный колонны находится амвон, созданный в 1727 году, украшенный растительным мотивом.

Перед трапезной находится крытый проход с украшенной деревянной крышей, ведущий до притвора главного храма. Проход украшен фресками XVI века, изображающими Доброго самаритянина, Апостола Павла, Моисея на горе Синай, Даниила в клетке со львами, а также успение преподобного Ефрема. Здесь же изображается 21 сцена Апокалипсиса, что является древнейшим законченным циклом изображений этой темы на всём Востоке. Поражает смелость в изображении и передаче такого чувства, как ужас. Многие считают эти сцены пророческими, замечая на этих фресках, также как на соответствующих изображениях монастыря , современные события, как, например, последствия ядерного взрыва, форму гриба. На 8 сцене существует изображение с архангелами в полный рост. Именно здесь остановился излеченный архангелами племянник великого героя балканских войн, Душмана, бывший одержимым демоном в 1913 году.

Богатству фресок не уступает коллекция переносных икон, рукописей и других реликвий. В хранилище икон, которое располагается над трапезной, сохраняются многие переносные иконы периода с XIV по XIX век. Многие из них являются работами иконописцев монастыря Даниила и Меркурия, начала XVII века. Особого внимания заслуживает двухсторонняя икона XIV века, изображающая императора Алексея III Комнина, которого благословляет сам Христос, в то время, как император держит в своей руке макет храма вместе с Иоанном Предтечей. На обратной стороне изображаются четыре святых Трапезунды.

В монастыре одна из самых богатых библиотек на Святой Горе. В конце XVI начале XVII века здесь, в обители, действовала мастерская переписи рукописей scriptorium. Здесь хранятся около 1100 рукописей, свитков и кодексов. Особой известностью пользуется императорское Евангелие, кодекс 587, одиннадцатого столетия с восьмьюдесятью миниатюрами. Обложка украшена серебром с позолотой и изображениями. Всего в библиотеке хранится около 10000 книг.

В ризнице хранятся небывалые сокровища: вышитые золотой нитью одеяния священников, а также крест, подаренный монастырю Еленой Палеолог, матерью Константина Палеолога, ставшей монахиней в 1448 году, взявшей имя Ипомони (Терпение). Здесь же хранится небольшое изображение распятия, датируемое X веком, выполненное на пластине из слоновой кости. Это удивительный пример великого искусства византийской миниатюры. Стоит обратить внимание также на резную деревянную обложку рукописи XIII века с изображением церковных праздников, пророков и апостолов, где в общей сложности изображаются 270 лиц.

Частицы Мощей

Величайшей святыней монастыря является правая рука Иоанна Крестителя и Предтечи Господня, которую он возлагал на голову Спасителя во время крещения в реке Иордан Иисуса Христа. Частица Пояса Пресвятой Богородицы которую монахи Дионисиатского монастыря обменялись с монастырём Ватопед в замен отдав палец правой руки Иоанна Крестителя.

Мощевик в виде Храма где храниться мощи Святого Нифона (1515 год), размер мощевика (42Х30Х42 см. тяжесть 20 кг), сделан из серебра, золота и эмали. Подарок воеводы Неагое Басараб (1512-21), превосходная работа трансильванского искусства, является маленькой копией Храма построенного воеводой в честь Святого Нифона в Монастыре Кортя Деаргес недалеко от Бухареста. В этом Храме храниться Честная Глава Святого и правая рука.

В искусно сделанном серебряном мощевике находится Миро Великомученика Димитрия, правая рука Святой Матроны Хиополитисы и самый маленький бумажный хирограф Псалтири на Святой Горе Афон размеры которого (8Х5,5 см.)

В 1768 году пиратами была украдена честная Глава Иоанна Крестителя в то время когда монахи монастыря перевозили мощи на подворье монастыря Дионисиат в Святого Евстратия. Сегодня Честная Глава Святого находиться на почетном месте в мечете в Дамаске, Сирия.

Также хранятся Честные Главы Мученицы Девы Кириаки (Воскресенье), Святой Фомаиды Целомудренной, Григория Епископа Акрагандинского, Петра Священномученика, Великомученика Меркурия, Святой Царицы Феофании.

Также частицы мощей Святых Василия, Афанасия, Григория Богослова, Феодора Стратилата, Георгия Победоносца, Неофита Еглистского, Филофея Дионисиатского, Дионисия Ареопагита, Якова Брата Божиего, Григория Паламы, Якова Перса, Стефана Первомученника и Архидиакона, Трифона, Никиты, Артемия, Арефа. Новомученников (пострадавшие после падения Константинополя 1453, при туркократии) Георгия Иоаннинского, Феодора Византийца, Геннадия Дионисиатского, Димитрия Триполитсиотского, Полидора, Афанасия Солунского.

Каждый афонский монастырь имеет свою неповторимую историю, традиции и культуру. Но Дионисиат отличается от других монастырей Святой Горы особенными уникальными чертами. Мы собрали интересные факты об этом монастыре, а также изображения фресок Дионисиата XVI века – периода его наибольшего расцвета.

Монастырь Дионисиат с 1535 года благодаря особому Божьему заступничеству не пострадал от пожаров, которые часто случались в афонских обителях.

Монастырь посвящен строгому (в аскетическом плане) святому - Иоанну Предтече, и известен своим строжайшим монастырским уставом, который стал образцом для других афонских обителей.

Как известно, Господь Сам благословил основание Дионисиата, показав преподобному Дионисию столп света на месте будущего монастыря.

Масштабное строительство монастырских зданий началось после падения в 1453 году Константинополя.

Благодетелями Дионисиата были правители Молдавии и Валахии. Нягое Басараб в 1520 году построил монастырскую башню, а также каменный водопровод. Кроме того, он подарил Дионисиату величайшую святыню христианского мира – главу Иоанна Предтечи. Еще один молдавский правитель Петр Рареш построил монастырские здания восточной части Дионисиата. В 1568 году молдавский властитель Богдан ІV выкупил у турецкого султана Селима ІІ земли для монастыря.

В этот же период два брата Лазарь и Бойос достроили семиэтажное здание со складами, мастерскими и келиями. Еще два брата Мануил и Фома в ХVІ веке построили монастырскую пристань.

Интересно также и то, что Дионисиат в 1574 году стал пятым по своей важности монастырем Святой Горы Афон. Он выкупил у монастыря Ксиропотам его полномочия и стал пятым в списке монастырем Святой Горы Афон.

Дионисиат раз в пять лет председательствует в Священной эпистасии.

Главный собор Дионисиата расписан в XVI веке Зорзисом Фукой. Среди фресок монастыря можно увидеть иллюстрации сюжетов Откровения Иоанна Богослова, а также редчайшие изображения из житий православных святых.