Презентация по русскому языку «Сложные и сложносокращенные слова. Презентация на тему "Сложносокращённые слова" Презентация на тему сложносокращенные слова

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сложносокращённые слова, образование и правописание.

1: извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать информацию из одной формы в другую, сравнивать, классифицировать, делать выводы. 2: договариваться и приходить к совместному решению в группе (паре), оказывать необходимую помощь и осуществлять контроль. 3: устанавливать способы образования слов Цели учеников:

Цели для учителя: Обучающая: ознакомить учащихся со сложными и сложносокращенными словами; научить образовывать сложные слова из данных корней; формировать навыки правильного употребления сложносокращенных слов в речи; Развивающая: развивать речевую, мыслительную деятельность; умение рассуждать и применять данные правила. Воспитательная: Воспитывать познавательную активность, толерантность; содействовать развитию интереса к изучению языка как науки; обогащение, уточнение и активизация словарного запаса, совершенствование памяти и логического мышления; развитие и коррекция связной речи.

Далеко в лесу огромном, возле синих рек, жил с детьми в избушке темной бедный дровосек.

детсад, универмаг, главврач, ГАИ, ООН, ДК, ВВС, РФ, ОБЖ, медпункт

Как образуются данные слова: физкультура, детсад

Обозначьте корни. Расшифруйте слова. турпоход = химчистка = зарплата = запчасть =

МЧС, МИД, ГЭС, ЧП, ГАИ, ООН, ДК, ВВС, РФ, ОБЖ, МХАТ

Как образуются данные слова:

Расшифруйте аббревиатуры: ЧП, ГАИ, ВВС

юные редакторы

Соотнесите аббревиатуры и прилагательные. ПТУ ИЗВЕСТНАЯ ООН ИЗВЕСТНЫЙ ТЮЗ ИЗВЕСТНОЕ

(показать) ТЮЗ ………………. новый спектакль. (начать) ГЭС ………………. вырабатывать электрическую энергию.

Домашнее задание: § 34 Упр. 174

Аббревиатуры. При соединении основ без соединительных гласных образуются сложносокращённые слова - аббревиатуры (от лат. abbreviare - сокращённо излагать). Аббревиатуры значительно сокращают длинные названия, и тем они удобны, но не всегда новые слова оказываются легкими для произношения, а их смысл понятным. Аббревиатуры, как правило, недолго сохраняются в языке. Аббревиация – достаточно новый, но распространенный и продуктивный способ словообразования во многих языках мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема: "Сложносокращенные слова"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС для учебника под редакцией Т.А. Ладыженской и др. Урок был проведен в кадетском классе, материал к уроку подобран с учетом специфики класса....

Цель:

  • ознакомить учащихся со сложными и сложносокращенными словами;
  • развивать речевую, мыслительную деятельность;
  • научить образовывать сложные слова из данных корней;
  • находить корни; формировать навыки правильного написания слов с соединительными гласными о или е;
  • формировать навыки правильного употребления сложносокращенных слов в речи;
  • воспитывать интерес к предмету; обогащение, уточнение и активизация словарного запаса, совершенствование памяти и логического мышления; развитие и коррекция связной речи.

Оборудование:

  • эмблемы,
  • карточка со скороговоркой,
  • таблица "Образование сложносокращенных слов".

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение домашнего задания.

Письмо по памяти (упр.43, стр.32)

Стала ель в лесу заметней,
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.

3. Грамматическая разминка.

Найдите слово в слове.

Гроза Газета Градусник
Роза газ таз град друг
Газ гора агат ус дар суд
Дуга сани
Гуси

4. Изучение нового материала.

Тема: Сложные и сложносокращенные слова.

За многовековую историю человечество накопило великое множество общепринятых знаков - эмблем. Так, например, пчела означает трудолюбие, подкова - счастье, зеркало - правду, лев - могущество, весы - правосудие, пять разноцветных колец - это всем известная эмблема олимпийских игр. А кто - нибудь из вас догадается, что означает эти эмблемы?

  • Птицеводство
  • Целеустремленность
  • Земледелие
  • Милосердие

Как вы думаете, какие это слова?

Это сложные слова. Они образуются путем сложения двух корней.

5. Физкультминутка.

6. Закрепление изученного материала.

  1. Машина для перевоза молока (молоковоз)
  2. Машина, которая приводит в порядок газоны, аккуратно подкашивая траву (газонокосилка)
  3. Этот глаз особый глаз быстро взглянет он на вас и появится на свет самый тонный ваш портрет (фотоаппарат)

7. Ребята мы уже знаем несколько способов образования слов: с помощью приставок, суффиксов, путем присоединения двух корней. Но есть еще один способ. Он называется сложносокращенным. В этом случае соединяются несколько слов, но не целиком, а частями (в сокращении).

Сложносокращенное слово может быть образованно:

  • из начальных частей слов: заведующий хозяйством - завхоз;
  • из начальной части первого слова и целого слова: сберегательная книжка;
  • из названий первых букв каждого слова: профессионально-техническое училище - ПТУ (пэтэу);
  • из начальных звуков каждого слова: высшее учебное заведение - вуз.

Такие слова удобны своей краткостью, но часто бывают непонятны. Их приходится расшифровывать.

8. Работа по учебнику. (упр. 55, стр. 41).

9. Работа со скороговоркой.

Водолаз воз воду из водопровода.

10. Итог урока.

Д/з. упр. 58.

В каких словах частица НЕ с деепричастием пишется раздельно. При каких условиях обособляется деепричастный оборот. Раскинув крылья, ястребы парили в воздухе. Среди указанных слов найдите деепричастие. Деепричастие с зависимыми от него словами. На какие вопросы отвечает деепричастие. Отметьте строчку, в которой указаны суффиксы деепричастия. Что обозначает деепричастие. Найдите предложение с одиночным деепричастием.

«Форма повелительного наклонения» - Ярмарочные балаганы. Глаголы. Проверьте задание. Колокольный ряд. Коробейники. Ярмарка. Ярмарка в Нижнем Новгороде. Купцы едут на ярмарку. Зима. Едут и идут на ярмарку в Нижнем Новгороде. Конкурс знатоков. Многое можно увидеть и услышать на ярмарке. Лавки с товаром. Суффикс и окончание. Закрепление знаний о глаголах. Наклонения. Конкурс «Собери пословицу». Платки. К первой части пословицы дописать вторую часть.

«Какие признаки у глагола» - Зорька красная. Возвратные глаголы. Общее грамматическое значение. Повелительное наклонение. Лицо и число глагола. Глаголы. Спряжение глаголов. Виды глагола. Синтаксические признаки. Морфологические признаки. Наклонение глагола. Окончания. Понятие о глаголе. Глагол. Наклонение. Дети. Значение. Условное наклонение. Синтаксические признаки глагола. Признаки глагола. Времена глагола. Инфинитив. Исключение.

«Упражнения по глаголу» - Правописание. Настоящей зимы остается ждать недолго. Информация. Все покрыто белым покрывалом. Лужи. Средство речевой выразительности. На улице все покрыто белым покрывалом. Ветер. Номер односоставного безличного предложения. Прочитайте текст. Запишите слово. Рассуждение с элементами описания. Знаки препинания. Переходный глагол. Синоним. Подбор красочных сочетаний. Лужи ледком прихватывает. Пусто в огороде.

«Виды местоимений» - Местоимение как часть. Определительные местоимения. Приставка. Притяжательные местоимения. Морфологический разбор местоимения. Возвратное местоимение. Форма вежливого обращения. Неопределённые местоимения. Местоимения изменяются по падежам. Указательные местоимения. Вопросительные местоимения. Местоимения. Отрицательные местоимения. Неопределённые местоимения с приставкой. Личные местоимения. Относительные местоимения.

«Написание суффиксов» - Синтаксическая разминка. Такие разные суффиксы. Проверьте. Орфоэпическая разминка. Организационный момент. Чем данные учебники принципиально отличаются от традиционных учебников. -Тель-, -ник-, -ова-, -арь-. Введение в тему. Цели и задачи нового курса русского языка. Фонетическая разминка. Учебники нового типа. Цели урока. Найдите слово, образованное суффиксальным способом. Работа с «крупноблочными» суффиксами.

Презентация на тему "Сложносокращённые слова" по русскому языку в формате powerpoint. В данной презентации для школьников 5 класса дается понятие сложносокращенных слов, рассказывается, как они появились и как их правильно использовать в предложении. Автор презентации: Кузнецова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы.

Фрагменты из презентации

Орфографическая разминка

  • Пр..усадебный, пр..крикнуть, бессильный, приземлился, здесь,
  • беззвучный, сгладить, разгрузить,
  • премудрый, придвинуть, рассортировать, землетрясение.

Закончи фразу… (устно)

  • Сложными называются слова…
  • Они образуются в результате …
  • При образовании сложных слов чаще используются …

Образуйте сложные существительные,обозначьте в них корни и подчеркните соединительные гласные о и е. :

  • море - ходить
  • кость - править
  • труба - чистить
  • сталь - варить
  • сам - сваливать
  • воздух - плавать
  • кофе - молоть
  • полк - водить

Сравните. Чем отличаются слова первого столбика от слов второго?

  • Светомузыка
  • Землекоп
  • Бензобак
  • Овощехранилище
  • Снегопад
  • Завхоз
  • Медсестра
  • Спорттовары
  • Завуч

Объясните, почему сложносокращённые слова получили такое название?

Эти слова одновременно являются и сложными(т.к. состоят из нескольких основ), и сокращёнными (т.к. эти основы использованы в усечённом виде)

Определение

Сложносокращённые слова (или аббревиатуры) – это слова, образованные путём сложения сокращённых основ.

Знаете ли вы, что…

…сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До событий 1917 г. в устной речи они почти не использовались. В1920-х гг. в советской республике появляется множество сложносокращенных слов типа "местком”, "Моссовет”, "ЧК”, "ЦК”, " "ВЦИК” и т. п.