Спасение васютки чудо или закономерность. "Васюткино озеро"

краткое содержание других презентаций

«Биография Виктора Астафьева» - Виктор Петрович Астафьев. Последний поклон. Кража. Фронт. Детский дом в Игарке. Пастух и пастушка. Васюткино озеро. Редкий душевный талант. Высший сан на Земле. Царь-рыба.

«В.Астафьев» - Так вот и получилось «Васюткино озеро» – мой первый рассказ для детей». Я всегда и всюду много читал, и читал порой в ущерб учёбе… Рождён в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка. Музей повести «Последний поклон» – дом бабушки Екатерины. В.П.Астафьев, М.С.Астафьева с внучкой. «Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна. Осенью 1942 года Виктор Петрович ушёл на фронт. Астафьев не дожил до своего 80-летия.

«Астафьев «Васюткино озеро»» - Как в лесу без компаса определить стороны горизонта. Разговор Васютки с белкой. Давайте найдем и запишем в таблицу цветообразы, звукообразы. Природа – друг или враг. Чему учится Васютка, проходя через испытания. Эпитеты – красочные определения. Главный герой рассказа В.П.Астафьева. Что произошло с Васюткой в тайге. Дом В.П. Астафьева. Путешествие по тайге. Эпитеты-синонимы. Васютка вскинул ружье и выстрелил в воздух.

«Биография Астафьева» - Астафьев Виктор Петрович. Царь-рыба. Фотография. Как начиналась жизнь. Русский писатель. Темы правдоискательства, добра и любви. Книги рассказов для детей. Повесть. Поздняя известность. Жизненные пласты. Особенности произведений. Понятие жизни. Телесная природа.

«Краткая биография Астафьева» - Лад и разлад. «Дом моего детства», куда неизменно устремлялась душа писателя. С апреля 1957 года Астафьев - спецкор Пермского областного радио. В 1980 г. В.П. Астафьев вернулся на родину. Автобиографическая проза. Литературные встречи в русской провинции. Жизненный путь. Овсянка. Человек и хаос войны. Астафьев. Литературное творчество. В.П. Астафьев. 1 сентября 1975 г. в Овсянке была открыта библиотека.

«Книги Астафьева» - Детские книги В.П. Астафьева. Страстный призыв. Сад, умещающийся в кармане. Писатель «деревенской прозы». Причина. Законы природы. Дети. Истина. Живая вода. Слова. Законы Тайги. Культурное наследие русского народа. Все люди разные. Книги Астафьева. Виктор Петрович. Книга. Жизнь человека не прекращается. Читатель. Окружающий мир.

Урок литературы по теме

"Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты"

(по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро")

Жигмитова Дарима Жамбалдоржиевна, учитель русского языка и литературы

ЦЕЛЬ : пробудить интерес к анализу художественного текста

Задачи :

Образовательные :

    проанализировать произведение В.П. Астафьева «Васюткино озеро»;

    помочь осознать смысл заголовка, главную мысль произведения;

    учить находить проблемы произведения, поставленные автором;

    уметь работать со словарем.

Развивающие:

    развивать умение слушать, сравнивать и выделять главное;

    развивать навыки анализа текста художественного произведения;

    развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;

    развивать монологическую речь учащихся.

Воспитывающие:

    формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле.

    добросовестного отношения к своим обязанностям, положительного отношения к знаниям, воспитание дисциплины

Тип учебного занятия – урок- размышление, интегрированный.

Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, исследовательский.

Форма обучения : фронтальная, групповая, индивидуальная

Средства обучения : текст произведения, проекционное оборудование, компьютер.

Оборудование:

    Портрет В.П.Астафьева, иллюстрации

    Текст рассказа “Васюткино озеро”

    Видеофильм “Таинственный лес”

    Презентация “В.П.Астафьев”

    Раздаточный материал: сигнальные карточки, стикеры- смайлы, стикеры- рыбки

    Рисунки учащихся

    Аудиозапись «Звуки леса»

    Предварительная подготовка: самостоятельно прочитать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»; индивидуальные задания: чтение наизусть отрывка начала произведения, чтение наизусть «Паук и его жертва», «Тайга, тайга»»

Ход урока

Эпиграф урока: «Природа- не только источник жизни.

Она и воспитатель души»

В.П.Астафьев

I . Организационный момент (Самоопределение)

Учитель приветствует ребят, настраивает на рабочий лад.

Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших гостей! Садитесь! Надеюсь, что на уроке вы будете активно и с интересом работать.

Посмотрите в окно, что мы видим? Голубое небо, яркое солнце, земля пробудилась. Ребята, на ваших партах лежат веселый и грустный стикеры- смайлы. Выберите смайлик, соответствующий вашему сегодняшнему настроению. А теперь, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Молодцы. Спасибо.

II . Актуализация знаний, побуждение интереса к теме

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

    Она величественна и похожа на океан.

    Она щедра и сурова.

    Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

    Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

    Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

Вторая часть “ребуса”:

    Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.

    Он беззащитный и в то же время сильный.

    Он сын и одновременно хозяин.

    Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.

    Он совершает ошибку и исправляет ее.

Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро” Васютка.

Как вы думаете, как эти два слова взаимосвязаны? ( Речь идет о главном герое Васютке, который заблудился в тайге . Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание).

- Да, действительно, маленькая песчинка легко теряется в океане , а человек в тайге.

- Понравился ли вам рассказ?

- Кто герои рассказа? (Васютка- мальчик, 13 лет; мать Анна; отец Григорий Афанасьевич Шадрин- бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий; дядя Коляд а - старшина рыбосборочного бота).

Зачем Васютка отправился в тайгу? (Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил).

- Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Но не только самообладание помогло герою выжить. Что же еще? (Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы).

- Ребята, а известны ли вам такие случаи? Может быть подобное произошло с вами или вашими знакомыми? (дети рассказывают свои истории из жизни)

Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока.

    Природа – друг или враг?

    Спасение Васютки – чудо или закономерность?

    Какие уроки дает природа герою и нам?

Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: “Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты” (слайд___) Запишите число и тему урока

1. Сообщение учащегося . В.П.Астафьев – писатель со сложной, но интересной судьбой. Гибель родителей, детский дом, война, душевные раны – все это было в его жизни. Но было и другое - то, что давало ощущение радости и полноты жизни. Это - творчество и целительная сила природы, которая сопровождала его на протяжении всей жизни. Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере, но кончилось детство, и он оказался в детдоме. Но ему хотелось рассказать об озере, “открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать …каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть” . И это озеро стало для писателя своеобразной путеводной звездой, он открыл его для читателя, чтобы каждый из нас, как и главный герой, через озеро смог понять себя, приобрести жизненную мудрость и стать добрее. ( Чтение учителем отрывка из текста).

« Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашел его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озера уже известны и что у каждого есть свое название. Много еще, очень много в нашей стране безымянных озер и речек, потому что велика наша Родина и, сколько по ней ни броди, все будешь находить что-нибудь новое, интересное.»

Обратимся к эпиграфу урока. В.П.Астафьев писал: «Природа - не только источник жизни. Она и воспитатель души». Как вы понимаете его слова? (Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только смелости и силы, но и многих практических знаний и умений).

Как вы думаете кто же был учителем Васютки?

Природа (слайд, карточка)

2. Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.

Природа - учитель и друг.

Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг…” (Сюнь-цзы)

Беседа по вопросам:

    Какие ловушки устраивает природа? Эпизод с глухарем

    В какой момент Васютка понял, что заблудился? Ответы учащихся

Чтение учеником отрывка наизусть «Паук и его жертва». Кто желает прочитать отрывок?

В лесу сделалось совсем тихо. Васютка остановился и долго стоял прислушиваясь. Тук-тук-тук, тук-тук, – билось сердце. Потом напряженный до предела слух Васютки уловил какой-то странный звук. Где-то слышалось жужжание. Вот оно замерло и через секунду снова донеслось, как гудение далекого самолета. Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птички. Опытный охотник – паук растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет – убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушку бросил. Попалась в нее сытая, крупная муха-плевок и бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!

- «Васютка ещё не знал, что страшное в жизни часто начинается очень просто»

Прослеживаем мысленное сравнение:

Муха- пленница паука; мальчик- пленник… леса

Чему учится Васютка, проходя через испытания?

Какие подсказки дает природа мальчику?

Можно ли назвать Васютку жертвой тайги?

Итак, природа в рассказе многогранна: она, как змей-искуситель, соблазняет, запутывает следы, но в то же время дает подсказки, оставляет знаки. В книге П а уло Ко э льо

(бразильский поэт и прозаик) “Алхимик” сказано: “Ты найдешь туда путь по тем знакам, которыми Господь отмечает путь каждого в этом мире. Надо только суметь прочесть то, что написано для тебя”.

3. Природа – открытая книга (слайды 4-5-й)

Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)

Почему тайга стала для Васютки открытой книгой? Что помогло ему познать законы природы?

А сейчас, ребята, проведем викторину и посмотрим, внимательно ли вы читали рассказ и знаете ли ответы на вопросы, которые спрятаны в мудрой книге природы?

1. Как в лесу без компаса определить стороны горизонта? («почти голая сосна у ели - значит - север, а где ветвей больше - юг»)

2. Что свидетельствует о близости реки в тайге? («…трава стала попадаться чаще…растёт обычно вдоль больших водоёмов»)

3. Что предвещает вечером смену погоды? (…облака над головой были редкие…делались гуще, и наконец голубые проёмы исчезли совсем, облака спрессованной ватой ложились на тайгу»)

4. В чем особенность эха в лесу? («…голос его пролетел немного над тайгой и упал невесомо-кедровой шишкой на мох.»)

5. Как сберечь в тайге припасы от грызунов? («сложил остатки еды в мешок, подвесил его на сук»)

Книга не только дает знания, но и учит переоценке ценностей: Васютка по достоинству оценил мудрость деда и те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.

4. Природа – мать, кормилица

Тайга, наша кормилица, хлипких не любит”- вспомнились ему слова отца и деда. И стал он припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников».

Итак, надо себя взять в руки:

1. Что сделал Васютка первым делом, оказавшись один на один в тайге? (Развести огонь- собрать сухие ветки, мох- запастись на ночь дровами- хоть хочется плакать, но надо приготовить еду- поужинав убрать все в мешок и повесить на сук).

2. Какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своем пути?

    Пробираться через сухой валежник;

    «почувствовал, что кто-то к нему крадется… корень выворотень»;

    Ночлег под пихтой во время дождя, там съедена последняя краюха хлеба.

3. В чем увидел свое спасенье? (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”).

4. Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? (Много рыбы. “В озере – белая рыба!”)

5. Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге?

Чувство радости, восторга. Докажите словами текста. С. 35.

6. Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот?

(Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)

Вывод: Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива. Сам В.П.Астафьев говорил когда-то о природе такие слова: “ Землю свою люблю и не перестаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте…Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года – я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой” .

Задание: сортировка продуктов – кладовая природы, забота матери.

Что дала мать Васютке перед дорогой, и каковы были её напутственные слова?

(Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. «Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать»)

Каков старинный порядок у таёжников, охотников? (Старинный порядок: идешь в лес- бери еду, бери спички)

Как вы поняли слова « природа – мать, кормилица? Чем она его накормила? (Орехи, глухарь, утки, красная смородина)

Вывод: Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого. Человек, оказавшийся в безысходной ситуации, невольно, на уровне подсознания, обращается за помощью не только к матери, но и к Богу.

5. Природа – величественный храм.

И какой же увидел тайгу Васютка, забравшись на высокое дерево?

1. Чтение учеником отрывка наизусть

Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным, темным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проемы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них.

Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней. О чем он разговаривает с белкой? Ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует ее состояние. Через природу он пытается подать весточку родным, очищается и даже исповедуется.

Да и красота природы подобна великолепию храма.

2. Работа по группам

Интересен и богат язык произведения . Что это? Узнайте по эпитетам, о чем говорится:

1 группа

    неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый (лес);

    молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая (тайга);

2 группа

    небольшое, унылое, подёрнутое ряской (озеро);

    молочный, клейкий, неподвижный (озеро);

3 группа

    далёкие, таинственные, мерцающие (звезды);

    раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая (река).

Встречаются в рассказе сравнения. Найдите сравнеия :

1 группа

    в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”;

    густая, как смоль, темень начала редеть”;

    с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;

2 группа

    на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”;

    показался маленький, похожий на ноготок, месяц”;

3 группа

    будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”;

    середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”;

    где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером”.

Вывод: Итак, природа научила Васютку ценить своих близких, не поддаваться соблазнам и гордыне, помогла увидеть красоту окружающего мира. “Леса учат человека понимать прекрасное” ,- писал А.П.Чехов.

6. Природа – зеркало души (Слайд 8-й)

Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П.Астафьеву постепенно. Ведь его учителем была не только природа, но и великая русская литература. М.М.Пришвин в “Кладовой солнца” так говорил о “зеркале” природы, в котором отражается человек: “ Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь – весь-то человек, большой, прекрасный…из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со своей природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки”.

Задание: работа в группах

    Васюткино озеро – “озеро надежды ”? Примерный ответ. (Изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет нас лучше узнать о своем крае. Именно это озеро явилось подсказкой Васютке о близости Енисея: 1) он увидел скопление белой рыбы, 2) вынесенное по течению тушка утки).

    Почему озеро называется Васюткино? Только ли потому, что его нашел наш герой ? (Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка- проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Именно здесь, на озере Васютки, бригада папы долгое время добывала рыбу).

    Почему отражение в Енисее удивило Васютку? ( Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за пять неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя. На него смотрел повзрослевший Васютка. Не прежний.).

Вывод: Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.

III . Обобщение

Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях? Давайте вернемся к эпиграфу урока: «Природа- не только источник жизни. Она воспитатель души». Ответы учащихся

- О чем этот рассказ? Чему он нас научил? (Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор. Васютка смог прочитать “книгу тайги”.

- Что значит «читать»? ( Он жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты).

- Чему можно научиться у Васютки? (Герой- наблюдательный и способный к размышлению, потому что он берет знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни. У него можно поучиться смелости, знанию законов тайги, мужеству, терпению, упорству).

Вывод: Природа не только мудрый наставник, учитель, друг, но и судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

IV / Словарная работа. Значение имени Васютка. (Имя Василий имеет греческие корни. Это имя означает «царственный», «царский», а также переводят как «царь, властелин». Василий - человек, тонко чувствующий природу) .

Вы знаете, ребята, что по приказу президента Российской Федерации В.В. Путина этот год объявлен Годом Экологии. В этом году мы должны максимально полезного сделать для природы.

Словарная работа

Эколо́гия (рус. дореф. ойкологія) (от др.-греч. οἶκος - обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος - понятие, учение, наука) - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

V . Рефлексия (9 слайд)

    Этот рассказ заставил меня задуматься над тем, что…

    Сегодня я понял(-а) главное…

    Этот рассказ научил меня…

VI . Задание на дом:

Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения. Вам предлагается написать сочинение-миниатюру на тему: «Над чем заставляет поразмышлять рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро»?

Заключительное слово учителя

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты
Ты в сердце сохранишь навеки,
И озеро, как символ чистоты,
Тебе откроется, пусть на изломе лета.
Увидишь в струях чистого ручья
Природы первозданной отраженье,
И собственная грешная душа
Почувствует истоки очищенья.
Вольется в сердце неба синева,
И звезд на небе тихое мерцание,
И щебет птиц, и росная трава -

Васюткиного озера сияние!

VII . Оценивание учащихся

Спасибо, ребята, за урок! Все молодцы. Вы заслужили самые лучшие оценки.


Урок литературы по теме
"Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты"
(по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро")
Жигмитова Дарима Жамбалдоржиевна, учитель русского языка и литературы
ЦЕЛЬ: пробудить интерес к анализу художественного текста
Задачи:
Образовательные:
проанализировать произведение В.П. Астафьева «Васюткино озеро»;
помочь осознать смысл заголовка, главную мысль произведения;
учить находить проблемы произведения, поставленные автором;
уметь работать со словарем.
Развивающие:
развивать умение слушать, сравнивать и выделять главное;
развивать навыки анализа текста художественного произведения;
развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;
развивать монологическую речь учащихся.
Воспитывающие:
формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле.
добросовестного отношения к своим обязанностям, положительного отношения к знаниям, воспитание дисциплины
Тип учебного занятия – урок- размышление, интегрированный.
Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, исследовательский.
Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная
Средства обучения: текст произведения, проекционное оборудование, компьютер.
Оборудование:
Портрет В.П.Астафьева, иллюстрации
Текст рассказа “Васюткино озеро”
Видеофильм “Таинственный лес”
Презентация “В.П.Астафьев”
Раздаточный материал: сигнальные карточки, стикеры- смайлы, стикеры- рыбки
Рисунки учащихся
Аудиозапись «Звуки леса»
Предварительная подготовка: самостоятельно прочитать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»; индивидуальные задания: чтение наизусть отрывка начала произведения, чтение наизусть «Паук и его жертва», «Тайга, тайга»»
Ход урока
Эпиграф урока: «Природа- не только источник жизни.
Она и воспитатель души»
В.П.Астафьев
I. Организационный момент (Самоопределение)
Учитель приветствует ребят, настраивает на рабочий лад.
- Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших гостей! Садитесь! Надеюсь, что на уроке вы будете активно и с интересом работать.
- Посмотрите в окно, что мы видим? Голубое небо, яркое солнце, земля пробудилась. Ребята, на ваших партах лежат веселый и грустный стикеры- смайлы. Выберите смайлик, соответствующий вашему сегодняшнему настроению. А теперь, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Молодцы. Спасибо.
II. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме
- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.
Она величественна и похожа на океан.
Она щедра и сурова.
Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.
- Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)
Вторая часть “ребуса”:
Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
Он беззащитный и в то же время сильный.
Он сын и одновременно хозяин.
Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
Он совершает ошибку и исправляет ее.
Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро” Васютка.
- Как вы думаете, как эти два слова взаимосвязаны? (Речь идет о главном герое Васютке, который заблудился в тайге. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание). - Да, действительно, маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге.
- Понравился ли вам рассказ?
- Кто герои рассказа? (Васютка- мальчик, 13 лет; мать Анна; отец Григорий Афанасьевич Шадрин- бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий; дядя Коляда- старшина рыбосборочного бота).
- Зачем Васютка отправился в тайгу? (Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил). - Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Но не только самообладание помогло герою выжить. Что же еще? (Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы).
- Ребята, а известны ли вам такие случаи? Может быть подобное произошло с вами или вашими знакомыми? (дети рассказывают свои истории из жизни)
- Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока.
Природа – друг или враг?
Спасение Васютки – чудо или закономерность?
Какие уроки дает природа герою и нам?
Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: “Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты” (слайд___) Запишите число и тему урока
1. Сообщение учащегося. В.П.Астафьев – писатель со сложной, но интересной судьбой. Гибель родителей, детский дом, война, душевные раны – все это было в его жизни. Но было и другое - то, что давало ощущение радости и полноты жизни. Это - творчество и целительная сила природы, которая сопровождала его на протяжении всей жизни. Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере, но кончилось детство, и он оказался в детдоме. Но ему хотелось рассказать об озере, “открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать …каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть”. И это озеро стало для писателя своеобразной путеводной звездой, он открыл его для читателя, чтобы каждый из нас, как и главный герой, через озеро смог понять себя, приобрести жизненную мудрость и стать добрее. (Чтение учителем отрывка из текста).
« Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашел его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озера уже известны и что у каждого есть свое название. Много еще, очень много в нашей стране безымянных озер и речек, потому что велика наша Родина и, сколько по ней ни броди, все будешь находить что-нибудь новое, интересное.»
- Какое отношение автора складывается о Васютке из этого отрывка? Уважение? Почему Васютка вызывает уважение? (Потому что он находчивый, сообразительный, не пренебрегает советами взрослых).
- Обратимся к эпиграфу урока. В.П.Астафьев писал: «Природа - не только источник жизни. Она и воспитатель души». Как вы понимаете его слова? (Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только смелости и силы, но и многих практических знаний и умений).
- Как вы думаете кто же был учителем Васютки?
Природа (слайд, карточка)
2. Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.
Природа - учитель и друг.
“Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг…” (Сюнь-цзы)
Беседа по вопросам:
Какие ловушки устраивает природа? Эпизод с глухарем
В какой момент Васютка понял, что заблудился? Ответы учащихся
Чтение учеником отрывка наизусть «Паук и его жертва». Кто желает прочитать отрывок?
В лесу сделалось совсем тихо. Васютка остановился и долго стоял прислушиваясь. Тук-тук-тук, тук-тук, – билось сердце. Потом напряженный до предела слух Васютки уловил какой-то странный звук. Где-то слышалось жужжание. Вот оно замерло и через секунду снова донеслось, как гудение далекого самолета. Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птички. Опытный охотник – паук растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет – убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушку бросил. Попалась в нее сытая, крупная муха-плевок и бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!
- «Васютка ещё не знал, что страшное в жизни часто начинается очень просто»
Прослеживаем мысленное сравнение:
Муха- пленница паука; мальчик- пленник… леса
- Чему учится Васютка, проходя через испытания?
- Какие подсказки дает природа мальчику?
- Можно ли назвать Васютку жертвой тайги?
- Итак, природа в рассказе многогранна: она, как змей-искуситель, соблазняет, запутывает следы, но в то же время дает подсказки, оставляет знаки. В книге Пауло Коэльо
(бразильский поэт и прозаик) “Алхимик” сказано: “Ты найдешь туда путь по тем знакам, которыми Господь отмечает путь каждого в этом мире. Надо только суметь прочесть то, что написано для тебя”.
3. Природа – открытая книга (слайды 4-5-й)
“Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)
- Почему тайга стала для Васютки открытой книгой? Что помогло ему познать законы природы?
- А сейчас, ребята, проведем викторину и посмотрим, внимательно ли вы читали рассказ и знаете ли ответы на вопросы, которые спрятаны в мудрой книге природы?
1. Как в лесу без компаса определить стороны горизонта? («почти голая сосна у ели - значит - север, а где ветвей больше - юг»)
2. Что свидетельствует о близости реки в тайге? («…трава стала попадаться чаще…растёт обычно вдоль больших водоёмов»)
3. Что предвещает вечером смену погоды? (…облака над головой были редкие…делались гуще, и наконец голубые проёмы исчезли совсем, облака спрессованной ватой ложились на тайгу»)
4. В чем особенность эха в лесу? («…голос его пролетел немного над тайгой и упал невесомо-кедровой шишкой на мох.»)5. Как сберечь в тайге припасы от грызунов? («сложил остатки еды в мешок, подвесил его на сук»)
Книга не только дает знания, но и учит переоценке ценностей: Васютка по достоинству оценил мудрость деда и те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.
4. Природа – мать, кормилица
“Тайга, наша кормилица, хлипких не любит”- вспомнились ему слова отца и деда. И стал он припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников».
- Итак, надо себя взять в руки:
1. Что сделал Васютка первым делом, оказавшись один на один в тайге? (Развести огонь- собрать сухие ветки, мох- запастись на ночь дровами- хоть хочется плакать, но надо приготовить еду- поужинав убрать все в мешок и повесить на сук).
2. Какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своем пути?
Пробираться через сухой валежник;
«почувствовал, что кто-то к нему крадется… корень выворотень»;
Ночлег под пихтой во время дождя, там съедена последняя краюха хлеба.
3. В чем увидел свое спасенье? (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”).4. Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? (Много рыбы. “В озере – белая рыба!”)5. Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге?
Чувство радости, восторга. Докажите словами текста. С. 35.
6. Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот?
(Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)
Вывод: Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива. Сам В.П.Астафьев говорил когда-то о природе такие слова: “ Землю свою люблю и не перестаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте…Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года – я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой”.
Задание: сортировка продуктов – кладовая природы, забота матери.
- Что дала мать Васютке перед дорогой, и каковы были её напутственные слова?
(Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. «Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать»)- Каков старинный порядок у таёжников, охотников? (Старинный порядок: идешь в лес- бери еду, бери спички)
- Как вы поняли слова « природа – мать, кормилица? Чем она его накормила? (Орехи, глухарь, утки, красная смородина)
Вывод: Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого. Человек, оказавшийся в безысходной ситуации, невольно, на уровне подсознания, обращается за помощью не только к матери, но и к Богу.
5. Природа – величественный храм.
-- И какой же увидел тайгу Васютка, забравшись на высокое дерево?
1. Чтение учеником отрывка наизусть
Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным, темным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проемы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них.
= Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней. О чем он разговаривает с белкой? Ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует ее состояние. Через природу он пытается подать весточку родным, очищается и даже исповедуется.
Да и красота природы подобна великолепию храма.
2. Работа по группам
Интересен и богат язык произведения. Что это? Узнайте по эпитетам, о чем говорится:
1 группа
неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый (лес);
молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая (тайга);
2 группа
небольшое, унылое, подёрнутое ряской (озеро);
молочный, клейкий, неподвижный (озеро);
3 группа
далёкие, таинственные, мерцающие (звезды);
раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая (река).
Встречаются в рассказе сравнения. Найдите сравнеия:
1 группа
“в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”;
“густая, как смоль, темень начала редеть”;
“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;
2 группа
“голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;
“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”;
“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”;
3 группа
“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”;
“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”;
“где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером”.
Вывод: Итак, природа научила Васютку ценить своих близких, не поддаваться соблазнам и гордыне, помогла увидеть красоту окружающего мира. “Леса учат человека понимать прекрасное”,- писал А.П.Чехов.
6. Природа – зеркало души (Слайд 8-й)
Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П.Астафьеву постепенно. Ведь его учителем была не только природа, но и великая русская литература. М.М.Пришвин в “Кладовой солнца” так говорил о “зеркале” природы, в котором отражается человек: “ Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь – весь-то человек, большой, прекрасный…из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со своей природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки”.
Задание: работа в группах
Васюткино озеро – “озеро надежды”? Примерный ответ. (Изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет нас лучше узнать о своем крае. Именно это озеро явилось подсказкой Васютке о близости Енисея: 1) он увидел скопление белой рыбы, 2) вынесенное по течению тушка утки).
Почему озеро называется Васюткино? Только ли потому, что его нашел наш герой? (Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка- проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Именно здесь, на озере Васютки, бригада папы долгое время добывала рыбу).Почему отражение в Енисее удивило Васютку? (Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за пять неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя. На него смотрел повзрослевший Васютка. Не прежний.).Вывод: Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.
III. Обобщение
- Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях? Давайте вернемся к эпиграфу урока: «Природа- не только источник жизни. Она воспитатель души». Ответы учащихся
- О чем этот рассказ? Чему он нас научил?(Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор. Васютка смог прочитать “книгу тайги”.
- Что значит «читать»? (Он жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты).
- Чему можно научиться у Васютки? (Герой- наблюдательный и способный к размышлению, потому что он берет знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни. У него можно поучиться смелости, знанию законов тайги, мужеству, терпению, упорству). Вывод: Природа не только мудрый наставник, учитель, друг, но и судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.
IV/ Словарная работа. Значение имени Васютка. (Имя Василий имеет греческие корни. Это имя означает «царственный», «царский», а также переводят как «царь, властелин». Василий - человек, тонко чувствующий природу) .- Вы знаете, ребята, что по приказу президента Российской Федерации В.В. Путина этот год объявлен Годом Экологии. В этом году мы должны максимально полезного сделать для природы.
Словарная работа
Эколо́гия (рус. дореф. ойкологія) (от др.-греч. οἶκος - обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος - понятие, учение, наука) - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
V. Рефлексия (9 слайд)
Этот рассказ заставил меня задуматься над тем, что…
Сегодня я понял(-а) главное…
Этот рассказ научил меня…
VI. Задание на дом:
Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения. Вам предлагается написать сочинение-миниатюру на тему: «Над чем заставляет поразмышлять рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро»?
Заключительное слово учителя
Зарубки на сердце
Уроки мужества, уроки добротыТы в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты,Тебе откроется, пусть на изломе лета.Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье,И собственная грешная душаПочувствует истоки очищенья.Вольется в сердце неба синева,И звезд на небе тихое мерцание,И щебет птиц, и росная трава -
Васюткиного озера сияние!
VII. Оценивание учащихся
- Спасибо, ребята, за урок! Все молодцы. Вы заслужили самые лучшие оценки.

Разделы: Литература

Дидактическая цель – создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности.

Образовательная – познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева, с жанром “робинзонады” в русской литературе; способствовать формированию литературоведческих понятий: “средства создания образа”, “антитеза”, “образ-символ”, “нравственно-эстетический идеал”.

Развивающая – создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать в над литературоведческими понятиями с помощью интерактивной доски.

Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников интереса к литературным традициям в русской литературе; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле.

Тип учебного занятия – заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева “Васюткино озеро” в форме эвристической беседы с использованием интерактивной доски. Урок проводится в 5-м классе по программе А.Г.Кутузова перед изучением зарубежной литературы, романа Д.Дефо “Приключения Робинзона Крузо”.

Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, исследовательский.

Форма обучения: фронтальная, групповая.

Средства обучения: тексты произведений, интерактивная доска, проекционное оборудование, компьютер.

Оформление урока.

  1. Портрет В.П.Астафьева
  2. Текст рассказа “Васюткино озеро”
  3. Видеофильм “Таинственный лес”
  4. Презентация “В.П.Астафьев”
  5. Презентация в Smart Notebook File “Васюткино озеро”
  6. Васюткина карта
  7. Рисунки учащихся

Ход урока

I. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

  • Она величественна и похожа на океан.
  • Она щедра и сурова.
  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

Вторая часть “ребуса”:

  • Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
  • Он беззащитный и в то же время сильный.
  • Он сын и одновременно хозяин.
  • Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
  • Он совершает ошибку и исправляет ее.

Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.

Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: несколько лет назад в конце июля в Слободском районе погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.)

Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.

Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока.

  • Природа – друг или враг?
  • Спасение Васютки – чудо или закономерность?
  • Какие уроки дает природа герою и читателю?

Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: “Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты” (Слайд 1-й)

II. Ход урока

  1. В.П.Астафьев – писатель со сложной, но интересной судьбой. Гибель родителей, детский дом, война, душевные раны – все это было в его жизни. Но было и другое - то, что давало ощущение радости и полноты жизни. Это - творчество и целительная сила природы, которая сопровождала его на протяжении всей жизни. Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере, но кончилось детство, и он оказался в детдоме. Но ему хотелось рассказать об озере, “открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать …каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть” . И это озеро стало для писателя своеобразной путеводной звездой, он открыл его для читателя, чтобы каждый из нас, как и главный герой, через озеро смог понять себя, приобрести жизненную мудрость и стать добрее. (Чтение наизусть начала рассказа)
  2. Читая этот отрывок, мы чувствуем, что о Васютке, 13-летнем мальчике, автор говорит с уважением. Почему Васютка не по годам мудр? Кто был его учителем?

    Природа (Слайд 2-й)

  3. Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.
  4. Природа - учитель и друг (Слайд 3-й)

    “Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг…” (Сюнь-цзы)

    Задание: Какие ловушки устраивает природа? (Чтение наизусть “Паук и его жертва”) Чему учится Васютка, проходя через испытания? Какие подсказки дает природа мальчику? Можно ли назвать Васютку жертвой тайги?

    Итак, природа в рассказе многогранна: она, как змей-искуситель, соблазняет, запутывает следы, но в то же время дает подсказки, оставляет знаки. В книге Пауло Коэльо “Алхимик” сказано: “Ты найдешь туда путь по тем знакам, которыми Господь отмечает путь каждого в этом мире. Надо только суметь прочесть то, что написано для тебя”.

  5. Природа – открытая книга (слайды 4-5-й)

Почему тайга стала для Васютки открытой книгой? Что помогло ему познать законы природы?

Тест: а) мудрые слова деда;

б) опыт отца;

в) знания, полученные в школе?

А сейчас посмотрим, как вы внимательно читали рассказ и знаете ли вы ответы на вопросы, которые спрятаны в мудрой книге природы?

    1. Как в лесу без компаса определить стороны горизонта?
    2. Что свидетельствует о близости реки в тайге?
    3. Что предвещает вечером смену погоды?
    4. В чем особенность эха в лесу?
    5. Как сберечь в тайге припасы от грызунов?

Книга не только дает знания, но и учит переоценке ценностей: Васютка по достоинству оценил мудрость деда и те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.

(Стр. 126, 131, 132)

  1. Природа – мать, кормилица
  2. “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит” (Слайд 6-й)

    Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива. Сам В.П.Астафьев говорил когда-то о природе такие слова: “ Землю свою люблю и не перестаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте…Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года – я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой” .

    Задание: сортировка продуктов – кладовая природы, забота матери.

    Мать-природа (Макошь – славянская богиня плодородия) и Енисей-батюшка указывают Васютке выход к дому, к родителям, к тому, о чем тосковал всю жизнь сам писатель, лишившийся родителей слишком рано.

    Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого. Человек, оказавшийся в безысходной ситуации, невольно, на уровне подсознания, обращается за помощью не только к матери, но и к Богу.

  3. Природа – величественный храм. (Слайд 7-й)
  4. Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней (примеры), ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует ее состояние. Через природу он пытается подать весточку родным (стр. 129, 132), очищается (134) и даже исповедуется (Стр. 132)

    Да и красота природы подобна великолепию храма:

    Природа – некий храм, где от живых колонн
    Обрывки смутных фраз исходят временами.
    Как в чаще символов, мы бродим в этом храме,
    И взглядом родственным глядит на смертных он. Ш.Бодлер

    Задание по слайду: работа в парах. Восстановить пропущенные сравнения и метафоры. Как средства выразительности помогают понять, что природа, подобно Богу, прощает Васютку: дарует веру, надежду, любовь.

    Итак, природа научила Васютку ценить своих близких, не поддаваться соблазнам и гордыне, помогла увидеть красоту окружающего мира. “Леса учат человека понимать прекрасное” ,- писал А.П.Чехов. (Отрывки наизусть)

  5. Природа – зеркало души (Слайд 8-й)

Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П.Астафьеву постепенно. Ведь его учителем была не только природа, но и великая русская литература. М.М.Пришвин в “Кладовой солнца” так говорил о “зеркале” природы, в котором отражается человек: “ Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь – весь-то человек, большой, прекрасный…из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со своей природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки”.

Задание: работа в группах

  • Васюткино озеро – “озеро надежды”?
  • Почему озеро называется Васюткино? Только ли потому, что его нашел наш герой?
  • Почему отражение в Енисее удивило Васютку?

Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.

Рефлексия

Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

Попытаемся отразить наши размышления в виде синквейна или стихотворения собственного сочинения.

Синквейн (пятистишие) – свободная поэтическая форма, состоящая из 5 строф:

  1. Имя существительное, определяющее тему.
  2. 2 прилагательных – описание темы.
  3. 3 глагола(деепричастия) – название действий.
  4. 4 слова: фраза – отношение к теме.
  5. Образ – метафора, суть, смысл, синоним темы. (Слайды 9-10)

Задание на дом:

Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения. Вам предлагается написать сочинение-размышление на одну из тем нашего урока: “В чем тайна Васюткина озера?”, “Зарубки на сердце”. Ответ на эти вопросы каждый даст индивидуально в форме сочинения – размышления. Помогут вам в работе тезисы 11-го слайда:

  • Древние считали, что родник, озеро, источник - глаз Божий на земле...
  • Природа посылает Васютке озеро-загадку...
  • Озеро - отражение души Васютки...
  • Тайга-матушка, Енисей-батюшка, озеро...

Заключительное слово учителя

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты
Ты в сердце сохранишь навеки,
И озеро, как символ чистоты,
Тебе откроется, пусть на изломе лета.
Увидишь в струях чистого ручья
Природы первозданной отраженье,
И собственная грешная душа
Почувствует истоки очищенья.
Вольется в сердце неба синева,
И звезд на небе тихое мерцание,
И щебет птиц, и росная трава -

Васюткиного озера сияние!

Тайга В.П. Астафьев «Васюткино озеро» Пути не открываются перед теми, кто не борется. (Лу Синь) Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, мой друг. (Сюнь - Цзы) Леса учат человека понимать прекрасное. (А.П. Чехов) Проблемные вопросы:    Природа друг или враг? Спасение Васютки - чудо или закономерность? Какие уроки дает природа герою и читателю? Тема урока. Бережное и внимательное отношение к природе и жизнь в согласии с ней (на примере рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро») Виктор Петрович Астафьев "Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте И жизнь предоставляла мне Постоянную возможность быть на природе и с природой» Река Енисей. Композиция рассказа    - Экспозиция: жизнь рыбаков из бригады Васюткиного отца. Завязка: поход Васютки в тайгу за орехами. Развитие действия: потеря дороги осознание, что заблудился слова деда и отца спасают от отчаяния ночь в тайге по каким приметам нашел озеро? какие умения пригодились в тайге? что пришлось пережить? Практическая работа трудности Не было ни желания, ни сил шевелиться, разводить костер Рот сводило от кислятины и щипало язык, расцарапанный ореховой скорлупой. Хотелось спать Было все так же тоскливо, сделалось еще холоднее Ноги издрябли и смор.щились от сырости Кончались и Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться. Растерянным взглядом Васютка проводил теплоход Так могла стучать только выхлопная труба рыбосборочного катера-бота. Выплыл бот Спичек осталось 4 штуки, дал огоньку разгореться Отковырнул кусочек черствой краюшки, съел всю. Веки начали смыкаться, будто повесили на них тяжелые грузила. Забылся тяжелым сном Он погрел их, высушил сапоги и портянки, подвязал подошву правого сапога. Мальчик брел, почти падая от усталости. Было обидно. Начал собирать дрова на ночь. Побежал по берегу навстречу боту. Кинулся назад: догадался, что у костра скорей его заметят. Он вспомнил про ружье и начал палить вверх. Кульминация: *приближение пассажирского парохода *появление катера-бота.  Развязка: благополучное возвращение Васютки домой  Эпилог: Васюткино озеро появилось на карте  физминутка Дети по лесу гуляли За природой наблюдали Вверх на солнце посмотрели На пенечке посидели Всюду бабочки летали Птички крыльями махали Дружно мы похлопаем Ножками потопаем -Мы природу любим? -Да! С ней мы верные друзья! Природа -это книга, которую надо прочитать и правильно понять. (М.Налбандян)   Почему тайга стала для Васютки открытой книгой? Что помогло ему понять законы природы?      Как в лесу без компаса определить стороны света? Что свидетельствует о близости реки в тайге? Что предвещает вечером смену погоды? В чем особенность эха в лесу? Как сберечь в тайге припасы от грызунов? Памятка для тех, кто идет в лес. Продумай тщательно маршрут.  Не забудь взять компас.  Возьми спички для костра.  Возьми теплые вещи.  Возьми запас еды (хлеб, соль, консервы), воды. Предупреди близких о твоем путешествии.  Памятка для тех, кто заблудился.        Не паникуй! Остановись, прекрати бесполезное движение. Попытайся связаться с близкими или со службой спасения по телефону. В ожидании помощи осмотри место, где находишься. Собери хворост для костра. Разведи огонь, приготовь пищу. Приготовь место для ночлега. Проблемные вопросы    Природа друг или враг? Спасение Васютки - чудо или закономерность? Какие уроки дает природа герою и читателю? Проверка знаний 1. жанр произведения А) рассказ; Б) повесть; В) сказка-быль.  2. в основе произведения лежит: А) повествование о трудной работе рыбаков; Б) изображение природы Сибири; В) повествование о приключениях героя  3. Васютка бродил по лесу: А) в поисках кедровых орехов для рыбаков; Б) выполняя поручение отца; В) ради удовольствия.  4. В предложении «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия» автор использует: А) сравнение; Б) антитезу; В) метафору.  5. Птица, которая «увела» Васютку в тайгу: А) тетерев; Б) глухарь; В) кедровка.  6. Когда Васютка понял, что заблудился, он: А) горько заплакал; Б) запаниковал; В) решил не сдаваться.  7. открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу: А) в озере есть водоворот; Б) озеро проточное; В) ветер принесет непогоду.  8. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там: А) речка; Б) болото; В) озеро.  9. Васютка решился использовать последний патрон, потому что: А) его заметили с бота; Б) его не заметили с бота; В) он был очень рад рыбакам.  10. Родные Васютки: А) были уверены в том, что он сам найдется; Б) потеряли надежду найти его; В) продолжали искать и надеяться.  11. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря: А) богатейшей флоре и фауне; Б) теплой осенней погоде; В) умениям и навыкам таежного жителя.  12. Найдя озеро, Васютка: А) стал известным на всю страну; Б) зазнался; В) принес пользу стране.   13. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге. А) «С тайгой надо дружить!» Б) «Тайга хлипких не любит!» В) «В тайге одному делать нечего!» Проверим работу. 1-А 8-А 2-В 9-А 3-А 10 - В 4-А 11 - В 5-Б 12 - В 6-В 13 - Б 7-Б  Шкала оценок: «5» - 13б; «4» - 9б-12б; «3» - 8б. Домашнее задание (по выбору учащихся).   1. Написать письмо Васютке: Чему я научился и что узнал благодаря тебе. 2. Подобрать и записать законы природы (приметы), которые могут помочь в экстремальной ситуации. Ты, человек, любя природу, Хоть иногда ее жалей; В увеселительных походах Не растопчи её полей; В вокзальной сутолоке века Ты оценить её спеши: Она твой давний добрый лекарь, Она союзница души. Не жги её напропалую И не исчерпывай до дна, И помни истину простую: Нас много, а она одна. (В. Шефнер) Спасибо за внимание.