Конспект урока по обучению грамоте "Звук.Буква Я." план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему. I

Флюса Исламова
В стране звуков.

Тема : В гостях двойных Гласных Звуков . Звук (ЙА)

Задачи : Познакомить с двойной ролью букв «Я» и доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука . Способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания, памяти. Воспитывать речевую культуру.

Оборудование : Интерактивная доска, презентация, диск.

Ход НОД:

Воспитатель : Ребята, послушайте сказку. Ежик отправился в гости к своему другу ЙА. Он разгадал тайну, которую скрывают от нас гласные буквы. Вот что увидел по дороге. Около дома сидел мальчик с баяном. При знакомстве со своими гостями он сообщил, что зовут его Яша и предложил послушать песню о себе : (диск)

Кто на свете всех умней? Я-я-я

Кто на свете всех сильней? Я-я-я.

Кто поет как соловей? Я-я-я.

Кто дружнее всех друзей? Я-я-я.

Воспитатель : Ежику надоело это яканье, и он предложил песню : «Кто хвастун и дуралей?»

Я-я-я спел Яша и тут же спохватился. Но уже было поздно. «теперь мы все о тебе узнали!» - сказали игрушки и пошли дальше. Им совсем не хотелось дружить с таким хвастуном и якалкой.

Воспитатель : Дети, как якал Яша? (ответы детей)

Воспитатель : Сегодня мы поговорим о звуке (ЙА)

Воспитатель : Из каких двух звуков состоит (ЙА) . Что делают губы при произнесении этого звука ? Выложите слоги : ям-ян-яп-ят-як-яй-ях-яф. Определите, в какой части названия слышатся звук (ЙА) .

Воспитатель : Сейчас я вам прочитаю интересное стихотворение. (расстроенная) Но не получиться. Вот беда, ЙА убежала. Обиделась или стыдно стало. ЙА письмо оставила :

Буква…-важная

Себя мной каждый норовит назвать.

Устала я от тех ребят,

Кто дело не по –делу

Всегда кричит, умею …

Хоть сам и не умеет.

Воспитатель : Может быть, отправимся в путь, на поиски затерявшейся буквы. (Дети отправляются в путь, по дороге встречается домик, в котором живет буква А)Чей это домик? Какая это буква, гласная или согласная? Так это же подружка буквы Я, может она видела куда побежала буква. (Достает букву сшитую с изображением лица и разговаривает) . Сказала А, что после того, как буква Я убежала, алфавитом никто не пользуется и буквы заскучали. Буква А предлагает поиграть с ней в игру. Поиграем? (игра в кругу с мячом) Слушайте внимательно, звук (ЙА) слышаться в начале, в середине, в конце А сейчас ребята отгадайте загадку :

1. Бегает среди камней, не угонишься за ней

Ухватил за хвост, но- ах! Удрала, а хвост в руках. (ящерица) .

2. Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)

3. Лежит замарашка в щетинистой рубашке.

Хвост крендельком, нос пятачком,

Ничем не больна, а все стонет она. (свинья) .

4. Круглое, румяное, я расту на ветке.

Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)

Могут и разбиться, могут и свариться.

Если хочешь, в птичек могут превратиться. (яйца)

6. Я стою в трех ногах, ноги в черных сапогах.

Зубы белые, педаль. Как зовут меня?. (Рояль)

Воспитатель : Буква А сказала, что буква Я пробегала мимо ее домика по мостику через речку и больше она ее не видела. А предупреждает, что мостик пройти нужно задание выполнить. Кто ошибается, упадет в речку. Мы сможем? (проходят через ребристую доску) Здесь чей то домик. Давайте, постучим. (Появляется буква О, разговаривает с воспитателем) . Буква О видела, что Я перепрыгнула через канаву. Канаву перепрыгнет только тот, кто правильно назовет слово.

. Воспитатель : Скажите со звуком (ЙА) в начале слова : мА, сень, сли, ша, рко, сно,корь в середине, в конце перья, деревья, листья, перья,

Превращение слов : - отгадайте загадку и выложите с помощью звуковых обозначений слово- разгадку чем больше из нее выкапывают,

Тем больше она становится. (Яма)

Положите обозначения звука (К) между (М) и (А) . какое слово получилось? (Ямка) . А сейчас

6. Физ/мин

Как у нашего у Яшки

С петухами есть рубашка.

Как гулянья в селе,

Так выходит Яшка в ней.

Лишь увидит он подруг,

Всем поклонится вокруг.

Любит Яшка поплясать

И себя показать.

Руки в боки подопрет

И присядочку пойдет.

Ножками потопает,

Сам себе похлопает.

Вот мы перепрыгнули через канаву, а здесь под кустом еще чей- то домик. В доме живут два звука «й» «а» .уважаемые звуки , вы не видели, куда убежала буква Я? Ребята, звуки обижены и не хотят с нами разговаривать. Звуки хотят что бы вы разгадали ребус.

9 «Разгадай ребус» (на интерактивной доске)

Какое слово получится, если к цифре 7 добавить звук (ЙА) . (семья) .

Это буква Я.

Каждый знает : буква Я самая хвастливая.

Почему букву Я считают хвастливой?

На что похожа эта буква?

Превратите буквы Я в человечка и бабочку.

Прочитайте слоги

10. Закрепление.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы побывали у звука ЙА . Что вы узнали о звуке (ЙА?

Какие звуки живут на улице Двойных Гласных Звуков ?

Почему эти звуки так называются ?

Чем буква Я отличается от звука (ЙА?

Чем отличаются звуки (ЙА) и (А?

Назовите слова со звуком (ЙА)

В чем вы испытывали трудности?

Закреплять знания детей, о том что буква Я может обозначать два звука «ЙА» .

Сегодня у нас непростой интернет урок. Мы познакомимся с очень необычными звуками и буквами. Готовы? Начинаем…

Но начнём мы уже со знакомого нам звука [й`] . Что вы о нём знаете?

Звук [й`] согласный звонкий и всегда МЯГКИЙ . Ещё он любит «играть в прятки» – «прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово.

ЧАЙ

В конце этого слова есть звук [й`] и специальная буква для него – Й (И краткое). А теперь изменим слово:

Печенье к ЧАЮ , в кафе нет ЧАЯ, угостить вас ЧАЕМ.

Буквы Й в этих словах уже нет, но звук [й’] остался! Где же он притаился? А он спрятался за буквы Ю, Я, Е, которые обозначают сразу два звука

– В каких случаях гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков?

Вывод: йотированные гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков , если стоят:

ь в начале слова;
ь после гласных;
ь после ь и ъ знаков.

В нашей речи есть слова, в которые имеется слияние звуков. Например, как нам сегодня встретились [йэ] [йо] . Удивительно то, что они обозначаются одной буквой.

Слияние [йэ] обозначается буквой Е, а слияние [йо] буквой Ё .

А вот и сестрички — буквы Е и Ё .

Они имеют ещё одну особенность. Прочтите:

РА, РО, РЕ, РЁ…

Заметили, что они делают с согласными звуками? Верно, они делают согласный звук [р] мягким — [р`].

Как только за согласными звуками встанет слияние [йэ], согласный станет мягким звуком. Почему так? Вы знаете, что звук [й] ВСЕГДА МЯГКИЙ звук. Он настолько добрый и мягкий, что отдаёт свою мягкость согласному, остается только [э]. Смотрите:

РЕКА — [Р`ЭКА]

1. И г р а «Кто внимательный?»

1. Отгадайте имя мальчика по первым звукам названий предметов: ель, груша, осел, рак.

2. Каких вы знаете животных, начинающихся на букву е ? (Ехидны, ерши, ежи, еноты.)

3. Какие вы знаете мужские и женские имена, начинающиеся на букву Е ? (Егор, Елена, Ева, Елизавета, Евгений, Елизар, Елисей, Екатерина.)

2. И г р а «Угадайте сказку»

– Как зовут героя сказки? Как она называется?

Вымолвил словечко – покатилась печка

Прямо из деревни к царю да царевне.

И за что, не знаю, повезло лентяю.

О т в е т: Емеля из сказки «По щучьему велению».

3. И г р а «Доскажи словечко»

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках будто ёж,

Вот и назван… (ежевика).

Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля… (енот).

Ну и платье: сплошь иголки.

Его носят вечно… (елки).

Моет в речке свою пищу,

Чтоб она была почище.

И потом отправит в рот,

А чистюля тот… (енот).

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж

И его… (ежиха).

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (ёжик).

Колюч, да не ёж.

Кто же это?.. (Ёрш.)

За рекой они росли,

Их на праздник привезли,

На веточках – иголки.

Кто же это?.. (Ёлки.)

4. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

5. Найди спрятанные буквы Е и Ё .Обведи их.

6. Назови перечеркнутые буквы.

7. Определи букву в неправильном положении.

8 . Добавь недостающий элемент буквы.

9. Раскрась только те мыльные пузыри, на которых буква Е написана правильно.

10. Выдели знакомую букву.

11. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Ё . Соедини их ниточками с ёжиком.

12. На рисунке ниже раскрась слева большую букву и маленькую - красным цветом. Заштрихуй среднюю букву, как показано. Найди и раскрась букву Е справа.

13 . Соедини с буквой Е только те предметы, названия которых начинаются со звуков Е .

14 . Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Е с правой стороны рисунка.

15. Допиши букву Е . Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

16. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй по образцу букву в середине. Найди и раскрась букву Ё с правой стороны рисунка.

17. Соедини с буквой Ё только те предметы, названия которых с неё начинаются.

18. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Ё с правой стороны рисунка.

19. Сделай квадраты одинаковыми слева. Чем отличаются квадраты справа?

20. Допиши букву Ё . Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

21.

Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.

Возьми коричневый карандаш и закрась все части рисунка, где встречается буква Е .


22.

Е и Ё – родные сестры,
Различить сестер не просто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.

Серым карандашом закрась все части рисунка с буквой Ё .

23. И г р а «Слоговое лото». Составьте слова со слогами:

ле, ре, е, ло, се, ет, ли, ка, са, ла.

О т в е т: лиса, река, ели, село, лает.

24. И г р а «Волшебная цепочка». Измените одну букву.

Лото – тело; мел – сел – пел; село – соло – сало; река – рука; сени – сани; пел – пол; Лена – луна; Сеня – Соня – Тоня – Толя – Коля – Поля; ехать – охать.

25. И г р а «Занимательные модели». Составьте слова по следующим моделям:

1. – е – (Мел, лес, сел.)

2. е – – (Еда, ели, ела.)

3. е – – – (Енот, езда, ерши.)

4. – е – – (Лена, села, пела.)

26. И г р а «Лесенка»

27. Игра «Сквозная буква»

28. И г р а «Малышки-коротышки»

Ель – мель , тоннель , вермишель , шинель , понедель ник, бретель ка, вель вет, апель син, щель , шмель , дрель , цель , тель няшка, хмель , бель ё, постель , сель дь, пель мени, газель , мель ник, стель ка.

Еда – беседа , среда , меда ль, педа ль, резеда , победа , торпеда .

29. И г р а «Буква потерялась»

Вставьте пропущенные буквы в слова:

– рш, – жик, – лка.

30. И г р а «Сколько ёжиков?»

Посчитайте, сколько раз встретится в стихотворении сочетание звуков «ёж»? Имейте в виду, что это сочетание звуков может прятаться и в середине, и в конце слов

31. И г р а «Слово рассыпалось» . Все слова должны начитаться с буквы Ё .

Кижё, Шёр, чаколё.

О т в е т: ёжик, ёрш, ёлочка.

32. И г р а «Прочитайте слово». Вспомните, что такое акростих. Прочитайте слово, сложив начальные буквы строк стихотворения.

Ё лка, помнишь, под травой

Ж ил в норе приятель твой

И гулял в иголочках,

К ак живая ёлочка. (Ёжик.)

33. Пишем буквы.

34 .

Слияние [йу] обозначается буквой Ю .

1. Найди спрятанные буквы Ю . Обведи их.

2. Раскрась только те флажки, на которых буква Ю написана правильно.

3. Ю с правой стороны рисунка.



4. Соедини с буквой Ю


5. Послушайте сказку Г.Юдина «Верблюженок Бюль-Бюль» и запомните слова со звуком [ю].

ВЕРБЛЮЖОНОК БЮЛЬ-БЮЛЬ

Верблюжонку Бюль-Бюль очень хотелось, чтобы у него было все, как у людей.

– Мама! Я тоже хочу спать в люльке.

– А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой мягкий… – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу играть с юлой, – сказал он в следующий раз.

– А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой веселый! – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу есть урюк, – сказал он в следующий раз.

– А разве колючки, которые мы едим, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, они такие сладкие! – засмеялся Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу жить в юрте, – сказал он в следующий раз.

– Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.

– Конечно же, нет! – засмеялся Бюль-Бюль. – И никогда не вырастет.

6. И г р а «Кто внимательный?»

1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.

2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [ю ] в словах: яблоко, елка, Эдик, Елена, Юля, юмор, улица, яма.

7. И г р а «Кто больше?»

Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы Ю .
(Юла, юбка, юннат и т. д.)

8. И г р а «Найди слово»

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.

ю – – ю – –

ю – – – ю – – –

ю – – – – ю – – – –

ю – – – – – ю – – – – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

юг, юла, юнга, юннат. люди, дюшес, бюджет,

тюльпан.

9. И г р а «Превращение слов – волшебная цепочка»

1. Замените одну букву в словах: клев, шляпка, нора, лук, салат, крик.

О т в е т: клюв, шлюпка, Нюра, люк, салют, крюк.

2. Составьте цепочку из слов, содержащих букву «ю», в которой каждое следующее слово начинаются с последней буквы предыдущего.

О т в е т: юннат – тюльпан – натюрморт – тюбик – кювет – тюль и т. д.

10. И г р а «Добавьте звук»

– ный, – ноша, – г, – билей, – рист.

11. Кроссворд

1. Детская кроватка.

2. Осветительный прибор.

3. Сосуд для вина на тонкой ножке.

4. Палка с загнутым верхним концом для опоры при ходьбе.

О т в е т: люлька, люстра, рюмка, клюка

12.

На арене укротитель –
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква Ю , с кольцом
К тиграм смело встал лицом.

Части рисунка с буквой Ю раскрась разноцветными карандашами.

13. Пишем..

14.

Слияние [йа] обозначается буквой Я !

1. Назовите слова на звук [йа].

2 . Найди спрятанные буквы Я . Обведи их.

3. Обведи и раскрась только те яблоки, на которых буква Я написана правильно.

4. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Я с правой стороны рисунка.


5 . Соедини с буквой Я только те предметы, названия которых с неё начинаются.


6. И г р а «Я» в квадрате»

В этом квадрате 16 букв. Попробуйте из них сложить предложение. А читать его нужно так: нашли одну букву, ищите другую, которая стоит рядом. Буква может стоять справа, слева, вверху, внизу, но не по диагонали

А советую, друзья,

Начинать вам с буквы Я .

О т в е т: Я добрался до конца.

7. Кроссворд

1. По горизонтали: фруктовое дерево.

По вертикали: животное с пятнистой шерстью.

2. Хищная птица.

3. Шахматная фигура или большая лодка.

4. Деревянный хомут для скота.

5. Исход игры, при котором никто не выигрывает.

6. Пресмыкающееся без ног, обычно с ядовитыми зубами.

О т в е т: 1) (гор.) яблоня, 1) (верт.) ягуар, 2) ястреб, 3) ладья, 4) ярмо, 5) ничья, 6) змея.

8. Ребусы

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

Образовательные:

Формировать умение находить в словах букву Я;

Знать, какие звуки она обозначает;

- совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом,

отвечать на вопросы по содержанию;

способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.(Слайд 3)

Давайте.улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Настраиваемся хорошо и слаженно работать Проверяем правильно ли мы сидим за партой.(слайд4)

2. Актуализация знаний

- В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак..

1)звуки бывают гласные и… (согласные)

Твёрдые и…(мягкие)

Звонкие и…(глухие)

2). Звуки мы слышим, а буквы…(пишем)

3). В слове столько слогов, сколько… .(гласных)

4). После твёрдых согласных пишутся гласные.. (а,о,ы,у).

  1. После мягких согласных пишутся гласные… (и,е)

3. Речевая разминка Читаем чистоговорки (медленно,быстро,громко,тихо)(слайд 5)

Что вы знаете о букве Е?

В каких случаях эта буква обозначает 2 звука? Какие буквы мы называем хитрыми? (Е) (слайд 6) Почему? (В начале слова и после гласной обозначают два звука.)

  1. Постановка учебной задачи

Сегодня вы познакомитесь с новой буквой- подругой буквы Е (слайд 7)

Отгадайте эту букву (слайд 8)

Загадки:

Он гуляет в паре с мамой,

Учится пастись в отаре

«Бе» зовет друзей ребенок

Потому, что он …(ягненок)

Бабка эта кривонога,

И горбата,как клюка

Нос крючком и грубовата

Это бабушка …(Яга)

Птица сверху налетает

И цыплят внизу хватает.(Ястреб)

Чем похожи эти слова? С какой буквы начинаются эти слова?(слайд 7)

Я (слайд 9)

Тема урока:

Звуки [й],[а],буквы Я,я.(слайд 10)

5 .Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1.Знакомство с буквой я, (слайд 11)

    2.Изучение новой буквы Буква Я - (слайд 12) буква Я гласная (Почему? Давайте попоем букву Я) Буква Я тридцать третья и последняя буква русского алфавита. Читать слова с буквой Я легко, если она в начале слова и после гласной, надо просто назвать букву. Называйте букву. На что похожа буква Я ?. Буква Я в начале слов, после гласного звука, а также после ь и ъ обозначает два звука: [Й][А]. Буква Я после согласной смягчает эту согласную и обозначает гласный звук [А].

  1. Мы с вами видим на слайде большую и маленькую букву Я,я.
  2. Когда мы видим заглавную,большую букву? Строчную?
  3. 3 . Слого-звуковой анализ слова (слайд 13)

  4. – Давайте выполним слого-звуковой анализ слов, сначала выполним анализ имени нашей помощницы Бабы Яги.(слайд 14)

  5. – Произнесите слово Яга
    по слогам.
  6. – Сколько слогов в слове?
  7. – Какой первый?
  8. – Какой второй?
  9. – Медленно произнесите первый слог [й’а].
  10. Он состоит из двух звуков. Два звука, образовавшие слияние йа , принято обозначать не двумя буквами, а одной .
  11. Послушайте пословицу, в чем ее смысл? (слайд 15 )
  12. Слого-звуковой анализ слова - моя (слайд 16)
  13. Буква Я после гласного звука, а также после ь и ъ обозначает два звука: [Й][А]
  14. Слого-звуковой анализ слова - семья (слайд 17)
  15. Буква Я после ь и ъ обозначает два звука: [Й][А]
  16. Слого-звуковой анализ слова - мята (слайд 18)
  17. Буква Я после согласной смягчает эту согласную и обозначает гласный звук [А].

  18. Итак: мы с Вами убедились,что буква Я в начале слов, после гласного звука, а также после ь и ъ обозначает два звука: [Й][А]. Буква Я после согласной смягчает эту согласную и обозначает гласный звук [А].(слайд 19)
  19. Яга - 2 слога,3буквы,4 звука
  20. Моя - 2 слога,3 буквы,4 звука (слайд 20)
  21. Физкультминутка (слайд 21)
  22. 4. Чтение слогов-слияний (слайд 22)
  23. 5. Работа с учебником стр.111 (слайд 23)
  24. 6. Закрепление знаний и способов действий.
  25. - Выберите картинку где есть буква Я(слайд 24)
  26. - Прочитайте пословицы, в чем смысл, найдите слова с буквой Я (слайд 25)
  27. - Составьте из слов предложения (слайд 26,27)
  28. - Зашумленные картинки.Найдите и обведите красным карандашом букву я
  29. Где на ленте букв находится буква Я? Когда буква я обозначает 2 звука? (слайд 28)
  30. Послушайте сказку про букву Я (слайд 29)

Цель: Научить ученика учиться, познакомить с гласной буквой Я , обозначающей два звука.

Задачи:

  1. формировать у учащихся представление о функциях буквы Я.
  2. совершенствовать навыки чтения.
  3. развивать фонематический слух, речь, логическое мышление.
  4. воспитывать любовь к Родине, коллективизм.
  1. умение выполнять слога – звуковой анализ слов,
  2. объяснять употребление заглавной буквы,
  3. уметь составлять рассказ по картинке, задавать вопросы по тексту,
  4. уметь работать в малой группе, самостоятельно.

Оборудование: проектор, компьютер.

Используемый материал: диск «Русская азбука», раздаточные карточки с буквами, ребус (на экране), букет из рябины.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок
Мы за парту дружно встали
Глазки на меня подняли
Тихо сели спинки прямо
Все тихонечко вздохнём
И урок мы наш начнём.

II. Включение в учебную деятельность.

– На какие 2 группы делятся все звуки букв? (гласные и согласные)

(давайте проверим ваш ответ) СЛАЙД 2 по щелчку

– Какие вы знаете буквы дающие гласные звуки? (а, о, у, ы, и, е)

(давайте проверим ваш ответ) СЛАЙД 3 по щелчку

– Какие буквы указывают на то, что впереди неё стоящий согласный произносится мягко? (и, е).

(давайте проверим ваш ответ) СЛАЙД 4 по щелчку)

III. Постановка цели

Для этого вы должны определить, чем мы на уроке будем заниматься. Какую букву изучать. А для этого вам надо отгадать загадки.

Д омик круглый, домик белый,
Домик был сначала целый,
А как треснул наконец,
Так и выскочил жилец.
(Яйцо и цыпленок) Рисунок 1

К руглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленье детки.
(Яблоко) Рисунок 2

Е сли б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык) Рисунок 3

Так с какой же буквой мы познакомимся сегодня на уроке? С буквой Я.

IV. Работа по теме урока.

1. Знакомство со звуками [й,а].

Откройте Азбуку на стр. 111.

– Что изображено в красной рамочке справа? (Яблоки и яблоня)

– Что вы можете сказать о схемах к этим словам?

– Какие первые два звука в каждом из этих слов? (Й, а)

Когда рядом слышится два звука в следующей последовательности [й,а], в письменной речи употребляется буква Я. Рисунок 4

– Прочитайте в «Азбуке» на стр. 110-111 тему урока.

2. Знакомство с буквами Я,я.

Всем на свете буква я
Доложить готова:
– а вы знаете кто я?
Вы не знаете, кто я.
Я не только буква
Я – буква, слог и слово!

СЛАЙД 5 по щелчку .

– Откройте пропись на стр. 29 и сравните печатную букву я и строчную письменную.

СЛАЙД 6 по щелчку (написание строчной буквы я)

– Пропишите букву я. Сначала каждый элемент до буквы, затем буквы по пунктиру, потом самостоятельно до конца строки.

Откройте пропись на стр. 30 и сравните печатную букву Я и заглавную письменную.

СЛАЙД 7 по щелчку (написание заглавной буквы Я)

– Пропишите букву Я. Сначала каждый элемент до буквы, затем буквы по пунктиру.

– Проведите фонетический разбор (звуко-буквенный анализ) слов якорь, змея.

Скажите в каких случаях буква Я даёт два звука? (В начале слова, после гласного звука). А ещё после Ъ или Ь знаков.

На стр. 111 «Азбуки», внизу прочитайте правило о букве Я.

Физкультминутка СЛАЙД 8-14 автоматически.

3. Работа по учебнику

Азбука стр. 110

– Расскажи, где ты родился.

– Как называется город, где ты живёшь.

– На берегах, какой реки стоит твой город?

– Что вы видите на иллюстрации? (Карту нашей страны)

– Почему именно этот город так важен для нашей страны?

– На каких видах транспорта можно добраться из одного места нашей страны в другое?

– Какие животные обитают на территории нашей страны?

– Какие деревья произрастают на территории нашей страны?

– Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

Основными символами нашего государства являются герб, флаг и гимн РФ.

СЛАЙД 15 по щелчку

– Прочитайте пословицы на стр. 110.

Дети читают пословицы по цепочке.

– Чему они нас учат?

– Чем славны русские люди?

– Прочитайте текст на стр. 111.

– Как называется наша страна?

– Что посадили у дома?

– Чему будут рады мама, папа и сестра?

– Скажите пожалуйста, что такое Родина?

Место, где ты родился и растёшь, – это Родина.

– В прописи на стр. 29 запишите предложение «Россия – Родина моя.»

СЛАЙД 16 по щелчку

Рассказ учителя о флаге России.

Цвета флага символизируют:

  • Белый цвет символизирует благородство и откровенность;
  • Синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;
  • Красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.

Упражнения на развитие речевого аппарата.

  • Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Рубим дрова».

И.П. стоя, пальцы рук скреплены в замок. На вдохе поднять руки вверх над головой, на выдохе наклониться вперёд и опустить руки, имитируя рубку дров.

  • Артикуляционная разминка.

Упражнение «Щёчки».

Сидя поочерёдно надувать каждую щёку, перемещать поток воздуха от одной щеки к другой. Упражнение повторить 5-7 раз.

Упражнение «Хомячок».

Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.

V. Продолжение работы по теме урока.

Стр. 112 «Азбуки»

  • Работа по заданию в учебнике.
  • Работа по заданию в учебнике.

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова маяк в тетради по чтению.

– Почему в слове маяк звуков больше, чем букв?

– Рассмотрите рисунок на этой же странице.

– Что изображено на ней?

– Что плывёт по морю?

– Кто кружит над палубой корабля?

– Кто из вас знает, для чего на море нужен маяк?

– Прочитайте текст «Маяк». Дети читают по цепочке.

– Как называется описанная в тексте непогод на море? Шторм.

СЛАЙД 17 по щелчку

– Посмотрите как изобразил шторм в своей картине «Девятый вал» русский художник маринист Иван Константинович Айвазовский.

  • Работа в парах. Задайте друг другу вопросы по содержанию текста.

Примерные вопросы.

– Что сверкало вокруг? Своими словами.

– Как взлетала морская волна? Предложение из текста.

– Куда надо идти судам? Предложение изтекста.

– Что им встретилось на пути? Своими словами .

– Как светит маяк? Своими словами.

VI. Рефлексия.

– Вам понравился сегодняшний урок?

– Что нового вы узнали на нем?

– Кто доволен своей работой на уроке?

– А кто не очень? Почему?