Конспект урока по обучению грамоте "Звук.Буква Я." план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему. I
Флюса Исламова
В стране звуков.
Тема : В гостях двойных Гласных Звуков . Звук (ЙА)
Задачи : Познакомить с двойной ролью букв «Я» и доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука . Способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания, памяти. Воспитывать речевую культуру.
Оборудование : Интерактивная доска, презентация, диск.
Ход НОД:
Воспитатель : Ребята, послушайте сказку. Ежик отправился в гости к своему другу ЙА. Он разгадал тайну, которую скрывают от нас гласные буквы. Вот что увидел по дороге. Около дома сидел мальчик с баяном. При знакомстве со своими гостями он сообщил, что зовут его Яша и предложил послушать песню о себе : (диск)
Кто на свете всех умней? Я-я-я
Кто на свете всех сильней? Я-я-я.
Кто поет как соловей? Я-я-я.
Кто дружнее всех друзей? Я-я-я.
Воспитатель : Ежику надоело это яканье, и он предложил песню : «Кто хвастун и дуралей?»
Я-я-я спел Яша и тут же спохватился. Но уже было поздно. «теперь мы все о тебе узнали!» - сказали игрушки и пошли дальше. Им совсем не хотелось дружить с таким хвастуном и якалкой.
Воспитатель : Дети, как якал Яша? (ответы детей)
Воспитатель : Сегодня мы поговорим о звуке (ЙА)
Воспитатель : Из каких двух звуков состоит (ЙА) . Что делают губы при произнесении этого звука ? Выложите слоги : ям-ян-яп-ят-як-яй-ях-яф. Определите, в какой части названия слышатся звук (ЙА) .
Воспитатель : Сейчас я вам прочитаю интересное стихотворение. (расстроенная) Но не получиться. Вот беда, ЙА убежала. Обиделась или стыдно стало. ЙА письмо оставила :
Буква…-важная
Себя мной каждый норовит назвать.
Устала я от тех ребят,
Кто дело не по –делу
Всегда кричит, умею …
Хоть сам и не умеет.
Воспитатель : Может быть, отправимся в путь, на поиски затерявшейся буквы. (Дети отправляются в путь, по дороге встречается домик, в котором живет буква А)Чей это домик? Какая это буква, гласная или согласная? Так это же подружка буквы Я, может она видела куда побежала буква. (Достает букву сшитую с изображением лица и разговаривает) . Сказала А, что после того, как буква Я убежала, алфавитом никто не пользуется и буквы заскучали. Буква А предлагает поиграть с ней в игру. Поиграем? (игра в кругу с мячом) Слушайте внимательно, звук (ЙА) слышаться в начале, в середине, в конце А сейчас ребята отгадайте загадку :
1. Бегает среди камней, не угонишься за ней
Ухватил за хвост, но- ах! Удрала, а хвост в руках. (ящерица) .
2. Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
3. Лежит замарашка в щетинистой рубашке.
Хвост крендельком, нос пятачком,
Ничем не больна, а все стонет она. (свинья) .
4. Круглое, румяное, я расту на ветке.
Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)
Могут и разбиться, могут и свариться.
Если хочешь, в птичек могут превратиться. (яйца)
6. Я стою в трех ногах, ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль. Как зовут меня?. (Рояль)
Воспитатель : Буква А сказала, что буква Я пробегала мимо ее домика по мостику через речку и больше она ее не видела. А предупреждает, что мостик пройти нужно задание выполнить. Кто ошибается, упадет в речку. Мы сможем? (проходят через ребристую доску) Здесь чей то домик. Давайте, постучим. (Появляется буква О, разговаривает с воспитателем) . Буква О видела, что Я перепрыгнула через канаву. Канаву перепрыгнет только тот, кто правильно назовет слово.
. Воспитатель : Скажите со звуком (ЙА) в начале слова : мА, сень, сли, ша, рко, сно,корь в середине, в конце перья, деревья, листья, перья,
Превращение слов : - отгадайте загадку и выложите с помощью звуковых обозначений слово- разгадку чем больше из нее выкапывают,
Тем больше она становится. (Яма)
Положите обозначения звука (К) между (М) и (А) . какое слово получилось? (Ямка) . А сейчас
6. Физ/мин
Как у нашего у Яшки
С петухами есть рубашка.
Как гулянья в селе,
Так выходит Яшка в ней.
Лишь увидит он подруг,
Всем поклонится вокруг.
Любит Яшка поплясать
И себя показать.
Руки в боки подопрет
И присядочку пойдет.
Ножками потопает,
Сам себе похлопает.
Вот мы перепрыгнули через канаву, а здесь под кустом еще чей- то домик. В доме живут два звука «й» «а» .уважаемые звуки , вы не видели, куда убежала буква Я? Ребята, звуки обижены и не хотят с нами разговаривать. Звуки хотят что бы вы разгадали ребус.
9 «Разгадай ребус» (на интерактивной доске)
Какое слово получится, если к цифре 7 добавить звук (ЙА) . (семья) .
Это буква Я.
Каждый знает : буква Я самая хвастливая.
Почему букву Я считают хвастливой?
На что похожа эта буква?
Превратите буквы Я в человечка и бабочку.
Прочитайте слоги
10. Закрепление.
Воспитатель : Ребята, сегодня мы побывали у звука ЙА . Что вы узнали о звуке (ЙА?
Какие звуки живут на улице Двойных Гласных Звуков ?
Почему эти звуки так называются ?
Чем буква Я отличается от звука (ЙА?
Чем отличаются звуки (ЙА) и (А?
Назовите слова со звуком (ЙА)
В чем вы испытывали трудности?
Закреплять знания детей, о том что буква Я может обозначать два звука «ЙА» .
Сегодня у нас непростой интернет урок. Мы познакомимся с очень необычными звуками и буквами. Готовы? Начинаем…
Но начнём мы уже со знакомого нам звука [й`] . Что вы о нём знаете?Звук [й`] согласный звонкий и всегда МЯГКИЙ . Ещё он любит «играть в прятки» – «прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово.
ЧАЙ
В конце этого слова есть звук [й`] и специальная буква для него – Й (И краткое). А теперь изменим слово:
Печенье к ЧАЮ , в кафе нет ЧАЯ, угостить вас ЧАЕМ.
Буквы Й в этих словах уже нет, но звук [й’] остался! Где же он притаился? А он спрятался за буквы Ю, Я, Е, которые обозначают сразу два звука
– В каких случаях гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков?
Вывод: йотированные гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков , если стоят:
ь в начале слова;
ь после гласных;
ь после ь и ъ знаков.
В нашей речи есть слова, в которые имеется слияние звуков. Например, как нам сегодня встретились [йэ] [йо] . Удивительно то, что они обозначаются одной буквой.
Слияние [йэ] обозначается буквой Е, а слияние [йо] буквой Ё .
А вот и сестрички — буквы Е и Ё .
Они имеют ещё одну особенность. Прочтите:
РА, РО, РЕ, РЁ…
Заметили, что они делают с согласными звуками? Верно, они делают согласный звук [р] мягким — [р`].
Как только за согласными звуками встанет слияние [йэ], согласный станет мягким звуком. Почему так? Вы знаете, что звук [й] ВСЕГДА МЯГКИЙ звук. Он настолько добрый и мягкий, что отдаёт свою мягкость согласному, остается только [э]. Смотрите:
РЕКА — [Р`ЭКА]
1. И г р а «Кто внимательный?»
1. Отгадайте имя мальчика по первым звукам названий предметов: ель, груша, осел, рак.
2. Каких вы знаете животных, начинающихся на букву е ? (Ехидны, ерши, ежи, еноты.)
3. Какие вы знаете мужские и женские имена, начинающиеся на букву Е ? (Егор, Елена, Ева, Елизавета, Евгений, Елизар, Елисей, Екатерина.)
2. И г р а «Угадайте сказку»
– Как зовут героя сказки? Как она называется?
Вымолвил словечко – покатилась печка
Прямо из деревни к царю да царевне.
И за что, не знаю, повезло лентяю.
О т в е т: Емеля из сказки «По щучьему велению».
3. И г р а «Доскажи словечко»
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках будто ёж,
Вот и назван… (ежевика).
Немытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля… (енот).
Ну и платье: сплошь иголки.
Его носят вечно… (елки).
Моет в речке свою пищу,
Чтоб она была почище.
И потом отправит в рот,
А чистюля тот… (енот).
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый ёж
И его… (ежиха).
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… (ёжик).
Колюч, да не ёж.
Кто же это?.. (Ёрш.)
За рекой они росли,
Их на праздник привезли,
На веточках – иголки.
Кто же это?.. (Ёлки.)
4. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.
5. Найди спрятанные буквы Е и Ё .Обведи их.
6. Назови перечеркнутые буквы.
7. Определи букву в неправильном положении.
8 . Добавь недостающий элемент буквы.
9. Раскрась только те мыльные пузыри, на которых буква Е написана правильно.
10. Выдели знакомую букву.
11. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Ё . Соедини их ниточками с ёжиком.
12. На рисунке ниже раскрась слева большую букву и маленькую - красным цветом. Заштрихуй среднюю букву, как показано. Найди и раскрась букву Е справа.
13 . Соедини с буквой Е только те предметы, названия которых начинаются со звуков Е .
14 . Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Е с правой стороны рисунка.
15. Допиши букву Е . Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
16. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй по образцу букву в середине. Найди и раскрась букву Ё с правой стороны рисунка.
17. Соедини с буквой Ё только те предметы, названия которых с неё начинаются.
18. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Ё с правой стороны рисунка.
19. Сделай квадраты одинаковыми слева. Чем отличаются квадраты справа?
20. Допиши букву Ё . Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
21.
Е
на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.
Возьми коричневый карандаш и закрась все части рисунка, где встречается буква Е .
22.
Е
и Ё
– родные сестры,
Различить сестер не просто.
Но у буквы Ё
две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Серым карандашом закрась все части рисунка с буквой Ё .
23. И г р а «Слоговое лото». Составьте слова со слогами:
ле, ре, е, ло, се, ет, ли, ка, са, ла.
О т в е т: лиса, река, ели, село, лает.
24. И г р а «Волшебная цепочка». Измените одну букву.
Лото – тело; мел – сел – пел; село – соло – сало; река – рука; сени – сани; пел – пол; Лена – луна; Сеня – Соня – Тоня – Толя – Коля – Поля; ехать – охать.
25. И г р а «Занимательные модели». Составьте слова по следующим моделям:
1. – е – (Мел, лес, сел.)
2. е – – (Еда, ели, ела.)
3. е – – – (Енот, езда, ерши.)
4. – е – – (Лена, села, пела.)
26. И г р а «Лесенка»
27. Игра «Сквозная буква»
28. И г р а «Малышки-коротышки»
Ель – мель , тоннель , вермишель , шинель , понедель ник, бретель ка, вель вет, апель син, щель , шмель , дрель , цель , тель няшка, хмель , бель ё, постель , сель дь, пель мени, газель , мель ник, стель ка.
Еда – беседа , среда , меда ль, педа ль, резеда , победа , торпеда .
29. И г р а «Буква потерялась»
Вставьте пропущенные буквы в слова:
– рш, – жик, – лка.
30. И г р а «Сколько ёжиков?»
Посчитайте, сколько раз встретится в стихотворении сочетание звуков «ёж»? Имейте в виду, что это сочетание звуков может прятаться и в середине, и в конце слов
31. И г р а «Слово рассыпалось» . Все слова должны начитаться с буквы Ё .
Кижё, Шёр, чаколё.
О т в е т: ёжик, ёрш, ёлочка.
32. И г р а «Прочитайте слово». Вспомните, что такое акростих. Прочитайте слово, сложив начальные буквы строк стихотворения.
Ё лка, помнишь, под травой
Ж ил в норе приятель твой
И гулял в иголочках,
К ак живая ёлочка. (Ёжик.)
33. Пишем буквы.
34 .
Слияние [йу] обозначается буквой Ю .
1. Найди спрятанные буквы Ю . Обведи их.
2. Раскрась только те флажки, на которых буква Ю написана правильно.
3. Ю с правой стороны рисунка.
4. Соедини с буквой Ю
5. Послушайте сказку Г.Юдина «Верблюженок Бюль-Бюль» и запомните слова со звуком [ю].
ВЕРБЛЮЖОНОК БЮЛЬ-БЮЛЬ
Верблюжонку Бюль-Бюль очень хотелось, чтобы у него было все, как у людей.
– Мама! Я тоже хочу спать в люльке.
– А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблюдица.
– Нет, он такой мягкий… – обрадовался Бюль-Бюль.
– Мама, я тоже хочу играть с юлой, – сказал он в следующий раз.
– А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.
– Нет, он такой веселый! – обрадовался Бюль-Бюль.
– Мама, я тоже хочу есть урюк, – сказал он в следующий раз.
– А разве колючки, которые мы едим, хуже? – спросила верблюдица.
– Нет, они такие сладкие! – засмеялся Бюль-Бюль.
– Мама, я тоже хочу жить в юрте, – сказал он в следующий раз.
– Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.
– Конечно же, нет! – засмеялся Бюль-Бюль. – И никогда не вырастет.
6. И г р а «Кто внимательный?»
1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.
2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [ю ] в словах: яблоко, елка, Эдик, Елена, Юля, юмор, улица, яма.
7. И г р а «Кто больше?»
Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы Ю
.
(Юла, юбка, юннат
и т. д.)
8. И г р а «Найди слово»
1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.
ю – – ю – –
ю – – – ю – – –
ю – – – – ю – – – –
ю – – – – – ю – – – – –
Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:
юг, юла, юнга, юннат. люди, дюшес, бюджет,
тюльпан.
9. И г р а «Превращение слов – волшебная цепочка»
1. Замените одну букву в словах: клев, шляпка, нора, лук, салат, крик.
О т в е т: клюв, шлюпка, Нюра, люк, салют, крюк.
2. Составьте цепочку из слов, содержащих букву «ю», в которой каждое следующее слово начинаются с последней буквы предыдущего.
О т в е т: юннат – тюльпан – натюрморт – тюбик – кювет – тюль и т. д.
10. И г р а «Добавьте звук»
– ный, – ноша, – г, – билей, – рист.
11. Кроссворд
1. Детская кроватка.
2. Осветительный прибор.
3. Сосуд для вина на тонкой ножке.
4. Палка с загнутым верхним концом для опоры при ходьбе.
О т в е т: люлька, люстра, рюмка, клюка
12.
На арене укротитель –
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква Ю
, с кольцом
К тиграм смело встал лицом.
Части рисунка с буквой Ю раскрась разноцветными карандашами.
13.
Пишем..
14.
Слияние [йа]
обозначается буквой Я
!
1. Назовите слова на звук [йа].
2 . Найди спрятанные буквы Я . Обведи их.
3. Обведи и раскрась только те яблоки, на которых буква Я написана правильно.
4. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Я с правой стороны рисунка.
5 . Соедини с буквой Я только те предметы, названия которых с неё начинаются.
6. И г р а «Я» в квадрате»
В этом квадрате 16 букв. Попробуйте из них сложить предложение. А читать его нужно так: нашли одну букву, ищите другую, которая стоит рядом. Буква может стоять справа, слева, вверху, внизу, но не по диагонали
А советую, друзья,
Начинать вам с буквы Я .
О т в е т: Я добрался до конца.
7. Кроссворд
1. По горизонтали: фруктовое дерево.
По вертикали: животное с пятнистой шерстью.
2. Хищная птица.
3. Шахматная фигура или большая лодка.
4. Деревянный хомут для скота.
5. Исход игры, при котором никто не выигрывает.
6. Пресмыкающееся без ног, обычно с ядовитыми зубами.
О т в е т: 1) (гор.) яблоня, 1) (верт.) ягуар, 2) ястреб, 3) ладья, 4) ярмо, 5) ничья, 6) змея.
8. Ребусы
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
Образовательные:
Формировать умение находить в словах букву Я;
Знать, какие звуки она обозначает;
- совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом,
отвечать на вопросы по содержанию;
способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.(Слайд 3)
Давайте.улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Настраиваемся хорошо и слаженно работать Проверяем правильно ли мы сидим за партой.(слайд4)
2. Актуализация знаний
- В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак..
1)звуки бывают гласные и… (согласные)
Твёрдые и…(мягкие)
Звонкие и…(глухие)
2). Звуки мы слышим, а буквы…(пишем)
3). В слове столько слогов, сколько… .(гласных)
4). После твёрдых согласных пишутся гласные.. (а,о,ы,у).
- После мягких согласных пишутся гласные… (и,е)
3. Речевая разминка Читаем чистоговорки (медленно,быстро,громко,тихо)(слайд 5)
Что вы знаете о букве Е?
В каких случаях эта буква обозначает 2 звука? Какие буквы мы называем хитрыми? (Е) (слайд 6) Почему? (В начале слова и после гласной обозначают два звука.)
- Постановка учебной задачи
Сегодня вы познакомитесь с новой буквой- подругой буквы Е (слайд 7)
Отгадайте эту букву (слайд 8)
Загадки:
Он гуляет в паре с мамой,
Учится пастись в отаре
«Бе» зовет друзей ребенок
Потому, что он …(ягненок)
Бабка эта кривонога,
И горбата,как клюка
Нос крючком и грубовата
Это бабушка …(Яга)
Птица сверху налетает
И цыплят внизу хватает.(Ястреб)
Чем похожи эти слова? С какой буквы начинаются эти слова?(слайд 7)
Я (слайд 9)
Тема урока:
Звуки [й],[а],буквы Я,я.(слайд 10)
5 .Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1.Знакомство с буквой я, (слайд 11)
- Мы с вами видим на слайде большую и маленькую букву Я,я.
- Когда мы видим заглавную,большую букву? Строчную?
3 . Слого-звуковой анализ слова (слайд 13)
– Давайте выполним слого-звуковой анализ слов, сначала выполним анализ имени нашей помощницы Бабы Яги.(слайд 14)
- – Произнесите слово
Яга
по слогам. - – Сколько слогов в слове?
- – Какой первый?
- – Какой второй?
- – Медленно произнесите первый слог [й’а].
- Он состоит из двух звуков. Два звука, образовавшие слияние йа , принято обозначать не двумя буквами, а одной .
- Послушайте пословицу, в чем ее смысл? (слайд 15 )
- Слого-звуковой анализ слова - моя (слайд 16)
- Буква Я после гласного звука, а также после ь и ъ обозначает два звука: [Й][А]
- Слого-звуковой анализ слова - семья (слайд 17)
- Буква Я после ь и ъ обозначает два звука: [Й][А]
- Слого-звуковой анализ слова - мята (слайд 18)
Буква Я после согласной смягчает эту согласную и обозначает гласный звук [А].
- Итак: мы с Вами убедились,что буква Я в начале слов, после гласного звука, а также после ь и ъ обозначает два звука: [Й][А]. Буква Я после согласной смягчает эту согласную и обозначает гласный звук [А].(слайд 19)
- Яга - 2 слога,3буквы,4 звука
- Моя - 2 слога,3 буквы,4 звука (слайд 20)
- Физкультминутка (слайд 21)
- 4. Чтение слогов-слияний (слайд 22)
- 5. Работа с учебником стр.111 (слайд 23)
- 6. Закрепление знаний и способов действий.
- - Выберите картинку где есть буква Я(слайд 24)
- - Прочитайте пословицы, в чем смысл, найдите слова с буквой Я (слайд 25)
- - Составьте из слов предложения (слайд 26,27)
- - Зашумленные картинки.Найдите и обведите красным карандашом букву я
- Где на ленте букв находится буква Я? Когда буква я обозначает 2 звука? (слайд 28)
- Послушайте сказку про букву Я (слайд 29)
2.Изучение новой буквы Буква Я - (слайд 12) буква Я гласная (Почему? Давайте попоем букву Я) Буква Я тридцать третья и последняя буква русского алфавита. Читать слова с буквой Я легко, если она в начале слова и после гласной, надо просто назвать букву. Называйте букву. На что похожа буква Я ?. Буква Я в начале слов, после гласного звука, а также после ь и ъ обозначает два звука: [Й][А]. Буква Я после согласной смягчает эту согласную и обозначает гласный звук [А].
Цель: Научить ученика учиться, познакомить с гласной буквой Я , обозначающей два звука.
Задачи:
- формировать у учащихся представление о функциях буквы Я.
- совершенствовать навыки чтения.
- развивать фонематический слух, речь, логическое мышление.
- воспитывать любовь к Родине, коллективизм.
- умение выполнять слога – звуковой анализ слов,
- объяснять употребление заглавной буквы,
- уметь составлять рассказ по картинке, задавать вопросы по тексту,
- уметь работать в малой группе, самостоятельно.
Оборудование: проектор, компьютер.
Используемый материал: диск «Русская азбука», раздаточные карточки с буквами, ребус (на экране), букет из рябины.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок
Мы за парту дружно встали
Глазки на меня подняли
Тихо сели спинки прямо
Все тихонечко вздохнём
И урок мы наш начнём.
II. Включение в учебную деятельность.
– На какие 2 группы делятся все звуки букв? (гласные и согласные)
(давайте проверим ваш ответ) СЛАЙД 2 по щелчку
– Какие вы знаете буквы дающие гласные звуки? (а, о, у, ы, и, е)
(давайте проверим ваш ответ) СЛАЙД 3 по щелчку
– Какие буквы указывают на то, что впереди неё стоящий согласный произносится мягко? (и, е).
(давайте проверим ваш ответ) СЛАЙД 4 по щелчку)
III. Постановка цели
Для этого вы должны определить, чем мы на уроке будем заниматься. Какую букву изучать. А для этого вам надо отгадать загадки.
Д омик круглый, домик белый,
Домик был сначала целый,
А как треснул наконец,
Так и выскочил жилец.
(Яйцо и цыпленок) Рисунок 1К руглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленье детки.
(Яблоко) Рисунок 2Е сли б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык) Рисунок 3
Так с какой же буквой мы познакомимся сегодня на уроке? С буквой Я.
IV. Работа по теме урока.
1. Знакомство со звуками [й,а].
Откройте Азбуку на стр. 111.
– Что изображено в красной рамочке справа? (Яблоки и яблоня)
– Что вы можете сказать о схемах к этим словам?
– Какие первые два звука в каждом из этих слов? (Й, а)
Когда рядом слышится два звука в следующей последовательности [й,а], в письменной речи употребляется буква Я. Рисунок 4
– Прочитайте в «Азбуке» на стр. 110-111 тему урока.
2. Знакомство с буквами Я,я.
Всем на свете буква я
Доложить готова:
– а вы знаете кто я?
Вы не знаете, кто я.
Я не только буква
Я – буква, слог и слово!
СЛАЙД 5 по щелчку .
– Откройте пропись на стр. 29 и сравните печатную букву я и строчную письменную.
СЛАЙД 6 по щелчку (написание строчной буквы я)
– Пропишите букву я. Сначала каждый элемент до буквы, затем буквы по пунктиру, потом самостоятельно до конца строки.
– Откройте пропись на стр. 30 и сравните печатную букву Я и заглавную письменную.
СЛАЙД 7 по щелчку (написание заглавной буквы Я)
– Пропишите букву Я. Сначала каждый элемент до буквы, затем буквы по пунктиру.
– Проведите фонетический разбор (звуко-буквенный анализ) слов якорь, змея.
– Скажите в каких случаях буква Я даёт два звука? (В начале слова, после гласного звука). А ещё после Ъ или Ь знаков.
– На стр. 111 «Азбуки», внизу прочитайте правило о букве Я.
Физкультминутка СЛАЙД 8-14 автоматически.
3. Работа по учебнику
Азбука стр. 110
– Расскажи, где ты родился.
– Как называется город, где ты живёшь.
– На берегах, какой реки стоит твой город?
– Что вы видите на иллюстрации? (Карту нашей страны)
– Почему именно этот город так важен для нашей страны?
– На каких видах транспорта можно добраться из одного места нашей страны в другое?
– Какие животные обитают на территории нашей страны?
– Какие деревья произрастают на территории нашей страны?
– Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
Основными символами нашего государства являются герб, флаг и гимн РФ.
СЛАЙД 15 по щелчку
– Прочитайте пословицы на стр. 110.
Дети читают пословицы по цепочке.
– Чему они нас учат?
– Чем славны русские люди?
– Прочитайте текст на стр. 111.
– Как называется наша страна?
– Что посадили у дома?
– Чему будут рады мама, папа и сестра?
– Скажите пожалуйста, что такое Родина?
Место, где ты родился и растёшь, – это Родина.
– В прописи на стр. 29 запишите предложение «Россия – Родина моя.»
СЛАЙД 16 по щелчку
Рассказ учителя о флаге России.
Цвета флага символизируют:
- Белый цвет символизирует благородство и откровенность;
- Синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;
- Красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.
Упражнения на развитие речевого аппарата.
- Дыхательная гимнастика.
Упражнение «Рубим дрова».
И.П. стоя, пальцы рук скреплены в замок. На вдохе поднять руки вверх над головой, на выдохе наклониться вперёд и опустить руки, имитируя рубку дров.
- Артикуляционная разминка.
Упражнение «Щёчки».
Сидя поочерёдно надувать каждую щёку, перемещать поток воздуха от одной щеки к другой. Упражнение повторить 5-7 раз.
Упражнение «Хомячок».
Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.
V. Продолжение работы по теме урока.
Стр. 112 «Азбуки»
- Работа по заданию в учебнике.
- Работа по заданию в учебнике.
Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова маяк в тетради по чтению.
– Почему в слове маяк звуков больше, чем букв?
– Рассмотрите рисунок на этой же странице.
– Что изображено на ней?
– Что плывёт по морю?
– Кто кружит над палубой корабля?
– Кто из вас знает, для чего на море нужен маяк?
– Прочитайте текст «Маяк». Дети читают по цепочке.
– Как называется описанная в тексте непогод на море? Шторм.
СЛАЙД 17 по щелчку
– Посмотрите как изобразил шторм в своей картине «Девятый вал» русский художник маринист Иван Константинович Айвазовский.
- Работа в парах. Задайте друг другу вопросы по содержанию текста.
Примерные вопросы.
– Что сверкало вокруг? Своими словами.
– Как взлетала морская волна? Предложение из текста.
– Куда надо идти судам? Предложение изтекста.
– Что им встретилось на пути? Своими словами .
– Как светит маяк? Своими словами.
VI. Рефлексия.
– Вам понравился сегодняшний урок?
– Что нового вы узнали на нем?
– Кто доволен своей работой на уроке?
– А кто не очень? Почему?