Основы цветоведения простыми словами. Основы колористики и цветовой композиции Определение искусство живопись цветоведение

Если ваша давняя мечта научиться рисовать как настоящий художник, но нет времени для того, чтобы идти в художественную школу, или денег, чтобы нанять репетитора, не отчаивайтесь! Вы можете самостоятельно заняться обучением дома в свободное и удобное для вас время. Главное – это тщательно подготовиться, потому что вашим учителем будете вы сами.

В первую очередь необходимо понять, какими именно знаниями вы должны овладеть. Решающее значение в самостоятельном обучении имеют правильно подобранные книги. В учебных заведениях для художников-живописцев преподают следующие дисциплины: рисунок, живопись, композиция, цветоведение, анатомия и перспектива. Если вы самостоятельно решили изучать курс рисования, то вам понадобится набор следующих учебников.

Рисунок

Основы учебного академического рисунка. Николай Ли.

Автор подает весь курс академического , последовательно раскрывая все материалы учебной программы художественного училища. Шаг за шагом вы легко освоите рисование простых геометрических тел (куб, цилиндр, сфера, конус, пирамида), которые лежат в основе конструкций любых более сложных предметов таких как греческие вазы, капители, предметы мебели, дома, человеческое тело. Из этой книги вы узнаете основы линейной перспективы, метод конструктивного построения в рисунке, понятие о пропорциях предметов и их значение в рисунке, а также знания пластической анатомии тела человека.

Рисунок. Наброски и зарисовки. В. К. Кузин

Выполнение набросков и зарисовок играет важную роль в развитии выразительности рисунка, цельности видения, умения передать пропорции и основные черты позы. Данная книга ознакомит вас с художественными возможностями линии и пятна, а также с различными материалами, которыми можно выполнять наброски. Здесь полно примеров набросков выдающихся художников. Кроме того, вы узнаете роль набросков в создании композиции, и освоите техники и схемы построения набросков и зарисовок.

Игра света и тени для художников. Бёрн Хогарт

Из этой книги вы узнаете о всевозможных типах освещения и влияние света на материальность. Вы получите обширное представление о том, что такое светотеневой рисунок на плоскости, и какую роль играет свет в моделировке формы. У вас будет представление о том, какие есть категории света и тени, и как влияет свет на выразительность композиции. А также поймете, чем отличаются друг от друга плоский рассеянный свет, лунный свет, скульптурный свет, пространственный свет, фрагментарный свет, ослепляющий свет, выразительный свет. В целом, в этой пособии вы обнаружите сотни определений света и получите более глубокое представление о его функции в рисунке.

Живопись

Техника акварельной живописи. П. П. Ревякин

Эта книга, выпущенная еще во времена СССР, является универсальным руководством по академической живописи. Она дает широкое представление о влиянии освещения на цвет и раскрывает такие основные понятия в живописи как собственный и отраженный свет, цветовая температура, светотень, локальный цвет предмета. Этот учебник познакомит вас с особенностями чувствительности нашего зрения к цвету и различными видами цветовых контрастов. Вы узнаете, какие материалы необходимы при работе с акварельными красками, а также особенности взаимодействия различных пигментов с бумагой. Здесь описана подробная методика работы классического способа моделировки формы предметов при помощи акварельных красок, а также дается понятие о перспективе и планах в живописи. Значительная часть книги посвящена написанию архитектурных сооружений, поэтому ее полезно будет прочитать даже архитекторам.

Основы живописи. Могилевцев В. А.

Эта книга рассчитана на профессиональное обучение портретной живописи. Здесь изложены базовые знания об академической живописи маслом в жанре портрета. Также здесь есть описание перечня необходимых материалов, этапы рисунка кистью на холсте, схема проработки деталей (глаза, нос, губы). А также здесь рассмотрены цветовые отношения и выразительные средства живописи. Книга разбита на 4 раздела: голова, портрет с руками, фигура, копирование. В каждом из разделов автор подробно описывает все этапы работы от замысла, создания эскиза до детализации и обобщения готового портрета. Кроме этой книги у Могилевцева есть еще две отличные книги “Основы рисунка” и “Наброски и учебный рисунок”, которые также заслуживают внимания и могут служить альтернативой вышеуказанным учебникам по рисунку.

Полный курс масляной живописи. Хеннес Руиссинг

В данной книге вы найдете описание материалов для живописи маслом, рецепты грунта, методы создания подрамника, обтяжки его холстом и проклейки грунтом. Автор демонстрирует все этапы работы: от наброска до создания готового живописного полотна. Из этой книги вы узнаете как работать с мастихином, чем отличаются пастозные и лессировочные краски, что такое воздушная перспектива и . Здесь есть простые примеры для наработки техники письма маслом в основных жанрах. Кроме того автор дает понятие о цветовых контрастах и способах применения их в живописи, а также дает советы, как избежать многих ошибок при работе с красками начинающим .

Курс акварельной живописи. Пейзаж за считанные минуты. Кейт Фенвик.

Если вам больше по душе акварель, то эта книга позволит с легкостью освоить пейзажную живопись. Она содержит в себе множество иллюстрированных примеров. При помощи нее вы освоите технику написания деталей пейзажа, которые порой представляют сложность для начинающих – это вода, архитектурные детали, камни, одиночные деревья. Автор детально рассматривает способы написания различных атмосферных эффектов, архитектурных и горных пейзажей, учит различным приемам написания неба, леса, воды. Он раскрывает секреты своей палитры, демонстрирует возможности применения маскирующей жидкости, дает множество мелких практических советов.

Анатомия

Изображение человека. Готтфрид Баммес

Безусловно, самый лучший автор, которого можно найти для изучения пластической художнику. Баммес не только профессионально излагает анатомию фигуры человека, но и дает представление об изображении фигуры на плоскости. Самая лучшая его книга «Анатомия для художников», к сожалению, не переведена на русский язык. Поэтому всем, кто не владеет немецким языком, рекомендую ознакомиться с этими двумя книгами на русском языке «Образ человека» и «Изображение человека. Основы рисунка с натуры», которые являются компиляцией оригинальной книги на русском языке. Первая книга является подробным курсом анатомии и дает полное представление о строении, пропорциях человеческого тела, изображении статичной и динамичной человеческой фигуры. Вторая книга посвящена больше именно процессу рисования фигуры на плоскости и позволит вам освоить различные способы моделирования формы человеческого тела.

Цветоведение

Искусство цвета. Иоханнес Иттен

Данная книга представляет собой обширный труд о теории цвета. Она познакомит вас с физической природой цвета, расскажет об основах цветовой гармонии и даст полное представление о системе цвета. Вы узнаете не только о цветовом конструировании, всех типах цветового контраста, цветовой гармонии и теории цветовой выразительности, которые являются базой во многих учебниках по цветоведению, но и расширите свое представление о цвете боле глубокими познаниями. Автор углубляется в изучение семантики цвета, субъективного восприятия цвета, пространственного воздействия света на цвет. Кроме того, Иттен уделяет внимание теории цветовых впечатлений, что является особенно важным для художников-живописцев, которые интересуются реалистичной передачей объектов в световоздушной среде.

Композиция

Основы композиции. Н. М. Сокольникова.

Несмотря на то, что этот учебник рассчитан на учащихся 5-8 классов, на мой взгляд, это полезная книга как для начинающего, так и для опытного художника. Здесь в простой форме изложены основы композиции и очень удачно подобраны примеры, которые доступно передают логику композиционного размещения объектов на плоскости. Книжка знакомит читателя с элементарными правилами и средствами композиции, значением диагоналей в передаче движения, силовыми линиями формата, средствами выделения сюжетно-композиционного центра, правило золотого сечения, симметрии и асимметрии. В общем, здесь вы найдете все необходимое, что нужно учитывать при построении любой композиции, включая практические советы, которые легко усваиваются и применяются.

Вот с таким набором учебников, вы можете справиться с процессом обучения рисованию самостоятельно! Все эти книги можно легко скачать в интернете, но еще лучше будет приобрести их оригиналы для настольного чтения. Напоследок, еще один совет – старайтесь обращаться в первую очередь к методической литературе авторов-академиков и избегать поверхностных брошюр в мягкой обложке с броскими названиями, которые, как правило, не дают системных знаний.

Работая над натюрмортом акварелью, учащиеся знакомятся с основами живописи. Как один из видов изобразительного искусства, живопись передает все многообразие окружающего нас мира (свет, пространство, объем и т. д.) на плоскости с помощью цвета, отличаясь тем самым от графики, где средствами выражения являются штрих, линия, пятно, светотень, а цвет исполняет ограниченную, вспомогательную роль. Иногда ввиду специфичности техники и некоторой условности приемов акварель относят к области графики. С этим трудно согласиться. На первых порах освоения этой техники ученик, выполняя натюрморт акварелью, должен ставить перед собой лишь живописные задачи. Выбор акварели на первом этапе приобщения ученика к живописи делается не из-за легкости технических и технологических задач, а просто из-за доступности материалов. Чтобы с самого начала занятия живописью не носили любительского характера, необходимо знание основ цветоведения.

Цвет - один из признаков любого предмета. Наряду с формой он определяет индивидуальность предмета. Характеризуя окружающий предметный мир, мы упоминаем цвет как одну из главных его особенностей.

Постичь цвет пытались еще древние греки. В 450 г. до н. э. Демокрит писал: «В восприятии имеются сладость, горечь, тепло и холод, а также цвет. В действительности имеются атомы и пустота».

Понятие цвета обычно рассматривают в трех аспектах: физико-техническом, психобиологофизическом и психологическом.

Первые, кто пытался объяснить природу цвета и света, были философы. «Свет - это не огонь, не какое-либо тело вообще и не истечение из какого-либо тела, нет, свет - это наличие огня или чего-то подобного в прозрачном», - писал Аристотель. Особый интерес к учению о цвете возник в первой половине XVII в., когда на смену философским понятиям приходят физические, основанные на опытах и экспериментах. Создав корпускулярную теорию света, великий английский физик Исаак Ньютон объяснял различные цвета излучения наличием составляющих их корпускул. Излагая свою теорию, Ньютон считал цвета не качествами, а первоначальными свойствами света, которые отличаются между собой из-за различного преломления. Он писал: «Вид цвета и степень преломляемости, свойственные каждому отдельному сорту лучей, не изменяются ни преломлением, ни отражением, ни какой-либо иной причиной, которую я мог наблюдать». В начале XIX в. исследования О. Френеля, Ж. Фуко и других ученых подтвердили преимущество волновой теории, которую выдвигали еще в XVII в. Р. Гук и X. Гюгенс, иезуит Игнатий Гастон Парди, перед корпускулярной. В марте 1675 г. Гук, выступая в Королевском обществе, заявил: «Свет - колебательное или дрожательное движение в среде… происходящее из подобного же движения в светящемся теле, подобно звуку, который обычно объясняется дрожательными движениями среды, проводящей его, вызванного дрожательными движениями звучащего тела. И так же, как в звуке пропорциональные колебания производят различные гармоники, так и в свете различные странные и приятные цвета создаются при смешении пропорциональных и гармонических движений. Первые воспринимаются ухом, вторые - глазом».

Но даже до сих пор еще не ясно, почему в одних явлениях свет обнаруживает волновые свойства, а в других - корпускулярные.

Немецкий физик М. Планк, а затем Эйнштейн, Бор и др. открыли, что свет излучается не в виде волн, а в виде определенных и неделимых порций энергии, которые называли квантами, или фотонами. Фотоны разной энергии представляют собой свет различных цветов.

Созданная сейчас квантовая теория как бы объединяет волновые и корпускулярные свойства света, так как они являются природными качествами всей материи. Каждая волна обладает корпускулярными свойствами, и каждая частица вещества - волнами.

Экспериментируя со стеклянными призмами, Ньютон в 1672 г. разложил белый свет на отдельные спектральные цвета. Эти цвета плавно переходят один в другой, от красного до фиолетового. Разложение белого цвета в какой-либо среде, называемое дисперсией, является разделением его на разные по длине волны. Между фиолетовым и пурпурно-красным, т. е. крайними цветами спектра, примерно 160 различных цветовых оттенков. Незаметность переходов одного цвета в другой затрудняет и усложняет работу по изучению их свойств. Поэтому обычно весь спектр делят на шесть или восемь интервалов, которые соответствуют красному, оранжевому, желтому, зеленому, синему и фиолетовому цветам с вариациями желто-зеленого, светло- и темно-синего.

Возникает окраска предмета из-за избирательной абсорбции, т. е. поглощения предметом избранных длин волн. Если посмотреть на красную драпировку через зеленое стекло, то она покажется нам черной. Почему? Красное отражает в основном красные лучи и в меньшей степени оранжевые и желтые. Все остальные - поглощает. Зеленое стекло поглощает красные лучи, а все остальные уже были поглощены ранее красным.

Поэтому драпировка будет казаться черной. Любой предмет поглощает все цвета, кроме собственного, составляющего его окраску. Если же на красную драпировку посмотреть через красное стекло, то она будет восприниматься очень интенсивно, насыщенно. Наоборот, при освещении любыми другими цветными источниками ее можно увидеть и оранжевой, и даже коричневой.

Интенсивность света зависит не только от количества лучистой энергии, но и от ее цветового качества. Кроме того, интенсивность света определяется реакцией глаза на излучение, что связано с психофизиологией, т. е. субъективными ощущениями человека.

Измерить световые и цветовые ощущения может лишь чувствительность глаза. Осложняется это измерение и восприятие цвета тем, что нет равенства между степенью чувствительности к отдельным, монохроматическим лучам и величиной их энергии. Распределение энергии по спектру и распределение интенсивности светового потока не совпадают.

Основными параметрами цвета являются цветовой тон, насыщенность и яркость.

Цветовым тоном называется качество хроматического цвета, которое отличает его от ахроматического. Это основная характеристика хроматического цвета. В ахроматических цветах цветового тона нет. Иначе говоря, цветовой тон является различием цвета по длине волны.

Насыщенность - это полная выраженность цветового тона. Чем более цвет отличается от ахроматического, тем более он насыщен. Насыщенность - это чистота цвета. Разбеливая цвет, мы уменьшаем его насыщенность.

Яркость цвета - это его светлота. Она определяется отношением количества отраженных лучей к количеству упавших.

Таким образом, цвет выражается качественной характеристикой (цветовой тон и насыщенность) и количественной (яркость). Чтобы дать точные характеристики цветовому тону, насыщенности и яркости цвета, необходимо измерить их. Измерять можно визуально, но это будет неточно.

Кроме семи основных цветов спектра глаз человека при среднем уровне яркости может различать 180 цветовых тонов, включая 30 пурпурных, которые отсутствуют в спектре, но получаются смешением синих и красных тонов. Всего же тренированный глаз художника различает около 10 тыс. цветовых оттенков. Максимальная чувствительность глаза при дневном освещении приходится на излучение с длинной волны 553-556 нм, что соответствует желто-зеленому спектральному цвету, а минимальная - на крайние длины волн видимого диапазона, которые представляют собой красный и фиолетовый света. Этот эффект наблюдается лишь при одинаковой энергетической мощности излучения.

Человеческое зрение является сложнейшей проблемой для науки. Оно включает в себя не только чисто физиологические, но и психологические вопросы. Имея смутное представление об анатомии глаза и видя, что глаза некоторых животных светятся в темноте, античные ученые выдвинули своеобразную теорию. Согласно ей человек видит из-за исходящего из глаза света. Луч света, выйдя из глаза и «ощупав» предмет, приходит снова в глаз. Евклид называл его световым лучом. Левкипп и Демокрит выдвигали свою версию теории видения. Они утверждали, что от каждого предмета исходят лучи, которые состоят из мельчайших частиц - корпускул. Таким образом, каждый предмет посылает в наш глаз своеобразные «лучи-образы». Аристотель развил эту теорию, доказывая, что, глядя на предмет, мы воспринимаем некоторое движение. Мы видим окружающий мир из-за взаимодействия двух способов: «света очей» и «лучей-образов» предметов, говорил Платон. В XIII в. в Западной Европе возник интерес к достижениям арабской науки. Переводились научные труды арабов, в частности был сделан перевод книги крупнейшего оптика Арабского Востока Ибн-ал-Хайсама (Альхазена, 965-1039 гг.) «Оптика». Ибн-ал-Хайсам утверждал, что изображение предмета образуется в хрусталике и что глаз состоит из жидких и кристаллических сред. Даже если глаз излучает свет, писал он, все равно глаз воспринимает лучи, пришедшие извне. Почему у человека болят глаза, когда он смотрит на солнце? Видимо, человеческий глаз получает что-то исходящее от предмета. Он является как бы приемником излучения, писал Ибн-ал-Хайсам.

Эта теория просуществовала вплоть до XVII в., уже после того, как ученые открыли роговицу и сетчатку глаза. В 1630 г. появилась книга X. Шейнера «Глаз - основа оптики», где были описаны опыты с препарированными бычьим и человеческим глазом. На основе этих опытов было доказано, что на сетчатке образуется перевернутое изображение.

Современные ученые доказали, что человеческий глаз состоит из трех цветоощущающих нервных аппаратов, состоящих из колбочек, способных возбуждаться и передавать в мозг три разновидности цветовых возбуждений - синее, зеленое и красное. Приемниками цветной информации являются колбочки сетчатки глаза, чувствительные к красным, зеленым и синим цветами. Основы этой теории были заложены еще М.В. Ломоносовым в середине XVIII в. Дальнейшие физиологические исследования, в частности Томаса Юнга в начале XIX в., подтвердили и развили ее.

Но каждый из трех центров по-разному реагирует на цвет спектра дневного света. Из сказанного выше о максимальной чувствительности глаза можно сделать вывод, что в желто-зеленом диапазоне спектра необходима меньшая интенсивность света по сравнению с фиолетовым и красным, чтобы глаз ощутил ту же яркость цветов визуально. Если взять цвет изолированно и наблюдать его, то можно сделать вывод: чем меньше примесей он имеет, чем он чище, чем ближе он к спектральным, тем он красивее. Падающий на предмет свет может влиять на цвет предмета. Некоторые минералы, относящиеся к драгоценным или полудрагоценным камням, меняют окраску. Освещенный дневными лучами света александрит зеленого цвета, а при освещении лампой накаливания - красного. Рассматривая картины старых мастеров, пользовавшихся техникой лессировок, мы часто видим светящиеся куски живописи, особенно если приглушено окружение. Менее насыщенным, но более светлым будет цвет, если область отражения шире. И, наоборот, при узкой полосе отражения цвет кажется насыщенным, но и более темным. Поэтому живопись в холодном и теплом колорите по-разному смотрится в различном освещении.

Человек все, в том числе и цвет, видит в сравнении. Влияние же одного цвета на другой приводит к различным цветовым эффектам. Если рассматривать характеристики спектральной чувствительности глаза при дневном свете и сумеречном (слабом), то максимум яркого света приходится на длину волны 556 нм, а слабого - 510 нм. Причем в первом случае у человека действует колбочковое зрение, а во втором - палочковое. Эта особенность называется «эффектом Пуркинье» в честь чехословацкого ученого Я.Э. Пуркинье, который установил данную зависимость. Темнеет красно-оранжевая область спектра и светлеет в этих же условиях зелено-синяя. Каждый может проверить этот эффект, рассматривая букет цветов при дневном (солнечном) и лунном освещении. Максимальная чувствительность глаза при дневном и сумеречном зрении изменяется более чем в 250 раз.

Если квадрат одного цвета рассматривать на фонах разных цветов, то цвет квадрата мы будем воспринимать по-разному. Изменение цветового ощущения идет к дополнительному цвету. Чем больше цветовая площадь, тем большее действие оно оказывает. Например, серый квадрат на пурпурном фоне зеленеет, на зеленом - краснеет, на желтом - синеет, а на синем - желтеет. Этот эффект называется одновременным контрастом, или индуцирующим излучением.

Положив на стол белый лист бумаги, закрываем его темно-синей драпировкой. Пристально и долго смотрим на драпировку. Отдернув ее, мы обнаруживаем, что некоторое время белый лист бумаги нам кажется желтоватым, после опыта с зеленой драпировкой лист будет красноватым и т. д. Это последовательный контраст.

Вернемся к цветовым ощущениям, направленным в сторону дополнительных цветов. Человеческий глаз, вызывая в памяти дополнительный цвет, как бы стремится к целостности цветового восприятия. С точки зрения биологии этот факт объясняется адаптацией нашего глаза к различным цветам. Зная, что у нас три нервных центра и чувствительность нормального зрения этих центров неодинакова, мы не должны сбрасывать фактор утомляемости. Менее утомленный нервный центр более чувствителен к раздражающему цвету. Зеленый центр быстрее адаптируется, чем красный и синий. Поэтому дополнительные цвета бывают несколько зеленее.

Иногда не видят различий между дополнительными и контрастными цветами, поскольку они близки друг другу. Например, дополнительным к ультрамарину будет зелено-желтый (лимонный) цвет, а контрастным - оранжевый; дополнительным к фиолетовому - желто-зеленый, а контрастным - чистый желтый. Проверить, дополнительный ли это цвет, можно, смешивая основной и дополнительный на палитре, - должен получиться серый цвет.

Уже давно замечено, что синие, голубые цвета выглядят по сравнению с каким-либо предметом удаленным, и наоборот, красные, оранжевые - приближенными. Например, ярко-красный квадрат будет выступать на синем фоне, а синий квадрат углубляться на ярко-красном. Цвет, способный выступать вперед, кажется всегда густым и плотным. Это еще один эффект, применяемый живописцами. Появляется еще одно понятие: теплые и холодные цвета. Если выделять теплые спектральные цвета, то длина их волн будет 556 нм и выше, холодных же - от 556 нм в сторону уменьшения. Более просто можно представить теплые цвета по ассоциации с огнем, а холодные - со льдом. Но холодные и теплые цвета нужно рассматривать только в сравнении друг с другом. Например, стронциановая желтая в сравнении с кобальтом зеленым будет теплой, а в сравнении с кадмием оранжевым - холодной. У одного цвета могут быть теплые и холодные тона. Например, желтый цвет может быть теплым (кадмий) и холодным (стронциановая). Итак, теплые или холодные оттенки, появляясь в цвете, говорят об отклонении какого-либо цвета в направлении к другому цветовому оттенку. Физические исследования показали, что лучи волн различной длины имеют различную температуру. В красной части спектра за 10 минут термометр показывает повышение температуры на 4,5 градуса, а в синей - за 15 минут на 0,5 градуса.

Необходимо также сказать, что цвета, присущие предмету, без оттенков, которые появляются под воздействием освещения и световоздушной среды, называются локальными. Локальный цвет мы можем воспринять лишь теоретически или с помощью физических приборов. В жизни любой предмет находится в среде, подвержен различным влияниям соседних цветов и уже не является локальным. Локальный - это как бы «памятный цвет».

Работая над живописным произведением, художник всегда старается добиться гармонии цветовых отношений. Знание гармоничных сочетаний необходимо архитектуру, дизайнеру, художнику-оформителю, художнику, работающему в полиграфии и декоративно-прикладном искусстве, и т. д.

Слово «гармония» берет начало от греческого harmonia, которое обозначает соразмерность, созвучие, связь. Еще в эпоху Возрождения художники и архитекторы пытались найти ключ к разгадке проблемы гармонических сочетаний цветов. Леонардо да Винчи и Ньютон, Гёте и Ламберт, Мунселл и Оствальд, Ньюберг, Кандинский, Волков и многие другие разрабатывали гармонию цветовых сочетаний. «Вообще цвет в картине значит не только то, что он значит сам по себе. На картине реализовано обогащенное восприятие цвета», - писал Н.Н. Волков в книге «Цвет в живописи».

Ученый-цветовед Н. Д. Ньюберг в своих работах пытался определить закономерность между цветами и их гармоническими сочетаниями. Он считал, что гармония может возникнуть только не менее чем из трех и не более чем из пяти-шести цветов. Однако очень часто можно наблюдать гармонично подобранные два цвета.

Когда мы говорим о гармонии, то, прежде всего, думаем о наиболее приятных сочетаниях красок. Любая цветовая композиция строится на основе поисков гармонии. Художники-практики работали над этой проблемой главным образом по интуиции, но пытались теоретически найти какую-нибудь связь между цветами и создать стройную систему.

Вначале в каждом цвете видели лишь две составляющие - яркость и цветовой тон. Поэтому первые схемы гармонии состояли из двух цветов. После появления третьего цветового качества - насыщенности - стали создаваться трехцветовые гармонии, а позже и четырехцветовые. В народном декоративно-прикладном искусстве, при оформлении интерьеров и внешнего вида зданий часто наблюдаются гармонические сочетания контрастных полноцветных красок или близких друг другу цветов. Это самый популярный вид гармоничных отношений.

Сочетанием двух цветов, где каждый цвет влияет на другой, Оствальд считал цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга под углом 120 и 90 градусов (см. учебные работы на цветной вклейке). Оствальд утверждал, что насыщенные цвета должны располагаться малыми пятнами, так как большие площади приглушают и ослабляют цвет.

Сочетанием контрастных цветов можно добиться большой чистоты и звучания каждого цвета в отдельности. Ранее говорилось об отличии дополнительных и контрастных цветов. Двухцветовая гармония может быть выполнена и из дополнительных цветов.

Более спокойные отношения между двумя цветами могут получиться, если один из цветов осветлен или затенен, а другой взят чистым. Подобрать два гармоничных цвета можно по принципу ближайших цветов, например: зеленый и синий; синий и фиолетовый; фиолетовый и красный; оранжевый и красный.

Если при опытном подборе получается дисгармония цветов, то необходимо попытаться использовать приемы, описанные выше, или уменьшить площадь сомнительного цвета.

Ф. Арнхейм приводит пять типов смешения цветов, подразумевая под этим гармонию.

I тип «Подобие на основе субординации». При сопоставлении двух цветов по этому типу всегда остается общий для двух цвет, например: желтовато-красный и желтовато-синий, синевато-желтый и синевато-красный. Общее для двух цветовых отношений ведет к приближению цветов друг к другу, к единству, а значит - к гармонии. Получаются два совершенно различных цвета, связанных одной и той же примесью. Если же взять перевернутые отношения, то цвета будут отталкиваться друг от друга, например: красновато-желтый и синевато-красный.

II тип «Структурное противоречие на основе общего элемента». Если взять такие пары, как красновато-желтый и синевато-красный, красновато-синий и желтовато-красный, желтовато-синий и красновато-желтый, синевато-желтый и красновато-синий, синевато-красный и желтовато-синий, то для того чтобы избавиться от взаимного отталкивания и привести их к гармонии, надо ввести третий цвет: для первой пары - желтовато-синий, для второй - синевато-желтый, для третьей - красновато-синий и т. д. Вводя третий цвет, мы как бы усиливаем один из цветов пары, уравновешивая структурные противоречия.

III тип «Подобие на основе доминирования». Здесь один цвет имеет лишь разные оттенки, например: желтовато-красный и синевато-красный, красновато-желтый и синевато-красный, красновато-желтый и синевато-желтый и т. д. Получается, что один и тот же цвет разорван на две различные цветовые гаммы. Это приводит к взаимному отталкиванию и дисгармонии. Здесь так же, как в типе II, для создания гармонии цветов необходимо ввести третий цвет, который бы объединил их, перевесил одну из цветовых гамм. Например, в первом случае - синевато-желтый или желтовато-синий и т. д.

IV тип «Структурная инверсия». При подборе двух смесей какой-нибудь цвет в одной смеси берется доминирующим, а в другой он же играет подчиненную функцию, например: красновато-желтый и желтовато-красный. Получается, что два цветовых смешения принадлежат одной цветовой гамме. Возникает гармоничное сочетание, в противоположность типу II, где две цветовые смеси относятся к различным гаммам.

V тип «Сопоставление чистого основного цвета с ведущим цветовым тоном, который его содержит». Здесь могут быть два варианта:

  1. когда основной цвет доминирует и
  2. когда он играет подчиненную роль. По первому варианту сопоставляем: синий и красновато-синий, синий и желтовато-синий и т. д. По второму - синий и синевато-желтый, синий и синева-то-красный. И в первом, и во втором вариантах появляется одна цветовая гамма, но в первом случае один цвет чист, а во втором - с примесью. Возникает противоречие: во втором случае взаимодействуют чистые цвета, а примесь играет подчиненную роль.

Из всего сказанного видно, что, выбирая различные сочетания цветов, особенно по каким-то схемам, не всегда можно добиться гармоничного звучания. А. Матисс писал: «Лавина цветов сама по себе беспомощна. Цвет достигает полной выразительности тогда, когда он организован и его интенсивность соответствует интенсивности чувств художника».

Живописцы добиваются гармонии колорита, выбирая гамму цветов так, чтобы тот или иной оттенок цвета не «выскакивал» из общей цветовой гармонии, чтобы он не разбивал плоскости всей картины. Так, в портретах Веласкеса огромное количество цветовых оттенков, но они строятся на нескольких основных цветах. Все оттенки строятся на основе цветовой гаммы и у Сезанна. Однако ради выражения идеи произведения живописцы иногда вводят даже дисгармонию. Одни лишь приятно сгармонированные цветовые отношения удобно принять в интерьере, одежде, оформлении.

В применении к живописи это слишком примитивно. Если бы картина строилась по такому принципу, то на выставках и в музеях мы видели бы салонное умиротворение и покой. Благодаря продуманным цветовым отношениям на полотне художник может заставить зрителя следить за действием в нужном ему направлении.

До сих пор восприятие цвета рассматривалось главным образом с физико-химических позиций. Теперь постараемся описать реакцию человека на цвет с точки зрения психологии. Ученые давно заметили, что восприятие цвета во многом зависит от психологических факторов, в частности даже от настроения человека. Кроме того, человек может воспринимать цветовые ощущения под воздействием острых впечатлений, когда-либо ранее пережитых. Практический жизненный опыт также влияет на восприятие цвета: например, голубой напоминает человеку ассоциативно холодные лед, небо и водные просторы, желтый цвет - тепло, солнце. «Художник добивается успеха, пользуясь вольным или невольным знанием того, что зрительное восприятие картины отличается от зрительного восприятия натуры, поэтому картина, чтобы казаться похожей на натуру, должна отличаться от нее», - писал Ф.М. Ивенс в книге «Введение в теорию цвета».

Художников и педагогов всегда подкупают своей непосредственностью и чистотой детские рисунки. Особенно привлекает их цветовой строй. Ребенок всегда не задумываясь поет свою песню в рисунке. Ему не ведомы формальные приемы и теоретические выкладки. Многие художники старались разобраться в детском восприятии цвета, а некоторые даже пытались подражать детскому рисунку. Интересно, что дети до трех лет в своих рисунках чаще изображают сюжеты линиями, оставляя за пределами внимания цвет. Это связано с формированием в этом возрасте моторно-двигательных навыков.

Детей с трех до шести лет все больше и больше привлекает цвет, так как при визуальном знакомстве с окружающим миром цветовые характеристики предметов выходят на первое место. И лишь ребенок старше шести лет, приобщаясь к культуре, изучая строение предмета, вникая в произведения искусства, вновь обращается к форме, но уже обогащенной цветовыми характеристиками. В это время детей надо учить рисовать. Иначе очень скоро они начинают стесняться своих работ и перестают рисовать вовсе. Поэтому так мало детей старшего возраста занимаются изобразительным искусством. Очень странно бывает иногда видеть на выставках детских рисунков восхищения старших беспомощными по форме, но интересными по цвету рисунками 12-15-летних ребят. Раздаются еще голоса в защиту теории спонтанного развития изобразительного творчества детей, хотя эта теория подвергалась критике педагогикой много лет назад.

Ф. Арнхейм приводит интересные примеры опытов психолога-исследователя Формаха, который пришел к выводу, что спокойное настроение человека содействует образованию реакций на цвет, а подавленное - на форму. Человек педантичный, неэмоциональный, строго контролирующий себя, лучше воспринимает форму, и наоборот, чувствительные люди, неустойчивые, легко поддающиеся влиянию окружающих, предрасположенные к эмоциональным взрывам, неорганизованные, лучше воспринимают цвет, хотя любой человек неравнодушен к восприятию цвета и всегда реагирует на цветовые ощущения окружающего его мира.

Рошах обнаружил, что синему и зеленому цвету отдают предпочтение люди, которые держат свои эмоции под строгим контролем, а красного цвета они стараются избегать.

Чистый, яркий, насыщенный цвет всегда волнует любого человека, а серо-голубоватый, мягкий приводит к задумчивости.

Шарль Фере пришел к выводу, что цвет влияет на кровообращение и мускульные сокращения: на синий цвет реакция организма меньше всего, на зеленый - немного больше, на желтый, оранжевый и красный - еще больше.

Интересные исследования Курта Гольдштейна приводит Р. Арнхейм: «Будучи врачем-невропатологом, он обнаружил, что у пациентки, которая страдала болезнью головного мозга и обладала поэтому нарушенным чувством равновесия, всякий раз, когда на нее надевали платье красного цвета, начиналось головокружение и она была близка к обморочному состоянию. Эти симптомы пропадали, когда одежда была зеленого цвета».

Большинство людей не любят желтый цвет. Мужчины больше, чем женщины, любят синий цвет.

Художники также отдают предпочтение какому-нибудь цвету. Например, Суриков и Нестеров писали свои картины в холодном колорите. Архипов и Репин - в теплом. Для Ван Гога всегда было интересным использовать все возможности желтого цвета, превращая его в светящиеся, излучающие свет фрагменты своих живописных полотен. Вообще Ван Гога можно считать художником, выражавшим свои чувства, переживания и замыслы при помощи цвета. Смена «голубого периода» на «розовый» у П. Пикассо соответствовала изменениям в настроении и содержании его картин. Все эти цветовые особенности отличают художника как личность. Он узнается сразу среди множества других.

На протяжении почти 40 лет занимался теорией цвета великий поэт, ученый-естествоиспытатель и философ Иоганн Вольфганг Гёте. Теория цветности (или хроматики, как ее еще называют) была любимым научным исследованием Гёте всю вторую половину его жизни. В 1829 г. он сказал своему литературному секретарю Эккерману: «Все, что я сказал как поэт, отнюдь не наполняет меня особой гордостью. Прекрасные поэты жили одновременно со мной, еще лучше жили до меня и, конечно, будут жить после меня. Но что я в мой век являюсь единственным, кому известна правда в трудной науке о цвете, - этому я не могу не придавать особого значения, это дает мне сознание превосходства над многими».

Гете отвергал теорию цветности Ньютона, т. е. ее физико-математические основы. Он придавал огромное значение восприятию цвета человеком, образной стороне цветовых ощущений, т. е. психологическим основам. С точки зрения ученого-физика «наука о цвете» Гёте несостоятельна. Он, например, считал, что нельзя разложить свет на цвета спектра. Метафизической можно назвать его «науку о цвете» и с точки зрения ученого-цветоведа и искусствоведа. Но многие мысли Гёте о цвете помогали художникам решать в своем творчестве проблемы цветообразности. Поэтому, говоря о цвете, очень часто приводят гетовские положения и выводы. Интересно, например, как он понимал выразительность отдельных цветов. Гёте отличал положительные, или активные, цвета: желтый, оранжевый, красный, - создающие активное, оживленное, сильное отношение, от отрицательных, или пассивных, цветов - синего, фиолетового, которые согласуются с безмятежным, спокойным, мягким и тоскливым настроением. Основные цвета у Гёте - желтый и синий. Желтый цвет соответствует свету, ощущению тепла, радости и блаженства. Веселый и слегка очаровывающий, он также являлся символом благородного спокойствия. Желтому противопоставляется синий цвет. Синий, лиловый и фиолетовый цвета - цвета тени, грусти. Синий цвет - это «очаровательное нечто», пустое, холодное, выражающее противоречивое ощущение спокойствия и побуждения. Все остальные цвета, по Гёте, находятся между этими двумя полюсами. Красный цвет - чистый, выражающий высокое благородство и серьезность. Обладающий свойством величавого спокойствия красный цвет - цвет королевской власти. Зеленый цвет дает реальное удовлетворение, позволяет глазам человека по его разуму полагаться на этот цвет. Оранжевый цвет производит невероятный шок и буквально рвется в органы зрения. Он нарушает спокойствие и приводит в ярость все живые существа. Гармонические пары, по Гёте: синий и желтый цвета, которые дают эмоциональную окраску «бледная», «обыденная»; желтый и пурпурный - эмоциональная окраска «великолепная»; фиолетовый и оранжевый - эмоциональная окраска «возвышенная».

Гете придавал огромное значение гармонии. Он писал: «Я знал образованных людей, которые были вне себя от ярости, когда в серый, пасмурный день им попадался кто-нибудь навстречу, одетый в алое пальто». Опровергая метафизическую теорию Гёте в целом, надо все же признать положительной ту ее часть, которая рассматривает восприятие цвета как сложный психологический процесс.

В изобразительном искусстве поворот к глубинному изучению и практическому применению цвета особенно ярко проявился у импрессионистов. Импрессионисты не хотели уменьшать насыщенность цвета, получающегося в результате активного смешения пигментов, поэтому на своих картинах они могли воспроизводить эффект колебания воздуха и делали видимыми для человеческого глаза цветовые элементы, скомбинированные в сложное цветовое смешение. Они заставляли глаз функционировать подобно фотопленке, т. е. интенсивно. Каждая цветовая точка предмета определялась как бы изолированно, словно она воспринималась через отверстие. Отбросив черные и коричневые краски, они сделали гамму своих картин более светлой. Но это и явилось недостатком их живописи. Лишенные темных тонов предметы потеряли контраст и сузили диапазон яркости. Видя лишь оттенки, импрессионисты потеряли локальный цвет предметов и их фактуру.

В дальнейшем пуантилисты довели живопись до того, что картина воспринималась как панель светящихся лампочек, которые одинаково сильны и не зависят друг от друга. Изобразительной единицей стал не объект, а мазок кисти. Но яркость в картинах пуантилистов потоками устремляется изнутри предметов. Каждая точка картины характеризуется лишь одним значением яркости и цвета. Постимпрессионисты по-разному относились к изображению в картине предмета, но все без исключения увлекались цветом. Ван Гог через цвет пытался выразить всю свою душу и эмоции. Матисс почти отказался от оттенков и искал гармонию цветовых отношений через локальный цвет. Сезанн вернул предмету вес и фактуру. Четкая пространственная организация полотен Сезанна строилась на изменении цветовых плоскостей. Часто он изображал наиболее выпуклые места (щека, яблоко) посредством чисто красных цветных пятен, а углубления (уголок глаза) - чисто голубым. Границы предметов у Сезанна - часто несмешанные цвета красок. Различные цветовые оттенки, гармонично подобранные с учетом изменения цвета в пространстве, придают полотнам Сезанна состояние покоя, уравновешенности.

Современный художник по-разному относится к задачам и целям своего творчества, но профессионально подготовленный живописец никогда не будет равнодушен к возможностям цвета. Прекрасный художник и педагог А.В. Шевченко говорил: «Живопись может быть формальной - искусство никогда. Ибо искусство заключает в себе синтез, синтез человеческой мысли и средств выполнения. И чем выше качество того и другого, тем в целом выше искусство, тем объективнее оно, тем доступнее пониманию».

Основываясь на изложенном теоретическом материале, учащимся предлагается выполнить следующие практические упражнения (см. учебные работы на цветной вклейке):

  1. Спектральный круг, помогающий учащимся применить на практике теоретические знания.
  2. Натюрморты: теплого колорита, холодного колорита, контрастных колористических сочетаний, в противоположных по спектру цветах (по воображению).
  3. Натюрморт «под мастера». Данная практическая работа выполняется на основе глубоко изученного материала по истории искусств.
  4. Натюрморт «настроение». В натюрморте, написанном с натуры, учащиеся делают акценты цветом и тоном, передающие определенное психологическое состояние.

Также самостоятельно выполняются плоскостные геометрические композиции, цветовая гамма которых характеризует:

  1. времена года;
  2. время суток;
  3. эмоциональные состояния.

Данная работа в дальнейшем облегчит работу архитектора над колористическим решением как интерьера, так и экстерьера проектируемого здания, поможет избежать ошибок в выборе цветовых сочетаний и добиться желаемого психологического воздействия на зрителя.

ИЗ ОТЗЫВОВ:

Руденко Ирина:

"Это огромная сумка с лакомством, которым можно наслаждаться до бесконечности... "

Дорогая Марина, доброго Вам времени суток!
Огромное спасибо за Вашу работу и этот курс!

Очень понравилась продуманность подачи материала. Нагрузка по разным группам сложности. Это идеальное решение и, ради бога, ничего не меняйте.
Я надеюсь еще один-два раза пройтись по курсу. У меня всегда была склонность, отхватить кусок гранита (науки), унести в укромное место и грызть его потихоньку. Но здесь - это огромная сумка с лакомством, которым можно наслаждаться до бесконечности.

В ходе он-лайн курса прошла по уровню декоративки. Получила огромное эстетическое удовольствие от цвета, Если я раньше считала цвет только средством для отображения предмета, то теперь понимаю что цвет самодостаточен сам по себе для выражения любой эмоции и мысли (эх, формулировка получилась немного невнятная).

Очень хорошо продумана работа с шаблонами. Их подбор по цветам, согласно эмоциям, тематика – прелесть. Для меня оказались очень полезны выкрасы по шаблонам, необходимость подбора оттенков. Она оказалась для меня труднее, чем живописная работа, поэтому и полезнее. Так, что я считаю полезным, правильным и необходимым выполнение всех трех уровней. (Хотя, у меня был один пробел – фиолетовую декоративку психологически не сделала, только художественную). Ну да, и живописные работы я еще предвкушаю.
Сначала выкрасы давались медленно. У меня на первые два цвета уходило по четыре часа времени. Затем почувствовала текстуру краски и кисть и дело пошло быстрее. Кстати, помогли очень Ваши комментарии как работать с красками, ну а видео - это верх продуманности: и бумага, и угол зрения видеокамеры, и краски на палитре.
Через некоторое количество выкрашенных шаблонов появился побочный эффект – желание выйти за рамки и сделать живопись. Так выкрасы по шаблонам явились мощным источником вдохновения и уверенности – приятная неожиданность.

Спасибо за критический разбор наших работ. Замечания – устраняем, похвала – окрыляет. Никто не прошел незамеченным – спасибо! Вы требовали с нас хорошего художественного вкуса – спасибо! И вообще требовали чего мы еще не знали – ритм, композицию, рисунок – спасибо!

Еще одно Ваше преимущество перед другими аналогичными в инете . Это голос. Как мне с ним комфортно! Мелодичный (огромная редкость!), спокойный, внятные разъяснения (тоже большая редкость при одновременной работе).
Ваш голос нельзя менять на титры в видео, ни в коем случае! Кроме того, когда Вы рисуете, то Ваши комментарии обусловлены сиюсекундными ощущениями и мыслями от работы и они вполне созвучны нашим потребностям при нашей работу (то есть эффект своеобразного сотворчества). Я скачала и сохранила все он-лайн встречи. Было грустно – включила запись. Эх, бывает у меня такое, прочитаешь методичку - а потом: как я этого не заметила, где мои глаза были, Так вот, после прослушивания записи: как я этого не заметила, где мои уши были,

Арт-альбом – для меня это ново. Просто замечательно. Даже в еще недоделанном виде – окрыляет. Я замесы по спектральным цветам делала в виде ступенек по насыщенности и уже сразу стала ими пользоваться.
Поначалу показалось излишним тестирование всех материалов, много на него уходит времени. Взяла себя в руки и насильно сделала. В виде матрицы: по горизонтали все названия цветов из методички, по вертикали все художественные материалы. Получилась интересная таблица – что где есть у разных производителей. Оставила несколько строчек «на вырост» - куплю новый акрил или еще что-нибудь.

Еще раз спасибо за курс.
Если утомила длинным письмом – прошу прощения. Курс длинный – впечатлений много.

С признательностью и наилучшими пожеланиями –
Руденко Ирина.
[email protected]

Хороший рисунок, который восхищает массы, практически невозможно создать, не зная основ живописи. Конечно, современное искусство доказывает обратное: работы, выполненные слоном, продаются за сотни тысяч долларов, или два мазка кистью, кому-то напоминающие звездное небо. Но вечно ли такое искусство? Скорее всего, нет. А вот «Мона Лиза» или «Мадонна с младенцем» — эти картины были созданы очень давно, но до сих пор восхищают зрителя. Что же необходимо сделать, чтобы познать основы живописи?

С чего начать

Прежде чем садиться за создание шедевра, необходимо изучить некоторую теорию. А также очень важно поймать свою музу или заранее продумать, что будет изображено на холсте. Но в первую очередь каждый художник должен позаботиться о своем рабочем месте.

Конечно, в современно мире есть огромное количество материалов, на которых можно творить - начиная с обычного листа бумаги и заканчивая графическим планшетом. И каждый человек должен выбрать для себя 1-2 способа создания картин, которые ему нравятся больше всего. Если это будет мольберт, то в комнате должно быть достаточно места для самого полотна и его крепления.

Совет: не стоит рисовать на горизонтальной поверхности. Вертикаль будет намного полезнее для здоровья, а также угол хотя бы в 30-40 градусов поможет лучше наложить краски.

Художественная утварь

Помимо достаточного пространства и мольберта человеку понадобятся различные краски, кисти и вода. В общем, все, что может пригодиться для создания картины. Располагаться это все должно под рукой, но не настолько близко, чтобы можно было легко задеть локтем.

На первоначальном этапе создания изображения можно рядом держать только карандаши разной мягкости. Даже если удастся создать наброски за один день, будет полезно немного пройтись за материалами и инструментами для живописи. Это проветрит голову и, возможно, человек взглянет на свое творчество под другим углом, что позволит увидеть некоторые недочеты еще до наложения краски.

Освещение в мастерской

Изучая основы живописи можно понять что иногда цвет всего лишь на пару оттенков может отличаться от идеала и выглядеть совсем нелепо. Именно поэтому работать над картиной необходимо только под естественным освещением. Лучше всего если это будет солнце. Но если нет возможности творить днем, то можно поставить мощные лампы, которые имитируют солнечный свет.

Хотя такие светильники практически совсем не искажают цветопередачу, их обслуживание стоит очень и очень дорого. Поэтому бюджетнее будет работать в дневное время около окна. Это один из первых уроков основ живописи.

Практика и воображение

Помимо получения знаний необходимо в себе развивать и творческие качества. Изучение основ живописи не дает гарантий в будущем создании шедевров. Очень часто в этой творческой профессии возникает кризис у художника из-за того, что он попросту не знает, что рисовать.

Один из способов развития воображения — это посещение уроков, которые ведут известные художники. Например, можно записаться на самый популярный мастер-класс по живописи маслом, который проходит в Москве. А также существуют дистанционные вебинары. Но лучше все же посещать мероприятия вживую, это позволит пообщаться с другими художниками.

И также стоит отметить, что большое количество практики позволяет улучшить воображение. Если человек не знает, что рисовать, можно срисовывать вс что бросается в глаза. Или даже пытаться воспроизвести мировые шедевры. Как во время обеда приходит аппетит, так и муза к художнику является во время творческого процесса.

Совет: не каждому захочется переписывать чужие картины, в этом случае можно попытаться воссоздать тот же самый сюжет, но уже в другом жанре.

Теоретические основы живописи

Несмотря на то что практика очень важна, все же без теории человек может потратить десятки лет, чтобы прийти к совершенству. Но зачем идти на такие жертвы, если в современном мире есть множество бесплатных источников с основами живописи и рисунка. Для начала стоит изучить графические моменты.

Прямые линии, круги, ровные овалы лица — все это художник должен уметь рисовать без подручных средств. Конечно, можно воспользоваться циркулем, чтобы изобразить тарелку, но тогда в ней не будет индивидуальности и реалистичности. Возможно, Малевич не стал бы таким известным, если бы не нарисовал свои знаменитые квадраты от руки.

Чтобы научиться создавать геометрические фигуры, потребуется практика. Лучше всего каждый день брать мольберт и рисовать линии и окружности. Если художник не может заставить себя обучаться, то лучше всего пройти любую школу рисования.

Светотеневой рисунок

После того как ученик освоит геометрические фигуры, можно приступить к более сложным основам. Практически каждый будущий художник планирует создавать свои шедевры не в плоском пространстве. А для этого потребуется научиться видеть свет и тень.

Конечно, даже ребенок знает о том, что любой предмет воспринимается по-разному, в зависимости от того, на каком расстоянии он расположен и сколько света попадает на него. Чтобы передать на холсте объем во время наброска, необходимо использовать такие приемы, как штриховка и затирка. Кстати, этому также учат в любой школе рисования.

Не стоит слишком много времени уделять черновому варианту. Самое главное - схематично изобразить объекты и уловить светотеневой рисунок всей картины.

Что такое композиция в живописи?

Следующей порцией знаний для художника должны стать вопросы о перспективе. В первую очередь необходимо научиться создавать так называемый колодец. С помощью различного нажима карандаша нарисовать переплетающиеся круги произвольных диаметров. Вся конструкция должна напоминать колодец вид сверху. То есть, самые и большие яркие круги располагаются вверху, а чем глубже рисунок, тем слабее нажим и меньше окружности. С помощью такого простого упражнения, художник научится изображать перспективу.

Не менее важной основой в композиции является «Правило третей». Условно изображение делится на три части одного размера по вертикали и по горизонтали. В первые разы создания картины, такую сетку можно нарисовать слабым нажимом. Те точки, что получились благодаря пересечению, и являются идеальными для расположения объекта.

Смысл такого правила заключается в том, что именно в эти места в первую очередь непроизвольно смотрит человек.

Создание картины с натуры

Прежде чем приступить к созданию полноценной работы, стоит определиться с жанром картины. Для первых своих шедевров лучше всего использовать фрукты, овощи, цветы и другие подручные средства.

После того как художник определился с жанром, можно приступать к постановке. Расположить инвентарь сразу же необходимо красиво и аккуратно, так как это значительно упростит работу. Здесь стоит заметить, что размещать объекты желательно учитывая существующее освещение. Хотя можно использовать и дополнительные источники, к примеру, для создания мягких или, наоборот, контрастных теней.

Совет: для лучшего усвоения материала хорошо бы сходить на открытые лекции, где знаменитые художники наглядно показывают как располагать и рисовать с натуры. Отличным вариантом для посещения будет мастер-класс по живописи маслом, который проходит ежегодно в Москве. Его, кстати, можно посетить в режиме онлайн.

Пространственные свойства цвета

После того как был нарисован эскиз, можно приступать непосредственно к созданию самой картины. Прежде чем разукрашивать рисунок, стоит тщательно представить конечный результат и подобрать необходимую гамму. В дальнейшем будет намного легче, если все нужные оттенки будут созданы заранее.

Каждый художник должен уметь сочетать цвета, но такой навык вырабатывается только через несколько лет постоянной работы. Чтобы не допускать самых распространенных ошибок, типа сочетание кислотного зеленого с перламутровым коричневым, можно пользоваться цветовыми кругами. Для создания самых лучших коллабораций берутся два противоположных оттенка. Но если необходимо совместить три или четыре цвета, то тогда выбирается нужное количество оттенков, которые располагаются рядом друг с другом, на одной полосе.

В то время как смешение цветов в живописи - довольно индивидуальная тема, все же к подбору оттенков стоит подойти со всей ответственностью.

Виды перспектив

Несмотря на то что положение предмета влияет на его светотеневой рисунок и размер, оттенок объекта также изменяется. Все выделяют два основных вида перспективы. После создания набросков художнику уже будет понятно, какой именно способ создания картины выбрать.

Прямая линейная. Такой вид перспективы рассчитан на фиксацию зрения в одной точке. Примером может послужить аллея вдоль дороги. Деревья, которые стоят ближе всего к художнику, будут казаться более высокими и мощными, чем те, что оказались расположены где-то вдали. Точно так же работает и перспектива на бумаге. Но помимо этого, необходимо изобразить расплывчатость объектов. То есть чем дальше дерево, тем светлее/темнее оно будет. А также необходимо изменить контрастность, приглушая дальние объекты.

Тональная перспектива. В этом варианте создания картины за основу берется окружность. Изобразив главный объект, около него нужно мысленно представить круг, за которым и будут происходить изменения. Чем дальше расположены детали, тем менее контрастными они будут. Данный вид перспективы напоминает тот самый колодец, которые был описан выше.

Цветоведение в живописи

После того как художник разберется со всеми основами, можно приступать к более углубленному изучению. При этом стоит помнить что каждая теория закрепляется практикой. И чем больше человек будет рисовать, тем быстрее он достигнет совершенства.

Цветоведение в живописи — это в первую очередь круг, о котором шла речь выше. В него включены спектры оттенков, в которых зафиксированы переходы всей радуги. Любой цветовой круг содержит в середине серый цвет. Это происходит потому, что именно такой оттенок считается нейтральным в живописи.

Всего существует три основных цвета — это, конечно же, красный, желтый и синий. Именно они необходимы для того, чтобы создать любой оттенок. Но это только в теории, на практике же довольно сложно подобрать необходимые пропорции каждого для идеального сочетания. Но все же три новых цвета, используя только основу, можно создать легко — это оранжевый, фиолетовый и зеленый. Таким образом, начинающему художнику можно не тратить огромные деньги для покупки всевозможных оттенков.

Холодные и теплые оттенки

Также для удачного комбинирования цветов и использования их в живописи, необходимо отличать их по температуре. Делается это очень легко. Для начала берется уже знакомый круг так, чтобы самый яркий желтый оттенок располагался вверху. Теперь перед художником с правой стороны будут только теплые цвета, а слева — холодные. Причем все оттенки из этих спектров хорошо сочетаются друг с другом.

Чтобы подобрать максимально гармоничные два оттенка, можно провести небольшой опыт. Выбрав противоположные цвета, необходимо их максимально точно воссоздать в реальности. После этого небольшое количество краски с каждого оттенка смешивается друг с другом. Если получился серый цвет, то художник идеально подобрал палитру.

Конечно, на практике достичь такого эффекта практически нереально, но если в результате получился приближенный оттенок, то это уже можно считать успехом.

Чтобы нарисовать шедевр, скорее всего, придется потратить много лет. Но это не значит, что надо опускать руки и сдаваться. Возможно, картины, которые будут написаны во время учебы, уже станут восхищать публику. В любом случае стоит ориентироваться на свое сердце, а не на мнение толпы.

Тайны цвета давно волновали людей. Еще в древние времена он получил свой символический смысл. Цвет стал основой многим научным открытиям. Он не только повлиял на физику или химию, но и стал важным для философии и искусства. Со временем знания о цвете становились все шире. Начали появляться науки, которые занимаются изучением этого явления.

Понятия

Первое, что следует упомянуть - основы цветоведения. Это наука о цвете, которая содержит систематизированную информацию разных исследований: физики, физиологии, психологии. Эти сферы изучают феномен оттенков, объединяя полученные результаты с данными по философии, эстетике, истории, литературе. Ученые с давних времен исследовали цвет как культурное явление.

А вот колористика представляет собой более углубленное изучение цвета, его теорию и применение человеком в разных сферах деятельности.

Историческая основа

Немудрено, что эти науки издавна волновали людей. Конечно, тогда еще не было таких понятий, как "цветоведение" и "колористика". Тем не менее цвету придавалось огромное значение в культуре и развитии народов.

История может нам представить огромный пласт знаний об этом. Поэтому учеными принято разделять все это время на два этапа: период до 17 века и время с 17 века до наших дней.

Становление

Начиная путешествие по истории колористики, нужно вернуться к Древнему Востоку. На тот момент существовало 5 основных цветов. Они символизировали четыре стороны света и центр земли. Китай выделялся особой яркостью, натуральностью и многоцветием. Позже все преобразилось, и в культуре этой страны начала наблюдаться монохромная и ахроматическая живопись.

Еще более развитыми в этом плане были Индия и Египет. Здесь наблюдалось две системы: троичная, которая содержала основные на тот момент цвета (красный, черный и белый); а также ведичная, основывалась на ведах. Последняя система была углублена в философию, поэтому в ней встречается красный, символизирующий восточные лучи Солнца, белый - лучи Юга, черный - лучи Запада, очень черный - лучи Севера и невидимый - центр.

В Индии большое значение уделяли оформлению дворцов. Путешествуя по миру, и сейчас можно заметить, что часто использовали белый, красный и золотой. Со временем к этим оттенкам стали добавлять желтый и синий.

Религия в цвете

Западная Европа в Средние века смотрела на основы цветоведения со стороны религии. На тот момент стали появляться другие оттенки, которые ранее не принимали за основные. Белый стал символизировать Христа, Бога, ангелов, черный - подземный мир и Антихриста. Желтый означал просветление и деяния Духа Святого, а красный - Кровь Христа, огонь и солнце. Синий символизировал небо и обитателей Бога, а зеленый - пищу, растительность и земной путь Христа.

В это время на Ближнем и Среднем Востоке с колористикой происходит то же самое. Тут влияние получает Ислам. В основном значение цветов остается неизменным. Единственное, зеленый становится основным и символизирует райский сад.

Перерождение

Цветоведение и колористика снова трансформируются. Перед вторым этапом приходит эпоха Ренессанса. В это время Леонардо да Винчи провозглашает свою систему цветов. Она состоит из 6 вариантов: белый и черный, красный и синий, желтый и зеленый. Таким образом, наука постепенно приближается к современному понятию цвета.

Ньютоновский прорыв

17 век - это начало нового этапа в классификации. Ньютон использует спектр белого цвета, где обнаруживает все хроматические цвета. В науке появляется совсем другое видение на этот счет. Тут неизменно остается красный, к которому добавляется оранжевый, есть тут и зеленый с синим, но вместе с ними обнаруживаются голубой и фиолетовый.

Новые теории

19 век в Европе приводит нас к натурализму и импрессионизму. Первый стиль провозглашает полное соответствие и тонов, а второй основывается лишь на передаче образов. В это время появляется живопись с основами цветоведения.

После возникает теория Филиппа Отто Рунге, который распределяет систему по принципу глобуса. По экватору «земного шара» расположились чистые основные цвета. Верхний полюс занимает белый цвет, нижний - черный. Остальное место занимают смеси и оттенки.

Система Рунге очень просчитанная и имеет место быть. Каждый квадрат на глобусе имеет свой «адрес» (долгота и широта), поэтому может быть определен путем исчисления. По стопам этого ученного пошли и другие, кто старался усовершенствовать систему и создать более удобный вариант: Шеврёль, Гольц, Бецольд.

Истина рядом

В эпоху модерна ученые смогли приблизиться к истине и создать современную цветовую модель. Этому способствовали и особенности самого стиля времени. Творцы создают свои шедевры, уделяя большое значение цвету. Именно благодаря ему можно выразить свое видение искусства. Цвет начинает объединяться с музыкой. Он получает огромное количество оттенков, даже в случае с ограниченной палитрой. Люди научились различать не только основные цвета, но и тон, затемнения, приглушения и т. д.

Современное представление

Основы цветоведения привели человека к тому, что он упростил предыдущие попытки ученых. После глобуса Рунге, существовала теория Оствальда, в которой он задействовал круг с 24-мя цветами. Ныне этот круг остался, но сократился в два раза.

Ученый Иттен смог разработать идеальную систему. Его круг состоит из 12 цветов. На первый взгляд система достаточно непростая, хотя разобраться с ней можно. Основных цветов тут по-прежнему три: красный, желтый и синий. Есть составные цвета второго порядка, которые можно получить смешиванием трех основных: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Также сюда входят и составные цвета третьего порядка, которые можно получиться смешиванием основного цвета с составными второго порядка.

Суть системы

Главное, что необходимо знать о круге Иттена - это то, что данная система создана не просто для того, чтобы правильно классифицировать все цвета, но и для того, чтобы гармонично их объединять. Основные три цвета, желтый, синий и красный, расположены в треугольнике. Эта фигура вписана в круг, на основе которого ученый получил шестиугольник. Теперь перед нами появляются равнобедренные треугольники, которые помещают в себя составные цвета второго порядка.

Чтобы получить правильный оттенок, необходимо сохранять равные пропорции. Чтобы получить зеленый, нужно объединить желтый, синий. Чтобы получить оранжевый, нужно взять красный, желтый. Чтобы получился фиолетовый, смешиваем красный и синий.

Как уже говорилось ранее, достаточно непросто постичь основы цветоведения. формируется по следующему принципу. Вокруг нашего шестиугольника рисуем круг. Делим его на 12 равных секторов. Теперь нужно заполнить ячейки с основными цветами и второстепенными. На них будут указывать вершины треугольников. Пустые места нужно заполнять оттенками третьего порядка. Их, как уже говорилось ранее, получают при смешивании основных и второстепенных цветов.

Например, желтый с оранжевым создадут желто-оранжевый. Синий с фиолетовым - сине-фиолетовый и т. д.

Гармония

Стоит отметить, что круг Иттена не просто помогает создавать цвета, но и выгодно их сочетать. Это нужно не только художникам, но и дизайнерам, модельерам, визажистам, иллюстраторам, фотографам и т. д.

Сочетание цветов могут быть гармоничными, характерными и нехарактерными. Если взять противоположные оттенки, они будут выглядеть гармонично. Если выбрать цвета, которые занимают сектора через один, то получаются характерные сочетания. А если выбрать родственные цвета, которые расположились в круге друг за другом, то получатся нехарактерные соединения. Эта теория относится к сектору из семи цветов.

В кругу Иттена этот принцип тоже работает, но несколько иначе, так как стоит учитывать, что оттенков здесь 12. Поэтому, чтобы получить двухцветную гармонию, следует взять тона, находящиеся друг против друга. Трехцветная гармония получается в случае, если в круг вписать по такому же методу получается прямоугольная гармония, но внутри мы вписываем прямоугольник. Если поместить в круг квадрат, получится четырехцветная гармония. Шестиугольник отвечает за шестицветное сочетание. Помимо этих вариантов, существует аналоговая гармония, которая образуется, если мы берем хроматические цвета желтого оттенка. Например, так мы можем получить желтый, желто-оранжевый, оранжевый и красно-оранжевый.

Свойства

Стоит понимать, что существует и несовместимые цвета. Хотя это понятие достаточно спорное. Все дело в том, что, если взять ярко-красный и такой же зеленый, выглядеть симбиоз будет очень вызывающе. Каждый из них старается доминировать над другим, из-за чего получается диссонанс. Хотя такой пример вовсе не значит, что невозможно гармонично сочетать красный и зеленый. Для этого нужно понимать свойства цвета.

Цветовой тон - это совокупность оттенков, которые относятся к одному и тому же Насыщенность - это степень блеклости. Светлота - это приближение оттенка к белому и наоборот. Яркость - это степень близости оттенка к черному.

Также разделяют хроматические и ахроматические цвета. Ко вторым относятся белый, черный и оттенки серого. К первым - все остальные. Все эти свойства могут повлиять на сочетаемость и гармонию оттенков. Если сделать зеленый менее ярким и немного блеклым, а красный сделать спокойнее, за счет увеличение светлоты, то эти два якобы несочетаемых оттенка смогут гармонично объединиться.

Детский взгляд

Основы цветоведения для детей должны быть построены в игровой форме, как, в принципе, и все обучение. Поэтому стоит вспомнить знаменитую фразу о спектральных цветах: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Для тех взрослых, кто незнаком с этим детским лайфхаком, нужно пояснить, что первая буква каждого слова в этом предложении обозначает название тонов в спектре. То есть во главе у нас красный, потом оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Это те цвета, которые входят в радугу в такой же последовательности. Поэтому первым делом с ребенком рисуйте радугу.

Когда малыш совсем маленький и, конечно же, не знает, что такое основы цветоведения, лучше покупать ему раскраски с примерами. Это делается для того, чтобы ребенок не разукрашивал небо в коричневый, а траву в красный. Чуть позже вы убедитесь, что малыш сможет самостоятельно определить цвета, но предварительно лучше с ним оговорить возможные варианты.

Эмоции

Уже очень давно ученые смогли понять, что любой оттенок основного цвета может влиять на эмоции человека. Впервые об этом заговорил Гете в 1810 году. Позже ученые выяснили, что психика человека связана с внешней реальностью, а значит, тоже может влиять на эмоции.

Следующим этапом в этом исследовании стало обнаружение того, что за каждым тоном закреплена определенная эмоция. Причем проявляется эта теория практически с самого рождения. Также стало понятно, что существует некий цветовой код, который относят к ряду эмоций. К примеру, грусть, страх, утомление, все можно описать черным или серым цветом. А вот радость, интерес, стыд или любовь обычно связывают с красным оттенком.

Помимо психологического влияния цвет изучали под клиническим наблюдением. Оказалось, что красный возбуждает, желтый бодрит, зеленый уменьшает давление, а синий успокаивает. Также все зависит от свойства оттенка. Если это спокойный красный, то он может символизировать радость и любовь, если темный и яркий - то кровь и агрессию.

Основы цветоведения и колористика - очень сложные науки. Их трудно до конца понять, так как все здесь достаточно относительно и субъективно. На одного человека цвет может влиять по-разному, какие-то люди и вовсе не подвластны оттенкам. Какому-то художнику может казаться сочетание фиолетового и желтого очень гармоничным, другому - отвратительным и противоречивым.