Кто кого главнее? Иерархия Православной Церкви.

в собственном смысле это определение относится исключительно к Господу Иисусу Христу. По слову ап. Павла, «Он есть глава тела Церкви» (Кол 1. 18) и «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф 5. 23). В Еф 4. 11-16 мысль о главенстве Христа в Церкви выражена с особой полнотой и отчетливостью: «...Он поставил одних Апостолами, других - пророками, иных - Евангелистами, иных - пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова… дабы мы не были более младенцами… но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви».

Главенство Христа в Церкви - основополагающий экклезиологический догмат. Правосл. вероучение совершенно исключает мысль о каком бы то ни было земном заместительстве Христа как Г. Ц., католич. экклезиология исходит из идеи о таком заместительстве: «Епископ Римской Церкви, в коем пребывает служение, особым образом вверенное Господом Петру, первому из апостолов, и подлежащее передаче его преемникам, является главой Коллегии епископов, Наместником Христа и Пастырем всей Церкви на сей земле, поэтому в силу своей должности он пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может свободно осуществлять» (CIC. 331). Полный титул папы - епископ Римский, Наместник Иисуса Христа, преемник главы Апостолов, Верховный Первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, глава Государства-Города Ватикан, раб рабов Божиих.

Никто из правосл. епископов не именуется Главой Вселенской Церкви, это относится в полной мере и к предстоятелю К-польской Церкви, одним из титулов к-рого является «Вселенский Патриарх». Поэтому понятие Г. Ц. употребляется в правосл. Церкви лишь по отношению к предстоятелям Поместных Церквей , и речь в случае подобного словоупотребления идет о главенстве в Поместной Церкви. Так, главой РПЦ является Патриарх Московский и всея Руси. В Уставе РПЦ соответствующая формулировка о главенстве Святейшего Патриарха в Русской Церкви отсутствует, но в нем содержатся положения, касающиеся прав и обязанностей Патриарха, из совокупности к-рых очевидным образом вытекает его главенство в Русской Церкви (Устав РПЦ, 2000. IV; IX 6, 13, 14; X 7, 16, 18 ш, 20, 26). Аналогичным образом обстоит дело и с предстоятелями др. автокефальных правосл. Церквей. Глава Сербской Православной Церкви имеет титул Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Святейшего Патриарха Сербского. Румынскую Православную Церковь возглавляет Блаженнейший Патриарх, к-рый одновременно носит титул архиепископа Бухарестского и митрополита Мунтенийского (Мунтенского) и Добруджского, наместника Кесарии Каппадокийской. Главой Болгарской Православной Церкви является Святейший Патриарх, к-рый носит также титул митрополита Софийского. Во главе Элладской Православной Церкви стоит Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады, власть к-рого, однако, вне пределов его епархии не выходит за границы председательства в коллегиальных высших органах церковной власти, так что его статус в известной мере аналогичен статусу Первенствующего члена Святейшего Синода Российской Церкви в синодальную эпоху.

Главами соответствующих Церквей называют также предстоятелей автономных и самоуправляемых Церквей, а также Экзархатов. Напр., Японскую автономную Церковь возглавляет Митрополит Токийский и всей Японии, главой Украинской Православной Церкви является Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины, а Белорусскую Православную Церковь возглавляет Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх Белоруссии. Кроме того, главами местных церквей, каковыми являются епархии, именуются правящие архиереи. Так, в Уставе РПЦ епархии определены как «местные церкви, возглавляемые архиереем». «Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых апостолов, есть предстоятель местной церкви - епархии, канонически управляющий ею при соборном содействии клира и мирян» (Х 1. 6).

Понятие Г. Ц. не может употребляться применительно к начальствующим лицам в пресвитерском сане, возглавляющим благочиннические округа, приходы или мон-ри.

В странах с гос. статусом протестант. церкви главами церквей именуются главы гос-в, имеющие монархический титул. Подобным статусом по отношению к англикан. Церкви обладает король (в наст. время королева) Соединённого Королевства Великобритании и Сев. Ирландии (см. ст. Акт о супрематии). Аналогичный статус по отношению к лютеран. церкви Дании принадлежит монарху этого гос-ва.

До известной степени подобная тенденция обнаружилась и в нек-рых правосл. гос-вах, в частности в Российской империи: отдельные офиц. документы содержали именование главой правосл. Церкви российского императора. Так, в оглашенном имп. Павлом I Петровичем в день его коронации 5 апр. 1797 г. «Акте о наследовании Всероссийского Императорского Престола» , к-рый был составлен им в 1788 г., в бытность его наследником престола, говорится о невозможности восшествия на Российский престол лица, не принадлежащего к правосл. Церкви. Соответствующее место включает и усвоение российскому государю статуса Г. Ц.: «Когда наследство дойдет до такого поколения женского, которое царствует уже на другом престоле, тогда предоставлено наследующему лицу избрать веру и престол, и отрещись вместе с наследником от другой веры и престола, если таковой престол связан с Законом, для того что Государи Российские суть Главою Церкви, а если отрицания от веры не будет, то наследовать тому лицу, которое ближе по порядку» (цит. по: Наследование Российского Императорского Престола. С. 98-99).

Содержание положения «Акта» относительно вероисповедания государя отразилось в 42-й ст. «Основных законов», помещенных в «Свод законов Российской Империи» , 1-е издание к-рого вышло в 1832 г.: «Император яко христианский Государь есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния». А в примечании к этой статье сказано: «В сем смысле Император в Акте о наследии престола 1797 г., апр. 5, именуется Главою Церкви». Т. о. в «Основные законы» было внесено ограничение в формулу относительно главенства государя в Церкви. Формула имп. Павла была тем самым лишена силы прямого закона, став только толкованием одной из статей «Основных законов».

Для правосл. канонического правосознания допустима лишь такая интерпретация положения о главенстве императора в Церкви, к-рая подразумевает возглавление и представление императором сословия мирян, но не епископата. В этом смысле и интерпретировалось соответствующее положение большинством авторов в канонической и юридической лит-ре XIX в. (Градовский . С. 151). Лишь нек-рые из авторов настаивали на том, что, хотя император и не может издавать законы о вере, ему, однако, принадлежит в Церкви полнота власти, в т. ч. и законодательной. «Император - не посторонняя православной Церкви государственная власть,- писал Е. П. Казанский,- но именно глава Церкви… По наиболее распространенному воззрению, Государь Император наследует в этом отношении власть византийских императоров» (С. 162, 253) (см. ст. «Акт о наследовании Всероссийского Императорского Престола»).

Подобные идеи с особой настойчивостью развивал известный канонист Н. С. Суворов, но его концепция очевидным образом несовместима с основами правосл. экклезиологии. С большей осторожностью, и гл. обр. на визант. материале, в наше время об особом месте императора в самом центре церковной власти высказывается прот. Валентин Асмус, причем он не склонен рассматривать такое его положение в Церкви как исторически сложившееся отклонение от экклезиологической нормы.

Лит.: Градовский А . Д . Начала русского государственного права. СПб., 1875. Т. 1; Суворов . Право. С. 96-104; Казанский Е . П . Власть Всероссийского Императора. Од., 1913; Асмус В ., прот . Церковные полномочия императоров в поздней Византии // ЕжБК, 1992-1996. М., 1996. С. 296-298; Наследование Российского Императорского Престола по Основным гос. законам / Сост.: Н. Н. Корево. М., 19992; Цыпин В ., прот . Курс церковного права. М., 2002. С. 261-276, 400, 404.

Прот. Владислав Цыпин

Об устройстве Православной Церкви без вымыслов – преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф.

– Андрей, кто глава Православной Церкви?

– Глава Православной Церкви – Сам Господь наш Иисус Христос, Ее Основатель. Однако при этом каждая Поместная Церковь имеет своего Предстоятеля (буквально – тот, кто стоит впереди), избираемого из среды высшего, епископского, духовенства. В разных Церквах это может быть или Патриарх, или Митрополит, или Архиепископ. Но при этом Предстоятель не обладает какой-либо высшей благодатью, он является только первым среди равных, и все основные решения, которые принимаются в пределах Церкви, утверждаются преимущественно на особом Архиерейском Соборе (собрании епископов той или иной Церкви). Предстоятель может, например, инициировать, предложить то или иное действие, но без соборного его утверждения оно никогда не будет иметь силы. Пример тому – история Вселенских и Поместных Соборов, на которых только соборным разумом принимались основы христианского вероучения.

– Какова иерархия среди священнослужителей?

– В Православной Церкви принято деление священнослужителей на три категории или степени: архиерейскую, священническую и диаконскую. Прообраз такого деления мы можем увидеть в Церкви Ветхозаветной, священнослужители которой, будучи исключительно представителями одного колена – Левиина, имели следующую градацию: первосвященник (выполнял функции главного священника с определенными полномочиями), священники и левиты. В Ветхом Завете подобное деление было установлено Самим Богом и преподано через пророка Моисея, причем неоспоримость данного установления была доказана многими чудесами (самые яркие из них расцветший жезл первосвященника Аарона, а также погибель Корея, Дафана и Авирона, оспаривавших богоизбранность левитского священства). Современное же деление священства на три категории имеет свое основание в Новом Завете. Святые апостолы, избранные Самим Спасителем на служение Евангелию и исполнявшие функции епископов, для более успешного распространения учения Христа рукополагали для основываемых ими Церквей (конечно, не в нашем понимании – обширных многомиллионных Поместных Церквей, а первоначальных христианских общин) епископов, священников (пресвитеров) и диаконов.

– Кто такие диаконы, священники, епископы? В чем разница между ними?

– Епископы (архиереи) – это высшая степень священства. Представители этой степени являются преемниками самих апостолов. Епископы, в отличие от священников, могут совершать все богослужения и все Таинства. Кроме того, именно епископы имеют благодать рукополагать других людей для совершения ими священнического служения. Священники (пресвитеры или иереи) – священнослужители, которые имеют благодать совершать, как уже было сказано, все богослужения и Таинства, кроме Таинства Священства, следовательно, не могут передать другим то, что получили сами от епископа. Диаконы – низшая степень священства – самостоятельно не вправе совершать ни богослужений, ни Таинств, а лишь только участвовать и помогать при их совершении епископу или священнику.

– Что значит белое и черное духовенство?

– Более верно говорить: женатое духовенство и монашествующее. Женатое духовенство, как уже видно из самого названия, представляют те священники и диаконы, которые до своего рукоположения в священный сан вступили в брак (в православной традиции брак священнослужителям дозволяется только до хиротонии, после рукоположения жениться запрещено). Монашествующее духовенство – это те священнослужители, которые перед хиротонией (иногда – после хиротонии) были пострижены в монашество. В православной традиции в высшую священническую степень – епископскую – могут быть рукоположены только представители монашествующего духовенства.

– Что-то поменялось за 2000 лет существования христианства?

– Со времен существования Церкви в Ней кардинально ничего не поменялось, потому что Ее основная функция – спасать человека – одна и та же на все времена. Естественно, что с распространением христианства Церковь росла и географически, и, следовательно, административно. Так, если в древности епископ был главой местной Церкви, которая может быть приравнена к сегодняшнему приходу, со временем епископы стали возглавлять группы таких приходов-общин, образовавших отдельные церковно-административные единицы – епархии. Таким образом, церковное устройство благодаря своему развитию стало более сложным, но при этом сама цель Церкви, заключающаяся в приведении человека к Богу, не изменилась.

– Как происходят выборы в Церкви? Кто решает вопросы «карьерного роста»?

– Если мы говорим о выборах в высшую священническую степень – епископскую – то они, например, в Украинской Православной Церкви, происходят на особом собрании епископов – Священном Синоде, который, после Архиерейского Собора, является высшим органом церковного управления (Архиерейский Собор – это собрание всех епископов данной Церкви, а Синод – собрание только отдельных епископов, которые от лица Собора уполномочены решать те или иные церковные вопросы). Точно так же и хиротония будущего епископа совершается не одним каким-нибудь архиереем, пусть это будет даже и Предстоятель, а собором епископов. Вопрос «карьерного роста» тоже решается на Синоде, однако подобное решение более правильно назвать не «карьерный рост», а послушание голосу Церкви, ведь назначение на то или иное церковное служение не всегда связано с ростом в нашем представлении. Пример тому – история с великим учителем Церкви Григорием Богословом, который до своего назначения на столичную Константинопольскую кафедру был определен в небольшой городок Сасимы, вызывающий, по воспоминаниям самого святителя, в его сердце только слезы и отчаяние. Тем не менее, несмотря на свои личные взгляды и интересы, богослов исполнил свое послушание Церкви и в итоге стал епископом новой столицы Римской империи.

Беседовала Наталья Горошкова

Введение.

Единая Святая Соборная и Апостольская Православная Церковь (далее Православная Церковь) это та первоначальная и подлинная Ново-Заветная Церковь, которая была основана самим Иисусом Христом и Его апостолами.

Это описано в «Деяниях Святых Апостолов» (в Священном Писании — Библии). Православная Церковь состоит из национальных Поместных Церквей (в настоящее время около 12) которые возглавляются местными патриархами. Все они административно независимы друг от друга и равны между собой. Во главе Православной Церкви находится Сам Иисус Христос, а в самой Православной Церкви нет правления или какого-нибудь общего административного органа. Вселенская Православная Церковь существует без перерыва, с ее начала и до сих пор. В 1054 году Римская Церковь отделилась от Православной. Начиная с 1517 года (начало Реформации) было основано много Протестантских Церквей. После 1054 года, Римская Церковь ввела много изменений в учении Церкви, а Протестантские Церкви еще больше. В течение многих веков инославные (христианские но не православные) церкви изменили первоначальное учение Церкви. История Церкви была тоже забыта или нарочно изменена. Все это время, учение Православной Церкви не изменилось и сохранилось в ее первоначальном виде до теперешнего времени. Кто-то из недавно перешедших в Православие (converts), очень удачно сказал, что существование Православной Церкви это один из самых больших секретов нашего времени — это конечно на Западе. Учение Православной Церкви можно охарактеризовать полнотой , так как оно содержит все что нужно для жизни и спасения человека. Оно целостно согласовано с природой и со всеми науками: психологией, физиологией, медициной и т.п. Во многих случаях оно оказалось впереди всех наук.

1. Начало Церкви. История Христианской Церкви начинается от сошествия Святого Духа на апостолов (Деяния 2:1-4) (этот день считается большим праздником в Православной Церкви). Святой Дух сошел на апостолов и они стали храбрее, смелее, мужественнее и начали говорить на разных языках, на которых раньше не говорили для проповеди Евангелия. Апостолы — в основном рыбаки, без всякого образования, начали правильно проповедовать учение Иисуса Христа в разных местах и городах.

2. Пять древних церквей. Последствие апостольской проповеди было возникновение христианских обществ в разных городах. Позже эти общества стали Церквами. Таким образом было основано пять древних церквей: (1) Иерусалимская, (2) Антиохийская, (3) Александрийская, (4) Римская и (5) Константинопольская Церкви. Первая древняя Церковь, была Иерусалимская Церковь, а последняя Константинопольская Церковь. [Антиохийская Церковь сейчас также называется Сирийская Церковь. А город Константинополь, (сейчас Истанбул) находится в Турции].

Во главе Православной Церкви находится Сам Иисус Христос. Каждая древняя Православная Церковь руководилась своим патриархом (патриарх Римской Церкви назывался папой). Отдельные Церкви тоже называются патриархатами. Все церкви были равны между собой. (Римская Церковь считает, что была руководящей церковью и Римский папа был во главе всех пяти церквей). Но первая из древних Церквей, которая основалась была Иерусалимская, а последняя Константинопольская.

3. Гонения на христиан. Первые христиане были древние евреи и испытывали большие гонения от еврейских начальников, которые не последовали за Иисусом Христом и не признавали Его учение. Первый христианский мученик, святой апостол и первомученик Стефан, был евреями забит камнями до смерти, за христианскую проповедь.

После падения Иерусалима начались, во много раз ужаснее, гонения на христиан от язычников-римлян. Римляне были против христиан, так как христианское учение было полной противоположностью обычаям, нравам и воззрениям язычников. Христианское учение вместо эгоизма проповедовало любовь, на место гордости ставило смирение, вместо роскоши, учило воздержанию и посту, искореняло многоженство, способствовало освобождению рабов и вместо жестокости призывало к милосердию и благотворительности. Христианство нравственно возвышает и очищает человека и направляет всю его деятельность к добру. Христианство было запрещено, строго каралось, христиан мучили, а потом убивали. Так было до 313 года когда император Константин не только освободил христиан, но и сделал христианство государственной религией, вместо язычества.

4. Святые в Церкви. Святые, это те боголюбивые люди, которые отличились благочестием и верой, были отмечены за это разными духовными дарами от Бога и верующие их глубоко почитают. Мученики, это святые которые за свою веру много потерпели или были замучены до смерти. Святые мученики изображаются на иконах с крестом в руках.

Имена святых мучеников, а также и других святых записаны в православных календарях для почитания. Православные христиане помнят своих святых, изучают их жизнь, берут их имена в пример для себя и своих детей, празднуют дни памяти их, вдохновляются их примерами и всячески стараются им подражать, а также молятся им, чтобы они молились за них Господу Богу. Православные русские люди празднуют «День Ангела» или «именины», а это есть день святого чье имя они носят. День своего рождения не полагается праздновать или празднуется скромно в кругу своей семьи.

5. Святые Отцы и Учители Церкви. С апостольских времен до теперешнего времени, идет непрерывный ряд святых отцов и учителей Церкви. Отцами Церкви, называются церковные писатели, которые прославились святостью жизни. Церковные писатели, которые не являются святыми называются учителями Церкви. Все они в своих творениях сохранили апостольское предание и объяснили веру и благочестие. В трудные времена, они защищали христианство от еретиков и лжеучителей. Вот несколько самых известных из них имен: св. Афанасий Великий (297-373 гг.), св. Василий Великий (329-379 гг.), св. Григорий Богослов (326-389 гг.) и св. Иоанн Златоуст (347-407 гг.).

6. Вселенские Соборы. Когда нужно было разрешить какой-нибудь спорный вопрос или выработать какой-то общий подход, то в Церкви созывались соборы. Первый церковный собор был созван апостолами в 51 году и называется Апостольским Собором. Позже, по примеру Апостольского Собора, начали созываться Вселенские Соборы. На этих соборах присутствовало много епископов и других представителей всех церквей. На соборах все церкви были равны между собой и после прений и молитв решались разные вопросы. Постановления этих соборов записаны в Книгу Правил (Канонов) и стали частью учения Церкви. Кроме Вселенских Соборов проводились и местные соборы, решения которых потом утверждались Вселенскими Соборами.

1-ый Вселенский Собор состоялся в 325 году в городе Никея. Присутствовало 318 епископов, среди них был св. Николай, Архиепископ Мир Ликийский. Кроме них было еще много других участников собора — всего около 2000 лиц. 2-ой Вселенский Собор состоялся в 381 году в Константинополе. На нем присутствовало 150 епископов. Символ Веры, самое короткое определение Христианской веры, был утвержден на 1-ом и 2-ом Вселенских Соборах. Он состоит из 12 членов, которые точно определяют Христианскую веру и которые нельзя было менять. С того времени Православная Церковь употребляет неизмененный Символ веры. Западная Церковь (Римская и Протестантские общества)впоследствии, все-таки изменили 8-ой член первоначального Символа веры. 7-ой Вселенский Собор состоялся в 787 году тоже в городе Никея. На нем присутствовало 150 епископов. На этом соборе было утверждено почитание икон. 7-ой Вселенский Собор был последним на котором присутствовали все Церкви до сего дня и более не созывался.

7. Священное Писание (Библия). Священные книги, входящие в состав Священного Писания, употреблялись христианами с самого начала Церкви. Они были окончательно утверждены Церковью в 51-ом году (85-ое правило Апостольского Собора), в 360-ом году (60-ое правило поместного Лаодикийского Собора), в 419-ом году (33-ье правило поместного Карфагенского Собора), а также в 680-ом году (2-ое правило 6-го Вселенского Собора в Константинополе).

8. Апостольская преемственность. Апостольская преемственность это очень важный признак Истинной Церкви. Это значит что Иисус Христос выбрал и благословил Своих апостолов на продолжение Его проповеди, а апостолы благословили своих учеников, которые благословили епископов и которые благословили священников и так до наших дней. Таким образом первоначальное благословение Иисуса Христа, а значит Святой Дух и утверждение, на каждом священнике в Церкви.

Апостольская преемственность существует в Единой Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви (в составе которой целый ряд Поместных Православных Церквей, в т.ч. и Русская — самая большая) и в Римской Церкви. Протестантские Церкви ее утеряли. Это одна из многих причин почему в глазах Православной Церкви, Протестантские Церкви не Церкви, а христианские общества.

9. Римская Церковь отделяется, 1054 год. С самого начала христианства, в Римской Церкви появилось стремление к первенству в Церкви. Поводом к этому была слава Рима и Римской Империи, а вместе с ней и распространение Римской Церкви. В 1054 году Римская Церковь отделяется от других церквей и становится известной под именем Римская Католическая Церковь. (Римская Церковь считает что Православные Церкви отделились от нее и называет это происшествие Восточной Схизмой). Хотя имя «Православная Церковь» употреблялось и раньше, оставшиеся церкви для того чтобы подчеркнуть их настойчивость на первоначальном учении, стали себя называть Православными Церквами. Употребляются и другие сокращенные имена как: Православная Христианская, Восточная Православная, Восточная Православная Кафолическая и т.п. Обыкновенно слово «Кафолическая» пропускается, это означает — «Вселенская». Правильное полное название такое: Единая Святая Соборная и Апостольская Православная Церковь.

10. Православная Церковь после 1054 года. После 1054 года, Православная Церковь не вводила никакие новые учения или изменения. Новые национальные Православные Церкви создавались церквами матерями. Мать церковь, основывала новую дочерь церковь. Потом, сперва подготавливала местных священников, потом епископов, а после этого постепенно давала все больше и больше независимости, покамест не была дана полная самостоятельность и равноправность. Пример этого создание Русской Церкви, Константинопольской Церковью. В Православных Церквах всегда употребляется местный язык.

11. Римская Церковь после 1054 года. После 1054, года Римская Церковь ввела много новых учений и изменений, искажая постановления первых Вселенских соборов. Некоторые из них даны ниже:

  1. Было проведено 14 так называемых «Вселенских Соборов». На них не участвовали другие церкви и поэтому они не признают эти соборы. Каждый собор вводил какие то новые учения. Последний собор был 21-ый и он известен под именем Ватикан II.
  2. Учение о безбрачии (целибате) для духовенства.
  3. Плата за грехи, прошлые и будущие.
  4. Юлианский (старый) календарь был заменен Григорианским (новым) календарем. Из за этого произошли изменения в высчитывании даты Пасхи, что расходится с постановлением 1-го Вселенского Собора.
  5. 8-й член Символа Веры был изменен.
  6. Посты были изменены, сокращены или устранены.
  7. Учение о непогрешимости Римских пап.
  8. Учение о непричастности Божией Матери к первородному греху Адама.

Ни одна Церковь не смела этого делать, сохраняя единство и чистоту веры. В Православной Церкви, где находится Дух Святой, все Поместные Церкви равны — этому учил Господь Бог наш Иисус Христос, а Римская Поместная Церковь, не добившись главенства над другими, вышла из состава Вселенской Церкви. Отсюда и искажения пошли без Духа Божия…

12. Протестантские Церкви. Из за многих и явных отклонений Римской Церкви от христианского учения, а также из за того что монах Мартин Лютер не знал о существовании Православной Церкви, он потребовал в 1517 г. изменений. Этот факт стал началом Реформация, когда многие люди начали уходить из Римской Церкви в новые, так называемые Протестантские Церкви. Это было движение за улучшение Церкви, но в результате вышло еще хуже.

Так как протестанты были недовольны руководством Римской Церкви, то они почти вычеркнули 1500 лет христианского опыта Церкви и оставили только Священное Писание (Библию). Протестанты не признают исповеди, икон, святых, поста — все что нужно для жизни, исправления и спасения человека. Вышло так что они задержали Священное Писание, а Православную Церковь которая выработала и утвердила Священное Писание не признали. Из за того, что они не признали Святых Отцов которые во многом объяснили христианскую веру, а пользуются только Библией, у них создалась неопределенность в учении и постепенно возникло много разных сект (церквей). Сейчас, в целом мире, около 25,000 разных сект, которые себя называют христианскими! Как было уже сказано выше, в Протестантских Церквах нет апостольской преемственности. Это одна из многих причин почему Православная Церковь не признает их церквами, а только христианскими обществами.


Господь наш Иисус Христос – говорит Православная церковь. Именно он – основатель и глава всех Православных церквей в мире. Это основано на Писании: «превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сём веке, но и в будущем, и всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его…». (Еф. 1:22−23)

Административного же, единого главы нет, в отличие от католицизма. Не существует в православии и единого духовного центра, каждая Православная церковь рассматривает себя как кафолическую (то есть каждая часть Церкви обладает той же полнотой, что и вся Церковь) и является автокефальной (от греч. auto – «сам», kephale – «голова»), то есть самостоятельной, административно независимой Поместной церковью.

При существовании Византийской империи главой всех православных христиан был патриарх, ему были подчинены номинально автокефальные патриархии Александрии, Антиохии и Иерусалима – одни из древнейших православных церквей мира. Сегодня же каждый патриарх всех православных церквей – это предстоятель, т.е. епископ, который молитвенно предстоит пред Богом за всю свою паству. А его именование первоиерархом или первосвятителем означает первенство по чести среди других равных ему по благодати иерархов.

Что касается Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, действительно, он не глава всей Православной церкви, но Русская православная – крупнейшая из Поместных православных церквей в мире. Отсюда, вероятно, и значимость встречи Кирилла с Папой Римским Бенедиктом, главой крупнейшей из всех существующих христианских церквей, для православных и католиков России и мира, тем более что это была первая встреча в истории.

Каноническое достоинство православных автокефальных поместных церквей мира отражено в официальном перечне – диптихе чести. РПЦ занимает в нём пятое место.

Во главе списка стоит Константинопольская православная церковь (другое название – Вселенская церковь, или Вселенская патриархия). Возникла она после того, как в 330 году император Константин (Konstantin I) перенёс столицу из Рима в маленький греческий город Византий, названный им Новым Римом, но вскоре переименованный в Константинополь. Константинопольский патриарх считается вселенским, но у него нет права вмешиваться в деятельность других церквей.

Вторая в списке – Александрийская православная церковь, или Греко-православный патриархат Александрии. Это одна из древнейших и влиятельнейших православных церквей, которая возникла в 30-е гг. I в. Её основателем считается апостол Марк. После раскола в V в. из этой церкви образовалась Коптская церковь.

Следующая в диптихе чести – Антиохийская православная церковь, основанная в 30-е г. I в. в древнесирийской Антиохии, где родился и получил образование Иоанн Златоуст, а ученики Христа впервые были названы христианами.

Ещё одна Православная церковь – Иерусалимская (Греко-православный патриархат Иерусалима) считается матерью всех христианских церквей: она сформировалась в месте возникновения самого христианства, его распространение началось также оттуда. По преданию, начало общины связано с именем Якова, брата Иисуса Христа.

Среди древнейших православных церквей – Грузинская: на территории Грузии христианство начало распространяться в первые века н. э.; Апостольская церковь Армении – первым, поставленным непосредственно апостолами Фаддеем и Варфоломеем епископом был в 68−72 гг. Закария, к тому же именно в Великой Армении в 301 году христианство впервые было объявлено государственной религией; Румынская православная церковь – на территории Румынии христианство возникло во II−III вв.; Кипрская – первые христианские общины на острове были основаны в начале нашей эры св. апостолами Павлом и Варнавой.

Кстати, сегодня в мире порядка 250−300 млн человек, которые живут во многих странах мира, в том числе Японии, на Алеутских островах, в Африке, Юго-Восточной Азии и Южной Корее.

И ещё одно кстати: в июне 2016 года на греческом острове Крит впервые за тысячу с лишним лет состоится Всеправославный собор. Он готовился более полувека.

Сегодня в мире много христианских церквей. Они отличаются друг от друга аспектами вероучения и обрядами. Но едины церкви в главном: верой в то, что Иисус из еврейского города Назарет был не простым человеком, а Сыном Божьим, который сошел на землю, чтобы умереть за грехи людей.

Но почему же так много церквей и почему отличается их вероучение? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно заглянуть в историю. Давайте сначала разберемся с понятием церковь. Библейское слово “церковь” (греч. экклесия) переводится с оригинала как собрание верующих. В Новом Завете мы видим, что Иисус организует Свою Церковь:

«На сем Камне Я создам Церковь Мою» (Матф.16:18)

Под камнем Иисус подразумевал произнесенное выше утверждение апостола Петра, что Иисус это: «Христос (в переводе Мессия), Сын Бога Живого» (Матф.16:16) ! То есть церковь Христа основана на вере людей, что Иисус – это не простой проповедник из Назарета, а Спаситель Господь.

Эту весть несли апостолы и другие последователи Христа по городам и весям, организуя в населенных пунктах общины – христианские церкви. При этом нужно понимать, что не редко вестники Евангелия не оставались там, где ими была создана община, а шли дальше. То есть церкви были зачастую предоставлены сами себе. Если мы посмотрим на текст Нового Завета, то увидим, как апостол Павел писал церквям разных городов послания, указывая на их вероучительные ошибки и давая морально-нравственные наставления.

В первые три века у поместных церквей не было строгого вертикального административного управления. В 49 году н.э. апостолы и пресвитеры христианских общин собрались вместе в Иерусалиме, чтобы решить вопрос с принятием язычников в Божий народ, что описано в Библии в 15 главе книги Деяний. А затем лишь в 325 году был созван I Вселенский Собор, после того, как христианство зашло «под крыло» государственной власти Римской империи.

Вплоть до того времени, как начали проходить Вселенские Соборы, в христианстве относительно спокойно существовали параллельно разные вероучительные течения. Например, арианство, несторианство, монофизитство и другие учения были проповедуемы многими христианскими рукоположенными епископами и поддерживаемы их многочисленными общинами. Если применить аналогию, то ситуация в христианстве первых веков очень напоминает существующие сегодня христианские конфессии. Только тогда христианские, как бы конфессии, объединялись вокруг церквей больших городов – епархий во главе с епископами.

Вселенские Соборы стали некоторые учения пресекать, признавая еретическими, и тогда начались расколы. Христианские церкви некоторых территорий не желали менять свое вероучение и оставаться под административным управлением Рима и Константинополя (городов, где базировались религиозные центры Востока и Запада Римской империи). C 325 г. до 431 г. церковь «юридически» была единой, так как практически все поместные церкви подчинялись решениям первых двух Вселенских Соборов. А после III Вселенского собора 431 г. от административного единства отошла Ассирийская церковь, которая не желала согласиться с принятыми на нем догматами. После IV Вселенского собора 451 г. откололись так называемые древневосточные церкви. Затем, в XI веке, окончательно разделились Восточная (православная) и Западная (католическая) церкви. Далее после начала реформационного движения в Германии в XVI веке стали формироваться протестантские христианские церкви на отдельных территориях нынешней Европы.

Итак, в мире много церквей, потому что имеются отличия в вероучении. Но почему возникли эти отличия?

Кто для вас духовный авторитет?

Все дело в авторитете. К сожалению, в разных христианских церквях источники вероучительного авторитета отличаются. Вроде все церкви главный авторитет признают за Библией, но толкуют ее смертные люди каждый по-своему. И получается в итоге, что решающее авторитетное мнение остается за отдельными личностями: у кого-то это Собор, у кого-то «папа», у кого-то местный епископ, пастор, священник или другой религиозный лидер… Иисус Христос предвидел такое развитие событий, поэтому сразу предупредил Своих последователей, что религиозный авторитет может быть только у Бога Сына и Отца. Иисус запретил тем, кто станут служителями Его церкви именовать себя учителями, отцами и наставниками, как это делали иудейские религиозные лидеры того времени — книжники и фарисеи:

«Книжники и фарисеи … любят … чтобы люди звали их: учитель! учитель! … А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом (духовным) себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Мф. 23: 2,6,7,8-10).

Речь тут безусловно об авторитете. Христос этим наставлением предупредил, что человек не должен становиться для другого человека духовным авторитетом. Если бы верующие тщательно изучали прямые слова Христа, изложенные в Библии, то между христианами было бы меньше разногласий.

Апостолы донесли до человечества учение Иисуса, записав его в четыре Евангелия. А затем, в письмах церквям пытались наставить верующих в том, где они ошибаются. Но апостолы не несли своего личного учения, а лишь повторяли учение Христа! К сожалению, довольно быстро, общины начали выбирать себе своих духовных лидеров, что пытались пресечь апостолы.

Павел писал в церковь Коринфа: «У вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор. 1:12,13).

Петр, обращаясь к пастырям, не приказывает, а просит их с любовью относиться к своей пастве, при этом называя себя лишь сопастырем: «Пастырей … умоляю я, сопастырь … пасите Божие стадо» (1 Пет. 5:1,2).

Пытаясь описать устройство церкви, апостолы применяли понятные всем образы здания и человеческого тела.

Здание церкви возводится на краеугольном (основополагающем) камне Иисусе: «Имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, … возрастает» (Еф. 2: 20,21).

А в образе тела, Иисус является головой, а все христиане – членами, имеющими разные призвания от Бога: «Он (Иисус) есть глава тела Церкви» (Кол. 1:18). «Вы (христиане) — тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:2).

Что касается служителей церкви, то в начале их не возвышали, как это зачастую делается сегодня. Новый Завет перечисляет христианских служителей (см. 1 Тим. 3:2,8, Деян. 14:23): епископ, греч. επίσκοπος – надзирающий; пресвитер, греч. πρεσβύτερος – старейшина; диакон, греч. διάκονος — служитель. Как видите из перевода, служители описаны лишь как административные должности: пресвитеры и диаконы призваны были поддерживать жизнедеятельность общин по местам, а епископы организовывать взаимодействие общин между собой.

Но на практике епископы и пресвитеры приобрели со временем вероучительный авторитет. Поэтому верующие не столько изучали непосредственные слова Иисуса и апостолов, сколько верили в их толкование своими духовными наставниками. Если бы рядовые верующие сами внимательно изучали Писание, рассуждали между собой о его текстах, если бы имели реальный «братский» голос в своих общинах, то они могли бы обсуждать со своими авторитетными братьями их возможные заблуждения. Но незыблемость авторитета местного церковного руководителя не позволяла противоречить ему. В итоге, если заблуждался высокопоставленный служитель, его неверное толкование Писания принималось всеми общинами, которые были под его руководством. А если решение принималось на Соборе большинством голосов, то его доктрины становились обязательными для тех церквей, которые признавали этот Собор. Затем, в последующие годы, преемственность и уважение к предкам, редко давали исторгнуть вошедшие в церковь заблуждения.

Повторим: чрезвычайно важен правильный выбор решающего авторитета. Кто для Вас глава церкви: какой-то один смертный человек, группа лиц или ее основатель – Господь Иисус? С одной стороны, легче доверять лидеру, которого видел или слышал. Но, с другой, Христос жив и находится рядом с нами, и призывает нас жить в соответствии с оставленным Им учением:

«Научите все народы.., уча их соблюдать все, что Я повелел вам ; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матф.28:19,20).


Валерий Татаркин