В каком веке мордовия образовался. О появлении древне-мордовских племен

МОРДОВИЯ — Мордовская Республика, в Российской Федерации; на Востоке Европейской России. Площадь 26,2 тыс. км2. Население 955,8 тыс. человек (1996): мордва (32%), русские (60,8%), татары (4,9%) и др. Столица — Саранск. В 13 в. территория современной М. входила в состав Рязанского и Нижегородского княжеств, в середине 13 в. захвачена монголо-татарами. С падением Казанского ханства (1552) в составе России. В ноябре 1917 — марте 1918 установлена советская власть. В 1928 создан Мордовский округ (в Средневолжском крае), который в январе 1930 преобразован в автономную область, с декабря 1934 — Мордовская АССР. В декабре 1990 принята Декларация о государственно-правовом суверенитете республики. В 1994 введено современное название.

Республика Мордовия находится в центре Восточно-Европейской равнины. Поэтому рельеф ее сравнительно прост — равнина, несколько возвышенная и всхолмленная в юго-восточной части, ровная и низменная преимущественно в долине реки Мокши и ее притоков на западе и на северо-западе. Мордовия расположена на стыке лесной и степной природных зон. Поэтому природа ее чрезвычайно разнообразна. Это и дремучие леса Мещеры, и лесостепь, и черноземы, и следы Средне-Русской возвышенности. Болота и пески, реки и озера, меловые горы и мягкие очертания черноземных районов. Жаркие дни лета и трескучие рождественские морозы. Свыше одной тысячи видов только высших растений насчитывает флора Мордовии. Свыше двухсот видов птиц, около шестидесяти видов млекопитающих. На северо-западе республики, в Темниковском районе, расположен Мордовский государственный заповедник им. П.Г. Смидовича. На территории Мордовии протекают Мокша и Сура со своими притоками, относящимися к бассейну реки Волги. Всего в республике 114 больших и малых речек, около 500 озер. Почвы Мордовии различны по плодородию и при правильном использовании могут давать высокие урожаи. Для нашей территории характерно сочетание выщелоченных и оподзоленных черноземов и комплекса серых лесных почв с небольшим распространением дерново-подзолистых почв. Агроклиматические ресурсы Мордовии достаточно благоприятны для развития многих отраслей сельского хозяйства. Тепла достаточно для выращивания озимой ржи, яровой и озимой пшеницы, овса, картофеля, конопли, кормовых культур.

Мордовия расположена на стыке лесной и степной природных зон.

Республика Мордовия — один из густонаселенных районов центра России. По плотности населения (36 человек на 1 кв. км) она занимает третье место в Волго-Вятском регионе после Чувашской Республики (70) и Нижегородской области (40 человек на кв. км). Плотность населения почти в пять раз выше, чем в среднем по России.

Мордовия — республика многонациональная. На ее территории проживают мордва, русские, татары, белорусы, украинцы, удмурты, армяне и другие народы. Коренное население — мордва этнически неоднородна и состоит из двух групп: эрзи и мокши. Этноним «мордва» впервые упоминается в сочинении готского историка Иордана (VI в. н. э.). О стране «Мордии» было известно византийскому императору Константину Багрянородному (Х в.). Этнонимы эрзя (арису), мокша (моксель) встречаются в послании хазарского кагана Иосифа (Х в.) и в путевых записках путешественника-монаха В.Рубрука (ХIII в.). Начиная с XI в., этноним «мордва» в различных написаниях неоднократно упоминается в русских летописях. «… а по Оце реце, где потече в Волгу же, Муроме язык свой, и Черемиси свой язык, Мордъва свой язык» («Повести временных лет», XII в.) Длительный и сложный процесс вхождения мордовских земель в состав Русского государства окончательно завершается лишь с падением Казанского ханства (1552 г.). Адаптация мордовского народа к условиям России проходила достаточно сложно. В результате значительная часть мордвы с конца XVI века оказывается втянута в переселенческие процессы, что способствовало ее расселению по всей территории Российского государства. На коренной территории мордва оказалась в этническом меньшинстве — преобладающей частью населения стало русское. Всего по России проживает (согласно переписи населения 1989г.) 1117492 человека мордовской национальности. Самые многочисленные диаспоры — в Самарской области (116 475 человек), в Пензенской (83 370 человек), в Оренбургской (68 879 человек), в Ульяновской (61 061 человек), в Москве и Московской области (59 244 человека).

Столица Республики Мордовия город Саранск

После 1917г. начинается движение за создание мордовского национально — государственного образования. В 1928 г. образуется Мордовский округ, а в январе 1930г. он был преобразован в Мордовскую автономную область. Территория приобрела статус республики 20 декабря 1934г. В январе 1994г. Мордовская АССР переименована в Республику Мордовия.

Республика Мордовия является индустриально-аграрным регионом и сохраняет устойчивые позиции в России и на международном рынке по производству источников света, силовой полупроводниковой техники, электроники, экскаваторов, резинотехнических изделий, медицинских препаратов, продукции нефтехимического машиностроения и т.д. Более 50 предприятий экспортирует свою продукцию в 100 стран мира.

История мордовского народа многогранны и интересна, как и история любого другого этноса России. Каждая ее страница полна событий, фактов и домыслов, знание которых и рождает понимание – кто есть такие мордва. Из чего складывается история народа? География расселения, природа, развитие взаимоотношений с другими этносами… Все эти факторы по отдельности и вместе взятые формируют хозяйственный уклад жизни, антропологический тип, духовный мир и культуру.

История мордовских племен прослеживается начиная с 1 тысячелетия до н.э. Мордовский народ исторически сложился на территории Окско-Волжского междуречья, в лесостепной зоне, богатой лесами и реками, с умеренно-континентальным климатом. Основной средой обитания для мордовского народа был лес, он поставлял и строительный материал и пищу и одежду, служил надежным убежищем от врагов. Здоровый климат и образ жизни, плодородная земля и блага леса способствовали формированию здорового, физически крепкого населения.

Мордовская земля во все времена была относительно густо населена. Кроме мордвы здесь жили и другие народы, оказывающие влияние на формирование ее культуры и хозяйства. Это были татары, чуваши, русские, вторгались на землю мордвы и гунны, и болгары, хазары, печенеги, по¬ловцы, монголы.

Мордовский эпос пронизан мотивами общности судеб эрзи и мокши, неразрывности их хозяйственной и духовной жизни.

Являясь носителями высокой земледельческой культуры, мордва связывала с земледелием многие религиозные языческие обряды. Перед началом всех сельскохозяйственных работ проводились моления, мордва верили в добрые и злые духи, поклонялись богам плодородия.

После отделения от финноволжского праязыка единый мордовский язык функционировал не менее полутора тысячи лет.

Язык мордвы за свою историю развития приобрел много заимствований, но сохранил свою основу. Язык принадлежит к волжской ветви финно-угорской группы уральской семьи. После отделения от финноволжского праязыка единый мордовский язык функционировал не менее полутора тысячи лет. Со второй половины 1 тысячелетия н.э. в нем начали образовываться территориальные диалекты, два из которых - эрзянский и мокшанский - стали языками.

К началу 20 века ареал мордовского народа охватывал всю Россию. Мордовские поселения были отмечены в Иране и Турции, но большая часть жила в Нижегородской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской, Саратовской и Самарской губерниях. В это время большинство представителей мордвы от язычества перешли к православию.

И конечно все историки сошлись во мнении, что самыми характерными чертами мордвы, так называемыми национальными качествами, являются упорство, застенчивость, не расчетливость и невысокая коммуникабельность.

Вся Россия отразилась в портрете Мордовии, в которой проживает сегодня около 900 тыс. человек. «Шумбрат!» – именно так приветствуют гостей на мордовской земле уже много столетий подряд. Шумбрат, мы рады гостям!

История мордовских племен прослеживается начиная с 1 тысячелетия до н.э.

В конце 14 века начался процесс вхождения мордовских земель в состав московского княжества.

Со второй половины 1 тысячелетия н.э. в нем начали образовываться территориальные диалекты, два из которых - эрзянский и мокшанский - стали языками.

К началу 20 века ареал мордовского народа охватывал всю Россию.Вся Россия отразилась в портрете Мордовии, в которой проживает сегодня около 900 тыс. человек.

Тема: «История возникновения Мордовии».

Цель:

Воспитывать любовь к своей малой родине, прививать интерес к получению новых знаний о своём родном крае.

Ход занятия.

Воспитатель:

Ты моя Родина, край наш, Мордовия!

В жизни опора, любовь и судьба.

Мокша и эрзя, русские братья.

Мы, твои дети, славим тебя!

Мы с вами живём в стране, имя которой – Российская Федерация. Но у каждого человека есть ещё и малая родина – это место, где человек родился, вырос. Наша малая родина – Республика Мордовия , мордовский край. Для нас она - самая любимая и родная.

Имя нашей республике дал издавна проживающий здесь народ – мордва . Многие учёные считают, что своё имя мордва получила от древнеиранского слова «мард» - мужчина (мордовское мурде, мирде – мужчина). С давних времён названия, связанные с Мордовией , были известны историкам и путешественникам.

В старину мордва жили в небольших деревнях. Эти деревеньки находились в окружении лесов, рек. В лесах люди прятались от врагов, охотились, расчищали леса от деревьев, выращивали зерно, из выращенного зерна пекли хлеб, в реках ловили рыбу. Со временем мордовскому народу надоело прятаться от врагов и жить в глуши, и объединился с народами России. В то время и определились границы Мордовии. По ней прошла пограничная линия Русского государства и стали мордва защищать Россию. Строились крепости, заграждения из поваленных деревьев и тем самым, создавалось препятствие для врага. Народ вызывал восхищение у князей.

… Жила – была деревянная лучина. По вечерам в низенькой курной избушке старик – мордвин, одетый в грубую холщовую рубаху, выстругивал ее, их сухого елового полена. И когда лучинка разгоралась тусклым смоляным пламенем, она видела перед собой закопченные стены убогого жилища и единственное затянутое бычьем пузырем окошко. И ещё изможденную женщину, склонившуюся над прялкой и голодные глаза выглядывающих с печи ребятишек.

Это не сказка. Такой домик имеется в Мордовском республиканском краеведческом музее. Еще в начале двадцатого века ютились в таких избушках тысячи мордовских семей. При лучине молились богу и плели лапти, рожали детей и умирали.

Воспитанник:

Первые сведения о её народе сообщил историк Иордан, живший в 6 веке. Более подробные сведения о мордве привёл монарх Юлиан, посетивший наш край в 13 веке. Он рассказал про обширную страну – царство Мордвинов. Двести лет спустя итальянский путешественник Иосафат Барбао упомянул о богатом народе мокша и стране Мокшия. Описания мордовских земель оставили и восточные авторы. Первым русским источником, в котором прозвучало слово «мордва», была «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печорского монастыря Нестором. В Никоновской летописи 16 века содержатся данные о первых мордовских князьях.

Воспитанник:

О самых первых жителях края нам помогает узнать наука археология. С её помощью учёные выяснили, что первые люди на территории Мордовии появились примерно 10-7 тысяч лет назад. Вначале нашёй эры стали формироваться основные признаки древнемокшанской и древнеэрзянской культур. В 7-9 веках мордва по частям была подчинена трём государствам: Древнерусскому, Хазарии и Волжской Булгарии.

В тоже время у мордвы начали складываться собственные государства. Русские летописи описывают страну мордвы-« Пургасову волость», упоминают первых князей – Пургаса и Пуреша. В 13 веке Мордовский народ подвергся страшному испытанию – нападению монгола – татар. Всё население было обложено многочисленными поборами – податями и данями. По требованию завоевателей мордва должна была кормить сборщиков дани, давать им лошадей, а также выставлять воинов в армию ханов.

Воспитанник:

В 15 – 16 веках земли, где проживала мордва, вошли в состав Российского государства. С этого времени на территории мордовского государства началось расселение русских, которые до сегодняшнего дня живут бок о бок с мордвой. Два народа на протяжении многих веков вели борьбу против общих врагов, вместе сооружали оборонительные укрепления вдоль южных границ государства. Так были построены крепости Темников, Краснослободск, Саранск и Инсар.

До 20 века понятия « Мордовия » не существовало. Земли мордовского края были распределены по нескольким губерниям: Пензенской, Нижегородской, Тамбовской и Симбирской, а его основное население принимало активное участие во всех основных событиях российской истории крестьянских войнах, борьбе против иностранных захватчиков, (поляков, шведов, французов), первой российской революции, Первой мировой войне.

Воспитанник:

Важные перемены произошли на территории края после 1917 года. Тогда среди лучших представителей мордовской интеллигенции возникла идея объединения мордвы. В 1928 году был создан Мордовский округ. В него вошли земли из бывших Пензенской и Симбирской губерний. Столицей округа стал город Саранск, руководителем - С. С. Шишканов.

10 января 1930 года округ был преобразован в Мордовскую автономную область. Этот день мы считаем днём рождения Мордовии. В 1934 году она была переименована в Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (МАССР). Вместе с новым статусом республика получила герб и флаг. В 1937 году была принята Конституция МАССР.

В последующие годы в МАССР развернулось промышленное строительство, шёл рост городского населения. Жители Мордовии внесли свой вклад в победу СССР над фашистской Германией. Имена наших земляков – Пуркаева М. А., Девятаева М. П. и многих других – навечно вошли в историю России.

Воспитанник:

198 уроженцев Мордовии были удостоены высшей государственной награды – звания Героя Советского союза (России). Большинство награждённых – участники Великой Отечественной войны. Первым Героем из Мордовии был И. А. Пожарский, погибший во время вооружённого конфликта между СССР и Японией у озера Хасан. После 1945 Героями Советского Союза и России стали маршал С. Ф. Ахромеев, летчик космонавт В. Н. Дежуров и спецназовец А. Ю. Янклович.

Воспитанник:

Мы и наши потомки будет вечно помнить, и гордиться своими земляками, которые внесли большой вклад в современную культуру, искусство. Будем гордиться величайшими и талантливыми писателями, художниками и спортсменами. Степан Дмитриевич Эрьзя – скульптор, уроженец с. Баево Ардатовского района, знаменит не только в Мордовии и России, а даже за рубежом. Известные писатели – Кузьма Абрамов, Иван Никитович Кудашкин, Александр Васильевич Арапов и многие другие, если рассказывать о всех, нужно много времени, каждый из них замечателен и неповторим. А скольким нашим землякам еще предстоит покорять вершины и прославлять Мордовию! А наши спортсмены показали на Олимпиаде в Афинах, что Мордовский народ силен и вынослив – об этом говорят призовые места. Богата земля мордовская на таланты.

Воспитанник:

В1990 году Мордовия была переименована в мордовскую Советскую Социалистическую Республику (МССР). В 1991 году был избран Президент МССР. Им стал В. Д. Гуслянников. Однако через два года этот пост был ликвидирован и власть перешла в руки Верховного совета МССР.

В январе 1994 года на карте Российской Федерации появилась Республика Мордовия (РМ). Была принята Конституция РМ. Главой республики стал Н. И. Меркушкин. Позже Н. И. Меркушкин ещё дважды одерживал победу на всенародных выборах Главы РМ, а в2006 году был утвержлён на этой должности Госсобранием РМ по предложению Президента России В. В. Путина.

14 мая 2012 года новым Главой Мордовии стал Владимир Дмитриевич Волков. Его кандидатуру, предложенную президентом России В.В.Путиным, утвердили депутаты Госсобрания республики.

Воспитатель:

Сегодня Мордовия - процветающая республика, она современна и не уступает по уровню жизни другим передовым республикам и областям. Столица Мордовии - Саранск быстро застраивается и приобретает европейский стиль инфраструктуры. Буквально за десять лет Саранск практически полностью изменился благодаря новым застройкам и устранению старых зданий и предприятий. Такими темпами в ближайшем времени Саранск будет походить на Москву и другие города Европы. В Мордовию стали приезжать разные знаменитости, чтобы посмотреть на красоту и изящность этих мест. Строится футбольный стадион, где в 2018 году пройдет чемпионат мира по футболу. Это еще раз показывает, насколько Мордовия процветает и занимает хорошие позицию в России.


География расселения во многом определяет важные факторы его истории. Природа формирует хозяйственный уклад жизни, а он оказывает влияние на формирование антропологического типа народа. Мордовский народ исторически сложился на территории Окско-Волжского междуречья, в лесостепной зоне, богатой лесами и реками, с умеренно-континентальным климатом. Основной средой обитания для мордовского народа был лес, он поставлял и строительный материал и пищу и одежду, служил надежным убежищем от врагов. Здоровый климат и образ жизни, плодородная земля и блага леса способствовали формированию здорового, физически крепкого населения. Лес не только формировал антропологический тип, но и уклад жизни мордвы, занимавшихся не только земледелием, но и охотой, бортничеством, заготовкой пушнины, скотоводством. Важным фактором формирования антропологического типа являлись и структура питания и тип жилища. Растительная пища мордвы не отличалась от пищи русских, но животную пищу они употребляли чаще, традиционно потребляли мед. Мордовские жилища отличались от русских - раздельным помещением домов и дворов, и наличие бани (древнего изобре­тения финнов).

Мордва принадлежит к финно-угорской группе уральской расы, их предки подвергались европеизации под воздействием контактов с литовскими, германскими, славянскими и др. племенами. История мордовских племен прослеживается начиная с 1 тыс. до н.э. А в 1 тыс. н.э. из финно-угорской общности выделились мордовские племена. Мокшанская группа селилась на юго-восточных землях Сурско-Окско-Мокшанского междуречья, эрзянская на северо-западе. Мордовская земля во все времена была относительно густо населена. Кроме мордвы здесь жили и другие народы, оказывающие влияние на формирование ее культуры и хозяйства. Это были татары, чуваши, русские, вторгались на землю мордвы и гунны, и болгары, хазары, печенеги, по­ловцы, монголы. Самое крупное нашествие началось в 1237 г. - нашествие Батыевых орд, вслед за которым установилось золотоордынское иго, прервав­шее естественноисторическое развитие.

В 1, начале 2 тыс. н.э. оформился хозяйственно-культурный комплекс и религиозное мировоззрение мордвы. Об этом свидетельствуют раскопки в Дубенском р-не (железные наконечники стрел, сохи, серпы, зерна культурных растений, кости домашних лошадей, коров, свиней, овец, изде­лия из дерева, глины, кожи и тканей, ювелирные украшения). С появлением в 1 тыс. железных орудий труда, появлением излишков продуктов происходит расслоение общества и распад родового общества. На смену родовой общине пришла соседская, зарождаются раннефеодальные отношения. В условиях даль­нейшего развития производительных сил и феодальных отношений, а также под влиянием внешний угрозы в начале 2 тыс. н.э. происходит процесс складывания единой мордовской народности. Мордовский эпос пронизан мотивами общности судеб эрзи и мокши, неразрывности их хозяйственной и духовной жизни, прославляется Тюштя - вождь и правитель мордовского народа.

В начале 2 тыс. н.э. у мордвы стали оформляться государственные образования: у мокши - в бассейне реки мокши и в Верхнем Присурье во главе с князем Пурешом, у эрзи - в Окско-Сурском междуречье во главе с князем Пургасом (это было еще до вторжения орд Батыя). После на­шествия южно-мордовские земли практически обезлюдели, заниматься землепашеством там было опасно. Наиболее плотно были заселены мордвой земли по рекам Мокша, Алатырь и в районе Мурома.

В 14 в. лесостепная полоса, куда входили и мордовские земли, была житницей ордынского государства. Являясь носителями высокой земледельческой культуры, мордва связывала с земледелием многие религиозные языческие обряды. Перед началом всех сельхозработ проводились моления, мордва верили в добрые и злые духи. Поклонялись богам плодородия. Кроме земледелия занимались скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством.

В конце 14 в. начался процесс вхождения мордовских земель в состав московского княжества. После вхождения мордовских земель в Российское государство русские князья уже оговаривали условия владения и наследования (в документах времен Ивана3 от 1505 г. и Ивана4 от 1572 г.). Москов­ское княжество включало в 15 в. и мордовские земли. Становление статуса мордовских князей произошло в период разложения первобытного общества. У мордовских князей были свои владения, и они были относительно самостоятельными еще в 15-16 вв. Экспансия русских и татарских кня­зей вынуждала их формировать военные дружины. В 1392 г. Нижегородское княжество, включавшее земли мордвы-эрзи вошло в состав Московского. В 1393 г. Мещера насе­ленная мордвой - мокшей и эрзей добровольно признали власть Москвы. В договора от 1396 г. между русскими князьями мордва уже не фигурирует как политический противник, потому что мордовские князья несли службу у них, обороняя русскую территорию. К 15 в. право верховного распорядителя мордовскими землями присвоил себе московский великий князь, который вершил судьбами не только населения, но местных князей. Так в 15 в. мордовские и татарские князья стали вассалами московских великих князей. В конце 15 в. сложилось Российское государство, Иван3 с 1485 г. стал носить титул великого князя, а Иван4 с 1547 г. - титул царя. В 16 в. сложились централизованные органы власти - приказы. Мордовским краем управляло несколько приказов. Постепенно владения мордовских князей преобразовывались в уезды. В 16 в. мордва проживала в Муромском, Нижегородском, Арзамасском, Шацком, Темниковском, Алатырском уездах. В 16 в. Российское государство предпринимало решительные меры против Казанского ханства, активную роль в этом играла и мордва. Во взятии Казани отличились многие представители мордвы, а позднее уча­ствовали в охране границ Русского государства. Мордва расселялась и уходила все дальше от своих исконных территорий: в симбирский, саратов­ский, башкирский и другие края.

В 16-17 вв. в Мордовии оформилось четыре категории крестьян: дворцовые, государственные, монастырские и помещичьи. В это время происходит изменение в развитии крестьянских хозяйств всех категорий. Была проведена перепись и за деревнями закреплялись определенные земли. Мордовские крестьяне прикреплялись к записанным за ними землям. Ясак взимался в продуктово-денежной форме, объектом обложения являлась земля. Кроме земледелия и животноводства крестьяне занимались добычей пушнины, пчеловодством, шла торговля продуктами деятельности. Центрами городской торговли и ремесел были Саранск, Темников, Алатырь, Арзамас, Краснослободск, Инсар, Троицк и др. В 17 в. уже крепли торговые связи с Москвой.

Крестьянские войны начала 17 в. были вызваны обострением противоречий крестьянства и помещиком, усилением крепостного права в конце 16 в. Восстание Болотникова в 1606-07 гг. охватили многие регионы России, в том числе и Мордовию. Повстанцы заняли Алатырь, расправились с представите­лями власти, громили дворянские усадьбы. Борьба в мордовских уездах приняла острый характер, активно участвовали и русские и мордва. Со стороны власти последовали карательные меры, которые не сломили восставших. Примерно через год в 1609 г. они опять объединились в отряды и сражались с правительственными отрядами. Крестьянская война была подавлена, но показала силу народных масс.

Причиной крестьянской войны Разина 1670-71 гг. послужили дальнейшее закрепощение, все возраставшие налоги. Мордовские земли в ко­роткий срок перестали быть вольным краем, как и все Поволжье они превращались в территорию, откуда крестьяне бежали от феодального гнета. Еще до восста­ния Поволжье стало местом крестьянских волнений. В 1670 г. войско Разина двинулось вверх по Волге, к ним присоединились многие крестьяне Мордовии, много мордвы сложило голову в боях. Крестьянская война под предводительством Разина потерпела поражение. Карательные меры привели к сокращению мужского населения и запустению многих кресть­янских дворов. Совместная борьба русских, мордвы и татар сыграла роль в укреплении дружественных отношений.

Таким образом, за время пребывания в составе России экономическое и правовое положение мордовских крестьян и русских во многом сблизи­лось. В мордовских землях многие дворяне получили земли, появились все категории крестьян. Несмотря на прогрессивное и благотворное влияние рус­ских на все стороны жизни мордвы и социально-экономическое развитие, политика власти была направлена на ассимиляцию. С укреплением феодальных отношений и усиления гнета возникали крестьянские восстания, где активно участвовала мордва.

Мордва в отличие от других народов Поволжья не образует значительных этнических массивов, а расселяется вперемешку с русскими и татарами. Хотя на территории Мордовии большинство было одно-национальных селений. При создании уездов этническая принадлежность не учитывалась. Были образованы Самарский, Алатырский, Саранский, Темниковский уезды, на территории которых жила мордва и русские и татары. В 18 в. растет численность населения, что способствовало переходу на подушный сбор налогов. Новые поселения в 18 в. появлялись редко, т.к. территория в основном уже была освоена. Одной из причин появления новых сел была христианизация иноверцев, т.к. крещеные и некрещеные жили отдельно.

В 18 в. в мордовском крае были широко представлены такие отрасли промышленности, как винокурение, поташное производство, металлургия и легкая промышленность. В 17-18 вв., несмотря на тяжесть феодально-крепостнических порядков и усиление национально-колониального гнета, в мордовском крае ускоренно растет товарное производство, определилось лицо края в системе всероссийского рынка. Одновременно росла имущественная дифференциация. Росло социальное напряжение. Мордва имела богатый опыт ведения многоотраслевого хозяйства, они отличались трудолюбием и упорством. Мордва при вхождении в Россию получили возможность приобщиться к культуре в духовной и материальной сфере. Этому способствовала массовая христианизация мордвы. Но были и утрачены многие религиозные мировоззрения мордвы и многие культурные ценности, хотя язык и культуру удалось сохранить.

История Мордовии
Учебно-методический комплекс
Составитель: Матвеева Людмила Александровна
Цель данного курса является развитие исторического мышления, повышение эрудиции, привитие гражданского и патриотического мировоззрения, базирующегося на том, что каждая личность является активным субъектом исторического процесса.
Основными задачами курса являются осознание с его помощью сложности межнациональных, межрелигиозных и других отношений на основе проблемно-хронологического изложения главных социально-политических и социально-экономических событий, знакомства с памятниками материальной и духовной культуры, биографиями выдающихся исторических деятелей - уроженцев края.
Концепция курса «История Мордовии»
История Мордовского края берет начало еще в эпоху древнего каменного века. Орудия из камня, изготовленные более 12 тыс. лет назад, найдены по берегам рек Ока, Волга, Цна. Задолго до нашей эры край был заселен финно-угорскими пле­менами и уже несколько тысячелетий является местом форми­рования и развития мордовского этноса.
Мордовский народ – один из древнейших в стране. Он со­временник скифов и сарматов, сосед готов и гуннов, союзник хазар и волжских булгар. Долгое проживание на постоянной тер­ритории, бережное отношение к опыту предков позволило ему сохранить свой древний язык, богатейшую мифологию и традиции культуры, уходящей корнями к истокам человеческой цивилиза­ции.
Со второй пол. I тыс. н. э. в крае появляются представители тюркоязычных, а в конце тысячелетия – славянских племен. Их потомки – русские и татары и ныне живут в Мордовии. Изучение ее истории позволяет проследить долгий и сложный путь этих народов к их современному дружественному состоянию, заставляет более внимательно и бережно относиться к нацио­нальным чувствам людей, помогает осознать, что только единство служит залогом нормальной жизни и прогресса.
Без знания прошлого нельзя понять настоящее и, в известной мере, предвидеть будущее. Поэтому ни один человек не может быть и даже считаться образованным без представления об истории его народа, его страны. Особую важность при этом имеет изучение родного края, ибо только знание всех периодов его раз­вития дает возможность уяснить и оценить современную ситуа­цию, выработать к ней адекватное отношение.
История родного края позволяет студентам сформировать гражданское чувство «малой Родины», без чего вообще невозможно воспитание патриотизма, благожелательного отношения к людям и обществу. Поэтому столь значительна роль курса «История Мордовии» в системе образования, подготовке специалистов, чей интеллекту­альный и нравственный уровень должен соответствовать задачам, стоящим перед нашим государством.

Учебно-тематический план по предмету «История Мордовии»

п/п
Название раздела дисциплины
Количество часов

Лекции
практические занятия
Сам. работа (СРС)
1.
Источники и историография по истории Мордовии.
2

1
2.
Мордовский край в первобытную эпоху и в первом тысячелетии н.э.
2

1
3.
Мордовский край в предмонгольский период (XI – начале XIII вв.).
2

4.
Мордовский край в системе Золотой Орды.
2

4
5.
Вхождение Мордовского края в состав Российского государства.
2

1
6.
Социально-экономическое состояние мордовского края в XVII – XVIII вв.
2

1
7.
Национально-освободительная борьба мордовского народа в XVII – XVIII вв.
2

1
8.
Христианизация мордвы.

1
9.
Развитие Мордовского края в XIX веке.
2

1
10.
Мордовский край в начале ХХ века.
2

1
11
Мордовия в революции и гражданской войне.
2

4
12.
Мордовия в 1920 – 1930- е гг.
4

1
13.
Мордовия в годы Великой Отечественной войны.
2

1
14.
Развитие Мордовии во второй половине ХХ века.
6

4
15.
Мордовское национальное движение в ХХ веке.
2

1
16.
Численность мордовского народа в ХХ начале XIX вв.
2

Итого
36

17
Список основной и дополнительной литературы по курсу «История Мордовии»
Основная литература
Учебники
1.Очерки истории Мордовской АССР: В 2 т. Т. 1. Саранск, 1955.
2.Очерки истории Мордовской АССР: В 2 т Т. 2. Саранск, 1961.
3.История Мордовской АССР: В 2 т. Т. 1. Саранск, 1979.
4.История Мордовской АССР: В 2 т. Т. 2. Саранск, 1981.
5.История Мордовской АССР с древнейших времен до наших дней: Учеб. пособие. Саранск, 1984.
6.История и культура мордовского края: учеб. для вузов / В. М. Арсентьев, Н. М. Арсентьев, Э. Д. Богатырев; Издат. Центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. Саранск, 2008.
.
Дополнительная литература.
Учебные пособия
7.Корнишина Г.А. Сезонные обряды мордвы: исторические корни и традиционные формы бытования. Учебное пособие по спецкурсу / МГПИ им. М.Е. Евсевьева. Саранск, 1999.
8.Корнишина Г.А. Знаковые функции народной одежды мордвы: Учебное пособие / МГПИ им. М.Е. Евсевьева. Саранск, 2002.
9.Корнишина Г.А. Традиционно-обрядовая культура мордвы: Учебное пособие / МГУ им. Н.П. Огарева. Саранск, 2005.
10.Рогачев В.И. Вопросы изучения мордовской национальной культуры: этнология, фольклор, литература (вторая половина 19 – первая четверть 20 вв.). Учебное пособие по спецкурсу. Саранск, 1998.

Монографии
11.Абрамов В.К. По следу времени. Саранск, 1991.
12.Абрамов В.К. Мордовский народ 1897-1939 гг. Саранск, 1995.
13.Абрамов В.К. Мордвины: вчера и сегодня. Краткие очерки мордовской государственности и национального движения. Саранск, 2002.
14.Адушкин Н.Е. Народная, национальная, социалистическая: этапы формирования и развития ведущих отрядов интеллигенции Мордовии. Саранск, 1988.
15.Адушкин Н.Е. Рабочий класс Мордовии: страницы биографии и тенденции современного развития. Саранск, 1981.
16.Балашов В. А. Бытовая культура мордвы. Традиции и современность. Саранск, 1992.
17.Беззубов В.И. Научно-педагогическая деятельность Макара Евсевьевича Евсевьева Саранск, 1960.
18.Брыжинский В.С. Народный театр мордвы. Саранск, 1985.
19.Букин М.С. Становление мордовской советской национальной государственности (1917-1941 гг.). Саранск, 1990.
20.Вихляев В.И. Происхождение древнемордовской культуры. Саранск, 2000.
21.Вопросы этнической истории мордовского народа. Труды института этнографии АН СССР. М., 1961. Т. 63.
22.Воронин И.Д. Промышленники из мордвы // Воронин И.Д. Очерки и статьи. Саранск, 1957.
23.Воронин И.Д. Достопримечательности Мордовии. Природные, исторические, культурные. 2-е изд. Саранск. 1982.
24.Воронин И.Д. Саранская живописная школа. Саранск, 1972.
25.Документы и материалы по истории Мордовской АССР / Под ред. Б.Д. Грекова, В.И. Лебедева. Т. I. Ч. 1 / МНИИЯЛИЭ. Саранск. 1939.
26.Документы и материалы по истории Мордовской АССР / Под ред. А.И. Яковлева. Т 1. Ч.2 / МНИИЯЛИЭ. Саранск, 1951.
27.Документы и материалы по истории Мордовской АССР / Под ред. Б.Д. Грекова Т. 2. / МНИИЯЛИЭ. Саранск, 1940.
28.Документы и материалы по истории Мордовской АССР / Под ред. А.И. Яковлева и Л.В. Черепнина. Т. 3, Ч. 1 / МНИИЯЛИЭ. Саранск, 1939.
29.Документы и материалы по истории Мордовской АССР / Под ред. А.И. Яковлева Т. 3, Ч. 2 /МНИИЯЛИЭ. Саранск, 1952.
30.Документы и материалы по истории Мордовской АССР / Под ред. А.И. Яковлева Т. 4, Ч. 1 / МНИИЯЛИЭ. Саранск, 1948.
31.Дорожкин М.В. Установление Советской власти в Мордовии. Саранск, 1957.
32.Еферина Т.В. Марискин О.М., Надькин Т.Д. Налоговая политика и крестьянское хозяйство в 1920-1930-е годы. Саранск, 1997.
33.Жиганов М.Ф. Память веков. Саранск, 1976.
34.Заварюхин Н.В. Очерки по истории мордовского края периода феодализма Саранск, 1993.
35.Записки о Саранске. ХУШ - XX века Саранск, 1991.
36.Захаркина А.Е., Фирстов И.И. Мордовия в годы трех народных революций. Саранск, 1957.
37.Из истории формирования и развития рабочего класса Мордовии. Саранск, 1989.
38.История советского крестьянства Мордовии. Ч. I, II. Саранск, 1987-1989.
39.Клеянкин А.В. Хозяйство помещичьих и удельных крестьян Симбирской губернии в первой половине XIX в. Саранск, 1974.
40.Корнишина Г.А. Традиционные обычаи и обряды мордвы. Саранск,2000.
41.Корсаков И.М., Романов М.И. Из истории Мордовии в годы гражданской войны. Саранск, 1958.
42.Котков К.А. Крестьянское движение на территории Мордовии во второй половине XVIII в. Саранск, 1949.
43.Куклин В.Н. Биография саранских улиц. Саранск, 1990.
44.Лебедев В.И. Загадочный город Мохша. Пенза, 1958.
45.Легенды и предания мордвы. Саранск, 1982.
46.Лузгин А.С. Промыслы Мордовии. Саранск, 1993.
47.Мельников И.П. (Печерский А.). Очерки мордвы. Саранск, 1981.
48.Меркушкин Г.Я. Развитие науки в Мордовии. Саранск, 1967.
49.Меркушкин Г.Я., Дорожкин М.В. Об основных этапах вхождения мордовского народа в состав Русского государства // 425-летие добровольного вхождения Чувашии в состав России. Чебоксары, 1977.
50.Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1998.
51.Мокшин Н.Ф. Этническая история мордвы. Саранск, 1977.
52.Мокшин Н.Ф. Мордовский этнос. Саранск, 1989.
53.Мокшин Н.Ф. Мордва глазами зарубежных и российских путешественников. Саранск, 1993.
54.Мордва. Историко-этнографические очерки. Саранск, 1981.
55.Мордва. Историко-культурные очерки. Саранск, 1995.
56.Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа.- Изд. доп. и перераб. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.
57.Мордовия. 1941 - 1945 гг.: Документы и материалы. Саранск: Мордов.кн. изд-во, 1995. 747 с.
58.Мордовия в период упрочения Советской власти и гражданской войны: Документы и материалы. Саранск, 1959.
59.Мордовия в годы Великой Отечественной войны. 1941 - 1945 гг. Документы и материалы. Саранск, 1962.
60.Мордовия: Энциклопедия; В 2 т. Т.1: А-М /А.И.Сухарев и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003.
61.Мордовия: Энциклопедия; В 2 т. Т.2: М- Я /А.И.Сухарев и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.
62.Мордовское устное народное творчество. Саранск, 1987.
63.Надькин Т.Д. Коллективизация крестьянских хозяйств Мордовии в 1931-1932 гг. Второй отлив из колхозов // Экономика Мордовии: История и современность. Саранск, 1997. С. 100-113.
64.Образование Мордовской АССР: Документы и материалы (1917-1937 гг.). Саранск, 1981.
65.Общественные движения в Мордовии. Документы. Материалы / Автор-сост. В.В. Маресьев. М., 1993.
66.Петерсон Г.Л. Странички старины. Саранск, 1993.
67.Попков Т.В. Все - для фронта, все - для победы. Саранск, 1982.
68.Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960.
69.Смирнов И.Н. Мордва. Историко-этнографический очерк. Казань, 1895.
70.Степанов П.Д. Ош Пандо. Саранск, 1967.
71.Сухарев А.И. Социальный облик советской Мордовии. Состояние, тенденции развития. Саранск, 1980.
72.Тюгаев Н.Ф. Крепостная деревня Мордовии в конце XVIII -первой половине XIX вв. Саранск, 1975.
73.Установление Советской власти в Мордовии: Документы и материалы. Саранск, 1957.
74.Филатов Л.Г. Железнодорожники Мордовии в огне первой русской революции. Саранск, 1972.
75.Фирстов И.И. Мордовия в годы первой русской революции. Саранск, 1955.
76.Чистякова Е.В., Соловьев В.М. Степан Разин и его соратники. М.: Мысль, 1988.
77.Чистякова Е.В., Соловьев В.М. Разин и разницы на мордовской земле. Саранск, 1986.
78.Этногенез мордовского народа: Материалы научной конференции / Под ред. Б.А. Рыбакова. Саранск, 1965.
79.Юрченков В.А. Взгляд со стороны. Мордовский народ и край в сочинениях западно-европейских авторов VI-XVII1 столетий. Саранск, 1995

Учебно-методические материалы

80.Абрамов В.К. История Мордовии. Методические указания и программа курса / МГУ им. Н.П. Огарева. Саранск, 2003.
81.Корнишина Г.А. Обряды жизненного цикла у мордвы. Методические рекомендации по спецкурсу / МГПИ им. М.Е. Евсевьева Саранск, 1996.
82.История мордовской культуры: Программы спецкурсов / МГПИ им. М.Е. Евсевьева. Саранск, 1997.
83.Мировая художественная культура. История мордовской культуры. Литература стран изучаемого языка. Сборник программ и учебно-методических материалов / МГПИ им. М.Е. Евсевьева. - Саранск, 1998.
84.История и культура Мордовии. Программы курсов по выбору / МГПИ им. М.Е. Евсевьева. Саранск, 2003.
85.История культуры мордовского народа: Программа курса и темы семинарских занятии / Сост. Г.А. Корнишина /МГУ им. Н.П. Огарева. Саранск, 2004.