Примеры научных законов. Научные законы Законодательный процесс в Российской Федерации

Научный закон это форма упорядочивания научного знания, заключающаяся в формулировке общих утверждений о свойствах и взаимоотношениях изучаемой предметной области. Научные законы представляют собой внутреннюю, существенную и устойчивую связь явлений, обуславливающую их упорядоченное изменение.

Понятие научного закона стало формироваться в XVI-XVII вв. в период создания науки в современном смысле этого слова. Долгое время считалось, что данное понятие универсально и распространяется на все области познания: каждая наука призвана определять законы и на их основе обрисовывать и разъяснять изучаемые явления. О законах истории говорили, в частности, О. Конт, К. Маркс, Дж.С. Милль, Г. Спенсер. В конце IXX века В. Виндельбанд и Г. Риккерт выдвигали идею о том, что наряду с генерализирующими науками, имеющими своей задачей открытие научного закона, имеются индивидуализирующие науки, не формулирующие никаких своих законов, а представляющие исследуемые объекты в их уникальности и неповторимости.

Основными чертами научных законов являются:

Необходимость,

Всеобщность,

Повторяемость,

Инвариантность.

В научном познании закон представляется как выражение необходимого и общего отношения между отмечаемыми явлениями, например, между заряженными частицами любой природы (закон Кулона) или любыми телами, обладающими массой (закон тяготения) в физике. В разнообразных течениях современной философии науки понятие закона сопоставляют с понятиями (категориями) сущности, формы, цели, отношения, структуры. Как показали дискуссии в философии науки XX в., входящие в определение закона свойства необходимости и общности (в пределе - всеобщности), а также соотношения классов «логических» и «физических» законов, объективности последних по сей день относятся к наиболее актуальным и сложным проблемам исследования

Закон природы это определенный безусловный (часто математически выраженный) закон природного явления, который вершится при знакомых условиях всегда и везде с одинаковой необходимостью. Такое представление о законе природы сложилось в XVII-XVIII вв. как результат прогресса точных наук на стадии развития классической науки.

Универсальность закона обозначает, что он распространяется на все объекты своей области, воздействует в любое время и в любой точке пространства. Необходимость как свойство научного закона обусловливается не строением мышления, а организацией реального мира, хотя зависит так же от иерархии утверждений, входящих в научную теорию.



В жизни научного закона, захватывающего обширный круг явлений, можно выделить три характерных этапа:

1) эпоху становления, когда закон функционирует как гипотетическое описательное утверждение и испытывается прежде всего эмпирически;

2) эпоху зрелости, когда закон в полной мере подтвержден эмпирически, приобрел ее системную поддержку и функционирует не только как эмпирическое обобщение, но и как правило оценки других, менее надежных утверждений теории;

3) эпоху старости, когда он входит уже в ядро теории, употребляется, прежде всего, как правило оценки других ее утверждений и может быть оставлен только вместе с самой теорией; проверка такого закона касается прежде всего его эффективности в рамках теории, хотя за ним остается и старая, полученная еще в период его становления эмпирическая поддержка.

На втором и третьем этапах своего бытия научный закон является описательно-оценочным утверждением и проверяется, как все такие утверждения. Например, второй закон движения Ньютона долгое время был фактической истиной.

Законы отличаются по степени общности и сфере действия. Всеобщие законы обнаруживают взаимосвязь между наиболее универсальными свойствами и явлениями природы, общества и человеческого мышления.

Научный закон -- формулировка объективной связи явлений и называется научным потому, что эта объективная связь познана наукой и может быть употреблена в интересах развития общества.

Научный закон формулирует постоянную, повторяющуюся и необходимую связь между явлениями и, следовательно, речь идет не о простом совпадении двух рядов явлений, не о случайно обнаруженных связях, а о такой причинно-следственной их взаимозависимости, когда одна группа явлений неизбежным образом порождает другую, являясь их причиной.

Типы научных теорий



Исследуя вопрос о сущности и происхождении научных теорий, необходимо обратить внимание на их классификацию. Науковеды и методологи обычно выделяют три типа научных теорий.

К первому типу теорий относятся описательные (эмпирические) теории – эволюционная теория Ч. Дарвина, физиологическая теория И. Павлова, различные психологические теории, традиционные лингвистические теории и тому подобное. На основании многочисленных опытных данных эти теории описывают определенную группу объектов и явлений, формулируют эмпирические обобщения, а затем и законы, которые становятся базой теории. Теории этого типа формулируются в обычных естественных языках с привлечением лишь специальной терминологии. В них обычно не формулируются явным образом правила используемой логики и не проверяется корректность проведенных доказательств. Описательные теории носят по преимуществу качественный характер.

Второй тип научных теорий составляют математизированные научные теории, использующие аппарат и модели математики. В данных теориях конструируется математическая модель, представляющая собой особый идеальный объект, замещающий и представляющий некий объект реального мира. Примером являются логические теории, теории из области теоретической физики. Обычно эти теории основаны на аксиоматическом методе – наличии ряда базовых аксиом, из которых выводятся все остальные положения теории. Часто к исходным данным аксиомам, которые отвечают признакам очевидности и непротиворечивости, добавляется какая-то гипотеза, возведенная в ранг аксиомы. Такая теория должна быть обязательно проверена на практике.

Третий тип – дедуктивные теоретические системы. К их построению привела задача обоснования математики. Первой дедуктивной теорией явились «Начала» Евклида, построенные с помощью аксиоматического метода. Исходные положения таких теорий формулируются в самом начале, а затем в теорию включаются лишь те утверждения, которые могут быть получены путем логического вывода из этой основы. Все логические средства, используемые в этих теориях, строго фиксируются, и доказательства теории строятся в соответствии с этими средствами. Для построения дедуктивных теорий обычно используются особые формализованные языки. Такие теории обладают большой степенью общности, поэтому возникает очень сложная проблема интерпретации этих теорий, превращение их формального языка в знание в собственном смысле слова.

Анархистская эпистемология" П.Фейерабенда

Фейерабендом была обозначена реальная и очень важная проблема философии науки, которую игнорировал позитивизм, ­­­- проблема исторического изменения научной рациональности, идеалов и норм научного исследования. Однако решение этой проблемы Фейерабендом было не менее одиозным, чем ее отбрасывание позитивистами. Он заключил, что не следует стремиться к установлению каких бы то ни было методологических правил и норм исследования, в научном исследовании допустимо все и «существует лишь один принцип, который можно защищать при всех обстоятельствах. Это принцип – все дозволено».

Свою позицию Фейерабенд именует эпистемиологическим анархизмом. Эта позиция приводит к отождествлению науки и любых форм иррационального верования. Между наукой, религией и мифом, по мнению Фейерабенда, нет никакой разницы. В подтверждение своей позиции он ссылается на жесткую защиту учеными принятой парадигмы, сравнивая их с фанатичными адептами религии и мифа. Фейерабенд также ссылается на акции убеждения и пропаганду учеными своих открытий как на способ, обеспечивающий принятие этих открытий обществом, и в этом тоже видит сходство науки и мифа. По мнению Фейерабенда, наука – не высший тип знания, а очередная интеллектуальная традиция, пришедшая на смену мифу, магии, религии. Обращение науки к опыту столь же обоснованно, как и обращение к Священному писанию: данные опыта тоже принимаются учеными на веру, как верующими – библейские свидетельства.

Итак, Фейерабенд приходит к выводу, что наука ни по своим методам, ни по объектам исследования, ни по целям принципиально не отличается от мифа и политической демагогии и представляет собой, по существу, один из инструментов власти. Эту линию постпозитивизма можно условно назвать иррационалистической. Она акцентировала интерес на том влиянии, которое оказывают на науку вненаучные факторы. Идеологический пафос этой линии находится в одной струе с учениями эпохи «подозрения» (то есть учением Маркса о том, что надстройка определяется экономическим базисом, учением Ницше о том, что мораль определяется ресентиментом, учением Фрейда о том, что сознательное определяется бессознательным).

Концепция И. Лакатоса.

Получила название методологии научно-исследовательских программ . Развитие науки представляет собой конкуренцию научно-исследовательских программ. Исследовательская программа включает в себя «жесткое ядро», в которое входят неопровергаемые для сторонников программы фундаментальные положения.

В его творчестве выделяют два этапа. В работах раннего периода Л. предложил свой вариант рациональной реконструкции развития содержательной математики 17-19 вв . В работах позднего периода происходит переход от реконструкции частной науки к универсальной концепции развития научного знания, что нашло свою реализацию в т.наз. методологии научно-исследовательских программ. Главная идея этой концепции состоит в том, что развитие научного знания происходит в результате конкуренции научно-исследовательских программ, составляющих "внутреннюю историю" науки.

Важным является различие, проводимое Л. между "внутренней" и "внешней" историей науки . Под "внутренней" историей Л. подразумевает научно-исследовательскую программу и составляющие ее структуру элементы - "жесткое ядро", "позитивную" и "негативную" эвристику, "защитный пояс" гипотез, прогрессивный и регрессивный сдвиг проблем . Внешняя история либо дает нерациональное объяснение исторических событий , интерпретируемых на основе "внутренней" истории, либо - если зафиксированная история значительно отличается от своей рациональной реконструкции - она дает эмпирическое объяснение этого отличия . Каждая рациональная реконструкция создает некоторую характерную для нее модель рационального роста научного знания. Однако все эти нормативные реконструкции должны дополняться эмпирическими теориями "внешней" истории для того, чтобы объяснить оставшиеся нерационализируемые факты: подлинная история науки всегда богаче любых ее реконструкций. По Л., история науки - это история событий, выбранных и интерпретированных некоторым нормативным образом. И если это так, то следующая проблема - это проблема оценки конкурирующих реконструкций или научно-исследовательских программ. Прогресс методологической ипостаси научно-исследовательских программ Л. видит, по сравнению с другими концепциями, в переводе многих проблем из "внешней" истории во "внутреннюю".

Концепция развития Поппера

Концепция К. Поппера. Получила название «фальсификационизм», поскольку ее основным принципом стал принцип фальсифицируемости . Основной мотив концепции– отрицание критерия истины. Теория, не опровержимая никаким мыслимым событием - является ненаучной

По мнению П., не существует особого метода философии - есть метод любой рациональной дискуссии с четкой постановкой вопросов и критическим анализом предлагаемых решений. Предложил принцип фальсификации (принципиальной опровержимости любого утверждения) в противовес принципу верификации. Утверждал органическое единство теоретического и эмпирического уровней организации знания, а также гипотетический характер и подверженность ошибкам (принцип "фаллибилизма") любой науки . Отделение научного знания от ненаучного, науки от "метафизики" (или проблему "демаркации") обозначал как существенно значимую в противовес ориентациям на разработку критериев значения.

Рост научного знания (в рамках которого особое внимание должно было уделяться, по П., проблемам и их решению) П. трактовал как частный случай общих процессов общественных изменений. История научного познания - это история смелых предположений и их перманентных опровержений. Глобальное же миропредставление П. (принципиально не онтологического характера) выступало в облике теории трех миров: мира физических явлений; мира субъективных (ментальных и психических) состояний сознания; мира объективного содержания мышления и предметов человеческого сознания вне познающего субъекта (подтвердившиеся и не подтвердившиеся гипотезы, научные теории, материализовавшиеся проекты и непрочитанные никем книги и т.д.).

  • 10. Влияние философии и.Канта на современную философию науки
  • 11. Наука Философии Гегеля
  • 12. Позитивистская традиция в философии науки. Философия науки в первом и втором позивизме
  • 3. Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм)
  • 13. Неоканство. Основные школы и идеи. Проблема научного знания в неоканстве
  • 14. Аналитическая философия
  • 15 Неопозитивистская философия науки
  • 4.Проблемное поле и принципиальные положения неопозитивизма
  • 16. Постпозитивистская философия науки
  • 17. Концепция развития научного знания Поппера
  • 18. Методология научно-исследовательских программ и.Лакатоса
  • 19. Концепция смены научных парадигм т. Куна
  • 20. Концепция теоретического реализма п. Фейерабенда
  • 21.Концепция личностного знания м. Полани
  • 23. Этико-правовые проблемы науки
  • 24. Феноменологическая философия науки
  • 25. Критика науки и рационального познания в экзистенциализме. Филосо­фия науки м. Хайдеггера.
  • 26. Герменевтическая философия науки
  • 27. Марксистская философия
  • 28. Структурализм: основные идея. Постструктурализм.
  • 30.Основные философские интерпретации познания: эссенциализм, скепти­цизм и инструментализм; гипотетический реализм.
  • 31.Основные формы донаучного и вненаучного знания.
  • 32. Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание
  • Способы получения информации об этих явлениях:
  • 6) Религиозное знание:
  • 9) Мифологическое;
  • 10) Философское.
  • 34 Идеалы научности и формационный подход
  • 35. Основные модели взаимосвязи философии и науки: редукционистская, антиинтеракционистская, диалектическая.
  • 36. Наука как познавательная деятельность: социологический и когнитивный аспекты.
  • 37. Функции науки в современном обществе.
  • 39. Условия и предпосылки возникновения науки. Преднаука и наука в соб­ственном смысле слова. Особенности пранауки в древних культурах. Основ­ные достижения древней пранауки.
  • 40. Античная наука: условия и предпосылки возникновения. Особенности ан­тичного типа научности. Основные достижения античного этапа развития науки.
  • 41. Средневековый этап развития науки: условия и предпосылки. Западная и восточная ветви средневековой науки.
  • 42. Наука в эпоху Возрождения. Особенности науки в период рождения но­вой культуры. Основные достижения научного знания эпохи Возрождения
  • 43. Возникновение современной науки в Западной Европе: исторические ус­ловия и социокультурные предпосылки. Идеи Галилея.
  • 44. Классический этап (XVII-XIX вв.). Особенности научной картины мира. Гносеология и методология классической науки.
  • 45. Неклассическая наука
  • 1. Релятивистская картина мира
  • 2. Квантово-полевая картина мира
  • 46. Постнеклассическая наука
  • 47. Будущее науки. Сосуществование и интеграция сформированных ранее типов научности: класического, неклассического, постнеклассического. Глобализация науки.
  • 48. Основные структуры научного знания. Научное понятие. Научный закон. Объяснение и предскание
  • 48. Основание науки (идеалы и нормы познания, характерные для данной эпохи и данной области знания, научной картины мира, философские основания).
  • 2) Детерминистические или стохастические законы.
  • 3) Эмпирические и теоретические законы.
  • 49. Эмпирический и теоретический уровень научного знания, их структура и проблема соотношения
  • 2. Теоретический уровень знания.
  • 13. Методы эмпирического исследования
  • 50. Теоретический уровень и его особенности. Понятие идеализированного объекта. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория.Структура научной теории.
  • § 3. Специфика теоретического познания и его формы
  • § 4. Структура и функции научной теории. Закон как ключевой ее элемент
  • 51. Многообразие типов научного знания
  • Современное представление
  • 52. Основания науки
  • 53. Проблемы классификации наук. Основные виды наук: логико-математические, естественнонаучные, социально-гумманитарные, практико-технические.
  • 54. Формы научного познания
  • 55. Научная картина мира (классическая картина мира, неклассическая картина мира, постнеклассическая картина мира, синергетика)
  • 56. Динамика науки как процесс порождения нового знания
  • 57. Научные традиции и научные революции. Модели развития науки
  • 58. Этико-правовые проблемы науки
  • 60. Специфика социально-гуманитарного познания
  • 61. Базисные исследовательские программы экономической науки и их философские основания
  • 62. Философские проблемы экономической теории. Экономическая сфера общественной жизни: многообразие подходов. Субординированные и координационные зависимости в общественной жизни.
  • 63. Влияние экономической жизни на развитие науки. Методы и формы экономического регулирования науки
  • 64. Экономические основы науки. Наука в условиях рыночного хозяйства. Экономический эффект от развития науки
  • 65. Социология науки. Проблема интернализма и экстернализма. Этос науки (р. Мертон)
  • 66. Сциентизм и антисциентизм.
  • 67. Проблема истины в научном познании
  • 68. Роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций
  • 70. Физика как фундамент естествознания
  • 71. Частицы и поля как фундаментальные абстракции современой физической картины мира и проблема их онтологического статуса. Типы взаимодействий в физике и природа взаимодействий.
  • 72. Проблемы пространства и времени в классической механике, в специальной и общей теории относительности, квантовой физике. Геометризации физики на современном этапе
  • 73. Эволюция предсталений о Вселенной. Модели Вселенной.
  • 74. Современные представления о строении и развитии Вселенной
  • 75. Возникновение научной химии
  • 72. Становление биологии как науки. Основные проблемы современной биологии. Человек как часть биосферы и космическое существо
  • 77. Становление и развитие технических наук. Философия техники: предмет, проблемы
  • 78. История становления информатики как междисциплинарного направления. Философские проблемы информатики
  • 1.3.1. Письменность и книгопечатание
  • 1.3.2. Второй этап в развитии информатики - использование технических достижений
  • 1.3.3. Третий этап - исследования в области теории информации
  • 79. Направления в оптике в классический период развития науки
  • 80. Исследование электрических и магнитных явлений в конце 19 - начале 20 вв.
  • 81. Развитие представлений о природе тепловых явлений и свойств макросистем
  • 48. Основные структуры научного знания. Научное понятие. Научный закон. Объяснение и предскание

    48. Основание науки (идеалы и нормы познания, характерные для данной эпохи и данной области знания, научной картины мира, философские основания).

    Наука как особый вид деятельности, направлена на фактическое вы­веренное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности. Она помещена в поле целеполагания и принятия решений, выбора и признания ответственности, истинности, стремится быть нейтральной по отношению к идеологии и политическим приоритетам.

    Рассмотрев основные составляющие структуры научного знания, можно утверждать, что мы будем иметь состоявшуюся в собственном смысле науку лишь тогда, когда сможем установить принципы, основа­ния, идеалы и нормы исследования.

    В наше время помимо общественных, естественных, технических на­ук различают также науку фундаментальную и прикладную, теорети­ческую и экспериментальную. Говорят о большой науке, ее твердом ядре, о науке переднего края. Теперь наука развивается по принципу глубокой специализации, а также на стыках междисциплинарных областей, что свидетельствует о ее интеграции. В общем, дифференциация и интегра­ция- одна из закономерностей развития науки.

    Остановимся на основаниях науки. Все научные знания, несмотря на их многодисциплинарную дифференциацию, отвечают определенным стандартам, имеют четко выраженные основания. В качестве таких осно­ваний принято выделять: научную картину мира, идеалы, нормы позна­ния, характерные для данной эпохи и конкретизированные примени­тельно к специфике исследуемой области, научной картины мира. Сюда относятся и ф]мософские основания^^

    Проблема оснований науки содержит центральный пункт, заключаю­щийся в том, что научный професс совершается непрерывно. В этом со­стоит кумулятивная модель развития науки. Это обусловливает ускорен­ное развитие науки, как ее закономерность. Однако развитие науки, как показывает ее история, предполагает ломку и смену основании науки, что находит выражение в антикумулятивной модели ее развития. Следствием этого является тезис о несоизмеримости теорий, когда сменяющие друг друга теории не связываются логически, а используют разнообразные принципы и способы обоснования. Другими словами, говоря о непре­рывности развития науки, надо иметь в виду и дискретность, прерывность в научном процессе. Нельзя представлять себе развитие науки как линейное количественное расширение совокупного знания путем про­стого прибавления к нему новых истин. Важны процедуры выбора осно­ваний науки, где есть опора на социальные и психологические предпоч­тения. Это происходит тогда, когда научное сообщество пребывает в ви­де разобщенных, исповедующих несогласующиеся принципы фуппировок, не вникающих в доводы оппонентов.

    В наше время философы науки на западе кладут в основание науки различные модели, к их числу относятся конвенциализм Пуанкаре, ана­лиз протокольных предложений Венского кружка Л. Витгенштейна и М. Шлика, личностное знание М. Полани, психофизика Э. Маха, эволю-

    ^" ционная эпистемология Ст. Тулмина, парадигма Т. Куна, научно-иссле­довательская профамма И. Лакатоса, тематический анализ Дж. Холтона, анархический плюрализм П. К. Фейерабенда.

    Часть из этих оснований науки уже рассматривалась. Но есть резон несколько подробнее остановиться на наиболее популярных (и значи­мых). Отметим конвенциализм французского математика, физика и мето­долога науки А. Пуанкаре (1854-1912). Его методологическая профамма провозглашает в качестве основания науки соглашения между учеными. Основывается это соглашение на соображениях простоты, удобства, не связанные непосредственно с критериями истинности. Возникло та(сое основание из сопоставления различных систем аксиом геометрий Эв/с-лида, Лобачевского, Римана. Каждая из них согласовалась с опытом, по­лучила признание и положена в основание физического миропостижения. Важным критерием при выявлении основания науки А. Пуанкаре считает языковые соглашения и объективность достижений ученых, их полез­ность и необходимость. Для него объективность означает общезначи­мость^"". Высоко ставил Пуанкаре роль интуиции в познании. Но все же свои основные идеи Пуанкаре обосновывал, используя доказательную базу математики, классической механики, термодинамики и электроди­намики.

    Для фуппы философов науки-представителей Венского кружка {Л. Витгенштейн, М. Шли, Р. Карнап и др.) основанием научного позна­ния считалась фиксация «непосредственно данного». Они выражают чис­тый чувственный опыт субъекта и нейтральность ко всему остальному знанию. Для них присуще требование признания гносеологической пер­вичности результатов наблюдения. В основание научного знания было положено обобщение и уплотнение чувственно-данного. Все подлинно научное должно быть редущфованно (сведено) к «чувственно-данному». Отсюда формулируется принцип верификации- опытная проверка всех приобретенных знаний. Значительное место в их исследованиях занимает логический анализ языка науки. Речь идет о том, чтобы изгнать из языка науки все «псевдонаучные утверждения, к которым причислялись не только двусмысленности обыденного языка, но и философские суждения.

    В настоящее время в философских публикациях широко освещается деятельность К. Поппера. Он выступил с концепцией критического ра­ционализма, утверждает, что в фундаменте оснований науки находится гипотетико-дедуктивная модель роста знания.

    Понятия в широком смысле и научные понятия

    Различают понятия в широком смысле и научные понятия. Первые формально выделяют общие (сходные) признаки предметов и явлений и закрепляют их в словах. Научные понятия отражают существенные и необходимые признаки, а слова и знаки (формулы), их выражающие, являются научными терминами . В понятии выделяют его содержание и объём . Совокупность предметов, обобщённых в понятии, называется объёмом понятия, а совокупность существенных признаков, по которым обобщаются и выделяются предметы в понятии, - его содержанием. Так, например, содержанием понятия «параллелограмм » является геометрическая фигура , плоская, замкнутая, ограниченная четырьмя прямыми, имеющая взаимно параллельные стороны, а объёмом - множество всех возможных параллелограммов. Развитие понятия предполагает изменение его объёма и содержания.

    Научный закон - утверждение устойчивой взаимосвязи между определенными явлениями, неоднократно экспериментально подтвержденное и принятое в качестве истинного для данной сферы реальности.

    Объяснение

    Объяснение - этап научного исследования, состоящий: - в раскрытии необходимых и существенных взаимозависимостей явлений или процессов; - в построении теории и выявлении закона или совокупности законов, которым подчиняются эти явления или процессы.

    Основные структуры научного знания. Научное понятие. Научный закон. Объяснение и предсказание.

    Структура эмпирического знания

    Научные наблюдения и их особенности:

    Наблюдение в науке отличается от обыденного или случайного, тем, что представляет собой целенаправленное, систематическое и организованное восприятие изучаемых предметов и явлений. Связь наблюдения и чувственного познания очевидна.

    Наблюдение над собой – интроспекция.

    Исследователь не только фиксирует факты, но и целенаправленно ищет их.

    Научные наблюдения имеют систематический и упорядоченный характер.

    Наблюдения в науке характеризуются также своей целенаправленностью.

    Интерсубъективность – результаты наблюдений должны быть воспроизводимы любым другим исследователем и не зависеть от личности субъекта. Иначе велика ошибочность из-за субъектности органов чувств.

    Интерпретация данных наблюдения.

    1) данные должны быть освобождены от различных наслоений и субъективных впечатлений, т.к. науку интересуют только объективные факты.

    2) в качестве данных в науку входят не просто ощущения и восприятия, а результаты их рациональной переработки, включающей стандартизацию данных наблюдения с помощью статистической теории ошибок и осмысления данных в рамках соответствующей теории. Таблицы, графики и диаграммы.

    3) подлинная интерпретация данных наблюдения в терминах соответствующей теории проводится тогда, когда они начинают применяться в качестве свидетельств для подтверждения ил опровержения тех или иных гипотез. Релевантность данных к проверяемой гипотезе – возможность или подтвердить ее, или опровергнуть.

    Эксперимент как важнейший способ эмпирического познания.

    В отличие от наблюдения ученый, когда ставит эксперимент, то сознательно вмешивается в ход процесса, чтобы получить точные и надежные результаты.

    Характерная особенность эксперимента состоит в том, что он обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые процессы и явления.

    Исследователь может изолировать исследуемые явления от некоторых внешних факторов, либо изменить некоторые условия.

    Идея эксперимента, план его проведения и интерпретация результатов в гораздо большей степени зависят от теории, чем поиск и интерпретация данных наблюдения.

    Эксперимент – это правильно поставленный вопрос природе.

    Структура эксперимента:

      Цель эксперимента

      Контроль над его проведением

      Интерпретация полученных данных и статистическая обработка.

    Необходимо правильные планирование и интерпретация результатов эксперимента.

    Структура и методы теоретического знания.

    Абстрагирование и идеализация – начало теоретического познания.

    Абстракции возникают на аналитической стадии исследования, когда начинают рассматривать отдельные стороны, свойства и элементы единого процесса.. В результате образуются отдельные понятия и категории, которые служат для формулирования суждений, гипотез и законов.

    Абстракция (выделение, отвлечение и отделение) помогает отвлечься от некоторых несущественных и второстепенных в определенном отношении свойств и особенностей изучаемых явлений и выделить свойства существенные и определяющие.

    Виды абстракции:

      Абстракция отождествления – у явлений одного класса выделяется общее свойство, от всех других свойств отвлекаются.

      Изолирующая абстракция – отвлечение некоторых свойств предметов и рассмотрение их как индивидуальных самостоятельных объектов. Свойство рассматривается как объект.

      Абстракция потенциальной осуществимости – отвлекаются от реальной возможности построения тех ил иных математических объектов и допускают осуществимость построения следующего объекта при наличии достаточного времени, пространства, материалов.

      Идеализация – представляет собой предельный переход от реально существующих свойств явлений к свойствам идеальным (идеальный газ).

    Факты. Любое научное исследование опирается на факты, но они настолько многочисленны, что без их анализа, классификации и обобщения невозможно не только предвидеть тенденции развития явлений и процессов реальной жизни, но и просто разобраться в них. Позволяют формировать эмпирическую модель.

    Гипотеза – определенное предположение (догадка), формулируемая исследователем на основе эмпирической модели с использованием интеллектуального потенциала самого исследователя.

    Создаются для пробного решения возникающих в науке проблем и имеют вероятный характер.

    Требования, предъявляемые к гипотезам:

    1) Релевантность (уместность, отношение к делу) гипотезы – характеризует отношение гипотезы к фактам, на которых она основывается. Если они подтверждают или опровергают гипотезу – она считается релевантной к ним.

    2) Проверяемость гипотезы – возможность сопоставления ее следствий с результатами наблюдений и экспериментов. Должна быть принципиальная возможность такой проверки. Но существуют непроверяемые гипотезы: или крайняя форма абстракции или отсутствие существующих в науке средств наблюдения.

    3) Совместимость гипотез с уже существующим научным знанием. – принцип вытекает из общеметодологического принципа преемственности в развитии научного познания.

    4) Объяснительная и предсказательная сила гипотез. Из двух гипотез большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится большее количество следствий, подтверждаемых фактами.

    5) Доминирующим является критерий простоты гипотез. Из двух одинаковых гипотез преобладает та, которая отличается своей наибольшей простотой.

    Объяснение важнейшая познавательная процедура. Ее главная цель - выявление сущности изучаемого предмета, подведение его под закон с выявлением причин и условий, источников его развития и механизмов их действия. Объяснение обычно тесно связано с описанием и составляет основу для научного предвидения. Поэтому в самом общем виде объяснением можно назвать подведение конкретного факта или явления под некоторое обобщение (закон и причину прежде всего). Раскрывая сущность объекта, объяснение также способствует уточнению и развитию знаний, которые используются в качестве основания объяснения. Таким образом, решение объяснительных задач - важнейший стимул развития научного знания и его концептуального аппарата.

    Объяснительная функция - выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п.

    Предсказательная - функция предвидения. На основании теоретических представлений о "наличном" состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.

    Научные законы – регулярные, повторяющиеся связи или отношения между явлениями или процессами реального мира.

    2 вида научных законов:

    1)Универсальные и частные законы .

    Универсальными принято называть законы, которые отображают всеобщий, необходимый, строго повторяющийся и устойчивый характер регулярной связи между явлениями и процессами объективного мира. «Все тела при нагревании расширяются».

    Частные, или экзистенциальные , законы представляют собой либо законы, выведенные из универсальных законов, либо законы, отображающие регулярности случайных массовых событий. Например, все металлы расширяются. Также отличаются от универсальных тем, что перед импликацией стоит экзистенциальный квантор или квантор существования.

    Закон (объективный) – существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение. Близко к понятию сущности, существенности. Закон не только фиксирует повторяющуюся, устойчивую связь, но и объясняет ее. Существует много видов классификаций законов.

    Три основных типа научных законов – динамические, статистические, и законы взаимосоответствия. Историческое и гносеологическое соотношение всех трех типов законов.

    Естественные законы, особенно физические, обладают несравненно большей способностью к конкретному предсказанию наступления соответствующих событий. Биологические законы, дают меньшую вероятность, а филсофские или социальные законы дают явно недостаточно определенную характеристику. (Это связано с разным влиянием различных условий.) В связи с этим все законы классифицируемы по их типам . (Сущетсвует еще огромное кол-во классификаций: по предметам иссл-я (естественные, технические, общественные), по отношению к человеку, как к субъекту отношений (7 групп))

    Классификация законов по типам:

    1. законы динамические (законы действия сил)

    2. законы статистические (вероятностные)

    3. законы взаимосоответсвий (законы-тенденции)

    1) Динамичсекие законы(ДЗ) – такие закономерности, которые выражают строгоопределенную и однозначную взаимосвязь между какими-либо параметрами.

    ДЗ, в силу своей простоты, явились в науке исторически и генетически первыми, и исходными. (Впервые в классической механике Ньютона, во время научной революции 17века). ДЗ развивались в непосредственной близости с теорией чисел и основой ДЗ является мат. аппарат. Потому физика невозможна без математики.

    Долгое время, вплоть до 19 века, поянтие «з-ны науки» отождествлялись с ДЗ, а всякие другие закономерности исключались из числа научных. Вследствие этого понятие «наука» распространилась только на механику, физику и математику.(Хотя на самом деле в мат-ке действуют логико-математические законы, не являющиеся ДЗ, но внешне похожие). Понятие « точные науки» также происходит от ДЗ. Причинно-следственная связь четко определена и однозначна.

    2) Статистические законы(СЗ) - закономерности, носящие вероятностный характер. (выражаются чаще графически (распр-е Максвелла по скоростям))

    Ко второй половине 19 века в естествознании стала очевидной (в социальных науках это осозналось еще раньше) неспособность ДЗ объяснить характер связей в случае систем. (т.е когда влияет не один фактор, а мн-во, и рассматривать нужно не эл-ты по отдельности, в случае их большого кол-ва, а всю совокупность, как единое целое). Здесь приходилось оперировать не дискретными, а скорее непрерывными величинами, а их отразить посредством чисел было гораздо труднее.

    Ярче всего это сказалось

    · в области экономических отношений

    · в биологии

    · во многих сферах физического мира (прежде всего это касается жидкостей, где хотя и можно с пом-ю ДЗ описать дв-е отдельных молекул, но описание именно жидкости, а не множества молекул, становится невозможным (у жидкости есть свои св-ва не присущие отдельной молекуле); то же самое стало обнаруживаться при исследовании газов и плазмы.)

    Кроме того, стало выясняться и другое, огорчившее горячих поклонников ДЗ как единственно и подлинно научных. Оказалось, что ДЗ являются скорее лишь идеализированными абстракциями, чем существующими процессами. (Например в законе Бойля-Мариотта речь идет об идеальном газе, а не о реальном, сильно отличающимся от идеального). Законы нового типа, сформировавшиеся на базе исследования сложных и по своему содержанию непрерывных объектов, стали называться статистическими законами (законами нелинейных отношений) (многофакторный хар-р). (Приемы статистического анализа зародились с возникновением государствоведения, возникла необходимость в данных о состоянии населения, земель, ресурсов). Причинно-следственная связь неоднозначна. СЗ оказались ориентированны не на бесполезный анализ всех одновременнно действующих сил, а на анализ их результата, формирующего в итоге соответствующее состояние системы в целом. Т.о. СЗ явились з-нами состояний, а не з-нами сил, как ДЗ.

    3) Законы взаимосоответствия (ЗВ) - выражают максимально общие соотношения между какими-либо процессами или явлениями. (Закон соответствия производственных сил и производственных отношений)

    (- это з-ны функциональных взаимоотношений множеств или предметов, обладающих определенным состоянием и находящихся во взаимосвязи с кокретными усл-ями.)

    ДЗ и СЗ являются как бы «именными» – з-ны движущихся тел, з-ны газов, з-ны общественных отн-ий, з-ны народонаселения. А ЗB предельно всеобщи и ими охватываются такие связи, которые присущи абсолютно всем процессам и мн-вам (даже идеальным мн-вам (мыслям)). Философские з-ны должны составлять костяк ЗВ. (Основу з-на взаимосоответствия составляет принципдиалектического единства противоположностей с 19 признаками – атрибутами.) В ЗВ отсутствует точность, поэтому можно иронизировать по поводу ЗВ как законов науки, из-за отсутствия в них какой-либо вероятностной «точности» в предсказании наступления событий. Считается что в природе нет никаких другх законов, кроме ЗВ, ибо считается, что все остальные – это лишь разнообразные формы его же сущ-я и действия. Закон взаимосоотвествия зациклен только на однй задаче: Как один эл-т (независимо от своего содержания и самой своей сути) соответствует по своим признакам, свойствам, отн-ям, функциям другого эл-та этой же системы.

    Важная особенность : Динамические з-ны являются частным случаем статистических, ДЗ и СЗ являются частным случаем ЗВ.

    Законы диалектики.

    Диалектика – философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира. Содержание диалектики формировалось в течение длительного периода духовного развития человечества. Можно выделить три основные исторические формы диалектики: стихийную диалектику древних (заложены идейные основы диалектики), диалектику Гегеля (создана теоретическая база для последующего развития) и марксистскую диалектику (материалистическая диалектика). Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая.

    Теория материалистической диалектики имеет два взаимодополняющих уровня объяснения развития: идейный и теоретический. Идейный уровень составляют принципы диалектики – это предельно общие идеи, выражающие концептуальные основы диалектики. Теоретический уровень образуют законы материалистической диалектики: Первая группа законов, раскрывает структуру развития на уровне описания самого механизма развития (закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник развития; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, позволяющий показать, как происходит развитие; закон отрицания отрицания, на основе которого появляется возможность объяснить направленность развития). Во вторую группу входят законы, объясняющие ту часть структуры развития, которая обусловливает наличие в нем всеобщих противоположных сторон. Эти законы объясняют сущность взаимодействия противоположных сторон развивающегося мира.

    Закон единства и борьбы противоположностей.

    Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. Противоречие – это взаимодействие противоположностей. В материалистической диалектике противоречие представляет собой динамический процесс, который в своем развитии проходит три этапа: возникновение, собственно развитие и разрешение.

    1. Возникновение противоречий. Процесс возникновения противоречия описывается с помощью категорий:

    · Тождество – это совпадение, равенство (разные предметы) или его тождественность самому себе (один предмет). Тождество всегда относительно. Это означает, что между предметами всегда существует разность.

    · Противоположность – это различия между предметами, выросшие до предельных размеров в том смысле, что они оформились в определенный субстрат (элемент системы), который принуждает своей активностью (своим существованием) предметы, находящиеся в единстве (то есть в системе), развиваться в противоположных направлениях. С появлением противоположностей оформляется структура противоречия и завершается этап его возникновения.

    2. Развития противоречий. Для характеристики этого этапа обычно используют два ряда понятий:

    · Единство и борьба противоположностей. Данные понятия используются для раскрытия механизма развития противоречия. Единство и борьба – это две стороны процесса взаимодействия противоположностей. Единство противоположностей может быть понято трояко: а) две противоположности находятся в единой системе; б) взаимодополнение и взаимопроникновение в функционировании системы; в) результат снятия их борьбы. Борьба противоположностей – это их постоянное противодействие.

    · Гармония, дисгармония, конфликт. Понятия, обозначающие, в какой форме происходит развитие противоречия, а так же состояние этого развития. Развитие противоречия может осуществляться как в одном из данных состояний, так и с их последовательным чередованием. Гармония – определенный порядок взаимодействия противоположностей, основанный на их связи и позволяющий системе развиваться. Дисгармония – существуют деформаций в развитии противоречия, которые приводят к некоторым нарушениям в функционировании системы. Конфликт – столкновение противоположностей достигает предела, за которым происходит разрушение существенных связей и крушение системы.

    3. Разрешение противоречий. Он происходит путем отрицания: а) состояния, в котором оно находилось прежде; б) одной из противоположностей; в) обеих противоположностей.

    Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

    Согласно данному закону, развитие происходит путем количественных изменений, которые, переходя меру предмета, вызывают качественные изменения, протекающие в форме скачков. Содержание закона раскрывается с помощью следующих категорий:

    · Качество – это внутренняя определенность предмета (специфика), а так же совокупность существенных свойств предмета, отражающих его коренное отличие от других предметов.

    · Свойство – отражает проявление отдельных сторон качества предмета во внешней среде.

    · Количество – это степень развития свойств и пространственно-временных границ предмета, а та же его внешняя характеристика качества.

    · Мера – характеристика предмета в его качественной и количественной форме, она определяет те количественные границы, в которых качество предмета сохраняется.

    · Количественные изменения предмета, то есть прибавление к нему или убавление от него вещества, энергии, информации, непрерывны до тех пор, пока они не перейдут меру предмета.

    · Качественные изменения представляют собой коренное преобразование существенных свойств предмета.

    · Скачок – это разрыв непрерывности количественных изменений, дающий начало новому качеству.

    Закон отрицания отрицания.

    Закон отрицания отрицания объясняет направление развития из последовательности сменяющих друг друга диалектических отрицаний. Основная категория закона – отрицание. Под отрицанием понимается переход объекта в новое качество, обусловленное развитием свойственных ему внутренних и/или внешних противоречий. При диалектическом отрицании объекта в нем, как правило, осуществляются четыре процесса: что-то уничтожается; что-то преобразуется; что-то сохраняется; что-то создается новое.

    Устанавливаемое на основе данного закона направление развития оказывается зависимым от цикличности как способа закономерной связи в цепи отрицаний. Каждый цикл отрицаний состоит из трех стадий: а) исходное состояние объекта; б) его превращение в свою противоположность; в) превращение этой противоположности в свою противоположность.

    Условием действия этого закона является рассмотрение прогрессивного развития в аспекте отрицания, а признаком его действия является завершение цикла отрицания, когда обнаруживается преемственность между исходным состоянием объекта и его существованием после второго отрицания.

    Все, что человек знает об окружающем мире, он знает в форме понятий, категорий (от грч. kategoria – доказательство). Таким образом категории – это научные понятия, выражающие наиболее общие и основные отношения, формы и связи объективной действительности. Каждая область знаний имеет свои научные понятия (категории) физика – «атом», «масса»» и т. д. Категории философии носят универсальный характер , т. к. они используются во всех отраслях человеческого знания. Категории, законы - есть предмет, изучение диалектики. Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих «полярные» стороны целостных явлений, процессов (часть-целое, общее-индивидуальное, единичное-множественное, возможность-действительность и т. д.). Категорий диалектики бесчисленное множество.

    Выделим самые основные:

    а) единичное-общее;

    б) явления-сущность;

    г) необходимость-случайность;

    д) возможность – действительность;

    ж) причина-следствие.

    Единичное и общее.

    Единичное – категория, выражающая относительную обособленность, ограниченность вещей, явлений, процессов друг от друга в пространстве и во времени, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимость.

    Общее - это единичное во многом, объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях.

    Общее - (дом, дерево и т. д.) представлено всегда не конкретными предметами, явлениями, а чертами их сходства, подобия.

    Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи.

    Общее не существует само по себе, в «чистом» виде. Оно неразрывно связано с единичным, существует в нем и через него.

    Единичное же входит в тот или иной класс предметов, заключает в себе те или иные общие черты.

    Получается, что отдельный предмет - не просто «сгусток» индивидуального, в нем так или иначе всегда есть общее.

    Диалектика единичного и общего выражается в языке, обладающем мощной способностьюобобщения.

    Явление и сущность.

    Явление и сущность это различные уровни познания объективной реальности . Они выражают соотношение внешнего и внутреннего в явлениях.

    Явление это внешние, наблюдаемые, изменчивые характеристики предметов и явлений .

    Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу.

    Явление и сущность – диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом.

    Гегель подчеркивал, что непосредственное бытие вещей - это кора, завеса, за которой скрывается сущность, а Маркс уточнял: если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишняя.

    Вместе с тем если бы явление и сущность не были бы связаны между собой, то познание сути вещей было бы невозможно.

    Cущность обнаруживает себя в явлениях, а явление есть проявление сущности. Например, болезни человека (сущности) проявляются через болезненные симптомы (явления). Но вся сложность диагноза болезни в том, что одинаковые явления (температура, головная боль и т. д.) могут быть присущи разным по сущности болезням. Явление может, таким образом, маскировать сущность, вводить в заблуждение.

    Познание сущности достигается через познание явления .

    Категории явления и сущности неразрывно связаны между собой. Одно из них предполагает другое. Диалектический характер этих понятий сказывается и в их гибкости, относительности: тот или иной процесс выступает как явление по отношению к более глубоким процессам, но как сущность - по отношению к его собственным проявлениям.

    Таким образом, явление и сущность есть понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний. А процесс познания - есть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого, ко все более глубокому, скрытому - к сущности !

    Форма и содержание.

    Понятие "форма" обобщенно выражает способы существования различных видов бытия (строение, воплощение, преобразование).

    «Научный закон есть высказывание (утверждение, суждение, предложение), обладающее такими признаками:

    1) оно истинно лишь при определённых условиях;

    2) при этих условиях оно истинно всегда и везде без каких бы то ни было исключений (исключение из закона, подтверждающее закон, - это диалектическая бессмыслица);

    3) условия, при которых истинно такое высказывание, никогда не реализуются в действительности полностью, но лишь частично и приблизительно.

    Потому нельзя буквально говорить, что научные законы обнаруживаются в изучаемой действительности (открываются). Они выдумываются (изобретаются) на основе изучения опытных данных с таким расчётом, чтобы их потом можно было использовать в получении новых суждений из данных суждений о действительности (в том числе - для предсказаний) чисто логическим путём. Сами по себе научные законы нельзя подтвердить и нельзя опровергнуть опытным путем. Их можно оправдать или нет в зависимости оттого, насколько хорошо или плохо они выполняют указанную выше роль.

    Возьмём, например, такое утверждение: «Если в одном учреждении человеку за ту же работу платят больше, чем в другом учреждении, то человек поступит работать в первое из них при том условии, что для него работа в этих учреждениях не различается ничем, кроме зарплаты». Часть фразы после слов «при том условии» фиксирует условие закона. Очевидно, что работ, одинаковых во всём, кроме зарплаты, не бывает. Бывает лишь некоторое приближение к этому идеалу с точки зрения того или иного человека. Если встречаются случаи, когда человек поступает на работу в учреждение, где меньше зарплата, то они не опровергают рассматриваемое утверждение. В таких случаях, очевидно, не выполнено условие закона. Может даже случиться так, что в наблюдаемой действительности люди всегда выбирают работу в учреждениях с менее высокой оплатой. И это нельзя истолковывать как показатель ошибочности нашего утверждения. Это может происходить по той причине, что в таких учреждениях более приемлемы другие обстоятельства труда (например, короче рабочий день, меньше нагрузка, есть возможность заниматься какими-то своими делами), В такой ситуации рассматриваемое утверждение может быть исключено из числа научных законов как неработающее, ненужное.

    Из сказанного должно быть ясно, что нельзя считать научным законом утверждение, просто обобщающее результаты наблюдений.

    Например, человек, которому пришлось походить по инстанциям и наблюдать начальников разного типа, может сделать вывод: «Все начальники хапуги и карьеристы». Это утверждение может оказаться верным или неверным. Но оно не есть научный закон, ибо не указаны условия. Если условия любые или безразличны, это частный случай условий, и это должно быть указано. Но если условия безразличны, то любая ситуация даст пример полностью реализуемых условий такого рода, и применить понятие научного закона к этому случаю нельзя.

    Обычно в качестве условий фиксируют те условия и упомянутом выше смысле, а лишь какие-то конкретные явления, которые на самом деле можно наблюдать. Возьмём, например, такое утверждение: «В случае массового производства продукции качество её снижается при том условии, что имеет место бездарное руководство данной отраслью производства, отсутствует личная ответственность за качество и личная заинтересованность в сохранении качества». Здесь условие сформулировано так, что можно привести примеры таких условий в действительности. И не исключена возможность случаев, когда массовое производство продукции бывает связано с повышением её качества, ибо действуют какие-то другие сильные причины, не указанные в условии. Такого рода утверждения научными законами не являются. Это - просто общие утверждения, которые могут быть истинными или ложными, могут подтверждаться примерами и опровергаться ими.

    Говоря о научных законах, надо различать то, что называют законами самих вещей, и утверждения людей об этих законах.

    Тонкость этого различения состоит в том, что мы знаем о законах вещей, лишь формулируя какие-то утверждения, а законы науки воспринимаем как описание законов вещей. Однако различение здесь можно провести достаточно просто и ясно. Законы вещей могут быть писаны самыми различными языковыми средствами, в том числе утверждениями типа «Все мужчины обманщики», «Щёлкни кобылу в нос, она махнет хвостом» и т.п., которые научными законами не являются. Если в научном законе отделить основную его часть от описания условий, то эта основная часть может быть истолкована как фиксирование закона вещей. И в этом смысле научные законы суть утверждения о законах вещей.

    Но выделение научных законов как особых языковых форм есть совсем иная ориентация внимания сравнительно с вопросом о законах вещей и их отражения. Сходство фразеологии и кажущиеся совпадения проблематики создают здесь сложности, совершенно неадекватные банальности самой сути дела.

    Различая научные законы и законы вещей, надо, очевидно, различать и следствия тех и других. Следствия первых суть утверждения, выводимые по общим или специальным (принятым только в данной науке) правилам из них. И они также суть научные законы (хотя и производные по отношению к тем, из которых они выводятся). Например, можно построить социологическую теорию, в которой из некоторых постулатов о стремлении индивида к безответственности за свои поступки перед другими индивидами, находящимися с ним в отношении содружества, будут выводиться утверждения о тенденции индивидов к ненадёжности (не держать данное слово, не хранить чужую тайну, разбазаривать чужое время).

    Следствием же законов вещей, фиксируемых законами науки, являются не законы вещей, а те или иные факты самой действительности, к которой относятся научные законы. Возьмем, например, закон, согласно которому имеет место тенденция назначать на руководящие посты не самых умных и талантливых людей, а самых посредственных и среднеглупых, но зато угодных начальству по иным параметрам и имеющих подходящие связи. Следствием его является то, что в некоторой сфере деятельности (например, в исследовательских учреждениях, в учебных заведениях, в управленческих организациях искусства и т.п.) руководящие посты в большинстве случаев (или по крайней мере часто) занимают люди глупые и бездарные с точки зрения интересов дела, но хитрые и изворотливые с точки зрения интересов карьеры.

    Люди на каждом шагу сталкиваются со следствиями действия социальных законов. Некоторые из них субъективно воспринимаются как случайности (хотя строго логически понятие случайности тут вообще не применимо), некоторые вызывают удивление, хотя происходят регулярно. Кому не приходилось слышать и даже самому говорить по поводу назначения некоторого лица на руководящий пост: как могли такого негодяя назначить на такой ответственный пост, как могли такому кретину поручить такое дело и т.п. Но удивляться следовало бы не этим фактам, а тем, когда на руководящие посты попадают умные, честные и талантливые люди. Это действительно отклонение от закона. Но тоже не случайность. Не случайность не в том смысле, что это закономерно, а в том смысле, что понятие случайности здесь опять-таки неприменимо. Кстати сказать, выражение «ответственный пост» есть нелепость, ибо все посты безответственны, или имеет смысл лишь указание на высокий ранг поста».

    Зиновьев А.А., Зияющие высоты / Собрание сочинений в 10-ти томах, Том 1, М., «Центрполиграф», 2000 г., с. 42-45.

    1. Чем отличаются общие, особенные и частные методы естествознания, а также частные, общие и всеобщие научные законы?

    Различаются рассматриваемые уровни познания и по объектам исследования. Проводя исследование на эмпирическом уровне, ученый имеет дело непосредственно с природными и социальными объектами. Теория же оперирует исключительно с идеализированными объектами (материальная точка, идеальный газ, абсолютно твердое тело и пр.). Все это обусловливает и существенную разницу в применяемых методах исследования. Для эмпирического уровня обычны такие методы, как наблюдение, описание, измерение, эксперимент и др. Теория же предпочитает пользоваться аксиоматическим методом, системным, структурно-функциональным анализом, математическим моделированием и т.д.

    Существуют, конечно, и методы, применяемые на всех уровнях научного познания: абстрагирование, обобщение, аналогия, анализ и синтез и др. Но все же разница в методах, применяемых на теоретическом и эмпирическом уровнях, не случайна.

    Более того, именно проблема метода была исходной в процессе осознания особенностей теоретического знания. В XVII в., в эпоху зарождения классического естествознания, Ф. Бэкон и Р. Декарт сформулировали две разнонаправленные методологические программы развития науки: эмпирическую (индукционистскую) и рационалистическую (дедукционистскую).

    Под индукцией принято понимать такой способ рассуждения, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Проще говоря, это движение познания от частного к общему. Движение в противоположном направлении, от общего к частному, получило название дедукции.

    Логика противостояния эмпиризма и рационализма в вопросе о ведущем методе получения нового знания в общем проста.

    Эмпиризм. Действительное и хоть сколько-нибудь практичное знание о мире можно получить только из опыта, т.е. на основании наблюдений и экспериментов. А всякое наблюдение или эксперимент -- единичны. Поэтому единственно возможный путь познания природы -- движение от частных случаев ко все более широким обобщениям, т.е. индукция. Другой способ отыскания законов природы, когда сначала строят самые общие основания, а потом к ним приспосабливаются и посредством их проверяют частные выводы, есть, по Ф. Бэкону, «матерь заблуждений и бедствие всех наук».

    Рационализм. До сих пор самыми надежными и успешными были математические науки. А таковыми они стали истому, что применяют самые эффективные и достоверные методы дознания: интеллектуальную интуицию и дедукцию. Интуиция позволяет усмотреть в реальности такие простые и самоочевидные истины, что усомниться в них невозможно. Дедукция же обеспечивает выведение из этих простых истин более сложного знания. И если она проводится по строгим правилам, то всегда будет приводить только к истине, и никогда -- к заблуждениям. Индуктивные же рассуждения, конечно, тоже бывают хороши, но они не могут приводить ко всеобщим суждениям, в которых выражаются законы.



    Эти методологические программы ныне считаются устаревшими и неадекватными. Эмпиризм недостаточен потому, что индукция и в самом деле никогда не приведет к универсальным суждениям, поскольку в большинстве ситуаций принципиально невозможно охватить все бесконечное множество частных случаев, на основе которых делаются общие выводы. И ни одна крупная современная теория не построена путем прямого индуктивного обобщения. Рационализм же оказался исчерпанным, поскольку современная наука занялась такими областями реальности (в микро- и мегамире), в которых требуемая «самоочевидность» простых истин исчезла окончательно. Да и роль опытных методов познания оказалась здесь недооцененной.

    2. В чем заключается ценность алгоритма научного познания?

    В основе методов научного познания лежит единство его эмпирической и теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы - теория становится беспредметной, опыт - слепым.

    К методам научного познания относят:

    Общие методы, касающиеся любого предмета, любой науки. Это различные формы метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени, например, метод восхождения от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического. Это, скорее, общефилософские методы познания.



    Особенные методы касаются лишь одной стороны изучаемого предмета или же определенного приема исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция. К числу особенных методов также относятся наблюдение, измерение, сравнение и эксперимент. В естествознании особенным методам науки придается чрезвычайно важное значение.

    Наблюдение - это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены. Исторически метод наблюдения развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланированному образцу.

    Эксперимент - метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он отличается от наблюдения вмешательством в исследуемый объект, то есть активностью по отношению к нему. Проводя эксперимент, исследователь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменения условий, в которых проходит этот процесс.

    Аналогия - метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый. Метод аналогии основывается на сходстве предметов по ряду каких-либо признаков, что позволяет получить вполне достоверные знания об изучаемом предмете.

    Моделирование - метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей. Появление этого метода вызвано тем, что иногда изучаемый объект или явление оказываются недоступными для прямого вмешательства познающего субъекта или такое вмешательство по ряду причин является нецелесообразным. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на другой объект, выступающий в роли заместителя интересующего нас объекта или явления. Объект-заместитель называют моделью, а объект исследования - оригиналом, или прототипом. При этом модель выступает как такой заместитель прототипа, который позволяет получить о последнем определенное знание.

    Современной науке известно несколько типов моделирования:

    предметное моделирование, при котором исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта-оригинала;

    знаковое моделирование, при котором в качестве моделей выступают схемы, чертежи, формулы. Важнейшим видом такого моделирования является математическое моделирование, производимое средствами математики и логики;

    мысленное моделирование, при котором вместо знаковых моделей используются мысленно-наглядные представления этих знаков и операций с ними.

    Анализ - метод научного познания, в основу которого положена процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части. Расчленение имеет целью переход от изучения целого к изучению его частей и осуществляется путем абстрагирования от связи частей друг с другом.

    Синтез - это метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета. Синтез выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. В синтезе происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенных и изученных особенностей объекта. Положения, получаемые в результате синтеза, включаются в теорию объекта, которая, обогащаясь и уточняясь, определяет пути нового научного поиска.

    Индукция - метод научного познания, представляющий собой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента.

    Дедукция - метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям.

    Гипотеза представляет собой всякое предположение, догадку или предсказание, выдвигаемое для устранения ситуации неопределенности в научном исследовании. Поэтому гипотеза есть не достоверное знание, а вероятное, истинность или ложность которого еще не установлены.

    Фальсификация - процедура, устанавливающая ложность гипотезы в результате экспериментальной или теоретической проверки. Верификация - процесс установления истинности гипотезы или теории в результате их эмпирической проверки. Возможна также косвенная верифицируемость, основанная на логических выводах из прямо верифицированных фактов.

    Частные методы - это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли науки, либо за пределами той отрасли, где они возникли. Такой метод, например, используется при кольцевании птиц, применяемый в зоологии. А методы физики, использованные в других отраслях естествознания, привели к созданию астрофизики, геофизики, кристаллофизики и др. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета. Например, молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики.

    4. Сформулируйте основные особенности неклассического типа научной рациональности.

    5. Сформулируйте основные особенности постнеклассического типа научной рациональности.

    6. Каковы виды научных знаний и их особенности?

    7. Отличие научных знаний от житейских, религиозных и др.

    8. Классификация наук: дихотомическая и по Б.М.Кедрову (треугольник наук).