Биография ардзинба. Ардзинба Владислав Григорьевич - Некрологи: Международная система поминовения усопших

Владислав Григорьевич Ардзинба (абх. Владислав Григорий-иа Арынба; 14 мая 1945, село Эшера, Абхазская АССР - 4 марта 2010, Москва) - советский и абхазский государственный и политический деятель, историк-востоковед, доктор исторических наук, занимавшийся исследованием хеттской культуры и определением исторических связей между абхазо-адыгскими народами и древними народами Малой Азии. С 1989 по 1991 год был народным депутатом СССР.

С 1990 года - председатель Верховного Совета Абхазской ССР (с 1992 года - Республика Абхазия). Являлся главнокомандующим армией республики в период войны с Грузией. В 1994 году избран президентом Абхазии голосованием в Верховном Совете. В 2004 году объявил об уходе из политики в связи с прогрессирующей болезнью. Уход Ардзинбы с поста президента Абхазии повлёк за собой политический кризис в стране, продолжавшийся с октября 2004 по январь 2005 года. Последние годы жизни проживал на государственной даче в Пицунде.

Биография

Владислав Ардзинба родился в селе Эшера (недалеко от Сухума) в мусульманской семье директора школы и учительницы. Сам Владислав, по его словам, правоверным мусульманином никогда не был. Отец, Григорий Константинович, инвалид Великой Отечественной войны I группы, воевал под Харьковом в кавалерии, преподавал историю и увлекался археологией, что и повлияло на дальнейший выбор профессии сына. Единственный брат Владислава трагически погиб в 1980-х годах, оставив после себя детей (племянников Владислава).

В 1966 году Владислав окончил исторический факультет Сухумского государственного педагогического института им. А. М. Горького. Лекции ему читали в том числе крупные абхазоведы З. В. Анчабадзе и Ш. Д. Инал-Ипа. Последний, по словам Владислава Григорьевича, и сподвиг его к изучению культуры хеттов.

Научная деятельность

В 1966 году Ардзинба поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР, где в 1969 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук на тему «Хаттские истоки социальной организации древнехеттского общества. Функции должностных лиц с титулами хаттского происхождения». По окончании аспирантуры он стал сотрудником сектора идеологии и культуры Древнего Востока Института востоковедения. Научным руководителем Ардзинбы был академик Вячеслав Иванов.

Научные работы Ардзинбы посвящены таким темам, как хаттское наследие в социальной организации хеттского общества; хеттские культы, ритуалы, сакральные празднества и мифология; хеттская дипломатия; хеттские законы; генетические связи хаттского языка; кавказский нартский эпос; традиционная религия и мифология абхазов. Среди его наиболее значимых открытий - дуальная социальная организация хеттского общества доклассового периода, функционирование института полюдья в древней Анатолии, доминирование двоичных оппозиций в хеттском культе, типологизация многих элементов хаттской, хеттской и хурритской культуры в ряду мировых архаических традиций. В хеттологии Владислав Ардзинба придерживался преимущественно западноевропейской хеттологической школы. Отдельное место в его исследованиях занимало установление некоторых из связей хаттского и западнокавказских языков, что привело к помещению ряда элементов культуры народов Кавказа в более широкий контекст.

В 1983 году в свет вышла книга Джеймса Маккуина «Хетты и их современники в Малой Азии» (англ. «The Hittites: And Their Contemporaries in Asia Minor»), переведённая Ф. Л. Мендельсоном на русский язык. Владислав Ардзинба стал её редактором и автором послесловия, в котором он затронул все темы, мнение автора о которых являлось спорным в научном сообществе. Л. С. Клейн в своей рецензии признал, что послесловие за авторством Ардзинбы имеет самостоятельную ценность, так как дополнительно раскрывает тему соседних с хеттами народов гораздо шире, чем это сделал Маккуин.

В 1985 году Ардзинба защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук «Ритуалы и мифы древней Анатолии» в Тбилисском государственном университете, которая получила положительные рецензии. Отмечался компексный подход к анализу имевшихся данных о ритуалах, позволивший получить новые сведения о культурной и социальной истории как хеттов, так и других народов Малой Азии. В 1987 году Владислав Ардзинба вернулся в Сухум и возглавил Абхазский институт языка, литературы и истории им. Д. И. Гулиа.

Родился 14 мая 1945 в селе Эшера (недалеко от Сухума). Отец — директор школы, преподаватель истории, мать — учительница.

В 1966 году окончил исторический факультет Сухумского государственного педагогического института им. А. М. Горького.

С 1969 по 1987 год жил в Москве, работал в Институте востоковедения АН СССР, где защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук «Хаттские истоки социальной организации древнехеттского общества. Функции должностных лиц с титулами хаттского происхождения». Диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук «Ритуалы и мифы древней Анатолии» защитил в Тбилисском государственном университете в 1985 году.

1987 — Назначен заведующим сектором идеологии и культуры Древнего Востока Института востоковедения АН СССР. Является автором более 40 научных трудов.

В 1988 году и возглавил Абхазский институт языка, литературы и истории им. Д. И. Гулиа.

1989 — В. Ардзинба избран народным депутатом СССР и депутатом Верховного Совета СССР. В том же году избран председателем подкомиссии по государственному и правовому статусу автономных образований и становится членом Президиума Верховного совета СССР.

В 1990 году избран председателем Верховного Совета Абхазской АССР, провозгласившего независимость Республики Абхазия.

1992 — В. Ардзинба назначен председателем государственного комитета обороны и возглавляет национально-освободительную борьбу народа Абхазии.

1994 — президент Республики Абхазия.

В 1999 году переизбран президентом Республики Абхазия на новый срок.

В связи с тяжёлой болезнью был вынужден оставить свой пост в 2004 году.

В. Ардзинба — доктор исторических наук, профессор, действительный член Академии наук Абхазии, Адыгской международной Академии наук, лауреат Международной Кандуровской премии, лауреат премии им. Вернадского.

Награжден высшей государственной наградой Абхазии — орденом «Ахьдз-апша» I степени, медалью «Герой Абхазии» и высшей государственной наградой Республики Южная Осетия — «Орден почета».

Жена Владислава Ардзинбы Светлана Джергения — выпускница историко-английского отделения Орджоникидзевского (Владикавказского) государственного университета, специалист по Османской империи XIX века. Их дочь Мадина — выпускница исторического факультета МГУ.

Владислав Григорьевич Ардзинба - Первый Президент Республики Абхазия, Герой Абхазии, лидер абхазского народа и вместе с ним одержавший Великую Победу над грузинским агрессором, ушел из жизни 4 марта 2010 года. Неоценим вклад Владислава Ардзинба в Победу в Отечественной войне народа Абхазии. В момент великого противостояния, когда решался вопрос - быть или не быть абхазам, он стал надеждой и силой для всего многострадального народа Абхазии. На алтарь независимости и процветания нации Владислав Ардзинба положил свое здоровье. Именно с его именем навеки связаны наша Победа, Свобода и Независимость.


Владислав Ардзинба: Он был. И он есть.


Ушел из жизни Владислав Ардзинба. И хоть в последнее время мы знали о его продолжительной болезни, это известие оглушило всех... болью.

Впервые я познакомился с ним в селе Бамбора близ г. Гудауты, в котором находилось знаменитое Кистрикское городище эпохи неолита. Я работал в составе Причерноморской экспедиции при Абхазском институте языка, литературы и истории им. Гулиа уже второй год, параллельно заканчивая университет. В конце августа 1978 г., вернувшись из полевой экспедиции с высокогорного села Псху, в своей палатке я обнаружил, что там кто-то пристроился жить. Я поднял шум, думая, что ее оккупировал кто-то из наших приезжих землекопов-студентов, и вдруг увидел двоих молодых людей. Один из них был постарше, светлый, с искрящимися глазами, другой с огромной пышной кудрявой шевелюрой. Они поздоровались на хорошем абхазском, что меня удивило. Представились. Это были Владислав Григорьевич Ардзинба с молодым лингвистом Вячеславом Чирикба. Так зародилась наша дружба. В тот год В.Ардзинба впервые приехал к нам в археологическую экспедицию. В ту пору он уже работал в Институте Востоковедения АН СССР. Впоследствии каждый год он неизменно приезжал к нам в экспедицию и весь отпуск проводил на раскопках. В тот первый год он работал в моем отряде и буквально на второй день обнаружил впускное погребение эпохи ранней античности с сердоликовыми глазчатыми бусами и золотыми браслетами в виде трехцветных лепестков. Это была достаточно уникальная находка на Кистрикском городище, где в основном находки составляли скучные микролитические орудия из кремня, зернотерок, обломков керамики и рогатых керамических столбиков для выпаривания соли. Удачлив, решили сразу мы. Свою удачливость он подтвердил на следующий же год, ко

гда поехал работать на раскопки Отхарских дольменов. Там им была обнаружена уникальная статуэтка палеолитической Венеры.

Вскоре я поехал учиться в Москву. Это был конец 70-х – начало 80-х годов, период, обозначенный нами временем образовательного бума абхазкой молодежи. В то время около 30 аспирантов учились в одной только системе АН СССР. В основном мы жили в общежитии на ул. Островитянова. Все эти годы он очень внимательно следил за нашими успехами, помогал, направлял наши первые научно-изыскательские исследования в академическое русло. Он любил с нами общаться, и хотя между нами и им разница в возрасте составляла приблизительно 10 лет, он часто проводил с нами много своего свободного времени. Многие из тех, на кого он незаметно оказал свое духовное и научное влияние, впоследствии стали министрами, депутатами, великолепными учеными и дипломатами, и очень многие из них стали героями Отечественной войны в Абхазии 1992-93 гг.

Потом я, да и все мы, увидели, что научный кругозор его был чрезвычайно богат, и стали понимать, насколько глубоко он разбирается в темах, которые были весьма далеки от того периода, которым занимался сам непосредственно. Это нас потрясало, но знаете, совершенно не угнетало, что бывает иной раз, когда встречаешься с человеком неординарных возможностей. Он нас любил. И верил в нас. Мы всегда с восторгом следили за полетами его фонтанирующих идей и поражались тому, как легко они ему давались. На высоком профессиональном уровне он охватывал все периоды человеческой истории на территории Абхазии. А это практически все периоды с раннего палеолита по настоящее время. Свои консультации в последующем он, совершенно лишенный жадности ученого, раздаривал многим из нас, занимавшимся практически всеми спектрами и периодами в области абхазоведения. И везде эти консультации были глубокими и на академическом уровне. И всегда таили в себе новизну взглядов и необычных идей относительно устоявшихся представлений в науке. Меня всегда изумляло то, как он спокойно мог критически переосмысливать научные аксиомы, которые из незыблемых для нас истин становились уже всего лишь гипотезами. Именно эта смелость в суждениях, безграничная, начиненная волей креативность, стали основой его сущности в дальнейшем как политического деятеля и сделали его неоспоримым авторитетом - лидером и вождем Абхазии.

Владислав Ардзинба ушел из жизни 4 марта. В день, который у абхазов ассоциировался со Свободой и Независимостью. Именно в этот день была провозглашена Советская Абхазия, равная среди других республик. Весь абхазский народ с этим днем связывал обретение своего утерянного государственного статуса после огромных потрясений, после потери независимости, после махаджирства, после долгого периода, когда на абхазский народ от имени царского самодержавия была наложена печать «виновного населения». В период революционных преобразований прошлого века абхазы успели на себе ощутить в дополнение ко всему геноцид грузинского меньшевистского правительства. 4 марта 1921 г., после огромных испытаний, выпавших на долю абхазского народа, провозглашается Абхазская ССР. И несмотря на то что статус Абхазии впоследствии понизили, этот мартовский день воспринимался абхазами как день обретения, или восстановления, государственности и надежды на возможность получения в дальнейшем реальной независимости. Этот день всегда торжественно отмечался в Абхазии. Но в Москве, где многие из нас учились и работали, в этот день мы любили собираться и праздновать его в кругу находившейся на тот период там абхазской диаспоры. Советскость происхождения праздника была нами забыта еще во времена расцвета Союза. Для нас этот день был днем консолидации народа. Днем, когда мы вместе, сообща, еще раз напоминали друг другу, что все мы из одного народа, и что главная цель нас ожидает в будущем. И главное наше предназначение – помочь своей стране обрести реальную свободу и независимость.

Какое смысловое совпадение! Он ушел из жизни именно в тот день, который связан у абхазского народа с идеями о своем собственном государстве. И именно он воплотил в реальность эту идею. Он привел свой народ к Победе, Свободе и обретению подлинной Независимости.

Будучи еще депутатом последнего советского Верховного Совета СССР, Владислав Григорьевич встал в первых рядах тех политиков, которые сумели поднять свой голос среди громкого большинства и сделать его услышанным: об исторической несправедливости в отношении судеб малых народов, о равном праве малых и больших, сильных и слабых. На мой взгляд, он был наиболее харизматичным депутатом уходящего Союза. Его голос стал символом борьбы за независимость и отстаивания своих прав обездоленных, в силу различных причин, народов отмирающей державы. Именно поэтому он стал знаковой фигурой для многих народов бывшего СССР. Такого уровня человека, отстаивающего права и свободы малочисленных народов, пожалуй, уже нет.

Он был один из немногих лидеров в ряду руководителей государств, сформировавшихся из обломков огромной советской империи, который имел непререкаемый политический авторитет у своего народа, избрание которого было единственным, наиболее реальным и осознанным выбором. Легитимным. Что уже являлось редкостью на том разломе ценностей, в котором формировались новые государства из бывшего советского содружества. Для всех нас свобода, независимость и суверенитет ассоциировались именно с его именем, и стали неразделимыми.

Он обладал тонким чувством юмора. Он был душой компании. Сам великолепно танцевал и очень бурно аплодировал, когда видел молодежь, танцующую народные танцы во время различных мероприятий. А как обострялся его слух, когда вдруг мы начинали петь абхазские песни! Как он сразу хватался за ручку, если кто-то вдруг вспоминал какие-то случаи, связанные с прошлым его рода, с селом, мифами и легендами, которые, разумеется, были частыми темами для разговоров ностальгирующих по родине студентов.

Он был очень искренним. Он увлекался людьми, которые выделялись своими неординарными способностями. И всегда шел навстречу к их будущим взлетам. Даже если порой он испытывал разочарование, которое с трудом и болью переносил, он, тем не менее, не мог укротить свою страсть к людям интересным, подающим надежды как будущие политики, ученые, деятели искусства.

Он увлекался различными идеями, которые могли привнести нечто новое в изучении истории Абхазии, интересовался всем, что имело к этому отношение. Именно поэтому он достаточно молодым, в эпоху, когда зрелый возраст для возможного руководителя наступал по общепринятым правилам далеко после 50-летнего рубежа, стал директором большого научного института, бывшего главным кровеносным сосудом и источником силы в борьбе за независимость абхазов.

Он был великолепным ученым. Один из немногих историков в мире, который мог в подлиннике читать древние хеттские первоисточники. В 1985 г. я решил поехать в Тбилиси на защиту его докторской диссертации. Я вернулся оттуда гордый и окрыленный, так как наблюдал, как он блестяще и с достоинством защитил докторскую диссертацию в грузинской столице, где формировались и варились тогда самые безумные идеи по поводу невероятного происхождения абхазов. В этом воспоминании о нем я даже не хочу о них напоминать. Я тогда не мог понять, почему именно там решил он утвердить свое право на звание ученой степени доктора исторических наук. Теперь понимаю: потому что именно там было сложнее всего выдержать это испытание. Я видел в глазах ученых, сидящих в зале, восхищение и досаду, и видел, как виртуозно, с напором и обаянием он реагировал и отвечал на многие вопросы, которые выходили далеко за рамки его докторской диссертации.

Он был, пожалуй, единственный из президентов стран, сформировавшихся в постсоветском пространстве, с таким высоким уровнем образованности и эрудированности.

Он был реформатор. Харизматичный. Сильный. Волевой. Он один из немногих политиков, который начал свою идею и завершил ее. Завершитель. Он мог ее обозреть. Он вселил в нас уверенность в том, что мы заслуживаем иной участи, нежели нам предлагает современная история: мы народ, исторически имеющий право на свободу, самоопределение и независимость. Он поднял уровень нашей национальной идентичности на такую высоту, на которую уже никто никогда не сможет посягать.

Он был. И он есть. И сегодня мне сложно писать еще что-то о нем, что могло бы реально описать все чувства, эмоции, представления о нем. Но придет время, и будут многие другие, которые найдут именно те единственные слова, способные сполна охарактеризовать всю необычайную сущность Владислава Ардзинба – парня из высокогорного села Эшера, что находится в серединной Абхазии, который был необычайно обаятельным, обычным человеком, со многими присущими только ему слабостями и сильными сторонами, но который стал легендой и мифом еще при своей недолгой по абхазским меркам жизни. И который безмерно любил свой народ и свою Родину.

Владислав Григорьевич Ардзинба

Ардзинба, Владислав Григорьевич (14.05.1945, с. Эшера под Сухуми - 04.03.2010, Москва) - абхазский государственный и политический, деятель, историк-востоковед, ведущий в СССР хеттолог. В 1989-1991 - народный депутат, член Совета национальностей ВС СССР. В 1990-1996 председатель Верховного Совета Абхазии. В 1994-2004 - первый президент Республики Абхазия, руководил страной во время вооруженного конфликта с Грузией. Придерживался курса на независимость и укрепление связей с Россией.

Д. И. Рублев.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 600-601.

Литература: Жидков С. Бросок малой империи. Майкоп, 1996; Конфликты в Абхазии и Южной Осетии. Документы. М., 2008.

Ардзинба Владислав Григорьевич возглавлял Абхазию с декабря 1990 г. по январь 2005 г. Родился 14 мая 1945 г. в с. Нижняя Эшера Сухумского района (Абхазия).

Окончил среднюю школу в с. Нижняя Эшера. В 1962–1966 гг. – студент исторического факультета Сухумского государственного педагогического института. Аспирант Института востоковедения АН СССР (Москва). В 1969–1988 гг. – научный сотрудник Института востоковедения; изучал историю, культуру, религиозные верования древних народов Малой Азии – хаттов и хеттов. В 1985 г. защитил докторскую диссертацию. В 1987 г. – заведующий сектором идеологии и культуры Древнего Востока Института востоковедения АН СССР.

В 1988 г. избирается директором Абхазского института языка, литературы и истории им. Д. Гулиа. Депутат Верховного Совета Абхазской АССР. В 1989 г. – народный депутат СССР, депутат Верховного Совета СССР. Председатель подкомиссии по государственному статусу автономных образований. Член Президиума Верховного Совета СССР.

Вошёл в большую политику в один из самых сложных периодов истории Абхазии. В декабре 1990 г. избран Председателем Президиума Верховного Совета Абхазской АССР. Проводил курс, направленный на реализацию неотъемлемого права народа Абхазии на самоопределение. В последние годы существования СССР входил в Совет Федерации Союза ССР в качестве Председателя Верховного Совета Абхазии.

В 1991–1994 гг. – Председатель Верховного Совета – Парламента Республики Абхазия. В августе 1992 – сентябре 1993 г., с началом вооружённой агрессии Грузии против Абхазии, становится председателем Государственного комитета обороны. Под его руководством народ Абхазии одержал победу в войне и изгнал войска Госсовета Грузии с территории Республики Абхазия.

В 1994–1995 гг. – руководитель делегации Абхазии на переговорах в Женеве, Нью-Йорке, Гааге по грузино-абхазскому урегулированию, проходивших под эгидой ООН при посредничестве России и участии ОБСЕ.

26 ноября 1994 г. избран Парламентом первым Президентом Республики Абхазия. 3 октября 1999 г. в результате всеобщих выборов избирается на второй президентский срок. Оставался в должности до января 2005 года.

Доктор исторических наук, профессор, действительный член Академии наук Абхазии, Адыгской международной академии наук. Герой Абхазии. Награждён орденом «Ахьдз-Апша».

Использованы материалы кн.: Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней . М., 2007

Владислав Григорьевич Ардзинба (абх. Владислав Григори-иҧа Арӡынба; р. 14 мая 1945, село Эшера, Абхазской АССР) - абхазский государственный и политический деятель, известный советский историк-востоковед, один из крупнейших советских хеттологов (до 1990 года), с 1990 по 2005 - глава Республики Абхазия.

Родился в селе Эшера (недалеко от Сухума). Отец - директор школы, преподаватель истории, мать - учительница.

В 1966 году окончил исторический факультет Сухумского государственного педагогического института им. А. М. Горького.

С 1969 по 1987 жил в Москве, работал в Институте востоковедения АН СССР, где защитил дисссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук «Хаттские истоки социальной организации древнехеттского общества. Функции должностных лиц с титулами хаттского происхождения». Диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук «Ритуалы и мифы древней Анатолии» защитил в Тбилисском государственном университете в 1985 году.

В 1987 вернулся в Сухум и возглавил Абхазский институт языка, литературы и истории им. Д.Гулиа.

С 1989 по 1991 - народный депутат, член Совета Национальностей Верховного Совета СССР.

В 1990 избран председателем Верховного Совета Абхазии, в 1994 - президентом Абхазии.

В 1999 переизбран президентом Абхазии на новый срок. В связи с тяжёлой болезнью (2000) был вынужден оставить свой пост в 2004. Уход Ардзинба с политической арены республики и проведённые в связи с этим президентские выборы привели к затяжному политическому кризису.

Владислав Ардзинба женат, жена Светлана Джергения - выпускница 1972 историко-английского отделения Орджоникидзевского (Владикавказского) государственного университета, специалист по Османской империи XIX века. Его дочь Мадина - выпускница исторического факультета МГУ.

Биографическая справка и фотография с сайта http://kavkaz.forum2x2.ru/

Далее читайте:

Ардзинба В.Г. Цивилизации Древней Малой Азии // Древние цивилизации", под ред. Г.М. Бонгард-Левина, М.-1989.