Подробный пример ткачества пояса на бердо. Мастер-класс по браному ткачеству на бердо

Что нужно, чтобы ткать дома?

Кроме большого желания - только нужные приспособления, которые не изменились с древнейших времен.

В интернете можно найти множество очень хороших мастер-классов по ткачеству на дощечках, но в МК по ткачеству на бердышке или настольном станке - крайне мало.

Здесь я покажу Вам, что такое бердышко, какие они бывают и как различаются, а так же поделюсь ссылочками на доступные МК, по которым училась ткать сама.

Итак, бердо. Википедия сообщает, что Бердо - это "Приспособление для ручного ткачества , род гребня . Известно с древних времён. Может быть использовано для создания неширокой тканой полосы. На бёрдышке может быть изготовлен пояс , неширокое полотенце , скатерти и т.п." Выглядит традиционное бердо так:

Это обычное однорядное бердо, т.е. мы видим в нем отверстия в середине каждой планочки. Нитки заправляются как в сами отверстия, так и в прорези между планками.

Существуют еще двух рядное (дырочки в два ряда, по две на каждую планку друг над другом) и трех рядное. У меня маленькое бердышко именно трехрядное, хотя эту технику пока не освоила. Выглядит это так:t

Ткать на бердо пояса, тесьму, очелья и т.п. можно в трех техниках:

заправка в узор

(примеры можно посмотреть в моей статье "Ткачество", размещенной ранее), когда нити заправляются в определенном цветовом порядке, а узор образуется их переплетением;

2 к 1 - когда фоновые нити и узорные заправляются по принципу на 1 узорную нить - 2 фоновых. Узор образуется за счет полднятия или опускания узорных нитей. Используется для геометрических орнаментов;

брань 1 к 1, используется для тканья текстов (например, пояса с молитвой)

Ткачество так же может быть закладным, т.е. когда нити основы одного цвета и достаточно тонкие, а нити утка - наоборот, плотные, именно уток и образует узор.

Это далеко не полный перечень возможностей бердечка.

Бердо можно купить, а можно сделать и самостоятельно. Подборка мастер-классов по самостоятельному изготовлению берда у меня в жж - http://jenny-jan.livejournal.com/

Кроме берда нужны еще как минимум - челнок и нож. Челнок чем либо заменить трудно: на него наматывается нить, которая потом составит уток.
у меня вот такой (заказывала на Ярмарке Мастеров):

но могут быть самых разных форм:

Вторая необходимая деталь - прибивной нож. Он служит и для набора нитей узора (поэтому его еще иногда называют бральницей), он прибивает нити утка к предыдущему ряду, образуя плотное полотно.

Можно так же заказать, а можно использовать обычную линейку. На форумах мне попадалось мнение, что линейки часто ломаются. У меня сломалась только один раз (а тку я уже 2 года). Главное условие - линейка должна быть достаточно тяжелой и не металлической (легкая и неудобная в руке).

Настольные станки для ткачества облегчают нам жизнь: они компактны, удобны и не дают такого напряжения на спину. Бывают разные: с бердом, с ремизками. Ткать можно как и на обсном берде, так и своими особыми техниками. Тут отсылаю на Ярмарку Мастеров к Татьяне Сурис - ее курс для начинающих по ткацкому станку самое доходчивое и понятное, что мне попадалось. Добавлю, что в своем роде это вообще единственный он-лайн курс.

Выглядят станочки так:

бердо. Удобен тем, что если снять бердо - можно спокойно ткать на дощечках

и двухремизный (ремизки - две планочки со стальными палочками, аналогичен бердовому станочку)

Ткать на них очень удобно.

Мой обзор не претендует на полноту и оригинальность)))))

Все фото взяты с просторов интернета.

Спасибо за внимание!

Обучающий ткачеству на берде для начинающих, готов и доступен на сайте Крафтики ! Работа над созданием была очень волнительным мероприятием, и надеюсь, что зрителям все понравится, ведь мы так старались! Это первый обучающий курс для меня, поэтому не судите строго, а я, в свою очередь, готова всячески помогать обучающимся.
А теперь подробности создания и содержания…

О чем курс и чему он научит?

В курсе вы узнаете:

  • что такое бердо и какие инструменты нужны для ткачества на нем
  • какие материалы выбрать для разных целей
  • как отсновать и заправить нити основы в бердо
  • как ткать простейшими ткацкими переплетениями: полотняным, саржевым и ажурным
  • какие дополнительные материалы можно применить в ткачестве
  • как создавать различные эффекты и фактуры на поверхности тканого полотна
  • некоторые приемы и приспособления, упрощающие процесс ткачества
  • как можно декорировать готовое полотно
  • какие изделия можно создать таким образом
  • как ухаживать за такими изделиями

Чем удобны курсы Крафтики?

  • неограниченный доступ к приобретенному курсу
  • возможность обучаться в удобном для вас ритме
  • обратная связь с преподавателем, то есть со мной:)
  • к курсу прилагаются дополнительные материалы

Как это произошло?

В ноябре 2015 со мной связались ребята из Крафтики и предложили разработать вместе видеокурс по ткачеству на берде. Мне сразу понравилась идея, ведь я давно мечтала сделать мастер-классы в видеоформате, но не имела такой возможности: ни подходящего оборудования, ни навыков сведения и обработки, ни помощника, на худой конец. Так что я сразу согласилась и начала продумывать структуру и содержание курса.

И вот, в декабре мы приступили к съемкам. Я привезла в студию целый ворох пряжи, шарфов и образцов, завалив этим стол и полки и превратив место съемки в подобие моей домашней мастерской . Конечно, в первый день я ужасно стеснялась камеры, потому что никогда не снималась: лицо кирпичом, голос тихий и строгий, взгляд стервозный… лоб блестящий!

Но ребята были терпеливы, мы делали много дублей, пока я не валилась под стол от перенапряжения (никогда не подумала бы, что это так тяжело). Иногда казалось, что я снимаюсь в специфическом фильме: «Откинь волосы с лица! Припудри лоб! Улыбайся, чтобы все видели, что ты получаешь удовольствие от процесса! Громче!» Было весело, как вы понимаете:)
И вот несколько дней съемок обернулись двухчасовым курсом и 2 двухминутным промо-роликом. Последний мы снимали в уютнейшем Циферблате на Невском , а именно в дальней красной комнатке — мне там очень понравилось.

Несмотря на то, что я привыкла выступать перед публикой и следить за своей речью, камера оказалась настоящим испытанием для моих нервишек. Правда ведь, я смотрю и разговариваю с ней, словно она загнала меня в угол?)) Надеюсь, что я не ляпнула чушь от волнения и не забыла везде , но вы уж простите Нику, она очень старалась сделать все наилучшим образом:)

Совместными усилиями мы создали красочный материал, подробно иллюстрирующий все, чему необходимо научиться новичку. Технология ткачества полотна на берде предельно проста, нужно лишь соблюдать некоторые правила и быть внимательным к деталям — все это в двух часах концентрированного мастер-класса, обучающего всему, что вы можете увидеть в моих изделиях!

А теперь немного фотографий, освещающих рабочий процесс:)

Это одна из самых богатых в плане узора техника ткачества на бердо. Узор формируется за счёт перебора и счёта ниток, которые располагаются как вверху зева, так и внизу. Предлагаю познакомиться с этой техникой на примере такой схемы:

Расчёт ниток:

В технике «Брань 1:2» на одну узорную нитку приходится две нитки основы. По схеме у меня 7 узорных ниток, за счёт которых будем формировать узор, а значит - 14 ниток основы. Так же, помимо кромки, у нас в расчёт идут 2 кромочные нитки, которые будут располагаться по самым краям. На схеме заправки ниток это будет выглядеть так:


Теперь считаем нитки:


Белых ниток - 16

Чёрных ниток - 6

Красных ниток - 7


Хочу отдельно сказать по поводу кромки (не путать с «кромочными нитками») - она может быть любой ширины и состоять из разного количества ниток. В моём примере кромка состоит из трёх чёрных ниток, но точно также может быть из двух, из четырёх, из пяти и т.д. подряд идущих ниток одного или разных цветов.

Предварительная подготовка:

1. Нарезаем нитки нужной длины.

2. Теперь необходимо правильно заправить нитки. Начинаем как всегда от центра. На одну узорную нитку у нас две нитки основы - справа и слева от узорной нитки.


3. Точно также симметрично заправляем другие нитки. Не забываем, что на вторую узорную у нас тоже две нитки основы. Можно это запомнить так: (основа, узорная, основа), (основа, узорная, основа) и т.д.


4. Вот мы заправили наши основные узорные нитки вместе с основой. Внимательно перепроверяем, чтоб нигде ничего не потеряли и не пропустили.


5. Как я уже говорила, можно кромочные нитки сделать больше или меньше по количеству, например, по две чёрные нитки на кромку.


Но в моём примере я использую три чёрные нитки, и вот так выглядит заправка в конце.


6. После заправки всех ниток связываем их в общий пучок, крепим к неподвижной опоре и расправляем нитки по всей длине.

7. Хорошо натягиваем нитки и связываем их в пучок. Вместо пояса можно использовать скобу, которую крепим при помощи тесьмы или узкого пояска на талии. У меня скобы на тот момент не было, и я приспособила вот такую планку с двумя гвоздиками по краям. Скоба очень полезна при ткачестве, так как при перевязывании сотканной части на поясе, натяжение ниток и само полотно немного искажается, и если в прежних техниках этого не было заметно, то при ткачестве бранного узора в данной технике - искажение может быть очень сильно заметно, особенно при тканье широких поясов или тесьмы.


8. Уточная нитка как правило того же цвета, что и основа, то есть в нашем случаи - нитка белого цвета.

Техника ткачества:

Шаг 1. В самом начале, чтобы получить ровный край можно подложить линейку.


Шаг 2. В самом начале работы мы просто закрепляем нитки, прокладывая несколько рядов без переборов.


У нас должна получится вот такая шахматка.


Шаг 3. Далее начинаем ткать узор. Для этого мы начинаем плести с того ряда, где у нас 1 и 7 узорные нитки находятся вверху. В моем случаи это 2 ряд по схеме заправки ниток. Так как по схеме нам нужны только 1 и 7 нитка, остальные опускаем. Работаем только с узорными нитками! Основу не трогаем, она у нас идёт фоном. Прокладываем уток, меняем зев и подбиваем нитки.

Ткачество поясов на бердо сходно с ткачеством на ниту - процесс заключается в попеременном перемещении ниток верхнего слоя вниз, а нижнего вверх. Особенность состоит в том, что для зевообразования используется специально изготавливаемое приспособление - бердо (или бердечко). Оно представляет собой тонкую пластину размером около 13-14 см в высоту и 24-26 см в ширину, поделенную на перегородки щелеобразными прорезями шириной 1,5 -2 мм. Посреди каждой перегородки имеется круглое отверстие диаметром 1,5-2 мм (рис. 1). Бердо может быть выполнено из дерева, пластика либо очень плотного картона.
Процесс изготовления тканых поясов на бердо, так же, как и при других способах ткачества, состоит из нескольких этапов: расчет длины ниток для снования; снование; заправка нитей в бердо; ткачество и оформление концов пояса.

Расчёт длины нитей для снования.

Длина нитей рассчитывается по формуле: длина готового изделия + 20% на уработку + 60 см на на свободу передвижения бердо и оформление концов пояса.

Снование.

Снование и заправка в бердо, как и при ткачестве на ниту, может вестись «пучками» (получится рисунок с продольными полосками), «парками» (получится рисунок из поперечных полосок) и «тройками» (можно выполнить орнаментальный рисунок).
В последнем случае для снования необходимо посчитать количество узорных нитей (оно определяется орнаментальной схемой), затем к каждой узорной нити насновать по 2 фоновые нити + 2 нити по краям узорных и добавить нити для кромки.
Например, по схеме на рис. 2 необходимо насновать 5 узорных нитей (красных) + 12 фоновых (белых) и нити кромки (коричневые).
Нити снуются в необходимом количестве по кругу (фото 1), а заправляются в бердо «тройками».
Для этого сновку необходимо разрезать, на одном конце завязать узел и заплести нити в косу (фото 2) для уменьшения длины и избежания спутывания.

Заправка (пробор) нитей в бердо.

Пробор нитей начинается от центральной прорези, продвигаясь по очереди вправо и влево и вдевая нить попеременно то в отверстие, то в прорезь. Для облегчения заправки нити в отверстие можно использовать сложенный пополам отрезок тонкой проволоки, пользуясь ей как иглой (фото 3).
Итак, в центральную прорезь, помеченную сверху отдельной ниткой, вдеть узорную (красную) нить (фото 4).
В отверстие справа вдеть фоновую (белую) нить (фото 5). Фоновую нить также вдеть в следующую прорезь справа.
Слева от центральной прорези с узорной нитью также вдеть 2 фоновые нити (последовательно в отверстие и в прорезь).
Затем справа и слева заправить в отверстие узорные (красные) нити и т. д., пока не закончатся все нити сновки. Для схемы на рис. 2 заправка нитей в бердо показана на

фото 6.
После того, как все нити заправлены, собрать их в один пучок, завязать дальний конец узлом и привязать его к чему-то неподвижному. Выровнять нити при помощи бердо - при этом они чётко распределяются на слои (фото 7).
Завязать узел с рабочего конца, привязать его к поясу или спинке стула, на котором ведётся ткачество.

Ткачество.

При ткачестве на бердо зев образуется за счет того, что нити, которые протянуты в прорези, перемещаются по длине отверстия, поднимаясь или опускаясь над нитями, которые заправлены в круглые отверстия.
Для выравнивания ширины пояса вначале необходимо соткать несколько рядов заработки.
- Открыв зев, проложить нить утка (фото 8).
- Затем поменять зев, опустив или подняв бердо (фото 9).
- Разделить слои ладонью и прибить нить утка предыдущего ряда (фото 10). Проложить новый уток и опять поменять зев.
- Так повторить до нужной ширины заработки (фото 11).

Перебор рисунка при заправке тройками происходит точно так же, как и при ткачестве поясов на ниту (об этом подробнее читайте в ): при закрашенной клеточке схемы узорная нить должна находиться вверху зева (её необходимо пальцами поднять с нижнего слоя вверх), при пустой клеточке - снизу (пальцами опустить с верхнего слоя вниз).
Рисунки (орнаментальные схемы) для ткачества поясов на ниту и на бердо одинаковые, здесь отличаются только способы механизма зевообразования. Однако бердо, в отличие от нита, имеет ограничение по количеству нитей. Их может быть ровно столько, сколько прорезей и круглых отверстий в сумме.

Назад в раздел:

Материалы:
Белая и красная нити из вискозы длиной
не менее 250 м (в мотке), 2 мотка

Инструменты:

Бердо

Порядок работы:

Внимательно рассмотрите бердо перед тем, как заправлять в него нити. На каждой продольной планке есть отверстие для нити.

Нарежьте нити необходимой длины (по длине пояса) исходя из того, что на кисти нужно оставить по 0,5 м с каждого конца пояса. Заправьте их в бердо, соблюдая основное правило: на одну нить рисунка приходится две нити основы, т. е. если рисунок составляют 19 нитей (клетки на приведенной схеме), то для основы нужно набрать 38 плюс две крайние. Заправляйте их от середины к краю, учитывая, что одна прорезь (и отверстие) предназначены только для одной нити.

1. Итак, заправьте в бердо 59 нитей для основного рисунка, чередуя одну красную нить рисунка с двумя белыми - основы, и по 8 - по краям, для декоративной кромки.

2. Завяжите пучки нитей на концах в узлы и натяните заготовку пояса, закрепив один конец на прочной основе (например, ножке стола) и привязав другой (рабочий) к поясу. Сделайте несколько рядов, чтобы закрепить нити.

3. Сначала опустите бердо вниз - они разделятся на два потока, и проложите нить утка (белый клубок) между плоскостями ниток. Поднимите бердо вверх - потоки нитей переплетутся.

4. "Подбейте" их ладонью к началу плетения и затяните нить утка, чтобы исчезла петля. Еще раз проложите нить утка между слоями нитей.

5. Поменяйте положение бердо (вниз) и опять "подбейте" плетение. Сделайте несколько таких рядов, соткав 5-6 см "шахматного", закрепляющего рисунка.

6. Начните плетение по приведенной схеме, руководствуясь следующими обозначениями: те нити, которые нужно поднять, помечены галочками; опустить - штрихами; все остальные остаются на своих местах. На фотографии показано, как поднимается предпоследняя нить (отмеченная галочкой клетка), - из нижнего слоя в верхний.

7. Далее проложите нить утка между разобранными по рисунку слоями нитей.

8. Поменяйте положение бердо, создав переплетение потоков.

9. Плотно подбейте нить утка ладонью к плетению и затяните петлю.

10. Продолжайте плетение по рисунку, поддерживая одинаковую плотность и не допуская провисания нитей с изнаночной стороны.

Схема


Совет

От того, насколько толстую нить вы выбрали, зависит толщина пояса. Чем она толще, тем толще и шире будет пояс. Можно комбинировать нити различной фактуры и толщины, используя по желанию две нити нужного цвета, вместо одной толстой. Немного сложнее работать с шерстяными нитями - они "махрятся" в процессе работы, но этот недостаток компенсируется тем, что на готовом изделии по сравнению с другими - из нитей с хлопком и вискозой - рисунок получается более объемным и фактурным.

Кстати
В домашнем и кустарном ткацком производстве бердо применялись в течение многих столетиий. До конца XIX века это были гребни с зубьями из дерева, тростника или из плющеной проволоки, закрепленные с обеих сторон в деревянных или металлических планках. До сих пор это одна из основных рабочих деталей ткацкого станка: продольные нити ткани (основа) продеваются в промежутки между зубьями - таким образом достигается их равномерное распределение по всей ее ширине. Перемещая бердо вдоль нитей основы, проложенную нить утка "прибивают" к краю (опушке) ткани. От частоты расположения в нем зубьев (от 2 до 40 - на 1 см) зависит плотность основы, т. е. число нитей на единицу ширины ткани. Для плетения поясов используется бердо из дерева, изготовленное на заказ по эскизам XIX века.

Можно сделать имитацию тканого пояса, вышив орнамент швом "наоборот", - полосы вдоль нитей ткани выплняются мулине в 4 сложения швом "вперед иголку", двигаясь от начала до конца полосы, справа налево и обратно. На схеме одна клетка равна трем нитям ткани (крупного плетения) и двум рядам по вертикали.