Философия отношений применительно к жизни. Совет #1 мудрецов, древнегреческих философов
Люди так устроены, что привыкли принимать все близко к сердцу, тревожиться по пустякам и, таким образом, усложнять себе жизнь. Ежедневная суета и бесконечная работа разрушают наш внутренний баланс и преграждают путь к спокойной и счастливой жизни. Как проще относиться к жизни? Каким правилам нужно следовать, чтобы привнести в собственную жизнь гармонию и счастье?
Если все усложнять и верить, что жить счастливо в нашем мире невозможно, то так все и будет. Не секрет, что материализация мыслей давно доказана учеными. Только представьте себе, даже ученые согласились со вполне ненаучной точкой зрения! Так что стоит прислушаться к советам и сделать свою жизнь проще.
Шаги к простой и счастливой жизни
Если верить тому, что мысли материальны, то становится понятно, что улучшение собственного жизненного потенциала заключается в более простом и легком отношении к самой жизни. Но человек – существо ленивое, которому очень сложно сдвинуться с мертвой точки. Все мы ждем «волшебного пинка», который заставит нас поднять свою пятую точку с места и двинуться навстречу счастью.
И чтобы это сделать легче , нам нужна пошаговая инструкция, которой бы мы следовали изо дня в день и удивлялись собственным свершениям. Что же, пусть данная статья будет тем самым «волшебным пинком» и поможет изменить жизнь к лучшему многих людей!
Простые секреты счастья
Как не парадоксально, но все гениальное просто, и в счастье тоже нет ничего сложного:
- Простота мышления;
- Простое отношение к работе;
- Простота в домашнем обиходе;
- Простота и легкость в отношениях;
- Жить проще.
Вышеперечисленные пять шагов можно выполнять последовательно, чтобы максимально глубоко прочувствовать действие каждого из них. При этом нельзя лениться и устраивать себе «разгрузочные дни », во время которых позволять сознанию работать в привычном темпе. В этом случае все труды будут напрасны.
Помните, что постоянное напряжение и видение мира в черно-белом цвете – это всего лишь плохая привычка, которая мешает жить счастливо. Если от нее избавиться и заставить сознание мыслить философски и изменить мировосприятие на светлое и позитивное, то жизнь моментально изменится.
Шаг 1. Мыслим просто
Само понятие «простота мышления » не включает в себя отказ от привычных дел и увлечений. Вам не нужно кардинально изменять свой распорядок дня, в срочном порядке записываться на занятия йогой и изучать расслабляющие медитативные техники. На самом деле, все гораздо проще. Нужно научиться философски относиться к жизни.
В нашей голове постоянно крутится около миллиона мыслей, не дающих покоя. Мы ухватываем одну из них, видим в негативном аспекте и тем самым ухудшаем себе настроение. Затем мы видим другую такую же плохую мысль и тут же принимаемся за ее обработку. Мы сами к себе притягиваем эти мысли и заставляем себя видеть в них только плохое. Так что неудивительно, что наша жизнь кажется серой и унылой.
Постарайтесь освободить свой ум от непрекращающегося потока мыслей, мешающих вам сконцентрироваться. Когда вы ловите себя на том, что опять мысленно перебираете настигшие проблемы или переживаете прошлые неудачи, немедленно займитесь чем-либо, полностью сконцентрировавшись на этом действе. Человек не может одновременно делать нечто очень важное и думать о посторонних вещах, тем более размышляя о них.
Шаг 2. Простое отношение к работе
Мало кто считает свою работу любимым занятием. И эта мысль заставляет просыпаться утром с плохим настроением, добираться до нелюбимой работы по ужасным пробкам и бояться сделать неверный шаг на самой работе. Мы боимся мнения окружающих, критики начальства и поэтому постоянно думаем о собственной продуктивности.
Просто перестаньте думать о невыполнимых планах, неприятных встречах и нескончаемых списках срочных дел. Отнеситесь к ситуации философски и займитесь чем-то одним, но очень важным, и полностью сконцентрируйте свое внимание на этом деле. Такое отношение к работе позволит убрать из головы мешающие мысли и выполнить задание максимально эффективно.
Если задание действительно сложное, и вы не знаете, с чего начать, то разделите ее на маленькие части, сделайте ее как можно проще и легче. Когда задача разбита нами на предельно ясные шаги, она не кажется столь сложной.
К тому же с этим приходит спокойствие и уверенность в том, что мы можем справиться с этой задачей. Именно такое мышление на работе приводит к успешным начинаниям и грандиозным победам. А это, в свою очередь, принесет в жизнь дополнительную уверенность в собственных силах.
Шаг 3. Простота в домашнем обиходе
Когда дома беспорядок, на кухне полная раковина грязной посуды, а в ванной гора нестиранной одежды, руки в прямом смысле опускаются. А когда еще и день рабочий выдался тяжелым, так вообще хочется закрыть глаза и убежать как можно дальше от домашней суеты. В этом и ошибка каждого из нас! Мы видим все в негативном ключе и почему-то думаем, что решить все домашние дела нужно срочно и все сразу.
Что же получается в итоге? Да мы просто закрываем на все глаза, садимся у телевизора и заглушаем свои бесконечные мысли о тяжелой жизни веселыми передачами. Когда дома порядок, нам становится на удивление спокойно и легко. Мысли, словно по взмаху волшебной палочки, приходят в порядок, настроение улучшается и жить становится как-то проще.
Поэтому, когда ничего не хочется делать, как бы странно ни звучало, нужно немедленно приняться за уборку в доме. При этом желательно открыть окна, впустить в дом свежий воздух и солнечный свет, выкинуть в мусорный бак все ненужные и мешающие вещи.
Идеальным вариантом будет пересмотр собственного гардероба, хранящий в себе массу старой одежды, которую пора выкинуть или раздать нуждающимся.
Шаг 4. Простота и легкость в отношениях
Чтобы полностью прочувствовать, как спокойно и радостно относиться к жизни, нельзя забывать про важную долю отношений с окружающими. Мы привыкли ставить мысленный блок, если чье-то мнение нас не устраивает, некоторые из нас любят спорить и пытаться навязать собственную точку зрения, некоторые просто закрываются в себе и уничтожают мыслями о собственной неполноценности.
Но зачем устраивать такие сложности? Достаточно просто настроить себя на положительные эмоции и стараться дарить их окружающим. Нет, это не значит, что нужно надеть наряд клоуна и раздавать прохожим воздушные шарики (но я бы не отказалась от встречи с таким чудаком).
Необходимо по мере возможностей делать людям добро и относиться открыто. В разговоре также нужно выражаться простыми и понятными словами, не ожидая от собеседника философски составленных предложений. И самое главное, не делайте вид, как будто все окружающие должны вам по миллиону долларов!
Шаг 5. Жить проще
Наконец, вы подошли к последнему шагу, который раскроет полностью секрет того, как легче относиться к собственной жизни. Поразмышляйте о собственных желаниях: путешествие, мешок денег, бесконечная власть или мировая известность. Спуститесь с небес на землю! Подпитывая свое создание несбыточными мечтами, вы сами снижаете самооценку!
Философский выбор в широком смысле – это выбор отношения к жизни и к самому себе. В более конкретном смысле, философский выбор – это построение модели внутреннего мира, в котором предстоит жить. Для этого надо осмыслить элементы внутреннего мира, какими они должны быть, и какими должны быть отношения между этими элементами. Это не столько планирование действий во внешнем мире, как планы наведения порядка внутри самого себя. Для этого – ни много, ни мало – требуется переосмыслить всю свою жизнь в части восприятия событий жизни и отношения к согражданам и к самому себе.
Философский выбор отношения к жизни начинается с желания себя изменить в лучшую сторону, затем – с осмысления сути изменения и выбора установки относительно того, что именно следует изменить. Таким образом, установка на конкретное изменение своих отношений к жизни и к самому себе есть ключевой момент философского выбора, предваряющий порядок дальнейших действий по совершенствованию самого себя.
Примеры установок в философском выборе могут быть разные и зависят от предрасположенностей человека. В качестве иллюстрации я нашел в разных источника примеры установок отношения к жизни и/или к самому себе.
"Мудрый не отрицает реалий в жизни, не пренебрегает человеческими ценностями, но философски ставит под сомнение значимость мелких неприятностей и невзгод".
"Философское отношение к жизни - это настрой превращать даже тяжёлый стресс в задачу".
"Успех - это путь из грамотно воспринятых неудач".
"Относиться к жизни можно по-разному. Проще всего жить, как живется, и не задумываться о философском восприятии проблем. Это тоже философский выбор. Но чем проще живет человек, тем меньше он подготовлен к встрече жизненно важных проблем".
"По сути, философское отношение к жизни исчерпывается следующей позицией: «Раз уж я попал в этот мир, я должен в нем разобраться и жить». Устранить тщеславие, зависть, жадность и другие негативные эмоции, искажающие картину реальности, которую видит философ. То есть избавление от этих пороков и является одной из целей философского выбора отношения к жизни".
Итак, мы живем в двух мирах: реальном и воображаемом (модели первого). Все наши мысли, переживания это жизнь во втором мире. Философский выбор заключается в правильной организации этого мира. Воображаемый мир это не только мир иллюзий и т.п. Он имеет и важную функцию - приспособления к внешнему миру. Когда человек непосредственно не сталкивается с внешним миром, он приходит в равновесие со своим внутренним (воображаемым) миром.
Первичное в философском выборе - это наш выбор, как мы решили для себя относиться к жизни и к себе: более положительным или более отрицательным образом. А вторичное это то, как мы оправдываем для себя наш выбор в разных жизненных обстоятельствах, и рецепты, помогающие этот выбор претворить.
Первый шаг философского выбора – это само решение переосмыслить свою жизнь в части упомянутых отношений к жизни и к самому себе. Дальнейшие шаги относятся уже к конкретным элементам построения своего внутреннего мира: что в нем есть, и что в нем следует улучшить с точки зрения целей и глобальных духовных потребностей человека – таких как стремление к самосовершенствованию, тяга к познанию и т.д.
Вспоминая свой путь в части философского выбора, хочу отметить разницу между "принять" и "применить" (употребить). "Принять" – это значит сделать какое-то средство частью своей "философии", а без этого редко удавалось что-то полноценно "применить". Это был типичный вид самообмана: вроде бы я хотел что-то "применить", но не хотел "принять", а в результате по сути не хотел и "применить". Иначе говоря, я может быть и смог бы "применить", но не хотел за это заплатить своими желаниями, изменением образа жизни и т.д.
К этому добавлю, что изменить свои взгляды в философском выборе отношений к жизни и к себе вовсе не означает то же, что изменить себя. В конце концов, шаблоны отношений - это мелочь, а не суть человека, надо только знать для чего эти отношения нужно менять.
В своих давних записях я нашел извлечения (откуда они взяты не указано), более-менее близкие к теме. "Из субъективных факторов следует выделить тот главный, который заключается в ощущении человеком смысла собственной жизни. В душе человека существует в основном неосознанная система ценностей, определяющая его отношение к явлениям жизни и к самому себе. Эта организованность (структура) ценностей и создает у человека ощущение порядка в душе. Потребность установить этот порядок является инстинктивной и составляет "закон смысла" - фундаментальный принцип, которому подчиняется вся жизнь человека".
Иначе говоря, в философском выборе надо пожертвовать какими-то своими потребностями в пользу других, глобальных, потребностей, определяющих основной смысл жизни и которыми жертвовать уже нельзя.
Для меня, например, новизна познания – это уже не философский выбор, а необходимый атрибут моего существования, без которого жизнь теряет свой смысл. И в рамках данного понимания важно даже не то, в чем состоит новизна, а в том, что эта НОВИЗНА ДОЛЖНА БЫТЬ. И у меня нет такого выбора иметь новизну или не иметь, если мой главный внутренний вектор направлен по компоненте выбравшего жить. То есть не по компоненте страха, а по компоненте "иметь к жизни интерес". С этой же точки зрения важно даже не какая у меня сейчас задача, а смогу ли я в ней найти новизну.
При любом философском выборе отношения к жизни, новизна должна остаться со мной. Это не та потребность, которую я могу заменить какой-нибудь другой: "Где гибнет познанье, - да ведает всякий, - Там гибнет дитя человечье во мраке!". Так сказано в Бхагавад Гите, в которой отражена индийская мудрость веков.
Философский выбор, как необходимость изменения отношения к жизни, возникает чаще всего под давлением изменившихся в худшую сторону жизненных обстоятельств. Здесь, чтобы адаптироваться к изменившейся текущей жизни надо признать, что она есть НОРМА, а не нонсенс, крушение и т.п. Через это надо заставить себя пройти.
И еще один важный момент в философском выборе отношения к явлениям жизни: НАДО БЫТЬ МОРАЛЬНО ГОТОВЫМ К ПОРАЖЕНИЮ. Иначе очередная неудача или, скажу мягче, непредвиденная помеха на пути самосовершенствования могут обернуться в катастрофу. Расчет, вернее настрой, на то, что обстоятельства непременно должны складываться удачно (никто, например, случайным образом мне не помешает), мой коренной порок, постоянно выбивавший меня из колеи при попытках изменить свое отношение к жизни и к себе.
Настраиваясь на философский выбор, надо еще и еще раз себе напомнить, что уровень претензий (к себе, ко всем и в отношении всего с чем сталкиваешься или ожидаешь) - первопричина большинства проблем, порождающих негатив. Ошибка философского выбора, может быть, начинается с общего представления о том, что мир тебе чем-то обязан, что-то тебе должен, и ты вправе чего-то требовать от него. На самом деле, возможно, следует лишь понимать, что есть только вероятность тех или иных событий, вытекающая из свойства мира делать как зло, так и добро. К такому, так сказать, информативному отношению к жизни и своему месту в мире тоже следует себя приучать, если психологическая устойчивость в жизненных обстоятельствах является задачей совершаемого философского выбора.
С возрастом мы склонны рассматривать наш негатив, т.е. негативное восприятие жизни, как некую сверхценность, которой не допустимо изменять. Однако, следуя философскому выбору, мы должны принять другую точку зрения: негатив - это не ценность, а лишь одно из состояний человека, в котором он может пребывать, но не обязан пребывать.
Философский выбор при всей его глобальности в отношении к жизни состоит из каких-то конкретных моментов и шагов: конкретных отношений по поводу конкретных явлений и т.п. Каждый из нас, видимо, хотел бы научиться, когда это нужно, делать с удовольствием то, что неприятно тебе. Сделать это (изменить "философию выбора") можно, например, заставляя себя делать с удовольствием то, что неприятно тебе. Делать, пожертвовав своим неудовольствием, делать неоднократно, а средство для этого - положительный контроль мгновений. Здесь надо всего лишь помнить, что реально наша жизнь состоит из мгновений. В каждый момент мы можем обратить внимание на текущее мгновение и в каждое мгновение мы на краткий миг способны, при желании, сделать это мгновение приятным. Ну а общий философский выбор здесь заключается в готовности установить в своей жизни в качестве постоянного ее инструмента такой положительный контроль.
На вопрос что такое философское отношение к жизни? заданный автором хромосомы лучший ответ это Знала нескольких философов по диплому - рациональные люди, лишенные эмоций. В этом есть свои плюсы и минусы. Им легке переживать трудности, но они не могут в полной мере насладиться радостями жизни)
Ответ от Европейский
[гуру]
Из опыта, может в жизни и нужен философский подход. Но наши половинки требуют эмоцимональный!
Ответ от Екатерина Кутепова
[гуру]
Философское отношение к жизни - умение держать жизненные удары с высоко поднятой головой и делать после этого выводы, не падая духом, и в то же время надежда обрести настоящее счастье, научившись снисхождению и терпимости.
Ответ от Просторный
[гуру]
Стараться воспринимать жизнь такой какая она есть, со всеми плюсами и минусами..
Ответ от Александр Сазонов
[гуру]
Умение принимать жизнь, как естественное чередование событий. Не оценивая их на плохие и хорошие.
Ответ от Daniil
[мастер]
Философское отношение к жизни означает примерно то же, что критическое отношение к жизни. Люди, придерживающиеся такого мировоззрения, стремятся самостоятельно строить свои мнения, вырабатывать их на основе своих собственных рассуждений и заключений. Они не ищут авторитетов и всё проверяют своим разумом. Никакой авторитет не является для них настолько удовлетворительным, чтобы они могли принять то, что он утверждает, без рассуждений.
Философское отношение к жизни может означать склонность мыслить глобальными категориями, то есть стремление во всём находить закономерность, первопричину, общую тенденцию, универсальное правило. Желание постигнуть мир в большей степени, чем к этому дают возможность обыденный рассудок и устоявшиеся взгляды. Желание увидеть мир без искажений индивидуального и группового восприятия. Умение смотреть на собственное существование со стороны или откуда-то сверху.
Это, конечно, только мои приблизительные прикидки - возможно, я многое упустил.
И, кстати, склонность к философии отнюдь не означает лишенность эмоций или чрезмерно догматизированный рассудок. Наоборот, философия - страсть и творчество. А то, что некоторые рациональные люди проявляют эмоции в меньшей степени, не значит, что они их не испытывают. Просто они научились смотреть на себя сквозь свои собственные эмоции и определять, насколько они могут быть адекватны на самом деле.
Ответ от Hoochie Coochie Man
[гуру]
Филосовское отношение к жизни это значит, не паническое, во всем видеть некий здравый смысл и пытаться рассуждать соответственным образом, видеть и находить тайный смысл в вещах, что многим остальным людям это не под силу. То есть, быть мудрым, оставаться в здравом смысле, возможно, даже с чувством юмора, и никогда не перегибать палку, а четко следовать во всем золотой середины.
Известный леворадикальный философ Андре Горц и его жена найдены мертвыми в собственном доме во французском городке Вовон, сообщает агентство AFP. По заключению врачей, причиной смерти супругов стало самоубийство. Но до сих пор остается загадкой, какие обстоятельства привели к такому трагическому финалу.
Первым невольным свидетелем драмы стал друг Горца, который пришел навестить философа в понедельник утром. На двери дома висела табличка с просьбой вызвать полицию. Тела пожилых супругов, по словам очевидца, лежали рядом на кровати. Вокруг были разложены письма, адресованные друзьям и родственникам.
«Тебе исполнилось 82. Ты по-прежнему прекрасна, великодушна и желанна. Мы прожили вместе 58 лет, и я люблю тебя больше, чем когда-либо»
Пока сложно сказать, что побудило супругов к этому действию. Может быть, одним из решающих факторов стала болезнь жены, Дорин Горц, от которой она страдала последние несколько лет. Как известно, пожилые люди с трудом переносят разлуку с любимыми людьми, особенно если им больше не на кого опереться. И Андре мог не захотеть продолжать жить без нее.
О добрых отношениях между супругами можно судить по записи, которую Горц сделал в адрес Дорин год назад: «Тебе только что исполнилось 82. Ты по-прежнему еще прекрасна, великодушна и желанна. Мы прожили вместе 58 лет, и я люблю тебя больше, чем когда-либо».
Горц родился в Вене в еврейской семье. Его настоящее имя – Герхард Хирш, позднее он изменил фамилию. После захвата Австрии нацистской Германией в 1938 году он перебрался в Швейцарию, учился в школе Института Монтана.
Юноша отказался ехать в США, Палестину или СССР, а предпочел в 1946 году переселиться во Францию. Здесь он печатался в левых газетах и журналах, в том числе под псевдонимом Мишель Боске.
Андре стал любимым учеником философа-экзистенциалиста Жан-Поля Сартра и в течение 9 лет непрерывно изучал его философскую систему.
В 1954 году он получил французское гражданство, тогда же стал одним из основателей еженедельника Le Nouvel Observateur, в котором были опубликованы наиболее известные его философские труды.
Слава пришла к Горцу в середине 1960-х после выхода в свет его книг, посвященных вопросам обновления стратегий демократического движения. Для философа характерны резкие повороты в движении мысли, смена идейной ориентации: в 1960-е он стоит на левосоциалистических позициях и пытается преодолеть «разрыв» между «реформой» и «революцией», в начале 70-х приходит к анархо-либертарному отрицанию ценностей западноевропейской цивилизации, а с середины 70-х – к более умеренным либерально-либертарным установкам.
Тогда же Горц все больше разочаровывается в традиционном рабочем классе и возлагает все свои надежды на новые социальные движения, прежде всего экологическое. «Он видит в нем антикапиталистический протест против наступления технократии на общество.
Глобальный кризис всей индустриально-капиталистической цивилизации требует решения долгосрочных проблем человечества, но государство и капитал не могут и не хотят их решать», – писал о нем историк Дамье Вадим.
Горц считается одним из теоретиков западной экологической мысли. Он автор таких работ, как «Экология и политика» и «Экология и свобода».
В итоге идейных блужданий Горц пришел к выводу, что критику капиталистических отношений следует расширить до критики всей «индустриальной» цивилизации. Горц доказывал, что основными проблемами современности являются не материальные, а экзистенциальные проблемы «угнетенной индивидуальности».
Разработки Горца высоко оцениваются сторонниками новых социальных движений, популярны в левых кругах Западной Европы.
Супруга писателя родилась в Великобритании и была на год младше философа. Они познакомились и поженились в Париже в 1948 году. В 1990-х годах Горц выходит на пенсию и перебирается вместе с супругой в маленький городок Вовон на юго-востоке от Парижа.
Уже тогда в СМИ появляется информация о тяжелой болезни Дорин, все заботы о которой легли на плечи ее мужа.
Занятие 9. Философия обновления отношения к жизни
1. Высшие моральные и нравственные ценности в биоэтике
2. Становление биоэтической парадигмы выживания
3. Техногенная культура и проблема защиты жизни достоинства человека
4. Роль личности в ситуации нравственного выбора
Основные понятия темы: патернализм, антипатернализм, либерализм, врачебная ошибка, корпоративная этика, моральная ответственность
Темы рефератов:
1. Философия обновления отношения к жизни
2. Техногенная культура и проблема защиты жизни и достоинства человека
3. Моральные и правовые проблемы сбережения здоровья людей
4. Биоэтика – учение о сохранении жизни и обеспечении гарантий сбережения здоровья людей
Литература:
Основная:
Дополнительная:
Занятие 10. Моральные и правовые проблемы сбережения здоровья людей
1. Морально-правовые факторы при лечении инфекционных болезней
2. СПИД как глобальная проблема современности
3. Феномен спидофобии
4. Этические проблемы ВИЧ-инфицированных
Основные понятия темы: спидофобия, социальный остракизм, эпидемиологическая информация и дезинформация
Темы рефератов:
1. Социокультурный контекст истории иммунопрофилактики
2. Эпидемиология и права человека
3. Социальная защита ВИЧ-инфицированных
4. Инфекционные болезни как источник социальной опасности
Литература:
Основная:
1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.
2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.
3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.
Дополнительная:
1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.
2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.
3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.
4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.
5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.
Раздел 4. «Нравственные проблемы» в биоэтике
Биотические проблемы применения инновационных методов, используемых в медицине при диагностике, лечении и коррекции генетических нарушений. Осознание возможного риска для испытуемых при проведении научного эксперимента и клинического исследования. Моральные права испытуемых и нравственная ответственность медиков, учёных-специалистов, проводящих эксперименты. характеристика основных этических и правовых документов, регламентирующих медико-биологические эксперименты. Злоупотребления в медицине нацистской Германии. Суд над нацистскими медиками. Антигуманное использование медицины в XX веке в других странах. Нюрнбергский кодекс и "Хельсинская декларация" Всемирной медицинской ассоциации как основополагающие источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытаний на человеке. Этические комитеты: история создания и основные направления деятельности.
Специфика морально-нравственных проблем в медицинской генетике, нацеленной на позитивное обновление человеческого организма, избавления его от врождённых пороков. Моральные проблемы реализации международного проекта "Геном человека". Проблема конфиденциальности и добровольного информированного согласия пациентов в современной медицинской генетике. Проблема клонирования человека.
Медицинские вмешательства в репродукцию человека: исторический, социальный, моральный, правовой и религиозный контекст. Моральный статус пре-эмбрионов, эмбрионов и плодов. Движение за запрет абортов. Автономия беременной женщины и право плода на жизнь. Аборт и религиозная мораль. Либеральный, консервативный и умеренный подходы к проблеме аборта.
Морально-этические проблемы контрацепции и стерилизации.
Смерть и умирание. Эвтаназия: активная и пассивная, прямая и непрямая (косвенная), добровольная и недобровольная, принудительная. История, философия и организационные принципы хосписа. Роль волонтеров.
Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов и тканей от живых доноров и от трупа. Моральные проблемы ксенотрансплантологии. Проблемы разработки искусственных органов.
Занятие 11. Биоэтические проблемы в научных исследованиях
1. Биоэтические проблемы применения инновационных методов исследований
2. Основные принципы научных экспериментов и клинических исследований
3. Моральные права испытуемых и нравственная ответственность ученых-медиков
4. Характеристика основных этических и правовых документов, регламентирующих медико-биологические эксперименты
Основные понятия темы: инновация, методы исследования, научный эксперимент, права испытуемых, нравственная ответственность, клиническое исследование
Темы рефератов:
1. Моральные аспекты медицинского эксперимента
2. Антигуманное использование медицины в XX веке в других странах
3. Нюрнбергский кодекс и "Хельсинская декларация" Всемирной медицинской ассоциации как основополагающие источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытаний на человеке
4. Этические комитеты: история создания и основные направления деятельности
Литература:
Основная:
1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.
2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.
3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.
Дополнительная:
1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.
2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.
3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.
4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.
5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.
Занятие 12. Медицинская этика, генетика и репродукция человека
1. Специфика моральных проблем в генетике
2. Евгеника. Проблемы генной терапии и клонирования
3. Исторический, социальный, моральный, правовой и религиозный аспект репродукции человека
4. Моральный статус пре-эмбрионов
Основные понятия темы: гомункул, генная инженерия, генетическая информация, евгеника, идея «непорочного зачатия», гомологическая и гетерологическая инсеминации, экстракорпоральное оплодотворение, активный донор
Темы рефератов:
1. История генетических методов и технологий
2. Основные (либеральные и консервативные) подходы к генетике
3. Международный проект «Геном человека»
4. Генетическая информация как собственность
Литература:
Основная:
1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.
2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.
3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.
Дополнительная:
1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.
2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.
3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.
4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.
5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.
Занятие 13. Смерть и умирание
1. Проблема смерти: история вопроса
2. Определение смерти и понятие личности
3. Эвтаназия: от древности до наших дней
4. История, философия и организационные принципы хосписа
Основные понятия темы: «физика» смерти, «метафизика» смерти, «управление» умиранием, клиническая смерть, биологическая смерть, право на смерть, эвтаназия.
Темы рефератов:
1. Успехи анестезиологии, реаниматологии и проблема смерти
2. Этические проблемы паллиативной медицины
3. Качество жизни умирающего
4. Моральный смысл различных форм эвтаназии
Литература:
Основная:
1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.
2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.
3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.
Дополнительная:
1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.
2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.
3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.
4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.
5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.
Занятие 14. Этические проблемы трансплантологии
1. История научной трансплантологии
2. Моральные проблемы получения органов от живого донора и от трупа
3. Моральные проблемы ксенотрансплантологии
4. Проблемы разработки искусственных органов
Основные понятия темы: презумпция согласия, презумпция несогласия, правило пропорциональности в трансплантологии
Темы рефератов:
1. Типы забора органов для трансплантации
2. Патолого-анатомическое вскрытие и религия
3. Моральные ограничения на торговлю органами
4. Проблема справедливости в трансплантологии
Литература:
Основная:
1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.
2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.
3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.
Дополнительная:
1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.
2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.
3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.
4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.
5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.
Занятие 15. Этика в психиатрии, сексологии и онкологии
1. История психиатрии и мораль
2. Этическое и правовое регулирование в сфере психиатрии
3. Этика в сексологии и сексопатологии
4. Этика в онкологии
Основные понятия темы: патернализм, антипатернализм, психическая норма, психическая патология, компетентность больного, сексология, сексопатология, сексуальные девиации, гомосексуализм, транссексуализм, фармакологическое средство, канцерофобия
Темы рефератов:
1. Права и интересы душевнобольного
2. Стигматизирующий характер диагноза в психиатрии
3. Специфика врачебной тайны в психиатрии
4. Сексуальные девиации как медицинская и социальная проблемы
5. Врачебная тайна в онкологии
Литература:
Основная:
1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.
2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.
3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.
Дополнительная:
1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.
2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.
3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.
4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.
5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.
Раздел 5. Биоэтика – курс на здоровый образ жизни
Философия здорового образа жизни – диететика (Кант). Правильный образ жизни - фактор сбережения и жизни, и здоровья людей. Государственная Программа «Здоровая Россия» - базовая программа изменения жизненных установок россиян. Здоровый образ жизни – жизнь без вредных привычек и факторов, влияющих на смертность, инвалидность и заболеваемость людей. Центры здоровья в России. Идея укрепления общественного здоровья и индивидуального здорового образа жизни. Идеи, принципы и правила биоэтики о морально-правовой ответственности людей за сбережение своего личного здоровья.
Занятие 16. Философия здорового образа жизни
1. Философия здорового образа жизни – диететика (И. Кант)
2. Государственная программа «Здоровая Россия» - базовая программа изменения жизненных установок россиян
3. Центры здоровья в России
4. Идеи, принципы и правила биоэтики о морально-правовой ответственности людей за сбережение своего здоровья
Основные понятия темы: здоровый образ жизни (ЗОЖ), государственная программа «Здоровая Россия», центры здоровья, медицинская реабилитация, морально-правовая ответственность человека за свое здоровье
Темы рефератов:
1. Правильный образ жизни - фактор сбережения и жизни, и здоровья людей
2. Здоровый образ жизни – жизнь без вредных привычек и факторов, влияющих на смертность, инвалидность и заболеваемость людей
3. Идея укрепления общественного здоровья и индивидуального здорового образа жизни
4. Реализация программы «Здоровая Россия» на Северном Кавказе
Литература:
Основная:
1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.
2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.
3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.
Дополнительная:
1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.
2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.
3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.
4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.
5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.
Раздел 6. Нравственная суть межличностного общения в медицине
Принципы и правила морального регулирования общественного поведения людей. Моральные конфликты в современном здравоохранении. Особенности этического поведения в деятельности организаторов здравоохранения, врачей, провизоров и вспомогательного медицинского персонала. Этика, этикет, право, обычаи и мораль в медицине. Профессиональная солидарность и наставничество в медицине. Моральные проблемы медицинского обучения у постели больного. Медико-этические особенности общения врачей с пациентами на различных этапах оказания им медицинской помощи: обследования, назначения лечения, осуществления медицинского вмешательства, контроля эффективности лечения, реабилитационных и профилактических назначений.
Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые моральные конфликты. Пути их разрешения и формы предупреждения.
Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов.
Особенности этических проблем в педиатрии, основные модели взаимоотношений врач – ребенок - его законные представители. Ребенок и болезнь.
Занятие 17. Межличностное общение в медицине
1. Принципы и правила морального регулирования общественного поведения людей
2. Моральные конфликты в современном здравоохранении
3. Этика, этикет, право, обычаи и мораль в медицине
4. Профессиональная солидарность и наставничество в медицине
Основные понятия темы: этический кодекс, моральный конфликт, этикет, наставничество в медицине
Темы рефератов:
1. Принципы взаимоотношения между врачами в античной медицине
2. Корпаративная этика в медицине
3. Моральные проблемы медицинского обучения у постели больного
4. Традиционная и нетрадиционная медицина: этический аспект
Литература:
Основная:
1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.
2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.
3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.
Дополнительная:
1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.
2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.
3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.
4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.
5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.
Занятие 18. Медико-этические особенности общения врачей с пациентами
1. Медико-этические особенности общения врачей с пациентами на различных этапах оказания им медицинской помощи
2. Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые моральные конфликты
3. Основные модели взаимоотношений врачей и пациентов
4. Особенности этических проблем в различных сферах медицинской деятельности
Основные понятия темы: права врача, права пациента, социальная защита, этический комитет
Темы рефератов:
1. История возникновения «этических кодексов» врачебной деятельности
2. Права и достоинство пациента за рубежом и в России
3. Основные международные биоэтические документы о защите прав и достоинства человека
4. Достоинство человека в связи с использованием достижений биологии и медицины
Литература:
Основная:
1. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.
2. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 446 с.
3. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: уч. пос. – М., 2008. – 238 с.
Дополнительная:
1. Лопатин П.В. Биоэтика: рабочая тетрадь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 272 с.
2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грантъ, 2001. – 192 с.
3. Уильмс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: уч. пос. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.
4. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 400 с.
5. Кэмпбелл А. Медицинская этика / под ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.
Варианты тестовых заданий к курсу «Основы биомедицинской этики»
Вариант 1
001. Медицина относится к одному из следующих типов знания:
1) естественнонаучному
2) гуманитарному
3) междисциплинарному
005. Медицину и этику объединяет:
1) человек как предмет изучения
2) методы исследования
3) овладение приемами преодоления конфликтов в человеческих взаимоотношениях
4) стремление к знанию механизмов человеческого поведения и к управлению им
5) ориентация на достижение финансового благосостояния человека
009. Нравственность – это понятие, определяющее:
1) совокупность субъективных реакций и форм поведения человека
2) склонность к добру и способность стойко переносить тяготы и лишения повседневной жизни
3) часть философии
4) отклассифицированные культурой нравы
5) культурно-исторический феномен, заключающийся в способности человека оказывать помощь другому человеку
013. Моральное регулирование медицинской деятельности от правового отличает:
1) свобода выбора действия
2) произвольность мотива деятельности
3) уголовная безнаказанность
4) социальное одобрение
5) наличие денежной заинтересованности
019. Понятие “достоинство” человека включает в себя все перечисленные смыслы, кроме:
а) чистота помыслов и намерений, мотивов поступка;б) образ и подобие Божие; в) здоровье; г) физиологические характеристики человеческого организма; д) свобода; е) экономический и финансовый успех; ж) общественное признание, популярность; з) критическая самооценка, вера в себя; и) наличие способностей и талантов человека; к) осознание особого предназначения человека в жизни.
1) б, д, ж, и
2) в, г, е
3) б, е, и,
4) а, б
023. Соотношение добра и зла заключается в том, что:
1) добро самодостаточно и самозначимо
2) добро существует независимо и отдельно от зла
3) зло самодостаточно
4) зло есть отсутствие добра
5) добро и зло одно и то же
6) добро и зло имеют взаимную обусловленность
027. Свобода является:
1) способностью человека делать всё, что хочешь
2) возможностью творчества
3) законом природы
4) законом общественной жизни
5) осознанной возможностью и способностью к нравственному совершенствованию
6) свойством человеческой природы
7) полным раскрепощением низменных инстинктов человека
8) отрицанием всех морально-этических ограничений
9) основанием прав человека
031. Нравственный идеал – это:
1) образ высшего совершенства и высшего блага
3) образец профессионального мастерства
4) мудрый человек
5) герой, пожертвовавший собой ради спасения жизни другого человека
6) президент великой страны
7) лидер думской фракции
Педиатрического факультета ...