Зачем нужен метроном

Опубликовано ,

Я довольно мало играл под метроном когда был зелен и не парился, зато сейчас понимаю – моё чувство ритма вытянуло то, что я часто включал любимые песни и играл вместе с ними. Ой, простите, простите! Я наверное не с того начал.

В общем и целом если ты не знал, то метроном (клик) это такая стучащая хрень и нужен он для развития чувства ритма и ровной игры. Только если ты в теории дундук, как я, то не совсем понятно, что он там такое считает и почему нельзя жить нормально без него.   

метроном 120 ударов в минуту

Я уже слышу как ты спешишь накинуть пару возражений типа "ну вон группы играют как-то без метронома же и ничего". Нет, у них он есть, тот самый, который в барабаны бьет. 

Зачем нужен метроном барабанщику

Мы уже обсуждали тему с криворукими басистами, давай теперь обсудим тему с жопорукими барабанщиками. Что делает из Феди из Задрищенска, барабанщика на миллион? Умение играть под метроном. 

Это действительно проблема. Я слышал как играются песни с метрономом и без, если в первом случае это кач, профессионализм и трусы фанаток, то во-втором это "гаражный рок" либо тухлые помидоры. Я конечно утрирую, если наш Федя матерый тип, и долго упражнялся под клик, то сыграет на четверочку, никуда ни денется. Однако, метроном дает ровность и не дает темпу плавать. Особенно это важно в рок или поп музыке, где темп не меняется на протяжении всей песни.

То что ты не слышишь на концертах хороших групп метронома, не значит, что его нет. Профи используют специальные мониторные наушники. В них и идет клик для барабанщика. На репы и концерты своей группы я таскал обычные большие "уши", которые мой "Федя" пытался всё время скинуть, думая, что он умнее метронома – поверь разница между плавающим и ровным темпом очень заметна.

Кроме того, если в группе есть синтезатор, который включается как фонограмма, то здесь просто обязателен метроном, чтобы синхронизировать это дело с ударными.

А зачем метроном остальным музыкантам?

Я думаю ты уже впринципе должен понимать для чего он может понадобится гитаристу и прочим музыкальным сокамерникам. Что касается реп и концертов то схема такая:

МЕТРОНОМ -> БАРАБАНЩИК -> ОСТАЛЬНЫЕ МУЗЫКАНТЫ

Короче, ударщик производства трудится под клик, а все остальные под него. Другое дело, когда надо поупражняться дома. Сомневаюсь, что у любого музыканта всегда под кроватью сидит лишний драммер с кликом в ушах. Для того, чтобы наработать мышечную память и научиться играть ритмично и ровно нужен метроном, врубил его и пошел фигачить. Тогда и на репетициях лажи не будет, чего тебе желаю.

Скорость

Очень важная вещь. Чтобы прокачать скорость нужно действовать маленькими шажками, сначала развиваем игру так, чтобы было комфортно в одном темпе, потом чуть быстрее, потом еще быстрее. Нужна точность, так как повышать его нужно всего на 5-10 ударов в минуту. А это капец, как мало, на слух даже опытный музыкант вряд ли услышит различия.

Без метронома будешь плавать, как милкивей в прорубе, подустал – медленнее играешь, адреналина вжарило – попер быстрее, и причем все это не заметно на слух. Наконец, не за один же день скорость качается, вот как ты сегодня будешь играть ровно в том же темпе, что и вчера? В общем я надеюсь ты понял мыслю, упражняйся только под клик.

Метроном
А это у меня в телефоне такой стоит, под него упражняюсь

Что он там отстукивает

Я надеюсь, что смог донести до тебя важность использования метронома. Но если тебе интересна теоретическая нудятина, то прошу к шалашу. Я в музыкалках не учился и не особенно качался в теории, но кое – что знаю и постараюсь донести так, чтобы до тебя дошло. 

Сразу говорю, дальше много букв и надо будет немного поднапрячься для понимания, поэтому если тебе вся это теория до лампочки, то свободно можешь пропускать это, включить метроном и заниматься под него без зазрений совести. Просто прибавляй темп потихоньку.

В общем сразу по терминам:

  • Метр
  • Доля
  • Темп
  • Такт
  • Размер

Я конечно боюсь, что учителя консерваторий могут меня поймать в темном переулке за мое последующее трактование материала, но я как рисковый парень должен сказать своё слово.

Метр

Метр, тот который музыкальный эт не метроном, как говорит нам википедия это абстрактное понятие. В общем исходя из всех тех определений и описаний, которые мне удалось выслушать и прочитать музыкальный метр можно ассоциировать с термином "разметка", любая, пусть я в тетрадке начертил. При этом какой длины эти палочки и какое между ними расстояние пофигу, так же как пофигу и на сам рисунок разметки.

А вот если мы скажем, что у этой разметки повторяющийся рисунок – три черточки, точка, то это уже не совсем абстракция. 

музыкальная разметка

Вот и музыка тоже имеет разметку – метр. А когда метр приобретает определенную форму (как разметка с рисунком), то это уже ближе к размеру

Что такое музыкальный размер

Музыкальный размер, его можно смело обозвать и метром, только у музыкального размера есть более четкое определение (как у нашей разметки с черточками). Самый распространенный размер 4/4 – четыре четверти. Я сразу прошу тебя не применять к этой дроби свои шикарные математические познания и не сокращать цифры.

До верхней четверки мы доберемся, а вот нижняя четверка значит длительность нот – это как раз и есть наша длина черточек если снова мыслить сравнениями. Не будем вдаваться в это, знай что длительность нот, в отличие от длины черточек, это величина относительная и дробная, и считается от целой ноты. То есть эталон это целая нота, а всякие 1/4, 1/16 ноты это уже части от целой. И вот как раз нижняя четверка в обозначении размера в данном случае означает четвертые ноты (одна четвертые – 1/4).

Метроном у нас стучит по этой разметке и длительность каждого удара равна длительности 1/4 ноты (в размере 4/4), другими словами он отстукивает сильные доли. 

Что такое доля  

Нет конечно, четвертые ноты не являются долями сами по себе. Доля это относительное понятие, ее длительность и сила зависит от того в каком музыкальном размере она находится. Это как мой шаг, я могу идти большими шагами метровой длины если шагаю через лужи, либо очень короткими, если иду по льду. 

В природе встречаются три вида долей.

  • Сильные
  • Относительно сильные 
  • Слабые

Вот собственно здесь собака и зарыта. 

Как я уже отметил выше, метроном отстукивает сильные и относительно сильные доли, следуя музыкальному размеру. А теперь, чтобы раскрыть значение верхней четверки в размере 4/4 и разыскать где у нас какая доля, я торжественно введу понятие такта.

Что такое такт

Это очень просто. Такт это музыкально расстояние стартующее от сильной доли и заканчивающееся перед следующей сильной долей. Вот тут у нас снова входит в дело размер. 4/4 – верхняя четверка означает количество долей в такте. Да! Вот так просто. Первая доля сильная, остальные три относительно сильные. Конечно в просторечье слово "относительно" не употребляют, но мы то с тобой эстеты.

А теперь включи сверху пример метронома. Там как раз размер четыре четверти, послушай. 4ре удара. Сначала один сильный, потом три обычных – это такт. Теперь можешь закручивать усы и говорить, что ты разбираешься в музыкальной метрической системе.

Размер

Что такое музыкальный темп

И завершает наш хитпарад самый простой термин. Помнишь я говорил, что бывает целая нота, а бывает четвертая и что у них есть какая-то длительность, так вот это длительность определяется темпом. Когда мы говорили про всякие четверти, такты, относительные доли, ты заметил, что четких временных характеристик дано не было? То есть я не говорил типа "четвертная нота звучит три секунды". А не говорил, потому, что это были относительные величины. И относительны они как раз к темпу. Именно темп связывает наше человеческое время и всю эту музыкальную терминологию.

И измеряется темп в ударах в минуту. В ударах чего? В ударах метронома? Не совсем. Для темпа можно задать единицу измерения в долях нот, например в четвертых(как в размере). От этого будут плясать все длительности нот. Т.е. темп это количество ударов заданной длительности в минутуЕсли темп задан в четвертых нотах, то это значит, что в минуту должно прозвучать ровно столько – то четвертых. Т.е. количество ударов метронома в минуту может совпадать с темпом, а может и нет, так как метроном отсчитывает размер, который с темпом не связан. 

На примерах

Существуют другие менее известные размеры, к примеру 4/8. Четыре доли восьмыми нотами в такте. А темп у нас 60 ударов и в четвертых нотах задан, что тогда, посчитаем? Темп у нас получился такой, что четвертая нота длится секунду (60 секунд = 60 ударов в темпе четвертыми). А сколько в четвертой ноте восьмых нот?

Сложные знания по матану мне пригодятся – 1/4 = 2/8 . То есть у нас 2 восьмых ноты проходит за секунду, следовательно 1/8 нота это в два раза меньше – пол секунды. Следовательно метроном нам отстучит восьмыми 120 ударов.  

У меня в телефоне есть метроном, так вот там нельзя поменять единицу измерения темпа. Но в некоторых прогах можно менять, но везде где изменить эту единицу нельзя, темп задается в ударах четвертых нот.

Темп

Эпилог

Я конечно понимаю, что у тебя возможно мозг опух от всей этой инфы, но на самом деле всё логично, музыкальная теория это математика в чистом виде, доли нот раскладываются в меньшие доли и т.д. и т.п. Если тебе действительно хочется всё это понять, советую перечитать статью экспериментируя в Guitar Pro, там можно менять размеры, включать метроном и баловаться с темпом. Но если особого желания нет, то можешь не париться, просто бери метроном и занимайся, надеюсь, что важность этого я до тебя донес. До встречи.

Зачем нужен метроном: 2 комментария

  1. Лучше не использовать метроном на занятиях постоянно, вы можете легко привыкнуть к такому скрытому контролю, и потом будет сложно отвыкать. Лучше всего пользоваться метрономом исключительно для самоконтроля, вырабатывать чувство ритма лучше пытаться самому.

    • Не согласен, мне кажется гораздо проще привыкнуть к кривой игре без метронома, что выглядит логично если у человека плохо развито чувство ритма. Есть какой-то пример тому, что вы говорите?
      Лучше первым этапом научиться попадать ровно в метроном, а уже потом пробовать играть с менее жесткой привязкой к сетке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.