Техника правой руки

Опубликовано ,

Как это не обидно, в интернете мало законченной информации по этой теме, кто-то освещает одни нюансы, кто – то другие, кто – то вообще не пытается донести важность. А в древние времена, когда я только начинал играть, нормальной инфы было еще меньше.

Приходилось учиться на своих ошибках самостоятельно, так как препода в моём поселке было не найти, а уж занятия по скайпу тогда еще не придумали как и быстрый интернет (да! Я такой старый). И какие же последствия?

А такие что сейчас через много лет, я как дурак переучиваюсь вместо того, чтобы играть как боженька. Пожалуйста, не наступай на мои грабли.

Если ты до этого не знал, что играть правой рукой надо не так как ты обычно рубишь дрова у бабушки на даче, то эта статья для тебя. 

Советую ознакомиться если ты уже бывалый гитарюга, но сталкиваешься с такими неприятностями:

  • Цепляешь соседние струны при игре
  • Слишком сильно размахиваешь ручищей
  • Слишком напрягаешься во время исполнения( быстрее играешь – краснее лицо. Народная мудрость)
  • Звукоизвлечение грязное.
  • Приходится выворачивать руку когда спускаешься для игры на нижних струнах( тонких ), или наоборот.
  • И самое главное, не можешь играть так быстро как хотел бы.

Если ты новичок, то тебе повезло, ты поставишь технику правой руки сразу и дело пойдет веселее. Ты никогда не узнаешь о вышесказанных симптомах. Бывалый, ты уж извини, но тебе придется попыхтеть, чтобы исправить ситуэйшн, но главное, что исправить можно (проверено на себе).

Для начала советую разобраться как правильно держать гитару, чтобы не было никакого дискомфорта во время игры.

Прочитал? А теперь по порядку.

Куда девать предплечье

Самая простая часть это предплечье, мы уже говорили о нем в статье по мастерству правильного держания гитары. Не надо класть предплечье в изгиб гитары, надо класть выше, а вот конкретно куда уже зависит от твоего удобства. Вот небольшой чеклист:
  • Рука должна опереться предплечьем на гитару и свисать, то есть, внимание, расслабь руку! Раз свисать, то также очевидно, что опираться надо сверху а не сбоку или еще фиг знает откуда.
  • Предплечье должно лежать на гитаре так, чтобы ладонь не лежала на бридже, а лежала после бриджа над струнами (на самом деле на струнах, но об этом ниже)
  • Кисть не должна болтаться, возьми медиатор и положи его на струну, тогда кисть как бы продолжит предплечье не загибаясь вниз под собственной тяжестью

А теперь в красочных картинках.

Техника правой руки - предплечье

Куда ложить ладонь и кисть

Ок, ты положил предплечье куда надо,кисть висит над струнами. У меня висит, если у тебя тоже висит – зачет.

Я должен признаться – очень долгое время я обходил игру на нижних (тонких) струнах. Мне всегда больше нравилось мясо на толстых, рубануть какой- нибудь джент, гораздо прикольнее на мой взгляд, чем выстрелить соляком из металлики. Но я упускал тот момент, что все хорошо в меру и развиваться надо во всех направлениях ибо и в джентухе бывает в тему соляковая фразочка на нижних. Нужно быть универсальным, чтобы освободиться от жанровых рамок и дать свободу творческому мышлению. О как завернул!

Но все таки до меня дошло что, игра на нижних струнах для меня не так легка как на верхних, более того, даже перемещаться от верхних к нижним и обратно было для меня проблемой. Очевидно же – я тренировал мясо и "скакал" по тяжелым мясным риффам большую часть времени и заточил неправильную технику из-за которой не мог:

  • а) также быстро играть соло на тонких струнах
  • б) спускаться от толстых струн к нижним и подниматься обратно.

Проблема начала решаться когда я стал отдавать свою любовь струнам и сверху и снизу – а именно гонять упражнения не зацикливаясь на верхе или низе.

Далее шла проблема техники. Раньше когда я пытался спускаться к нижним струнам, то поворачивал кисть и в результате заламывал руку. Никогда так не делай.

Залом кисти

Ладонь должна ходить вниз и вверх, совсем чуть – чуть, но она не должна быть в фиксированном положении когда ты перемещаешься снизу вверх и наоборот. Из этого следует что кисть не должна практически менять свой начальный угол, перемещаться от струны к струне нужно не с помощью залома кисти, а спомощью перемещения ладони. Точнее даже так – будет перемещаться рука, а вместе с ней ладонь.

Движение правой руки без залома
 

Не надо проделываеть километры рукой, чтобы двигаться вверх и вниз. Есть одна хитрость, которой я пользовался когда мне нужно было понять правильно ли я "хожу" ладонью от струне к струне. На ладони есть линия, надеюсь у тебя тоже она есть. 

Линия для контроля движения ладони

Так вот у этой линии есть три положения:

  • Для игры на самых толстых 6й и 5й струнах. линия находится между ними.
  • Для игры на 4й и 3й, линия находится между ними
  • Для игры на 2й и 1й, линия находится между ними.

Конечно, не обязательно соблюдать такую точность всегда, но чтобы ориентироваться на начальном этапе это здорово помогает. Позже, когда моторный навык приживется, думать об этом не придется и линия не будет лежать точно как в этих положениях, но это уже не будет иметь значения, результатом станет просто удобное перемещение от струны к струне. 

Итак, подытожим этот момЭнт:

  • Уделяй внимание игре на всех струнах, а не только на какой-то части или вообще не дай бог на одной струне. Делай упражнения, который прокачивают игру на каждой из струн.
  • Перемещай ладонь, вместо того, чтобы заламывать кисть. 
  • Используй линию на ладони, чтобы контролировать перемещение ладони. 

Немного о чистой игре

Я написал, что ладонь должна висеть над струнами, но если ты воткнешь гитару в усилитель и начнешь рубить металл на всю катушку, то услышишь шум. Это, бро, называется грязная техника игры и возникает она из за того, что одни струны продолжают звучать пока ты играешь на других, кроме того есть еще резонанс, когда ты вроде бы не играл на струне, а она вибрирует, поддерживая свою недалеко висящую сеструху.

Выход один, глушить и еще раз глушить. Можно глушить струны как левой рукой, так и правой. Для этого нужно ладонь держать не над струнами а на струнах. 

То есть ты играешь на 6й струне, правая ладонь струны не глушит, спустился на 5ю, надо слегка коснуться 6й струны ладошкой, чтобы она не "возникала" и так по всем струнам, то есть оставляем звучать только то, что должно звучать. Ты даже не представляешь на сколько моя игра приблизилась к профи, когда я обратил внимание на эту часть. 

Я описал это достаточно подробно в статье про глушение струн

Техника правой руки и медиатор

Я начинал писать этот подраздел и он нечаянно вырос в самостоятельную статью  как правильно держать медиатор. Кстати, там написано не только про медиатор но и про остальную пятерню, поэтому советую читкануть на досуге, все что будет ниже в статье по ссылке расписано подробно. 

Но если вкратце:

  • Держим медиатор между подушкой большого и ребром указательного под небольшим углом к плоскости струн
  • Указательный не сгибать
  • Стараемся сильно не опираться на гитару висящими пальцами (если они висят), просто касаться ими гитары можно.
  • Руку не напрягаем 

 Техника правой руки с медиатором

Как играть кистью

Во-первых, есть такое понятие как переменный штрих, сегодня коснемся вскользь. Это движения медиатором, вниз – ввер при игре. Чтобы исполнять такое движение нужно научиться правильно двигать кистью.

Не надо двигать рукой от локтя или от плеча. Также, не надо двигать самим медиатором, сгибая и разгибая пальцы. Два слова: Используй кисть.

И тут пытливый умишко спросит: "а почему? А может мне пальцами удобнее, или что если я привык рубить с плеча"?

У меня есть логичный ответ: кисть поможет тебе в будущем развить скорость. Если ты попробуешь прокачать по скоростным характеристиками сгибание/разгибание локтя/плеча/пальцев в фалангах, то заметишь, что это не очень то выходит, а вот растрясти кисть получается лучше. Просто согни пальцы, как-будто держишь медиатор и попробуй движение типа "стряхнуть с руки какую – то хрень". Просто потряси рукой в этом положении,только не локтем или плечом, а именно кистью.

Не переживай если тебе кажется, что скорость маленькая или, что рука зажимается. Это нормально, у тебя пока не развит этот навык, он придет позже если ты будешь заниматься.

Также, все вот говорят играй кистью, играй кистью, а я когда играю у меня еще предплечье двигается немного, это как? Это никак, это норм, ты же правда не думал что твоя кисть будет летать, а весь мир, включая все части твоей тушки, подождёт. Рука это цельный механизм, так что её части будут взаимодействовать.

Также еще один момент, двигать кистью из прямого положения, чутка сложнее чем из положения когда в ней есть прогиб. Законы анатомии в силе, детка.

Прогиб кисти

Поэтому на гитаре, нужно найти такое положение в котором:

  • Будет небольшой прогиб в кисти
  • Ладонью при этом прогибе будет возможно приглушать не используемы струны

Немного об ошибке, которую делают начинающие. Играют одновременно и кистью, и пальцами. Нет я допускаю, что пальцы могут шевелиться, но еле заметно, и точно не на малых скоростях. Запомни:

  • Играй медиатором, а медиатор двигай с помощью переменного штриха кистью.
  • Пальцы не должны двигаться когда двигается кисть

Вот как – то так, учти эти моменты, занимайся чаще под метроном и твоя техника правой руки определенно станет лучше. До встречи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.