Про диатонические лады

Опубликовано ,

Привет. Решил тут пару слов сказать про диатонику в музыке. Слышал про диатонику? А про всякие страшные лады – миксолидийский и всякие такие? Ну про минорный и мажорный лады слышал хоть?

Ладно, чтоб было понятно, начну для тех кто в танке.

Мажорный лад и диатонка.

Вначале было слово! То есть лад. То есть мажорный лад. Ага он самый, а минорного не было прикинь! Какая у нас структура мажорного лада в тонах и полутонах, ну-ка:

1 – 1 – 1/2 – 1 – 1 – 1 – 1/2

Если по этой структуре пройтись от ноты До, то получиться До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си – До. Вот такой вот натуральный мажорный лад. И че с ним делать? Ничего такого, давай сдвинем наш скелет из тонов влево. Что получиться?

 1 – 1/2 – 1 – 1 – 1 – 1/2 – 1

Ничего такого, просто представь что мы циклично двигаем цифры, сдвинули влево, и цифра слева (1)  переместилась наперед, потому что структура нот циклична, мате её. Это мы До мажор сдвинули на ноту Ре и получилось вот так: Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си – До – Ре. Надеюсь теперь вдвойне понятно стало.

Несмотря на то, что это у нас тот же До-мажор вроде как, структура то новая получилась. Начнем опять строить с До по этой структурке и получиться:

До – Ре – Ре# – Фа – Соль – Ля – Ля# – До. Попробуй сыграть на гитаре, это самый, что ни на есть лад, есть тяготения, тоника и свой окрас. А называется это лад – Дорийский.

7 Диатонических ладов

Итак если ты еще не уловил фишку. Мы берем ступени натурального мажора и и начинаем с них строить новый лад, как бы продолжая мажорную структуру с данной ступеньки. Получается следующая картина ладов:

  • Ионийский(натуральный мажор) 1 – 1 – 1/2 – 1 – 1 – 1 – 1/2
  • Дорийский (II ступень мажора)  1 – 1/2 – 1 – 1 – 1 – 1/2 – 1
  • Фригийский(III) 1/2 – 1 – 1 – 1 – 1/2 – 1 – 1
  • Лидийский(IV) 1 – 1 – 1 – 1/2 – 1 – 1 – 1/2
  • Миксолидийский(V) 1 – 1 – 1/2 – 1 – 1 – 1/2 – 1
  • Иолийский(VI) 1 – 1/2 – 1 – 1 – 1/2 – 1 – 1
  • Локрийский(VII) 1/2 – 1 – 1 – 1/2 – 1 – 1 – 1

Заметь две штуки. Если локрийский двигать еще раз по циклу, то перейдем опять в Натуральный мажор, который, кстати Ионийский. И вторая вещь, что иолийский лад, не что иное как Натуральный минор. Вот такая вот неожиданность.

Все эти староиспеченные лады, со страшными греческим названиями обозваны диатоническими, всё что содержит в себе звуки положенные на этих интервалах тоже называется диатоничным. 

Все это дело можно с успехом использовать, например, ты вызубрил все лады и такой увидел диатоничную прогрессию аккордов типа: Gmaj/Cmaj/Dmin. Глядь, а это миксолидийский лад и пошел соляки гонять в этом ладу. Утрирую конечно, но смысл я надеюсь понятен. 

Вот такая не замысловатая вещь, пытался разъяснить доступно. Пиши вопросы, подписывайся на рассылку и до встречи. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.